Конфликтология / nota bene
Правильная ссылка на статью:
Булатов Г.И., Абдалла Башир Х., Халиль Хуссиан М. — Проблемы и перспективы развития отношений между ФРГ и Турцией // Конфликтология / nota bene. - 2021. - № 4. - С. 44 - 55. DOI: 10.7256/2454-0617.2021.4.36887 URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.php?id=36887
Проблемы и перспективы развития отношений между ФРГ и Турцией
Булатов Гасан Исламович
соискатель, кафедра Теории и истории международных отношений (ТИМО), Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский
университет дружбы народов»
117198, Россия, г. Москва, уп. М/1кпу>ю-Макпая, 9, ауд. 503
И [email protected] Абдалла БаимрХамод
соискатель, кафедра Теории и истории международных отношений (ТИМО), Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский
университет дружбы народов»
117198, Россия, Город Федерального Значения область, г. Мзсква, ул. М^кпуи-Макпая, 9, оф. 302
Халиль Хуссиан Мохаммед
соискатель, кафедра Теория и история международных отношений (ТИМО), Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский
университет дружбы народов»
117198, Россия, Город Федерального Значения область, г. Мзсква, ул. М^кпуи-Макпая, 9, оф. 302
Статья из рубрики "Актуальные проблемы и направления развития современной конфликтологии"
DOI:
10.7256/2454-0617.2021.4.36887
Дата направления статьи в редакцию:
17-11-2021
Дата публикации:
11-12-2021
Аннотация: В представленной статье представлен анализ проблем и перспектив развития взаимоотношений Терции и ФРГ, основанный на методологии исторического и событийного (ивент) методов.Актуальность темы исследования заключается в том, что на современном этапе развития глобальной политической системы, характеризующейся переходом от билатеральной модели мирового политического ландшафта к
мультилатеральной, политические интересы Турции сосредоточились в кавказско-черноморско-средиземноморском регионе: Турция сегодня стремится стать одной из региональных доминант в мировой политике.В данной статье анализируются сложные отношения между Германией и Турцией. Особое внимание уделяется внутриполитической повестке дня двух стран и ставит на первый план их двусторонние отношения, а также их соответствующие отношения с ЕС. Различные политические партии в Германии, их взгляд на турецко-германские и турецко-европейские отношения, их позиционирование по отношению к немецким туркам и политика немецких правительств описаны с точки зрения исторического подхода, чтобы пролить свет на основные аспекты их отношения к «турецкому вопросу». Цель исследования в рамках статьи заключается в определении тенденций и перспектив развития германо-турецких отношений на современном этапе развития мировой политико-экономической системы.Теоретико-методологическая основа исследования методы контент-анализа, ивент-анализа, исторического анализа и сценарного прогнозирования.Анализ осуществляется на основании фундаментальных авторских трудов, научных статей в профильных изданиях, а также на основании исторических документов и научных трудов по истории германо-турецких отношений.Особое внимание уделяется внутриполитической повестке дня двух стран и ставит на первый план их двусторонние отношения, а также их соответствующие отношения с ЕС на основании трехуровневого ивент-анализа двусторонних визитов представителей двух стран в период 2014-2020 гг.
Ключевые слова: Турция, Германия, Политика, Интересы, Отношения, Взаимное сотрудничество, Двусторонние отношения, Внешняя политика, ЕС, Анализ
Методология На основании изучения исторического базиса германо-турецких двусторонних отношений рассматривается тесная взаимосвязь интересов Германии и Турции. Научные публикации по теме германо-турецких отношений являются основанием для контент-анализа, который направлен на формирование общей картины современного состояния германо-турецких отношений. Анализ ключевых событий в двусторонних отношениях исследуемых стран позволяет определить ключевые вехи их развития. Сценарный анализ направлен на формирование вариантов развития германо-турецких отношений в ближайшей перспективе, в свете изменений в политической системе Германии, происшедших в результате последних выборов. Автор исследует pros и contras более тесной интеграции Турции в политическую систему ЕС при поддержке нового германского правительства.
Сценарный анализ направлен на формирование вариантов развития германо-турецких отношений в ближайшей перспективе, в свете изменений в политической системе Германии, происшедших в результате последних выборов.
Ивент-анализ за 2014-2020 гг. проводится на трех уровнях:
1. Визиты Президента Турции в Германию и федерального канцлера Германии в Турцию
2. Визиты на уровне министров и иных официальных лиц
3. Визиты на уровне представителей общественности, бизнеса и пр.
Первая часть статьи посвящена историческому анализу развития германо-турецких отношений. Показаны основные аспекты двусторонних интересов и противоречий.
Вторая часть статьи представляет собой исследование этапа активной европейской
интеграции Турции и поиск причин стагнации европейской интеграции Турции
Третья часть статьи посвящена исследованию современного состояния германо-турецких отношений. Особое внимание уделяется становлению Турции как самостоятельного мирового лидера и трансформации евроинтеграционного вектора страны в вектор паритетных билатеральных отношений
Четвертая часть статьи посвящена прогнозу дальнейшего развития германо-турецких отношений в свете изменения политического ландшафта двух стран. Особое внимание уделяется результатам последних парламентских выборов в Германии.
Введение.
В последние годы германо-турецкий диалог все чаще становится предметом политических, академических, общественных и медийных дебатов в Германии, Турции и Европе. Двусторонние отношения на самом деле привлекали внимание на протяжении многих десятилетий, принимая во внимание многомерную сложную взаимозависимость между обеими странами и порочный круг приливов и отливов, который доминировал в германо-турецких отношениях. Всеобъемлющая эволюция двустороннего диалога между Германией и Турцией представляла собой путь с многочисленными перекрестками, поскольку на протяжении всей новейшей истории за моментами конфликта между обеими странами следовала эпоха сближения и активизации сотрудничества, ориентированного на интересы, которое снова сменилось другим периодом. разногласий и отчуждений, основанных на различных предпочтениях и интересах. В то время как во всеобъемлющих отношениях между Турцией и Европейским союзом также можно было наблюдать различные фазы конфликта, сближения или застоя, в германо-турецком диалоге произошли более резкие и четкие развороты и переходы.
На современном этапе актуальным остается вопрос присоединения Турции к ЕС. Поддержка Германией заявки Турции не была последовательной на политической арене, вектор менялся с течением времени. Вопрос поддержки Германией европейских амбиций Турции до недавнего времени оставался ключевым в двусторонних политических отношениях.
Исторический анализ развития германо-турецких отношений
Отношения Германии и Турции характеризуются многовековой историей: они восходят к 18 веку, когда между Османской империей и Пруссией было достигнуто соглашение о дружбе, судоходстве и торговле. Следующий уровень двусторонних отношений датируется началом 1960-х гг., когда турецкие рабочие эмигрировали в Германию в соответствии с трудовым соглашением между двумя странами. Сегодня в Германии проживает около 3 миллионов человек турецкого происхождения, половина из которых имеет право голосовать на всеобщих и президентских выборах в Турции. На еще более тесный уровень эти взаимоотношения могли выйти в начале 2000-х гг., с принятием Турции в ЕС, которое активно поддерживалось правительством Г. Колля. Но данный этап не был реализован: с приходом к власти правительства во главе с А. Меркель вопрос вступления Турции в ЕС был «заморожен», что не могло со временем не сказаться на векторе внешней политики Турции.
Надо сказать, что немцы играли важную роль в Османской империи со времен реформ Танзимата, пытаясь модернизировать ее с середины 19 века. В частности, они сыграли роль в организации османской армии и в целом в требованиях модернизации, выдвигаемых растущими социальными классами с буржуазной и националистической
ориентацией. С окончанием Первой мировой войны обе империи были преобразованы в республики с известными результатами^1^.
Во время Второй мировой войны Турция поддерживала дипломатические отношения с Германией до августа 1944 года. Германо-турецкий Пакт о ненападении был подписан 18 июня 1941 года. В октябре 1941 года «Соглашение Клодиуса» (названное в честь немецкого переговорщика, доктора Карла Августа Клодиуса). Турция разорвала свои дипломатические и торговые отношения с Германией и 23 февраля 1945 года объявила Германии войну-2!.
После 1953 г., когда было подписано соглашение об отмене визового режима в поездках между двумя странами, то, что оказалось «важной вехой» в германо-турецких
отношениях на сегодняшний день-3!, было еще одно соглашение о найме турецких рабочих, заключенное 31 октября 1961 г. Оно возникло с началом бума в западногерманской экономике, одной из особенностей которого была нехватка рабочей силы в строительной и металлургической промышленности, а также возведение Берлинской стены, которая отрезала приток рабочих из Восточной Германии. Вслед за этим соглашением произошло резкое увеличение числа турков в Западной Германии - с
3 тыс. в 1960 году до 160 тыс. в 1966 г.-4-
До 2001 года закон о немецком гражданстве основывался на концепции jus sanguinis. В этом году в закон были внесены изменения (реформа правительства Шредера), и большинство турецких иммигрантов (около 3,5 миллионов в 2010 году) получили немецкое гражданство и право голоса. Этот факт, конечно, придал больший вес турецкому меньшинству, чем раньше.
Исследование этапа активной европейской интеграции Турции
В то время как во всеобъемлющих отношениях между Турцией и Европейским союзом (ЕС) также можно было наблюдать различные фазы конфликта, сближения или застоя, в германо-турецком диалоге произошли более резкие и четкие развороты и переходы.
В последнее время произошла резкая и быстрая корректировка ключевых параметров и масштабов отношений между Германией и Турцией, прежде всего, кратко представленных ниже.
1. В декабре 1999 года, когда Европейский совет в Хельсинки предоставил Турции статус страны-кандидата при решительной поддержке со стороны правительства Герхарда Шредера и когда германо-турецкий двусторонний диалог принял позитивный поворот в экономическом и политическом плане благодаря усилению европейской перспективы Турции.
2.В начале 2013 года с принятием Германией более позитивного отношения к ускорению процесса вступления Турции в ЕС, осуществлением регулярных официальных визитов в Турцию представителями федерального правительства и правительств земель и запуском Германо-турецкого механизма стратегического диалога. принимая во внимание негативные внешние эффекты, связанные с кризисом еврозоны и арабской весной3;
В начале июня 2013 г. после инцидентов в парке Гези и последующей официальной критики со стороны Германии их действий со стороны Анкары, а также решения Германии наложить вето на открытие новой переговорной главы в переговорах о присоединении Турции к ЕС;
3. В конце 2015 года, когда произошло внезапное, но временное сближение между Германией и Турцией, и когда канцлер Германии Ангела Меркель неожиданно поддержала возобновление процесса присоединения Турции в обмен на усиление сотрудничества Анкары с ЕС в управлении потоками нелегальной миграции5 и
4. В середине 2016 года, когда в результате различных инцидентов начался длительный период конфликта и усиленных междоусобиц между двумя странами, включая принятие резолюции Бундестагом (федеральным парламентом) Германии, признавшей массовую гибель армян в 1915 год как «геноцид», последовавший за этим запрет Анкарой на посещение немецкой парламентской делегации военной базы Инджирлик, где находилось около 250 немецких солдат в составе коалиции против ИГ, и ощутимая критика Берлином событий в Турции после переворота.
5. В 2017 году отношения между Германией и Турцией достигли минимума. Взаимное недоверие и конфликты, возникшие после неудачной попытки государственного переворота в прошлом году в Турции, создали благодатную почву для новых кризисов. В феврале 2017 г. в Турции был арестован турецко-немецкий журналист Дениз Юджел. Берлин раскритиковал задержание Юселя как «политический захват заложников».
Следующий кризис последовал незадолго до конституционного референдума в Турции в апреле, который предоставил президенту новые широкие полномочия. Муниципалитеты Германии запретили турецким политикам агитировать за референдум в стране. В конце июля 2017 г. министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль объявил о «переориентации политики в отношении Турции». Были выпущены предупреждения о поездках в Турцию и предложена переоценка экспортных кредитных гарантий и помощи перед вступлением в ЕС.
6. Отношения между ЕС и Турцией стали нестабильными. В 2018 году ЕС заморозил переговоры Турции о присоединении в ответ на ухудшение турецкой демократии. Военно-морские операции Анкары возле греческих островов и Кипра усилили напряженность. Соответственно, Германия, будучи одной из лидирующих стран ЕС, двигалась в общем ключе. Снижению напряженности благоприятствовала приостановка Турцией своей активности в отношении шельфовых инициатив в данном регионе.
7. В 2020 г. отношения между Германией и Турцией не находятся на самом низком этапе своей долгой истории. Стабилизация, в целом, имеет преимущественно характер стагнации, когда германо-турецкие отношения, подкрепляемые более экономическим, чем политическим взаимным интересом, а также сотрудничеством в гуманитарной сфере (прием Турцией беженцев) находились в состоянии равновесия.
Следует отметить, что наращиванию сближения между странами препятствует достаточно длительный период ожидания Турции относительно ее приема в ЕС, в процессе которого Германия играет наиболее значительную роль.
Турция подала заявку на вступление в Европейский Союз в 1987 году, но переговоры о присоединении начались только в 2005 году. Завершение переговоров всегда было сложной задачей. Кипр присоединился к ЕС в 2004 году, несмотря на провал усилий ООН по воссоединению острова. Турция сохранила свою политику непризнания Кипра и решила не включать его в свой таможенный союз с ЕС. В 2006 году европейские лидеры наложили вето на открытие восьми «глав» для переговоров о присоединении (из общего числа 35), пока Турция не признала Кипр и не открыла свои порты и аэропорты для прямого движения из него-^. ЕС также решил, что до этого момента никакие разделы
для переговоров не могут быть полностью закрыты. В 2009 году Кипр заблокировал открытие шести дополнительных переговорных пунктов. Многие государства-члены, в том числе Франция и Германия, неоднозначно относились к перспективе того, что крупная мусульманская страна, такая как Турция, станет членом ЕС: канцлер Германии А. Меркель говорила о привилегированном партнерстве Турции с ЕС, а не о том, чтобы стать полноправным членом. Переговоры о присоединении продолжались, переговоры по 16 главам в конечном итоге начались, а одна из них была временно закрыта. Однако особой динамики за переговорами не было.
Исследование современного состояния германо-турецких отношений
Канцлер А. Меркель за последние годы неоднократно посещала Турцию: 18 октября 2015 г. (визит в Стамбул, основной вопрос: проблема беженцев), 15-16 ноября того же года (визит в Анталию), 18 февраля 2016 г. (визит в Анкару), 23 апреля 2016 г. она посетила Гизантеп, затем 22-23 мая состоялся ее официальный визит в Стамбул. Следующий визит состоялся 2 февраля 2017 г. (в Анкару), затем 28 октября 201 г. в Стамбул. Ее визит в Турцию был связан с рабочим визитом в Стамбул 24 января 2020 года, а 16 октября 2021 г. состоялся прощальный визит в Стамбул в качестве канцлера Германии.
Президент Турции Р. Эрдоган впервые посетил Германию 10 мая 2015 г. с государственным визитом (г. Карлсруэ), затем 7-8 июля 2017 г. состоялся его государственный визит в г. Берлин, 28-29 сентября 2018 г. он посетил Берлин, 19 января 2019 г. состоялся рабочий визит в Берлин.
Взаимные визиты официальных лиц двух государств были значительно более частыми, но ниже представлены ключевые из этих визитов.
На пике кризиса с сирийскими беженцами в 2015 г., когда в Германию прибыло более миллиона мигрантов и просителей убежища, Берлин смягчил свой подход к Турции. А. Меркель предложила активизировать процессы присоединения Турции и либерализации визового режима в рамках сделки с Анкарой, чтобы помочь остановить поток беженцев. Хотя сделка, достигнутая между ЕС и Турцией в марте 2016 года, сыграла ключевую роль в стабилизации потока мигрантов в Германию, она нанесла ущерб имиджу ЕС и Германии как защитников прав человека, учитывая ослабление гражданских свобод и
свобод, происходившее в то время в Турции-6-. Для Турции сделка ознаменовала собой серьезный сдвиг в балансе сил. Впервые со времен холодной войны, когда Турция помогла укрепить безопасность Европы от коммунистического блока, и в этом отношении Турция почувствовала, что получила важные рычаги влияния на ЕС.
Итак, двусторонние отношения между Турцией и Германией пережили проблемный период. Благодаря диалогу и взаимным шагам по состоянию на 2018 год достигнута определенная нормализация отношений.
5 июня 2017 года тогдашний министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль посетил Турцию с официальным визитом. Помимо встречи с министром Чавушоглу, министр Габриэль был также принят президентом Эрдоганом.
Министр иностранных дел Федеративной Республики Германии доктор Франк-Вальтер Штайнмайер посетил с рабочим визитом Турцию 14-15 ноября 2016 года.
В ходе встреч, проведенных в ходе визита, обсуждались двусторонние отношения между Турцией и Германией, сотрудничество в борьбе с терроризмом и Турцией. - Были
обсуждены отношения с ЕС, а также текущие региональные и международные вопросы. После встреч министр иностранных дел Чавушоглу и министр иностранных дел Штайнмайер провели совместную пресс-конференцию.
29 мая 2018 года министр Чавушоглу посетил Золинген по случаю церемонии поминовения Золингена и встретился со своим коллегой Хайко Маасом, канцлером Меркель и премьер-министром Северного Рейна-Вестфалии Армином Лашетом.
Диалог, установленный в 2018 году между министром иностранных дел Чавушоглу и Зигмаром Габриэлем, продолжился с его преемником г-ном Хайко Маасом. Визит министра иностранных дел Мааса в Турцию 5-6 сентября 2018 года и государственный визит президента Эрдогана в Германию 27-29 сентября 2018 года стали важными шагами в этом процессе нормализации.
В сентябре 2018 года, после полутора лет политической напряженности, министры казначейства, энергетики и торговли Турции встретились с министрами экономики, энергетики и финансов Германии. На этой встрече министры договорились рассмотреть проблемы двусторонних турецко-германских отношений и взяли на себя обязательство нормализовать и улучшить политические и экономические отношения. Эта встреча ознаменовала обновление расширения германо-турецких торговых связей.
Через неделю после встречи президент Турции Р.Т. Эрдоган отправился с государственным визитом в Германию. В последний день визита он заявил, что Турции и Германии «необходимо сосредоточить внимание на совместных интересах, не обращая внимания на некоторые недавние разногласия во мнениях». Этот визит состоялся через несколько месяцев после того, как Турция пережила валютный кризис, в результате которого курс турецкой лиры упал на 40 процентов, и, среди прочего, подчеркнул
важность экономических связей Турции с ЕС-7!. Позже, в октябре 2018 года, Анкару посетила делегация из 100 бизнесменов, в том числе 35 представителей ведущих компаний Германии в Турции во главе с министром экономики и энергетики Петером Альтмайером. Посол Германии в Турции охарактеризовал визит, который включал встречу с Совместной турецко-германской экономической и торговой комиссией ^ЕТСО) и энергетический форум, организованный министрами энергетики Турции и Германии, как «шаг к решению текущих экономических проблем между двумя странами», а также способ гарантировать, что немецкие фирмы могут взаимодействовать с турецкими
государственными чиновниками-^.
Министр иностранных дел Чавушоглу встретился с Х. Маасом 1 февраля 2019 года на неформальной встрече министров иностранных дел ЕС 4 апреля 2019 года по случаю встречи министра иностранных дел НАТО в Вашингтоне, округ Колумбия. Оба министра также встретились на полях 129-го заседания Комитета министров Совета Европы 17 мая 2019 года, а также 74-го заседания Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 26 сентября 2019 года.
Германия - важнейший торговый партнер Турции и один из крупнейших иностранных инвесторов в стране. Двусторонний товарооборот в 2020 году составил 36,6 миллиарда евро. Совместная экономическая и торговая комиссия ^ЕТСО), основанная в 2018 году, и Германо-турецкий энергетический форум служат форумами для диалога между политиками и деловыми людьми из двух стран. В Турции работает более 7400 немецких компаний или турецких компаний с немецким участием в капитале. В Германии работает около 80 тысяч турецко-немецких предприятий. Их годовой оборот составляет около 52 миллиардов долларов, и в них работают почти 500 тысяч человек в 50 различных
секторах. С учетом ограничений на поездки в результате пандемии СОУШ-19 Турция является популярным местом для немецких туристов-9-.
Одним из наиболее влиятельных институтов культурно-гуманитарного сотрудничества двух стран является Инициатива Берлинского пролива Босфор (ВВ1) направлена на то, чтобы вывести существующий культурный обмен, научно-образовательное сотрудничество между Германией и Турцией, а также сотрудничество в области экономики, общества и политики на новый и инновационный уровень. Инициатива Берлинского пролива Босфор (ВВ1), «ранее известная как ТСС1 / Турция: Инициатива культуры изменений», и Турецкая ассоциация промышленности и бизнеса (TUSIAD) учредили «TUSIAD - председатель ТСС1: европейская экономическая интеграция» в рамках Европейской школы менеджмента и технологий (ESMT). в 2014 году. Кафедра, действующая в течение двух лет подряд, возглавлялась доцентом Стефаном Вагнером и занималась исследованиями и преподаванием в областях, связанных с инновациями, конкурентоспособностью и стратегической ролью предпринимательства и технологий управления.
Германия, со своей стороны, также продвигает двухстороннее культурно-гуманитарное сотрудничество.
На современном этапе сформировалась двоякая позиция в германо-турецких отношениях. В первую очередь, Турция становится все более самодостаточным государством с амбициями на роль регионального лидера в средиземноморском регионе. С другой стороны, Германия остается ее основным европейским партнером. Поэтому новое правительство Германии стартует в своих взаимоотношениях с Турцией на иных, чем ранее, условиях. С приходом в 2014 г. к власти в Турции партии ПСР Турция начала реализовывать курс на наращивание своего внешнеполитического влияния и приобретение статуса регионального лидера в условиях перехода к новой модели мирового политического ландшафта: от билатеральной к мультилатеральной. Таким образом, тенденция к формированию региональных кластеров обусловила стремление Турции к становлению в новой роли. Это обусловило новые проблемы в германо-турецких отношениях. Недавно, в контексте кризиса в Восточном Средиземноморье, мы увидели, как греко-турецкий спор - а кипрский вопрос может также восприниматься как греко-турецкий - может иметь разрушительные последствия для германо-турецких отношений.
Несколько лет назад еще один кризис глобального масштаба, который дестабилизировал внутреннюю политику Германии, заставил А. Меркель скорректировать свою внешнюю политику по отношению к Турции. Правительство Германии пришло к выводу, что кризис сирийских беженцев, который уже стал доминирующей темой в Германии, не может быть урегулирован без тесного сотрудничества президента Эрдогана. Активная политическая деятельность Германии завершилась подписанием соглашения между ЕС и Турцией о беженцах от 18 марта 2016 года. Таким образом, нахождение «точек соприкосновения» в реализации взаимных интересов является наиболее действенным инструментом для сохранения статуса-кво Турции как союзника Германии и препятствия центробежным тенденциям отдаления Турции от евроинтеграционного вектора.
Прогноз дальнейшего развития германо-турецких отношений
Вероятно, что будущее правительство объединит три политические партии в коалицию. Поэтому стоит поближе взглянуть на их взгляды на Турцию и будущую политику Германии. Что касается Копенгагенских критериев, Либеральная партия Германии
изложила условия таких переговоров, заявив, что «после президента Эрдогана будет
Турция»-10!. Не сумев преодолеть пятипроцентный порог в 2013 году, либеральная партия СвДП Германии получила 10,7 процента голосов на выборах 2017 г., и в 2021 г. ее результат составляет 11,5% голосов. В предвыборном манифесте 2021 г. партия, как и в 2017 году, говорит о прекращении переговоров о вступлении с Анкарой: «Мы хотим прекратить переговоры о вступлении в ЕС с Турцией в их прежнем формате и поставить эти отношения на новую основу - близость, сотрудничество в сфере экономики и безопасности. И далее: «Турция, авторитарно управляемая президентом Эрдоганом, не может в глазах свободных демократов быть кандидатом в члены»-11-. (СвДП, 2021, с. 49) Позиция данной партии: возврат к приоритетам Г. Шредера в отношении евроинтеграции Турции, но только при смене авторитарного руководства.
Однозначный победитель выборов - партия СДПГ (25,7% голосов). При этом, Р.Т. Эрдоган объявил крупные германские партии ХДС, СДПГ и Союз-90/зеленые врагами Турции. Он призвал граждан ФРГ турецкого происхождения не голосовать за эти партии
на сентябрьских выборах в бундестаг-12-. Сопредседатель левой Социал-демократической партии Германии Норберт Вальтер-Боржанс заявил, что партия будет проводить политику, направленную на борьбу с антидемократическими тенденциями в
Турции, если она придет к власти-13-. Победа СДПГ означает возможное изменение отношений с Турцией, одним из важнейших региональных союзников страны. 66-страничный документ партии, озаглавленный «Из уважения к вашему будущему», представляет собой кратчайший манифест из всех основных политических партий, и лаконичный характер его замечаний по Турции, изложенных всего в трех предложениях, созвучен этому: «Мы с беспокойством наблюдаем за развитием внутренней и внешней политики турецкого правительства. Турция должна уважать принципы верховенства закона, демократии и международного права. Необходимо срочно активизировать диалог между ЕС и Турцией для того, чтобы критически решить эти проблемы»-14-.
Вальтер-Борджанс также сосредоточил внимание на неустойчивом процессе вступления Турции в ЕС и на влиянии антидемократического поворота Турции на переговоры. По его словам, крайне важно поддерживать диалог и работать в направлении возможного членства Турции в ЕС. Признавая идеологическую разницу между двумя странами, он утверждал, что это не обязательно должно помешать Турции получить членство в ЕС -это резкий отход от политики канцлера Меркель, которая в июле заявила, что не ожидает присоединения Турции к ЕС-15-. Таким образом, в данном случае даже при существующем правительстве Турции СДПГ готова искать компромиссы для более активного интеграционного процесса, и для Турции может появиться окно возможностей для вступления в ЕС.
Третьим членом коалиции будет Партия зеленых. Хотя предвыборная кампания Партии зеленых столкнулась с рядом проблем, большинство из которых были созданы ими самими и привели к падению ее рейтингов в опросах, эта группа сыграет роль в будущем коалиционном правительстве. Что касается дискуссий по Турции, зеленые традиционно играли решающую роль в политике Германии. Эту новаторскую роль можно также отнести к тому факту, что политики с миграционным прошлым играют более заметную роль в «зеленых», чем в других партиях.
Это также отражено в их предвыборном манифесте по выборам в сентябре 2021 года.
Во введении к сравнительно обширному разделу, посвященному Турции, партия подчеркивает общие моменты: «Турцию и Европу связывает гораздо больше, чем
разделяет их с точки зрения общества, культуры и экономики. Отношения между Германией и Турцией являются особенно близки и многогранны из-за их совместной
миграционной истории»-16-. Однако после этого примирительного вступления тон резко меняется. Как и другие партии, зеленые также осуждают нарушение прав человека и верховенства закона, одновременно требуя «возвращения к политическому диалогу и мирному процессу в курдском вопросе». Что касается перспектив Турции в ЕС, позиция партии условна: «Возобновление переговоров о вступлении в ЕС - наша цель», заявляет партия, хотя в манифесте далее говорится, что это будет возможно только «когда Турция вернется к демократии и верховенство закона»-17-.
Таким образом, можно ожидать следующие сценарии развития двусторонних германо-турецких отношений:
1. Продолжение активного экономического взаимодействия и более выраженная поддержка «западного» вектора Турции.
2. Стагнация двусторонних отношений, охлаждение, дальнейшее отхождение Турции от «западного» вектора в направлении регионального лидерства.
3. Резкое охлаждение стабильных отношений на фоне санкций, применяемых к Турции по политическим мотивам (конфронтация), отход Турции от прозападных амбиций, оформление ее как авторитарной мусульманской страны с сохранением в НАТО.
Немецкие политические партии согласны с их критикой преобладающей внутренней и внешней политики турецкого правительства. Стороны отвергают то, что они называют растущими авторитарными тенденциями президента Эрдогана, нарушениями прав человека и подрывом верховенства закона. Существуют разногласия относительно того, как Берлин должен реагировать на эти события. Хотя существует широкое согласие с тем, что нынешняя нелиберальная ситуация должна повлиять на отношения Турции с ЕС, мы видели разные позиции, выраженные в отношении того, какие долгосрочные перспективы следует предложить туркам. В то время как для ХДС / ХСС и АдГ все ясно, Турции нет места в Союзе, другие партии менее радикальны или компромиссны в этом вопросе. На данный момент сложилась коалиция, которая, вероятнее всего, будет наиболее благоприятна для развития германо-турецких отношений.
Заключение.
Циклические тенденции в германо-турецких отношениях, по-видимому, продолжаются - с одним отличием: в последнее время фазы конфликта стали длиться дольше и включают усиленные уровни отчуждения и взаимного недоверия, тогда как периоды сближения и последовательного сотрудничества, свободного от конфликтов, появляются. последний короче. Самый последний период надлежащих действий и активизации межправительственного сотрудничества был в основном обусловлен интересами и имел место в период с сентября 2015 года по май 2016 года на протяжении усилий по завершению, а также реализации «Заявления ЕС-Турция» о решении кризис беженцев, который превратился из кризиса Ближнего Востока в европейско-немецкий в середине 2015 года. Заявление ЕС-Турция, также известное как «сделка» между ЕС и Турцией, направлено - наряду с управлением потоками нерегулярной миграции - на интенсификацию и дальнейшую институционализацию отношений между ЕС и Турцией с запуском переговоры в новых главах в переговорах о присоединении Турции к ЕС, ускорение процесса либерализации визового режима, начало переговоров по модернизации таможенного союза и проведение двусторонних саммитов на регулярной
основе. Тем не менее, с июня 2016 года отношения между ЕС и Германией и Турцией пребывают в состоянии стагнации, так что более компромиссный подход нового правительства может стать началом периода более тесного сотрудничества.
Библиография
1. Соглашение об ассоциации Турции и Европейского экономического сообщества // Кафедра Европейского права МГЮА [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://eulaw.edu.ru/spisok-dokumentov-po-pravu-evropejskogo-soyuza/soglashenie-ob-assotsiatsii-mezhdu-es-i-turtsiej-1963-g/ (дата обращения: 17.10.2020).
2. Аватков В.А. Турецкая республика. Внешняя политика: от 2002 к 2018. Монография / В.А. Аватков. - М.: Юрайт, 2019. - 136 с.
3. Поцхверия Б.М. Внешняя политика Турции после второй мировой войны. М.: Наука, 1976.-314 с.
4. Стародубцев, И.И. Трансформирующаяся Турция / И.И. Стародубцев.-М., 2011.-256 с.
5. Турция: новая роль в современном мире.-М.: ЦСА РАН, 2012.-80 с.
6. Чулковская, Е.Е. Турецкая диаспора Германии: между Анкарой и Берлином / Е.Е. Чулковская.-М., 2014.-70 с.
7. Эрдоган призвал турок в ФРГ не голосовать за ХДС и СДПГ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https ://www.dw.com/ru/эрдоган-призвал-турок-в-фрг-не-голосовать-за-хдс-и-сдпг/а-40150358 (дата обращения: 20.10.2021 г.)
8. Bündnis 90/Die Grünen (2021). Bundeswahlprogramm 2021. Bereit, weil Ihr es seid.
9. Davutoglu A. Stratejik Derinlik. Türkiye'nin uluslararsi konumu. istanbul, 10. 2012. 584 s.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Статья посвящена анализу взаимоотношений между Германией и Турцией, выявлению проблем и перспектив этих отношений. Используя в качестве основных методов ивент-анализ ключевых событий, формирующих взаимоотношения между двумя странами, а также сценарный анализ с целью прогнозирования возможных перспектив развития этих отношений, автор статьи получает вполне нетривиальные результаты своего исследования. Актуальность статьи подтверждается наблюдаемой в последние годы активизацией Турции в процессе глобального перераспределения власти в мировой системе. Турция предъявляет всё больше претензий на лидерство в черноморско-средиземноморском регионе, что свидетельствует о некотором пересмотре её внешнеполитических целей - о переносе на неопределённый срок планов по вступлению в ЕС и усилению присутствия в политике на Кавказе, Причерноморье и Средиземноморье. В этом контексте формулируется и цель исследования: выявить основные перспективы дальнейшей развития отношений между ФРГ и Турцией, с учётом тех проблем, которые принесла внутри- и внешнеполитическая повестка обеих стран. В статье справедливо отмечается, что нынешний этап взаимоотношений между Германией и Турцией (начиная с 2018 г.) характеризуется стагнацией, ограничивающей отношения между странами преимущественно экономической и гуманитарной сферами. И одной из главных проблем сближения этих стран является затягивание процесса
принятия Турции в Европейский Союз, ведущую роль в котором играет Германия. При этом сама Турция постепенно становится всё более самодостаточным государством, активно претендующим на роль регионального лидера в Причерноморье и Средиземноморье. Немалую долю в осложнение отношений с Германией и другими странами ЕС в целом вносит также нежелание Турции признать независимость Кипра, с 2004 г. входящего в Европейский Союз. В целом, содержащийся в статье анализ проблем и противоречий в германо-турецких отношениях оставляет впечатление качественно проведённого исследования, позволяющего прогнозировать развитие ситуации, а выводы, сделанные на основе этого анализа, имеют все признаки научной новизны.
Свой прогноз автор статьи связывает с изменениями политического ландшафта в Германии после прошедших в сентябре 2021 г. парламентских выборов, а также способностью политиков двух стран находить точки соприкосновения в реализации взаимных интересов и возвращения Турции в евроинтеграционную орбиту. В соответствии с этим автор предлагает три сценария развития двусторонних германо-турецких отношений - от более выраженной поддержки «западного» вектора Турции до резкого охлаждения этих отношений на фоне применяемой к Турции санкционной политики. В целом, автор склоняется к более позитивному сценарию развития этих отношений, связывая свои надежды с новым правительством в Германии, которое может использовать более компромиссный подход к политической и религиозно-культурной специфике Турции. При этом, однако, признаётся, что циклические тенденции в германо-турецких отношениях, скорее всего, продолжатся.
В целом, научное содержание статьи удачно сочетается с выразительным стилем, с использованием красочных метафор («эволюция диалога <...> представляла собой путь с многочисленными перекрёстками» и др.). Статья хорошо структурирована, для удобства читателя в ней выделены блоки, озаглавленные подзаголовками. Структура логична и последовательна. Положительное впечатление производит также большое количество приводимых автором статьи фактов, иллюстрирующих всю сложность германо-турецких отношений. Библиография достаточно репрезентативна для проведённого исследования. Апелляция к оппонентам отсутствует, но в рамках рецензируемой статьи не является обязательной.
Выводы, интерес читательской аудитории: статья представляет собой добротное научное исследование, методология применяется корректно, выводы достаточно обоснованы и представляют несомненный интерес для читательской аудитории.