Екатерина ЛИСИЦА
проблемы и перспективы общественно-политической Активности молодежи северокавказского федерального округа
В настоящее время важным условием формирования гражданского общества становится политическое участие молодежи в современном политическом процессе. Данная статья посвящена анализу общественно-политической активности молодежи Северо-Кавказского федерального округа, проблемам и перспективам ее развития.
The youth's political participation in modern political process is an important condition of forming the civil society at the present time. The given article is devoted to the social and political activity of young people of the North Caucasus federal district.
Ключевые слова:
общественно-политическая активность, молодежь, политическое участие, гражданское общество; social and political activity, youth, political participation, civil society.
Участие молодого поколения в общественно - политической жизни России имеет принципиальное значение для раз -вития страны в самой близкой и конкретной перспективе. Молодежь получает знания, осваивает социально - политический опыт старших поколений и либо интегрируется в жизнь социума, тем самым модернизируя его, либо отчуждается от данного социума путем дистанцирования от политики, общественной жизни, про -являя пассивную жизненную и гражданскую позицию.
В условиях трансформации экономической и политической систем, кризиса ценностных ориентаций требуется создание новой системы политической социализации и формирование новой поли -тической культуры населения. От мировоззренческих ценностей молодежи и реализации их на практике во многом зависит дина -мика развития формирующегося гражданского общества в нашей стране. Главная роль в процессе политической социализации моло -дежи должна принадлежать государству. Создавая условия для роста общественно - политической активности молодежи, органы государственной власти, несомненно, способствуют формирова нию гражданского общества. В этом плане большой интерес пред ставляет анализ общественно политической активности молодежи Северо - Кавказского федерального округа.
Понятие общественно-политической активности системно взаимодействует с понятиями политического поведения, поли тического участия, политической деятельности. Политическое поведение следует понимать как субъективно мотивированный процесс, в котором воплощается тот или иной вид политической деятельности1. При этом под политической деятельностью пони -мается вся совокупность форм действий политических факторов, обусловленных занятием определенной политической позиции и связанных с целедостижением, реализацией властных интересов и позиций. Политическое участие — более или менее регулярное и, прежде всего, инструментальное применение различных форм политической деятельности, посредством которого граждане пыта
1 Коряковцева О.А. Управление развитием общественно -политической активности молодежи регионов. Материалы 7 -й Международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова. — М. : МАКС Пресс, 2009, с. 76.
ЛИСИЦА Екатерина Сергеевна — аспирант кафедры международных отношений, мировой экономики и международного права Пятигорского государственного лингвистического университета [email protected]
ются влиять на процесс принятия полити -ческих решений1. Термин «общественно -политическая активность» следует упо -треблять для обозначения разной степени интенсивности вовлеченности граждан в политический процесс. Ресурсами общественно политического участия являются образование, доход, профессио -нальный статус. На степень общественно -политической активности влияет система культурных установок, которая включает когнитивные, аффективные и ценност ные ориентации. Когнитивные ориента -ции — это знания о политической системе, ее ролях, включающие в себя концепции, модели, теории, идеологии. Аффективные ориентации — это чувства, испытывае -мые к политической системе, ее функ ционированию и тем, кто ее олицетво -ряет. Ценностные ориентации включают представления и суждения о политиче -ских объектах, опирающиеся на ценност -ные стандарты и критерии в сочетании с информацией и эмоциями2.
В основе формирования мотивации общественно политической активности лежитинформированность,заинтересован ность в информации о политике, уверен ность в своей возможности влиять на при -нятие политических решений. Механизм включения гражданина в политическую активность может быть вертикальным (доминирует участие, инициируемое го -сударством, — электоральное, партийное) или горизонтальным (доминирует участие, инициируемое обществом). Все многооб разие форм общественно политической активности можно объединить в типы, различающиеся по степени законности действий — конвенциональную (закон -ную) и неконвенциональную активность. На степень управления общественно политической активностью молодежи также влияет специфика институциональ ного контекста политической системы, который определяется типом политиче ского режима, характером избирательной системы и административных процедур3.
По мнению И.М. Дзялошинского, невысокий интерес современной рос
1 Политический процесс: основные аспекты и способы анализа / под. ред. Е.Ю. Мелешкиной. — М. : Весь Мир, 2001, с. 153-154.
2 Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис, 1999, № 4, с. 125-131.
3 Коряковцева О.А. Указ. соч., с. 77-78.
сийской молодежи к политике и низкую политическую активность можно объяс -нить, во - первых, стремлением молодых россиян прежде всего обрести престиж ные социальные позиции и перспективы социальной мобильности. Во вторых, -уровнем противоречий современной рос сийской молодежи с властью и с социаль ными институтами. В -третьих, — социо -культурными конфликтами, связанными с особенностями молодежных субкультур (масс - культуры, рок- культуры и др.)4.
Для более глубокого анализа проблем и перспектив развития общественнополитической активности молодежи Северо - Кавказского федерального округа в сентябре 2011 г. был проведен опрос в виде анонимного анкетирования в индивидуальной форме (25 открытых и закрытых вопросов)5. В ходе анкетиро -вания было опрошено 800 респонден -тов в возрасте от 15 до 25 лет: ученики школ, учащиеся средних специальных образовательных учреждений, студенты и аспиранты высших учебных заведе ний, рабочая молодежь Ставропольского края, Республики Дагестан и Кабардино Балкарской Республики.
Данные проведенного исследования позволили сформулировать ряд основ ных проблем, влияющих на степень общественно политического участия молодых людей Северного Кавказа, а именно: отсутствие эффективной обрат ной связи между представителями орга нов власти и молодым поколением, недо статок возможностей для самореализации молодежи, отсутствие уверенности в под держке со стороны органов государст венной власти, недостаточная и формаль ная работа молодежных общественных организаций и объединений.
Препятствием для общественной и про фессиональной реализации молодежи является то, что молодые люди с актив ной жизненной и гражданской позицией, заканчивая высшие и средние специаль ные учебные заведения, не имеют гарантий получения рабочего места по своей про фессии, «социальный лифт» по восходя -
4 Дзялошинский И.М. Медиа и социальная активность молодежи // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, 2009, № 9, с. 62.
5 Анкетный опросник был составлен автором совместно с кафедрой конфликтологии, связей с общественностью и журналистики Института международных отношений ПГЛУ.
щей линии оказывается недоступным. Они вынуждены покидать регион, чтобы найти выход своим идеям в других регионах.
Помимо социально-экономических проблем, нельзя упускать из виду про блемы духовно нравственного плана. На сегодняшний день в России можно наблюдать социально- культурный вакуум, не заполненный каким либо идеологическим и ценностным содер жанием. Взгляды и убеждения старшего поколения во многом не очевидны для молодых людей, а образ и стиль жизни друг друга вызывают взаимную агрессию и непонимание. Идеология, на которой были воспитаны предыдущие поколения, не является образцом для современной молодежи. Идеалы западного мира, активно пропагандируемые и насаждае мые в постсоветской России, оказались не совсем приемлемыми для россий ского общества. В сознании молодежи Северо Кавказского региона отмечается когнитивный диссонанс. Восприятие ценностей и традиций, передаваемых из поколения в поколение, входит в проти воречие со стремлением к образу жизни и ценностным установкам, насаждаемым средствами массовой коммуникации и информации. Кроме того, в последнее время в сознании российской обществен ности сформировался негативный сте реотип современного молодого человека. В СКФО этот стереотип приобретает еще более обостренную форму, учитывая некоторые ментальные характеристики жителей Северного Кавказа.
В этих сложных условиях молодежь СКФО призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития кав -казской культуры и укрепления межпоко -ленческих, межнациональных и межкон фессиональных отношений.
Одним из важных шагов на пути разви тия и реализации потенциала молодежи в интересах Северо Кавказского феде рального округа и Российской Федерации стала утвержденная 3 августа 2011 г. на заседании правительственной комиссии под председательством В. Путина Стратегия государственной молодеж ной политики СКФО. Разработанная Стратегия стала результатом совмест ной напряженной работы сотрудников аппарата полномочного представителя Президента РФ в СКФО А.Г. Хлопонина и молодежных лидеров всех субъектов
округа. В состав рабочей группы вошли члены Молодежного совета СКФО под руководством главы Республики Северная Осетия Т. Мамсурова1.
В числе приоритетов Стратегии - обе спечение физического и морального здо ровья, экономической самостоятельности молодых граждан, поддержка молодых семей и социально значимых инициа -тив молодежи. Запланирована последо -вательная реализация сразу нескольких масштабных проектов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности моло дого поколения, таких как «Молодежное информационное пространство», «Карьера и кадры», «Кавказская семья», «Молодежные лидеры», «Молодежное предпринимательство и инновации», «Современное творчество и национальная самобытность», «Миротворческая сеть» и др. Данные программы рассчитаны на реализацию приоритетного направления по вовлечению молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенци альных возможностях развития СКФО.
Кроме того, консолидирующую роль в объединении молодежи Северо Кавказского региона, а также в повышении ее общественно политической активности играет проведение различного рода дис куссионных площадок. Форумы «Кавказский дом - 2010», «Машук- 2010, 2011», «Кавказ -2020», «Домбай - 2011» и др., проводимыенатерриторииСтавропольского края, Кабардино Балкарской, Карачаево Черкесской и других республик СКФО, способствуют установлению межнацио нального и межконфессионального диа лога, налаживанию дружеских и деловых связей между молодыми людьми.
Реализация вышеперечисленных про ектов способствует развитию институтов гражданского общества в сфере поддержки молодежных инициатив, молодежных дви -жений и организаций. Это позволяет наде -яться, что в обозримом будущем подобные позитивные изменения приведут к посте -пенному социально - культурному обнов -лению всего молодого поколения страны. Совместное достижение стратегических целей и решение общих проблем ляжет в основу новой идеологии и единой системы ценностей молодежи России.
1 В Кисловодске принята программа по молодежной политике в СКФО // Официальный сайт Главы Республики Северная Осетия-Алания; http://glava.rso - a.гu/main-news/981/