iquette and communication, orientation in space, help to find a common language with different people, make acquaintances. There is a large variety of different-developing games where the child can show his talent, wit, skills that he received earlier. All this helps an up-to-date child to comprehend a complex world through simple things. Education helps in life, when a person is erudite, well-read, able to work with a group of people, to behave in society, it will be easier for him to reach certain heights. Standardization of education is a means of overcoming the crisis of the lack of mutual adaptation of society and education. It dictates global trends in the reform of vocational education throughout the world.
The article examines the stages in the development of the standardization of the education system, its impact on the upbringing and upbringing of the Russian society. The subject matter specified in this article is not new and is sufficiently discussed in the scientific community, the community of teachers and the public. I, as the author of this article, refer to this topic only in order to fill my own gaps in the process of understanding the principles of work in accordance with the new approaches to education caused by objective reasons.
Keywords: higher education, state, state educational standard, documents, legislation, quality, education, society, educational sphere, educational system, educational programs, standardization, system, standard, requirements.
УДК 339.162.3
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РК Аубакирова Ботагоз Булатбековна, студент (e-mail: [email protected]) Северо-Казахстанский государственный университет им. Манаша Козы-
баева, г. Петропавлоск, Казахстан Горковенко Людмила Александровна, кандидат экономических наук Директор ЧОУ «Информационные технологии» (e-mail: [email protected]) Протасова Ольга Владимировна, старший преподаватель (e-mail: [email protected]) Северо-Казахстанский государственный университет им. Манаша Козыбаева, г.Петропавлоск, Казахстан
В статье говорится о важности электронных государственных закупок в Республике Казахстан. Эффективная система государственных закупок повышает возможности государства в регулировании бизнеса, создавая формы воздействия системы государственных заказов на экономику, стимулирующие ее развитие. Государственные закупки позволяют производить закупки с большей прозрачностью и сохранением конкуренции между потенциальных поставщиков. Все операции проводимые на веб-портале электронных государственных закупок сопровождает единый оператор - АО «Центр электронной коммерции».
Ключевые слова: электронные государственные закупки, единый оператор, веб-портал государственных закупок, АО «Центр электронной коммерции».
На сегодняшний день государственные закупки играют большую роль и являются действенным инструментом управления экономикой Республики Казахстан. Государственные закупки в электронном виде осуществляют взаимодействие 25 000 государственных организаторов, заказчиков и более 200 000 потенциальных поставщиков при закупках товаров, работ и услуг в режиме онлайн. Портал государственных закупок организует сбор и публикацию информации о нуждах заказчиков на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, исполнение публичных процедур для определения поставщика различными методами, заключение договоров и отслеживание их осуществления на едином веб-портале государственных закупок Республики Казахстан. Единым оператором в сфере государственных закупок является АО «Центр электронной коммерции».
АО «Центр электронной коммерции» - юридическое лицо, являющаяся ИТ-компанией со 100 % долей участия государства и также является единым оператором в сфере государственных закупок и оператором в сфере информатизации [1].
В настоящее время Центр занимается выполнением проектов, которые имеют важный общественный характер, обеспечивающий прозрачность и результативность деятельности государственных органов.
Главные проекты организации - Электронные государственные закупки, е-Минфин и Казначейство-клиент способствуют эффективному управлению финансами государства, развитию конкуренции в сфере государственных закупок, уменьшению расходов на содержание государственного аппарата и повышению прозрачности использования бюджетных средств.
Электронные государственные закупки являются государственной информационной системой и неотделимой частью электронного правительства РК [3].
Система государственных закупок состоит из разных подсистем и модулей, которые обеспечивают:
• регистрацию участников государственных закупок;
• планирование государственных закупок;
• предоставление информации публичности о планируемых, проводимых и осуществленных государственных закупках посредством веб — портала государственных закупок;
• создание отчетности и статистики по проведенным государственным закупкам;
• публикация пояснений и нормативно-справочной информации в сфере государственных закупок;
Задачи, решаемые системой «Электронные государственные закупки»:
• уменьшение бюджетных расходов на приобретение товаров, работ и услуг для государственных нужд;
• единый порядок создания и размещения государственного заказа;
• организацию равных условий конкуренции среди поставщиков продукции;
• быстрый доступ к накопленной информации;
• уменьшение бумажного документооборота;
• повышение прозрачности процесса государственных закупок;
• уменьшения количества правонарушений в процессе государственных закупок [2].
Преимущества веб-портала государственных закупок:
• высокая устойчивость к нагрузкам;
• импортозамещение;
• гибкое перестраивание бизнес-процессов под любые изменения законодательства о государственных закупок;
• облегченная работа с электронной цифровой подписью + шифрование цен поставщиков;
• легкость интеграций с системами потенциальных поставщиков;
• низкие требования к вычислительной технике;
• система управления рисками + удаленный камеральный контроль.
Полная автоматизация системы государственных закупок привела к организации электронного камерального контроля. Теперь он выполняется без посещения объекта, в онлайн-режиме посредством веб-портала. Целью камерального контроля является своевременность пресечение и недопущение нарушений, предоставление объекту государственного аудита права самостоятельного устранения нарушений, обнаруженных по результатам камерального контроля, и уменьшение административной нагрузки на объекты государственного аудита. Поэтому камеральный контроль имеет следующие преимущества:
• отсутствие контакта между объектом контроля и контролирующим органом;
• возможность своевременного устранения нарушений не прекращая, процедуры государственных закупок;
• освобождение от ответственности лиц, которые самостоятельно устранили выявленные нарушения.
Вместе с тем, на сегодняшний день для повышения эффективности системы электронных государственных закупок необходимо решение следующих выявленных проблем:
1. Изменение налогово-правовой базы государственных закупок, порождает необходимость изменений в работе программного обеспечения, что усложняет работу веб-портала государственных закупок;
2. Сбои в работе веб-портала зачастую связаны с низким качеством программного обеспечения. Для решения этой проблемы возможно необходи-
мо регулярно и постоянно проводить мероприятия по переподготовке кадров за рубежом для изучения мирового опыта;
3. Ограниченность доступа незарегистрированных потенциальных поставщиков к информации на сайте не позволяет проанализировать рынок товаров, работ и услуг, являющихся объектами государственных закупок и увеличить конкуренцию между потенциальных поставщиков, а также снизить количество несостоявшихся государственных закупок конкурентными способами.
4. Ежегодное увеличение количество государственных закупок затрудняет работу сайта из-за нахождения на нем большего количества пользователей. Поэтому оператору необходимо регулярно обновлять имеющиеся оборудование на более высокотехнологичное и прогрессивное.
Кроме того после вступления Казахстана в Таможенный Союз произошли большие изменения в законодательстве государственных закупок и в работе сайта для обеспечения доступа поставщиков-членов Таможенного Союза к общим государственным закупкам. Но при этом были вскрыты такие проблемы как:
1. Техническая интеграция электронных площадок. К примеру, в Казахстане сегодня действует единая государственная площадка проведения государственных закупок, в России их пять, и находятся они в частных руках, в Беларуси - две. В долгосрочной перспективе необходимо создание единой информационной системы для всех стран-участниц таможенного союза в целях увеличения эффективности проведения закупок, где как минимум, будут выпускать извещения о проведении закупок, а, как максимум, эта система будет выступать в качестве единой электронной торговой площадки, где будет применяться единая электронная цифровая подпись.
2. Вопросы, связанные с созданием единой системы криптографической защиты. Она приведет к общему знаменателю технические параметры участия в торгах, даст возможность идентифицировать того или иного игрока и обеспечить его безопасность. После решения основного вопроса о создании сервиса, который бы удостоверял подлинность криптографической подписи национального уровня на уровне союза, откроются новые возможности для производителей единого рынка.
Имеющаяся ситуация с признанием электронных цифровых подписей и технической интеграции электронных торговых площадок на общем рынке государственных закупок Евразийский экономический союз подтверждает, что страны не достаточно подготовились к созданию рынка государственных закупок.
3. В договоре Евразийского экономического союза прописано, что создание реестра недобросовестных поставщиков остается на усмотрение законодателя. Государственный заказчик заинтересован в выборе качественного поставщика, с этой целью он будет вынужден проверить реестр недобросовестных поставщиков по каждой стране Евразийского экономиче-
ского союза, если реестр существует. Соответственно, в целях увеличения эффективности проведения закупки, а также защиты государственного заказчика, необходимо создать единый реестр недобросовестных поставщиков из стран союза с единой базой и определить общие требования по включению недобросовестных поставщиков в реестр.
4. Следует предусмотреть для каждого способа проведения закупки общие сроки проведения процедуры. Данная мера будет способствовать выполнению принципа равного доступа и к участию в закупке и повышение эффективности системы государственных закупок.
5. В целях выполнения принципа прозрачности должны устанавливаться общие критерии оценки заявок участников, которые государства-участники должны использовать в национальном законодательстве.
Таким образом, сегодня система государственных закупок предоставляет единую точку доступа к электронным услугам в сфере государственных закупок и позволяет осуществлять участие в государственных закупках в качестве заказчика, организатора и поставщика с любого компьютера подключенного к сети Интернет. Площадкой для проведения государственных закупок в электронном формате является веб-портал государственных закупок в РК, разработанный АО «Центр электронной коммерции», которое сопровождает пользователя от регистрации на сайте до подписания договора, при этом устраняя все неполадки и ошибки в работе сайта. Однако при этом существуют некоторые проблемы в работе сайта, такие как: постоянное изменение налогово-правовой базы государственных закупок; техническая интеграция электронных площадок; ограниченность доступа незарегистрированных потенциальных поставщиков и т.д., которые должны решиться в будущем. Список литературы
1. https://ecc.kz/ru/company/history
2. https://ecc.kz/ru/project/elektronnye-gosudarstvennye-zakupki
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Центр_электронной_коммерции
PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SYSTEM OF ELECTRONIC PUBLIC PROCUREMENT IN KAZAKHSTAN Aubakirova Botagoz Bulatbekovna, student
(e-mail: [email protected])
North-Kazakhstan State University named after M. Kozybayev, Petropavlosk, Kazakhstan
Gorkovenko Lyudmila Aleksandrovna, candidate of economic sciences
Director of PEI «Information technologies»
(e-mail: [email protected])
Protasov Olga Vladimirovna, senior lecturer
(e-mail: [email protected])
North-Kazakhstan State University named after M. Kozybayev, Petropavlosk, Kazakhstan Abstract. The article deals with the importance of electronic public procurement in the Republic of Kazakhstan. An effective system ofpublic procurement enhances the state's ability to regulate business, creating the forms of influence of the system of state orders on economy, stimulating its development. Public procurement allows to make purchases with greater transparency and competition among potential suppliers. All operations carried
out on the web portal of e - government procurement are accompanied by a single operator - JSC " Center of Electronic Commerce ".
Keywords: electronic public procurement, single operator, web portal of public procurement, JSC "Сenter of e-Commerce".
УДК 339.162.3
ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РАМКАХ ЕАЭС Бапанова Сания Аскаровна, студент (e-mail: [email protected]) Протасова Ольга Владимировна, старший преподаватель (e-mail: [email protected]) Горковенко Людмила Александровна, к.э.н. (e-mail: [email protected]) Директор ЧОУ «Информационные технологии» Северо-Казахстанский государственный университет им. Манаша Козыбаева, г.Петропавловск, Казахстан
Реализация целей Евразийского экономического союза (ЕАЭС) тесно связана с формированием общих рынков в различных сферах экономического сотрудничества. Одной из таких сфер являются государственные закупки, способные оказать существенное влияние на взаимную торговлю между государствами-членами в рамках функционирования внутреннего рынка ЕАЭС. Однако до настоящего времени это влияние остается незначительным. В последние годы всё больше участников (поставщиков) государственных закупок интересуются возможностью участия в государственных закупках сопредельных стран, сначала в составе Таможенного союза, а с момента вступления в силу договора о Евразийском экономическом союзе - в рамках союза.
Цель исследования выявление препятствий на пути формирования единого рынка государственных закупок в ЕАЭС. Задачей исследования является анализ правового регулирования государственных закупок в государствах членах ЕАЭС для выявления имеющихся проблем в данной сфере. Необходимым условием формирования единого рынка государственных закупок является не только ликвидация существующих проблем в законодательствах государств членов ЕАЭС, но и завершение процесса построения единого рынка услуг, дальнейшее сближение разрешительных систем, гармонизация обязательных правил и требований в государствах членах ЕАЭС. Но главная задача, которая сейчас стоит перед руководящими органами ЕАЭС, это окончательно сформировать из разрозненных электронных систем единый союзный рынок государственных закупок. Перспектива развития сферы государственных закупок - это максимально широкое использование ИТ-технологий, расширение конкурентного рынка государственных закупок, продолжение устранения возможных