Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития Еравнинского района на основе анализа факторов социально-экономического развития'

Проблемы и перспективы развития Еравнинского района на основе анализа факторов социально-экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО / УПРАВЛЕНЧЕ-СКИЕ РЕШЕНИЯ / MUNICIPAL ECONOMY / LOCAL COMMUNITY MANAGERIAL DECISIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыренов Д. Д., Гармаев А. Д.

В статье представлены результаты обследования муниципальной экономики Рес-публики Бурятия на примере Еравнинского района. Авторами предлагаются по выво-ду муниципальной экономики на самодостаточный уровень через реализацию управ-ленческих решений, связанных с поиском и реализацией внутреннего потенциала развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE YERAVNINSKY DISTRICT BASED ON ANALYSIS OF FACTORS SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

The article presents the results of a survey of municipal economy of the Republic of Buryatia for example Yeravninsky area. The author proposes the withdrawal of the munici-pal economy to self-sustaining levels through the implementation of management decisions related to the search for self-fulfillment and development.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития Еравнинского района на основе анализа факторов социально-экономического развития»

УДК 336

© Д. Д. Цыренов, А. Д. Гармаев

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕРАВНИНСКОГО РАЙОНА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье представлены результаты обследования муниципальной экономики Республики Бурятия на примере Еравнинского района. Авторами предлагаются по выводу муниципальной экономики на самодостаточный уровень через реализацию управленческих решений, связанных с поиском и реализацией внутреннего потенциала развития.

Ключевые слова: муниципальная экономика, местное сообщество, управленческие решения.

D. D. Tsyrenov, A. D. Garmaev

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE YERAVNINSKY DISTRICT BASED ON ANALYSIS OF FACTORS SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

The article presents the results of a survey of municipal economy of the Republic of Buryatia for example Yeravninsky area. The author proposes the withdrawal of the municipal economy to self-sustaining levels through the implementation of management decisions related to the search for self-fulfillment and development.

Keywords: municipal economy, local community managerial decisions.

Современный этап развития капиталистических отношений демонстрирует невозможность муниципальной экономики развиваться самостоятельно: без внешней поддержки подъем сельской экономики невозможен. Данное обстоятельство вынуждает разработчиков выделить в проектной части выполненной работы две самостоятельные, но взаимоувязанные, части: управленческие решения, реализуемые на уровне местного самоуправления, и инициативы районной власти для продвижения на более высоких уровнях управления.

Исследование проведено со 2 февраля по 15 сентября 2015 года, включая очную выездную сессию (13-15 апреля). Проведенный анализ отражает сложную ситуацию в Еравнинском районе, как по объективным (18 место в рейтинге муниципальных образований по уровню жизни), так и по субъективным. Сложившаяся ситуация вынуждает население рассматривать варианты переезда в другие населенные пункты с лучшими условиями жизнеобес-печенности (Улан-Удэ, Чита, районный центр): 22,9 % населения миграцион-но настроены и готовы изменить место жительства. Вместе с тем мотивами, сдерживающими от переезда, респонденты выделяют материальную сторону (41,8 % для работы). Таким образом, именно обеспечение условиями жизне-обеспеченности (близкими к городским условиям жизни) и стабильной работой является первым тактическим ориентиром в решении проблемы сбережения населения Еравнинского района.

Важное место в обеспечении продуктами питания играют личные подсобные хозяйства (ЛПХ); вместе с тем 52 % населения испытывает трудности с реализацией излишков произведенной продукции: население не имеет мотивов к вовлеченности в предпринимательскую деятельность. Таким образом, культивирование предпринимательских способностей населения в Еравнин-ском районе служит вторым тактическим ориентиром для органов местного самоуправления.

Управленческие решения, реализуемые на уровне местного самоуправления

Еравнинский район, обладая достаточными возможностями социально-экономического развития, повышения производительности и конкурентоспособности, реализует свой потенциал в случае капитализации трех преимуществ и преодолении пяти системных проблем.

Три преимущества:

1. Экологическая чистота земель для развития предпринимательства с использованием возобновляемых источников, развертки «зеленой» экономики в условиях возрастающего спроса на экологически чистую продукцию и экологически чистые места отдыха;

2. Уникальность потенциала местного сообщества как результат исторически длительного совместного проживания и смешения этносов (бурят, русских, эвенков), их культур и хозяйственных укладов;

3. Транзитное местоположение с перспективной транспортной артерией между северной и южной территориями Республики Бурятия, между городами Улан-Удэ и Чита.

Пять ключевых направлений устранения системных проблем в Еравнин-ском районе:

1. Повышение уровня управленческих компетенций;

2. Ликвидация асимметрии между полномочиями руководителями сельских администраций и финансовым обеспечением их исполнения;

3. Модернизация социальной политики с целью предотвращения вероятной угрозы демографической катастрофы;

4. Совершенствование институциональной среды, находящейся за «скобками» экономики;

5. Создание опорных точек экономической активности при руководителях сельских администраций и зон опережающего развития в поселениях, обладающих достаточным ресурсным и предпринимательским потенциалом.

1. Необходимость повышения уровня управленческих компетенций относится не только к руководству муниципального образования и сельских поселений, но и к бюджетным и хозяйствующим субъектам. Первопричиной повсеместного (в масштабах Республики Бурятия) вялотекущего состояния управленческого процесса является отсутствие мотиваций, нацеливающих общество на единую цель, от достижения которого выиграет все общество, а не отдельные аффилированные группы людей. В то же время общая распространенность низкого качества управления не означает, что в отдельно взятом районе его нельзя улучшить. Живым примером общественной активности и нацеленности на подъем экономики и уровня жизни является соседний

Баунтовский район, идентичный Еравнинскому по природно-климатическим условиям и природно-ресурсному потенциалу, но еще ее удаленный от центров экономической и культурной активности, чем Еравнинский район и с меньшим демографическим потенциалом.

2. Второй ключевой проблемой является невозможность полноценного исполнения полномочий местного самоуправления по причине несбалансированности межбюджетных отношений. С момента вступления в силу Федерального закона о местном самоуправлении от 2003 г. № 131ФЗ, на сельские администрации спущено множество новых полномочий, не обеспеченных финансами. «Постоянное давление со стороны районных и республиканских властей, многочисленных надзирающих и контролирующих органов сопровождает главу все время работы. За поле конопли — штраф от наркоконтроля, за заросшие защитные полосы — от пожарных, штрафы приходят от санэпидстанции, ГИБДД, других различных «надзоров». Доходит до того, что избранники народа выплачивают штрафы из своего кармана, сами выходят с косой на поля, заросшие коноплей, заправляют пожарную машину, пропахивают защитные полосы, ремонтируют дороги, самостоятельно находят деньги на солярку, договариваясь «по знакомству» с трактористами. Полное отсутствие рычагов для изменения к лучшему жизни своих односельчан, своего села демотивирует людей больше всего, вынуждая их либо смиряться со своим положением, либо бежать из деревни.

Общее настроение уныния в сельских конторах, конечно же, не может сказаться на жизнеспособности самих сел. Если раньше оживленная работа начальства хоть как-то подстегивала население, то сегодня этого нет. Все больше сел пустеют, а политика правительства по укрупнению сел, лишь завершает тягостный процесс» (Цитата из еженедельника «Информ Полис»). Ясно, что при таком состоянии организации муниципального самоуправления сам тезис о социально-экономическом развитии в определенной степени декларативен, поскольку на первоочередные позиции выходит проблема демографической безопасности из-за депопуляции сельской местности.

3. Вероятностную угрозу демографического коллапса отражают данные социологического обследования населенных пунктов района в апреле 2015 года. Острота данной угрозы требует незамедлительных и эффективных мер для локализации и ликвидации причин миграции. Решение лежит в плоскости перехвата конкурентных преимуществ жизни в городских условиях в пользу сельского. На первом месте — это благоустройство жилья. Дома сельчан без горячего и холодного водоснабжения, без душа и ванной, без теплого туалета и канализации, без телефонной связи и интернета трудно назвать жильем в современном его понимании. Для внутреннего благоустройства домов имеются все необходимые технические средства, автономные технологии и материалы.

Существуют и механизмы решения, например, государственно-муниципально-частное партнерство, гибкие формы кредитования и др. Вслед за внутренним благоустройством жилого фонда необходимо благоустройство внешнего облика деревень и сел, включая создание и обустройство организованных хранилищ отходов и мусора.

Существенные проблемы социальной сферы население связывает с обеспеченностью общественным питанием (35,3 % населения не удовлетворено), муниципальным транспортом (26,4 %), бытовыми услугами (42,4 %). Поэтому следующей задачей системы муниципального управления Еравнинского района является совершенствование системы услуг.

Решение данных проблем, безусловно, повысит качество жизни в районе и его привлекательность для изменения миграционных настроений и улучшения демографической ситуации. Но это лишь необходимые условия. Система дееспособна при наличии еще достаточных условий, к ним мы относим предложение рабочих мест, интересной и достойно оплачиваемой работы, т.е. экономические условия. Факты из анализа жизни села показывают, что за почти 25 пореформенных лет произошла деградация и примитивизация сельской экономики до уровня реликтового уклада натурального хозяйства в личных подворьях.

В период экономического и социального кризиса домашние хозяйства представляли основной плацдарм борьбы за выживание, являлись площадкой апробации различных способов самообеспечения семьи и родственников, проживающих в городах. По своей сути личные подсобные хозяйства принадлежат сегменту неформальной (теневой) экономики, вследствие законодательного упущения. В Китае и Вьетнаме, например, домашние семейные хозяйства законом наделены статусом субъекта малого предпринимательства и на них распространяются все виды государственных преференций, в т. ч. по налогообложению. Контраст между неформальной (домашней) и формальной экономикой в районе огромен. Здесь производится до 70 % сельскохозяйственной продукции без всяких внешних регуляторов или формального пресса. Удивительная устойчивость домохозяйства в изменяющейся среде стало поводом называть его «вечной и неизменной» ячейкой сельского социума.

Историческое значение домашних хозяйств России в сохранении сельских местных сообществ, еще предстоит осознать потомкам и достойно оценить. Но потенциал его возможностей практически уже достиг пределов роста. Кое-какие резервы еще можно использовать, если будет создана организованная кооперативная система закупа, переработки и реализации сельхозпродукции и дикоросов. Но они незначительны.

4. Совершенствование институциональной среды связано с реальным наделением прав собственности на землю и неукоснительным соблюдением этих прав, ликвидации административных барьеров, бюрократических завалов, преодоление правового нигилизма — с одной стороны и избыточного давления со стороны правоохранительных, надзорных и контролирующих органов на поселенческие муниципальные образования и на хозяйствующие субъекты — с другой.

5. Подъем сельского хозяйства требует создания организованных форм хозяйств. Но возврат к совхозной системе исключен, в принципе не имеют больших перспектив и акционерные общества. В мировой практике акционерные организационно-правовые формы в сельском хозяйстве не прижились, кроме комплексов промышленного выращивания свиней и птиц. Самой эффективной показала себя кооперативная система. Секрет прост: в ко-

оперативе его участник выступает в трех ипостасях — долевого собственника — пайщика, менеджера в составе Правления кооператива и работника, что обусловливает стремление каждого кооператора рационально использовать активы, эффективно управлять ими и производительно работать. Менталь-ность аграриев Еравнинского района больше склонна к индивидуализму, замкнутости и закрытости из-за которого кооперативная форма хозяйствования пока еще не получила развитие. Основных причин не толерантности три:

• значительная доля продукции в домохозяйственном обороте исторически приходится на добычу готовых даров природы (зверя, рыбы, дикоросов), что не располагает к открытости поведения;

• стремление предостеречь свое домохозяйство от конкурентного давления со стороны односельчан, что также стимулирует автаркическое поведение;

• недоверие к государственным и муниципальным органам власти (ввод ограничений, дополнительных фискальных нагрузок, бюрократических инсинуаций и т. д.).

Ввиду отсутствия директивных рычагов кооперирования, необходима кропотливая просвещенческая и пропагандистская работа среди населения с пояснением преимуществ и механизмов кооперативного ведения хозяйства. Самыми эффективными агитаторами являются: живой пример успешной работы кооператива не из «прекрасного далека», а на месте, в родном или соседнем поселении, а также действенная государственная поддержка вновь образованных кооперативов.

Действенным мотивом к кооперированию становится ввод в действие современных стандартов и санитарных норм в сельском хозяйстве. Организованный закуп картофеля и овощей предусматривает стандартизованную по размерам продукцию, чего практически невозможно достигнуть в личном подсобном хозяйстве. Закуп молока — из молочно-товарной фермы, мяса — из убойного пункта промышленного забоя скота, что требует коллективной самоорганизации в форме кооператива.

К созданию кооперативов подталкивает и проблемы управления в первичном его звене — поселенческом муниципальном образовании. До реформы сельские советы опирались на две устойчивые силы — на мощь государственного управления и хозяйствующих субъектов в лице колхоза или совхоза. Система была устойчива. С распадом последних поселенческое самоуправление лишилось мощной инвестиционной составляющей и ее необходимо воссоздать в форме кооператива при администрации. Первый шаг — создание потребительского кооператива для закупа продукции сельских подворий и доведения их до требуемых стандартов, последующей переработки и реализации. Второй шаг — создание производственного кооператива.

Важным инвестиционным институтом для саморазвития являются кредитные потребительские кооперативы, аккумулирующие денежные средства местного населения и организаций. Но федеральным законом от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» установлены жесткие требования для кредитных кооперативов, не вступивших в саморегулирующие организации

(СРО). Они подлежат ликвидации в судебном порядке. Некоммерческая организация приобретает статус СРО при условии объединения в ее составе не менее 100 кредитных кооперативов, что в принципе невозможно достичь в масштабах одного Еравнинского района.

Кооперирование при администрациях поселенческого самоуправления преследует две основные цели: расширение доверительной основы руководству кооператива со стороны его пайщиков и повышение ресурсной базы местного самоуправления.

Деятельность кооперативов не ограничивается только сельскохозяйственным сектором. Бытовые, хозяйственные, технические услуги, выполнение сезонных работ (сбор грибов, ягод, лекарственного сырья, охота, рыболовство, лесозаготовка и деревообработка, первичная переработка шкур, овчины, шерсти, бондарные, кузнечные и множество других видов деятельности) — все должно быть в сфере интересов кооператива.

Важным для возрождения жизни на селе является организация стационарных центров технических и хозяйственных услуг в каждом сельском поселении. В компетенции указанных центров следует отнести оказание кузнечных, столярных услуг, обслуживание и ремонт автотранспортных средств, бытовой техники, инвентаря. Численность занятых определяется из расчета 1-2 человека в каждом поселении.

Для повышения уровня комфортности жизни в сельских поселениях предлагается к организации мобильный центр бытового обслуживания в форме некоммерческого партнерства. К его компетенции следует отнести оказание швейных услуг, услуг парикмахера, фотографа, ремонт мелкой бытовой техники. Центр должен функционировать при Администрации Еравнинского района и оказывать услуги населению на договорных условиях по отдельному плану-графику.

Проблемным на сегодня в Еравнинском районе остается сопровождение сельхозтоваропроизводителей. Для решения их ежедневных проблем считаем целесообразным организацию некоммерческого партнерства при Администрации района по оказанию зооинженерных, ветеринарных, агротехнических услуг, услуг по ремонту сельхозтехники и транспортных средств, экономических, бухгалтерских, юридических и прочих услуг. Инжиниринговый центр, являюсь мобильным по способу функционирования, должен действовать на договорных условиях с каждым поселением по отдельному плану-графику.

Только диверсификация сельской экономики с использованием фактора сезонности сельской жизни может стать локомотивом устойчивости развития сельских поселений.

Внутреннее благоустройство домов и села в целом также легче осуществить сообща, в кооперативе, нежели в одиночку.

Инициативы районной власти для продвижения на более высоких уровнях управления

1. Сформулировать подходы по созданию в Республике Бурятия зон территориального развития со значительным, но пока невостребованным потенциалом, прежде всего в депрессивных районах.

2. Увеличить емкость рынка Республики Бурятия за счет участия в мероприятиях по импортозамещению.

3. Разработка предложений о внесении изменений в порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку молодых специалистов, работающих в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянско-фермерских хозяйствах, у индивидуальных предпринимателей.

4. Изучить опыт Тамбовской области по развитию сельских поселений на основе проекта «Народная инициатива»

5. Изучить опыт Благотворительного фонда развития Иркутского района по созданию карты местных ценностей

Таким образом, реализация проектных предложений, разработанных в рамках проведенной исследовательской работы, позволит обеспечить гармоничное развитие Еравнинского района и вывести его на лидирующие позиции в рейтинге муниципальных образований Республики Бурятия.

Литература

1. Будаева Ц. Б., Дугарова А. А. Теоретические концепции местного самоуправления // Вестник Бурятского госуниверситета. Экономика и менеджмент, 2012. № 2. С. 135—145.

2. Базаров А. Ц. Отношение населения к местному самоуправлению// Вестник Бурятского госуниверситета. Экономика и менеджмент. 2012. № 2. С.135-145.

3. Дмитренко О.В. Теория кластеров в решении проблем освоения местной экономики // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2013. № 2. С. 57-60.

Цыренов Даши Дашанимаевич, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой эконометрики и прикладной экономики, Бурятский государственный университет, е-mail: [email protected]

Dashi D. Tsyrenov, PhD in Economics, Head of the Department of Econometrics and Applied Economics, Buryat State University

Гармаев Алексей Дашинимаевич, магистрант, Бурятский государственный университета, е-mail: [email protected]

Aleksey D. Garmaev, Graduate Student, Buryat State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.