Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы высшего авиационного образования в России'

Проблемы и перспективы высшего авиационного образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
984
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПИЛОТОВ / AVIATION EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING OF PILOTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Юрий Владимирович

Рассмотрены исторические аспекты, современное состояние и перспективы развития Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (УВАУ ГА), которое является старейшим в России учебным заведением по подготовке летного состава для гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE HIGHER AVIATION EDUCATION IN RUSSIA

The article describes historical aspects, modern conditions and development prospects of Ulyanovsk Higher Civil Aviation School «UVAU GA» one of the oldest educational institution which provides preparation of flight structure for civil aviation and which was finished by the author.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы высшего авиационного образования в России»

УДК 378.6: 629.7 ББК 39.5 р31

Ю.В. КУЗНЕЦОВ

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫСШЕГО АВИАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Ключевые слова: авиационное образование, профессиональная подготовка пилотов. Рассмотрены исторические аспекты, современное состояние и перспективы развития Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (УВАУ ГА), которое является старейшим в России учебным заведением по подготовке летного состава для гражданской авиации.

Yu.V. KUZNETSOV

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE HIGHER AVIATION EDUCATION IN RUSSIA

Key words: aviation education, professional training of pilots.

The article describes historical aspects, modern conditions and development prospects of Ulyanovsk Higher Civil Aviation School «UVAU GA» one of the oldest educational institution which provides preparation of flight structure for civil aviation and which was finished by the author.

Сегодня в России существует серьезная потребность в профессиональных авиационных кадрах: научных, рабочих, инженерных, технических, в кадрах лётного состава и диспетчерах. Качественное авиационное образование должно поэтапно справиться с этой проблемой. До сих пор в российской авиации сохранялась тенденция «старения» отрасли. Действительно абитуриенты не очень охотно шли в авиационные техникумы и вузы, мечтая стать менеджерами отдела продаж в крупных авиакомпаниях или креативными директорами их рекламных агентств [1. С. 12]. Без пополнения отрасли молодыми специалистами ее огромный потенциал и величие просто-напросто бездействуют.

К сожалению, сегодня отечественная авиация находится в довольно плачевном состоянии. Большинство самолетов в парках авиакомпаний составляют творения американских и европейских корпораций [1. С. 15].

Однако в планах развития промышленного сектора страны и тяжелого машиностроения, в частности, реанимация авиационно-космической отрасли стоит на одном из первых мест.

Авиационное образование включает в себя комплекс весьма специфических областей подготовки: авиационная техника - конструкции самолетов, вертолетов, других летательных аппаратов плюс технология производства, сборки и испытаний; силовые установки летательных аппаратов, а также технологическое обеспечение сборки, производства и испытаний; авионика - приборы, системы ориентирования и навигации, бортовое радиооборудование, бортовые вычислительные комплексы; прикладные науки - механика, математика, физика и т.д. Ну и, конечно, огромная часть подготовки авиационных инженеров имеет двойную направленность - и военное, и общегражданское применение [3].

Учеба в авиационном вузе - задача непростая, но и плоды усиленных трудов не заставят себя долго ждать. Выпускников ждут не только в авиации и аэрокосмической промышленности - подготовка позволит работать в самых разных сферах. Это и проектирование легкосплавных конструкций, и защита холодильных и нагревательных агрегатов, и проектирование устройств для работы в агрессивных средах, и программное обеспечение для проектных и конструкторских работ, и телекоммуникации, и радиооборудование, и робототехника, и системы безопасности, и радионавигация. Список можно продолжать еще очень долго.

На младших курсах вуза изучают много общих и теоретических предметов, как правило, уклон в авиацию минимален, он находит отражение лишь в условиях задач для студентов, и то не всегда. Это нужно для того, чтобы в случае перехода несостоявшихся летчиков в другой машиностроительный вуз при-

шлось меньше пересдавать и переучиваться. Зато с третьего (а то и второго курса) начинается авиационное образование в полном смысле этого слова - аэродинамика, динамика полета летательных аппаратов, проектирование и расчет авиакомплексов, конструирование самолета, вертолета, расчеты на прочность, оснащение, системы оборудования летательных аппаратов. По сути своей это далеко от романтики покорения неба. Однако в это же время становятся известны ответы на каверзные специфические вопросы: например, почему у дозвуковых самолетов нос тупой и округлый, а у сверхзвуковых - заостренный? Для ответа достаточно в общих чертах знать основы аэродинамики. Если самолет летит на дозвуковой скорости, то набегающий поток воздуха должен плавно обтекать профиль, чтобы не было областей возмущения, где воздушные вихри будут только мешать полету. На сверхзвуковой же скорости газ (т.е. воздух) ведет себя иначе: из-за больших скоростей полета воздушный поток при срыве с профиля создает дополнительное разрежение, что только упрощает движение самолета. Самолеты летают потому, что благодаря конструкции крыла при движении самолета сверху профиля крыла создается разрежение (область с меньшим давлением), снизу же профиля, наоборот, давление выше. Следовательно - из-за разницы давления относительно профиля крыла воздух «подталкивает» крылья вверх.

Авиационных вузов в России немало. Кроме того, в некоторых технических университетах есть аэрокосмические факультеты или, как минимум, кафедры авиационной направленности. В Советском Союзе авиационные вузы создавались, как правило, в крупных областных центрах, где уже существовали предприятия авиационной или аэрокосмической промышленности. Это Воронеж, Харьков, Самара, Казань, Красноярск, Байконур, Москва.

В современной России, разумеется, пальму первенства держат московские вузы - МАИ, МАТИ, МГТУ, МФТИ, МГТУГА. При этом вузы в Самаре и Казани не только не потеряли своего значения, но и оказались лидерами по качеству образования на довольно больших территориях. Прибавьте к этому ряд военных училищ и университетов, где есть авиационные и аэрокосмические специальности - Академия ракетных войск имени Петра Великого, училища в Егорьевске, Жуковском, Кубинке. И это только в Подмосковье.

Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (УВАУ ГА) является старейшим в России учебным заведением по подготовке летного состава для гражданской авиации. В соответствии с действующей нормативно-правовой базой - Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также Уставом училища ФГОУ ВПО «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)» является самостоятельным государственным высшим учебным заведением федерального подчинения (статус - институт), реализующим профессиональные образовательные программы высшего, послевузовского и дополнительного образования и осуществляющим научные исследования, а также другую предусмотренную Уставом деятельность [4. С. 18].

УВАУ ГА является старейшим в России учебным заведением по подготовке лётного состава для гражданской авиации, основанным в 1935 г. За период с 1980 по 1985 г. было подготовлено более 15 тыс. авиационных специалистов, в том числе - из 40 стран мира. В 1985 г. Центр, который тогда праздновал свой полувековой юбилей, был награждён Орденом Дружбы народов. С 1993 г. было выпущено 1397 человек с высшим образованием по специальности - пилот [4].

Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации создано на базе Центра совместного обучения летного, технического и диспетчерского персонала гражданской авиации стран - членов СЭВ в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.92 № 1931 -р

«О создании Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации» и приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.12.92 № 100 «Об организации УВАУ ГА Минтранса России». До 1974 г. училище именовалось Школой высшей летной подготовки гражданского воздушного флота и занималось переподготовкой летного и технического состава на новые типы воздушных судов, а также подготовкой диспетчерского состава по управлению воздушным движением. В 1974 г. в связи с большим объемом подготовки авиаспециалистов для зарубежных государств, в первую очередь для стран - членов СЭВ, учебное заведение было преобразовано в Центр совместного обучения летного, технического и диспетчерского персонала гражданской авиации стран-членов СЭВ. В 1987 г. приказом Министерства гражданской авиации СССР от 09.11.87 № 248 Центру был придан статус высшего учебного заведения - институт повышения квалификации. В связи с распадом СССР высшие летные училища гражданской авиации (базировавшиеся в г. Актюбинск и г. Кировоград) оказались за пределами России. В результате возникла проблема подготовки летного состава с высшим образованием для авиапредприятий Российской Федерации, для решения которой в 1992 г. было предложено на базе Центра создать высшее авиационное училище. Результатом большой работы, проведенной под руководством бывшего ректора училища заслуженного пилота СССР В.М. Ржевского, стало распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.10.92 № 1931-р «О создании Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации» и летом 1993 г. был произведен первый набор курсантов - по специализации «Летная эксплуатация воздушных судов».

В дальнейшем сфера деятельности училища по подготовке авиационных специалистов с высшим образованием непрерывно расширялась: начата подготовка инженеров УВД; студентов по заочной форме обучения; открыта военная кафедра; проведен первый выпуск инженеров-пилотов; открыта аспирантура; проведен первый выпуск инженеров по УВД; начата подготовка бортинженеров по заочной форме обучения; начата подготовка спасателей и менеджеров; проведен первый выпуск бортинженеров (отделение заочного обучения); начата подготовка инженеров по авиационной безопасности и инженеров-менеджеров.

Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации сегодня - это: 5 факультетов, 16 кафедр, военная кафедра, факультет безотрывных форм обучения, дополнительное профессиональное образование, языковая подготовка, лётная служба, тренажёрный центр, авиационный учебный центр, музей истории гражданской авиации.

В настоящее время в училище подготовку студентов осуществляют 207 преподавателей, из них 14 - доктора наук. Всего на очном и заочном отделениях обучаются около 3 тыс. студентов.

Количество обучаемых возросло за счет студентов-заочников, аспирантов и слушателей. Обучение проходит по летно-техническому направлению; безопасности жизнедеятельности; менеджменту на ВТ; безотрывным формам обучения [4. С. 26].

Сегодня государство пытается популяризировать технические специальности и добивается определенных положительных результатов. Авиационные предприятия все еще способны осуществлять успешные проекты. Явные тому примеры: современный гражданский самолет «Сухой Суперджет-100» и сверхманевренный многофункциональный истребитель Су-35. «Сухой Супер-джет-100» - первый за последние десятилетия новый российский гражданский самолет и «надежда российского авиапрома».

Применение нанотехнологий (НТ) в аэрокосмической технике способно обеспечить снижение следующих показателей: массы, объема, линейных

размеров, энергопотребления, вибрации и шума с одновременным повышением быстродействия, емкости памяти, надежности, стойкости к перегрузкам, чувствительности датчиков и увеличением времени автономной работы. Определены перспективные направления развития НТ: прочность летательных аппаратов, повышение вылетов до 70-90 тыс. полетов, живучесть и снижение массы, аэроупругость, снижение трения, снижение заметности ЛА [2].

На втором Международном форуме по нанотехнологиям ФГУП «Центр Келдыша» были представлены образцы продукции, полученной с использованием плазменных технологий нанесения наноструктурированных пленочных покрытий.

Одним из решений таких практических задач, как снижение затрат на обслуживание самолета и повышение безопасности полетов путем создания новых материалов, препятствующих обледенению, является применение свойств такого бурно развивающегося ныне класса водоотталкивающих веществ, как сверхгидрофобные покрытия. В современной авиации летный персонал подвергается мощному воздействию электромагнитного излучения, превышающему допустимые санитарные нормы. Возможность снижения этого воздействия в наибольшей степени определяется техническим уровнем применяемого остекления кабины экипажа. Изделия остекления с такими покрытиями выпускаются на новых боевых самолетах МиГ-29К, Су-ЗОМКИ, Су-35, вертолетах «Ансат», Ка-32.

Приведенные примеры использования современных технологий в авиации свидетельствуют о серьезной модернизации в отрасли, которая усложняется необходимостью переучивания пилотов на зарубежную технику в связи со стремлением некоторых авиакомпаний переоснастить воздушный флот за счет приобретения в лизинг подержанной зарубежной авиатехники.

В планах развития промышленного сектора страны реанимация авиационно-космической отрасли стоит на одном из первых мест. Планируется многое. Например, строительство исследовательского и опытно-конструкторского центра в г. Жуковский, объединение наиболее значимых конструкторских бюро в единое формирование, но без утраты самостоятельности в творчестве, без потери конкуренции - и с увеличенным государственным финансированием.

Необходимо отметить, что системе авиационного образования в России для подготовки пилотов кроме современных тренажеров нужны новые технологии по оценке здоровья летного состава, инновации в области психологического тестирования авиационных специалистов, различные информационные технологии и средства учета и мониторинга персонала.

Совершенно очевидно, что авиационное образование должно стать своеобразным брендом России. В последнее время поток студентов (в том числе, иностранных), желающих получить ценные знания и опыт (особенно это касается аэрокосмической отрасли), увеличивается. Осваивать профессию пилота в Россию приезжают буквально со всех уголков планеты с тем, чтобы стать настоящими специалистами и осуществить свою мечту.

Литература

1. Гражданская авиация: ХХ1 век: сб. материалов III Междунар. молодежной науч. конф. 12-13 апреля 2011 г. / под общ. ред. Н.У. Ушакова. Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2011. 190 с.

2. Нанотехнологии в авиации и космонавтике. [Электронный ресурс]. URL: www.nanoavia.narod.ru.

3. Пономаренко В.А. Краснозвездный ратный труд в стране авиации. М.: [Б.и.], 2011. 852 с.

4. Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации: 10 лет. Ульяновск, 2002. 30 с.

КУЗНЕЦОВ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - пилот, ОАО «Аэрофлот - Российские авиакомпании», Россия, Москва ([email protected]).

KUZNETSOV YURIY VLADIMIROVICH - pilot, JSC Aeroflot-Rossiyskiye aviakompanii, Russia, Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.