Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы российского высшего образования'

Проблемы и перспективы российского высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6709
2977
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИДЕРСТВО / РОССИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / РАЗВИТИЕ СИБИРИ И РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА / TERTIARY EDUCATION / LEADERSHIP / RUSSIA / BOLOGNA PROCESS / DEVELOPMENT OF SIBERIA AND THE RUSSIAN FAR EAST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Вероника Михайловна

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы российского высшего образования с учетом международного контекста и российских специфических особенностей. Автор предлагает свое видение основных направлений решения этих проблем с целью повышения качества высшего образования в России, а также анализирует перспективы выхода российских вузов на лидерские позиции в мировом образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects of Russian tertiary education

The article analyses main problems of Russian tertiary education including its international dimension and specific national characteristics. The author suggests possible ways of solving these challenges in order to improve the quality of education in this country, and evaluates prospects of Russian universities to become leaders in providing educational services.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы российского высшего образования»

РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Проблемы и перспективы российского высшего образования

В.М. Новикова

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы российского высшего образования с учетом международного контекста и российских специфических особенностей. Автор предлагает свое видение основных направлений решения этих проблем с целью повышения качества высшего образования в России, а также анализирует перспективы выхода российских вузов на лидерские позиции в мировом образовательном пространстве.

После подписания Россией Болонской декларации российское высшее образование получило качественно новый импульс для развития: у российских университетов появилась возможность для разработки своих образовательных программ с учетом европейских требований и стандартов, ориентированных на мировой рынок труда. Вместе с тем следует подчеркнуть, что российское высшее образование, опираясь на пространственные, геополитические, интеллектуально-демографические, научные и технико-технологические ресурсы страны, обладает мощным потенциалом повышения качества и значительными перспективами для эволюционного развития. В самой образовательной сфере имеются проблемы, для решения которых требуются современные эффективные подходы. Среди них можно выделить:

- соответствие требований работодателей и квалификации выпускников;

- географическую удаленность сибирских и дальневосточных вузов;

- устаревшую материально-техническую базу отдельных вузов;

- недобросовестное предоставление образовательных услуг некоторыми вузами;

- вопросы трудоустройства;

- технические моменты перехода на Болонскую систему;

- соотношение учебных планов и реалий современного мира;

- вопросы финансовой поддержки деятельности университетов.

Необходимо заметить, что большая часть проблемных узлов российского высшего образования при определенной степени специфических особенностей в целом совпадает с общемировыми вызовами высшему образованию. Однако российские специфические особенности оказывают существенное воздействие на роль университетов России в интеграции и интернационализации образовательного пространства. При продуманном и взвешенном подходе к решению проблем специфические характеристики, которые могут препятствовать на данном этапе повышению престижа российских университетов в глобальном масштабе, можно превратить в такие факторы, которые своей уникальностью и эффективными механизмами фун-

Новикова Вероника Михайловна - магистрантка МГИМО(У) МИД России. E-mail: [email protected] Статья подготовлена при выполнении НИР по теме «Российское высшее образование в общемировом и европейском пространстве: соотношение приоритетов гармонизации и сохранение национальной специфики», проводимой в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 гг. (Соглашение № 8560).

кционирования будут способствовать усилению влияния вузов России на мировые образовательные процессы1.

В число уникальных факторов российского высшего образования входят площадь территории страны и, как следствие, географическая удаленность университетов Сибири и Дальнего Востока от исторически сложившихся наиболее крупных вузов страны. Такая ситуация имеет два следствия - негативное и позитивное. Первое связано с затруднением координации деятельности и гармонизации стандартов разных уровней. Второе же характеризуется наличием возможностей для соединения лучших особенностей европейской, азиатских и даже, возможно, американской образовательных систем. Это позволяет формировать своеобразные «мостики» между ними или же вырабатывать оригинальные синтезированные образовательные модели.

Из-за своей географической отдаленности вузы Сибири и Дальнего Востока испытывают нехватку высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава при сохранении низкой востребованности дипломированных кадров в регионе. Это связано с общей демографической ситуацией в регионе, которая характеризуется сокращением населения в результате падения рождаемости, оттока в другие регионы страны и старения населения. По данным переписи 2002 и 2010 гг., население за 8 лет сократилось в относительных цифрах на 6%2, что естественным образом влияет на численность трудовых ресурсов.

Недостаточное экономическое стимулирование притока преподавательских кадров также оказывает негативное воздействие на ситуацию. Для разрешения данной проблемы требуется работа в нескольких направлениях:

- во-первых, необходимо повысить материальную заинтересованность преподавателей в работе в учебных учреждениях Дальнего Востока и Сибири через поощрение переездов молодых специалистов в эти регионы, введения дополнительных льгот, расширения социального пакета и возможностей для получения разнообразных грантов и субсидий на повышение квалификации в ведущих российских и зарубежных вузах. Сегодня такого рода программы реализуются Дальневосточным федеральным университетом, в частности в рамках проекта «Мотивация», но этого явно недостаточно;

- во-вторых, следует создавать новые рабочие места для выпускников вузов, что увеличит заинтересованность в получении высшего образования без выезда в другие регионы и, следовательно, повысит престиж региональных университетов;

- в-третьих, университеты Сибири и Дальнего Востока могут сыграть существенную роль в развитии региона в целом, что благоприятно скажется на социальной, экономической и политической ситуации, для чего необходимо развивать инновационную базу образовательного процесса, расширять финансовую поддержку вузов и проводить соответствующую государственную социальную политику по привлечению населения в регион.

Такие меры позволят университетам стать центрами развития инновационных технологий, научно-технических и технологических разработок, новых подходов к решению социально-экономических и международных проблем, поскольку в них постепенно будут сосредотачиваться талантливые ученые и специалисты. Это поможет поднять высшее образование в регионе на качественно новый уровень, что привлечет в сферу образования бизнес-структуры, заинтересованные во внедрении инноваций в производство и поможет повысить общий уровень благосостояния в регионе.

Первой попыткой реализации подобного проекта явилось создание Дальневосточного федерального университета и Студенческого центра на о. Русский. Он представляет собой единый архитектурный комплекс с жилой, учебной и спортивной инфраструктурой3. Дальневосточный федеральный университет, как известно, был создан путем объединения Дальневосточного государственного университета, Дальневосточного государственного технического университета, Тихоокеанского государственного экономического университета и Уссурийского государственного педагогического института. В число его образовательных приоритетов входят индустрия наносистем, энергосберегающие и биомедицинские технологии, а также сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Указанные приоритеты реализуются с помощью развития инновационности образовательного процесса и исследований, гибкой организации учебного процесса, внедрения современных образовательных стандартов, соответствующих уровню ведущих мировых университетов, постоянного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, создания малых инновационных предприятий, взаимодействия с ведущими исследовательскими, образовательными и инновационными структурами стран региона.

Приоритетность в деятельности университета отдается инвестированию в человеческий капитал. Для этого создается система мотиваций студентов и преподавателей в производстве высококачественного современного образовательного продукта4. Студенческий центр на о. Русский предполагается сделать «центром привлечения молодежи для развития творческих, спортивных и интеллектуальных возможностей, реализации студенческих инициатив, организации культурно-эстетического воспитания и утверждения здорового образа жизни в молодежной среде»5.

Между тем нельзя игнорировать негативную сторону регионализации высшего образования страны, которая находит выражение в снижении унифицированности образовательных стандартов. Особенно опасной данная тенденция представляется для России в силу обширности ее территории, поскольку, несмотря на наличие общего стандарта высшего профессионального образования, в удаленных регионах могут складываться собственные терминологические, содержательные и технические особенности и подходы к изучению тех или иных

дисциплин. С одной стороны, это ведет к формированию нового понимания происходящих процессов и реалий, выработке новых методов решения задач прикладного характера и проведения фундаментальных исследований. Но, с другой стороны, затрудняет общение представителей академических кругов из разных регионов и размывает общее образовательное пространство России.

Поэтому следует развивать сотрудничество российских университетов не только с зарубежными вузами-партнерами, но и между собой. Тогда российская образовательная система в результате синтеза лучших традиций западноевропейской системы образования и научно-технологических достижений, разработанных в недрах университетов и исследовательских центров Китая, Индии, Южной Кореи и Японии, а также привлечения профессорско-преподавательских кадров из зарубежной Европы и Азии может стать уникальным образцом повышения качества образования в глобальном масштабе.

Другой насущной проблемой российского высшего образования является вопрос улучшения материально-технической базы учебного процесса. В первую очередь это относится к региональным вузам, которые из-за недостаточной финансовой поддержки государства и инвестиций бизнес-структур не могут поддерживать требуемый уровень технического оснащения учебного процесса, комфортности условий проживания студентов в общежитиях, а часто и просто наличия свободных мест в них. Более того, существуют некоторые трудности с поддержанием в надлежащем состоянии эксплуатации учебных и жилых зданий. Далеко не все российские вузы имеют современные библиотеки, в которых есть электронные системы поиска, свободный высокоскоростной доступ к изданиям ведущих международных центров и электронным библиотекам. Региональные университеты не обладают достаточными ресурсами для полномасштабного применения инновационных методов обучения.

Еще одной проблемой высшего образования России является неполное соответствие уровня преподавания и качества учебных программ негосударственных высших учебных заведений. По данным официальной статистики, в 2009 г. в стране существовало 1134 высших учебных заведения, в том числе государственных и муниципальных - 660, негосударственных - 4746. В них обучались 7513 тыс. студентов, в государственных и муниципальных вузах - 6215 тыс., в негосударственных - 1298 тыс.7. И хотя число негосударственных вузов составляет почти половину вузов страны (точнее - 42%), в российском обществе бытует несколько негативное отношение к ним8 в силу следующих причин:

- во-первых, качество преподавания в данных вузах не всегда находится на необходимом уровне, так как администрации подобных учебных заведений зачастую игнорируют недостаточную квалификацию принимаемых на работу преподавателей;

- во-вторых, в силу того что при поступлении на востребованные специальности в государственные вузы достаточно высокий конкурс, абитуриенты, не прошедшие в государственные учебные заведения, но желающие получить высшее образование и имеющие возможность оплатить обучение, поступают в негосударственные образовательные учреждения, что впоследствии вызывает некоторые вопросы по поводу их профессиональной компетенции;

- в-третьих, отдельные недобросовестные руководители негосударственных вузов, нацеленные на максимизацию прибыли, рекламируют:

а) обучение по новейшим методикам, которых в реальности не оказывается в перечне предоставляемых ими услуг;

б) выдачу дипломов международного образца, которые порой не имеют реальной юридической силы;

в) занятия с преподавателями из стран Западной Европы, которые на самом деле оказываются гражданами Российской Федерации.

На федеральном уровне существует проблема взаимодействия работодателей и вузов, которая выражается в нежелании бизнеса и государственных структур принимать на работу выпускников-бакалавров. Хотя бакалавриат официально считается полным высшим образованием, а выпускник, имеющий степень бакалавра, может претендовать на должности, замещаемые специалистами с высшим образованием, на практике предпочтение при приеме на работу отдается выпускникам со степенью специалиста или магистра. К тому же часто работодатели, преимущественно из частного сектора экономики, предпочитают нанимать на работу сотрудников, уже имеющих опыт работы в соответствующей области, что сокращает шансы на трудоустройство выпускников.

С точки зрения бизнес-структур система высшего образования России характеризуется ориентацией на общетеоретическую подготовку и недостаточным вниманием к приобретению практических навыков и умений. Но сегодня для того, чтобы выпускник вуза был конкурентоспособен на рынке труда, теоретические знания должны дополняться практической подготовкой. Однако не все вузы могут вести практико-ориентированное обучение, поскольку для этого необходимы новые методики, масштабные финансовые ресурсы, возможности проведения различных тренингов и мастер-классов с участием представителей бизнеса и государственных структур. Успешно с подобной задачей справляются только ведущие российские вузы, такие, как МГИМО, МГУ, СПбГУ МГТУ им. Баумана, МФТИ и некоторые другие, которые на протяжении довольно длительного времени эффективно реализуют прикладной компонент образовательного процесса в форматах практикумов, корпоративных модулей и т.д.

Для решения подобных проблем требуется более тесное взаимодействие вузов и бизнес-сообщества, в частности целевая подготовка специалистов, прохождение практики в компаниях и корпораци-

ях, учреждение совместных малых инновационных предприятий, венчурное финансирование исследовательской деятельности университетов. Подобные проекты будут давать уверенность работодателю в наличии соответствующей профессиональной компетенции выпускников и их соответствии требованиям, предъявляемым к кандидатам на те или иные должности.

Одной из наиболее серьезных технических проблем перехода на Болонскую систему можно считать проблему введения двухуровневой системы образования, а теперь и трехуровневой системы, так как при гармонизации образовательного процесса в аспирантуре и создании двойных аспирантур сопоставление российских и европейских норм вызывает определенные трудности, и прежде всего в требованиях, которые предъявляются к защите. Если в России объем диссертационного исследования ограничивается 200 страницами при наличии публикаций в научных журналах по проблематике диссертации, то в государствах зарубежной Европы нет обязательного требования наличия публикаций при объеме исследования не менее 400 страниц9.

Этот процесс требует разработки и пересмотра программ, методических ресурсов и учебных планов, которые должны не только соответствовать системе кредитов, но и отвечать традиционным ценностям российского образования, а также реалиям российского и зарубежного рынка рабочей силы. Для этого необходимо согласование учебных планов на разных уровнях, что занимает достаточно длительный период времени и требует привлечения большого числа специалистов. Более того, в отдельных случаях возникает вопрос аккредитации новых учебных программ в связи с их неполным соответствием требованиям государственного стандарта высшего профессионального образования10.

Проблема финансирования играет важную роль в повышении престижа российских университетов в мировом академическом сообществе. Многие российские вузы, особенно расположенные в регионах России, ощущают серьезную нехватку финансовых ресурсов для развития своей внутригосударственной и международной деятельности. Для решения данного вопроса необходима деятельность государства, бизнес-структур и благотворительных организаций.

Для российских вузов естественно-научной и технической направленности характерно отсутствие курсов по глобальной проблематике и международным отношениям, а также недостаточная языковая подготовка. В условиях глобализации молодые специалисты не могут эффективно осуществлять свою деятельность без установления контактов с иностранными коллегами. Но для этого они должны понимать современные тенденции развития мира и владеть на соответствующем уровне английским языком. Поэтому российским университетам и Министерству образования следует рассмотреть возможность введения подобных курсов и расширения языковой подготовки специалистов.

У российских университетов благодаря их опыту обучения имеется значительный потенциал усиления своего влияния на процессы высшего образования в мире. В этой связи следует привести пример Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, который в 2010 г. вошел в Книгу рекордов Гиннесса как рекордсмен по числу преподаваемых иностранных языков - 5311, что является явным преимуществом Университета в мировом образовательном пространстве. МГИМО-Университет обладает уникальной возможностью для распространения своего опыта преподавания иностранных языков, что повысит его престиж в мировом научном и образовательном сообществе. Также это поможет укрепить и расширить его связи с зарубежными университетами, осуществляющими деятельность в области международных отношений, филологической и лингвистической подготовки, как вуза-лидера в данной области.

Следует упомянуть дополнительную возможность для завоевания Россией позиций мирового лидера в предоставлении образовательных услуг, чему Россия отвечает в силу своих территориальных, интеллектуально-демографических и экономических характеристик, в г. Сочи может быть создан университетский комплекс международного уровня:

- во-первых, в настоящее время в Сочи ведется масштабное строительство разнообразных объектов, которые будут обеспечивать проведение Зимних Олимпийских игр-2014. Эти объекты являются современными инфраструктурными сооружениями, которые обладают экономической, социальной, рекреационно-досуговой и лечебно-оздоровительной ценностью;

- во-вторых, для Черноморского побережья России характерен благоприятный мягкий климат, обладающий благотворным воздействием. В университетский комплекс могут быть включены все необходимые объекты для проживания, организации досуга, обучения, научной и исследовательской деятельности, привлечены максимальные возможности финансирования. Возможно, изначально для деятельности такого комплекса потребуются масштабные финансовые инвестиции. Однако они принесут крупные экономические, политические и социальные выгоды в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Такой комплекс будет привлекать студентов, исследователей и преподавателей со всего мира своей новейшей инновационной инфраструктурой, климатом и широкими возможностями для профессиональной деятельности и обучения, что, в свою очередь, повлечет за собой приход иностранных инвесторов и бизнес-корпораций, заинтересованных в инновационных разработках.

В будущем возможно объединение комфортабельными транспортными и информационными коммуникациями комплекса в Сочи с ведущими университетами и исследовательскими центрами России, что обеспечит мобильность профессорско-преподавательского состава и студентов, облегчит

обмен научными разработками и сотрудничество в научно-исследовательской области. В результате все это поможет сформировать единое научное, образовательное и исследовательское пространство России. Выработка эффективных путей взаимодействия образовательного и научного сообщества с бизнес-компаниями и государственными структурами будет способствовать оптимизации процесса внедрения инноваций в производство, повышению качества образования и выходу российских университетов на лидерские позиции в мировом масштабе в качестве конкурентоспособных центров подготовки высококвалифицированных кадров.

В заключение нужно заметить, что основные проблемы российского высшего образования в целом схожи с глобальными вызовами образованию. Российские вузы сталкиваются с некоторой нехваткой финансирования, которая постепенно устраняется путем расширения государственной поддержки университетов, усиления роли бизнес-сообщества в образовании и деятельности благотворительных организаций. Кроме того, российские университеты испытывают определенные затруднения с разработкой адекватных учебных планов и программ при переходе на систему подготовки «бакалавр-магистр», а также с внедрением в учебный процесс вузов естественно-научного и технического направления курсов по междуна-

родным отношениям и усиления языковой подготовки студентов. Несвойственной для других государств сложностью является географическая отдаленность университетов Сибири и Дальнего Востока, которая при разработке эффективной стратегии может стать преимуществом России. При соединении научного и образовательного потенциала российского Дальнего Востока, западных и южных регионов России возможно создание мощной образовательной и научно-исследовательской базы, которая обеспечит выход российских вузов на ведущие позиции на мировом рынке образовательных услуг. Это обеспечит приток в Россию иностранных студентов, преподавателей, исследователей и бизнес-корпораций, что окажет благоприятное воздействие на экономику страны в целом и, следовательно, будет способствовать дальнейшему развитию российского образования.

Novikova V.M. Problems and prospects of Russian tertiary education.

Summary: The article analyses main problems of Russian tertiary education including its international dimension and specific national characteristics. The author suggests possible ways of solving these challenges in order to improve the quality of education in this country, and evaluates prospects of Russian universities to become leaders in providing educational services.

------------ Ключевые слова ---------------------------------------- Keywords -----------

Высшее образование, лидерство, Россия, Болонский Tertiary education, leadership, Russia, Bologna process,

процесс, развитие Сибири и российского Дальнего development of Siberia and the Russian Far East.

Востока.

Примечания

1. Режабек Е.Я. Образование -решающий фактор модернизации России // Модернизация России и Европа. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 2005. С.391-398.

2. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. Статистический сборник // Федеральная служба государственной статистики. Ш1_: http://www.perepis-2010.ru/results_of_the_census/VPN-BR.pdf.

3. Университет XXI века для России // Независимая газета. Ш1_: http://www.ng.ru/regions/2011-01-24/6_russkiy.html.

4. Обращение ректора // Дальневосточный федеральный университет. Ш1_: http://dvfu.ru/about/obraschenie-rektora/.

5. Студенческий центр на о. Русский будет местом притяжения жителей Владивостока // Дальневосточный федеральный университет. -Ш1_: http://dvfu.ru/publications/news/2011-07-22-studencheskiy-tsentr-na-o.htm (посещался 18.02.2012).

6. Россия в цифрах. 2009: Крат. стат. сб./ Росстат. М., 2009. С. 139.

7. Там же.

8. Захаров Н.Н., Захарова Н.С. Негосударственные вузы в российской системе образования: проблемы статусной идентификации // Фундаментальные исследования. 2005. №2. С. 106-110. Ш1_: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_ id=7779858.

9. МГИМО и ^А1_СО: первая двойная магистратура// Московский государственный институт международных отношений МИД России. Ш1_: http://www.mgimo.ru/news/university/document222684.phtml.

10. Козырев В.А. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса : науч.-метод. пособие для пед. работников вузов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. С. 380-412.

11. 53 языка кроме алгебры // Информационный портал Московского государственного института международных отношений МИД России. Ш1_: http://www.mgimo.ru/news/university/document213817.phtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.