Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы устойчивого социально-экономического развития Воронежской области'

Проблемы и перспективы устойчивого социально-экономического развития Воронежской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
632
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РАЗВИТИЕ / ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ / ИННОВАЦИИ / КАПИТАЛ / УПРАВЛЕНИЕ / РОСТ / НАСЕЛЕНИЕ / ДОХОДЫ / МУНИЦИПАЛИТЕТ / ТЕРРИТОРИЯ / REGION / DEVELOPMENT / THE VORONEZH AREA / INNOVATIONS / THE CAPITAL / MANAGEMENT / GROWTH / THE POPULATION / INCOMES / MUNICIPALITY / TERRITORY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Крупко А. Э., Зеленцова С. Ю.

Переход к рыночным отношениям сопровождается заметным снижением показателей социально-экономического развития Воронежской области. В настоящее время Воронежская область подошла в своём развитии к ситуации, при которой уже невозможно использовать инерционные пути для обеспечения экономического роста. Устойчивость региона должна быть достигнута не только за счет укрепления материально-технической базы производства, развития инноваций и научно-технического прогресса, что позволит создать новые рабочие места, но полного использования потенциала населения на основе оптимизации территориальной структуры хозяйства и рационального использования человеческого и природного потенциалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF STEADY SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE VORONEZH AREA

Transition to market attitudes(relations) is accompanied by appreciable decrease(reduction) in parameters of social and economic development of the Voronezh area. Now the Voronezh area has approached in the development to a situation at which it is already impossible to use inertial ways for maintenance of economic growth. Stability of region should be achieved not only due to strengthening material base of manufacture, development of innovations and scientific and technical progress that will allow to create new workplaces, but full use of potential of the population on the basis of optimization of territorial structure of a facilities(an economy) and rational use of human and natural potentials.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы устойчивого социально-экономического развития Воронежской области»

УДК 332.12 (470.32)

А. Э. Крупко, С. Ю. Зеленцова

проблемы и перспективы устойчивого социально-экономического развития воронежской области

Переход к рыночным отношениям сопровождается заметным снижением показателей социально-экономического развития Воронежской области. В настоящее время Воронежская область подошла в своём развитии к ситуации, при которой уже невозможно использовать инерционные пути для обеспечения экономического роста. Устойчивость региона должна быть достигнута не только за счет укрепления материально-технической базы производства, развития инноваций и научно-технического прогресса, что позволит создать новые рабочие места, но полного использования потенциала населения на основе оптимизации территориальной структуры хозяйства и рационального использования человеческого и природного потенциалов.

Ключевые слова: регион, развитие, Воронежская область, инновации, капитал, управление, рост, население, доходы, муниципалитет, территория.

UDC 332.12 (470.32)

A. E. Krupko, S. J. Zelentsova

PROBLEMS AND PROSPECTS OF STEADY SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE VORONEZH AREA

Transition to market attitudes(relations) is accompanied by appreciable decrease(reduction) in parameters of social and economic development of the Voronezh area. Now the Voronezh area has approached in the development to a situation at which it is already impossible to use inertial ways for maintenance of economic growth. Stability of region should be achieved not only due to strengthening material base of manufacture, development of innovations and scientific and technical progress that will allow to create new workplaces, but full use of potential of the population on the basis of optimization of territorial structure of a facilities(an economy) and rational use of human and natural potentials.

Key words: region, development, the Voronezh area, innovations, the capital, management, growth, the population, incomes, municipality, territory.

Развитие хозяйства Воронежской области за рыночное время характеризуется заметной трансформацией. Возникло много предприятий (с 1991 по 1996 гг. число предприятий увеличилось в пять раз), появились новые формы собственности, изменились структура хозяйства и занятость населения.

Уже к середине 90-х гг. число предприятий с частной собственностью в Воронежской области стало преобладающим среди всех предприятий (71%), достигнув к началу 2009 - 80,5%. Только малых предприятий в Воронежской области в 1995 г. насчитывалось 8837, что составляло 33,6% от общего их

числа во всех сферах экономики [1]. В 2007 г. их количество возросло до 17393 единиц, но удельный вес уменьшился до 30%. В 2008 году произошло уменьшение числа малых предприятий до 2072 (в связи с законом о развитии малого и среднего предпринимательства от 24 июля 2007 года. К производству товаров в 2008 году относились 14704 предприятий или 26,1% от числа всех предприятий и организаций. Наибольшее число среди всех отраслей хозяйства составляют торговые предприятия: 20662 предприятия или 36,6%. На промышленные предприятия приходится 10,9%, а на сельскохозяйственные предприятия 7,0% всех предприятий и организаций. За рыночные годы произошли существенные изменения в структуре занятых в экономике по формам собственности. Если в 1990 г. подавляющая часть всех занятых была сконцентрирована на предприятиях государственной и муниципальной форм собственности, то в 2000 г. на предприятиях и организациях государственного сектора было занято 34,3%, частного - 57,1%, а в 2008 г. соответственно - 31,5% и 60,8%. В тоже время большая часть занятых относилась к крупным предприятиям, организациям и учреждениям - 61,5%. Переход к рыночным отношениям сопровождается заметным снижением показателей социально-экономического развития, деградацией многих систем населения, падением уровня жизни населения и снижением его занятости, растущей бюрократизацией и коррупция общества и неэффективностью управления. Устойчивое развитие региона невозможно без социальной и экономической стабильности общества, оптимизации территориального управления. Во многом, ряд негативных явлений, которые являются одновременно се-

рьезнейшими угрозами безопасности региона, возникли из-за того, что Воронежская область развивалась, не имея четкой приоритетной цели развития. Именно отсутствие целеполагания обусловило современную кризисную ситуацию в развитии промышленности и сельского хозяйства области, рост безработицы и преступности.

Состояние устойчивого развития региона значительно ухудшается из-за современных тенденций развития населения. Падение рождаемости и рост смертности населения (в том числе и в трудоспособном возрасте) обусловил депопуляцию населения во всех муниципальных единицах Воронежской области. В настоящее время единственно реальным фактором положительной динамики населения является миграции населения, но он слабо реализуется в Воронежской области из-за ее низкого социально-экономического развития. Коренное население Воронежской области ее покидает. Не случайно в 2000-е годы выросла внешняя неофициальная миграция (отходничество) в другие субъекты Федерации. Учитывая, что в условиях Воронежской области есть все условия для развития АПК, необходимо вложиться в развитие всех его звеньев во всех формах: от личных подсобных хозяйств до крупных предприятий. Особое значение имеет создание в Воронежской области системы экологически чистого производства сельскохозяйственной продукции. Огромный научно-технологический потенциал Воронежской области в целом пока реализуется очень слабо и не выполняет задачи по обеспечению экономической безопасности.

Понятие «устойчивое развитие» неразрывно связано с социально-экономическим развитием и включает три его взаимосвязанные характери-

стики: изменение, рост, улучшение. Развитие влечет за собой структурные разноплановые изменения, наиболее типичными среди которых являются следующие: модификация факторов производства и сдвиги в структуре экономики; более эффективное использование существующих ресурсов; изменение структуры и функций имеющихся институтов, а также ценно ст-ных ориентаций и отношений между членами сообщества.

Развитие как рост означает такие

услуг, удовлетворяющих потребности местного населения и приносящих выгоды в результатах производства. Несмотря на то, что число предприятий значительно выросло, наблюдается деградация производственной сферы. В настоящее время промышленность Воронежской области (как и сельское хозяйство) подошла в своём развитии к ситуации, при которой уже невозможно использовать инерционные пути для обеспечения экономического роста, см. рис. 1.

Рисунок 1. Индекс физического объема промышленного производства в % к 1990 г.

структурные изменения, которые ведут к технологическому прогрессу, повышению качества продукции и улучшению распределения товаров и услуг. Развитие как улучшение означает такие социальные перемены, которые обеспечивают равные возможности более широкому кругу людей воспользоваться общественными благами - образованием, здравоохранением и т. wд. Вот почему в наиболее общем виде целью развития региона должно быть благосостояние его населения. Это понятие включает следующие главные элементы:

1) продукты / услуги. Благосостояние населения - главный «продукт» развития региона, который материализуется в конкретных видах продуктов и

Падение физического объема производства продукции имело место во всех отраслях промышленности. В целом по данной сфере материального производства его уровень в 2009 г. составлял 72,8% от величины в 1990 г. Причем спад промышленного производства носил затяжной характер и продолжался вплоть до 1999 г; с этого времени начинается медленный и неравномерный рост производства: за 2001-2008 гг. он составил лишь 26,1%, см таблицу 1. При современных (инерционных) темпах развития промышленности уровень 1990 года будет достигнут лишь к 2020 году. Именно падение промышленного производства самым непосредственным образом сказалось на положении экономики Воро-

Таблица 1 - Индекс промышленного производства Воронежской области,

в % к предыдущему году

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

РФ 104,9 103,7 107,0 106,1 104,0 103,9 106,3 102,1

ВО 101,6 97,0 105,7 103,5 109,6 105,1 97,6 103,7

нежской области, а его восстановление является в качестве одного из главных рычагов общего экономического подъема хозяйства.

Реализация инновационного сценария предполагает развитие приоритетных «точек роста» в промышленности, обеспечивающих ее конкурентоспособность и способных стать «локомотивами» роста всей экономики области на основе максимального использования инноваций в технологиях и организации производства. Такими отраслями должны стать машиностроение и пищевая промышленность, ориентированная на местное экологически чистое производство.

2) занятость и доходы. Существенными были за 1990-2008 гг изменения структуры занятости по отраслям экономики. Особенно заметно было сокращение численности занятых в промышленности Воронежской области. В абсолютном выражении их число уменьшилось с 366,6 тыс.чел. в 1990 г. до 216,0 тыс. чел. в 2000 г. и до 198,1 тыс. чел. в 2008 г. (вместе с производством и распределением электроэнергии, газа и воды), что привело к обвальному падению ее доли в общем количестве всех занятых в экономике с 30,3% в 1990 г. до 18,7% в 2008 г. Создание рабочих мест является одной из важнейших задач развития местного сообщества. Новые рабочие места обеспечивают увеличение показателя «доходы населения». Хотя в нашем регионе достаточно интенсивно шел прирост занятых в торговле и

общественном питании (достигнув удельного веса в 2008 г. - 20,2%, против 7,9% в 1990 г.), уменьшилось общая численность занятых в экономике с 1210,8 тыс. чел. в 1990 году до 1075,1 в 2008 году. Увеличилась доля занятых в здравоохранении и социальном обеспечении, поднявшись в 2008 г. до 7,5%. Повышалась занятость в финансовой деятельности, но особенно сильно она увеличилась в управлении (в 2,7 раза), что нельзя оценивать положительно. Постепенно мы становимся полицейско-бюрократической страной. Каждый четвертый мужчина служит или в охране, или в армии, или в милиции, почти каждый двадцатый житель Воронежской области является управленцем. К тому же управление присутствует и в частном секторе, науке, образование, здравоохранение и т. д. Общая численность управленцев всех звеньев превышает 80 тыс. чел. или 7,7% всех занятых. Негативной стороной структурных преобразований занятости следует считать абсолютное и относительное сокращение лиц, работающих в системе, культуры, искусства, науки и научного обслуживания.

3) благоустройство - это необходимое условие как материального, так и духовного благосостояния человека. В Воронежской области наблюдается очень низкий (для староосвоенно-го региона) уровень благоустройства всего жилищного фонда. Так, в 2007 г. только 60-65% всего жилищного фонда было оборудовано водопроводом,

канализацией, 60-70% центральным отоплением, 50-60% ванными, 8-90% газом, 50-60% горячим водоснабжением. Обращает на себя внимание исключительно низкий уровень развития жилищно-коммунального хозяйства сельской местности. Реальная обеспеченность сел ваннами, канализацией, отоплением, газом и водопроводом в некоторых районах в 3-8 раз ниже, чем в городах. Крайне низкий уровень жилищно-коммунального хозяйства в

2007 году наблюдался в Терновском, Хохольском, Новохоперском и Петропавловском районах, где реальные показатели обеспеченности в несколько раз ниже, чем официальный СОП. Благоустройство - понятие и социальное, и экономическое, поэтому его нельзя сводить к узкой трактовке жилищного и уличного благоустройства. Культура, отдых, внешний вид территории региона являются важнейшими составляющими духовного благосостояния. В 1990 году РФ занимала 30-е место в мире по уровню и качеству жизни [1]. Высокий духовный потенциал России, к счастью, пока не полностью утраченный, обеспечивался ранее доступностью широких слоев населения ко всем культурным ценностям. Но он оказался под угрозой в связи с тем, что в объеме платных услуг в расчете на душу населения расходы на культуру в Воронежской области в 2005 г. составляли 0,6%, а услуги в сфере образования 1,9%. В

2008 г. они изменились соответственно на 1,3% и 1,5%, но величина расходов на культуру остается низкой. Была свернута часть таких учреждений культуры, как клубные, число клубов уменьшилось с 1283 в 1990 г. до 897 в 2008 г., а число библиотек соответственно с 1223 до 910 единиц, причем преимущественно в сельской местности, что лишило значительное

количество сел культурного обслуживания. Большой проблемой является крен населения в так называемую потребительскую культуру. Не случайно наблюдался большой рост цен на посещение кинотеатров: в последние пять лет средняя цена на посещение кинотеатра выросла более четырех раз (при росте соответственно в театрах на 12,5% и составила 94,5 рубля (в театрах 89,5 рубля). За 90-е и 2000-е гг. в Воронежской области, включая как городскую, так и сельскую местность, произошло сокращение числа библиотек с 1223 единиц в 1990 г. до 1061 единиц в 1995 г. и 910 единиц в 2008 году, а число книг и журналов за этот период уменьшилось с 21,8 млн. до 16,0 млн. экземпляров. Произошло и сокращение читателей: с 1,3 млн. человек до 0,9 млн. человек. Основная масса изданий представляет собой бездуховную, так называемую «желтую» прессу. Здесь также проявляется крен населения в потребительскую культуру. Например, число посещений театров сократилось за этот период с 864,1 тыс. человек до 399,8 тыс. человек, то есть более чем в два раза. В настоящее время социально-экономическое развитие происходит прежде всего за счет изменения. Развитие как рост и, как улучшение пока слабо реализовались в Воронежской области. Устойчивое социально-экономическое развитие и устойчивость населения тесно связаны (особенно на низком территориальном уровне). Так, Воронежская область занимая среди регионов ЦФО по уровню благосостояния 12 место, по уровню социального развития 13 место, по уровню демографического развития также имеет невысокое (14) место среди 17 областей ЦФО. На низком территориальном уровне эта зависимость еще сильнее (закрытие школы или фер-

мы приводило к деградации или даже к исчезновению поселения).

Целью развития региона и государства является его безопасность. Устойчивое развитие и безопасность по своей сути очень близки, так как устойчивое развитие есть способ достижения безопасности. В настоящее время можно выделить из множества проблем социально-экономического развития региона семь основных групп таких проблем.

1) Экономическое развитие как развитие проблемы. Согласно этой метафоре, необходимо определить проблему, этапы ее решения, порядок реализации выбранного решения и обратную связь. И с целью идентификации проблемы устанавливаются четкие пространственные (город, муниципальное образование и т.д.) или социальные (молодежь, пенсионеры и т.д.) границы. Многие проблемы, которые необходимо решать жителям Воронежской области, имеют глобальный характер и тесно связаны с развитием страны в целом. Среди таких проблем: национальная и региональная безопасность, падение духовного потенциала населения, демографическая, низкий уровень социально-экономического развития, деградация сельского хозяйства и сельского населения и т.д. Каждая из таких проблем имеет множество аспектов и большую инерционность, что затрудняет быстрое их решение. В тоже время существуют территории, где эти проблемы стоят более остро.

2) Экономическое развитие как управление предпринимательской активностью. Роль бизнеса в экономическом развитии должна быть (при нормальной рыночной экономике) доминирующей в сравнении с ролью органов управления, регулирующих социальные ожидания в соответствии

с потребностями экономики. Однако местные правительства, действуя в духе предпринимательства, могут обеспечить условия экономического роста. Таким образом, главная задача органов управления заключается в том, чтобы наилучшим образом использовать землю, труд, профессиональные навыки, сырье, производственные и социальные инфраструктуры, находящиеся под их юрисдикцией. Причем, в соответствии с основным направлением развития, ведущим двигателем прогресса являются капиталовложения, порождающие экономический рост. Доля предприятий с частной собственностью в Воронежской области в 2009 80,5%. В странах с хорошо развитой рыночной экономикой основой предпринимательства является малый и средний бизнес. На долю небольших предприятий приходится большая часть занятых, производства товаров и услуг. Их преимущества определяются повышенной восприимчивостью ко всем новшествам и инновациям, конъюнктуре рынка, возможностью к быстрому перепрофилированию производства и внедрению достижений научно-технического прогресса, меньшими сроками сооружения и ввода в эксплуатацию. Но в Воронежской области малый легальный бизнес развит явно недостаточно, на него приходится лишь 11,7% от общего числа занятых в экономике Воронежской области в 2008 году. Низкий уровень предпринимательства отражается и в доходах населения: на доходы от предпринимательской деятельности приходится 11,1% всех доходов.

3) Системный подход к экономическому развитию реализуется как создание «машины роста»: экономическое развитие рассматривается в качестве системы, которая преобразует такие

ресурсы, как земля, рабочая сила и капитал, в валовой региональный продукт. Под «машиной роста» понимается коалиция местных органов власти с определенными предпринимателями, деловые интересы которых связаны с данной местностью. В Воронеже это прежде всего строители жилья и предприниматели, которые стремятся реализовать свои интересы через строительство торговых центров. Создание таких машин роста в производственной сфере должно происходить и виде территориальных кластеров.

4) Экономическое развитие как сохранение природной и социальной среды. Такой подход часто называют экологической, или территориальной, моделью. Устойчивое развитие подразумевает уважение права социума людей на свою среду обитания, которая имеет как социальные, так и природные характеристики, дополняющие друг друга. Для Воронежской области характерна деградация природной и социальной среды, обусловленная крайне нерациональным использованием агроресурсов в последние годы, вырубкой и недовосстановлением лесов, загрязнением водной и воздушной среды, заметным сужением социальной инфраструктуры.

5) Экономическое развитие как высвобождение человеческого потенциала. Устойчивое развитие подразумевает максимальному использованию потенциала населения как важнейшего условия экономического развития. Она в значительной степени опирается на результаты эмпирических исследований, которые показывают, что уровень и качество общего образования воздействуют на качество и производительность труда, а также на объем расходов, которые должны делать фирмы по восполнению пробелов в обще-

образовательной подготовке своих работников. Для Воронежской области характерно несоответствие между высоким уровнем общего образования (в количественном аспекте) и занятостью населения в отраслях, не требующих особой квалификации. При этом растет численность безработных и незанятых, имеющих высшее образование.

6) Экономическое развитие как результат руководства. На примере ЦЧР и Воронежской области мы видим как области, районы и предприятия развиваются достаточно полярно.

7) Экономическое развитие как поиск социальной справедливости. В настоящее время угрозу в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса насе-ления, живущего за чертой бедности, рост безработицы. Мировым опытом доказано, если соотношение в доходах 10% наименее и наиболее обеспеченных достигает двухзначной цифры (превышает 1:10), то общество находится в зоне социальной нестабильности. В Воронежской области это отношение достигает 1:19 и продолжает расти. На две самые бедные группы населения (40%) приходилось в Воронежской области 14,2% доходов (в ЦЧР 17%). Доходы ниже среднего уровня (8746 рублей) имели 65,3% населения (в ЦЧР 61%), а численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума, составила в 2008 году около 436 тыс. человек или 19,1% населения. Профессиональный и бюрократический диктат, существующий в регионах России, является препятствием местному экономическому саморазвитию, поэтому относительно небольшая численность людей (как правило, связанных

с властью) может реализовывать свои проекты. Не случайно в Воронежской гордуме много предпринимателей-строителей. Ярким примером является неудача в развитии молочного хозяйства Воронежской области, когда предприниматели-фермеры были принуждены сдавать молоко скупщикам за треть официальной закупочной цены.

Экономическое развитие региона связывается не только с наличием ресурсов, но и определенным их сочетанием. При отсутствии одного из них развитие невозможно, даже если другие ресурсы имеются в избытке. К так называемым стратегическим ресурсам относятся:

1) физический капитал составляют как природные ресурсы, так и созданные человеком оборудование, производственную инфраструктуру и т.д.; Воронежская область является одной из немногих в Российской Федерации, располагающих комфортными условиями для проживания людей, их хозяйственной деятельности и отдыха. В тоже время низкий уровень обновления производственный фондов за многие годы обусловил их деградацию;

2) «человеческий капитал» включает врожденные способности и таланты, а также полученное образование и приобретенную квалификацию. Величина совокупного «человеческого капитала» в регионе зависит от численности и работоспособности населения, желания и способности людей трудиться. Для Воронежской области характерен высокий уровень образования населения. По переписи 2002 года 378,3 тыс. человек имели высшее или незаконченное высшее образование (18,6% населения в возрасте 15 лет и старше), а 491,3 тыс. чел. или 24,2% получили среднее профессиональное образование. В настоящее время (на

начало 2009 года) численность экономически активного населения составляла около 48% общей численности населения. В их составе 94,4% были заняты в экономике, а 5,6% активно ее искали (безработные). Численность безработных составила лишь 60 тыс. человек. В тоже время б56 тыс. чел. в Воронежской области в возрасте от 15 до 72 лет относятся к экономически неактивному населению, а коэффициент экономической активности населения составил лишь 63.4%. Если в 1990 году только 80,2 тыс. чел. трудоспособного возраста не были заняты в экономике, то в 1995 году уже 214,2 тыс. чел., в 2000 году 233,9 тыс. чел., а в 2008 году 375,7 тыс. чел. соответственно. С учетом того, что имеющие подсобное хозяйство считаются занятыми в экономике, реальная безработица в Воронежской области составляет 30-35% от численности трудовых ресурсов. В числе угроз социальной безопасности Воронежской области можно назвать следующие: растущая коррумпированность общества, рост бытовых преступлений, алкоголизм и наркомания. Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, постарение населения области, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление института семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения;

3) социальный капитал - это социальные сети (сети сотрудничества), социальные нормы и доверие, складывающиеся в рамках сообществ по интересам и способные передаваться из одной ситуации в другую. Этот вид капитала, воплощенный в нормах и сетях

гражданского участия, создает условия для кооперации и координации действий ради взаимной выгоды, он облегчает заключение и соблюдение контрактов, направление сбережений и инвестиций в целевые проекты, увеличивает отдачу от вложений в физический и «человеческий» капитал. Социальные сети (кооперацию) необходимо широко применять в сельской местности, что позволит сформировать богатые подсобные хозяйства - будущих успешных фермеров Особенно важна система государственных закупок для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Опыт финансирования аграрного сектора из государственного бюджета показал неэффективность таких инвестиций. В современных условиях при отсутствии у государства необходимого количества средств, нужен новый подход для поддержки сельского хозяйства в создании кредитной кооперации. На месте бывших совхозов и колхозов образовались разные типы сельскохозяйственных предприятий. В их числе - различные товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные кооперативы, ассоциации крестьянских хозяйств, сохранившие свой статус колхозы и совхозы, но также перешедшие на новые условия хозяйствования, сельскохозяйственные артели. У них остаются в руках основные массивы сельскохозяйственных угодий коллективных предприятий (74,3%) в 2008 году. Число сельскохозяйственных организаций все время уменьшается: в 2008 году их число составило 276 организаций (47% от уровня 2004 года). Наибольшую часть сельскохозяйственной продукции (особенно животноводческой - 65,6%) в 2000-е гг. производили личные подсобные хозяйства населения, хотя сосредоточивают только 6,6% посевной

площади (за 2008 год). Учитывая современную демографическую ситуацию, если не привлечь новых людей, не приходится рассчитывать не только на увеличение, но и на сохранение достигнутого ими масштаба производства сельскохозяйственной продукции.

4) рынки можно определить как совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара вступают в отношения друг с другом с целью купли-продажи этого товара. В Воронежской области от условий обмена (высокие цены) страдает население, так как организаций оптовой торговли в 3,5 раза больше организаций розничной торговли, а цены в магазинах в несколько раз выше цен производителей;

5) финансовые ресурсы - средства, необходимые для реализации того или иного проекта. Заметим, что поиск денег чаще всего воспринимается большинством местных органов управления как выделение денежных средств, а не как финансирование. В регионе построена развитая финансовая инфраструктура. На территории области действуют такие специализированные институты, как банки, фонды, консалтинговые и страховые компании. Банковская сеть Воронежской области включает в себя 60 кредитных организаций - 56 региональных филиалов российских банков и 4 самостоятельных воронежских банка. Правда, это мало помогает предприятиям: до 85% инвестиций предприятий в разные годы обеспечиваются за счет собственных средств, что является главным тормозом экономического роста. С нашей точки зрения для ускоренного роста экономики необходимо заморозить на несколько лет (минимум на 2 года) розничные цены на все товары, предприятия от этого не пострадают. Следующим шагом должно стать

резкое снижение учетной ставки для обеспечения эффективной кредитной политики. Современная величина процентной ставки даже по льготным кредитам способна остановить любое социально-экономическое развитие.

Устойчивое развитие РОС мы определяем как такое его изменение, при котором максимально полно проявляются и реализуются все составляющие их элементы. Главным критерием устойчивого развития региона является его безопасность, а основной целью достижение такого качества жизни, которое позволяет обеспечивать полноценное существование всем членам общества. Для РОС важно также устойчивое развитие географических связей и элементов. В теории и на практике географического развития рассматриваются два основных направления. При первом направление развитие исходит из центра (сердцевины сообщества) и затем распространяется на периферию, к менее крупным сообществам, находящимся вдали от «центров развития». Второе же направление исходит из предпосылки, что каждое местное сообщество управляется своими собственными институтами, которые инициируют развитие независимо от поведения «центра».

Для Воронежской области в настоящее время назрела необходимость изменения аспектов территориального развития. Районное управление, как и муниципальное управление в поселениях, имеет похожий набор общих и частных функций, между ними лишь различия в исполнении бюджета: выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений.

Для полноценного выполнения всех функций управления нужна серьезная налоговая база, которой большинство районов не обладают. Как известно на-

логовые доходы муниципальных районов и поселений в основном включают в себя земельный налог, налог на имущество физических лиц, 20% и 10% соответственно от дохода физических лиц и по 30% единого сельскохозяйственного налога [5].

Необходимо совершенствование территориальной организации управления, которое в условиях достаточно неоднородной в селитебном отношении Воронежской области должно происходить за счет изменения современной сетки административного деления области. Обращает на себя внимание мелкорай-онность большинства районов Воронежской области, что может служить препятствием для развития в них саморегулирования и саморазвития. В Воронежской области 9 сел-райцентров, 6 малых города и 8 ПГТ составляют 3/4 всех районных центров области. Не обладая достаточной финансовой и социально-экономической мощью, они не могут до конца выполнять функции организующих центров территорий и особенно ядер социально-экономического тяготения, что препятствует устойчивому развитию систем населения. Необходимо совершенствование территориальной организации управления, которое в условиях достаточно неоднородной в селитебном отношении области должно происходить за счет изменения современной сетки административного деления. Главными фактором изменения сети районов является изменение функций управления районных органов власти и финансовая самодостаточность территорий. Развитие свободной рыночной экономики обусловило переход от директивной модели управления к регулированию, что позволяет управлять гораздо более крупными территориями. Такие районы, имеющие серьезную экономическую базу, станут

притягивать к себе население, чем стабилизируют демографическую ситуацию и станут центрами территориального развития. Основной трудностью формирования новой сетки районов является противоречие между укрупнением по населению и социально-экономической составляющей муниципальных единиц и ухудшением в этом случае транспортной доступности административных центров от остальных поселений административных систем. К новым муниципальным районам можно отнести семь внутриобластных социально-экономических районов. Если для северо-запада, востока, запада и юго-запада области центрами таких районов полноценно уже сейчас могут выступать гг. Воронеж, Борисоглебск, Лиски и Россошь, то в юго-восточных и центральных районах их следует формировать по пути наращивания экономического и социального потенциала Калача, Павловска и п. г. т. Анны, находящегося между Воронежем и Борисоглебском.

Неравномерность размещения производства промышленной, растениеводческой и, особенно, животноводческой продукции обусловлена не только различиями почвенно-климатических и трудовых ресурсов на территории

области, но и характером социально-экономического развития отдельных территорий. Устойчивость региона может быть достигнута не только за счет укрепления материально-технической базы производства, развития инноваций и научно-технического прогресса, что позволит создать новые рабочие места, но полного использования потенциала населения на основе оптимизации территориальной структуры хозяйства и рационального использования человеческого и природного потенциалов.

литература

1. Бондин В.А. Воронежская область: место и роль в социально-экономическом развитии России / В. А. Бондин, А.И. За-рытовская. - Воронеж, 2004. - 158 с.

2. Воронежская область в цифрах. - Воронеж, 2009. - 84 с.

3. Воронежский статистический ежегодник. - Воронеж, 2009. - 326 с

4. Основные сведения по занятости населения в 2008 году. - сстатистический бюллетень. - Воронеж, 2009. - 39 с.

5. Организация местного самоуправления в муниципальных образованиях (методическое пособие-справочник должностного лица местного самоуправления). - Воронеж, 2007. - 579 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.