Проблемы и перспективы сотрудничества Тихоокеанской России и стран Юго-Восточной Азии
Анна Владимировна Симонёнок,
кандидат исторических наук, научный сотрудник Лаборатории ситуационного анализа центра Азиатско-Тихоокеанских исследований Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН, Владивосток. E-mail: [email protected]
В статье анализируются отношения Тихоокеанской России и стран ЮВА на современном этапе. В XXI в. Юго-Восточный регион превратился в один из центров притяжения мировой политики и экономики. Соседство с его динамично развивающимися государствами открывает для Дальнего Востока РФ большие возможности. Цель исследования — установить характер имеющихся связей, а также определить наиболее перспективные сферы взаимодействия. Существенным преимуществом, позволяющим дальневосточным территориям активно контактировать с азиатскими партнёрами, является географическая близость, при этом из всех регионов нашей страны именно у Дальневосточного федерального округа самые слабые связи с государствами ЮВА. В статье представлен анализ причин сложившейся ситуации и рассмотрены основные факторы, повлиявшие на формирование отношений Тихоокеанской России и ЮВА, — исторический, геополитический, геоэкономический, административный.
Проведённое исследование позволяет сделать вывод, что у Дальневосточного региона и стран ЮВА имеется ограниченный спектр эффективного взаимодействия, внутри которого у сторон есть значительный нереализованный потенциал. На основе анализа потребностей азиатских рынков, динамики развития государств ЮВА и возможностей дальневосточной экономики выявлено: наиболее перспективны такие направления сотрудничества, как топливно-энергетическая и военно-техническая отрасли, наименее актуально взаимодействие в сфере агропромышленного комплекса. Ключевые слова: Дальний Восток, Юго-Восточная Азия, АСЕАН, экономическое сотрудничество, топливно-энергетический комплекс, военно-технические связи.
Problems and prospects for cooperation of Pacific Russia and Southeast Asia. Anna Simonenok, Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia. E-mail: [email protected].
This paper analyzes the relations of Pacific Russia and Southeast Asia at the present stage. In the twenty-first century, Southeast Asia has changed into one
of the main centers of world policy and economy. The neighborhood with its fastest growing countries offers great opportunities for the Russian Far East. The purpose of the research is to determine the nature of existing relations and to identify the most promising areas of communication. A significant advantage allowing the Far Eastern territories to contact actively with Asian partners is the geographic proximity, but the Far Eastern Federal District has the weakest relations with the countries of Southeast Asia among all regions of our country. The article presents the analysis of the causes of this situation and describes the main factors that influenced the formation of the relations between Pacific Russia and Southeast Asia — historical, geopolitical, geo-economic, and administrative.
The research allows concluding that the Russian Far East and the countries of Southeast Asia have a limited range of effective cooperation and the parties have a significant untapped capacity. The analysis of the Asian markets demands, the dynamics of development of Southeast Asia, and the Far Eastern economic opportunities revealed: the most promising areas of cooperation are fuel and energy, and military technical sectors; the least favourable interaction is in the agricultural sector.
Keywords: Far East, Southeast Asia, ASEAN, economic cooperation, fuel-power complex, military-technical contacts.
Сегодня среди наиболее важных центров притяжения мировой политики и экономики выделяется контрастный и непростой регион Юго-Восточной Азии (ЮВА). Географически он охватывает 11 стран, 10 из которых (за исключением Восточного Тимора) входят в крупнейшую региональную организацию — АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). При населении в 620 млн чел. взятые вместе страны этой «десятки» — Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам — составляют седьмую по величине экономику в мире. Их совокупный объём ВВП в 2015 г. составил 2574 трлн долл., а международная торговля АСЕАН за последнее десятилетие практически утроилась, достигнув показателя 2529 трлн долл. [42].
Экономический подъём, вслед за которым последовал рост политической активности государств ЮВА, способствовал тому, что регион, долгое время находившийся на периферии восточной политики Кремля, стал всё больше втягиваться в орбиту интересов нашего государства. В 2015 г. МИД РФ обозначил связи с АСЕАН как приоритетные в системе отношений России с Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР), признав за ассоциацией роль ядра интеграционных процессов в АТР [13].
Участившиеся контакты на высшем уровне со странами АСЕАН подтверждают намерение Москвы развивать отношения с «десяткой», расширять своё участие в политико-экономической интеграции в Юго-Восточной Азии. Только за прошедший 2015 г. премьер-министр РФ Д.А. Медведев посетил Вьетнам, Таиланд, Филиппины, Малайзию, Камбоджу, при-
чём в современной истории нашей страны визиты главы российского правительства в Таиланд и Камбоджу были осуществлены впервые. Важным шагом в развитии стратегического партнёрства РФ и Вьетнама стало подписание в 2015 г. договора о зоне свободной торговли между СРВ (Социалистической Республикой Вьетнам) и государствами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В мае 2016 г. в Сочи прошёл саммит Россия — АСЕАН, открывший новые перспективы взаимодействия.
Позиции РФ в ЮВА постепенно восстанавливаются благодаря усилиям нашей дипломатии и встречным действиям стран региона. В ноябре 2013 г. после многолетнего перерыва вновь начал работу Российский центр науки и культуры в столице Лаоса Вьентьяне. Рост популярности таких центров отмечается в Таиланде, Вьетнаме, Камбодже, Индонезии, Мьянме. Корабли и суда РФ получили в 2014 г. право захода в порт Камрань (Вьетнам) в упрощённом порядке, а российские военные самолёты, осуществляющие полёты в этом регионе, стали совершать посадки на аэродром Камрань [39]. В 2014 г. наша страна возобновила деятельность торгового представительства в Сингапуре и открыла торгпредство в Мьянме.
Большое значение в своей политике по расширению контактов с государствами Юго-Восточной Азии Москва придаёт региональным связям. Особая роль отводится российскому Дальнему Востоку. Географически он ближе других субъектов РФ к ЮВА, что предоставляет немалые преимущества. Однако надежды Кремля на то, что дальневосточные территории будут лидером в развитии отношений России с АСЕАН, пока не оправдываются. Спектр взаимодействия на региональном уровне остаётся узким, а контакты — пассивными. С рядом государств АСЕАН Дальний Восток не имеет даже минимальной практики торгового сотрудничества (если не считать таковым товарооборот объёмом в несколько тысяч долл. в год). Сложившаяся ситуация является результатом воздействия целого комплекса факторов.
Фактор первый, исторический. Неразвитость связей Дальнего Востока РФ со странами АСЕАН — следствие слабости взаимоотношений на межгосударственном уровне. Юго-Восточная Азия никогда не была в фокусе российских интересов. Отсутствие общих границ и низкий экономический потенциал государств ЮВА не способствовали ни налаживанию политического диалога, ни торгово-экономическому сотрудничеству.
В советский период, когда идеологические мотивы являлись движущей силой отношений, Москва установила относительно стабильные, но несбалансированные связи с Вьетнамом, Камбоджей, Лаосом. Однако после распада СССР эти контакты в основном прервались, а Россия лишилась того влияния, которое имела в регионе в XX в.
Сегодня у РФ есть хорошие перспективы для налаживания отношений со странами ЮВА, в т.ч. и в формате региональных связей, однако процесс этот не быстрый. Для привлечения устойчивого интереса к Дальнему
Востоку потребуются время и последовательная политика государства по формированию в регионе благоприятной среды для иностранного бизнеса.
Фактор второй, геополитический. Существенное влияние на динамику отношений с АСЕАН оказывает тот факт, что для государств «десятки» региональные связи с Россией не являются приоритетными. Наша страна представляет интерес прежде всего как сильная мировая держава и активный актор международной политики. В этой связи показательно высказывание таиландского эксперта Адула Камлайтонга, который называет АТР большим домом: Россия, находящаяся на севере, — это крыша, а расположенные в центре Азиатско-Тихоокеанского региона государства АСЕАН — гостиная. Оба элемента «необходимы, чтобы дом был безопасным и уютным для жителей и их гостей» [10, с. 230]. Данный образ очень точно характеризует роль, которая отводится РФ в ЮВА — «крыши» и гаранта безопасности в условиях непростой геополитической ситуации в АТР. Не случайно в последние годы страны АСЕАН прилагают усилия по более активному вовлечению России в региональный политический процесс, что полностью совпадает с интересами Москвы, которая видит в развитии отношений с ЮВА возможности для укрепления своих позиций в АТР. За последние годы был достигнут значительный прогресс в налаживании политического диалога РФ и АСЕАН. На очереди следующий этап — расширение сферы их взаимодействия посредством привлечения интереса стран ЮВА к сотрудничеству с регионами России, в т.ч. с Дальним Востоком.
Фактор третий, геоэкономический. На сегодняшний день из всех регионов нашей страны Дальний Восток является самым непривлекательным для иностранного капитала. Даже географическая близость не особенно притягивает партнёров из ЮВА к территории, где к общероссийским проблемам добавляются специфические трудности, следующие из особенностей экономического развития.
Узкий внутренний рынок. На Дальнем Востоке площадью в шесть с лишним млн кв. км проживает чуть больше шести млн чел. В силу этого уровень потребления в регионе крайне низкий. Между тем практически все предприятия с участием капитала из ЮВА в РФ ориентированы на внутренний рынок и выпускают продукцию, которую нерентабельно производить на российской территории для последующего экспорта. Именно поэтому инвесторы из Сингапура или Таиланда отдают предпочтение центральным регионам нашей страны, где потребительский рынок гораздо более ёмкий.
Слаборазвитая инфраструктура. Инфраструктура никогда не была сильной стороной российского хозяйствования. На ДВ в этой сфере проблем ещё больше, чем в центральных регионах. Неразвитость транспортной, социальной, промышленной, информационной инфраструктуры в сочетании с высокими пользовательскими ценами приводит к тому, что даже потенциально привлекательные для инвесторов проекты остаются
нереализованными. Собственных прямых транспортных линий в страны ЮВА Тихоокеанская Россия не имеет. Морские перевозки между дальневосточными портами и государствами АСЕАН в основном обслуживаются японскими и южнокорейскими судами.
Слабоконкурентный рынок рабочей силы — ещё один сдерживающий фактор. Иностранные предприниматели отмечают: подобрать кадры на месте очень трудно, а привезти рабочих-иностранцев почти невозможно. В связи с этим вьетнамской стороной уже поднимался вопрос о том, что для расширения инвестиционного участия СРВ в создании промышленных кластеров на Дальнем Востоке необходимы не только определённые налоговые льготы, но и преференции в иммиграционном режиме для вьетнамских граждан, которые будут привлекаться к работе на соответствующих предприятиях [4].
Фактор четвёртый, административный. Чем больше удалённость от центра, тем сильнее ощущается несовершенство административно-правовой системы. Бизнесмены из ЮВА плохо разбираются в особенностях её функционирования и, как следствие, проявляют максимальную осторожность. Даже те предприниматели, которые успешно работают в центральных регионах РФ, опасаются заходить на дальневосточный рынок, зная, что в каждой территории нашей страны существуют свои правила и порядки. «Если компания хорошо освоила, например, южную часть России, она может совершенно не иметь представления, как работать в Сибири или на Урале», — утверждает исполнительный директор сингапурской Food Empire Holdings, являющейся лидером по производству растворимого кофе в РФ [41].
Проблемы административного плана не исчерпываются только коррупцией, местничеством, кумовством и несовершенством таможенного, налогового, валютного законодательства. Серьёзную озабоченность вызывают некомпетентность чиновников и безграмотность проектов, предлагаемых российской стороной. Многие из них неконкурентноспособны, а зачастую и нереализуемы. Таковым, например, оказался проект территории опережающего развития (ТОР) в районе Благовещенска. В нём предложили принять участие сингапурской компании «RSP Architects Planners & Engineers». По словам её руководителя Лю Тай-Кера, создание ТОРа в чистом поле на левом берегу рек Зеи и Амура потребует таких вложений в инфраструктуру, которые невозможно даже просчитать. С учётом современного опыта градостроительства, одних только мостов из Благовещенска через Зею нужно будет не менее пяти, плюс дороги, электроснабжение, газификация и т.п. К тому же данные территории подвержены затоплениям [8].
Слабая проработанность российских программ во многом объясняет, почему в ТОРы до сих пор не потекли крупные азиатские инвестиции. Большое значение для инвесторов из ЮВА имеет не только грамотное технико-экономическое обоснование проектов, но и их увязка с комплексными планами экономического развития территории, что у нас пока
не реализуется. В качестве примера можно привести программы модернизации портовой инфраструктуры Ванино и Советской Гавани (Хабаровский край), в которых, несмотря на устойчивый интерес, бизнесмены из Сингапура участвовать пока не решаются, видя в проектах системные просчёты. По их мнению, Ванино и Советскую Гавань гораздо рациональнее было бы развивать как единый транспортный узел с общей администрацией. Это позволит объединить активы и оптимизировать использование портовой инфраструктуры. Запланированных российским проектом мощностей терминалов в 250 тыс. контейнеров в год явно недостаточно, особенно если учитывать планы использования этих портов в качестве «входа» в Транссибирский транспортный коридор. Поскольку входные порты лишь звено в логистической цепочке, сингапурцы отмечают: принципиально важно принимать «сквозные» решения, которые обеспечат синхронное развитие федеральной, региональной и муниципальной инфраструктуры, а не создадут конкуренцию их интересов [8].
Анализ инвестиционной деятельности компаний из АСЕАН в целом показывает: при выборе государства, которое получит инвестиции, не только учитываются экономические издержки и наличие готовой инфраструктуры, но и оценивается степень вовлечённости его органов в процесс поддержки деятельности иностранных предприятий. Однако, применительно к российскому Дальнему Востоку, справедливо говорить об отсутствии явного интереса местных и региональных властей к привлечению партнёров из ЮВА. По своим инвестиционным возможностям эти страны заметно уступают Китаю, Японии, США, Республике Корея. Они не готовы идти на крупные риски или стратегические капиталовложения в расчёте на отдачу через 10—20 лет, к тому же обладают не слишком высоким экспортно-импортным потенциалом. У дальневосточных чиновников нет особого интереса к работе с такими партнёрами.
Этим отчасти объясняется, почему все громкие заявления о развитии отношений со странами АСЕАН так и остаются декларациями. Ещё в 2005 г. РФ и АСЕАН подписали Соглашение о сотрудничестве в области экономики и развития, которое предусматривало расширение взаимодействия сторон по самым разным направлениям и на нескольких уровнях, в т.ч. и на региональном [34]. Но прошло уже 10 лет, а кардинальных сдвигов в отношениях Дальнего Востока с группой стран ЮВА так и не произошло. Заместитель министра по развитию региона М.Л. Шерейкин объяснил это тем, что «не хватило ресурсов охватить страны АСЕАН» [38].
Существующие взаимосвязи с государствами «десятки», как неоднократно повторялось на различных уровнях, не соответствуют возможностям сторон и имеют потенциал для развития. Вместе с тем совершенно очевидно, что спектр эффективного взаимодействия Тихоокеанской России и АСЕАН достаточно узок. В этой связи ошибочными представляются попытки региональных и федеральных властей развивать сотрудничество по всем направлениям сразу. Такая политика, безусловно, отражает потребности РФ, однако совершенно не учитывает интересы иностранных
партнёров и реальные нужды азиатских рынков. А ведь именно из них и следует исходить при формировании стратегических задач по интеграции Дальнего Востока в экономику АТР.
Партнёры из Юго-Восточной Азии заинтересованы в сотрудничестве с Тихоокеанской Россией, во взаимодействии с теми отраслями, которые могут предоставить конкурентную экспортную продукцию. В первую очередь это топливно-энергетический сектор. Актуальными для стран ЮВА остаются также связи в военно-технической сфере. В последнее время всё больший интерес бизнесмены из АСЕАН проявляют к сельскому хозяйству Дальнего Востока, где они ещё не имеют опыта взаимодействия, но видят перспективы. Именно указанные три отрасли можно назвать приоритетными в отношениях с государствами Юго-Восточной Азии как в области привлечения инвестиций, так и для получения выгодных заказов.
Топливно-энергетическая сфера наиболее перспективна для развития сотрудничества. Главное преимущество региона, двигатель его экономического развития — огромный ресурсный потенциал. Поставки энергоресурсов дают более половины от всего экспортного дохода Дальнего Востока. В 2015 г. его экспорт товаров категории «минеральное топливо, нефть, нефтепродукты» составил более 12,5 млрд долл. (при общем объёме экспорта в 20,4 млрд долл.) [36]. Круг покупателей дальневосточных углеводородов при этом достаточно узкий — Китай, Япония, Южная Корея. Расширение сотрудничества РФ со странами АСЕАН позволит диверсифицировать российские поставки энергоносителей.
Со своей стороны, ЮВА также заинтересована в импорте дальневосточных энергоресурсов. Бум промышленного производства в государствах «десятки» сопровождается динамичным приростом населения, интенсивным развитием современных видов транспорта, расширением спроса на энергоёмкую бытовую технику. Потребности экономик ЮВА в энергии постоянно растут, в силу чего сохраняется стабильно высокий спрос на энергоресурсы, особенно на углеводороды. По прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), к 2040 г. страны АСЕАН увеличат экспорт нефти в 3 раза. Если в 2014 г. он составлял 2,2 млн барр. в день, то в 2025 г. может достигнуть 5 млн, а к 2040 г. — 6,7 млн барр. в день [44]. Следовательно, у РФ есть все шансы занять своё место на энергетическом рынке ЮВА.
Безусловно, Россия не станет для Азии ключевым поставщиком — конкуренция высока, а контракты подписаны на много лет вперёд. Однако политическая нестабильность на Ближнем Востоке, основном поставщике энергоносителей в АСЕАН, и рост числа инцидентов с пиратскими захватами танкеров в районе Малаккского пролива заставляют потребителей из ЮВА искать альтернативные источники поставок углеводородов. Одним из них они видят российский Дальний Восток.
Наиболее перспективным сегментом дальневосточного экспорта в азиатские страны являются морские поставки нефти и сжиженного природного газа (СПГ). Однако сотрудничество с государствами ЮВА в этом направлении
остаётся на низком уровне, что в значительной степени связано с ограниченными мощностями топливно-энергетической базы Дальнего Востока.
Серьёзную заинтересованность в импорте углеводородов региона проявляют Сингапур и Таиланд, готовые увеличить объём закупок. Однако на ДВ имеются только два пункта, способные осуществлять такие поставки: о. Сахалин (проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2») и юг Приморского края (конечный пункт трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО)). Практически вся продукция, предназначенная на экспорт по указанным проектам, законтрактована на несколько лет вперёд и распределена в основном между тремя странами — Японией, Республикой Кореей и Китаем. Подключение новых импортёров к дальневосточному рынку энергоресурсов невозможно без расширения существующих мощностей и строительства новых объектов — нефтеналивных терминалов и заводов по сжижению природного газа.
Несмотря на всё это, страны ЮВА более 10 лет сохраняют устойчивый интерес к дальневосточным углеводородам. Первыми покупателями нефти региона были Филиппины и Таиланд: уже на начальном этапе проекта «Сахалин-2» они осуществляли закупки небольших партий (по 100 тыс. т). В 2011 г. сахалинскую нефть начала импортировать Индонезия, а в 2015 г. пробную партию закупил Сингапур (табл. 1).
Таблица 1
Экспорт нефти проекта «Сахалин-2» в страны ЮВА (млн. т)
Филиппины Таиланд Индонезия Сингапур
2003 0,10
2004 0,10 0,10
2005 0,10
2006 0,10
2007 н.д. н.д.
2008 н.д. н.д.
2009 0,40 0,10
2010 0,10 0,10
2011 0,30 0,02 0,20
2012 0,10 0,30
2013 0,07
2014 0,08
2015 0,15 0,03
Составлено по: [19—31].
Представленная таблица не отражает истинного интереса стран ЮВА к дальневосточным энергоресурсам. Малые объёмы поставок объясняются ограниченными возможностями компании «Сахалин Энерджи» (оператор проекта «Сахалин-2»), которая экспортирует почти всю добываемую
продукцию по крупным долгосрочным контрактам в Японию, Китай, Республику Корею, а другим заинтересованным импортёрам поставляет нефть только в случае сверхплановой добычи.
Не является показательной также заметная по табл. 1 тенденция сокращения с 2012 г. закупок сахалинской нефти странами Юго-Восточной Азии. Связана она не со снижением интереса, а с переориентацией азиатских партнёров на другой дальневосточный экспортный узел — нефтеналивной порт Козьмино, который экспортирует нефть, поступающую по трубопроводной системе ВСТО. Нефть марки ВСТО (ESPO) отличается высокими характеристиками, что обеспечивает устойчивый спрос на неё среди азиатских импортёров, в т.ч. из ЮВА. Список стран-покупателей из Юго-Восточной Азии с каждым годом увеличивается.
Таблица 2
Экспорт нефти через порт Козьмино в страны ЮВА (млн т)
Индонезия Малайзия Сингапур Таиланд Филиппины Вьетнам
2010 0,3 1,6 0,4
2011 0,15 0,6 1,0 1,3
2013 0,10 0,2 0,6 0,3 1,0
2014 0,2 0,5 0,6
2015 0,2 0,7 0,5 0,6 0,1
Составлено по: [1; 3; 7; 14—16; 37; 40].
Высокое качество, быстрота и лёгкость доставки восточносибирской нефти на рынки АТР отразились на её цене. Если первая партия была продана в декабре 2009 г. с дисконтом 0,5 долл. за барр. к эталонной для Восточной Азии дубайской лёгкой нефти, то летом 2010 г. эта цена сравнялась с сортом Dubai Crude, а в 2011 г. была уже на 2 с лишним долл. за барр. выше. Сегодня ESPO (ВСТО) продаётся на спотовом рынке с наценкой более 5 долл. за барр. к сорту Dubai. Такой спрос на нашу нефть даёт основания рассчитывать на признание её эталонной. Однако для этого требуются более активные действия российского руководства по поддержке ESPO (ВСТО) и его продвижению на рынке. Необходимо расширение как портовой инфраструктуры, так и мощностей трубопроводной системы, которых уже недостаточно при текущем соотношении спроса и предложения. Работы в данном направлении уже ведутся и по плану должны быть завершены к 2020 г. [9]. Возможно, тогда получится расширить круг импортёров за счёт новых крупных покупателей из Юго-Восточной Азии.
Не менее перспективным направлением сотрудничества со странами АСЕАН является экспорт СПГ. В последние годы динамика его потребления в регионе опережала темпы добычи. К 2030 г., по оценкам Энергетического центра Московской школы управления «Сколково», потребности Юго-Восточной Азии в СПГ вырастут в 8 раз [17].
Одним из самых перспективных рынков для экспорта сжиженного природного газа является Таиланд. В 2015 г. он занял III место в мире (после Египта и Иордании) по росту спроса на СПГ. Закупки выросли на 93% и достигли 2,7 млн т [5]. Согласно прогнозам, после 2020 г. в Таиланде ожидается существенное падение уровня собственной добычи газа. Уже сегодня таиландская нефтегазовая госкомпания РРТ ищет новые источники импорта. В мае 2016 г. она подписала меморандумы о сотрудничестве с Газпромом и НОВАТЭК, охватывающие сферу разведки и разработки месторождений, поставок СПГ и жидких углеводородов, а также предусматривающие совместное участие в СПГ-проектах. Ресурсные базы Дальнего Востока привлекательны для Таиланда: они географически близки, а кроме того способны обеспечить поставки с минимальными рисками. Однако у таиландских компаний нет возможности стать стабильным покупателем в силу ограниченности потенциала завода по сжижению газа проекта «Сахалин-2» (основной акционер — Газпром) — единственного источника экспорта газа на востоке России в настоящее время. Таиланд имел практику закупки всего двух партий сахалинского СПГ объёмом в 65 тыс. т в 2011 г. и в 2014 г. [25; 28].
Как следствие, особую важность приобретает вопрос развития в Дальневосточном регионе системы производства сжиженного природного газа. Значительно расширить рынок его экспорта поможет проект «Вла-дивосток-СПГ», ресурсной базой которого станет Сахалинский центр газодобычи. Запланировано, что завод мощностью 10 млн т в год с возможностью расширения начнёт действовать в конце 2018 — начале 2019 г.
Другим государством ЮВА, заинтересованным в поставках дальневосточного СПГ, является Сингапур. Если Таиланд ориентирован на удовлетворение своих растущих потребностей, то Сингапур хочет стать ведущим центром торговли СПГ в Азии и готов на закупки, в разы превышающие объёмы собственного газопотребления.
Сегодня трубопроводные поставки в Юго-Восточной Азии всё больше отходят на второй план. Регион располагает множеством небольших и удалённых островов, которые нерентабельно связывать газопроводными сетями. Наилучшим решением проблемы являются небольшие терминалы по приёмке СПГ. Сингапур в этих условиях рассчитывает на роль посредника между поставщиками природного газа из различных регионов мира и покупателями в Азии. Он готов предоставить потребителям в ЮВА рыночную площадку для СПГ, созданную по новейшей бизнес-модели распределительного центра (hub).
Создание газового хаба в Сингапуре продвигается быстрыми темпами. Ещё в 2012 г. это государство не входило в число импортёров СПГ. В 2013 г. отмечены первые импортные поставки в объёме 0,91 млн т, которые к 2015 г. выросли более чем в 2 раза (до 2,08 млн т) [45]. Основными поставщиками сегодня выступают Австралия, Экваториальная Гвинея, Катар. В ближайшем будущем Сингапур рассчитывает закупать СПГ в Мозамбике и Танзании, а также диверсифицировать свой импорт за счёт россий-
ского рынка. В рамках реализации одной из этих задач в октябре 2015 г. сингапурская Pavilion Gas Pte Ltd (дочернее предприятие государственной компании Pavilion Energy Pte Ltd) подписала договор о купле-продаже СПГ с компанией Gazprom Marketing and Trading Singapore Pte Ltd («дочка» Газпрома) на 10 лет. Источники поставок и объёмы точно не указаны, между тем данный договор, а также меморандум, подписанный в 2016 г. с Таиландом, открывают возможности для расширения дальневосточной энергетической системы под новые крупные и долгосрочные контракты.
При этом важно отметить: интерес стран ЮВА не ограничивается только поставками энергоресурсов Дальнего Востока РФ. Например, Сингапур неоднократно заявлял о готовности принять участие в развитии нефтехимической промышленности на Сахалине и создании Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК) в Приморском крае. По мнению представителей крупной сингапурской нефтеперерабатывающей компании Indorama, нефтехимический кластер на юге Приморья — наиболее интересный для иностранных инвесторов проект среди тех, что реализуются сегодня в регионе [33]. Он имеет ряд преимуществ по сравнению с другими российскими и зарубежными аналогами: полная обеспеченность собственным сырьём; расположение в непосредственной близости от ВСТО и выхода в море; близость к крупнейшим рынкам сбыта продукции в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Участие сингапурских инвесторов в данном проекте для РФ особенно ценно, поскольку они не только готовы вложить средства в развитие и расширение нефтехимической отрасли, но и могут предложить новейшие технологические разработки. Сингапур является одним из крупнейших производителей нефтехимической продукции и занимает III место в мире по объёму нефтепереработки. К тому же этот город-государство — признанный лидер в сфере организации эффективного менеджмента. Привлечение такого партнёра будет способствовать более полной реализации российских проектов по созданию на Дальнем Востоке современных производств глубокой переработки углеводородного сырья, что даст толчок развитию и модернизации экономики региона.
Военно-техническое сотрудничество Дальнего Востока РФ со странами ЮВА также имеет перспективы для развития. Постоянный рост напряжённости в Юго-Восточной Азии — территориальные споры, усиление Китая, морское пиратство, терроризм — заставляет правительства государств АСЕАН увеличивать оборонные бюджеты. Согласно данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ), военные расходы стран ЮВА за 2001 —2015 гг. выросли с 21,3 млрд долл. до 42,2 млрд долл. [43].
Данная тенденция в ближайшие годы не только сохранится, но и усилится. Это связано с тем, что в краткосрочной перспективе в регионе продолжится процесс выстраивания новой архитектуры безопасности, где одним из главных трендов уже стали стремление стран ЮВА ограничить чрезмерное вовлечение внешних игроков (прежде всего США) в дела
субрегиона и желание добиться большей независимости в защите собственных национальных интересов. Такой политический курс неизбежно ведёт к милитаризации, которая в условиях бурного экономического подъёма государств АСЕАН будет к тому же надёжно подкреплена финансово.
Тенденция наращивания вооружений в регионе обусловила рост интереса стран ЮВА к расширению сотрудничества с Россией в военно-технической сфере. Некоторые из них — Вьетнам, Индонезия, Малайзия — являются традиционными партнёрами РФ. Сегодня они проявляют заинтересованность в поставках авиационной техники военного и гражданского назначения, в т.ч. производимой на крупнейшем на Дальнем Востоке авиастроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ). Прежде всего, это самолёты серии «Су». Первым заказчиком продукции КнААЗ из ЮВА был Вьетнам. В 1995 г. он получил 5 самолётов Су-27СК [32]. В настоящее время СРВ продолжает закупать машины этого типа. КнААЗ уже выполнил 4 крупных контракта (2003, 2009, 2010, 2013 гг.), передав по ним для ВВС Вьетнама 36 истребителей Су-30МК2.
Другим перспективным заказчиком Комсомольского завода является Индонезия. В общей сложности с 2002 г. она закупила 15 истребителей Су-27 и Су-30МК2 и сегодня заявляет о намерении заключить контракт на поставку ещё 10 самолётов современной модификации Су-35. Открытым остаётся вопрос о сроках исполнения этого заказа, поскольку завод работает с максимальной загрузкой, для того чтобы удовлетворить возросший в последнее время спрос на его продукцию, требуется расширение имеющихся мощностей.
Есть интерес в странах региона и к самолёту «Sukhoi Superjet-100» (SSJ100), который также производится в Комсомольске-на-Амуре. Первым заказчиком машин этого класса в Юго-Восточной Азии стала Индонезия. Однако контракты, заключённые с двумя индонезийскими компаниями (2010 г. — Kartika Airlines на 30 самолётов, 2011 г. — Sky Aviation на 12 машин), в настоящий момент заморожены по причине финансовой несостоятельности авиаперевозчиков. Несмотря на это, надежда на возобновление сотрудничества остаётся, поскольку сейчас авиакомпании пытаются заручиться поддержкой Министерства транспорта Индонезии.
Неудачный опыт сотрудничества с небольшими частными компаниями — Kartika Airlines и Sky Aviation — позволяет сделать вывод, что при работе на рынке ЮВА стоит больше ориентироваться на крупных и государственных авиаперевозчиков. Таких как, например, таиландская Orient Thai Airlines, выразившая готовность закупить 12 машин и уже подписавшая контракты на три самолёта SSJ100 в VIP-комплектации для нужд королевского двора Таиланда [11]. Или Lao Central — первый SSJ100 был передан лаосской стороне в феврале 2013 г.
По оценкам экспертов Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), потенциал рынка Юго-Восточной Азии для SSJ100 оценивается в 100 машин, и холдинг «Сухой» ставит перед собой задачу на нём закрепиться [12].
Другим перспективным направлением сотрудничества Тихоокеанской России со странами ЮВА можно назвать морское судостроение. В 2009 г. приморские корабелы получили от вьетнамской стороны заказ на два сторожевых корабля. Работы выполнялись ОАО «Восточная верфь» (до 1994 г. — Владивостокский судостроительный завод). В 2012 г. корабли были переданы ВМС Вьетнама. В 2013 г. с этих же верфей сошли плавучий причал и плавучий док, также построенные для СРВ. Кроме судостроительного завода в данном контракте принимали участие такие предприятия Приморского края, как ОАО «Изумруд» (производство радиолокационных комплексов для строящихся судов), ОАО «Аскольд» (производство судовой запорной арматуры), ОАО ВП «ЭРА» (производство электрического оборудования).
Дальневосточные предприятия заинтересованы в продолжении сотрудничества, а получение новых заказов во многом зависит от того, как скоро будет проведена модернизация судостроительной отрасли на Дальнем Востоке. В советское время дальневосточное судостроение являлось одним из самых мощных в стране. На заводах Приморского, Хабаровского краёв, Амурской области строились и оснащались современные суда различных типов гражданского и военного назначения, в т.ч. подводные лодки. Однако сегодня потенциал, заложенный несколько десятилетий назад, себя уже исчерпал. Как следствие — выгодные контракты на судостроение и судоремонт уходят на другие верфи. Например, Вьетнам предпочитает сотрудничать с санкт-петербургскими судостроителями. В 2009 г. СРВ подписал крупный контракт с АО «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург) на строительство 6 дизель-электрических подводных лодок проекта 06361 на сумму около 2 млрд долл. [35].
Сельскохозяйственная отрасль Дальнего Востока в последнее время стала привлекать всё больше внимания инвесторов из АСЕАН. Во многих государствах Юго-Восточной Азии рост населения опережает темпы производства продовольственных ресурсов. Прирост урожайности зерновых в регионе очень низкий — 1—2% в год, а возможности использования угодий для нужд сельского хозяйства и орошения ограничены. Россия, обладающая значительными запасами пресной воды и большой площадью земель, пригодных для сельского хозяйства, сможет, по мнению стран АСЕАН, помочь разрешить проблемы продовольственной безопасности.
Так, глава сингапурской компании OLAM International Санни Вергезе считает РФ «самым удачным местом для инвестиций в сельское хозяйство» [18]. А президент таиландской корпорации CP Group Тханин Тиара-ванон заявляет: Россия могла бы накормить всю Юго-Восточную Азию, где проживает 3 млрд потенциальных потребителей [2]. Эта компания уже имеет успешные агропромышленные производства в центральных областях РФ и недавно сообщила о готовности реализовать четыре крупных животноводческих проекта на востоке нашей страны.
Главный сельскохозяйственный актив Дальнего Востока находится в Приморье и Приамурье. Это значительные земельные площади, пригодные
для производства сои, риса, овощей. Слабой стороной региона является неразвитая или вовсе отсутствующая инфраструктура, в т.ч. аграрная. Между тем бизнесмены из Сингапура, Вьетнама, Таиланда готовы создавать под свои предприятия необходимые сельскохозяйственные объекты — хранилища, рефрижераторы, вольеры и др. — и уже с успехом делают это в Центральной России, но лишь на тех территориях, где есть налаженная транс-портно-коммуникационная сеть.
Учитывая, что в Центральной России АПК — самая успешная отрасль сотрудничества со странами АСЕАН, а также имея в виду планы бизнесменов из ЮВА по расширению (в т.ч. и географическому) их деятельности в РФ, можно рассчитывать на то, что вскоре дальневосточные земли начнут привлекать иностранные инвестиции. Первый пример уже есть — в ТОР «Надеждинская» (Приморский край) реализуется агропромышленный проект инвестора из Сингапура [6].
Наряду с земледелием и животноводством, перспективным видится сотрудничество в рыбохозяйственной сфере, особый интерес к которой проявляют вьетнамские предприниматели, заявляющие о своей готовности участвовать в создании рыбного кластера в Приморье. Одним из ведущих направлений совместного бизнеса в данной отрасли может стать ма-рикультура. Существующие сегодня на Дальнем Востоке марихозяйства имеют невысокую производительность. Основная причина этого — недостаток средств. Для развития требуются крупные инвестиции в несколько миллиардов рублей. У региональных бюджетов таких средств нет, однако есть заинтересованность иностранных инвесторов.
Взаимодействие Тихоокеанской России со странами ЮВА, конечно, не должно исчерпываться только тремя перечисленными направлениями. Плодотворными могут стать совместные проекты в сфере лёгкой и пищевой промышленности, туризма и развлечений, образования и медицины. Однако сотрудничество в энергетическом, военно-техническом и агропромышленном секторах, помимо налаживания связей и привлечения инвестиций в эти сферы, будет способствовать созданию целого комплекса смежных отраслей, которые дадут дополнительный импульс развитию
и модернизации экономики Дальнего Востока.
* * *
Сегодняшние отношения Тихоокеанской России и ЮВА можно охарактеризовать как слабодинамичные. Развиваясь в целом поступательно, они остаются неактивными и бессистемными. Несмотря на то, что с большинством стран региона РФ имеет давние политические и экономические связи, между Дальним Востоком и этими государствами пока не сложилось прочной и стабильной базы отношений в силу целого комплекса объективных и субъективных факторов, первопричиной которых явилось отсутствие у сторон взаимного интереса и потребностей в развитии контактов.
В последние годы ситуация начала меняться, стали складываться условия для более активного сотрудничества Тихоокеанской России и ЮВА. В поисках новых рынков, технологий, источников сырья государства АСЕАН всё с большей заинтересованностью смотрят на Дальний Восток, видя в нём потенциально выгодного партнёра, с которым они могли бы решить ряд насущных задач. На данном этапе этот регион России рассматривается прежде всего как сырьевая база, однако интерес представителей стран ЮВА не исчерпывается только этим направлением. Они видят для себя перспективы в создании на территории ДВ высокотехнологичных производств по переработке углеводородного сырья, реализации проектов в сельскохозяйственных и рыбодобывающих отраслях, инвестировании предприятий пищевой промышленности, расчитывая на продукцию данных производств на своём рынке. Есть потенциал и у военно-технического сотрудничества. После ввода в эксплуатацию космодрома Восточный открылись возможности для активизации совместных космических программ РФ с Вьетнамом, Индонезией, Малайзией, Таиландом, а также для налаживания связей с новыми партнёрами, например, Сингапуром. Направления сотрудничества, в которых наиболее заинтересованы государства ЮВА, должны стать основой для развития и углубления уже сложившихся отношений Тихоокеанской России со странами Юго-Восточной Азии и прочной базой для дальнейшего расширения спектра взаимодействия сторон.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. 2012 год откроет для ВСТО и спецморнефтепорта Козьмино новый этап в развитии. 2012, № 4 (63) // TSR-MEDIA.RU: сайт федерального делового журнала «Тренды. События. Рынки». URL: http://tsr-media.ru/artide/48608/ (дата обращения: 14.05.2016).
2. Богатейший человек Таиланда заявил, что будущее России в сельском хозяйстве // DP.RU: информационный портал «Деловой Петербург». URL: http://www. dp.ru/a/2015/06/19/Bogatejshij_chelovek_Tajlan/ (дата обращения: 18.03.2016).
3. В 2013 г. спецморнефтепорт Козьмино перевыполнил план отгрузки на 300 тыс. т нефти // SMNPK.TRANSNEFT.RU: сайт ООО «Транснефть - Порт Козьмино». URL: http://www.smnpk.transneft.ru/press/news/?id=6671 (дата обращения: 14.05.2016).
4. Вьетнамский бизнес зовут на Дальний Восток // MINVOSTOKRAZVITIA.RU: сайт министерства РФ по развитию Дальнего Востока. URL: http://minvostokrazvitia.ru/ press-center/news_minvostok/?ELEMENT_ID=3545 (дата обращения: 16.03.2016).
5. «Газпром» и Новатэк повоюют в Таиланде: Компании начинают борьбу за перспективного потребителя СПГ // OILRU.COM: информационно-аналитический портал «Нефть России». URL: http://www.oilru.com/news/515758/ (дата обращения: 25.05.2016).
6. Галушка: прошедший год — это фактически инвестиционный дебют нашего Дальнего Востока // 25RUS.ORG: информационный портал «НИА — Владивосток». URL: http://25rus.org/news/authority/1406.html (дата обращения: 22.05.2016).
7. Из Козьмино отправлено 15,2 млн тонн нефти. 18.01.2012 // KOMMERSANT.RU: сайт ИД «Коммерсант». URL: http://www.kommersant.ru/doc/1852972 (дата обращения: 14.05.2016).
8. Интервью посла РФ в Сингапуре А.А. Татаринова журналу «Окно в АТР» // MID.RU: сайт Министерства иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/ru/ maps/sg/-/asset_publisher/5SAHbSOAdwNc/content/id/1761579 (дата обращения: 04.04.2016).
9. Интервью с вице-президентом ОАО «АК „Транснефть"» С. Андроновым // TRANSNEFT.RU: электронный журнал Трубопроводный транспорт нефти. 2016. № 3. URL: http://www.transneft.ru/u/journal_file/462/book03-16-web.pdf (дата обращения: 12.05.2016).
10. Камлайтонг Адул. Совместные интересы России и государств АСЕАН в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Теория и практика общественного развития. 2013. № 5. С. 229—232.
11. Мексика купит у России десять самолётов SSJ // SUKHOI.ORG: сайт компании «Сухой». URL: http://www.sukhoi.org/news/smi/?id=5639 (дата обращения: 26.02.2016).
12. ОАК оценивает перспективу продаж «Суперджетов» на рынке Юго-Восточной Азии в 100 машин // SUKHOI.ORG: сайт компании «Сухой». URL: http://www. sukhoi.org/news/smi/?id=5682 (дата обращения: 26.02.2016).
13. Основные внешнеполитические события 2015 г. // MID.RU: сайт Министерства иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_ publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2003505 (дата обращения: 28.01.2016).
14. Порт Козьмино отгрузил на экспорт 1,2 млн т нефти // OILEXP.RU: электронный журнал «Oil-Эксперт». 03.02.2011. URL: http://www.oilexp.ru/news/port-kozmino-otgruzil-na-ehksport-12-mln-tonn-nefti/56874/ (дата обращения: 14.05.2016).
15. Порт Козьмино перевыполнил план по отгрузке нефти в 2015 г. // SMNPK.TRANSNEFT.RU: сайт ООО «Транснефть — Порт Козьмино». URL: http:// www.smnpk.transneft.ru/press/news/?id=30832 (дата обращения: 14.05.2016).
16. Порт Козьмино перевыполнит план по отгрузке нефти в 2014 г. // SMNPK.TRANSNEFT.RU: сайт ООО «Транснефть — Порт Козьмино». URL: http:// www.smnpk.transneft.ru/press/news/?id=17432 (дата обращения: 14.05.2016).
17. Развитие мирового рынка СПГ: вызовы и возможности для России. Доклад Энергетического центра Московской школы управления СКОЛКОВО. 2013 г. // PRO-GAS.RU: новостной портал. URL: http://www.pro-gas.ru/images/data/ gallery/0_206_SEneC_Global_LNG.pdf (дата обращения: 16.04.2016).
18. Санни Вергезе. Сегодня самое удачное место для инвестиций в сельское хозяйство — Россия // DAIRYNEWS.RU: информационное агентство The Dairy News. URL: http://www.dairynews.ru/news/sanni-vergeze-segodnya-samoe-udachnoe-mesto-dlya-i.html?sphrase_id=515253 (дата обращения: 16.03.2016).
19. «Сахалин Энерджи». Годовой обзор. 2007 г. // SAKHALINENERGY.RU: сайт компании «Сахалин Энерджи». URL: http://www.sakhalinenergy.ru/media/user/otchety/ Annual_Review_2007_rus.pdf (дата обращения: 16.04.2016).
20. «Сахалин Энерджи». Годовой обзор. 2008 г. // SAKHALINENERGY.RU: сайт компании «Сахалин Энерджи». URL: http://www.sakhalinenergy.ru/media/user/otchety/ Sakhalin_Energy_2008_Rus_New.pdf (дата обращения: 16.04.2016).
21. «Сахалин Энерджи». Годовой обзор. 2010 г. // SAKHALINENERGY.RU: сайт компании «Сахалин Энерджи». URL: http://www.sakhalinenergy.ru/media/user/otchety/ Annual_Review_rus_2011.pdf (дата обращения: 16.04.2016).
22. «Сахалин Энерджи». Годовой отчёт. 2004 г. // SAKHALINENERGY.RU: сайт компании «Сахалин Энерджи». URL: http://www.sakhalinenergy.ru/media/user/otchety/ Sakhalin_Russian_04.pdf (дата обращения: 16.04.2016).
23. «Сахалин Энерджи». Годовой отчёт. 2005 г. // SAKHALINENERGY.RU: сайт компании «Сахалин Энерджи». URL: http://www.sakhalinenergy.ru/media/user/otchety/ Sakhalin05_Rus.pdf (дата обращения: 16.04.2016).
24. «Сахалин Энерджи». Обзор деятельности за 2006 г. // SAKHALINENERGY.RU: сайт компании «Сахалин Энерджи». URL: http://www.sakhalinenergy.ru/media/user/ otchety/2006%20annual%20review%20rus.pdf (дата обращения: 16.04.2016).
25. «Сахалин Энерджи». Отчёт об устойчивом развитии. 2011 г. // SAKHALINENERGY.RU: сайт компании «Сахалин Энерджи». URL: http://www.sakhalinenergy.ru/media/user/ otchety/GRI_2011_Final_rus.pdf (дата обращения: 16.04.2016).
26. «Сахалин Энерджи». Отчёт об устойчивом развитии. 2012 г. // SAKHALINENERGY.RU: сайт компании «Сахалин Энерджи». URL: http://www.sakhalinenergy.ru/media/ system/files/pdf/GRI_2012_rus.pdf (дата обращения: 16.04.2016).
27. «Сахалин Энерджи». Отчёт об устойчивом развитии. 2013 г. // SAKHALINENERGY.RU: сайт компании «Сахалин Энерджи». URL: http://www.sakhalinenergy.ru/media/user/ otchety/GRI_2013_rus.pdf (дата обращения: 16.04.2016).
28. «Сахалин Энерджи». Отчёт об устойчивом развитии. 2014 г. // SAKHALINENERGY.RU: сайт компании «Сахалин Энерджи». URL: http://www.sakhalinenergy.ru/media/user/ otchety/sakhalin-2014_30-04.pdf (дата обращения: 16.04.2016).
29. «Сахалин Энерджи». Отчёт об устойчивом развитии. 2015 г. // SAKHALINENERGY.RU: сайт компании «Сахалин Энерджи». URL: http://www.sakhalinenergy.ru/media/user/ otchety/SD_report_2015_rus.pdf (дата обращения: 16.04.2016).
30. «Сахалин Энерджи». Отчёт по устойчивому развитию. 2009 г. // SAKHALINENERGY.RU: сайт компании «Сахалин Энерджи». URL: http://www.sakhalinenergy.ru/media/user/ otchety/GRI_2009_Rus.pdf (дата обращения: 16.04.2016).
31. «Сахалин Энерджи». Отчёт по устойчивому развитию. 2010 г. // SAKHALINENERGY.RU: сайт компании «Сахалин Энерджи». URL: http://www. sakhalinenergy.ru/media/user/otchety/SD_report_2010_rus.pdf (дата обращения: 16.04.2016).
32. Семейство лучших в мире истребителей // KNAAPO.RU: сайт Комсомольско-го-на-Амуре авиационного завода им. Ю.А. Гагарина. URL: http://www.knaapo.ru/ about/history/etapes/fighter_new/index.php?sphrase_id=5372 (дата обращения: 26.02.2016).
33. Сингапурские компании заинтересованы в развитии Владивостокской агломерации // PRIMORSKY.RU: сайт администрации Приморского края. 12.11.2014. URL: http://primorsky.ru/news/common/76663/ (дата обращения: 05.03.2016).
34. Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительствами государств-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии о сотрудничестве в области экономики и развития. 10.12.2005 // MID.RU: сайт Министерства иностранных дел РФ. URL: http://archive.mid.ru/BDOMP/spd_md.nsf/0/7A4A4F7 076BDE50F43257FE100469118 (дата обращения: 18.12.2015).
35. Спущена на воду последняя подводная лодка для Вьетнама // VPK.NAME: информационный портал «Новости ВПК». URL: http://vpk.name/news/141422_ spushena_na_vodu_poslednyaya_podvodnaya_lodka_dlya_vetnama.html?new (дата обращения: 26.02.2016).
36. Статистическая информация о внешней торговле субъектов Российской Федерации, расположенных на территории ДФО, декабрь 2015 г. // DVTU.CUSTOMS.RU: сайт Дальневосточного таможенного управления. URL: http://dvtu.customs.ru/
index.php?option=com_content&view=article&id=18551:-2015-&catid=63:stat-vnesh-torg-cat&Itemid=282 (дата обращения: 16.02.2016).
37. Хороший старт для новых рекордов // Находкинский рабочий. 14.01.2011. http://nr-citynews.ru/%D0%A5%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B8% D0%B9-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%82-%D0%B4%D0%BB%D1% 8F-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D1%80%D0%B5%D0%BA-%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%B2/ (дата обращения: 14.05.2016).
38. Шерейкин: РФ способна «оседлать» европейскую экспансию на рынки Китая // RIA.RU: сетевое издание «РИА Новости». URL: http://ria.ru/interview/20150408/1057348404. html#ixzz3tRZGvFv8 (дата обращения: 16.03.2016).
39. Экипажи дальней авиации ВВС России регулярно выполняют полёты по плану воздушного патрулирования // MIL.RU: сайт Министерства обороны РФ. URL: http://mil.ru/et/news/more.htm?id=12004864@egNews (дата обращения: 28.01.2016).
40. Экспорт нефти из Козьмино в 2013 г. составил 21,3 млн тонн // 1PRIME.RU: портал агентства экономической информации «Прайм». URL: http://1prime.ru/ oil/20140123/775952415-print.html (дата обращения: 14.05.2016).
41. Despite challenges, Russian fortune beckons the brave // ODAYONLINE.COM: сайт газеты Today. 03.11.2014. URL: http://www.todayonline.com/singapore/despite-challenges-russian-fortune-beckons-brave (дата обращения: 04.02.2016).
42. Selected basic ASEAN indicators // ASEAN.ORG: сайт АСЕАН. URL: http://www. asean.org/storage/2015/09/selected_key_indicators/table1_as_of_Aug_2015.pdf (дата обращения: 12.03.2016).
43. SIPRI Military Expenditure Database // SIPRI.ORG: сайт Стокгольмского международного института исследования проблем мира. URL: https://www.sipri.org/sites/ default/files/SIPRI-Milex-data- 1988-2015.xlsx (дата обращения: 09.02.2016).
44. Southeast Asia Energy Outlook. 2015 // IEA.ORG: сайт Международного энергетического агентства. URL: https://www.iea.org/publications/freepublications/ publication/weo2015_southeastasia.pdf (дата обращения: 18.05.2016).
45. The LNG Industry. GIIGNL Annual Report. 2016 Edition // GIIGNL.ORG: сайт Международной группы импортёров сжиженного природного газа. URL: http://www. giignl.org/sites/default/files/PUBLIC_AREA/Publications/giignl_2016_annual_ report.pdf (дата обращения: 20.05.2016).
REFERENCES
1. 2012 god otkroet dlia VSTO i spetsmornefteporta Koz'mino novyi etap v razvitii [The year 2012 will open a new stage of development for ESPO and specialized oil seaport of Kozmino]. Trendy. Sobytiia. Rynki. 2012, no. 4 (63). Available at: http://tsr-media. ru/article/48608/ (accessed 14.05.2016). (In Russ.)
2. Bogateishii chelovek Tailanda zaiavil, chto budushchee Rossii v sel'skom khoziaistve [The richest man of Thailand declared that the future of Russia belongs to the agricultural industry]. Available at: http://www.dp.ru/a/2015/06/19/Bogatejshij_che-lovek_Tajlan/ (accessed 18.03.2016). (In Russ.)
3. V2013 godu spetsmornefteportKoz'mino perevypolnilplan otgruzki na 300 tys. tonn nefti. specialized sea oil port of Kozmino [In 2013 the specialized oil seaport of Kozmino beat the target of oil export by 300 thousand tonnes]. Available at: URL: http:// www.smnpk.transneft.ru/press/news/?id=6671 (accessed 14.05.2016). (In Russ.)
4. V'etnamskii biznes zovut na Dal'nii Vostok [Vietnamese business is attracted to the Far East]. Available at: http://minvostokrazvitia.ru/press-center/news_ minvostok/?ELEMENT_ID=3545 (accessed 16.03.2016). (In Russ.)
5. "Gazprom" i Novatek povoiuiut v Tailande: Kompanii nachinaiut bor'bu za perspe-ktivnogo potrebitelia SPG ["Gazprom" and Novatek will fight in Thailand: companies start the struggle for the promising LNG consumer]. Available at: http://www.oilm. com/news/515758/ (accessed 25.05.2016). (In Russ.)
6. Galushka:proshedshiigod — eto fakticheski investitsionnyi debiut nashego Dal'nego Vostoka [Galushka: Last year was an investment debut of our Far East. Information portal NIA — Vladivostok]. Available at: http://25rus.org/news/authority/1406.html (accessed 22.05.2016). (In Russ.)
7. lz Koz'mino otpravleno 15,2 mln tonn nefti [15,2 million tonnes of oil was sent from Kozmino]. Available at: http://www.kommersant.ru/doc/1852972 (accessed 14.05.2016). (In Russ.)
8. Interv'iuposla RF v Singapure A.A. Tatarinova zhurnalu "Okno vATR" [The interview of Russian Ambassador in Singapore A.A. Tatarinov for the journal "Okno v ATR"]. Available at: http://www.mid.ru/ru/maps/sg/Vasset_publisher/5SAHbSOAdwNc/ content/id/1761579 (accessed 04.04.2016). (In Russ.)
9. Interv'iu s vitse-prezidentom OAO "AK Transneft'" Sergeem Andronovym [The interview with vice-president of JSC "AK 'Transneft'" Sergey Andronov]. Truboprovodnyi transport nefti. 2016, no. 3. Available at: http://www.transneft.ru/u/journal_file/462/ book03-16-web.pdf (accessed 12.05.2016). (In Russ.)
10. Kamlaitong Adul. Sovmestnye interesy Rossii i gosudarstv ASEAN v Aziatsko-Tik-hookeanskom regione [Kamlaitong Adul. Joint interests of Russia & ASEAN countries in the Asia-Pacific Region]. Teoriia ipraktika obshchestvennogo razvitiia. 2013, no. 5, pp. 229—232. (In Russ.)
11. Meksika kupit u Rossii desiat' samoletov SSJ [Mexico will buy ten SSJ aircrafts from Russia]. Available at: http://www.sukhoi.org/news/smi/?id=5639 (accessed 26.02.2016). (In Russ.)
12. OAK otsenivaet perspektivu prodazh "Superdzhetov" na rynke lugo-Vostochnoi Azii v 100 mashin [UAC predicts the prospect of selling of 100 Superjet aircrafts at the market of Southeast Asia]. Available at: http://www.sukhoi.org/news/smi/?id=5682 (accessed 26.02.2016). (In Russ.)
13. Osnovnye vneshnepoliticheskie sobytiia 2015 g. [The main foreign-policy events in 2015]. Available at: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/Vasset_publisher/ cKNonkJE02Bw/content/id/2003505 (accessed 28.01.2016). (In Russ.)
14. Port Koz'mino otgruzil na eksport 1,2 mln tonn nefti [The port of Kozmino shipped 1,2 million tonnes of oil]. Available at: http://www.oilexp.ru/news/port-kozmino-ot-gruzil-na-ehksport-12-mln-tonn-nefti/56874/ (accessed 14.05.2016). (In Russ.)
15. Port Koz'mino perevypolnil plan po otgruzke nefti v 2015 g. [The port of Kozmino beat the target of oil shipment in 2015]. Available at: http://www.smnpk.transneft. ru/press/news/?id=30832 (accessed 14.05.2016). (In Russ.)
16. Port Koz'mino perevypolnit plan po otgruzke nefti v 2014 g. [The port of Kozmino beat the target of oil shipment in 2014]. Available at: http://www.smnpk.transneft. ru/press/news/?id=17432 (accessed 14.05.2016). (In Russ.)
17. Razvitie mirovogo rynka SPG: vyzovy i vozmozhnosti dlia Rossii [The development of the LNG world market: challenges and possibilities for Russia]. 2013. Available at: http://www.pro-gas.ru/images/data/gallery/0_206_SEneC_Global_LNG.pdf (accessed 16.04.2016). (In Russ.)
190
А.В. CMMOHÖHOK
18. Sanni Vergeze. Segodnia samoe udachnoe mesto dlia investitsii vsel'skoekhoziaistvo — Rossiia [Sunny Vergheze: "Today Russia is the best place for the agricultural investment"]. Available at: http://www.dairynews.ru/news/sanni-vergeze-segodnya-samoe-udachnoe-mesto-dlya-i.html?sphrase_id=515253 (accessed 16.03.2016). (In Russ.)
19. "Sakhalin Enerdzhi". Godovoi obzor. 2007 g. ["Sakhalin Energy". Annual review.
2007]. Available at: http://www.sakhalinenergy.ru/media/user/otchety/Annual_Re-view_2007_rus.pdf (accessed 16.04.2016). (In Russ.)
20. "Sakhalin Enerdzhi". Godovoi obzor. 2008 g. ["Sakhalin Energy". Annual review.
2008]. Available at: http://www.sakhalinenergy.ru/media/user/otchety/Sakhalin_En-ergy_2008_Rus_New.pdf (accessed 16.04.2016). (In Russ.)
21. "Sakhalin Enerdzhi". Godovoi obzor. 2010 g. ["Sakhalin Energy". Annual review. 2010]. Available at: http://www.sakhalinenergy.ru/media/user/otchety/Annual_Re-view_rus_2011.pdf (accessed 16.04.2016). (In Russ.)
22. "Sakhalin Enerdzhi". Godovoi otchet. 2004 g. ["Sakhalin Energy". Annual review.
2004]. Available at: http://www.sakhalinenergy.ru/media/user/otchety/Sakhalin_ Russian_04.pdf (accessed 16.04.2016). (In Russ.)
23. "Sakhalin Enerdzhi". Godovoi otchet. 2005 g. ["Sakhalin Energy". Annual review.
2005]. Available at: http://www.sakhalinenergy.ru/media/user/otchety/Sakhalin05_ Rus.pdf (accessed 16.04.2016). (In Russ.)
24. "Sakhalin Enerdzhi". Obzor deiatel'nosti za 2006 g. ["Sakhalin Energy". Annual overview. 2006]. Available at: http://www.sakhalinenergy.ru/media/user/otch-ety/2006%20annual%20review%20rus.pdf (accessed 16.04.2016). (In Russ.)
25. "Sakhalin Enerdzhi". Otchet ob ustoichivom razvitii. 2011 g. ["Sakhalin Energy". Sustainable development report. 2011]. Available at: http://www.sakhalinenergy.ru/me-dia/user/otchety/GRI_2011_Final_rus.pdf (accessed 16.04.2016). (In Russ.)
26. "Sakhalin Enerdzhi". Otchet ob ustoichivom razvitii. 2012 g. ["Sakhalin Energy". Sustainable development report. 2012]. Available at: http://www.sakhalinenergy.ru/me-dia/system/files/pdf/GRI_2012_rus.pdf (accessed 16.04.2016). (In Russ.)
27. "Sakhalin Enerdzhi". Otchet ob ustoichivom razvitii. 2013 g. ["Sakhalin Energy". Sustainable development report. 2013]. Available at: http://www.sakhalinenergy.ru/me-dia/user/otchety/GRI_2013_rus.pdf (accessed 16.04.2016). (In Russ.)
28. "Sakhalin Enerdzhi". Otchet ob ustoichivom razvitii. 2014 g. ["Sakhalin Energy". Sustainable development report. 2014]. Available at: http://www.sakhalinenergy.ru/me-dia/user/otchety/sakhalin-2014_30-04.pdf (accessed 16.04.2016). (In Russ.)
29. "Sakhalin Enerdzhi". Otchet ob ustoichivom razvitii. 2015 g. ["Sakhalin Energy". Sustainable development report. 2015]. Available at: http://www.sakhalinenergy.ru/me-dia/user/otchety/SD_report_2015_rus.pdf (accessed 16.04.2016). (In Russ.)
30. "Sakhalin Enerdzhi". Otchet po ustoichivomu razvitiiu. 2009 g. ["Sakhalin Energy". Sustainable development report. 2009]. Available at: http://www.sakhalinenergy.ru/ media/user/otchety/GRI_2009_Rus.pdf (accessed 16.04.2016). (In Russ.)
31. "Sakhalin Enerdzhi". Otchet po ustoichivomu razvitiiu. 2010 g. ["Sakhalin Energy". Sustainable development report. 2010]. Available at: http://www.sakhalinenergy.ru/ media/user/otchety/SD_report_2010_rus.pdf (accessed 16.04.2016). (In Russ.)
32. Semeistvo luchshikh v mire istrebitelei [The series of the world best fighter jets]. Available at: http://www.knaapo.ru/about/history/etapes/fighter_new/index. php?sphrase_id=5372 (accessed 26.02.2016). (In Russ.)
33. Singapurskie kompanii zainteresovany v razvitii Vladivostokskoi aglomeratsii [Singapore companies are interested in the development of Vladivostok agglomeration]. Available at: http://primorsky.ru/news/common/76663/ (accessed 05.03.2016). (In Russ.)
34. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossiiskoi Federatsii i pravitel'stvami gos-udarstv-chlenov Assotsiatsii gosudarstv Iugo-Vostochnoi Azii o sotrudnichestve v oblasti ekonomiki i razvitiia. 10.12.2005 [The agreement between the government of the Russian Federation and the governments of the member states of the Association of Southeast Asian Nations about economic and development cooperation]. Available at: http://archive.mid.rU/BDOMP/spd_md.nsf/0/7A4A4F7076BDE50F432 57FE100469118 (accessed 18.12.2015). (In Russ.)
35. Spushchena na vodu posledniaia podvodnaia lodka dlia V'etnama [The last submarine is launched for Vietnam]. Available at: http://vpk.name/news/141422_spush-ena_na_vodu_poslednyaya_podvodnaya_lodka_dlya_vetnama.html?new (accessed 26.02.2016). (In Russ.)
36. Statisticheskaia informatsiia o vneshnei torgovle sub'ektov Rossiiskoi Federatsii, ra-spolozhennykh na territorii DFO, za dekabr' 2015 g. [Statistical information on the foreign trade of the constituent entities of the Russian Federation located on the territory of the Far Eastern Federal District. December. 2015]. Available at: http://dvtu. customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=18551:-2015-&catid =63:stat-vnesh-torg-cat&Itemid=282 (accessed 16.02.2016). (In Russ.)
37. Khoroshii start dlia novykh rekordov [A good start for the new records]. Nakhod-kinskii rabochii. 14.01.2011. Available at: http://nr-citynews.ru/%D0%A5%D0%BE %D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80% D1%82-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%B2/ (accessed 14.05.2016). (In Russ.)
38. Shereikin: RFsposobna "osedlat"' evropeiskuiu ekspansiiu na rynki Kitaia [Shereykin: The Russian Federation can "straddle" the European expansion at Chinese markets]. Available at: http://ria.ru/interview/20150408/1057348404.html#ixzz3tRZGvFv8 (accessed 16.03.2016). (In Russ.)
39. Ekipazhi dal'nei aviatsii VVS Rossii reguliarno vypolniaiutpolety po planu vozdush-nogopatrulirovaniia [Crews of the long-range Russian air force operate regularly according to the plan of the air alert mission]. Available at: http://mil.ru/et/news/more. htm?id=12004864@egNews (accessed 28.01.2016). (In Russ.)
40. Eksport nefti iz Koz'mino v 2013 g. sostavil 21,3 mln ton [In 2013 the oil export from Kozmino was 21,3 million tonnes]. Available at: http://1prime.ru/ oil/20140123/775952415-print.html (accessed 14.05.2016). (In Russ.)
41. Despite challenges, Russian fortune beckons the brave. Today. 03.11.2014. Available at: http://www.todayonline.com/singapore/despite-challenges-russian-fortune-beckons-brave (accessed 04.02.2016). (In Eng.)
42. Selected basic ASEAN indicators. Available at: http://www.asean.org/stor-age/2015/09/selected_key_indicators/table1_as_of_Aug_2015.pdf (accessed 12.03.2016). (In Eng.)
43. SIPRI Military Expenditure Database. Available at: https://www.sipri.org/sites/de-fault/files/SIPRI-Milex-data-1988-2015.xlsx (accessed 09.02.2016). (In Eng.)
44. Southeast Asia Energy Outlook 2015. Available at: https://www.iea.org/publications/ freepublications/publication/weo2015_southeastasia.pdf (accessed 18.05.2016). (In Eng.)
45. The LNG Industry. GIIGNL Annual Report. 2016 Edition. Available at: http://www.gi-ignl.org/sites/default/files/PUBLIC_AREA/Publications/giignl_2016_annual_report. pdf (accessed 20.05.2016). (In Eng.)