Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития дополнительного профессионального образования на базе московских колледжей в условиях становления инновационной экономики столицы'

Проблемы и перспективы развития дополнительного профессионального образования на базе московских колледжей в условиях становления инновационной экономики столицы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1165
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ВИДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING / INNOVATIVE ECONOMY / DEVELOPMENT PROSPECT / IS STANDARD-LEGAL DOCUMENTS / KINDS AND MODES OF STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царькова Елена Анатольевна

Широкий спектр предоставляемых колледжами образовательных услуг, ресурсные, кадровые, территориальные и иные преимущества позволяют говорить о том, что сосредоточение программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров на базе многоуровневых многопрофильных образовательных учреждений города Москвы остается самым перспективным направлением комплексной модернизации системы профессионального образования столицы. В статье рассмотрены проблемы и перспективы развития дополнительного профессионального образования в условиях становления инновационной экономики столицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Царькова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The wide spectrum of educational services given by colleges, resource, personnel, territorial and other advantages allow to say that the concentration of programs of vocational training, retrainings, improvements of professional skill of shots on the basis of multilevel versatile educational institutions of a city of Moscow remains the most perspective direction of complex modernization of system of vocational training of capital. In article problems and prospects of development of additional vocational training in the conditions of formation of innovative economy of capital are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития дополнительного профессионального образования на базе московских колледжей в условиях становления инновационной экономики столицы»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ МОСКОВСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ СТОЛИЦЫ

ЦАРЬКОВА Е.А.

Широкий спектр предоставляемых колледжами образовательных услуг, ресурсные, кадровые, территориальные и иные преимущества позволяют говорить о том, что сосредоточение программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров на базе многоуровневых многопрофильных образовательных учреждений города Москвы остается самым перспективным направлением комплексной модернизации системы профессионального образования столицы. В статье рассмотрены проблемы и перспективы развития дополнительного профессионального образования в условиях становления инновационной экономики столицы.

Life long learning - обучение в течение всей жизни - является необходимым атрибутом, с которого начинаться портрет современного жителя мегаполиса. Это процесс, который открывает перспективы и возможности успешной реализации человека в социуме и предполагает активное вовлечение личности в разнообразные формы обучения, начиная с онлайн-обучения, дистанционного обучения, через традиционные уровни формального образования, различные программы повышения квалификации и заканчивая самообучением, осуществляемым человеком вне зависимости от его возраста и социальной принадлежности в процессе формирования жизненного опыта.

Московское дополнительное профессиональное образование, как элемент развития отечественного непрерывного образования, представляет собой эволюционирующую систему, объединяющую различные виды и программы обучения для широких категорий потребителей образовательных услуг, реализуемых на базе различных образовательных учреждений, среди которых колледжи занимают одно из достойных мест по уровню материально-технической, информационной и кадровой оснащенности образовательного процесса в рамках реализации Постановления Правительства Москвы «О Городской целевой программе развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы». Движущая сила этого процесса формируется за счет активного развития внебюджетной деятельности колледжей города в условиях их инновационного преобразования в ответ на растущий спрос со стороны различных категорий населения.

Содержательный, организационный и ресурсный уровень реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в колледжах столицы, проходит сегодня этап серьезного пересмотра и обновления с целью ориентации на удовлетворение интересов потенциальных заказчиков кадров и потребителей образовательных услуг в лице различных категорий столичных граждан. Активизация этой работы усилилась с началом процесса перехода образовательных учреждений в новые экономико-правовые формы в связи с принятием Государственной Думой Проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муници-

The wide spectrum of educational services given by colleges, resource, personnel, territorial and other advantages allow to say that the concentration of programs of vocational training, retrainings, improvements of professional skill of shots on the basis of multilevel versatile educational institutions of a city of Moscow remains the most perspective direction of complex modernization of system of vocational training of capital. In article problems and prospects of development of additional vocational training in the conditions of formation of innovative economy of capital are considered.

пальных) учреждений». Данный закон направлен на повышение эффективности предоставления государственных образовательных услуг путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек бюджетных учреждений сферы профессионального образования и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, которые в том числе подразумевают расширение объемов предоставления образовательными организациями дополнительных образовательных услуг.

Нормативно-правовые документы в сфере реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на базе колледжей

Определение действующих рамок нормативно-правового поля детерминирует содержание деятельности образовательных учреждений (организаций) по обеспечению условий реализации дополнительных образовательных услуг для различных категорий населения столицы за рамками реализации основных профессиональных образовательных программ. Но, несмотря на активность органов законодательной власти в отношении разработки документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышении квалификации кадров, существует явная несогласованность по ряду позиций нормативных документов. Примером этого может служить утверждение Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 522 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций.

С принятием указанного документа утратило силу действующее до этого момента Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования России от 22.05.1998 № 1327. Новое Положение устанавливает порядок государственной аккредитации образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, реализующих в соответствии с законодательством РФ основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные образовательные программы, в отношении которых установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования, а также образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы.

При этом необходимо отметить, что новым Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций не предусмотрена государственная аккредитация программ профессиональной подготовки, в то время как до принятия этого Положения программы профессиональной подготовки подлежали государственной аккредитации. В то же время, в соответствии с п. 1 ст. 27 действующего Закона РФ «Об образовании» неаккредитованное образовательное учреждение, имеющее лицензию, выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации, формы которых определяются самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

Однако Приказом Министерства образования и науки России от 28.12.2006 № 340 «Об утверждении форм документов государственного образца о начальном профессиональном образовании и уровне квалификации» установлено, что свидетельство об уровне квалификации является документом государственного образца. И по итогам обучения по программам профессиональной подготовки выпускникам могут быть выданы именно такие свидетельства.

Следовательно, налицо явное противоречие между нормативными документами, регламентирующими деятельность в одной и той же профессиональной области.

Очевидно, что именно такие противоречия должны быть разрешены в редакции нового Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с представленным проектом нового закона регламентировать деятельность ор-

ганизаций по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации будут статьи, содержащиеся в Главе 12 «Профессиональное обучение» и Главе 16 «Дополнительное профессиональное образование». Анализ данных глав проекта ФЗ показал, что структурная дифференциация видов профессионального обучения взрослого и незанятого населения будет несколько иной. Так, в главе 12 ФЗ определено, что профессиональное обучение будет осуществляться посредством реализации программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программ переподготовки рабочих и служащих, программ повышения квалификации рабочих и служащих в учебных центрах профессиональных квалификаций, в общеобразовательных организациях одновременно с освоением основных образовательных программ среднего общего образования, профессиональных образовательных организациях, а также обособленных подразделениях иных организаций. При этом продолжительность профессионального обучения по программам профессиональной подготовки определяется программой профессиональной подготовки, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей профессиональное обучение, что с одной стороны накладывает ответственность на образовательное учреждение, а с другой, может довести процесс сокращения сроков обучения до абсурда.

Ряд положений статей закона устанавливает свободы в отношении процедуры оформления права на реализацию программ профессионального обучения. Так, в Главе 12, статье 102 ФЗ определено, что образовательная деятельность по реализации программ профессионального обучения не подлежит лицензированию, если иное не установлено Федеральным законом. В этом случае данная деятельность может осуществляться организациями, осуществляющими реализацию соответствующих программ, всего лишь при условии уведомления об этом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации... Это свидетельствует о том, что на рынке образовательных услуг произойдут изменения в сторону увеличения видов организаций, имеющих право реализовывать программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих, что вызовет резкий рост конкуренции среди негосударственных и государственных образовательных организаций. Следовательно, деятельность последних в жестких условиях ведения бизнеса должна принять принципиально иной характер. В противном случае появлении большого количества учебных центров любых организационно-правовых форм, может вытолкнуть слабые неконкурентоспособные образовательные учреждения за борт этого рынка.

Снизятся требования и к профессиональным компетенциям обучающего персонала. Так, по новому ФЗ профессиональное обучение могут осуществлять мастера производственного обучения, имеющие стаж работы по профессии не менее 3 лет, среднее общее или среднее профессиональное образование, а также квалификацию по соответствующей профессии рабочего или должности служащего выше уровня квалификации, который обеспечивает соответствующая программа профессионального обучения.

Также внимания заслуживает вопрос о регулировании отношений в области дополнительного профессионального образования, что определено в Главе 16 проекта нового ФЗ. На основании статей данной главы наоборот практически исключается возможность участия в процессе реализации дополнительных профессиональных образовательных программ большинства организаций реального сектора экономики, так как условия ведения образовательной деятельности такими организациями в законе не прописаны.

Несмотря на то, что сегодня развитие дополнительных образовательных услуг на базе колледжей Москвы происходит в непростых условиях совершенствования федеральной нормативнозаконодательной базы, определим рамки действующего пакета правовых норм, регламентирующих реализацию программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на базе колледжей.

- Федеральный Закон (ФЗ) Российской Федерации (РФ) от 10 ию-

ля 1992 года № 3266-1«Об обра- ниями на 2010 год).

зовании» (в ред. Федеральных за- - ФЗ РФ от 1 декабря 2007 г. N

конов с изменениями и дополне- 307-ФЗ «О внесении изменений в

отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».

- ФЗ РФ от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».

- ФЗ РФ «О занятости населения в Российской федерации».

- ФЗ РФ от 25 декабря 2008 г. N 287-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (опубликовано 30 декабря 2008 г., Вступает в силу: 1 января 2009 г.).

- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14 июля 2008г. №522 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».

- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18 июля 2008 г. N 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)».

- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26 июня 1995г. №610 (с изменениями от 10 марта 2000г., 23 декабря 2002г., 31 марта 2003г.) об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (Как закреплено в п.16 названного положения, для негосударственных образовательных учреждений повышения квалификации настоящее Типовое положение является примерным).

- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505) (с

изменениями от 1 апреля 2003 г., 28 декабря 2005г, 15 сентября 2008г.) «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».

- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от от 14 Июля 2008 г. N 522 (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 N 414) «Об утверждении положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».

- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 15 августа 2008 г. № 1193-р. «Концепции действий на рынке труда на 2008 - 2010 годы».

- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2000 г. N 3/1 «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения» (с изменениями от 8 февраля 2001 г.).

- ПРИКАЗ Минобрнауки России от 26 апреля 2010 г. N 429 «Об утверждении Требований к минимуму содержания программы профессиональной подготовки частных детективов».

- ПРИКАЗ Минобрнауки России от 26 апреля 2010 г. N 430 «Об утверждении Требований к минимуму содержания программы профессиональной подготовки частных охранников».

- ПРИКАЗ Минобрнауки России от 09 марта 2007 N 78 «О внесении изменения в Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2006 г. № 340 «Об утверждении форм документов государственного образца о начальном профессиональном образовании и уровне квалификации» (зарегистрировано в Минюсте РФ 11.04.2007 № 9274).

- ПРИКАЗ Минобрнауки России от 23 марта 2007 г. N 92 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о начальном профессиональном образовании и уровне квалификации, заполнении и хранении соответствующих бланков документов».

- ПРИКАЗ Минобрнауки России от 28 декабря 2006 г. № 340 «Об утверждении форм документов государственного образца о начальном профессиональном образовании и уровне квалификации».

- ПИСЬМО Министерства образования РФ от 20 января 2003 г. № 29/19-12 и Министерства труда и социального развития РФ от 3 февраля 2003 г. № 739-ВЯ «О некоторых разъяснениях по применению перечня профессий профессиональной подготовки при профессиональном обучении безработных граждан и незанятого населения».

- ПРИКАЗ Министерства образования Российской Федерации от 29 октября 2001г. «Об утверждении Перечня профессий профессиональной подготовки».

- ПРИКАЗ Министерства образования Российской Федерации от 28 июля 2003г. № 3177 «Об утверждении Примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования».

- ПРИКАЗ Минобразования РФ от 6 сентября 2000г. № 2571 «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов».

- ПРИКАЗ Минобразования РФ от 18 июня 1997 г. № 1221 «Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ».

- ПРИКАЗ Минобразования РФ от 21.10.1994 №407 «О введении модели учебного плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям».

- ПОЛОЖЕНИЕ о формировании

независимой оценки качества профессионального образования, утверждённое Минобрнауки России и РСПП №АФ-318/03 от 31.07.09.

- ПОЛОЖЕНИЕ об оценке и сертификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий, прошедших профессиональное в различных формах, утверждённое Минобрнауки России и РСПП № АФ-317/03 от 31.07.09.

- ПОЛОЖЕНИЕ о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов. Утверждено приказом Минобразования России от 06.09.2000 N 2571.

- РЕКОМЕНДАЦИИ Минобрнауки РФ по формированию программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для опережающего обучения работников организаций, находящихся под риском увольнения или занятых неполное рабочее время 27.01.09 03-124-1.

- ПИСЬМО Министерства образования и науки от 17.02.2009 №ИК-123/03 «О функционировании общероссийского банка текстов и аннотаций программ опережающего профессионального обучения».

- ПИСЬМО Минобразования РФ N 06-51-48ин/23-10, Минтруда РФ N 4226-НП «О лицензировании профессиональной подготовки и профессионального обучения работников организаций» от 21.07.1998.

- ПИСЬМО Минобрануки РФ № 252 12-16 13.02.2009 Об организации работы по включению подведомственных учреждений профессионального образования в урегулирование ситуации на рынке труда, содействию занятости населения и профессиональной подго-

товке и переподготовке высвобождаемых работников и выпускников образовательных учреждений.

- РЕКОМЕНДАЦИИ к разработке учебных планов и программ для краткосрочной подготовки граждан по рабочим профессиям. Рассмотрено и согласовано в Минобразовании России 25.04.2000 г. № 186/17-11.

- РЕКОМЕНДАЦИИ по реализации образовательных программ переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения в учреждениях НПО. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 3 ноября 1998 г. № 04-51-81ин/13-06 во исполнение решения коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 12.05.98№6/2.

- ПРИКАЗ Минздравсоцразвития России от 3 июля 2006 г. N513 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников».

- ПРИКАЗ Минздравсоцразвития России от 7 июня 2007 г. N 400 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда».

- ПРИКАЗ Минздравсоцразвития России от 17 марта 2008 г. N 125н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от

безработицы».

- ПРИКАЗ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 декабря 2006 г. N 1154 «Об утверждении Перечня основных профессий рабочих промышленных производств (объектов), программы обучения которых должны согласовываться с органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору».

- ЗАКОН МОСКВЫ от 20 июня 2001 года №25 «О развитии образования в городе Москве».

- ЗАКОН МОСКВЫ от 29 июня 2005 года №32 «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве».

- ЗАКОН МОСКВЫ от 1 октября 2008 года №46 «О занятости населения в городе Москве».

- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 31 марта 2009 года №244-ПП «Об утверждении положения о порядке профессионального обучения безработных граждан в городе Москве».

- РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 10 октября 2007 г. N 149-РЗМ «О создании комплексной рабочей группы по подготовке проекта закона города Москвы «О подготовке квалифицированных рабочих кадров в городе Москве».

- ПРИКАЗ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ от 22 декабря 2010 года № 2072 «О доплатах за организацию платных услуг и иной, приносящей доход деятельности»

- ПРИКАЗ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ от 12

января 2011 года № 43 «О внесении изменения в приказ Департамента образования города Москвы от 19 декабря 2005 года № 748»

Виды и формы профессионального обучения взрослого и незанятого населения на базе учреждений довузовского профессионального образования В соответствии с постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2000 г. N 3/1 "Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повы-

шения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения" (с изм. и доп. от 8 февраля 2001 г. сегодня профессиональное обучение включает в себя следующие виды обучения:

- профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ;

- переподготовка рабочих для приобретения ими новых профессий для работы (доходного занятия) по этим профессиям;

- обучение рабочих, имеющих профессии, вторым профессиям для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы (доходного занятия) по совмещаемым профессиям;

- повышение квалификации рабочих с целью обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющимся у них профессиям, а также изучения новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности;

- профессиональная переподготовка специалистов для получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получение новой квалификации в рамках имеющегося направления подготовки (специальности);

- повышение квалификации специалистов с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач;

- стажировка специалистов для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретения профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей.

Стажировка может быть как самостоятельным видом обучения, так и одним из разделов учебного плана.

На рисунке 1а представлена схема, отражающая классификацию программ профессионального обучения взрослого и незанятого населения, реализуемых в колледжах Москвы в условиях действующего правового поля, границы которого определяются соответствующими нормативными правовыми документами.

После принятия проекта нового ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система профессионального обучения примет иной вид и будет включать в себя следующие виды профессионального обучения: профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и служащих, что закреплено в Главе 12 проекта ФЗ (Рис. 1б). В то же время реализация программ переподготовки, повышения квалификации и стажировки специалистов уходит в систему дополнительного профессионального образования.

Для развития вопросов, связанных с профессиональным обучением взрослого и незанятого населения на базе учреждений довузовского профессионального образования остановимся на конкретизации дефиниций в области предоставления колледжами дополнительных образовательных услуг.

Профессиональное обучение взрослого и незанятого населения на базе колледжей города Москвы

До пол нительн ое п рофе ссио нальн ое о бразова ние рабочих (служащих) и специалистов

Рис.1а

Профессиональное обучение взрослого и незанятого населения на базе колледжей города Москвы

Прог раммы перепсд готовки рабочих (с лужащи х)

Прог раммы повышения квалификаци и рабочих (с лужащи х)

Дополнительное профессиональное

о бра зова ние взрослого и незанятого населения на базе колледжей города Москвы

Рис. 1б Понятийный аппарат

Внебюджетная деятельность образовательного учреждения - деятельность, направленная на привлечение внебюджетных средств, включающая в себя (Рис. 2):

- оказание платных дополнительных образовательных услуг;

- образовательные услуги за счет средств обучающихся и корпоративных заказчиков;

- добровольные пожертвования и целевые взносы физических и (или) юридических лиц;

- доходы от использования собственности;

- организацию иной предпринимательской деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможность оказания платных образовательных услуг должна предусматриваться уставом образовательного учреждения. В уставе образовательного учреждения, оказывающего платные образовательные услуги и осуществляющего предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, в обязательном порядке указываются основные характеристики организации его деятельности, в том числе:

- наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);

- осуществление предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

- порядок распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и т.д.

Рис. 2.

Право образовательных учреждений на оказание платных дополнительных образовательных услуг населению и организациям устанавливает ст. 45 «Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений» Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (далее - Закон ФЗ «Об образовании»).

Дистанционное образование - международный термин, иногда трактуемый как «образование на расстоянии». Обозначает целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от образовательного учреждения и потому не вступающих в постоянный контакт с его педагогическим персоналом, учебными средствами, образовательными ресурсами. Это образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ). Под ДОТ понимаются образователь-

ные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника (статья 32 Закона ФЗ «Об образовании»).

Дополнительное образование - это образование, цели и содержание которого не предусмотрены обязательной программой образовательного учреждения, однако имеют важное значение для развития человека как личности, для его жизни в обществе, соответствует его склонностям и интересам (Словарь «Профессиональное образование»). В соответствии со ст. 26 ФЗ «Об образовании» основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в рамках каждого уровня профессионального образования.

Дополнительные образовательные программы - образовательные программы различной направленности, реализуемые на каждом уровне системы образования (Рис 3а):

- в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

- в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

- посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Дополнительное профессиональное образование

Рис. 3а

В соответствии с данной трактовкой в законе, программы дополнительного профессионального образования - это также программы дополнительного образования, но выходящие за пределы основных профессиональных образовательных программ. После принятия проекта Федерального зако-

на «Об образовании в Российской федерации» схема классификации программ будет иметь иную структуру (Рис. 3б).

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИО- ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИО-

НАЛЬНОЕ НАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(подготовка (бакалавриат,

квалифицированных специалитет,

рабочих, магистратура,

специалистов подготовка научно-

среднего звена) педагогических кадров)

Программы профессиональной переподготовки специалистов

Специализированные

последипломные

Программы

повышения л

квалификации

специалистов

Дополнительные

профессиональные

программы

Рис. 3б

Дополнительные образовательные услуги - платные образовательные услуги населению, предприятиям, учреждениям, организациям, такие как обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, углубленное изучение предметов с учащимися и другие услуги за рамками образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения за вычетом доли учредителя (собственника) реинвестируется в данное образовательное учреждение, в том числе на увеличение расходов на заработную плату, по его усмотрению. Данная деятельность не относится к предпринимательской (ФЗ «Об образовании» Статья 45. Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений).

Данные услуги реализуются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505) (с изменениями от 1 апреля 2003 г., 28 декабря 2005 г., 15 сентября 2008 г.) «О правилах оказания платных образовательных услуг».

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК) является инструментом сопряжения сферы труда и сферы образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России. НРК Российской Федерации разработана на основании Соглашения о взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Рос-

сийского союза промышленников и предпринимателей1 (далее - Соглашение) с учетом опыта построения Европейской рамки квалификаций, национальных рамок стран - участниц Болонского и Копенгагенского процессов... НРК является составной частью и основой разработки Национальной системы квалификаций Российской Федерации, в которую должны войти также отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальная система оценки результатов образования и сертификации, предусматривающая единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.

НРК предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, предприятий, образовательных организаций, граждан) и позволяет:

- формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования, в том числе планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;

- описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов;

- разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов;

- создавать отраслевые квалификационные и тарифные системы (http://www.nark-rspp.ru).

Неформальное образование - современное образование, позволяющее человеку на любом возрастном этапе получить необходимые ему знания. Основным плюсом такого образования является, в первую очередь, возможность совмещения рабочей и учёбной деятельностей, что идеально подходит для процесса постоянного обучения. Кроме того, при получении неформального образования наибольший упор делается на те области знаний, которые важны самому обучаемому.

Сложилось несколько подходов к разграничению формального, неформального и инфор-мального образования.

Формальное образование - происходит в организованном и иерархически структурированном контексте, завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата, имеет определенную продолжительность по времени и основывается на государственной учебной программе, организовано формальными, преимущественно зарегистрированными, организациями.

Неформальное образование - любой организованный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение, осуществляемый вне рамок системы традиционного образования и охватывающий лиц всех возрастов. Неформальное образование происходит часто вне специального образовательного пространства (в котором чётко обозначены цели, методы и результат обучения) в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером. Как правило, неформальное образование не сопровождается выдачей документов установленного образца и чаще всего представлено в форме различных систематических курсов, тренингов, коротких программ, которые предлагаются на любом этапе образования или трудовой деятельности.

Информальное образование - индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер, спонтанное образование, реализующееся за счёт собственной активности индивидов в насыщенной культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д., когда взрослый превращает образовательные потенциалы

1 Соглашение о взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей от 25 июня 2007 года.

общества в действенные факторы своего развития, результат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности, не имеет определенной структуры.

Образование взрослых - составная часть системы образования, ее относительно обособленное подразделение, основной частью которого является содействие всестороннему развитию человека в период его самостоятельной жизни. В этом смысле образование взрослых является социальным институтом, преемственно продолжающим процесс превращения имеющегося в обществе социально-культурного опыта в достояние всех его членов. По Международной стандартной классификации образования образование взрослых - это любой организованный и устойчивый (обладающей преемственностью) процесс коммуникации, порождающей обучение во благо и адаптированный к потребностям лиц, имеющих традиционное школьное или университетское образование. Высшее и послесреднее образование, полученное до вступления на рынок труда, обычно не рассматривается как образование взрослых. В Рекомендациях ЮНЕСКО (1976) термин обозначает «весь комплекс организованных процессов образования, независимо от содержания, уровня и метода, формальных или иных, продолжающих или восполняющих образование, получаемое в школах и вузах, а также практическое обучение, благодаря которым лица, рассматриваемые в качестве взрослых обществом, частью которого они является, развивают свои способности, обогащают свои знания, улучшают, свою техническую или профессиональную квалификацию или получают новую ориентацию и изменяют свои взгляды или поведение..».

Профессиональная подготовка. В ст.21 действующего Федерального Закона «Об образовании» цель профессиональной подготовки трактуется так: «.ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка (первоначальное обучение) рабочих является одной из составных частей профессионального обучения граждан и предназначена для лиц, не имеющих профессии, желающих приобрести профессию, и трудится по этой профессии. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося» и может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов или рабочих, имеющих соответствующую квалификацию.

Следует отметить, что действующим ФЗ «Об образовании» допускается, что профессиональная подготовка может быть получена и в образовательных подразделениях организаций. Для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности учредитель организации, имеющей образовательное подразделение, осуществляющее профессиональную подготовку, должен представить в лицензионный орган наряду с другими необходимыми документами утвержденное в установленном порядке положение о подразделении, отвечающее требованиям законодательства Российской Федерации в области образования. В лицензии в этом случае указываются наименование организации и наименование ее образовательного подразделения. Лицензирование профессиональной подготовки, ведущейся организациями независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм, осуществляется государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации, на территории которого они находятся (Требования к лицензированию программ профессиональной подготовки потеряют правовую основу, если будет принят проект нового ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции, представленной на обсуждение Общественной палате).

Сроки профессиональной подготовки на профессии рабочих установлены в соответствии с действующим Перечнем профессий профессиональной подготовки, утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации от 29.10.2001г.

Профессиональная переподготовка рабочих подразумевает обучение граждан новым профессиям ввиду отсутствия возможности продолжать работу по имеющимся у них профессиям, либо в случае, если ими утрачена способность к выполнению работы по этим профессиям.

Следует отметить, что сегодня профессиональная подготовка (переподготовка) кадров может интегрироваться со всеми уровнями системы отечественного формального образования (Рис. 4) на базе основного среднего полного общего образования, НПО, СПО, ВПО и т.д., являясь формой подготовки кадров с начальным уровнем квалификации. Выделенная на схеме связь различных уровней профессионального образования детерминирована основными положениями концепции непрерывного образования, представляющей современную систему взглядов на развитие образовательной практики и провозглашающую учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составную часть его образа жизни в любом возрасте.

Реализация программ профессиональной подготовки (переподготовки) кадров по профессиям рабочих и должностям служащих с учетом уровней действующей системы формального образования

вид

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБУЧЕНИЯ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ

>

>

>

>

>

>

ВПО

СПО

НПО

Среднее (полное) общее образование

Основное общее образование (с получением среднего (полного) общего образования)

Основное общее образование (без получения среднего (полного) общего образования)

Рис.4

Профессиональная переподготовка специалистов - это самостоятельный вид дополнительного профессионального образования - система получения дополнительных профессиональных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования. По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере. Направление профессиональной

переподготовки определяется заказчиком по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации.

Профессиональная переподготовка специалистов проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы. Формы профессиональной переподготовки устанавливаются образовательным учреждением в зависимости от сложности образовательных программ и в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора (п.6 Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов (утв. приказом Минобразования РФ от 6 сентября 2000г. N 2571).

Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности должен составлять свыше 500 часов аудиторных занятий.

Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации должен составлять не менее 1000 часов трудоемкости.

В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.

Повышение квалификации - обновление теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач (п.7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)). Повышение квалификации рабочих и специалистов - проводится в целях совершенствования знаний, умений и навыков по имеющимся у граждан профессиям (специальностям), повышения роста профессионализма и компетентности, освоения новых функциональных обязанностей, особенностей предстоящей трудовой деятельности, освоения новых информационных технологий.

В соответствии Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 «об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 31 марта 2003 г.) повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Повышение квалификации специалистов включает в себя следующие виды обучения:

- краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;

- тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;

- длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятель-

ности.

Стажировка - профессиональная программа, направленная на формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов. Стажировка может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем предприятия (объединения), организации или учреждения, где она проводится.

Таким образом, действующее законодательство выделяет следующие формы профессионального обучения: профессиональная подготовка, профессиональная переподготовка, стажировка и повышение квалификации.

Сегодня образовательные учреждения, на учебно-производственной базе которых осуществляются указанные формы профессионального обучения, должны иметь лицензии на право ведения соответствующей образовательной деятельности, выдаваемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Профессиональное обучение работников организаций сроком до 72 часов в целях углубления и поддержания уровня квалификации работников организации, их очередной аттестации, адаптации вновь принятых работников к специфике производства, условиям труда, традициям трудового коллектива, с отражением сведений о прохождении обучения в квалификационной характеристике без выдачи документов об образовании или квалификации лицензированию на право ведения образовательной деятельности не подлежит (Письмо Минобразования РФ и Минтруда РФ от 21 июля 1998 г. №№06-51-48ин/23-10, 4226-НП «О лицензировании профессиональной подготовки и профессионального обучения работников организаций»). Не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и квалификации).

Сроки реализации программ профессионального обучения:

По срокам обучения программы профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования на базе колледжей города Москвы продолжаются:

- от 72 часов до 99 часов с выдачей по результатам обучения удостоверения о краткосрочной подготовке установленного образца;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- от 100 часов до 500 часов с выдачей по результатам обучения свидетельства о повышении квалификации;

- от 500 часов и более (с выдачей диплома о профессиональной переподготовке).

При более коротких сроках обучения - до 72 часов обучения или в иных случаях могут быть выданы различные удостоверяющие справки, сертификаты и иные документы локального характера.

Потенциал московских колледжей в области реализации дополнительных образовательных услуг

Сегодня московские колледжи в рамках предоставления ими дополнительных образовательных услуг осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих

и специалистов по широкому спектру программ, включающих в себя программы профессиональной подготовки (переподготовки) рабочих; обучение рабочих, имеющих профессии, вторым профессиям; повышение квалификации рабочих; профессиональная переподготовка специалистов; повышение квалификации специалистов; стажировка специалистов. По данным анкетирования в 2009-2010 году по программам профессиональной подготовки (переподготовки) на базе колледжей города Москвы прошли обучение 2419 человек, по программам повышения квалификации - 3076 человек, что в общей сложности составляет 5495 человек. По сравнению с аналогичными данными за 2008-2009 год (4102 человека) прирост составил 1393 человека, прошедших обучение.

Программы профессиональной подготовки квалифицированных рабочих (около 400 программ) разработаны в более чем 40 колледжах Департамента образования города Москвы, что составляет более 45% от их общего числа. Данные программы имеют траектории преемственности практически со всеми программами начального профессионального образования, из них большей популярностью пользуется подготовка по таким профессиям как «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», «Парикмахер», «Повар», «Слесарь по ремонту автомобилей», «Пекарь», «Официант», «Бармен». Самыми активными на рынке предоставления образовательных услуг по профессиональной подготовке и переподготовки кадров являются Колледж сферы услуг №10, Строительный колледж №12, Технологический колледж №21, Строительный колледж №26, Технологический колледж №28, Строительный колледж №30,Технологический колледж №34.

Кроме перечисленных выше программ профессиональной подготовки в 10 колледжах реализуются более 20 программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий, что, в частности, позволяет выпускникам колледжей получить дополнительно к диплому о среднем профессиональном образовании свидетельство на право управления транспортным средством. Данные программы пользуются устойчивым спросом и у взрослого населения столицы. Наиболее перспективными в данном направлении являются Строительный колледж №12 и Колледж автомобильного транспорта №9, который оснащён самым современным оборудованием, обеспечивающим достижение высоких результатов при обучении по программам подготовки водителей транспортных средств и программам повышения квалификации специалистов автомобильной отрасли.

Программы повышения квалификации работников различных отраслей экономики (более 600 программ) могут быть предложены почти в 60 колледжах города Москвы (67% от общего числа). Самыми активными на рынке предоставления образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования рабочих и специалистов являются Колледж сферы услуг №3, Колледж предпринимательства №11, Колледж автоматизации и информационных технологий №20, Технологический колледж №24, Строительный колледж №30, Колледж декоративноприкладного искусства имени Карла Фаберже №36.

Необходимость обеспечения мероприятий по оптимизации программ профессионального обучения стала одним из критериев совершенствования всей системы отечественного профессионального образования, что было внесено в перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 г. Работая на опережение, уже сегодня многие разрабатываемые в колледжах программы вышли на новый уровень и сосредоточились в области инновационной перестройки различных секторов экономики. Реализуемые в колледжах программы: «Управление проектами», «Современные методы анализа и моделирование систем управления», «Прогрессивные промышленные технологии», «Качественный контроль промышленной продукции», «Автоматизированные энергосберегающие системы» пользуются устойчивым спросом при

повышении квалификации специалистов. В то же время востребованы и узкоспециализированные программы повышения квалификации специалистов такие, как «Учебный курс нелинейного монтажа в Final Cut Pro», «Компьютерная разметка алмазного сырья на оборудовании SARIN, HELIUM»; «Управление процессом печати на офсетной цифровой печатной машине HP IndigoPress 3500», «Программа «ModarisV5R2c4» французской фирмы Lectra (моделирование и конструирование изделий)», «SIEMENS: Расширенный курс по системам связи HiPath 3000 (HIP3ADVS)» и др., что свидетельствует о постоянном совершенствовании программ обучения в соответствии с современными потребностями технологического развития экономики.

Социальное партнерство является важнейшим компонентом развития СПО на базе колледжей №№ 3, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 17, 18, 23, 26, 36, 38, 44, 45, Политехнического колледжа им Моссовета, Московского техникума космического машиностроения, Техникума технологии и права, Техникума моделирования обуви и маркетинга, педагогических колледжей №№ 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 16, 18. Примером продуктивного взаимодействия колледжа с профессиональным сообществом может служить совместный образовательный проект Московской международной валютной ассоциации (ММВА) и ресурсного центра Коммерческо-банковского колледжа №6. Использование прикладных программ и участие в процессе обучения практиков межбанковского рынка, специалистов ММВА (в том числе непосредственно Президента ММВА А.Н. Мамонтова), ММВБ и банков-членов Ассоциации вызвали значительный рост интереса к проекту, в результате чего с осени 2010 года его структура была существенно расширена и на текущий момент слушателям предлагаются следующие Специальный курсы: «Межбанковский рынок и межбанковские отношения» - базовый уровень обучения; «Бэк-офис и корреспондентские отношения» - повышенный уровень; Курс «English for Bankers» (начало занятий с декабря т.г.). Слушатели получают навыки общения, использования банковской терминологии, подготовки к сдаче экзаменов на английском языке, в т.ч. на получение международного сертификата по программе «ACI Dealing Certificate»; «Валютный и денежный дилинг» - продвинутый уровень. Выпускники сдают экзамен на получение локального (российского) сертификата по программе «ММВА/MICA FX&MM Dealing Certificate».

Спецкурсы ММВА адресованы как специалистам валютного и денежного рынка, стремящихся к усовершенствованию своих знаний, так и непрофессионалам, желающим получить необходимые навыки в освоении данной специальности.

Если рассматривать процентное соотношения программ по отраслям, то точно можно определить, что большее количество программ реализуется по отраслям «Общественное питание, торговля и производство пищевой продукции» (25%), «Сфера обслуживания» (16%) и в спектре профессий, общих для всех отраслей экономики (17%).

Кроме этого в колледжах Москвы реализуются более 50-и разнопрофильных и постоянно обновляемых программ неформального образования для различных категорий населения, в том числе и для студентов колледжей (Таблицы 5,6). Представленные в сборнике программы дифференцированы по следующим направлениям:

- программы общекультурного назначения, включающие в себя программы социальнопедагогического направления, туристско-краеведческого направления;

- программы здоровьесберегающего направления, к которым относятся различные программы физкультурно-спортивной направленности.

В качестве примера программ неформального образования можно привести реализуемые в колледжах Москвы программы «Профессиональное выгорание», «Наш личностный рост», «Перинатальная психология и психология родительства», «Культура английской речи», «Ступени роста» и др. Разработаны и реализуются различные психологические тренинги, среди которых важное значение имеют тренинги, формирующие методы управления своими

эмоциями, что способствует внутренней гармонизации и стабильности в отношениях с другими людьми, повышает стрессоустойчивость, психологическую гибкость и работоспособность. Такие программы имеют значимую социальную направленность и могут быть активно использованы в процессе воспитания современного подрастающего поколения.

Все реализуемые в колледжах программы имеют широкий социальный контекст. Так, программы профессиональной подготовки и программы дополнительного профессионального образования направлены на формирование профессиональных компетенций, востребованных на рынке труда, что особенно актуально в процессе поиска работы и смены профессиональной деятельности. Кроме этого, важное значение имеют программы профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые реализуются в более чем 50% колледжей, программы профессиональной переподготовки военнослужащих, уволенных в запас, программы обучения пенсионеров и т.д.

В последнее время большое внимание уделяется проблеме дополнительного профессионального лиц, стоящих перед угрозой увольнения, или уже потерявших работу. Профессиональное обучение безработных граждан осуществляется по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, под конкретные рабочие места по заявкам работодателей, (в том числе и на условиях софинансирования), а также по профессиям, способствующим развитию предпринимательства и малого бизнеса».*

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

- гражданин не имеет профессии (специальности);

- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

- необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

- гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовка и повышение квалификации имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности).

Органы образования по запросу органов службы занятости представляют им информацию о профессионально - квалификационной структуре выпуска и численности выпускников, нуждающихся в трудоустройстве.

Специфика организации обучения безработной категории граждан состоит в следующем:

- различный возрастной спектр - от выпускников школ до пенсионеров;

- различный образовательный уровень - от неполного среднего образования до высшего;

- направленность на востребованные, престижные и высокооплачиваемые виды деятельности.

*

Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации». Ст. 23 Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан

Сложный механизм работы по организации профессионального обучения взрослого населения может успешно функционировать только при выполнении условия тесного трехстороннего взаимодействия Службы занятости с образовательными структурами и работодателями. При этом должны учитываться как ситуация на рынке труда и рынке образовательных услуг, так и требования работодателя, чтобы максимально заинтересовать его в инвестировании денег в образовательный процесс.

Формирование контингента для освоения программ профессиональной подготовки и ДПО в колледжах Москвы основано на активной работе колледжей в условиях государственно частного партнерства. Так в 2009-2010 учебном году более 3500 человек прошли обучение по программам профессиональной подготовки и ДПО, что стало возможным, благодаря прямым договорам с работодателями, результатам рекламных акций, результатам проведения дней открытых дверей, реализации заказа Департамента труда и занятости населения города Москвы, реализации заказов отраслевых Департаментов.

Активно взаимодействуют колледжи и с общеобразовательными учреждениями по предоставлению дополнительных образовательных услуг на базе колледжа путем обеспечения реализации программ профессиональной подготовки для учащихся общеобразовательных учреждений. Кроме этого практически все колледжи Москвы реализуют на своей базе для заинтересованных категорий слушателей программы подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ).

Именно широкий спектр предоставляемых колледжами образовательных услуг, ресурсные, кадровые, территориальные и иные преимущества позволяют говорить о том, что сосредоточение программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров на базе многоуровневых многопрофильных образовательных учреждений города Москвы остается самым перспективным направлением комплексной модернизации системы профессионального образования столицы. Эти тенденции детерминируют необходимость выработки единого координационного механизма, обеспечивающего вертикальное и сетевое взаимодействие московских образовательных структур по вопросам профессионального обучения взрослого населения города Москвы, что совпадает с приоритетными задачами развития Научно-исследовательского института развития профессионального образования Департамента образования города Москвы.

Библиографический список:

1. Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений / И.А. Колесникова, А.Е. Марон, Е.П. Тонконогая и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.

2. Нормативно-правовое обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации взрослого населения на базе колледжей города Москвы// Сборник нормативных документов. составит. Кива А.А., Царькова Е.А, Василькова Т.А., Капитонова Е.Е., -М., 2010,

3. Читаева О.Б., Царькова Е.А., Демидова Т.Н., Капитонова Е.Е. «Дополнительные образовательные услуги колледжей города Москвы// справочно-информационное издание, выпуск 1,-М., 2010-194с.

6. Александров А.Е., Никитин М.В., Башкатов И.П. Механизм перехода учреждений среднего профессионального образования города Москвы в новые экономико-правовые формы. Организационно-методические рекомендации/ Под научн. ред. д-ра. пед. наук М.В. Никитина. М.: АНО Центр ИРПО , 2010. - 170 с.

4. Рекомендации по формированию программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для опережающего обучения работников организаций, находящихся под риском увольнения или занятых неполное рабочее время

(Письмо Минобрнауки РФ по ПОО 27.01.09 №03-124).

5. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В., Сартакова Е.В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учебное пособие. М., 2005..

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, перспективы развития, нормативно-правовые документы, виды и формы обучения.

Keywords: additional vocational training, innovative economy, development prospect, is standardlegal documents, kinds and modes of study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.