Альтудов Ю.К., Казиева Б.В., Оборин М.С., Абанокова Э.Б. | 2018 №4(12): 15-27
Проблемы и перспективы создания и кадрового обеспечения
высокопроизводительных рабочих мест
СЕРВИС / SERVICES
УДК 348; 631
ОС!: 10.24411/2413-693Х-2018-10402
Проблемы и перспективы создания и кадрового обеспечения высокопроизводительных рабочих мест
АЛЬТУДОВ Ю.К.
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, Российская Федерация, доктор экономических наук, доктор технических наук, профессор, [email protected] КАЗИЕВА Б.В.
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент, [email protected] ОБОРИН Матвей Сергеевич
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Пермский институт (филиал);
Пермский государственный национальный исследовательский университет;
Пермский государственный аграрно-технологический университет, г. Пермь, Российская Федерация;
Сочинский государственный университет, г. Сочи, Российская Федерация;
доктор экономических наук, профессор, [email protected]
АБАНОКОВА Э.Б.
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, Российская Федерация, старший преподаватель, [email protected]
Аннотация. В статье представлены результаты анализа проблем и перспектив создания и кадрового обеспечения высокопроизводительных рабочих мест в регионе. Проведено исследование динамики средней производительности труда в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). На основе использования общенаучных способов систематизации и группировки данных, сравнения, логико-аналитической оценки параметров исследованы подходы к определению высокопроизводительного рабочего места. Исследована нормативно-правовая база федерального и регионального уровня в области создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест. Проведен статистический анализ уровня производительности труда и доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте Кабардино-Балкарской Республики. Исследована динамика числа высокопроизводительных рабочих мест в Российской Федерации и Северо-Кавказском федеральном округе за 2012-2016 гг. Определены возможности достижения целевых значений показателей. Рассмотрена проблема оценки стоимости создания проектов по стимулированию модернизации высокопроизводительных рабочих мест, что необходимо для формирования стратегий и программ развития региональных экономик. Произведен расчет стоимости создания одного высокопроизводительного рабочего места в рамках реализации приоритетных инновационных проектов в промышленности и сельском хозяйстве Кабардино-Балкарской Республики. Определены целевые установки и направления развития кадрового потенциала республики, дана оценка роли регионального вуза в активизации процессов создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест. Результаты анализа могут быть использованы в процессе разработки и реализации стратегии инновационного развития региона, а также программы модернизации и создания новых высокопроизводительных рабочих мест на территории республики.
СЕРВИС pùis 2018 Том 12 №4
научный журнал
www.philosoph.ru
Problems and prospects of creation and staffing of high-performance workplaces
Ключевые слова: высокопроизводительное рабочее место, регион, кадры, человеческий капитал, программа развития
Для цитирования: Альтудов Ю.К., Казиева Б.В., Оборин М.С., Абанокова Э.Б. Проблемы и перспективы создания и кадрового обеспечения высокопроизводительных рабочих мест // Сервис Plus. 2018. Т.12. №4. С. 1527. DOI: 10.24411/2413-693X-2018-10402.
Статья поступила в редакцию: 28.09.2018. Статья принята к публикации: 28.10.2018.
Yu.K. ALTUDOV
Kabardino-Balkarian State University named after Kh.M. Berbekov, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, Russia; Dr. Sci. (Economics), Dr. Sci. (Technical science), Prof., [email protected] B.V. KAZIEVA
Kabardino-Balkarian State University named after Kh.M. Berbekov, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, Russia; Cand. Sci. (Economics), Associate Prof., [email protected] Matvei S. OBORIN
Perm Institute (branch), Plekhanov Russian University of Economics; Perm State National Research University; Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov, Perm, Russia; Sochi State University, Sochi, Russia; Dr. Sci. (Economics), Prof., [email protected] E.B. ABANOKOVA
Kabardino-Balkarian State University named after Kh.M. Berbekov, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, Russia; Senior Lecturer, [email protected]
Abstract. Results of the analysis of problems and the prospects of creation and staffing of high-performance workplaces in the region are presented in article. The research of dynamics of average labor productivity in the countries entering into the Organization for Economic Cooperation and Development is conducted. On the basis of use of general scientific ways of systematization and group of data, comparisons, logic-analytical assessment of parameters are investigated approaches to definition of a high-performance workplace, standard and legal base and conditions of their creation. The standard and legal base of federal and regional level in the field of creation and modernization of high-performance workplaces is investigated. The statistical analysis of labor productivity level and share of production of high-tech and knowledge-intensive industries in a gross regional product of Kabardino-Balkarian Republic is carried out. Dynamics of number of high-performance workplaces in the Russian Federation and the North Caucasian Federal District for 20122016 is investigated. Possibilities of achievement of target values of indicators are defined. The problem of estimation of cost of creation of projects on stimulation of modernization of high-performance workplaces is considered that is necessary for formation of strategy and programs of development of regional economies. Calculation of cost of creation of one highperformance workplace within implementation of priority innovative projects in the industry and agriculture of Kabardino-Balkarian Republic is made. Purposes and the directions of development of personnel capacity of republic are defined; an assessment of a role of regional higher education institution in activation of creation and modernization of high-performance workplaces is given. Results of the analysis can be used in the course of development and realization of strategy of innovative development of the region and also the program of modernization and creation of new high-performance jobs in the territory of the republic.
Keywords: high-performance workplace, region, staff, human asset, program of development
For citation: Altudov, Yu. K., Kazieva, B. V., Oborin, M. S., & Abanokova, E. B. (2018). Problems and prospects of creation and staffing of high-performance workplaces. Servis plus, 12(4), 15-27. doi: 10.24411/2413-693X-2018-10402.
Problems and prospects of creation and staffing of high-performance workplaces
2018 Vol. 12 Iss. 4
scientific journal
SERVICE plus
www.philosoph.rj
Проблемы и перспективы создания и кадрового обеспечения высокопроизводительных рабочих мест
(In Russ.).
Submitted: 2018/09/28. Accepted: 2018/10/28.
Технологическая трансформация, реиндустриа-лизация всех секторов экономики страны вызвали необходимость создания новых и модернизации имеющихся рабочих мест. Согласно прогнозу баланса трудовых ресурсов, подготовленному Министерством труда России, численность трудоспособного населения в 2017-2019 гг. сократится на 2,5 млн. чел. (5,3%), а численность населения старше и моложе трудоспособного возраста - возрастет на 1,9 млн. (5,0%). Численность занятого населения сократится с 68,4 млн. чел. в 2016 г. до 67,4 млн. чел. в 2019 г. Эти негативные для рынка труда демографические тенденции вызывают необходимость интенсификации и повышения уровня
производительности труда в России на основе роста числа высокопроизводительных рабочих мест.
По результатам статистических исследований Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), средняя производительность труда в РФ находится на низком уровне относительно мировых показателей, более того, наблюдается тенденция ее снижения [1]. В 2016 году средняя производительность труда в 28 странах ЕС составляла 47,7 долл. в час (наивысший показатель отмечен в Ирландии - 83,2 долл. в час), а в России она снизилась до 23,8 долл. в час. Ниже производительность труда в странах ОЭСР была только в Мексике (рис. 1).
Россия ЕС (28 стран) США Великобритания Швеция Норвегия Голландия Мексика Люксембург Латвия Ирландия Германия Франция Дания Австрия Австралия 7,7 79,2
7,5 63,3 ,4
56
1.8,5
,4 81,2
26
59,8 60 83,2
63,5
53,9
52,7
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90
Рис. 1. Динамика средней производительности труда (отношение ВВП на душу населения к среднему количеству отработанных часов на одного занятого), долл. США1 Fig. 1. Dynamics of average labor productivity (ratio of GDP per capita to the average number of hours worked per employee)
Отметим, что в мировой и российской практике нет единого подхода к определению и методике оценки высокопроизводительного рабочего места [2, 3]. Расхождения в формулировках приводят к искажениям при оценке количества высокопроизводительных рабочих мест по видам экономической деятельности и географическим регионам, что, в конечном счете, приводит к принятию нерациональных управленческих решений.
В полемике относительно понятия, критериев
определения высокопроизводительного рабочего места и его производительности, разграничения с близкими категориями «качественного рабочего места» и «рабочего места, в наибольшей степени благоприятствующего развитию» участвуют такие международные организации, сообщества и фонды, как Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международная организация труда (МОТ), Фонд Форда (США), Институт изучения
1 Сост. по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): http://oecdru.org/
СЕРВИС plus
научный журнал
2018 Том 12 №4
17
Problems and prospects of creation and staffing of high-performance workplaces
занятости (США) [4].
Обобщая международные подходы к определению высокопроизводительного рабочего места, отметим следующее. Всемирный банк использует термин «рабочие места, в наибольшей степени благоприятствующие развитию», с индивидуальными для каждой страны критериями отнесения к ним. Международной организацией труда (МОТ) заложена концепция «достойного труда», под которым понимается производительный труд, обеспечивающий защиту прав, достойный доход и социальную защиту. Институт изучения занятости (США) дает понятие рабочих мест, гарантирующих улучшение качества жизни среднего класса и выход за пределы порога бедности для людей с низким уровнем доходов, а Фонд Форда (США) определяет как высокопроизводительные рабочие места, обеспечивающие достаточную для жизни заработную плату, накопление финансовых активов и карьерную перспективу.
В России впервые о высокопроизводительных рабочих местах заговорили в конце 2011 года, когда на съезде «Деловой России» был представлен доклад «Стратегия России - 25 миллионов новых современных рабочих мест». В настоящее время изучением данной проблемы заняты Правительство РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ, Торгово-промышленная палата РФ, Федерация независимых профсоюзов РФ, Федеральная служба государственной статистики, Национальное агентство финансовых исследований, АНО «Агентство стратегических инициатив», Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» [5].
Так, Правительство РФ высокопроизводительными считает замещенные рабочие места организации, производительность труда которых равна или превышает среднеотраслевое значение. Министерство экономического развития РФ определяет как высокопроизводительные занятые рабочие места в организации, производительность которых превышает установленный уровень и с минимальным уровнем заработной платы свыше 80 тыс. рублей в месяц.
Федеральная служба государственной статистики высокопроизводительными считает все замещенные рабочие места, на которых среднемесячная заработная плата работников (для ИП - средняя выручка) равна или превышает установленную величину критерия (пороговое значение). При этом, в основу официальной методики легли не квалификация и качество производимой персоналом продукции (но подразу-
мевалось, что это будут «высокопродуктивные и современные» позиции), а уровень средней заработной платы в данной организации. Когда она превышает определенное пороговое значение, установленное с учетом отрасли, размера организации и региона, все рабочие места на предприятии автоматически относятся к «высокопроизводительным». Надо отметить, что данный подход применим лишь в условиях соответствия квалификации работника уровню сложности выполняемых им работ, когда заработная плата напрямую отражает степень технологической оснащенности и эффективности рабочего места [6].
Общественный народный фронт определяет высокопроизводительные рабочие места по показателю производительности труда, которая должна быть выше установленного целевого значения. АНО «Агентство стратегических альтернатив» под высокопроизводительными понимает рабочие места с добавленной стоимостью не менее 900 тыс. рублей в год, при заработной плате не менее 30 тыс. рублей в ценах 2011 года.
Несмотря на вариативность подходов к идентификации высокопроизводительного рабочего места в международной и российской практике можно выделить два основных критерия их определения:
1. Производительность труда, выраженная показателем создаваемой на предприятии добавленной стоимости на одного сотрудника (актуально для большинства отраслей материального сектора экономики);
2. Уровень заработной платы (актуально для нерыночного и финансового секторов экономики). Инициатива создания высокопроизводительных
рабочих мест была закреплена в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года №596 «О долгосрочной государственной экономической политике». В целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан, достижения технологического лидерства российской экономики перед Правительством РФ была поставлена задача принятия мер, направленных на создание и модернизацию 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году, увеличения к 2018 году доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП в 1,3 раза и роста производительности труда в 1,5 раза относительно уровня 2011 года.
Во исполнение Указа Президента РФ №596 на федеральном уровне были приняты нормативно-правовые акты, закрепившие целевые ориентиры и необходимые мероприятия по их достижению (рис. 2).
2018 Vol. 12 Iss. 4
SERVICE plus
scientific journal
Проблемы и перспективы создания и кадрового обеспечения высокопроизводительных рабочих мест
Федеральный закон от 31.12.2014 г.
№488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»
• Цели: формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики России от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития; обеспечение обороны страны и безопасности государства; обеспечение занятости населения и повышение уровня жизни россиян.
^Постановление Правительства РФ от^ 15.04.2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее V конкурентоспособности»
Цель: создание в нашей стране конкурентоспособной, устойчивой и структурно сбалансированной промышленности. > Одна из задач: создание новых высококвалифицированных рабочих мест путем создания новых производств.
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. №316 «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»
• Цели: создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса; повышение инновационной активности бизнеса; повышение эффективности государственного управления.
• Одна из задач: увеличение доли организаций, осуществляющих технологические инновации.
Постановление Правительства РФ от 28.01.2016 г. № 41 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения»
• Совместный проект должен, в том числе, предусматривать: а) увеличение доли ВПРМ - не менее 15 %; б) увеличение в размере не менее чем на 10 % объема добавленной стоимости.
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на
период до 2018 года» (утв. Правительством РФ 14.05.2015 г.)
Определены целевые показатели в экономике, среди которых увеличение производительности труда в 1,5 раза относительно уровня 2011 года и создание не менее 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест.
Рис. 2. Нормативно-правовая база федерального уровня в области создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест
Fig. 4. Normative and legal base of the federal level in the field of creation and modernization of high-performance workplaces
Основные параметры создания и модернизации ВПРМ в СКФО и Кабардино-Балкарской Республике отражены в следующих нормативно-правовых актах (рис. 3).
Следует отметить, что, несмотря на принятие государственной программы развития СКФО, стратегии и программы развития экономики КБР, нормативно-правовая основа создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест в регионе фактически отсутствует. Необходимо разработать и законодательно утвердить Программу создания высокопроизводительных рабочих мест в промышленном комплексе и сельском хозяйстве Кабардино-Балкарской Республики, в малом и среднем предпринимательстве. В этом
смысле представляет интерес законотворческий опыт Свердловской области и Ямало-Ненецкого округа.
В Свердловской области приняты и реализуются Стратегия инновационного развития Свердловской области на период до 2020 года, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 22.05.2013 г. № 646-ПП, а также Программа модернизации и создания новых рабочих мест на территории Свердловской области на период до 2020 года2. Целью программы является обеспечение функционирования в экономике Свердловской области к 2020 году 700 тыс. модернизированных и новых рабочих мест на действующих и вновь создаваемых предприятиях и организациях.
2 Постановление Правительства Свердловской области от 11.07.2014 r. №591-пп
СЕРВИС plus
научный журнал
2018 Том 12 №4
Problems and prospects of creation and staffing of high-performance workplaces
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 309 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до ^ 2025 года»
• Одним из целевых индикаторов в госпрограмме является число высокопроизводительных рабочих мест по СКФО (тыс. единиц).
• Включает 11 подпрограмм, в том числе подпрограмму «Социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики на 2016 -2025 годы» (одним из ожидаемых результатов является достижение индекса производительности труда к 2020 году - 104, 2%, к 2025 году -103,3%).
от 30.12.2016 г. №727-рп «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Кабардино Балкарской Республики до 2034 года»
> В сфере промышленности до 2034 года планируется реализация инвестиционных проектов различной направленности, которые позволят развить импортозамещение, активизировать рост промышленно- производственного потенциала, привлечь инвестиции и создать новые высокопроизводительные рабочие места
Постановление Правительства КБР от 17.01.2012 г. №1-пп «О государственной программе Кабардино-Балкарской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика»
> Среди ожидаемых результатов реализации программы: увеличение ВРП до 141,8 млрд. рублей в год; сокращение безработицы до 6,5 процента; увеличение среднедушевых денежных доходов населения в месяц до 26,5 тыс. рублей; увеличение числа занятых в сфере малого и среднего предпринимательства по отношению к общему числу занятых в экономике КБР до 36%; вклад малого и среднего бизнеса в формирование ВРП достигнет 35%.
Рис. 3. Нормативно-правовая база регионального уровня в области создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест
Fig. 3. Legislative and legal base of regional level in the field of creation and modernization of high-performance workplaces
В Ямало-Ненецком автономном округе также принята и реализуется Комплексная программа «Повышение производительности труда, создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест в 2014-2020 годах»3 .
Исходя из целевых установок, заданных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», необходимо достичь увеличения к 2018 году доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП в 1,3 раза и роста производительности труда в 1,5 раза относительно уровня 2011 г.
Статистический анализ производительности труда и создания высокопроизводительных рабочих мест в КБР за 2012-2016 гг. показал, что доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП Кабардино-Балкарской Республики в 2011 году составляла 18,9% (рис. 4).
Показатель доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП, в соответствии с Указом Президента РФ №596, в 2018 году должен достичь значения 28,4%. При этом, в КБР фактическая доля такой продукции в 2015 году составила 19,9%. Таким образом, темп прироста доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслях региона должен
составить за период с 2016 по 2018 год около 42,5%, т.е. не менее 12,5% в год. Учитывая отрицательную динамику изменения показателя, достижение установленного целевого ориентира к 2018 году маловероятно.
Производительность труда по КБР в 2011 году составила 275,6 тыс. руб. на одного занятого (определена экспертным путем по данным Федеральной службы государственной статистики за 2011 год как отношение ВРП- 90594,5 млн. руб. к общей численности занятых в КБР - 328,8 тыс. чел.). Этот показатель, в соответствии с Указом Президента РФ №596, в 2018 году должен достичь значения 413,4 тыс. руб. (рис. 5).
При этом, средняя производительность труда в Кабардино-Балкарии в 2015 году составила 326,7 тыс. рублей на одного занятого (определена экспертным путем по данным Федеральной службы государственной статистики - как отношение ВРП, равного 125393,1 млн. руб. к численности занятых, составившей 383,9 тыс. человек). Таким образом, темп прироста производительности труда в регионе за период с 2016 по 2018 год должен составить 26,6%, т.е. не менее 8,2% в год. При такой методике расчета производительности труда можно ожидать достижения целевого ориентира к 2018 году, при сохранении темпов роста производительности труда 2015 года.
3 Постановление Правительства ЯНАО от 10.12.2014 г. №1019-п.
2018 Vol. 12 Iss. 4
SERVICE plus
scientific journal
Проблемы и перспективы создания и кадрового обеспечения высокопроизводительных рабочих мест
■ ■ ■ ■ ■ 1
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2018*
* целевой ориентир в соответствии с Указом Президента РФ от 7.05.2012г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»
Рис. 4. Динамика доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте КБР (%) Fig. 4. Dynamics of the share of high-tech and knowledge-intensive industries in the gross regional product of the KBR
275,6
304,4
326,7
293,2
296,3
233,2
450,0 413,4
400,0 350,0 300,0 250,0 200,0 150,0 100,0 50,0 0,0
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2018*
* целевой ориентир в соответствии с Указом Президента РФ от 7.05.2012г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»
Рис. 5. Динамика производительности труда на одного занятого в КБР (тыс. руб.) Fig. 5. Dynamics of labor productivity per employee in the KBR (thousand rubles)
Резервы повышения производительности труда в основном связаны с внедрением передовых технологий, повышением эффективности организации производства и квалификации работников. Однако, при этом следует учитывать тот факт, что повышение производительности труда не будет однозначно приводить к масштабному созданию высокопроизводительных рабочих мест. С другой стороны, вектор развития в сторону цифровой экономики будет неизбежно создавать тенденцию к сокращению низкоквалифицированного труда, высвобождая работников и снижая уровень
занятости. Это подтверждается исследованиями Центра мониторинга технологического развития Общероссийского народного фронта (ОНФ). И это необходимо учитывать региональным и федеральным властям при формировании инвестиционной и промышленной политики, а также программ создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест.
Наблюдается отрицательная динамика изменения числа высокопроизводительных рабочих мест как в целом по России, так и по Северо-Кавказскому федеральному округу (рис. 6).
СЕРВИС
научный журнал
:s
2018 Том 12 №4
Problems and prospects of creation and staffing of high-performance workplaces
70 60 50 40 30 20 10
-10 -20
I Российская Федерация
■ Северо-Кавказский федеральный округ I Республика Дагестан
■ Республика Ингушетия
■ Кабардино-Балкарская Республика
■ Карачаево-Черкесская Республика
I Республика Северная Осетия-Алания
■ Чеченская Республика
■ Ставропольский край
■М
2014
»^16
Рис. 6. Динамика изменения числа высокопроизводительных рабочих мест в РФ и СКФО за 2012-2016 гг. (% от общего количества рабочих мест)4 Fig. 6. Dynamics of changes in the number of high-performance workplace in Russia and the North-Caucasian Federal District for 2012-2016. (% of total number of jobs)
Так, за 2016 год число высокопроизводительных рабочих мест в РФ сократилось на 799,1 тыс. единиц (4,8%), в СКФО - на 20,7 тыс. единиц (4,1%). Это свидетельствует о том, что число замещенных рабочих мест организаций, на которых среднемесячная заработная плата работников (для индивидуальных предпринимателей - средняя выручка) равна или превышает установленную величину критерия (около 30000 руб.), сократилось.
Темпы снижения числа высокопроизводительных рабочих мест в КБР (-8,3%) существенно выше, чем СКФО и РФ. Республика имела, наряду с Ингушетией, худшую динамику по изменению числа ВПРМ в 2016 году среди всех регионов федерального округа. При этом следует отметить, что в 2015 году КБР показала еще больший темп снижения числа высокопроизводительных рабочих мест (-9,3%). Худший показатель по СКФО наблюдался в Респ. Сев. Осетия-Алания.
Одним из важных и сложных для оценки вопросов является определение стоимости создания проектов по стимулированию модернизации высокопроизводительных рабочих мест, что необходимо для формирования стратегий и программ развития региональных экономик.
По разным оценкам стоимость создания одного высокопроизводительного рабочего места может
составлять от 3 млн. руб. до 30 млн. рублей. Так, общероссийская общественная организация «Деловая Россия» в качестве целевого ориентира оценки стоимости одного высокопроизводительного рабочего места дает 6 млн. рублей. В Калужской области создание одного рабочего места с высокой производительностью (по общему объему инвестиций, включая инвестиции в инфраструктуру) стоит около 9 млн. рублей. В Свердловской области создание нового рабочего места особой экономической зоны «Титановая долина» обойдется в 7,7 млн. рублей. С этими значениями согласуются фактические показатели, сложившиеся при создании производств на территории существующих особых экономических зон в Татарстане и Липецкой области. Исходя из вышеизложенного, примем в качестве целевого показателя средней инвестиционной стоимости создания одного высокопроизводительного рабочего места в 7 млн. рублей.
При этом, средняя стоимость создания одного нового рабочего места с высокой производительностью, рассчитанная по данным приоритетных инновационных проектов в промышленности КБР составила почти 37 млн. рублей с учетом требующихся инвестиций, что значительно выше, чем в регионах, являющихся ведущими по опыту создания индустриальных и промышленных парков (табл. 1).
4 Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/
2018 Vol. 12 Iss. 4
SERVICE plus
scientific journal
Проблемы и перспективы создания и кадрового обеспечения высокопроизводительных рабочих мест
Таблица 1.
Расчет стоимости создания одного высокопроизводительного рабочего места в рамках реализации приоритетных инновационных проектов в промышленности КБР*
Table 1
Calculating the cost of creating a single high-performance workplace in the framework of implementing priority innovative
projects in the KBR industry
Название и срок реализации проекта Объем инвестиций (млн. руб.) Планируемое число новых ВПРМ (чел.) Стоимость одного ВПРМ (млн. руб.)
Создание в Кабардино-Балкарской Республике промышленного комплекса «Этана» (2018-2030 гг.) 985200 25000 39,41
Возобновление добычи и переработки вольфрамо-молибдено-вых руд Тырныаузского месторождения КБР (2018-2021 гг.) 20000 1000 20
Создание высокотехнологичного производства нового поколения высоковольтных выключателей 295 120 2,458
Разработка и производство конусно-лучевого 3D томографа и аппарата для глубокофокусной и близкофокусной терапии (2018-2022 гг.) 600 20 30
Организация производства машин и оборудования для сбора овощной продукции (2018 г.) 200 50 4
Расширение действующего производства инфузионных растворов и организация производства новых лекарственных препаратов (2018-2021 гг.) 391,5 30 13,05
Перевод Нальчикского гидрометаллургического завода на новую территорию. Создание инновационного, наукоемкого, производства новой продукции, отвечающей по качеству лучшим мировым стандартам (2017-2021гг.) 2000 400 5
Текстильное производство (2017 гг.) 1308 350 3,74
Организация производства (2018 г.) твердосплавного инструмента 680 50 13,6
шлифовального инструмента 300 60 5
Комплексные решения по использованию газомоторного топлива 175 100 1,75
Производство инновационных домостроительных панелей на итальянском оборудовании ЕММОиЕ (2017 г.) 250 100 2,5
Создание Центра компримирования газа (ЦКГ) (2017 г.) 120 10 12
Производство противоградовой сетки для защиты интенсивных садов (2017 г.) 100 20 5
Организация добычи и переработки бентонитовой глины Гер-пегежского месторождения (участок Хеу) (2017-2019 гг.) 424 81 5,23
Добыча и переработка перлитового песка (2017-2019 гг.) 150 26 5,77
Расчет средней стоимости создания ВПРМ в промышленности КБР 1012193,5 27417 36,918
* таблица построена на основе информации Инвестиционного паспорта КБР: http://invest.kbr.ru/
Средняя стоимость создания одного нового рабочего места с высокой производительностью, рассчитанная по данным приоритетных инновационных проектов в сельском хозяйстве КБР составила почти 13 млн. руб. Данный показатель более чем в два раза превышает указанный выше ориентир по стоимости создания высокопроизводительного рабочего места (табл. 2).
Таким образом, высокая стоимость создания высокопроизводительного рабочего места (рис. 7), с одной стороны приближает его к содержанию определения высокотехнологичного рабочего места, а с другой стороны, препятствует достижению целевых ориенти-
ров по количеству таких рабочих мест в Кабардино-Балкарской Республике в заявленные сроки.
Как отмечается в Доктрине высокотехнологичных рабочих мест в российской экономике, отражающей основные направления реформирования национальной экономики в соответствии с инициативой Президента Российской Федерации, «для создания высокопроизводительных рабочих мест важна тема опережающей подготовки профессиональных кадров». В этих условиях возрастает роль региональных вузов как инновационных центров, формирующих высококвалифицированный человеческий капитал.
СЕРВИС
научный журнал
'S
2018 Том 12 №4
Problems and prospects of creation and staffing of high-performance workplaces
36,92
0,00
Рис. 7. Средняя стоимость создания высокопроизводительного рабочего места в приоритетных инновационных проектах Кабардино-Балкарской Республики (млн. руб.) Fig. 7. The average cost of creating a high-performance workplace in priority innovative projects in the Kabardino-Balkaria Republic
Задача воспроизводства высокопроизводительных рабочих мест может быть решена только с учетом приоритетных направлений развития национальной эконо-
мики и регионов, активизации научно-технической и инновационной деятельности [7].
Инфраструктура научно-технической и инновационной деятельности Кабардино-Балкарской Республики представляет собой совокупность вузов, научных учреждений, предприятий и организаций различных форм собственности и отраслевой направленности, министерств и ведомств, имеющих в своем составе научно-технические советы и структурные подразделения.
Неотъемлемым условием достижения определенных целевых индикаторов является наличие кадрового потенциала и возможности его развития, так как именно он, по мнению руководителей технологических компаний, является наиболее существенным фактором, влияющим на инновационную деятельность в стране. При этом, формируется устойчивый спрос на специалистов, способных внедрять инновации в бизнес-среду, тиражировать и обеспечить эффективную их реализацию [8]. Пусть не сразу, но общество приходит к пониманию перспективности высшего и среднего специального технического образования (рис. 8).
Таблица 2.
Расчет стоимости создания одного ВПРМ в рамках реализации приоритетных инновационных проектов
в сельском хозяйстве КБР*
Table 2
Calculating the cost of creating one high-performance workplace in the framework of the implementation of priority innovative projects in agriculture KBR
Название и срок реализации проекта Объем инвестиций (млн. руб.) Планируемое число новых ВПРМ (чел.) Стоимость одного ВПРМ (млн. руб.)
Строительство современного плодохранилища мощностью 2,4 тыс. тонн единовременного хранения (2017 г.) 125 5 25,00
Строительство плодохранилища на 2400 тонн единовременного хранения плодов с применением передовых технологий, обеспечивающих долгосрочное хранение плодов (яблок) (2016 г.) 103 32 3,22
Создание и строительство комплексного селекционно-семеноводческого центра по производству семян сельскохозяйственных культур на 5000 тонн (2015-2017 гг.) 130,3 100 1,30
Строительство завода по производству томатной пасты мощностью 33,5 тыс. тонн в год с упаковкой в крупную тару (2017-2019 гг.) 3500 150 23,33
Строительство плодохранилища на 6511 тонн (2017 г.) 260 6 43,33
Строительство и эксплуатации хранилища для плодов с холодильным оборудованием (2017 г.) 36,5 20 1,83
Строительство плодохранилища подземного типа на 1285 тонн единовременного хранения (2016 г.) 45 11 4,09
Расчет средней стоимости создания ВПРМ в сельском хозяйстве КБР 4199,8 324 12,962
* таблица построена на основе информации Инвестиционного паспорта КБР: http://invest.kbr.ru/
2018 Vol. 12 Iss. 4
SERVICE plus
scientific journal
Проблемы и перспективы создания и кадрового обеспечения высокопроизводительных рабочих мест
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЛЕЖАЩЕГО УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ПОВЫШЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И ДОЛГОСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА КБР И СКФО
• Разработка региональной системы сертификации квалификаций •Актуализация образовательных программ по приоритетным
направлениям профессиональной подготовки
• Формирование дополнительных компетенций с учетом новых требований к воспроизводству высокопроизводительных рабочих мест
• Формирование программы финансирования и софинансирования научно-исследовательской и инновационной деятельности вуза
• Формирование базы перспективных рабочих мест для выпускников и специалистов
• Развитие системы профориентации, центров научно-технического творчества
• Расширение возможностей по приему студентов других городов, софинансирование строительства общежитий и иной инфраструктуры
• Создание системы долгосрочного прогнозирования рынка труда
• Создание системы мониторинга спроса и предложения на рынке труда региона
• Формирование центра по мониторингу, по долгосрочному прогнозированию спроса и предложения рынка труда КБР
Рис. 8. Контрольные параметры проекта «кадры для реиндустриализации региона» Fig. 8. Control parameters of the project "personnel for regional re-industrialization"
В ведущих вузах Кабардино-Балкарской республики осуществляется подготовка специалистов для обеспечения кадрами приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации (радиофизика, информатика и вычислительная техника, прикладная информатика, информационная безопасность, радиотехника, электроника и наноэлек-троника, управление в технических системах, конструк-торско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, мехатроника и робототехника, управление качеством, технологические машины и оборудование). Такие специалисты без сомнений могут рассчитывать на трудоустройство. Как следствие, они займут те самые новые высокотехнологичные и высокопроизводительные рабочие места и будут рассчитывать на хорошие условия труда, достойное вознаграждение и качество жизни. Высокий уровень их заработной платы обеспечит рост отчислений в фонды социальной защиты, а созданная добавленная стоимость результатов высокотехнологичного труда позволит повысить общий уровень производительности труда. В результате ожидается получение положительного социально-экономического эффекта.
К 2020 году только лишь Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
подготовит свыше 1500 квалифицированных специалистов инженерно-технического профиля для замещения высокопроизводительных рабочих мест. Несмотря на то, что по данным официальной статистики доля трудоустроенных специалистов данного профиля составляет порядка 50-55%, оценить качество трудоустройства, соответствие замещаемых рабочих мест уровню полученной квалификации, крайне затруднительно. Кроме того, наблюдается отток выпускников инженерно-технических специальностей в регионе, где возможность получить адекватное трудоустройство выше. Создание высокотехнологичных и высокопроизводительных рабочих мест позволит провести ротацию инженерных кадров, создать возвратный миграционный поток специалистов, обладающих необходимыми компетенциями.
Важным направлением развития кадрового потенциала региона и национальной экономики в целом, является определение круга профессий и направлений обучения, формирующих «мультидисциплинарные» компетенции (метакомпетенции). Навыки различных областей знаний делают будущего выпускника, с одной стороны, уникальным специалистом, с другой - дают ему более широкий спектр альтернативных возможностей трудоустройства с учетом складывающегося в экономике спроса на рынке труда.
СЕРВИС
научный журнал
'S
2018 Том 12 №4
Problems and prospects of creation and staffing of high-performance workplaces
Состояние национальной экономики, изменение тенденций международного разделения труда, новые векторы в развитии промышленности, агропромышленного и оборонного комплексов предъявляют к современному выпускнику особые требования в условиях парадигмы нового рабочего места. «Наиболее ценные сотрудники сегодня могут быстро обучаться, передавать знания и чувствовать себя комфортно в условиях риска, изменений и неопределенности» [9].
Помимо основной образовательной деятельности, на этапе реализации программы инновационного развития региона, региональные вузы должны стать активными участниками процесса формирования технологической платформы, призванной ускорить процесс передачи результатов научных исследований и разработок из научной лаборатории в массовое и серийное производство. Приоритетом при этом стало создание возможностей для развития малого и среднего бизнеса в области научно-исследовательской деятельности по перспективным направлениям технологического развития России.
Основой мероприятий, реализуемых в ходе информационной и консультационной поддержки молодых предпринимателей, является определяющая роль потребностей цифровой экономики. В связи с этим, внимание студентов обращается на возможности интернет-предпринимательства, цифрового бизнеса,
перспективность создания технологических экосистем, позволяющих открыто представлять свои компетенции на рынке труда [10].
Другим важным направлением развития экономики республики, способным оказать положительное влияние на рост количества высокопроизводительных рабочих мест, является активизация инновационной составляющей развития сельского хозяйства, а также пищевой и перерабатывающей промышленности. Роль этих секторов экономики возрастает в условиях развития программы импортозамещения и продовольственной безопасности. При этом резерв для формирования высокопроизводительных рабочих мест заключается именно в развитии перерабатывающей промышленности, особенно малых и микрофинансовых компаний, которые в последующем могут объединиться в потребительские кооперативы и холдинги. Результатом должно стать создание мощного агропромышленного кластера, решающего задачи формирования высокопроизводительных рабочих мест, высококачественного продукта, эффективного импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности.
Подводя итоги, скажем, что необходимость воспроизводства высокопроизводительных рабочих мест в современных условиях делает роль современного регионального вуза в формировании кадрового потенциала определяющей.
Литература
1. Высокопроизводительные рабочие места в регионах России (аналитическая записка) . - М.: ООО «ТПП-Информ», 2013. - 28 с.
2. Волкова, Н.Н. Определение высокопроизводительных рабочих мест: сравнение методик/ Н.Н. Волкова, Э.И. Романюк // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2015. - № 5. - С. 89-97
3. Кузнецов, С.Г. Высокопроизводительные рабочие места: определение, учет, анализ и прогнозирование / С.Г. Кузнецов, А.Г. Коровкин // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. - 2015. - № 13. - С. 115-137
4. Смирных, С.Н. Создание высокопроизводительных рабочих мест в сельском хозяйстве: эмпирический анализ региональных особенностей/ С.Н. Смирных, Е.В. Потапцева, М.И. Лукиных // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2016. - № 9. - С. 365-380
5. Потапцева, Е.В. Особенности появления и развития высокопроизводительных рабочих мест в промышленном комплексе РФ/ Е.В. Потапцева, Р.Н. Гиниятуллин, В.С. Вахромеев // Вестник Уральского финансово-юридического института. - 2015. - № 1. - С. 48-52
6. Потапцева, Е.В. Проблемы создания высокопроизводительных рабочих мест в регионах России / Е.В. Потапцева // В сборнике: Инновационное развитие российской экономики: IX Международная научно-практическая конференция. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова; Российский гуманитарный научный фонд. - 2016. - С. 105-108
7. Тютин, Д.В. Повышение производительности труда, создание и модернизация высокопроизводительных
рабочих мест в РФ: оценка состояния и направления стимулирования / Д.В. Тютин // Калужский экономический вестник. - 2016. - № 2. -С. 21-24
2018 Vol. 12 Iss. 4
SERVICE plus
scientific journal
Проблемы и перспективы создания и кадрового обеспечения высокопроизводительных рабочих мест
8. Иванов, С.Ю. Создание высокопроизводительных рабочих мест в условиях экономической нестабильности: траектории партнерского взаимодействия на региональном уровне / С.Ю. Иванов, Д.В. Иванова, А.С. Иванов // Двигатель. - 2016. - № 1(103). - С. 46-50
9. Балацкий, Е.В. Доктрина высокотехнологичных рабочих мест в российской экономике / Е.В. Балацкий,
H.А. Екимова. - М.: Эдитус, 2013. - 124 с.
10. Казиева, Б.В. Компетентностно-ориентированное профессиональное образование и бизнес-образование: цели согласуются / Б.В. Казиева, З.Х. Шогенцукова, Л.Х. Шокарова// Современные проблемы науки и образования. - 2015. №1-1. - С. 563
References
1. High-performance jobs in the regions of Russia (analytical note). Moscow: OOO «TPP-Inforiri», 2013, 28 p. (In Russ.)
2. Volkova N.N., Romanyuk E.I., Definition of high-performance jobs: comparison of methods. Vestnik Instituta ekonomiki Rossiiskoi akademii nauk, no. 5, 2015, pp. 89-97. (In Russ.)
3. Kuznetsov S.G., Korovkin A.G., High-performance workplaces: definition, accounting, analysis and forecasting. Nauchnye trudy: Institut narodnokhoziaistvennogoprognozirovaniia RAN, no. 13, 2015, pp. 115-137. (In Russ.)
4. Smirnyh S.N., Potaptseva E.V., Lukinykh M.I., Creation of high-productivity jobs in agriculture: an empirical analysis of regional features. Ekonomika: vchera, segodnia, zavtra, no. 9, 2016, pp. 365-380. (In Russ.)
5. Potaptseva E.V., Giniyatullin R.N., Vakhromeev V.S., Features of the emergence and development of highperformance jobs in the industrial complex of Russia. Vestnik Uralskogo finansovo-iuridicheskogo instituta, no.
I, 2015, pp. 48-52. (In Russ.)
6. Potaptseva E.V., Problems of creating high-performance jobs in Russian regions. Proceedings of the IX Interna-
tional Scientific and Practical Conference «INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY». Plekhanov Russian University of Economics; Russian Humanitarian Scientific Foundation, 2016, pp. 105-108. (In Russ.)
7. Tyutin D.V., Increase in labor productivity, creation and modernization of high-productivity jobs in the Russian
Federation: an estimation of a condition and a direction of stimulation. Kaluzhskii ekonomicheskii vestnik, no. 2, 2016, pp. 21-24. (In Russ.)
8. Ivanov S.Yu., Ivanova D.V., Ivanov A.S., Creation of high-performance jobs in the conditions of economic instability: the trajectory of partnership interaction at the regional level. Dvigatel, no. 1 (103), 2016, pp. 46-50. (In Russ.)
9. Balatsky E.V., Ekimova N.A., The doctrine of high-tech jobs in the Russian economy. Moscow: Editus, 2013, 124
p. (In Russ.)
10. Kazieva B.V., Shogentsukova Z.Kh, Shokarova L.Kh., Competent-oriented vocational education and business education: objectives are consistent. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, no. 1-1, 2015, pp. 563. (In Russ.)