УДК 332.146.2
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИЗОЛИРОВАННЫХ ЭНЕРГОСИСТЕМ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: НА ПРИМЕРЕ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
А.В. Глотов, А.А. Меркульева
Аннотация. В статье рассмотрены основные меры, направленные на снижение тарифов и развитие энергетики Дальнего Востока на примере изолированной энергосистемы Республика Саха (Якутия). Проведен анализ регулируемых цен на электроэнергию. Даны предложения по снижению финансовой нагрузки на потребителей Дальнего Востока.
Ключевые слова: электроэнергетика, энергосистема, энергорайон, энергодефицит, электроэнергетическая безопасность, изолированная энергосистема.
PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF ISOLATED ENERGY SYSTEMS OF FAR EAST: ON THE EXAMPLE POWER SYSTEM OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)
A.V. Glotov, A.A. Merkulova
Abstract. The article describes the main measures aimed at the reduction of tariffs and energy development of the Far East on the example of an isolated energy system of the Republic of Sakha (Yakutia). The analysis of regulated prices for electricity. The proposal to reduce the financial burden on the consumers of the Far East.
Key words: electric power industry, power system, power district, energy deficit, energy security, isolated power system.
Недостаток финансирования объектов электроэнергетики в последнее время серьезно обострил проблемы электроэнергетической безопасности и энергоснабжения страны. Эти проблемы в первую очередь проявляются в регионах, энергосистемы которых имеют слабые связи с Единой энергетической системой России (далее - ЕЭС России) и работают изолированно. Например, в регионах Дальнего Востока, Забайкалья, Крайнего Севера, Крымского полуострова, Калининградской области, где, среди прочих, имеются трудности со снабжением и с добычей органического топлива.
Актуальность проблемы бесперебойного энергоснабжения потребителей изолированных районов крайне высока. Практическая значимость данной проблемы заключается в повышении качества энергоснабжения при снижении затрат.
Особенностью электроэнергетической безопасности является ее системность. Как правило, попытка решения одной проблемы
путем устранения сдерживающих ее факторов и условий вызывает необходимость решения новых задач.
Разработка методических инструментов для решения таких проблем в энергетике может способствовать повышению энергетической безопасности и социально-экономическому развитию изолированных регионов. Формирование политики повышения электроэнергетической безопасности и ликвидации дефицита электроэнергии в указанных регионах требуют выбора возможных путей и инструментов ее реализации.
Электроэнергетика Дальнего Востока представляет собой энергосистему, в которой из девяти регионов Дальневосточного федерального округа только пять (Амурская область, Хабаровский и Приморский края, Еврейская автономная область и южные районы Республики Саха (Якутия)) соединены магистральными ЛЭП и образуют Объединенную энергосистему Востока (далее - ОЭС Востока). Остальные энергосистемы - Камчатского края, Сахалинской и Магаданской областей, Чукотского автономного округа, а также большая часть энергосистемы республики Саха (Якутия) - по территориально-технологическим причинам вынуждены работать изолированно от ЕЭС России.
ОЭС Востока связана с ОЭС Сибири тремя высоковольтными линиями электропередачи 220 кВт и граничит с энергосистемой Китая. Перетоки электроэнергии в ряде сечений ОЭС Востока ограничены, так же как и возможность передачи и получения электроэнергии из ОЭС Сибири.
Территориальная электроэнергетическая система является технологически изолированной, если отсутствует технологическое соединение данной территориальной электроэнергетической системы с ЕЭС России [11].
Это обусловливает ряд факторов, сдерживающих развитие данных регионов, так как конкуренции на рынке электроэнергии в настоящее время невозможно по объективным причинам:
- ограничены пропускная способность электрических сетей энергосистем и условия для конкурентного отбора поставщиков электроэнергии;
- количество участников слишком мало для формирования полноценного рынка;
- энергокомпании сильно отличаются по технологии производства;
- технологические и финансово-экономические риски чрезмерно высоки для гарантирования рыночных обязательств участников.
Основные проблемы технологически изолированных энергосистем рассмотрим на примере энергосистемы Республики Саха (Якутия).
Электроэнергетика Республики Саха (Якутия) характеризуется необходимостью обслуживания самой большой административно-территориальной единицы в мире и одной из самых низких по плотности населения, а также в условиях резко-континентального климата. Общая площадь территории Якутии составляет 3103,2 тыс. кв.км. Свыше 40 % территории республики находится за Полярным кругом. До настоящего времени Якутия является одним из самых изолированных и труднодоступных регионов мира в транспортном отношении: 90 % территории не имеет круглогодичного транспортного сообщения. В среднем на территории Якутии продолжительность отопительного сезона составляет 8-9 месяцев в году, в то же время в арктической зоне - она круглогодична. По состоянию на 2015 г. население Якутии - 956 896 человек, плотность населения - 0,31 чел./кв.км.
Энергосистему Якутии можно разделить на две зоны - централизованного и децентрализованного энергоснабжения. Зона централизованного энергоснабжения состоит из трех энергорайонов: Западного, Центрального и Южно-Якутского. Южно-Якутский энергорайон работает в составе Объединенной энергосистемы Востока, Западный и Центральный работают изолированно. Северные территории Якутии в основном составляют зону децентрализованного электроснабжения, часть потребителей получают электроэнергию от Магаданской и Чукотской энергосистем.
Совокупная установленная мощность объектов генерации на территории Якутской энергосистемы по данным на 1 января 2016 г. составляет 1,5 ГВт [11]. Крупнейшие электростанции: ГЭС Вилюйского каскада, Нерюнгринская ГРЭС и Якутская ГРЭС. Ведется строительство Якутской ГРЭС-2.
Сетевое хозяйство Якутской энергосистемы насчитывает 92 линии электропередачи класса напряжения 110 кВт общей протяженностью 4343 км и 34 линии 220 кВт протяженностью 4840 км.
Учитывая территориальные, климатические, социально-демографические особенности региона, структуру генерирующих мощностей на 5 % составляют локальные источники энергии - дизельные электрические станции (ДЭС).
В зоне децентрализованного энергоснабжения основную роль в обеспечении электрической энергии населенных пунктов выполняют 126 дизельных электростанций и газотурбинных установок
(ГТУ) мощностью 199,5 МВт [4]. Тепловой энергией потребителей обеспечивают порядка 1800 котельных, преобладающее большинство которых (97-98 %) имеют установленную мощность до 20 Гкал/ч. Локальная энергетика в республике является единственной энергетической базой, обеспечивающей жизнедеятельность и функционирование потребителей жилищно-коммунального сектора и муниципальных образований, промышленных предприятий и хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса, находящихся в зоне децентрализованного энергоснабжения.
В то же время локальная энергетика играет существенную роль в обеспечении энергетической безопасности потребителей, требующих повышенной надежности и не допускающих перерывов в подаче энергии при авариях в зонах централизованного электроснабжения. В зонах централизованного электроснабжения 25 ДЭС и ГТУ являются пиково-резервными. В качестве резервных источников на промышленных объектах и объектах инфраструктуры установлены около 1300 ДЭС и ГТУ.
Затраты на производство электрической энергии такими станциями значительно превышают газовые или угольные аналоги. В силу высоких затрат на выработку электрической энергии и мощности их стоимость не является конкурентной и не может гарантировать окупаемость.
Модель ценообразования в Якутии подразумевает установление единых цен (тарифов) на электроэнергию для каждой категории потребителей на всей территории. Предельный уровень цен для отдельных категорий потребителей не отражает экономически обоснованные затраты на производство электрической энергии.
Для сглаживания цен на электроэнергию в республике применяется механизм перекрестного субсидирования - субсидирование цен за счет увеличения тарифа на электроэнергию для крупных промышленных потребителей [4]. Перекрестное субсидирование делится на внутреннее территориальное, межтерриториальное и внешнее - субсидирование из средств федерального бюджета.
За последние 10 лет объем перекрестного субсидирования увеличился в 2,5 раза и за 2015 г. составил приблизительно 6,006 млрд руб. против 2,4 млрд руб. в 2005 г. [4; 10].
Проблема перекрестного субсидирования локальной энергетики республики Правительством Республики Саха (Якутия) начала рассматриваться еще в 2008 г., когда объемы софинансирования по итогам 2007 г. составили 3,2 млрд руб. [4].
В ходе проведенного анализа структуры тарифа крупного потребителя Республики Саха о возможности ликвидации пере-
крестного субсидирования было выявлено, что доля перекрестного субсидирования в расходах на электроэнергию одного потребителя составляет 75 % от общего объема затрат перекрестного субсидирования по республике [7].
Рассмотрим перспективы развития электроэнергетики Республики Саха.
Одной из мер по снижению нагрузки на крупных промышленных потребителей являлся переход на схему временного субсидирования содержания и модернизации дизельной энергетики из федерального бюджета.
Во втором полугодии 2008 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. №№ 819 «О предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике», в котором отражена методика финансирования мер по ликвидации межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике с привлечением средств федерального бюджета [4].
На основании нормативно-правового акта был обеспечен уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, касающегося финансирования мер по ликвидации межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике, в размере, рассчитываемом по следующей формуле, но не более размера средств, предусмотренных на цели финансирования мер по ликвидации межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации):
У
у = —т_ (1)
. рБ0 ' V '
г
где:
У - уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации;
Ут - средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидий;
РБО. - уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Для Республики Саха (Якутия) субсидия, предоставляемая в 2008 г. бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике составила 301 463,9 тыс. руб. [4].
Государственного финансирования оказалось недостаточно, и проблема перешла на новый уровень.
В 2009 г. в г. Мирный на уровне Председателя Правительства РФ В.В. Путина проведено совещание по вопросам социально-экономического развития республики, где поручено начиная с 2010 г. предоставить средства из федерального бюджета на возмещение затрат на выработку электрической энергии дизельными электростанциями.
Федеральная программа реализовывается и сегодня, но субсидий, выделяемых из федерального бюджета, недостаточно для компенсации затрат производителям электроэнергии при установлении тарифа.
Крупные промышленные потребители начали покупку электрической энергии на оптовом рынке электроэнергии и мощности, чем спровоцировали рост тарифов для оставшихся потребителей.
С целью устранения регионального экономического дисбаланса в ноябре 2015 г. Президент РФ В.В. Путин подписал перечень поручений, направленных на снижение стоимости электроэнергии в изолированных энергорайонах Республики Саха (Якутия) и ликвидацию перекрестного субсидирования.
ФАС России совместно с Минвостокразвития России, Минэнерго России и правительством Якутии до 1 марта 2016 г. должны были определить объем финансирования ликвидации перекрестного субсидирования цен на электроэнергию в республике. Согласно поручению главы государства, Минфину России совместно с Минвостокразвития России и Правительством Республики Саха (Якутия) поручено проработать предложения, направленные на поэтапное снижение вплоть до нуля средств из бюджета на ликвидацию перекрестного субсидирования.
Утвердить порядок и предусмотреть финансирование мероприятий по ликвидации перекрестного субсидирования локальной энергетики в Республике Саха (Якутия) поручено Правительству РФ [6].
В рамках выполнения поручений Президента РФ Правительство решило вопрос либерализации цен на мощность сибирских ГЭС [2]. Согласно принятому Постановлению Правительства РФ от 30 апреля 2016 г., уже с мая 2016 г. появилась возможность реали-зовывать 100 % мощности ГЭС по рыночной цене (наравне с ТЭС), хотя прежде полная либерализация предполагалась только с 2017 г В 2016 г. ГЭС могли продавать на рынке до 80 % мощности, остальное - по цене регулируемых договоров (равна цене поставки населению и в несколько раз ниже рыночной). Благодаря этому решению в текущем году ГЭС Сибири дополнительно получат около 5 млрд руб. Решение о более ранней либерализации связано с планами использовать средства для компенсации снижения тарифов на Дальнем Востоке.
Еще одной мерой, направленной на снижение тарифов, является внесение изменений в федеральный закон «Об электроэнергетике» [1]. Согласно принятыми изменениям с 1 января 2017 г. в изолированных частях энергосистемы Дальнего Востока произойдет снижение тарифов для потребителей до уровня среднего значения по стране. Субсидирование произойдет за счет потребителей оптового рынка электроэнергии и мощности европейской части России (первой ценовой зоны), а также Урала и Сибири (второй ценовой зоны). Выпадающие доходы генерирующих компаний Дальнего Востока будут компенсированы надбавкой к цене мощности потребителей оптового рынка. Тарифы для потребителей Дальнего Востока планируется снижать поэтапно - в течение трех лет с 2017 по 2020 гг. Согласно проведенному анализу, для остальных потребителей оптового рынка при выравнивании тарифов на Дальнем Востоке прирост ожидается не более чем на 1,3 %.
В то же время Правительству Республики Саха (Якутия) по согласованию с Минэнерго России и ФАС России было поручено разработать и утвердить долгосрочную программу оптимизации локальной энергетики, предусматривающую замещение существующей дизельной генерации экономически эффективными современными энергообъектами. Для этого необходимо определить конкретные целевые количественные показатели, характеризующие достигнутый уровень замещения, экономическую эффективность и тарифные последствия предпринимаемых мероприятий.
Реализация программы оптимизации локальной энергетики позволит внести значительный вклад в решение проблемы - снижение перекрестного субсидирования тарифов на электроэнергию в Республики Саха (Якутия). Ликвидация перекрестного субсидирования приведет к снижению тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей, что положительно скажется на социально-экономическом развитии Якутии в целом.
Для достижения желаемого результата важным направлением является создание инвестиционного климата для развития распределенной генерации. Решением может быть:
- снижение налоговой ставки для инвесторов;
- надбавка к цене за мощность, гарантирующая возврат инвестиций в течение определенного срока;
- субсидии федерального бюджета;
- государственные инвестиционные программы на разработку и создание необходимого генерирующего оборудования российского производства;
- федеральная программа, поддерживающая использование возобновляемых источников энергии;
- государственные гарантии.
Среднее количество солнечных дней в Якутии составляет около 300, что сопоставимо с Крымским полуостровом, поэтому солнечные электрические станции являются объективной перспективой развития энергетики в Якутии как на региональном уровне, так и среди локальных источников энергии.
Одна из действенных мер государственной поддержки ВИЭ принадлежит некоторым европейским странам. Евросоюз обязал Италию к 2020 г. вырабатывать 17 % электроэнергии от общего национального потребления, используя альтернативные источники. Правительство Италии, чтобы заинтересовать население страны в переходу на самообеспечение электроэнергией, в 2007 г. разработало систему стимулирующих выплат за установку солнечных панелей. По итогам 2014 г. это составило 0,27 евро за каждый выработанный киловатт. Платежи осуществляются в течение 20 лет с момента установки солнечных батарей. Таким образом, окупаемость такой инвестиции составляет 5-7 лет.
Принцип функционирования заключается к следующем: технологическое оборудование, позволяющее получать электрическую энергию с помощью солнечных батарей, подключено к городской сети, которая закупает электричество сгенерированное этим оборудованием. Часть энергии идет на дом, а избыток (при наличии) продается. Если оборудование ничего не генерирует, то потребление электричества происходит из городской сети.
Перспектива развития проектов альтернативной энергетики имеется и в Якутии. Одним из таких проектов является реализация 9 ветродизельних комплексов совокупной установленной мощностью 17 МВт, которая приведет к экономии дизельного топлива 10,5 тыс. т в год и срок окупаемости проекта 9,5 лет [8]. Возможным решением по устранению технологических и экономических проблем также являются электросетевые мероприятия по присоединению энергорайонов Якутской энергосистемы к ЕЭС России.
В 2014 г. с окончанием строительства линии электропередачи 220 кВт Нижний Куранах - НПС-15 - Олекминск и подстанции 220 кВт НПС-15 осуществлена физическая связь между Западным и ЮжноЯкутским энергорайонами, однако, текущий режим работы осуществляется с точкой разрыва на участке Олекминск - Нижний Куранах.
Присоединение Центрального энергорайона станет возможным после окончания строительства линий 220 кВт Нижний Куранах
- Томмот - Майя, подстанции 220 кВт Майя и организации заходов
ЛЭП 35-110 кВт на ПС 220 кВт Майя [9]. В Республики реализуются инвестиционные программы, обеспечивающие присоединение изолированно работающих энергорайонов Якутской энергосистемы к ОЭС Востока.
Таким образом, предотвращение, минимизация или преодоление угроз энергетической безопасности и снижения риска их возникновения являются важнейшими задачами государственной энергетической политики. Приоритетными направлениями, обеспечивающими эффективное социально-экономическое развитие изолированных энергосистем (на примере энергосистемы Республики Саха (Якутия)) являются:
1. Системное формирование политики повышения электроэнергетической безопасности и ликвидации дефицита электроэнергии в изолированных регионах, к которым относятся Дальний Восток, Забайкалье, Крайний Север, Крымский полуостров, Калининградская область и другие, требуют выбора оптимальных путей и инструментов ее реализации.
2. До настоящего времени основная финансовая нагрузка субсидирования тарифов на электроэнергию в Республики Саха (Якутия) возложена на промышленных потребителей этого региона в составе тарифа на электроэнергию.
3. В целях уменьшения финансовой нагрузки на потребителей Дальнего Востока и ликвидации территориального перекрестного субсидирования необходимо поэтапное увеличение тарифов на электроэнергию для потребителей европейской части России, Урала и Сибири, но не выше уровня инфляции в год.
4. Для разработки и практической реализации программы оптимизации локальной энергетики необходимо создание инвестиционного климата с акцентом на развитие распределенной генерации.
5. Климат Якутии подходит для развития альтернативных источников энергии - солнечных и ветровых электрических станций в дополнение к дизельным.
6. Для развития солнечной генерации необходимо на всей территории Республики реализовать федеральную программу, поддерживающую использование возобновляемых источников энергии.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 508-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"» // URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.02.2017).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2016 г. № 379 «О внесении изменений в пункт 116 Правил оптового
рынка электрической энергии и мощности» // СЗ РФ. 2016. № 19. Ст. 2701.
3. Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. № 819 «О предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике» // URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.02.2017).
4. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2010 г. № 346 «О Программе оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) на период до 2015 г.» // URL: http://docs.cntd. ru/document/473504988 (дата обращения: 12.02.2017).
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 854 «Об утверждении правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике» // СЗ РФ. 2004. № 52 (ч. 2). Ст. 5518.
6. Перечень поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по вопросу перекрестного субсидирования цен на электроэнергию в Якутии от 3 ноября 2015 г. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/ orders/50638 (дата обращения: 12.02.2017).
7. Глотов А.В., Горюнов В.П. Возможности ликвидации перекрестного субсидирования тарифов на электроэнергию в Республике Саха (Якутия) на примере взаимодействия с АК «АЛРОСА» // Вестник государственного университета управления. 2008. № 16 (26).
8. Комплексный проект строительства генерации на Дальнем Востоке России. URL: http://передвижная-энергетика.рф/projects (дата обращения: 12.02.2017).
9. Дальневосточный капитал. 2015. № 12. Электронная версия журнала. URL: http://dvkapital.ru/plots/122015 (дата обращения: 12.02.2017).
10. Элякова И.Д., ЭляковА.Л. Обеспечение правовых и социально-экономических условий производства электроэнергии на северных территориях России // Концепт. 2015. Т. 13. URL: http://e-koncept.ru/2015/85940.htm (дата обращения: 12.02.2017).
11. Официальный сайт АО «Системный оператор Единой энергетической системы». URL: http://so-ups.ru/?id=agcy_sakha (дата обращения: 12.02.2017).
А.В. Глотов
кандидат экономических наук
профессор кафедры экономики и управления Московского
финансово-юридического университета МФЮА
Е-mail: [email protected]
А.А. Меркульева
аспирант Российского экономического университета
им. Г.В. Плеханова (г. Москва)
Е-mail: [email protected]