20 зтль ршшиим ^—20 1
Ирина ШИРОКОВА, «Ремедиум»
Проблемы и перспективы
российского рынка ба
Производство биологически активных добавок к пище (БАД) остается одним из активно развивающихся секторов мировой экономики. Наиболее высок его уровень в Северной Америке, странах ЕС и Японии. Россия по уровню производства и потребления БАД пока значительно отстает от развитых стран мира, однако общие тенденции прослеживаются и в нашей стране.
Ключевые слова: биологически активные добавки, мировой рынок, здоровое питание, неаптечный сегмент, пробиотики
На сегодняшний день нет достоверных данных, позволяющих точно оценить объем мирового рынка БАД. По некоторым источникам, эта цифра варьируется в пределах 40—60 млрд. долл. Первое место по производству биодобавок принадлежит США, которые выпускают 35% всего мирового объема БАД. Прирост американского рынка БАД составляет 10—14% в год. Вторым крупнейшим мировым производителем является Европа, на долю которой приходится 32% мирового объема биодобавок. Среди основных европейских производителей БАД — Германия, Франция, Великобритания и Италия. Третье место занимает Япония — 18% мирового объема БАД. По потреблению биодобавок лидируют: Япония (до 90% населения), США (80%), Европа (50%). В России этот показатель значительно ниже: примерно 7-15% населения регулярно потребляют БАД.
• РАЗВИТИЕ РЫНКА В РАЗРЕЗЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
На российском рынке БАД появились в 90-х годах прошлого столетия. В 1998 г. в «Концепции государственной политики в области здорового питания населения РФ на период до 2005 г.» они впервые были отнесены к важным факторам устранения дефицита в рационе микронутриентов. Данная продукция была определена как добавка к пище в соответствии с законодательствами
развитых стран мира. Напомним, что в 1999 г. в США был принят специальный «Федеральный акт о пищевых продуктах, медицинских препаратах и косметических средствах», где БАД к пище определяется как: «Продукт (кроме табака), предназначенный для дополнения пищи путем увеличения потребления пищевых веществ, содержащий один или несколько из перечисленных ниже ингредиентов: витамин; минерал; лекарственная трава или другое растение; аминокислота; другая субстанция, предназначенная для дополнения пищи путем увеличения потребления пищевых веществ; концентрат, метаболит, экстракт или их комбинация». «В России БАД расцениваются как «добавки к пище, диетические добавки»,
Key words: food supplements, global market, healthy diet, non-drugstore segment, probiotics
Production of biologically active supplements (BAS) is one of the rapidly developing sectors of the economy, which is demonstrating highest growth in North America, EU and Japan. In terms of production and consumption of food supplements Russia is still significantly behind the developed countries, however general trends of the BAS sector are to be observed in this country, too.
Irina SHIROKOVA, «Remedium». PROSPECTS AND CHALLENGES OF THE RUSSIAN FOOD SUPPLUMENTS MARKET.
служащие для оптимизации пищевого рациона и предоставляющие потребителям дополнительную возможность в подержании здорового образа жизни и профилактике различных заболеваний, — отмечает Марина Пономарева, исполнительный директор НПП БАД. — В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» БАД — это природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов».
БАД к пище могут использоваться как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ для: « оптимизации углеводного, жирового, белкового, витаминного и других видов обмена веществ при различных функциональных состояниях; « для нормализации и/или улучшения функционального состояния органов и систем организма человека, в т.ч. продуктов, оказывающих общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояНИЯХ;
4 для снижения риска заболеваний;
Ф для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта, в качестве энтеросорбентов» (СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище»). «Как и во всем мире, в России БАД рассматриваются как наиболее эффективные продукты для оптимизации питания, они позволяют достигать необходимого уровня потребления нутриен-тов и других биологически активных
веществ, тем самым способствуя профилактике ряда алиментарно-зависимых заболеваний (сахарный диабет, ожирение, гипертоническая болезнь и др.). В тех странах, где подобная политика ведется целенаправленно государством, это позволяет существенно сокращать расходы национального здравоохранения, — констатирует Марина Пономарева. — Между тем быстрое развитие данной отрасли требует выработки эффективных мер противодействия обороту небезопасной продукции и действиям недобросовестных производителей биодобавок, представляющим риск здоровью и благополучию населения. В связи с этим особое внимание сегодня уделяется совершенствованию правовых механизмов в сфере обращения БАД и приведению законодательных норм в соответствие с международными стандартами».
Законодательная база Российской Федерации, регулирующая обращение БАД, включает:
1. Федеральные законы:
« №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000;
♦ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999;
♦ №38-Ф3 «О рекламе» от 13.03.2006.
2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:
« СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)», устанавливающие требования, обязательные для исполнения при разработке и производстве БАД, их ввозе, хранении, транспортировке и реализации на территории РФ;
♦ СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», устанавливающие гигиенические нормативы безопасности и пищевой ценности для человека пищевых продуктов,
а также требования по соблюдению указанных нормативов при изготовлении, ввозе и обороте пищевых продуктов.
Как уточняет Марина Пономарева, вышеуказанные СанПиНы действуют в рамках РФ (например, при принятии
декларации о соответствии), но регистрация продукции осуществляется в рамках Таможенного союза (ТС) на соответствие Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. №299).
3. Постановление Правительства РФ от 01.12.09 №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной
сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». Согласно постановлению БАД входят в «Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». В настоящее время в рамках Таможенного союза в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 28.05. 2010 г. №299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе» БАД входят в перечень продукции, подлежащей государственной регистрации в рамках ТС. Уполномоченным органом по регистрации пищевой продукции, в т.ч. БАД, в России является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Эта же служба ведет Реестр свидетельств о государственной регистрации, с кото-
рым можно ознакомиться на официальном сайте Роспотребнадзора (http:// rospotrebnadzor.ru/). Если обратиться к опыту развитых стран, то Конгресс США еще в 1990 г принял акт о маркировке продуктов питания (NLEA), позволяющий при одобрении FDA определять продукты, оказывающие влияние на здоровье (на основании наличия или отсутствия в них питательных веществ, которые влияют на состояние здоровья). В 1992 г. в составе FDA была создана специальная структура — Office of Specials Nutritionals (OSN), призванная заниматься сбором и анализом информации о food supplements (БАД). В 1994 г. Конгрессом США был принят акт «О внесении изменений в федеральный акт о пищевых продуктах, лекарственных препаратах и косметических средствах с целью установления стандартов по отношению к пищевым добавкам» («Dietary Supplement Health and Education Act of 1994»), Законодательные акты, принятые на федеральном уровне, установили, что продажа БАД и продуктов, их содержащих, производится в специальных магазинах и отделах супермаркетов, а также в аптеках. В Германии качество БАД регламентируют два документа — «Положение о деятельности аптек» и «Предписание о декларации пищевой ценности». В Австрии для характеристики БАД существует такое определение, как «Verzehr-producte» (среднее между пищевыми продуктами и лекарственными средствами). Продажа БАД в этой стране осуществляется после соответствующей сертификации. Правовые акты, определяющие порядок обращения БАД, разработаны также в других странах ЕС. По словам Дмитрия Дергачева, президента фармацевтического холдинга РИА «Панда», в странах ЕС сегодня ужесточается законодательство, регулирующее обращение биодобавок. И эта тенденция схожа с российской.
22 3Тль РШШШМ 2(1 1 2
«Между тем, — подчеркивает он, — в Европе практически все БАД производятся на предприятиях, отвечающих нормам GMP, и мало отличаются от лекарств по своему качеству. Копья ломаются в основном в отношении того, что можно и чего нельзя говорить и писать о БАД и как не перепутать БАД с ЛС (аналогично тому, как это происходит в России). Иная картина наблюдается в Японии, которая является «раем» для производителей БАД. Максимально простое и изящное законодательство в сфере обращения БАД в этой стране обеспечило ее весомую долю в мировом обороте биодобавок, причем на японском рынке присутствует в основном продукция собственного производства. Но если Япония является «БАДовским раем», то в США, на долю которых в т.ч. приходятся основные мировые продажи Big Pharma, сложилась просто уникальная ситуация, позволившая этой стране довести свою долю в мировом обороте БАД до рекордных 35%. Эта уникальность состоит в том, что один и тот же государственный орган контролирует обращение БАД и ЛС, не давая им «ссориться», поскольку обе отрасли приносят стране баснословные прибыли. Кроме того, в США реализуется масса госпрограмм профилактической направленности с применением БАД. А в некоторых американских штатах (как, впрочем, и с недавних пор в Швейцарии и Германии) некоторые биодобавки даже дотируются из страховых фондов как доказавшие свой «парафармацевтичес-
кий» эффект. Отсюда вывод: в развитых странах ситуация на рынке БАД обстоит намного лучше, чем в России».
• СПЕЦИФИКА ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА
Дмитрий Дергачев указывает на две главные особенности российского рынка БАД. Первая из них заключается в том, что рынок не отрегулирован, а также в отсутствии слаженной, возможно, договорной позиции основных игроков, которым давно пора создать некую лоббирующую силу, защищающую их интересы. Вторая особенность состоит в том, что отечественный рынок формировался в другой среде и по другим законам, нежели за рубежом, и БАД имеют несовершенный понятийный аппарат. Так, например, до сих пор нет точного определения термина «парафармацевтика» — одни понимают под этим словом любой ассортимент аптеки кроме ЛС и продукции медицинского назначения, другие — БАД, обладающие дополнительным оздоравливающим действием. По мнению Дмитрия Дергачева, целесообразно выделить две категории БАД парафармацевтики (близкие к лекарствам) и нутрицевтики (близкие к пище) с разной системой регистрации и степенью ограничений со стороны Федерального закона «О рекламе». Он также отмечает наличие серьезной конкуренции на отечественном рынке БАД, подчеркнув, что в первую десятку могут попасть только компании с «хо-
рошими, преимущественно телевизионными» бюджетами. «Важно отметить, что как бы ни была гениальна рецептура вновь создаваемого БАД, без красивой, емкой, работающей маркетинговой идеи у нее не будет успешного рыночного будущего, — уверен Дмитрий Дергачев. — В России сначала создается маркетинговая идея новой БАД, и только после того, как разработан дизайн, написаны слоганы и рекламные тексты, подбирается состав «блокбасте-ра». Поэтому конкурентоспособны те игроки, у которых есть идеи и деньги, а не те, у кого портфели набиты «настенными» патентами».
По мнению экспертов агентства РБК^еагЛ (Исследование «Российский рынок биологически активных добавок», 2011), спецификой российского рынка БАД является высокая доля продаж данной продукции посредством неконтролируемых каналов продвижения: сетевого маркетинга (MLM-сети) и Интернет-продаж (около половины всех продаж). По различным оценкам, неаптечный сегмент рынка БАД составляет от 0,7—1,3 млрд. долл. и в основном представлен продуктами зарубежного производства (63—65% рынка в стоимостном выражении). Еще одна особенность российского рынка БАД заключается в высокой доле отечественных биодобавок, которые производятся в соответствии с международными требованиями. По словам Марины Пономаревой, порядка 25% всех биологических активных добавок в России производится согласно нормам GMP, еще 50% — по стандарту ISO. Таким образом, около 75% отечественных БАД соответствуют международным стандартам производства биоло-
Гг Структура российского рынка БАД в денежном выражении
превышает среднемировые показатели (3—5%). Значимыми факторами роста служат повышение осведомленности покупателей о БАД и их влиянии на здоровье, стремление потребителей вести здоровый образ жизни, а также активное продвижение данной продукции в системе розничной аптечной торговли.
В аптечном сегменте превалирует продукция отечественных производителей. Так, по данным компании IMS Health, в 2011 г. в аптеках было реализовано 86,46% БДД российского производства и 13,54% импортной продукции в натуральных показателях, 69,98% отечественных и 30,02% зарубежных БАД в стоимостных показателях (рис. 1 и 2).
Среди основных импортеров БАД — Германия, Дания, США, Канада, Китай и т.д. (табл. 1).
В 2011 г. в российских аптеках были представлены БАД от 830 производителей, включая 496 российских компаний, 42 американские, 42 — китайские, 35 — немецких, 21 — индийскую, 19 — французских и т.д. (табл. 2).
гически активных добавок. Их выпускают предприятия, которые работают исключительно с аптечным рынком. Определенная специфика существует и в сфере потребления БАД, в которой, по мнению экспертов, сегодня не все благополучно. В частности, Марина Пономарева отмечает «крайне неблагоприятную ситуацию, вызванную отсутствием у населения правильных навыков потребления этих продуктов (в т.ч. у врачей), смешением понятий «ЛС» и «БАД к пище».
• РЫНОК В ЦИФРАХ
Согласно экспертным оценкам, российский рынок БАД демонстрирует высокий уровень привлекательности как для производителей, так и потребителей. По результатам исследования агентства РБК^еагЛ «Российский рынок биологически активных добавок», проведенного в 2011 г., объем российского рынка БАД оценивается в 1,5—2,3 млрд. долл. При этом ежегодный рост потребления БАД в России составляет 10—12%, что втрое
таблица Г1 Рейтинг стран по объему продаж БАД в России
Страна Объем продаж, млн. упак. Объем продаж в оптовых ценах, млн. руб.
2010 2011
2010 2011
Россия 240,559566 255,976381 9154,517452 10403,747053
Германия 3,327106 3,894362 488,285553 652,559491
Дания 2,475779 2,690066 588,246638 643,580582
США 1,297490 1,484662 455,482128 579,853548
Канада 0,896577 1,110904 310,958566 356,425582
Китай 1,319363 1,337177 273,616719 308,458430
Нидерланды 11,884548 14,342800 251,064541 308,302583
Словения 2,756752 1,557334 247,701235 211,907053
Франция 0,343737 0,295865 223,925572 207,517077
Швейцария 0,930467 1,071575 144,808531 185,985498
Польша 1,682193 1,881072 82,958664 129,407846
Бельгия 0,434104 0,417287 131,364229 126,552138
Австрия 2,140519 2,322577 104,563070 122,957495
Хорватия 0,292269 0,378814 70,522158 94,084368
Индонезия 0,426509 0,424385 85,874697 84,088616
Малайзия 0,000205 0,140955 0,103712 79,707231
Израиль 0,703998 0,860963 65,118153 78,045351
Норвегия 0,146061 0,206125 52,381363 69,982219
Исландия 1,796371 1,101359 46,278911 36,295297
Прочие страны 1,456293 1,308596 32,528588 34,983006
таблица Г2 Рейтинг стран-производителей БАД, представленных
в российских аптеках
Страна Количество компаний-производителей БАД
Россия 496
США 42
Китай 42
Германия 35
Индия 21
Франция 19
Украина 13
Италия 12
Чехия 11
Польша 9
Швейцария, Израиль по 8
Великобритания, Дания, Норвегия по 7
Индонезия, Австрия по 6
Вьетнам, Болгария по 5
Испания, Канада, Нидерланды, Япония, Киргизия по 4
Финляндия, Армения, Словения, Перу, Ирландия, по 3
Хорватия, Словакия, Исландия
Бельгия, Швеция, Латвия, Венгрия, Белоруссия, по 2
Румыния, Корея, Малайзия, прочие страны
Шри Ланка, Литва, Пакистан, Сингапур, Египет, по 1
Македония, Турция, Чили, Сербия
Итого 830
Источник: IMS Health
24 3Тль РШШШМ 2(1 1 2
рисунок Динамика продаж БАД в России
в натуральных показателях
Объем продаж БАД, млн. упак
300 +6,9%
250 -
200 150 277,0 296,0
100 -
50 -
0 1 1
2010 2011 Источник: IMS Health
рисунок Г 4 Динамика продаж БАД в России в денежном выражении
Объем продаж БАД, млрд. руб. 30 Г +15,1%
25 20 15 10 5 0
22,1
2010
25,4
2011
Источник: IMS Health
рисунок Г 5 Структура ценовых сегментов аптечного рынка БАД
| | — Отечественные БАД
| | — Импортные БАД
50 40 30 20 10 0
13,3
6,3
48,8
13,2
4,1
JUL
41,9
24,3
23,4
12,2
12,6
Источник: IMS Health
Для производителей БАД, продвигающих продукцию через аптечные сети, 2011 г. оказался успешнее 2010 г., показавшего отрицательную динамику по сравнению с предыдущим 2009 г. (ввиду медленного восстановления рынка после кризиса). В 2011 г через российские аптеки было реализовано 296 млн. упаковок БАД, что на 6,9% больше показателя
2010 г. (277 млн. упак.). В стоимостном выражении рынок БАД также показал положительную динамику: за аналогичный период он вырос на 15,1% и составил 25,4 млрд. руб. в
2011 г. (рис. 3 и 4).
Основная доля продаж пришлась на ценовой диапазон 100—300 руб. за упаковку.
При этом если основная часть отечественных БАД реализуется по цене от 100 до 300 руб., то подавляющая часть импортной продукции находится в диапазоне более 500 руб. за упаковку (рис. 5).
Рейтинг производителей БАД, как и в прежние годы, возглавляет компания «Эвалар», которая лидирует с существенным отрывом от других участников рынка, обеспечивая почти четверть всех продаж БАД в России в стоимостном выражении. По доле продаж в натуральном выражении к ней приближается компания «Фарм-Про» (табл. 3).
Среди торговых наименований по доле в стоимостном выражении лидирует БАД Сеалекс форте, на 2 месте — Лактофильтрум, на 3 месте — Фитолакс (табл. 4). Значительный прирост в последние два года пока-
зывает Глицин Форте и Лактофильтрум. У 8 позиций отмечены потери объемов продаж. Наиболее сильно упали продажи препарата Капилар.
• КАНАЛ ПРОДВИЖЕНИЯ — АПТЕКИ
Эксперты отмечают постоянное увеличение нелекарственного ассортимента в аптеках, включая БАД. По данным исследования агентства РБК.юеаг^ «Российский рынок биологически активных добавок», 2011, в рассматриваемом году в ассортимент аптек вошли около 4 700 наименований БАД, что составляет около 4% в структуре их продаж. Включение БАД в ассортимент выгодно аптекам, т.к. они увеличивают прибыльность за счет наценок на эту продукцию. В аптечной сети «Ригла» в 2011 г. БАД занимали 3,5% в выручке и 2,4% — в ас-
сортименте. По словам Натальи Бур-диной, начальника отдела маркетинга по работе с нелекарственным ассортиментом аптечной сети «Ригла», в аптеках сети прирост продаж БАД в 2011 г. относительно 2010 г. по выручке составил 23%, по количеству — 36%, что свидетельствует о достаточно динамичном росте продаж этой продукции. В рейтинге продаж по категориям БАД в сети «Ригла» первую пятерку занимают: БАД витаминные, желудочно-кишечные, урологические, тонизирующие и общеукрепляющие, сердечно-сосудистые. «Поскольку динамика продаж БАД остается положительной от года к году, мы заинтересованы в реализации данного ассортимента», — заметил ген. директор «Риглы». Заинтересованы в продажах БАД и в «Аптечной сети «36,6», где доля биодобавок (с БАД СТМ) составляет око-
таблица Гз Топ-20 компаний-производителей БАД
Доля в нату- Доля в де- 2011/ 2011/
Компания ральном выра- нежном 2010 2010
жении выражении упак. руб.
«Эвалар» 16,0 22,6 9,1 10,0
«ВИС» 1,0 5,6 44,2 56,2
«Аквион» 1,7 4,7 -11,8 -5,7
Pfizer 0,9 4,4 1,8 5,9
«Диод» 2,0 3,9 -21,2 -13,4
«Авва» 0,8 3,0 72,6 117,8
«Натур Продукт» 4,8 2,1 20,6 23,1
Pharma-Med 0,3 2,1 21,6 12,3
«Экомир» 0,6 2,0 4,2 11,9
«Фарм-Про» 11,3 1,9 7,4 14,9
«Фармстандарт» 5,7 1,7 -29,3 8,3
GNC PM Farma 0,2 1,7 64,2 83,0
«Миракс Фарма» 0,1 1,7 7,6 1,4
Queisser 0,5 1,6 37,7 52,7
«Биокор» 2,6 1,3 17,5 28,7
KRKA 0,4 1,2 -5,0 -1,1
Inneov 0,1 1,1 -15,6 -10,4
Merck Selbstmedik 0,2 1,0 28,9 34,6
Bausch & Lomb 0,1 0,8 11,0 9,5
Merck Sharp&Dohme 0,1 0,8 -3,4 -3,4
Источник: IMS Health
таблица Г4 Топ-20 торговых наименований
Торговое Доля в нату- Доля в де- 2011/ 2011/
наименование ральном выра- нежном 2010 2010
жении выражении упак. руб.
Сеалекс форте 0,5 4,1 46,8 65,2
Лактофильтрум 0,7 3,0 70,0 114,7
Фитолакс 2,1 2,8 20,5 39,4
АЛИ Капс 0,2 1,7 50,2 79,1
Ци-Клим 1,1 1,6 25,9 52,8
Овесол 0,9 1,6 -9,9 -7,3
Гематоген 9,9 1,5 10,8 12,7
Пустырник Форте 1,2 1,4 2,6 3,9
Турбослим Клининг 0,7 1,2 14,4 18,0
Индинол 0,0 1,2 -5,5 -6,1
Черника-форте 0,9 1,1 -15,1 -11,4
Капилар 0,4 1,0 -45,0 -41,7
Гепатрин 0,5 0,9 -3,6 0,3
Алфавит 0,3 0,9 -17,0 -7,9
Бион 3 0,1 0,9 20,7 23,4
Глицин Форте 1,4 0,9 284,4 303,3
Натурино 3,0 0,9 16,9 22,3
Лютеин-комплекс 0,2 0,8 -5,7 -2,1
Окувайт Лютеин 0,1 0,8 6,4 4,5
Асвитол Солнышко 5,0 0,8 -32,1 -11,8
Источник: IMS Health
ло 5%. Продажи данной категории товаров в сети уверенно растут, по темпам опережая рынок. Наиболее востребована группа — «БАД Витамины», кроме того, отмечен значительный рост внутри категории «БАД для мужчин». По мнению Дмитрия Сидорова, руководителя управления товарных категорий «Витамины и БАДы» «Аптечной сети «36,6», БАД — товар высокомаржинальный и хорошо промотируемый, демонстрирующий хорошие перспективы развития. Поэтому в сети планируют дальнейший активный рост доли БАД. Этому будет способствовать увеличение доли СТМ в розничном обороте, выпуск аналогов ЛС в СТМ, а также перерегистрация ЛС в БАД. Линейки БАД будут регулярно расширяться за счет новинок рынка. Как следствие, в аптеках сети ожидается рост валовой прибыли от реализации БАД. В С.-Петербургской аптечной сети «Первая помощь» в текущем году наблюдается максимальный прирост БАД, их доля в общем ассортименте сети достигла 5,9%. «На сегодняшний день БАД являются неотъемлемой частью ассортимента сети аптек «Первая помощь, — отмечает Анжелика Калинина, коммерческий директор сети аптек «Первая помощь». — Объемы продаж биодобавок неуклонно растут, поскольку на них наблюдается устойчивый спрос, обусловленный как повышением лояльности и доверия покупателей, так и серьезными рекламными и информационными кампаниями производителей. Наибольшим спросом пользуются БАД общеукрепляющего действия (включая витамины), БАД, способствующие улучшению функционального состояния ЖКТ, и БАД для контроля над массой тела. Естественно, существуют сезонные тренды (в частности, к лету возрастает спрос на препараты для коррекции фигуры, к зиме — на витаминные комплексы)». По мнению Анжелики Калининой, при отсутствии дополнительных ограничений со стороны контролирующих органов рынок БАД продолжит свой рост. Недоверие населения к группе БАД будет уменьшаться, что положительно скажется на спросе.
26 3Тль PEMfflUUM 2(1 1 2
• ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА
По оценкам международных аналитиков, в обозримом будущем рынок БАД продолжит расти. Global Industry Analysts (GIA) прогнозирует, что к 2015 г. мировой оборот «травяных БАД» составит 93 млрд. долл. в год (это самый емкий в денежном выражении рынок БАД), производных хитина — 63 млрд. долл., хитозана — более 21 млрд. долл. Рынок каротиноидов, который в 2010 г. оценивался в 1,07 млрд. долл., к 2015 г. превысит 1,2 млрд. долл. При этом на США и Европу по-прежнему будет приходиться основная доля мировых продаж каротиноидов. В то же время значительная активность в ближайшие несколько лет ожидается со стороны ряда азиатских стран — Китая, Индии, Японии и Малайзии. «Азиатские компании представляют угрозу для европейских и американских производителей каротиноидов», — отмечают эксперты GIA. По мнению аналитиков, глобальный рынок пробиотиков в 2015 г. сможет достичь 28,8 млрд. долл., несмотря на то что он по-прежнему считается очень молодым. «Увеличение эффективности ингредиентов и повышение уровня научного доказательства преимуществ пробиотиков являются основными факторами, способствующими росту рынка», — сообщается в докладе GIA «Пробиотики: Глобальный стратегический бизнес». В Европе наиболее емкими являются рынки Германии и Великобритании — на них приходится около 45% от общего объема рынка пробиотиков. Япония — родина пробиотиков — достигла насыщения и будет демонстрировать только умеренный рост в ближайшие годы. В докладе также указывается на то, что пробиотики выходят за рамки европейских и азиатских рынков, где традиционно были сильны их позиции. Особенно мощный рост рынка пробиотиков происходит в США. Мировой рынок соевых добавок прогнозируется в объеме 42,3 млрд. долл. к 2015 г.
Этому способствует растущий спрос на питательную диету и повышение осведомленности потребителей о соевых добавках, а также старение населения и внедрение инновационной про-
дукции. В то же время на развитие рынка соевых добавок неблагоприятно влияют сообщения о вреде продуктов из сои, которые появились в последнее время. Самым крупным региональным рынком соевых продуктов останется Азиатско-Тихоокеанский регион. К 2015 г. более чем на 4% может вырасти латиноамериканский рынок соевых продуктов. Согласно экспертной оценке GIA, мировой рынок БАД, полученных с помощью технологий пищевой инкапсуляции (инкапсулированные инулин, оме-га-3ПНЖК и т.д.), в 2009 г. составил более 26 млрд. долл. и, по прогнозам, вырастет до почти 40 млрд. долл. к 2015 г. Традиционно наиболее быстрыми темпами будет развиваться Азиатско-Тихоокеанский регион. Значительный рост продемонстрирует рынок Северной Америки, который, согласно прогнозам, достигнет почти 15 млрд. долл. к 2015 г.
В России в 2011—2013 гг. прогнозируется стабильный рост рынка БАД. По различным оценкам, он составит в натуральном выражении 1—4%, в стоимостном выражении — 5—10% ежегодно. По словам Марины Пономаревой, в России широкое применение БАД является наиболее быстрым, экономически приемлемым и научно обоснованным путем решения проблемы получения полноценного питания, поскольку не требует радикальной перестройки пищевой промышленности и сельского хозяйства. Этот путь может быть реализован с использованием имеющихся мощностей пищевого и фармацевтического производства. Кроме того, уже произведенные БАД могут быть легко транспортированы в любой регион, включая отдаленные района Севера и Сибири.
Не сомневается в хороших перспективах российского рынка БАД и Дмитрий Дергачев: «Если сравнить Японию и Россию, сопоставив население этих стран и объем произведенных БАД, то мы увидим, что при равном населении (около 145 млн. чел.) на долю Японии приходится 18% мирового рынка БАД, России — от 0,5 до 1%. Нетрудно посчитать — что нас ждет только рост, причем многократный и надолго».
Ф
кроме того...
Антиоксиданты бесполезны при болезни Альцгеймера
Добавление в пищу антиоксидантов, таких как витамины Е и С, не может служить профилактикой или лечением болезни Альцгеймера — они не оказывают никакого влияния на содержание в цереброспинальной жидкости биомаркеров заболевания. К такому выводу пришли исследователи из Университета Калифорнии в Сан-Диего (University of California San Diego). Болезнь Альцгеймера характеризуется отложением бляшек белка бета-амилоида в пространствах между нейронами головного мозга, что ухудшает проведение нервных импульсов по клеткам. Присутствие в организме бета-амилоида можно выявить при исследовании цереброспинальной жидкости на присутствие белков-биомаркеров. Исследователи во главе с доктором Дугласом Галаско из отделения неврологии университета проверили, изменится ли концентрация биомаркеров в цереброспинальной жидкости при применении комплекса антиоксидантов — витамина Е, С и альфа-липоевой кислоты. Они предположили, что антиоксиданты должны препятствовать окислительному повреждению клеток мозга, которое наблюдается почти у всех пациентов с болезнью Альцгеймера. Исследователи проследили изменения концентрации биомаркеров в цереброспинальной жидкости у 78 участников Alzheimer's Disease Cooperative Study Antioxidant Biomarker study. Эти участники были поделены на 3 группы. 1 группа ежедневно принимала 800 МЕ витамина Е, 500 мг витамина С и 900 мг альфа-липоевой кислоты. Вторая группа ежедневно трижды в день принимала 400 мг популярного антиоксиданта — коэнзима Q. Третья группа участников получала плацебо. По истечении 16 недель у 66 участников анализ цереброспинальной жидкости ничем не отличался от анализа, взятого до начала исследования. Никакой особой разницы между анализами участников всех трех групп отмечено не было, однако в первой группе было отмечено 19%-ное снижение одного из биомаркеров — F2-изопростана. Таким образом,ни один из опробованных антиоксидантов не способен существенно повлиять на процессы нейродегенерации, происходящие у пациентов с болезнью Альцгеймера.