Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы управления развития инфраструктуры инновационной деятельности'

Проблемы и перспективы управления развития инфраструктуры инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
553
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлова Н. А., Кортунова В. С.

Статья раскрывает основную идею функционирования инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства. Автор поднимает вопросы, связанные с проблемами коммерциализации инновационных разработок, и показывает, что развитие инновационной инфраструктуры является одним из основополагающих направлений стимулирования инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы управления развития инфраструктуры инновационной деятельности»

31 (124) - 2011

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

УДК 336.02

проблемы и перспективы управления развитием инфраструктуры инновационной деятельности

Н. а. МИХАЙЛОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента E-mail: econmanag@volsu. ru В. с. КОРТУНОВА,

старший преподаватель кафедры менеджмента E-mail: fox14v@rambler. ru

Волгоградский государственный университет

Статья раскрывает основную идею функционирования инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства. Автор поднимает вопросы, связанные с проблемами коммерциализации инновационных разработок, и показывает, что развитие инновационной инфраструктуры является одним из основополагающих направлений стимулирования инновационной деятельности.

Ключевые слова: управление, инновация, инфраструктура, инновационная деятельность, инфраструктура инновационной деятельности, инновационное предпринимательство, коммерциализация, научные разработки.

В современных условиях хозяйствования реализация всего комплекса стратегических целей экономического роста России связана с инновационным типом развития, заключающимся в преимущественном использовании современных достижений научно-исследовательской деятельности. Актуальность решения проблем инновационного развития в рамках национальных масштабов определяется объективной потребностью выработки и проведения активной инновационной политики, а также формирования эффективных механизмов ее реализации. Это предполагает непрерывность и целенаправленность инновационной модернизации.

Рыночные субъекты инновационной деятельности тесно взаимосвязаны с существующей системой государственного регулирования инновационных процессов как на федеральном, так и

на региональном уровнях. Поэтому приоритетной задачей государства как главного регулирующего начала и вектора, определяющего направление инновационного развития национальной экономики, является обеспечение должного уровня законодательной, организационной, финансовой, институциональной и информационной поддержки для становления инфраструктуры инновационного развития страны.

Трансформация инновационной сферы, осознание важной роли инновационной деятельности в экономическом развитии на различных структурных уровнях, а также возможностей приобретения долговременных и значимых конкурентных преимуществ существенно меняет представление о роли инноваций в процессе функционирования как предприятий малого и среднего бизнеса, так и транснациональных корпораций.

Под инновациями обычно принято понимать разработку и внедрение самых различных новшеств. Поэтому логическая схема «стадиям результат» инновационного процесса может быть представлена следующим образом (см. рисунок).

Однако инновация — это не просто объект, созданный и внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий при этом прибыль. Следовательно, деятельность, во время которой научный результат или технологическая разработка реализуются с получением коммерческого эффекта, т. е. коммерциализация научно-технических разработок, являясь экономической со- 49

Результаты процесса последовательного превращения новаторской идеи в серийную продукцию

ставляющей инновационного процесса, выступает ключевым вопросом инновационной экономики, поскольку инновация не может считаться успешно реализованной, если не приносит ожидаемой выгоды.

Одним из условий успешной реализации инновационного проекта является правильно организованная и своевременная оценка его целесообразности с технической и маркетинговой точек зрения. При этом перед большинством изобретателей встает ряд порой не преодолимых собственными силами барьеров.

Маркетинговые исследования потенциального рынка необходимы для определения будущей рыночной востребованности инновации. Они могут либо опровергнуть, либо подтвердить потребность в данной инновации, выявить конкретных будущих потребителей, действительных и потенциально возможных конкурентов. Кроме того, целью маркетингового исследования инновационного проекта является не только оценка спроса, но и оценка примерного объема продаж, который будет обеспечен в результате выпуска товара или услуги. Причем данная оценка имеет очень большое значение, так как объем продаж — это конечный показатель успеха проекта.

Сбор информации связан с затратой дополнительных средств и времени, которых у разработчика не бывает в избытке. Значительны и информационные и рекламные затраты, направленные на инициирование первичного спроса на новый продукт. Все это обусловливает необходимость поиска нужных средств.

Инновационные проекты — наиболее рискованные, поэтому для них невозможно получить финансирование от общепринятых источников (например, банковский кредит или ссуда). В связи с этим возникает потребность привлечения венчурного финансирования.

Содержанием венчурного бизнеса является поиск перспективных инноваций на уровне идей или начальных разработок, финансирование процессов исследований и разработок вплоть до конечного результата в виде нового продукта, налаживание производства и сбыта данного продукта часто путем создания новой компании, доведение данной компании до уровня зрелости и ее последующая продажа через механизм рынка ценных бумаг [2, с. 281—282].

Потенциальные инвесторы и партнеры при отборе инновационных проектов для финансирования хотят видеть четкое и лаконичное резюме: что есть у новатора, где это можно использовать, каковы ожидаемый результат и стоимость внедрения. Однако неосведомленность относительно юридических вопросов оформления прав на объекты интеллектуальной собственности и особенностей их купли-продажи приводит к тому, что разработчики не дают информации о своей идее и не представляют ее на экспертизу, так как опасаются потерять авторские права на разработку при раскрытии ее технологических характеристик перед инвесторами.

Недостаток экономического образования, проявляющийся в неумении составить бизнес-план и оценить коммерческий потенциал работы, приводит к тому, что разработчики не готовы ответить на вопросы, где и как именно их творческие находки могут быть применены, и обращаются к инвесторам, имея на руках сырой продукт, сырой бизнес-план или вообще не имея ничего, кроме разработок.

Некоторые авторы утверждают, что их разработка гениальна и изменит мир, и поэтому имеют тяготение к определенной гигантомании и требуют инвестирования в огромных объемах без четкого экономического обоснования. При этом они не знают или не учитывают ситуации на рынке, которая сегодня может быть такова, что даже исключительная разработка может оказаться невостребованной: или она стоит слишком дорого, или вообще не нужна.

Поэтому инвесторы отказываются вкладывать в разработчика, который имеет смутное представление о модели бизнеса и цели привлечения инвестиций, не хочет признавать за инвестором и приглашенными менеджерами права на бизнес-решения, и при этом наделен непомерными амбициями [1, с. 72].

Значительные препятствия на пути коммерциализации инноваций создает недооценка учеными и инженерами роли менеджмента. Еще одна причина кроется в том, что, как правило, коммерциализацией научных исследований занимаются те же специалисты, которые их разрабатывают. В действительности же опыт коммерциализации в развитых странах показывает, что ученый не обязан быть хорошим организатором и руководителем, причем в сфере, существенно отличающейся от научной.

Сложный, комплексный характер инновационных процессов, высокий уровень технических, производственных, коммерческих и других рисков инновационной деятельности делают невозможным функционирование инновационных организаций без формирования специальной поддерживающей инфраструктуры, создания благоприятной среды для субъектов инновационной деятельности. Поэтому в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом РФ от 30.03.2002 № Пр-576, построение инновационной инфраструктуры является одной из основных задач формирования национальной инновационной системы.

Инновационные структуры традиционно классифицируются на следующие виды [3]:

1) производственно-технологические структуры, создающие условия для доступа инновационных предприятий к производственным ресурсам. К ним относятся следующие элементы инновационной инфраструктуры: технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры и инновационно-промышленные комплексы, а также технологические кластеры и технико-внедренческие зоны;

2) консалтинговые структуры, обеспечивающие доступ инновационных предприятий к профессиональным консультациям в инновационной сфере. К ним относятся центры трансфера технологий, центры консалтинга и коучинг-центры;

3) структуры подготовки кадров для инновационной деятельности, включающие в себя высшие учебные заведения и образовательные учреждения;

4) информационные структуры, включающие базы данных и знаний, информационные центры, информационно-аналитические центры, статистические центры и научно-координационные центры;

5) финансовые структуры, включающие в себя фонды поддержки инновационной деятельности: бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные, посевные и стартовые;

6) сбытовые структуры, обеспечивающие продвижение наукоемкой продукции на внутренний и внешний рынки сбыта. К ним относятся внешнеторговые объединения, специализированные посреднические фирмы, а также выставки и венчурные ярмарки.

Между тем инновационная инфраструктура включает в свой состав не только производственно-технологические, информационные и финансовые структуры, но и «посредников», занимающихся собственно продвижением разработок на рынок. К ним относятся организации, занимающиеся патентованием, лицензированием, коммерциализацией интеллектуальной собственности, консалтингом, маркетингом инноваций. Поэтому инновационная инфраструктура представлена элементами, которые обеспечивают и регулируют бесперебойное многоуровневое функционирование взаимосвязей субъектов инновационного механизма, но не принимают непосредственного участия в создании конечного продукта.

Инновационные посредники способствуют формированию горизонтальных связей между промышленными предприятиями, учебными и научными учреждениями, а также вертикальных связей между муниципальным, региональным и федеральным уровнями управления инновационной деятельностью. Они выполняют разнообразные функции, такие как:

• оценка и экспертиза инновационных проектов;

• оценка «патентной чистоты» разработок;

• предоставление юридической помощи в оформлении прав на интеллектуальную собственность;

• разработка маркетингового плана коммерциализации инновации;

• продвижение инновационных продуктов на рынок;

• доработка и сопровождение новых продуктов и технологий;

• поиск потенциальных партнеров и инвесторов;

• защита интеллектуальных прав собственности и др.

Выполнение посредниками указанных функций помогает значительно повысить эффективность инновационного процесса. Так, сокращаются время от момента принятия решения о коммерциализации до выхода на рынок новой разработки и трансак-ционные издержки поиска и анализа научно-технической и рыночной информации; уменьшается количество обанкротившихся проектов; увеличивается прибыль автора (собственника) от продажи собственной научно-технической разработки.

- 51

Необходимо отметить, что на разных этапах жизненного цикла продукции задачи инновационных посредников модифицируются (см. таблицу).

В принципе создатели (авторы) инновационных продуктов могут устанавливать прямые связи с потенциальными потребителями их разработок, однако мировой, а теперь уже и российский опыт свидетельствуют, что получение научного результата и его продажа имеют между собой мало общего. Поэтому этим должны заниматься инновационные посредники — люди разных профессий, так как совмещение предпринимательских и исследовательских качеств встречается крайне редко. Развитию инновационного посредничества способствует также глобальный характер инноваций.

В западноевропейских странах функции инновационного посредника все более активно берет на себя государство, которое играет значительную роль в создании государственно-частной информационной инфраструктуры, центров по кооперации университетов и бизнеса, инновационных центров по передаче новых технологий малому и среднему бизнесу. При этом роль государства в развитии инновационной системы основывается на стимулировании инновационного развития, создании условий для коммерциализации знаний и вывода новых продуктов и услуг на рынки. Главным принципом такого подхода является развитие во взаимодействии трех систем: бизнеса, государства, науки и образования.

В России данный элемент инфраструктуры является наименее развитым, хотя появляются организации, имеющие положительный опыт работы в сфере инновационного посредничества. Так, в Новосибирском научном центре уже более

пяти лет успешно функционирует некоммерческая организация — Институт перспективных исследований (ИПИ) и связанные с ней внедренческая и инжиниринговая организации — Международный научный центр по теплофизике и энергетике и ЗАО «Специальное конструкторское бюро ИПИ».

По существу, Институт перспективных исследований является spin-off фирмой Института теплофизики СО РАН и занимается коммерциализацией его перспективных научных разработок, а также выполнением заказов на проведение НИОКР в области кипения, разделения жидких газов, теории капиллярных процессов. Характерной особенностью ИПИ является проектная форма организации работы с привлечением на контрактной основе специалистов из других институтов СО РАН и вузов.

В целом российские малые инновационные предприятия могут и в основном должны быть spin-off академических исследований, базироваться на разрешенном и поощряемом «выносе» коммерциализируемой части результатов академических исследований, ведущихся в государственных научных центрах и университетах широким некоммерческим фронтом.

Роль инфраструктурного элемента, как правило, ограничена предоставлением услуг и сферой обмена и не связана с непосредственным созданием материального объекта коммерциализации. Таким образом, процесс коммерциализации научно-технических разработок становится не только объектом обслуживания инновационной инфраструктуры, но и сферой ее непосредственной деятельности.

Развитие инфраструктуры инновационной деятельности является одним из основополагающих

Характеристика задач инновационных посредников на разных этапах жизненного цикла продукта

Основной этап жизненного цикла продукта Характеристика этапа Задача инновационного посредника

Разработка Анализ возможностей производства продукции, НИОКР, опытные образцы Маркетинговые исследования, рыночные испытания

Выведение на рынок Поступление товара в продажу, появление новой торговой марки Распространение информации о товаре, мероприятия, направленные на его принятие потребителями, создание у потребителей предпочтения к торговой марке

Рост Ответная реакция конкурентов, быстро растущий рынок, изменчивый нестабильный характер роста продаж Проникновение вглубь рынка, достижение максимальной выгоды от начального продвижения товара, распределение, широкая реклама

Зрелость Стабилизация продаж, существенность предпочтения потребителями Удержание освоенного сегмента рынка, расширение доли за счет ослабления конкурентов

Насыщение рынка и упадок Сокращение освоенного сегмента рынка, избыточность и перепроизводство, появление аналогичных товаров, появление условий слияния и поглощения конкурентами Оценка возможности отказа от производства, работа над портфелем инноваций, формирование нового цикла (подготовка к разработке инновационного продукта)

Источник: составлено автором.

направлений стимулирования инновационной активности на уровне предприятий, регионов и в рамках национальных масштабов. При этом задачей субъектов инновационной инфраструктуры является определение наиболее перспективных тенденций развития в научной сфере и коммерциализация результатов деятельности по данным направлениям. Основой данного выбора является влияние многих факторов: наличие инновационных идей в той или иной области научных знаний, а также технологических, экономических и правовых возможностей для реализации результатов исследовательской деятельности; соответствие направленности научных разработок приоритетным направлениям стратегической и промышленной политики отдельных регионов и страны в целом. Именно на основании итогов решения данной задачи производится выбор основных направлений работы субъектов инновационной инфраструктуры по коммерциализации технологий.

Инновационная инфраструктура способствует вхождению науки в рыночную среду, развитию предпринимательства в научно-технической сфере. Поэтому важнейшим направлением создания инновационной инфраструктуры является формирование инновационных центров, научных и технологических парков и инкубаторов, благодаря которым осуществляется стратегия стимулирования роста, сводящая воедино элементы промышленной, региональной и инновационной политики.

Однако на сегодняшний день инфраструктура инновационной деятельности в России все еще фрагментарна и не способна эффективно поддерживать инновационный процесс на протяжении всей цепочки — от генерации идеи до внедрения

новых продуктов на рынок. Поэтому необходимо создать на основе партнерства с бизнесом и наукой систему научного и технологического прогнозирования, что позволит завершить создание по-настоящему интегрированной инновационной инфраструктуры и продолжить формирование рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Таким образом, в настоящее время процесс развития рыночных отношений позволил несколько изменить сформировавшуюся обстановку и предоставил возможность для появления связей между наукой и бизнесом. Это в свою очередь обусловило приток в коммерческую сферу научных идей и разработок, дифференцированных в самых разных направлениях. Скоординированные усилия государственных органов управления, научных, инновационных и финансовых структур по созданию условий и механизмов развития инновационной инфраструктуры позволяют мобилизовать научно-технический потенциал для обеспечения построения высокоэффективной, восприимчивой к нововведениям экономики и ускоренного перехода страны на таргетированный инновационный путь развития.

Список литературы

1. Аммосов Ю. Как доехать до края залива // Эксперт. 2005. № 48. С. 70-74.

2. Гродецкий Д. В. К вопросу о сущности венчурного бизнеса и его особом месте в современной экономике // Экономические науки. 2007. № 9. С. 281-284.

3. Шепелев Г. В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры [Электронный ресурс]. URL: www. miiris. га.

onews

10 ноября 2011 г. в гостинице Radisson SAS Slavyanskaya (г. Москва) CNews при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ проводит

третий ежегодный форум

«CNews Forum 2011: Информационные технологии завтра»

Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Основные вопросы форума:

- тенденции развития ИКТ-отрасли в России и мире;

- векторы дальнейшего развития информатизации бизнеса и органов государственной власти в России;

- тренды, которые будут определять эволюцию корпоративных ИТ-систем в ближайшие годы.

Отраслевые секции: госсектор, банки, информационная безопасность, розница, облачные технологии.

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: +7 (495) 363-11-57, 5078, 5077, 5035 либо e-mail: [email protected]

Айвазов Армен, Серова Елена, Четвернин Алексей www.forum. cnews. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.