Научная статья на тему 'Проблемы и приоритеты формирования кадрового потенциала научно-инновационной сферы'

Проблемы и приоритеты формирования кадрового потенциала научно-инновационной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная экономика / научно-инновационная сфера / высшее образование / выпускники / человеческий капитал / экономическая активность населения / рынок труда / навыки / компетенции / дуальная система профессионального образования / innovative economy / scientific and innovative sphere / higher education / graduates / human capital / economic activities of the population / labour market / skills / com-petences / dual system of professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Сергей Анатольевич

В статье представлены результаты исследования проблем кадрового обеспечения научно-инновационной сферы, развития человеческого капитала. Приводятся данные об экономической активности населения на Северо-Западе России, структуре подготовки специалистов в вузах Санкт-Петербурга, качестве человеческого капитала. Даются рекомендации по приоритетным направлениям модернизации системы профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the research results of problems of the scientific and innovative sphere staffing and development of human capital. Data on economic activities of the popu-lation in the Northwest Russia, the structure of professional training of specialists in higher education institutions of St. Petersburg are provided, as well as the assessment results of the human capital quality. Recommendations regarding the priorities and approaches of pro-fessional education system modernization are presented.

Текст научной работы на тему «Проблемы и приоритеты формирования кадрового потенциала научно-инновационной сферы»

ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

С. А. Иванов

В статье представлены результаты исследования проблем кадрового обеспечения научно-инновационной сферы, развития человеческого капитала. Приводятся данные об экономической активности населения на Северо-Западе России, структуре подготовки специалистов в вузах Санкт-Петербурга, качестве человеческого капитала. Даются рекомендации по приоритетным направлениям модернизации системы профессионального образования.

The article presents the research results of problems of the scientific and innovative sphere staffing and development of human capital. Data on economic activities of the population in the Northwest Russia, the structure of professional training of specialists in higher education institutions of St. Petersburg are provided, as well as the assessment results of the human capital quality. Recommendations regarding the priorities and approaches of professional education system modernization are presented.

Ключевые слова: инновационная экономика, научно-инновационная сфера, высшее образование, выпускники, человеческий капитал, экономическая активность населения, рынок труда, навыки, компетенции, дуальная система профессионального образования.

Key words: innovative economy, scientific and innovative sphere, higher education, graduates, human capital, economic activities of the population, labour market, skills, competences, dual system of professional training.

Одной из проблем экономики, и особенно научно-инновационной сферы, остается кадровая - нехватка квалифицированных специалистов, особенно молодых ученых. Причин здесь достаточно много, но мы выделим главные. Во-первых, это негативные демографические тенденции. Во-вторых, нехватка трудовых ресурсов отчасти обусловлена снижением экономической активности населения, в том числе молодежи. Понятно, что есть самые разные факторы снижения экономической активности населения: с одной стороны - отчаяние найти подходящую работу, отсутствие в своем населенном пункте вообще какой бы то ни было работы, с другой -возможность у кого-то в принципе не работать, живя за счет средств семьи или на другие доходы. Но несомненно то, что снижению экономической активности способствует сложившийся и постоянно воспроизводимый дисбаланс спроса и предложения на рынке труда в профессиональноквалификационном разрезе. Свой вклад в воспроизводство этого дисбаланса вносит и система профессионального образования, что хорошо видно на примере Санкт-Петербурга. Так, почти половину (49,7 %) всего выпуска в 2013 г. специалистов государственными образовательными организациями высшего образования Санкт-Петербурга составили прошедшие обучение по двум группам специальностей: «Экономика и управление» (33,2 %) и «Гуманитарные науки» (16,5 %). В то же время доля выпускников вузов по многих актуальным и востребованным экономикой города специальностям

278

остается на крайне низком уровне. Например, удельный вес выпускников по специальности «Автоматика и управление» составила в 2013 г. - 1,7 %, по специальности «Химическая и биотехнологии» - 1,5 %, по специальности «Приборостроение и оптотехника» - 0,9 %, по специальности

«Информационная безопасность» - 0,6 % от общего числа выпускников государственных образовательных организаций высшего образования Санкт-Петербурга по группам специальностей. Третьей и, возможно, главной причиной дефицита кадров для научно-инновационной сферы является уровень подготовки специалистов, не соответствующий требования работодателей из научно-инновационной сферы. В полной мере это относится и к выпускникам вузов.

Исследование, проведенное в 2011 г. Институтом проблем региональной экономики РАН в форме экспертного опроса, показало, что сегодня одним из главных недостатков действующих работников является не нехватка профессиональных знаний и умений, а, действительно, неразвитость отдельных, в том числе инновационных, свойств человеческого капитала (рисунок). Так, например, по-прежнему многие люди избирают для себя позицию: «мне проще быть исполнителем, чем предлагать и отстаивать собственные идеи» [4, 103]. Три четверти экспертов признали факт неготовности по разным причинам работников к проявлению инициативы, участию в инновационной деятельности, даже в том случае, если они обладают для этого необходимыми способностями, профессиональными знаниями (76,3 %). Не менее существенным недостатком современного человеческого капитала является также то, что у многих людей отсутствует потребность стремиться к новому, создавать новое качество (74,2 %).

Еще одной причиной кадрового дефицита организаций научноинновационной сферы является, на наш взгляд, то, что сами эти организации далеко не всегда создают условия, мотивирующие работать в них. В частности, научно-инновационная сфера не может похвастаться высокой оплатой труда своих работников, по сравнению, например, со сферой управления, финансов, рекламной деятельностью и пр. Кроме того, для выпускников вуза помимо оплаты труда важным фактором является профессиональный и карьерный рост, возможности саморазвития и самореализации. Однако, как показывают результаты многих исследований, многие выпускники считают неясными перспективы и возможности карьерного роста в научноинновационной сфере.

Эти факторы дополняются еще рядом других, также связанных прежде всего со сложившимися имиджем научно-инновационной сферы, условиями работы в ней.

Представляется, что для развития интереса к инновационной деятельности, формирования готовности работать после окончания вуза в организациях этой сферы, необходимо прежде всего изменить структуру образовательного процесса. Вектор изменения - увеличение практических занятий, работа по реализации реальных инновационных проектов, желательно на самих предприятиях, но также и в вузе на базе хозяйственных обществ (малых инновационных предприятий).

279

%

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

у многих людей не выработано стремление создавать что-то новое

многим проще быть исполнителями, чем выдвигать идеи и отстаивать их

система образования не формирует потребность быть новатором

многие работники не умеют планировать свою деятельность

даже молодежь не всегда имеет навыки поиска информации

люди часто не обладают искусством передавать свой опыт

многим не хватает умения работать в команде, договариваться с лю дьм и

у многих нет способностей к освоению новой техники

у людей не развиты способности к созданию, конструированию нового

систем а образования не развивает способностей к инновациям

даже при наличии способностей не все работники готовы к инновациям

стрем ление к инновациям не всегда поддерживается начальством

инновационная деятельность треб^т предприим чивости -свойства, которого у м ногих нет

_1_______■ ■

■ ■ ■________________1_

74,2

84,8

63,8 57,3

61,1

67,7

76,3

68,7

Рисунок. Мнение экспертов о том, в чем заключаются основные недостатки человеческого капитала, что мешает людям быть более работоспособными, инициативными, творческими (сумма «согласных» и «скорее согласных» с данным суждением)

Одной из моделей образовательного процесса, особенно для студентов старших курсов, может стать организация дуальной системы подготовки кадров по типу немецкой или той, что осуществлялась в системе ВТУЗов в СССР. В любом случае это должен быть процесс обучения, совмещенный с развитием практических умений, навыков, которые успешнее всего формируются в реально работающих коллективах.

В целом можно сказать, что, с одной стороны, система высшего профессионального образования нашей страны нуждается в продолжении модернизационного процесса, с другой стороны - в самой этой научно-

280

инновационной сфере необходимо создать более привлекательные условия для молодых специалистов, изменить имидж научных и инновационных организаций как организаций с относительно невысокой оплатой труда, что является существенным для выпускников вузов.

Список литературы

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 дек. 2011 г. № 2227-р.

2. Госкомстат России: Официальная статистика. Население. Демографический прогноз до

2030 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_

main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#

3. Госкомстат России Обследование населения по проблемам занятости 2002-2014 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_30/Main.htm.

4. Человеческий потенциал для инновационной экономики / под ред. д-ра экон. наук С.А. Иванова. - СПб.: ИПРЭ РАН, 2011.

5. Иванов С. А., Снопова С. М. Кадровый потенциал инновационной сферы в условиях трансформации социально-экономического пространства регионов России // Перспективы развития России и Германии как членов ВТО: сб. науч. ст. / под ред. Л.П. Совершаевой. -СПб.: ГУАП, 2013. - С. 38-40.

281

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.