ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34(091)
Груздев Владислав Владимирович
доктор юридических наук, доцент, и.о. проректора по научной работе Костромской государственный университет [email protected]
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ В НЕПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ ЮГО-ВОСТОКА УКРАИНЫ
В статье рассмотрена ситуация в высшем образовании, сложившаяся на юго-востоке Украины в связи с военными действиями. Констатируется нарушение международных и внутригосударственных правовых норм, в том числе прав граждан Украины на образование: Украина не только не обеспечивает реализацию конституционных прав своих граждан на образование, но и активно и целенаправленно этому противодействует. Предлагаются варианты решения вопроса о признании документов об образовании на данных территориях: 1) выдача документов об образования украинского образца; 2) принятие документов об образовании, выдаваемыми непризнанными государствами, без процедуры признания; 3) выдача документов об образовании российского образца. Автор статьи считает, что в сложившейся ситуации наиболее реалистичным представляется второй и третий варианты.
Ключевые слова: государство, право, образование, Украина, Донецк, Луганск, документы об образовании, ито-
говая аттестация, экстернат.
Устойчивость любого государства находится в зависимости от воспроизводства знаний, развития соответствующих образовательных институтов, а также преемственности социокультурной составляющей общественного сознания. Стабильность их поддержки влияет на баланс общественных интересов, развитие государственности, обеспечивает привлекательность общества.
Недавние события «украинской революции» повлекли грубые нарушения международных и внутригосударственных правовых норм, в том числе прав граждан Украины на образование. Соответственно, минимально необходимые условия развития и существования в качестве социального государства Украиной не выдерживаются в полной мере нигде, а на территории Юго-Востока не выполняются полностью.
Ст. 53 Конституции Украины провозглашает, что «государство обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях; развитие дошкольного, полного общего среднего, внешкольного, профессионально-технического, высшего и последипломного образования, разных форм обучения, предоставление государственных стипендий и льгот ученикам и студентам» [10]. Однако Украина не только не обеспечивает реализацию конституционных прав своих граждан на образование, но и активно и целенаправленно этому противодействует.
Так, правительство Украины не выдает выпускникам школ и вузов, находящихся на территории провозглашенных Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики (далее - ДНР, ЛНР), документов об образовании, а преподавателям не выплачивается заработная плата. Министерством образования и науки Украины изданы
приказы о переводе вузов из Донецка, Луганска, Горловки в районные центры, подконтрольные центральной власти Украины, а те из преподавателей, которые остались и продолжили научно-педагогическую работу на территориях провозглашенных республик, провозглашены «пособниками террористов» [7].
В настоящее время в ДНР и ЛНР осуществляют деятельность вузы, правовой статус которых не определен. Дипломы об образовании данных вузов не признаются ни Украиной, ни Россией, ни другими странами. Рассмотрение вопросов легитимизации высшего образования в непризнанных республиках, в том числе механизмов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, несомненно, имеет не только научное, но и общественно-политическое, гуманитарное значение, выходящее за пределы сферы образования и науки.
Для обучающихся в вузах ДНР и ЛНР наиболее актуальным является вопрос признания документов об образовании. Его решение возможно несколькими способами. Основными из них являются: 1) выдача документов об образования украинского образца; 2) принятие документов об образовании, выдаваемыми непризнанными государствами, без процедуры признания; 3) выдача документов об образования российского образца.
В сложившейся ситуации наиболее реалистичным представляется второй и третий варианты.
Принятие документов об образовании, выдаваемыми непризнанными государствами, без процедуры признания.
В ст. 2 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. [1] закреплен фундаментальный принцип запрета дискриминации, который подлежит учету при формировании и применении национального законодательства: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы
© Груздев В.В., 2016
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 5, 2016
217
то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся, или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете» (выделено мной - В.Г.). Право каждого человека на образование, как одно из важнейших прав человека, провозглашается в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и в ст. 13 и 14 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [3].
Поскольку международное право становится все более значимым и активным регулятором общественных отношений, даже тех, которые традиционно относились к домену внутригосударственного права [2], а право на образование как социальная ценность, входящая в систему прав второго поколения, получило всеобщее признание и закрепление в конституции и законодательстве Российской Федерации, конституции и законодательстве Украины, а также в международно-правовых документах, актуализируется вопрос принятия (и, в целом, - легитимизации) документов об образовании, без процедуры признания, выдаваемых образовательными учреждениями ДНР и ЛНР. Полагаем, что такое решение Российской Федерации будет вполне соответствовать нормам международного права и являться закономерным продолжением реализации гуманитарной политики.
Выдача документов об образования российского образца.
Российское законодательство предусматривает, что в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») «лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно» [9].
Учитывая, что в Российской Федерации образование может быть получено как в образовательных организациях, так и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования), правовой статус экстернов выражается в следующем:
- во-первых, их обучение осуществляется либо в форме самообразования или семейного образования, либо по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе;
- во-вторых, их зачисление в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, происходит только для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации [4].
Поскольку, в соответствии со ст. 34 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», при прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе, то они должны быть обеспечены доступом к электронным библиотечным системам образовательной организации, к фондам учебно-методических ресурсов и иным материалам, обеспечивающим возможность качественного предоставления образовательной услуги.
Несмотря на лаконичность, законодатель предоставил возможность образовательным организациям принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в том числе определять условия и порядок (процедуру) прохождения экстерном промежуточной и государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ст. 30 «Об образовании в Российской Федерации»). Необходимо отметить, что с правом лица пройти экстерном бесплатно промежуточную и государственную итоговую аттестацию коррелирует обязанность организаций, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, предоставить им такую возможность. Существует точка зрения, что соискателям вообще «не может быть отказано в праве на зачисление в образовательную организацию, осуществляющую образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации» [4]. Следовательно, принятие образовательной организацией локального нормативного акта, содержащего нормы, регулирующие отношения по прохождению экстерном промежуточной и государственной итоговой аттестации, становится обязательным.
На эту же практику ориентирует и письмо Министерства образования и науки Российской Фе-
Проблемы и перспективы реализации прав граждан на образование в непризнанных государствах..,
дерации от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» [6], где применительно к прохождению экстерном промежуточной и государственной итоговой аттестации, определяется, что образовательной организацией должен быть принят соответствующий локальный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами. При этом вышеуказанный локальный акт должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в том числе на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Рабочее наименование данного локального нормативного акта может быть определено как положение об экстернах той или иной образовательной организации.
Структуру такого положения целесообразно разбить на четыре части: общие положения, порядок зачисления экстернов, порядок прохождения аттестации экстернами и порядок отчисления экстернов.
В первую часть целесообразно поместить положения, определяющие требования к лицам, претендующим на прохождение в образовательной организации промежуточной и государственной итоговой аттестации. Как представляется, в образовательной организации высшего образования к прохождению промежуточной и государственной итоговой аттестации по программам бакалавриата и специалитета должны допускаться лица, имеющие аттестат среднего общего образования или диплом среднего профессионального образования, справку об обучении и (или) периоде обучения в другой образовательной организации соответствующего уровня образования и направленности образовательной программы. Что же касается программ магистратуры, то к прохождению промежуточной и государственной итоговой аттестации должны допускаться лица, имеющие диплом высшего образования любого уровня, справку об обучении и (или) периоде обучения в другой образовательной организации соответствующего уровня образования и направленности образовательной программы.
Поскольку к прохождению государственной итоговой аттестации допускаются лица, освоившие в полном объеме образовательную программу соответствующего уровня и направленности образовательной программы, необходимо определить документы, подтверждающие освоение образовательной программы. К таковым могут относиться: копия зачетной книжки и (или) справка об обучении и (или) периоде обучения в другой образовательной организации.
Данные документы должны рассматриваться на заседании аттестационной комиссии того
структурного подразделения, которое реализует соответствующую образовательную программу. В состав аттестационной комиссии могут входить: декан факультета (директор института) или их заместители; заведующий кафедрой, на которой осуществляется подготовка по направлению (специальности), на которую претендует кандидат в экстерны, а также один из ведущих преподавателей дисциплин профессионального цикла.
Аттестация может проводиться путем рассмотрения копии зачетной книжки, справки об обучении и (или) периоде обучения, собеседования или в иной форме.
По итогам аттестации целесообразно оформить протокол, в котором указать перечень и объемы возможных для перезачета дисциплин и практик с оценкой или отметкой о зачете. Те дисциплины, которые не осваивались кандидатом в экстерны или осваивались в недостаточном объеме или с несоответствующей формой отчетности (зачетом вместо экзамена), или с недостаточным количеством форм отчетности, будут считаться академической разницей.
Образовательная организация высшего образования может определить предельный объем академической разницы, наличие которой будет являться основанием для отказа к зачислению кандидата в качестве экстерна.
После зачисления экстерна может быть разработан и утвержден индивидуальный учебный план экстерна.
Промежуточная аттестация экстерна должна включать в себя виды отчетностей, предусмотренные учебным планом образовательной программы и проводиться аттестационной комиссией. Тем экстернам, которые успешно прошли промежуточную аттестацию, выдается справка об обучении и (или) периоде обучения установленного образца. С этого момента они приобретают возможность пройти государственную итоговую аттестацию экстерном.
Государственная итоговая аттестация проводится в соответствии с локальными нормативными актами образовательной организации высшего образования и включает в себя защиту выпускной квалификационной работы и (или) государственный экзамен в соответствии с требованием федерального государственного образовательного стандарта.
Подведем некоторые итоги.
Во-первых, принятие документов об образовании без процедуры признания, выдаваемых образовательными учреждениями ДНР и ЛНР, соответствует нормам международного права и является закономерным продолжением реализации гуманитарной политики Российской Федерации.
Во-вторых, существующие процедуры промежуточной и государственной итоговой аттестации экстернов принимаются образовательными организациями высшего образования самостоятельно.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 5, 2016
219
С учетом того, что экстерны получают документы об образовании той образовательной организации, где они обучение не проходили (не получали образовательные услуги), а преподаватели данной организации оценивают их знания, умения и навыки лишь на промежуточной и государственной итоговой аттестации, отсутствие единых требований к условиям и порядку прохождения экстерном промежуточной и государственной итоговой аттестации может приводить к тем или иным злоупотреблениям как при определении данных процедур, так и при их проведении. Существует и другая опасность. Отсутствие единых подходов и вообще каких-либо рекомендаций по проведению данных процедур может оставить соответствующую норму федерального закона декларативной.
В-третьих, с учетом наработанного вузами Российской Федерации опыта по взаимодействию с образовательными организациями ЛНР и ДНР при проведении аттестации, полагаем необходимым принятие Министерством образования и науки Российской Федерации нормативного правового акта, регулирующего отношения по условиям и порядку (процедуре) прохождения экстернами промежуточной и государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Библиографический список
1. Всеобщая декларация прав человека (принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета. - 1995. - 5 апреля.
2. Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право как регулятор современных международно-правовых отношений // Государство и право. - 2013. - № 11. - С. 46-59.
3. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - № 12. (Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 № 4812-УШ.).
4. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) / Н.С. Волкова, Ю.А. Дмитриев, О.Ю. Еремина, Т.В. Жукова, А.А. Кирилловых, А.В. Павлушкин, Е.В. Пуляева, Н.В. Путило. - М.: Деловой двор, 2013 // СПС Кон-сультантПлюс.
5. Николаев Б.В. Право на образование и международные стандарты Организации Объединенных Наций // Международное право и международные организации. - 2014. - № 2. - С. 215-222.
6. Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» // Вестник образования России. - 2014. - № 1.
7. Стешенко Т. Преподаватели университета Донецка приравняли оставшихся в ДНР коллег к предателям [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vesti-ukr.com/donbass/78427-chast-kollektiva-donnu-potrebovala-ot-sbu-obratit-vmmame-na-svoih-jeks-kolleg (дата обращения: 09.07.2015).
8. Учителей из ДНР и ЛНР приравняли к террористам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://svopi.ru/hournews/9685-uchiteley-iz-dnr-i-lnr-priravnyali-k-terroristam.html (дата обращения: 09.07.2015).
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -31.12.2012. - №53 (ч. 1). - Ст. 7598.
10. Конститущя Украни // Вщомосп Верховно! Ради Украши (ВВР). - 1996. - № 30. - Ст. 141.