2. Тайлор, Э. Б. Первобытная культура [Текст] / Э. Б. Тайлор. — М. : Издательство политической литературы, 1989. — 573 с. — ІБВК 5-250-00379-6
3. Лосев, А. Ф. Античный космос и современная наука // А. Ф. Лосев. Бытие. Имя. Космос. — М. : Мысль, 1993. — 958 с. — КВК 5-244-00717-3
4. Фалалеева, И. В. Социально-философский феномен библиотеки [Текст] : монография / И. А. Фалалеева. — Омск : ОмГУПС, 2006. - 130 с. - ІБВК 5-94941-034-3
5. Вернадский, В. И. Научная мысль как планетное явление [Текст] : монография / В. И. Вернадский. — М. : Наука, 1991. — 271 с. — ІБВК 5-02-003505-Х
6. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] : сборник / П. А. Сорокин ; пер. с англ. — М. : Политиздат, 1992. — 543 с. — ІБВК 5-250-01297
7. Бердяев, Н. А. Человек и машина: (Пробл. социол. и метафизики техники) [Текст] / Н. А. Бердяев // Вопр. философии. — 1989. — №2. — С. 143— 162.
8. Фуко, М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности [Текст] / М. Фуко ; пер. с фр. — М. : Касталь, 1996. — 448 с. — ІБВК 5-85374-006-7
9. Луман, Н. Реальность масс-медиа / Н. Луман ; пер. с нем. А.Ю. Антоновского. — М. : Праксис, 2005. — 256 с. — ІБВК 5-901574-46-Х
10. Пригожин, И. Р. Сетевое общество [Текст] / И. Р. Приго-жин // Социс. — 2008. — №1. — С 25-26.
ЧИЖМА Владислав Сергеевич, соискатель по кафедре связей с общественностью.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.12.2009 г.
© В. С. Чижма
УДК 008. 001 В. М. СТОРОЖЕНКО
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье рассматриваются проблемы толерантных отношений в культурно-экологическом пространстве. Автор подчёркивает, что сохранение и передача многовековых традиций наших предков способствует процессу обновления межкультурных и меж-поколенческих контактов и восстановлению культурного наследия в многонациональной среде. Обозначена также тенденция возрождения народной культуры и сохранения межэтнической и межнациональной стабильности. В этом контексте автор рационально обосновывает, что толерантные отношения в культурном пространстве способствуют сохранению культурного наследия.
Ключевые слова: толерантность, экология культуры, культурное наследие, преемственность культуры, традиции, этнос.
Работа выполнена при поддержке Гранта РФФИ 08-06-0026.
В процессе взаимодействия культур на современном этапе мы не можем не говорить о значимости толерантных отношений в культурно-экологическом пространстве. С ростом национального самосознания современное общество востребует человека, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей и верований.
Восстановление и возрождение традиций, которые сегодня утрачены или забыты, является необходимым условием для сохранения культурного национального достояния. Особое значение в настоящее время приобретает вопрос терпимости, взаимопомощи, уважения к культуре различных групп государства. Отношение понятия «толерантность» к вышеуказанной проблеме, а также признание возможности равноправного существования «другого» начинает приобретать мировую значимость.
В процессе сохранения этнических ценностей традиционной культуры необходимо решить вопрос о мирном сосуществовании и взаимодействии друг с другом отдельных наций.
Поэтому вопрос толерантного отношения одной культуры к другой, одного этноса к другому является актуальным и в то же время сложным и многогранным, т.к. затрагивает все сферы нашей жизни.
Рассматривая понятийное значение «толерантности» необходимо отметить, что это слово в разных языках понимается по-разному. В самом широком смысле оно означает терпение. В семантической корневой системе слова определяется более точное понимание его значения — это признание и уважение иных взглядов, убеждений, традиций, стилей и практик жизни без внутреннего согласия с ними.
В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова категория «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость»^, с. 726]. В «Новом словаре иностранных слов и выражений» это понятие также определяется как
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
«...терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо»[2, с. 622].
В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» («толерантности») претерпевала изменения. Так, в «Новой философской энциклопедии» толерантность понимается как «.качество, характеризующее отношение к другому человеку, как равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.)....» [3, с.75 — 76]. Эти изменения являются естественным явлением, т.к. общество менялось, и в основе человеческих взаимоотношений ставились разные идеи.
Таким образом, мы видим, понятие толерантности, хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпимости к чужим мнениям, верованиям и поведению, всё же имеет положительную окраску.
Говоря о проблеме толерантных взаимоотношений, необходимо подчеркнуть и тот факт, что «.российская толерантность основана, прежде всего, на нравственно-понимающем сопереживании» [4, с. 265]. «Оно возникло в связи с особенностями социальноэкономических условий Россиян. Такие условия способствовали выработке определённой психологии поведения. Таким образом, российская форма толерантности, где терпеливость, терпимость к кому-либо перерастает в участие. Отсюда милосердие не только к единомышленникам, но и к недругам» [5, с. 16].
Толерантность сегодня — это определяющий фактор в жизнеспособности нашего общества, это — одно из условий выживания человечества. Толерантное отношение к традициям и культуре, как своего народа, так и к другим народам необходимо сегодня нашему обществу для сохранения и передачи духовно-нравственных идеалов, создания исторической цепочки передачи культурных традиций. В основе этих традиций заложены истоки духовности, которые способны изменить уровень духовной ментальности, сохранить культурную преемственность, поднять национальный патриотизм и тем самым укрепить психологию терпимости современного общества через веровосприятие, дружелюбие, укрепление отношений.
Рассматривая проблему толерантных отношений в культурно-экологическом обществе, необходимо отметить, что «.принцип толерантности лежит в основании самого понимания целостности такого многообразного, всеохватного многофункционального явления, как культура» [6, с. 205]. Именно толерантность «.обуславливает сосуществование, со-причастие различных субъектов культурных традиций, которые далеко не всегда находятся в согласии и взаимоотношении. Толерантность в этих случаях предполагает поиски компромиссов, взаимной уступчивости во имя сохранения целого как высшего императива устойчивого функционирования культуры» [6, с. 205]. Такого типа отношения формируются благодаря культуре мира, согласию, миролюбию, доброте, любви и взаимопониманию.
Через познание особенностей национальной культуры, черт характера народов, любви к родному краю, Родине предстают одновременно любовь, открытость и уважение к другим народам и нациям. В исследованиях традиционно-бытовой культуры неоднократно подчёркивается, что «.для сохранения межнационального согласия и мира необходимо вза-
имопонимание этносов, которое достигается через знакомство с историей и традиционной культурой своего народа и других, что позволяет узнать о межэтнических контактах, о взаимовлиянии культур» [7, с. 57]. Поэтому становление культуры и интеллигентности необходимо воспитывать на толерантном отношении как к традициям своего народа, так и традициям других народов.
Становление толерантных отношений в обществе рассматривается сегодня как неотъемлемая часть нравственного воспитания человека. Воспитание в новом поколении патриотизма, культуры, нравственных ценностей, возникающих на традициях культурной среды, воплощенных в памятниках материальной и духовной культуры, народных обрядах, праздниках, неразрывно связано с формированием культурно-экологического сознания.
В настоящее время, ознаменованное обострением культурного кризиса, актуальность данной проблемы обусловлена возросшей потребностью в духовнонравственных идеях. Запас моральных ценностей, который был накоплен народом — сегодня во многом утерян. Общество, в котором исчезают представления о высших ценностях и идеалах становится ду-ховно-оскуднённым и безнравственным. Поэтому его необходимо восстановить и пополнить через сохранение культурных ценностей, через традиционные знания и фольклор. И. А. Ильин — один из значительных мыслителей русского зарубежья, чьи мысли составляют единую концепцию интеллектуального и духовного обновления человеческой личности утверждает, что «.каждая такая ценность имеет своё содержание, обеспечивающее связь между прошлым, настоящим и будущим. Забвение этих ценностей означает и забвение нравственной перспективы жизни, утрату идеала, угрозу морального разложения личности» [8, с. 5].
Д. И. Лихачёв так же подчёркивал, что вся история развития человеческой культуры есть история не только создания новых, но и обнаружения старых культурных ценностей. Он говорил, что не может быть никакого национального самосознания, если человек не знает, какова была культура его предков. «Культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определённое пространство, из простого населения — народом, нацией» [9, с. 316].
Говоря о сохранении культурного наследия, Ю.М. Лотман писал: «Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества» [10, с. 8].
Следовательно, каждый из нас должен соблюдать историческую цепочку передачи во времени и пространстве многовековых традиций нашей культуры всех эпох и поколений. При этом, заботясь о сохранении как своей культуры, традиций и обрядов, так и других национальностей, человечество обязано принимать правила и нормы культурного и нравственного поведения. Это позволит укрепить взаимопонимание на уровне межэтнических отношений.
В рамках толерантного культурно-экологического общества человеку необходимо учитывать аспекты чуждых ему культур, принимать их, перед тем как создать что-либо новое. Значительную роль в возрождении и сохранении народной культуры, в межэтнической и межнациональной стабильности играет преемственность поколений в передаче народных традиций, культуры и быта.
Определение границ и критериев толерантности в культурно-экологическом пространстве связано с полным рациональным обоснованием этого феномена. Учитывая Декларацию принципов толерантности, рассматривающей основные её принципы и пути утверждения этих принципов в мировом сообществе, можно выразить сущность толерантных отношений:
— в мировом культурном пространстве должны учитываться интересы каждой культуры;
— мирное сосуществование культур возможно при взаимопонимании и взаимном принятия их друг другом;
— сохранение культуры возможно только при транслировании её через поколения.
Таким образом, сущность толерантных отношений в культурно-экологическом пространстве заключается в сближении разных национальных культур и их взаимном обогащении, сохранении и передачи во времени и пространстве.
Здесь толерантность предполагает не только терпение, но и признание культуры одного этноса — другим, а также сохранение культуры этноса на основе взаимопонимания.
Говоря о проблеме сохранения этнических ценностей традиционной культуры разных народов в России в аспекте толерантного отношения, хотелось ещё раз подчеркнуть, что толерантное взаимодействие поможет сохранить культурное мировое пространство.
Библиографический список
1. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. — М. : ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательствао АСТ», 2000. - Т. 4. - 752 с.
Книжная полка
Макарова, Т. В. Информационные технологии в рекламе [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Макарова ; ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2008. — 118 с. : рис. — Библиогр.: с. 118. — ISBN 978-5-8149-0635-9.
Каждая сфера рекламы требует применения тех или иных технических и программных средств, что объясняет актуальность материала, представленного в данном учебном пособии: понятие и основные свойства информации, характерные особенности, которыми обладает данное явление; виды информации в рекламе; обзор информационных технологий, используемых в различных областях рекламной деятельности.
В пособии рассмотрены основы применения информационных технологий в рекламной деятельности.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Реклама», очной и очно-заочной форм обучения.
Марочкина, С. С. Введение в специальность. Реклама [Т екст] : учеб. пособие для вузов по специальности «Реклама» / С. С. Марочкина, Л. М. Дмитриева, Е. В. Азарова ; под ред. Л. М. Дмитриевой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 239 с. : ил. — (Азбука рекламы). — Библиогр.: с. 208-210. — ISBN 9785-238-01657-3.
Излагаются базовые понятия рекламной деятельности. Рассказывается об истории зарождения и развитии рекламы с античных времен до наших дней, основных этапах рекламного дела в России, советской политической и социальной рекламе.
Подробно рассматривается современное состояние рекламного дела: классификация рекламы, каналы ее распространения, профессиональная деятельность в рекламном бизнесе. Уделяется внимание процессу создания рекламы и планированию рекламной кампании. Отдельная глава посвящена вопросам правового регулирования и саморегулирования рекламной деятельности в России.
Усвоению материала помогут тесты, предлагаемые в конце учебного пособия.
Для студентов, обучающихся по специальности «Реклама», а также для всех интересующихся рекламной деятельностью.
2. Словарь иностранных слов и выражений: более 17000 единиц / авт.-сост. Е. С. Зенович. — М. : ООО «Издательство АСТ: Олимп», 2000. — 784 с.
3. Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.- науч. фонд. — М. : Мысль, 2001. — Т. 4. — С. 75 — 76.
4. Петрицкий, В. А. Толерантность как принцип нравственной культуры общения / В. А Петрицкий // Проблемы нравственной культуры общения. — Вильнюс, 1986. — С. 265.
5. Толерантность: конформизм или милосердие // Дискурс. — 2003. — Вып. 3. — С. 15 — 16.
6. Толерантность / общ. ред. М. П. Мчелдова. — М. : Республика, 2004. — 414 с.
7. Князева, И. Н. Фольклорные процессы в художественной культуре Казахстана / И. Н Князева // Культурологические исследования в Сибири. — 2004. — № 3 (14). — С. 57.
8. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. — М. : АСТ Москва : Хранитель, 2007. — 221 с.
9. Лихачёв, Д. С. Воспоминания. Раздумья. Работы разных лет : в 3 т. [К 100-летию Д. С. Лихачева] / Д. С. Лихачёв : Т. 2. — СПб., 2006. — 511 с.
10.Лотман, Ю. М. Беседы в русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). — СПб., 1994. — 399 с.
СТОРОЖЕНКО Виктория Михайловна, старший преподаватель кафедры режиссуры.
Адрес для переписки: е-шаД : [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.11.2009 г.
©В. М. Стороженко
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ