Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы устойчивого развития АПК Республики Беларусь'

Проблемы и перспективы устойчивого развития АПК Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2046
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В Н. Редько, Д В. Редько

В статье проанализирован опыт реформирования аграрного сектора экономики Республики Беларусь, рассмотрены проблемы и перспективы устойчивого развития агропромышленного комплекса, а также обоснованы основные направления стратегического развития АПК на основе повышения экономической эффективности функционирования отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STEADY DEVELOPMENT OF AGRICULTURE OF THE REPUBLIC OF BELARUS: PROBLEMS AND PERSPECTIVES

In the article the authors analyze reforming experience of the agricultural sector of the Republic of Belarus, consider the problems and perspectives of steady development of Byelоrussian agriculture, prove main directions of the strategic development of the agroindustrial complex on the basis of increasing of the economic effect of the branch functioning.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы устойчивого развития АПК Республики Беларусь»

УДК 631.1.016 (476)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В .Н. РЕДЬКО, кандидат экономических наук, доцент Д.В. РЕДЬКО, магистр управления и экономики, аспирант УО " Белорусская государственная сельскохозяйственная академия"

STEADY DEVELOPMENT OF AGRICULTURE OF THE REPUBLIC OF BELARUS: PROBLEMS AND PERSPECTIVES

V.N. REDKO, the candidate of economic sciences, the associate professor D.V.REDKO, the master of management and economy, the post-graduate student The Establishment of education "The Byelorussian State Agricultural Academy"

В статье проанализирован опыт In the article the authors analyze

реформирования аграрного сектора reforming experience of the agricultural

экономики Республики Беларусь, рас- sector of the Republic of Belarus,

смотрены проблемы и перспективы ус- consider the problems and perspectives of

тойчивогоразвития агропромышлен- steady development of Bye^russian

ного комплекса, а также обоснованы agriculture, prove main directions of the

основные направления стратегическо- strategic development of the agroindustrial

го развития АПК на основе повыше- complex on the basis of increasing of the

ния экономической эффективности economic effect of the branch

функционирования отрасли. functioning.

Введение. Приоритетное внимание к вопросам устойчивого социально-экономического развития нашей страны объективно вытекает из тех глобальных проблем, которые ставит перед обществом ограниченность запасов полезных ископаемых, питьевых источников, пахотных земель, ухудшение экологической обстановки, вызванное человеческой деятельностью и последствиями аварии на Чернобыльской АЭС. В этой связи устойчивое развитие Республики Беларусь предполагает учет интересов настоящего и будущих поколений при динамично сбалансированном развитии экономических, социальных и экологических факторов производства.

В обеспечении устойчивого развития экономики Беларуси одно из важнейших мест принадлежит агропромышленному комплексу - совокупности отраслей, не только обеспечивающих продовольственную безопасность страны, но и определяющих социальную стабильность общества. Сельское хозяйство как центральное звено АПК и отрасль мате-

риального производства имеет свою внутреннюю специфику, определяемую природно-климатическими условиями, и внешнюю, проявляющуюся во взаимосвязи с другими отраслями материального производства, а также с мировой рыночной конъюнктурой. В условиях глобализации оно попало в сферу влияния транснациональных корпораций, связанных не только с производством, переработкой и реализацией продуктов питания, но и со сферой обслуживания производственного процесса.

В сельской местности в настоящее время проживает почти треть населения страны, а в сельском хозяйстве работает примерно одна шестая часть общего количества занятых в экономике республики. Доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте в последние годы стабильно составляет около 8-10 %. Агропромышленный комплекс наряду с экспортом, наукой и жилищным строительством входит в число основных приоритетов государства.

Исходя из того, что сельское хозяйство представляет собой открытую подвижную социально-экономическую систему, где определяющую роль играет человеческий капитал, производственный потенциал и природные факторы, устойчивость развития отрасли предполагает постоянную, адекватную происходящим изменениям трансформацию производственных отношений и производительных сил, способную поддерживать систему в равновесном состоянии. По нашему мнению, запас устойчивости заключается, прежде всего, в нарастающих инновациях и инвестициях, постоянном использовании достижений науки и техники, оптимизации государственного протекционизма и вмешательства в управление этими процессами. Проблема устойчивости развития тесно связана с продовольственной безопасностью, ибо ее можно решить только при устойчивом развитии всей системы.

Материалы и методы. В качестве материалов исследований послужили результаты развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь. В ходе проведения исследований в рамках системного подхода использовались общенаучные методы и приемы познания - диалектический, сравнительного и системного анализа, абстрактно-логический и другие.

Результаты и предложения. За прошедшие почти 20 лет с начала социально-экономических преобразований в аграрном секторе экономики Республика Беларусь еще до сих пор не вышла на траекторию устойчивого развития АПК ни с экономической, ни с социальной, ни с экологической точки зрения.

При переходе к рынку, что было обусловлено объективными условиями и мировыми тенденциями развития экономики, наша страна не только не воспользовалась преимуществами, которыми обладают рыночные отношения, но и в результате непродуманной и не просчитанной на перспективу аграрной политики допустила резкое падение всех основных составляющих производственного потенциала: земли, основных фондов, трудовых ресурсов и качества аграрного менеджмента.

В результате ухода государства от ответственности за экономику в аграрном секторе создались неблагоприятные макроэкономические условия и произошел обвал эквивалентных отношений между сельским хозяйством и другими отраслями экономики страны, что лишило основную массу сельскохозяйственных товаропроизводителей ресурсов не только для расширенного, но и для простого воспроизводства. В частности, в 1990-е гг. из сельского хозяйства через систему цен изымалось до 10-15 % созданного в нем валового продукта.

Таким образом, сельское хозяйство лишилось возможности быть равным партнером в своих взаимоотношениях с другими отраслями экономики. Это, правда, позволило решить проблему конкурентоспособности продукции отечественной пищевой промышленности на внутреннем и внешнем рынках, сдержать снижение жизненного уровня городского населения.

За годы аграрных реформ валовая продукция сельского хозяйства снизилась почти на четверть от уровня, который был в начале 1980-х гг. Резко сократилась его техническая оснащенность. Уменьшились посевные площади и поголовье животных. Снизилась загруженность производственных мощностей перерабатывающих предприятий. Снизилась престижность сельскохозяйственного труда, и резко сократился уровень жизни сельского населения. И хотя за последние годы были предприняты меры по частичному упорядочению экономических отношений между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, но этого оказалось явно недостаточно, чтобы коренным образом изменить социально-экономическую ситуацию в АПК.

Мы считаем, что такое положение сложилось во многом из-за недооценки роли сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса в экономике страны, вследствие недопонимания властными структурами всего многообразия выполняемых им функций, которые имеют важное значение в жизни общества.

От состояния сельского хозяйства и пищевой промышленности во многом зависит уровень потребления населением страны продовольственных товаров, внешнеэкономический баланс, размеры импорта и

экспорта продуктов питания, национальная безопасность и политическая стабильность в обществе.

В настоящее время по-прежнему сохраняются неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, а именно: неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, изношенность производственных фондов, рост цен на основные потребляемые отраслью ресурсы, особенно энергетические.

Важной проблемой остается финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью доходов, декапитализацией, а также недостаточным притоком инвестиций. Затруднен доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых и информационных ресурсов. Высок удельный вес низкорентабельных и убыточных предприятий. Рентабельность в сельском хозяйстве ниже, чем в других отраслях экономики, а риски по понятным причинам значительно выше.

Аграрный сектор является системообразующей сферой сельских территорий, он непосредственно влияет на уровень жизни селян. В настоящее время большинство сельского населения имеют доходы ниже прожиточного минимума. Вместе с ростом сельской безработицы все это создает неблагоприятный социально-психологический климат в деревне, провоцирует криминализацию жизни, снижает заинтересованность в получении образования, не способствует формированию квалифицированных трудовых ресурсов.

В то же время развитие отраслей агропромышленного комплекса служит мощным мультипликатором наращивания выпуска продукции сельскохозяйственного машиностроения, химической промышленности, производства строительных материалов и других отраслей, способствует расширению сферы производственных и финансовых услуг.

Сохраняются низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала. Обеспеченность основными видами техники отечественного сельского хозяйства значительно ниже, чем в развитых странах: по тракторам - более чем в 3 раза, а по зерноуборочным комбайнам - в 2 раза, что является основным фактором значительных потерь продукции вследствие несоблюдения оптимальных агротехнических сроков проведения важнейших технологических операций .

Сложившееся кризисное состояние в отрасли, приведшее к производственной неустойчивости в сельском хозяйстве - это результат действия целого ряда факторов, в том числе и скоротечной трансформации форм хозяйствования и форм собственности.

Рост удельного веса ЛПХ, по нашему мнению, в первую очередь является следствием снижения объемов производства в коллективных хозяйствах, перехода на оценку продукции по фактически действующим ценам и достаточно условной, системы учета, определяемой методикой подсчета валовой продукции при отсутствии ее сплошного статистического учета. Как известно, объем производства сельскохозяйственной продукции в ЛПХ определяется на базе выборочных обследований хозяйств населения и их экстраполяции на всю численность.

Если снижаются размеры посевных площадей и поголовье скота, уменьшаются объемы производства и потребления на душу населения основных продуктов питания, но растет стоимость валовой продукции, то создается иллюзия, что в отрасли относительный порядок. А если еще при этом беспрерывно повышать розничные цены, то можно сделать вывод об изобилии продовольствия, забывая о низкой покупательной способности населения.

Продовольственная проблема на современном этапе становится глобальной по целому ряду причин. Во-первых, она затрагивает в той или иной степени все страны мира. Во-вторых, ее решение ставится в зависимость от факторов, выходящих за рамки только сельского хозяйства. В-третьих, в современном мире она неразрывно связана с глобальными проблемами -энергетической, сырьевой, экологической и другими. В-четвертых, на ее решение, как никогда ранее, оказывает влияние международная обстановка. Современный мировой продовольственный кризис еще раз свидетельствует о важности самообеспечения продуктами питания, которое в развитых странах составляет почти 100 %, в то время как в нашей стране - около 85 %, а в России - всего лишь 70 %.

По всей видимости, в ближайшей перспективе в условиях разворачивающегося мирового продовольственного кризиса и заметного роста доходов населения страны, когда повысится спрос на продукты питания, сельское хозяйство не сможет использовать благоприятную конъюнктуру внутреннего и внешнего рынков, если не принять неотложные меры по его подъему. По нашему мнению, такие отрасли, как зерновое хозяйство и животноводство должны занять приоритетное место в системе государственного инвестирования.

Необходимо на базе Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы как можно скорее разработать долговременную стратегию развития АПК, четко обозначить цели и задачи, определить объемы государственных инвестиций, надежно защитить отечественных товаропроизводителей от "агрессивных" зарубежных импортеров, улучшить паритетность внутриотраслевых и межотраслевых отношений. Мы считаем, что отсутствие долгосрочной стратегии

развития явилось одним из факторов того, что АПК до сих пор не имеет удовлетворительной законодательной базы.

На современном этапе развития экономики необходим стратегический взгляд на трансформационные процессы в АПК страны, причем с оценкой не только перспективы, но и пройденных этапов, иначе не постичь внутреннюю логику развития событий. Прежде всего, надо отметить, что принятые ранее основные направления агропродовольствен-ной политики не носили долгосрочного характера. Государство по-прежнему проводит политику реагирования на конъюнктурные потребности собственника в АПК, не думая о долгосрочных перспективах. К сожалению, реализуемая в настоящее время Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы рассчитана только на пять лет.

Конечно, за прошедший период можно отметить некоторые положительные изменения. Это касается формирования многоукладности в сельском хозяйстве, улучшения отдельных элементов финансовой кредитной системы, введения лизинга, формирования инфраструктуры аграрного рынка.

На ближайшие несколько лет перед АПК нашей страны стоят следующие основные задачи:

- повышение экономической эффективности функционирования на основе широкого внедрения инновационных ресурсосберегающих технологий производства и переработки продукции;

- устойчивое развитие сельских территорий, рост занятости и уровня жизни сельского населения;

- повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных подотраслей с целью импортозамещения;

- сохранение и воспроизводство земельных и других природных ресурсов, используемых в сельскохозяйственном производстве.

Одним из основных направлений устойчивого развития сельского хозяйства является повышение его эффективности функционирования на основе государственного регулирования цен на агропродовольствен-ном рынке, развития инфраструктуры рынка с сокращением числа посредников, развития кооперативных форм взаимоотношений для обеспечения справедливого распределения конечной цены на продукцию и других мер государственной поддержки.

Вместе с тем как бы государство ни пыталось поддержать доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей: путем прямой бюджетной поддержки, посредством формирования дополнительного спроса или

созданием гарантий сбыта продукции, все же сохраняется высокая вероятность, что эти ресурсы будут " выкачаны" из отрасли на следующих воспроизводственных циклах по каналам межотраслевых связей вследствие сложившейся неэквивалентности экономических отношений сельского хозяйства с сопряженными отраслями экономики. Мы считаем, что необходимым условием выхода сельского хозяйства на траекторию динамичного устойчивого развития является стабильный рост цен на аграрную продукцию и сдерживание цен и тарифов в отраслях, лидирующих в ценовой гонке. По мере сглаживания ценовых диспропорций будет снижаться и потенциал инфляции издержек. Это позволит провести в сельском хозяйстве и сопряженных перерабатывающих отраслях структурно-технологическую и институциональную модернизацию, адаптировать их работу к вновь складывающимся ценовым пропорциям за счет роста эффективности использования подорожавших ресурсов и повышения качества выпускаемой продукции.

Как показывают наши исследования, в основе устойчивого роста аграрного сектора экономики должны лежать инновации и освоение достижений научно-технического прогресса. Благодаря научно-техническому прогрессу, ведущие страны мира от индустриальной эпохи перешли в качественно новую, постиндустриальную, где экономика становится более интеллектуально насыщенной и менее сырьевой.

Однако для внедрения наукоемких технологий нужны огромные инвестиции. Вместе с тем сегодня основная масса сельхозтоваропроизводителей не располагает достаточным объемом собственных финансовых ресурсов и не имеет возможности пользоваться кредитами для ведения своей деятельности. Амортизация покрывает примерно лишь четверть выбытия основных фондов. Для расширенного воспроизводства надо иметь как минимум 12-15 % рентабельности активов, тогда как в сельском хозяйстве страны этот показатель в 2-3 раза меньше. Существует опасность, что реализация стратегии инновационного развития АПК может на практике обернуться лишь увеличением фактического субсидирования нашей страной развитых государств, если не будут приняты эффективные экономические меры по ограничению " утечки умов", созданию высокопроизводительных рабочих мест в стране. Многие сельскохозяйственные предприятия убыточны и потому как никакие другие субъекты рынка подвержены всевозможным структурным преобразованиям - от реорганизации до разделения и ликвидации. В то же время сфера переработки сельскохозяйственной продукции является доходным бизнесом, а при стабильном и достаточном обеспечении сырьем - высокодоходным. Поэтому вложение средств в продуктовые подкомплексы становится все более привлекательным для инвесторов. Наиболее быст-

рый способ обеспечения контроля над сырьевыми потоками для крупных продовольственных компаний заключается в создании объединений холдингового типа, которые выступают генераторами наиболее прогрессивных технологических и организационных инноваций в АПК.

Повышение эффективности агропромышленного производства невозможно без наращивания инвестиций. Исходя из этого следует подчеркнуть, что проблемы инвестиционных вложений необходимо решать путем мобилизации различных источников, но важнейшим из них, естественно, должны быть собственные средства организаций.

Проведенная оценка инвестиционных возможностей организаций АПК показывает, что главной задачей в настоящее время является увеличение прибыли и более полное использование внешних инвестиций.

Удельный вес инвестиций в аграрное производство в структуре капитальных вложений по народному хозяйству в последние годы составляет около 7-10 %. Это самый высокий показатель за последние 15 лет, и в целом можно отметить оживление инвестиционной деятельности в отрасли.

По нашему мнению, без создания многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров специалистов для инновационной деятельности вряд ли возможно успешно осваивать научно-технические достижения в сфере АПК. Мы считаем, что развитие объектов с высоким научным и производственным потенциалом в качестве особых экономических и технологических внедренческих зон будет способствовать усилению регионального аспекта государственной инновационной политики развития отрасли.

Сложившаяся ситуация с инвестиционными ресурсами обусловлена моделью перехода Беларуси к рыночной экономике, схемой развития материального сектора, в которой инвестиционная деятельность была практически исключена для макроэкономических целей, охватывающих социальные приоритеты. В последнее время правительство начинает разворачиваться в сторону социальных приоритетов, но суммы, выделяемые для сельского хозяйства, малы и они не решают проблему роста объемов производства сельскохозяйственной продукции.

Крайне недостаточной остается обеспеченность хозяйств собственными оборотными средствами. В большинстве предприятий они ниже критического предела. По научно обоснованным нормативам минимально допустимый уровень собственных оборотных средств должен быть не менее 20 %, а фактически он составляет около 7-9 %. Соотношение между оборотными средствами и основными фондами сельскохозяйственного назначения не только не стремится к нормативному балансу, но продолжается его дальнейшая дифференциация.

Одновременно с институциональными изменениями на селе происходят и серьезные трансформации в области земельных отношений. Здесь требуется осуществление комплекса мер по созданию институтов земельного рынка, землеустроительного обеспечения земельной реформы, по регулированию земельных отношений, кадастровому, техническому, информационному обеспечению для создания системы упорядочения прав и регулирования земельных отношений. Все это будет способствовать и широкому применению ипотечных схем кредитования, что позволит привлечь инвестиционные ресурсы в сельское хозяйство.

Одним из основных направлений повышения устойчивого роста является развитие интеграционных процессов в АПК. К сожалению, в последние годы они получают, на наш взгляд, одностороннее развитие. Прежде всего, это относится к так называемым формированиям агрохолдингового типа.

С одной стороны, это процесс прогрессивный, поскольку в аграрный сектор привлекаются дополнительные частные инвестиции, осваиваются новые технологии и техника. Вместе с тем нельзя не отметить и ряд негативных тенденций, которые связаны с ростом числа безработных в сельской местности, отчуждением работающих от результатов своего труда и распределения доходов, превращением крестьян в наемных работников. Отсутствие ограничений по размерам таких объединений приводит к усилению монополизации в аграрном секторе, а порой - к ухудшению использования земельных угодий.

На наш взгляд, необходимо очень глубоко проанализировать происходящие процессы, с тем чтобы выработать рекомендации, которые позволили бы не допустить обезземеливания крестьян, что может привести к усилению социальной напряженности в деревне. Решение проблемы заключается в опережающем развитии кооперационных процессов, которые должны охватывать все организации агропромышленного комплекса. Кооперация, по сути, должна стать альтернативой монополизации аграрного производства и продовольственного рынка крупными агропромышленными формированиями и финансовыми структурами.

Еще одним из направлений обеспечения устойчивого роста АПК является совершенствование взаимоотношений между субъектами хозяйствования как на внутреннем, так и на внешнем агропродовольствен-ном рынке и развитие рыночной инфраструктуры. В социальных вопросах в концентрированном виде отражаются все проблемы устойчивого развития АПК. Положительный результат от экономических преобразований возможен лишь в том случае, если они социально ориентированы. Для понимания этого потребовалось более 15 лет реформ. Однако, к сожалению, время было потеряно, некоторые негативные соци-

альные процессы стали носить необратимый характер. Главная проблема в этой области сегодня - неоправданно низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда, которая не только материально, но и морально ущемляет сельского труженика.

Основная проблема мотивации - это низкий уровень материального стимулирования работников. Размеры заработной платы в сельском хозяйстве значительно ниже, чем в других отраслях народного хозяйства. Причем за годы реформ это отставание только увеличилось. Так, если в 1990 г. заработная плата в сельском хозяйстве была всего лишь на 7 % ниже, чем в целом по народному хозяйству, и на 11 % меньше, чем в промышленности, то в 2001-2007 гг. заработная плата в сельском хозяйстве оказалась ниже, чем в среднем по стране уже на 40 %, а по сравнению с промышленностью - почти на 50 %. А ведь размер заработной платы в концентрированной форме показывает степень уважения общества к работникам аграрного сектора экономики.

Сельская бедность в концентрированном виде выражает многие просчеты аграрной и социальной политики. Вместе с тем нельзя не видеть, что она является следствием относительно низкого качества рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве. Речь идет об образовательной и профессиональной подготовке работников, состоянии их здоровья, алкоголизации сельского населения, замедленном формировании рыночного менталитета и т.д.

Для повышения мотивации труда первостепенной задачей является рост заработной платы. Необходимо, чтобы доходы от общественного производства в сельском хозяйстве составляли не менее 90 % от среднего уровня доходов по экономике страны. Вторая не менее важная проблема - совершенствование механизма стимулирования труда и усиление его взаимосвязи с конечными результатами труда и производства.

Оппоненты могут возразить, что нельзя более высокими темпами повышать заработную плату, ибо она находится в определенном уравновешенном состоянии по отношению к чрезвычайно низкой производительности труда в отрасли. Казалось бы, с этим трудно поспорить. Ведь сегодня наша страна отстает по уровню производительности труда от ведущих стран мира, например, США - в 4-5 раз, а по заработной плате - в 20-25 раз. В то же время, если сравнить, сколько на один доллар заработной платы производит валовой продукции наш среднегодовой работник и сколько американский, то оказывается, что отечественный крестьянин производит в 3 раза больше, чем американец.

Существует опасность, что рост заработной платы в агропромышленном секторе экономики может вызвать суперинфляцию. Однако со-

временная наука утверждает, что заработная плата должна соизмеряться с производительностью, начиная с определенного уровня, который нужно обеспечить. А чтобы подняться выше, надо уже выдерживать указанное соотношение.

Неотъемлемой частью экономической жизни сельского сообщества являются миграционные процессы. Поэтому весьма актуальным представляется изучение как позитивных, так и негативных процессов, которыми сопровождается движение рабочей силы на селе. С позиции мобильности рабочей силы современный сельский рынок труда представляет собой " мертвую зону", так как активно работает только вертикальная составляющая " село-город", которая продолжает " обескровливать" село. Между тем, объем потенциальной внутрисельской и городской-сельской миграции весьма велик.

Сегодня социально-экономическое положение крестьянина находится в глубоком противоречии с требованиями, которые реформируемое аграрное производство предъявляет к работнику. Поэтому решение проблем социального развития села является императивной частью процесса перехода к устойчивому развитию аграрной экономики и обеспечению продовольственной безопасности страны.

Необходимым условием для этого является законодательное закрепление и программное обеспечение приоритетности развития села и сближения условий жизнедеятельности в городе и деревне. Первый шаг на этом пути сделан: разработана и реализуется Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы. В 2007 г. на реализацию Программы было затрачено 18,4 трлн руб., что на 30 % больше запланированного, а в 2008 - предполагается направить на развитие села 15,5 трлн руб.

Заключение. Устойчивое развитие аграрного сектора экономики предполагает дальнейшее развитие производительных сил; модернизацию и диверсификацию производства; проведение его углубленной специализации, интеграции и кооперации; создание малых и средних предприятий по переработке, хранению и транспортировке сельхозпродукции, агросервисному обслуживанию; расширение сети сельских строительных организаций и предприятий по производству строительных материалов; восстановление и развитие социальной инфраструктуры сельских населенных пунктов и других видов альтернативной занятости. Это будет способствовать устойчивому развитию сельских территорий, повышению занятости и росту личных доходов жителей, сокращению текучести квалифицированных кадров, улучшению демографической ситуации на селе.

Аграрная политика должна быть ориентирована на оптимальное сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования, а также предусматривать конкретную ответственность государства за развитие аграрного сектора экономики.

Белорусский агропродовольственный сектор имеет огромные потенциальные возможности и большие перспективы. Но для их реализации нужны другие экономические условия, использование достижений научно-технического прогресса и хорошо подготовленные кадры. Не следует забывать, что на современном этапе развития мировой экономики за счет использования модели инновационного развития обеспечивается 2/3 прироста сельскохозяйственной продукции. Комплексные меры по восстановлению и развитию агропромышленного производства за счет модернизации производства, внедрения современных технологий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности отечественной продукции, должны на деле улучшить положение крестьянства, обеспечить продовольственную безопасность и достаточный уровень питания всех слоев населения страны.

Литература

1. Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы. - Минск: Беларусь, 2005. - 96 с.

2. Гусаков, В.Г. Новое качество экономического развития АПК: оценки и перспективы / В.Г. Гусаков // Аграрная экономика. - 2008. - № 2. - С. 2 - 6.

3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь; редколлегия: Я.М. Александрович [и др.]. - Минск: Юнипак. - 200 с.

Информация об авторах

Редько Владимир Николаевич - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой управления УО "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия". Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (02233) 5-94-28.

Редько Денис Владимирович - магистр управления и экономики, аспирант кафедры агробизнеса УО "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия". Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (02233) 5-94-03.

Дата поступления статьи - 10 июня 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.