оо
THE JOURNAL OF SOCIAL POLICY STUDIES_
ЖУРНАЛ
ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ • ••
Ирина Калабихина Оксана Кучмаева
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОНИТОРИНГА УЧАСТИЯ ДЕТЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ «НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012-2017 ГГ.»
Статья посвящена созданию системы мониторинга и оценки реализации направления «Дети - участники реализации Национальной стратегии действий в интересах детей РФ на 2012-2017 гг.». В России впервые задача расширения участия детей нашла отражение в стратегическом документе. Однако мониторинг национальной стратегии не содержит ни одного показателя, характеризующего осуществление направления. Обзор отчетов регионов России о ее реализации позволяет сделать вывод о формальном подходе при имплементации этого направления. В статье предложена методика мониторинга участия детей в принятии решений, охарактеризованы источники информации, основные количественные и качественные показатели и индикаторы, позволяющие получить представление о достижении целей стратегии. Использован опыт оценки результативности деятельности по расширению участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, в России и странах мира. Материалы статьи основаны на данных проекта, реализованного авторами по заказу ЮНИСЕФ. Особое внимание уделяется оценке участия детей на уровне образовательных учреждений и муниципальных образований. В статье представлены результаты ряда выборочных обследований, в том числе, позволивших получить информацию о возможности участия детей в принятии решений в ходе обучения в школе. Формирование показателей для оценки осуществляется
Ирина Евгеньевна Калабихина - д.э.н., профессор, МГУ им. Ломоносова, Москва, Россия. Электронная почта: [email protected]
Оксана Викторовна Кучмаева - д.э.н., профессор, НИУ ВШЭ, Москва, Россия. Электронная почта: [email protected]
© Журнал исследований социальной политики. Том 14. № 4
на основе данных официальной статистики, опросов мнения специалистов и детей. Предлагаемая методика учитывает приоритеты, лежащие в основе формирования системы показателей и инструментария мониторинга: возможность выражения детьми своего мнения; свободный доступ к информации; создание механизма обратной связи; удовлетворение потребности детей в законности и правосудии; доступ детей к экономическим ресурсам; вовлечение детей в построение гражданского общества; освещение активной гражданской позиция детей СМИ; влияние детей на процесс принятия политических решений; создание организаций, возглавляемых детьми; разработка, сбор и анализ статистических данных по положению детей.
Ключевые слова: национальная стратегия, интересы детей, оценка, показатели участия детей, статистический мониторинг, статистика положения детей
Право ребенка быть услышанным является одним из главных принципов Конвенции о правах ребенка, ратифицированной СССР в 1990 г. Статья 12 Конвенции провозглашает, что государства, являющиеся участниками Конвенции, обеспечивают ребенку, способному сформулировать собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка. С этой целью, в частности, предоставляется возможность выступать в суде или в ходе административного разбирательства, затрагивающего ребенка. В процессе развития данного права возник термин «участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы». Во многих странах принцип участия детей в принятии решений является одним из ключевых в современной политике, ориентированной на ребенка. Значимость развития процесса участия детей в процессе принятия решений велика и для каждого ребенка, и общества в целом: делясь своими знаниями и творческими возможностями, дети получают помощь в развитии своих умений и навыков, учатся находить разумные решения на основе демократических принципов.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. (далее - Стратегия) была утверждена Указом Президента России 1 июня 2012 г. Один из шести разделов стратегии посвящен участию детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Так, в России впервые задача расширения участия детей нашла отражение в документах подобного типа. Это обусловливает необходимость подготовки мер для реализации данного направления Стратегии и формирования методики мониторинга результативности деятельности.
Целью данной статьи является рассмотрение заявленных подходов и практики реализации мониторинга участия детей в рамках мероприятий по реализации Стратегии, выявление возможностей использования существующих в странах мира и регионах России методик оценки ситуации
с участием детей. Неподвижность по пути расширения возможностей для участия детей в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы, во многом обусловлена отсутствием государственного мониторинга Стратегии необходимых показателей и индикаторов, что воспринимается как свидетельство «необязательности» выполнения соответствующего раздела. В статье будет предложен подход к проведению мониторинга участия детей в ходе реализации Стратегии, учитывающий различные аспекты проявления и характеристики данного явления и использующий как количественные, так и качественные показатели. Применение такого подхода может позволить сделать «зримым» процесс участия детей и уйти от его формализации.
Мониторинг реализации
Национальной стратегии действий в интересах детей
В настоящее время действует мониторинг реализации Национальной стратегии действий в интересах детей в Российской Федерации на 20122017 гг. (Мониторингнсид 20^). На Росстат возложена разработка системы индикаторов и организация мониторинга эффективности мероприятий по реализации Стратегии. Подразумевается, что мониторинг данного направления может быть осуществлен в рамках официального статистического наблюдения. Для реализации Стратегии разработаны планы мероприятий, утвержденные Правительством. Развитию процесса участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы (далее - участие детей), непосредственно посвящено 3 пункта Плана первого этапа (из 79) и 5 пунктов Плана второго этапа (из 81).
При попытке оценить результативность Стратегии выявляются противоречия - показатели результативности, подлежащие мониторингу на сайте Росстата, не всегда адекватны направлениям и задачам (Росстат 2015). Во многом это обусловлено тем, что в ее структуре отсутствует соответствующий раздел, посвященный показателям оценки ее результативности. Мониторинг ограничен информационной базой, ориентирован, прежде всего, на данные текущей статистики, не всегда раскрывающие суть ожидаемых результатов. В незначительной степени используются возможности выборочных исследований как важного источника данных о ходе реализации Стратегии и влиянии ее мер на положение детей.
Статистический мониторинг, включающий 102 показателя, не содержит ни одного, характеризующего ход направления Стратегии, он фактически не проводится. В приказе Росстата «Об утверждении системы индикаторов...» для мониторинга Национальной стратегии (2012) ничего не говорится о разделе, посвященном участию детей. Не представлены данные о числе детских и молодежных общественных организаций, их структуре и численности участников, в открытом доступе на сайте Росстата
есть только общие сведения о числе общественных организаций. О результатах мониторинга реализации данного направления Стратегии на специальном сайте МГППУ - ответственного оператора мониторинга, проводимого с 2012 г., - информации также нет (Мониторингнсид 2015 b).
Во многом это обусловлено сложностью проведения мониторинга участия детей исключительно на основе данных официальной статистики. Последняя далеко не всегда может служить единственным источником данных для проведения мониторинга таких сложных социальных явлений. Ориентация исключительно на статистические показатели в этом случае может привести к выхолащиванию сути процесса, формальному подходу к мониторингу.
Подходы к оценке участия детей
Формирование концептуальной основы процесса участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, адаптация и распространение механизмов и технологий участия в России происходило на протяжении последнего десятилетия (Калабихина и др. 2009; Калабихина и др. 2010; Коблик 2010; Фэйнштэйн, О'Кейн 2011), прежде всего, на фоне развития детского движения и с учетом рекомендаций Детского фонда ООН (Lansdown 2011). Использовался зарубежный опыт формирования школьных советов (Davies, Kirkpatrick 2000), детских парламентов, участия детей на различных стадиях реализации проектов (Hart 1997), привлечения к подготовке докладов о реализации Конвенции о правах ребенка (Miller 2008). Интерес для российской практики представляет то, как право детей на участие включено в систему социальных стандартов и нормативов деятельности детских учреждений. Зарубежные методики нашли отражение в мероприятиях общественных организаций по распространению участия детей в деятельности образовательных организаций и муниципалитетов (Save the Children 2010).
В настоящее время перечисленные вопросы являются предметом пристального анализа Детского Фонда ООН. Необходимо отметить подходы международных исследований, подтверждающие возможность и значимость участия детей в оценке своего положения. В ходе проведения подобного рода мониторингов подчеркивается, что важно учесть мнение всех вовлеченных социальных агентов (Casas 2011). При анализе благополучия детей с соблюдением права детей на участие особое внимание обращают на использование качественных и количественных методов, позволяющих дать валидные оценки (Shaw et al. 2011).
В России уже есть определенный опыт формирования методики оценки деятельности по развитию участия детей (Калабихина 2011: 241; Васильева, Кочнев 2013: 74-79; Калабихина и др. 2014; Русакова и др. 2015). Имеющийся опыт оценки результативности деятельности в сфере расширения процесса участия во многом опирается на локальные исследовательские проекты.
В контексте оценки результативности процесса участия детей как отдельного направления Стратегии, действующей на национальном уровне, требуется сформировать модель, вписывающуюся в общую систему мониторинга. При этом необходимо использовать возможности имеющейся официальной статистики, увеличить информационную доступность данных, шире использовать выборочные обследования, применять «нестандартные» подходы, имеющиеся в практике международных исследований.
В частности, интересен опыт исследований, проведенных в странах ОЭСР по оценке детского благополучия с использованием показателей, опирающихся на оценки подростков. Кроме того, в США ежегодно обновляемый сводный индекс благополучия детей используется более 30 лет (28 индикаторов разбиваются на 7 категорий). Правительство Великобритании для оценки благополучия детей использует 25 различных индикаторов. Подробный независимый обзор детского благополучия в Великобритании был подготовлен и опубликован неправительственной организацией «Спасите детей» (Save the Children 2010). Схожий обзор ситуации был подготовлен в 1990-е гг. в Ирландии, причем дети участвовали в отборе 42 показателей, использовавшихся в анализе (Инноченти 2007).
В практике масштабных выборочных исследований в России в ряде случаев используются оценки (мнения) детьми тех или иных проблем. Например, в рамках Комплексного обследования условий жизни населения, проведенного в 2011 г., среди инструментария использовался опросник для несовершеннолетних в возрасте старше 15 лет (Росстат 2014). На основании опроса можно получить, в частности, оценку их состояния здоровья: 73,2 % детей в возрасте 15-17 лет считают, что состояние их здоровья «хорошее». Подростки оценили свое здоровье лучше, чем родители, оценивающие здоровье детей младшего возраста.
Результаты нашего исследования, проведенного в 2013 г., позволили оценить возможность участия детей в принятии решений в ходе обучения в школе. Выяснилось, что педагоги более оптимистично оценивают возможности для учеников высказать свое мнение и быть услышанным, чем семьи. Лишь 0,3 % педагогов полагают, что у детей нет возможности высказать свое мнение. Практически вдвое больше учителей, чем родителей считает, что у школьников есть возможность обратиться к ним напрямую, чтобы высказать свое мнение; педагоги в три раза чаще упоминают возможность электронных средств связи и анкетирования. Семьи практически ничего не знают о возможности детей высказываться в ходе анкетирования в школе, на сайте и роли школьного совета.
Подобные расхождения в ответах могут быть обусловлены, как переоценкой со стороны педагогов открытости учреждения, желанием в ряде случаев приукрасить ситуацию; так и недостаточной информированностью детей и родителей об имеющихся возможностях участия в жизни школы.
Таблица 1
Оценка педагогами и родителями возможности для учеников высказать свое мнение, % к числу ответивших
Варианты ответа на вопрос: «Какие возможности есть у учеников высказать свое мнение педагогам администрации школы?»
могут обратиться напрямую 82,7 48,0
в школе проводятся анкетирования 49,5 13,2
могут высказать свое мнение на сайте школы, через форум 36,8 12,5
школьный ученический совет 23,4 3,9
в школе есть «почтовый ящик» для обращений 12,2 5,8
есть школьное радио, газета 12,2 1,3
в школе регулярно проходят совместные собрания 11,9 4,3
служба уполномоченного по правам ребенка в школе 6,1 1,8
я не думаю, что мнению детей должно уделяться большое внимание (я не думаю, что мнение детей интересует педагогов) 0,3 7,4
почти никакой возможности 1,8 2,6
что-то еще 0,6 0,8
Мониторинг участия детей в реализации Национальной стратегии
Сложность мониторинга обусловлена тем, что здесь часто невозможно отыскать прямые индикаторы. Учитываются, в первую очередь, такие критерии, как доступность данных, а не существенность параметра или его актуальность. Непроработанность индикаторов, отсутствие четких мероприятий в плане реализации Стратегии приводит к формальному подходу региональных органов власти и местного самоуправления, либо к отсутствию деятельности.
Ожидаемые результаты по направлению «Дети - участники реализации Национальной стратегии» ориентированы, прежде всего, на создание правовой основы участия детей в жизни общества; преодоление стереотипов, связанных с возможностью участия детей; создание образовательных
Распределение ответов:
а д де еп
р
программ и методик обучения по вопросам обеспечения и защиты прав ребенка; расширение влияния института уполномоченных по правам ребенка на всех уровнях; создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений. Во многих случаях оценка результативности может быть получена на основе экспертных опросов и данных выборочных обследований целевых групп.
В планах реализации Стратегии процессу участия детей уделено достаточно скромное внимание. В период 2012-2014 гг. предполагалось создать условия для продвижения деятельности молодежных и детских общественных объединений. В ходе реализации планов были подготовлены формальные методические рекомендации по развитию деятельности молодежных и детских общественных объединений. В региональных стратегиях и планах по их выполнению в подавляющем большинстве случаев присутствует один пункт: проведение Всероссийской акции «Я - гражданин России!». В отдельных случаях упоминается создание детского общественного совета, публикации в СМИ об участии детей в процессе принятия решений, создание ресурсных центров поддержки молодежных и детских объединений, развитии волонтерских проектов, грантовая поддержка.
Только в отдельных случаях в отчетах регионов присутствуют характеристики, которые могут служить отправной точкой для формирования индикаторов (Мониторингнсид 2015Ь): например, количество детских и молодежных общественных объединений, молодежных советов, палат, парламентов, волонтерских отрядов, органов школьного самоуправления. Так, в отчете Липецкой области упоминается, что детские и молодежные общественные организации объединяют в своих рядах 42,35 % молодых граждан Липецкой области, приводятся данные об объеме финансирования мероприятий. В отчете Республики Марий Эл речь идет о 160 добровольческих акциях, проведенных детьми и молодежью в муниципальных образованиях республики; реализуется около 50 долгосрочных добровольческих проектов.
Разработчики Государственной программы «Семья и дети Пермского края» предложили в качестве показателей оценки результативности деятельности по расширению возможностей участия детей: доля детей и подростков, охваченных участием в работе детских общественных объединений; количество детей, привлеченных к работе в СМИ; доля органов местного самоуправления края, принявших нормативно-правовые акты, закрепляющие практику участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы; количество организаторов детских объединений, повысивших квалификацию в течение года.
Индикаторы и показатели участия детей
Условием эффективности мониторинга участия детей выступает наличие качественных и количественных показателей. Для объективной
оценки реализации национальной стратегии формирование массива данных должно осуществляться на основе не только официальной статистики, но и выборочных опросов целевых групп (специалистов и детей). Но статистика в силу специфики и характера сбора данных не может служить единственным источником данных для оценки.
Система показателей участия детей должна строиться на приоритетах в области предоставления детям их прав и реализации участия детей в общественной жизни. С нашей точки зрения, можно выделить 10 приоритетов, которые послужат основой формирования системы индикаторов и показателей, а также инструментария мониторинга (Калабихина и др. 2014: 62): возможность выражения детьми своего мнения; свободный доступ к информации; создание механизма обратной связи; удовлетворение потребности детей в законности и правосудии; доступ детей к экономическим ресурсам; вовлечение детей в построение гражданского общества; освещение активной гражданской позиции детей в СМИ; влияние детей на процесс принятия политических решений; создание организаций, возглавляемых детьми; разработка, сбор и анализ статистических данных по положению детей.
Показатели, полученные на основе количественных методов сбора информации, могут дать оценку качества среды и социальной инфраструктуры (официальная статистика), а также участия детей основными заинтересованными сторонами в ходе проведения выборочных исследований (работниками муниципалитетов, учителями и воспитателями детских учреждений, уполномоченными по правам ребенка и самими детьми). Показатели, как нам представляется, должны собираться по следующим направлениям: наличие механизмов регулирования участия детей; контроль за соблюдением их прав на участие в принятии решений; показатели участия детей в жизни муниципалитета и образовательного учреждения; показатели работы детских организаций.
Поскольку опасность формального отношения к вопросам участия детей в процессе принятия решений велика, индикаторы участия не должны ограничиваться только количественными показателями. Эти показатели необходимы, но недостаточны. В частности, может возникать ситуация, когда одни и те же дети участвуют в разных мероприятиях и советах, и мы сталкиваемся с проблемой двойного и тройного счета. Существует опасность принудительного формального участия. Возможна ситуация, когда желаемое выдается за действительное. Субъективные оценки, полученные в результате опросов, служат важным источником информации, позволяющим уточнить количественные показатели. Необходимо учитывать такие количественные и качественные показатели участия, как:
• число решений, в которых принимали участие дети;
• число решений, принятых по инициативе детей;
• среднее количество мероприятий, в котором лично участвует ребенок;
• доля детей, считающих, что они могут повлиять на положение дел в своей школе, районе;
• число проведенных консультаций с детьми, тематических публичных дискуссий;
• число партнеров конкретной детской организации;
• механизм работы детского совета; а также ряд косвенных индикаторов. Подобные показатели могут быть получены только при проведении
специальных исследований. Поэтому для оценки соблюдения права детей на участие целесообразно использовать комплекс источников информации, позволяющих получить объективную картину на основе комплекса количественных и качественных показателей: (1) данные текущего государственного статистического учета; (2) выборочные обследования, проводимые Росстатом (в частности, о доступности услуг учреждений социальной инфраструктуры для детей, о бюджетах времени); (3) специально организованные социологические исследования (количественные и качественные; детей, педагогов, специалистов региональных органов власти, некоммерческих организаций и сотрудников муниципалитетов) и экспертные опросы.
Важным элементом системы статистического учета выступает муниципальная статистика. Ее данными можно воспользоваться для определения численности детей разных возрастов, проживающих в том или ином регионе, муниципальном образовании, количества образовательных учреждений; характеристики распространенности общественных организаций; наличия возможностей для детей проводить свой досуг - числа учреждений дополнительного образования, досуга и спорта; представленности тех или иных видов СМИ.
На уровне муниципального образования в качестве показателей для мониторинга и оценки развития процесса участия детей важно использовать следующие показатели: доля местного бюджета, израсходованная на выполнение программ, затрагивающих интересы детей (деньги, потраченные для детей); доля в муниципальном бюджете на выполнение решений, в которых принимали участие дети (деньги, потраченные вместе с детьми); количество проведенных консультации с детьми (анонимное анкетирование, интервью, встречи), тематических публичных дискуссий; количество сотрудников на муниципальном уровне, занимающихся сотрудничеством с детьми, наличие координатора по проблеме.
Значительная часть вопросов, касающихся обеспечения права детей на участие, требует проведения специальных выборочных обследований: важно знать мнение детей, необходимым условием объективного мониторинга выступает сопоставление мнений различных целевых групп, в частности: (1) работников региональных органов законодательной и исполнительной власти, муниципалитетов; (2) школьных работников; (3) детей. Информация, полученная на основе качественных методов сбора
информации (интервью, фокус группы) с работниками муниципалитетов, школьной администрацией, учителями и воспитателями интернатов, уполномоченных по правам ребенка и детей позволит уточнить показатели, полученные с помощью количественных методов.
Важную роль в получении данных для проведения ежегодного мониторинга играет анализ структуры рассмотренных обращений детей в аппараты уполномоченного по правам ребенка. Значим и сам факт обращения детей с заявлением, и тематика, и результаты рассмотрения. Показатели, полученные от уполномоченных по правам ребенка, должны быть адаптированы в зависимости от уровня, на котором работает уполномоченный по правам ребенка (школьные, муниципальные, региональные уполномоченные, федеральный уполномоченный) и характеризовать распространенность нарушения права детей на участие, наличие эффективных механизмов, через которые дети могут пожаловаться на ущемление прав, не опасаясь за последствия, существование механизмов правовой поддержки для детей.
Результаты анкетирования самих детей позволяют оценить их активность, удовлетворенность имеющимися возможностями участия. Как показывает опыт проведения оценки с участием детей, ее результаты весьма чувствительны к процедурам, соблюдению принципа анонимности, корректности формулировок в инструментарии, наличию проблем в семьях или учреждениях; требуют обеспечения доверия детей к интервьюерам. Так, в Башкирии для изучения ситуации и выявления проблем в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием Республиканским центром социально-психологической помощи семье, детям, молодежи проводилось анкетирование в режиме мониторинга. Выразили удовлетворение отношением к себе учителей в школе-интернате 95 % опрошенных (Алексеева и др. 2011: 10). Такое единодушие в оценках вызывает сомнения, в том числе в соблюдении принципа независимости оценок в ходе опроса детей.
В отдельных случаях не поддающиеся измерению качественные параметры могут быть преобразованы в количественные на основе использования ряда методик. Во-первых, путем использования косвенных показателей. Например, информация об участии детей в деятельности общественных объединений может быть дополнена количественными данными о характере участия. Решение этой задачи предполагает выделение измеримых аспектов (индикаторов), к которым, в том числе, могут быть отнесены: численность участников; количество проведенных мероприятий; доля участников общественных объединений со стажем. Во-вторых, путем различных дополнений. Так, информация об учреждении поста уполномоченного по правам ребенка в образовательном учреждении может быть дополнена показателями, отражающими его роль в управлении. К таковым можно отнести, например, количество дел, рассмотренных уполномоченным; количество решений, принятых с его участием. В-третьих,
шкалированием ответов респондентов. Например, может быть предложено оценить возможности своего участия в принятии решений в школе по шкале от 1 («неудовлетворительно») до 10 («полностью удовлетворен»). Наконец, качественные параметры могут быть преобразованы в количественные через ранжирование тех или иных качественных данных по их значимости.
Выводы
В настоящее время раздел «Дети - участники Национальной стратегии» не имеет системы показателей для оценки результативности реализации, хотя в концептуальном смысле он является одним из самых передовых с точки зрения качества жизни и обеспечения прав детей. Условием эффективности мониторинга участия детей выступает наличие устойчивой системы качественных и количественных показателей. Формирование массива данных для оценки должно осуществляться на основе не только официальной статистики, но и проведения специальных исследований среди целевых групп. При этом один из пунктов Плана реализации национальной стратегии предусматривает совершенствование системы индикаторов для мониторинга эффективности ее мероприятий. Полагаем, что предлагаемые индикаторы и показатели реализации раздела стратегии сделают заметными имеющиеся успехи в области развития участия детей в принятии решений.
Выражения благодарности
Авторы выражают признательность Российскому гуманитарному фонду, благодаря которому в рамках грантового проекта «Интеграция интересов институтов семьи и образования в контексте воспитательных стратегий», проведенного в 2013 г. (грант 13-06-18021) удалось получить информацию о возможности участия детей в принятии решений в ходе обучения в школе.
Список источников
Алексеева Т. Н., Кучмаева О. В., Петрякова О. Л. (2011) Обеспечение прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: Сборник материалов из опыта работы уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, М.: Институт семьи и воспитания РАО.
Васильева Н. В., Кочнев С. В. (2013) Участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы: опыт измерения. Научные ведомости Белгородского государственного университета, 2 (145): 70-79.
Инноченти (2007) Проблема детской бедности в перспективе. Обзор благополучия детей в богатых странах. Вып. 7, Флоренция: Исследовательский центр ЮНИСЕФ «Инноченти».
Калабихина И. Е., Кучмаева О. В., Луковицкая Е. Г., Козлов В. А., Давтян М. Д., Калабихина Е. А., Чурилова Е.В (2014) Методические рекомендации по развитию участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, в муниципальных образованиях, М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Калабихина И. Е. (2011) Участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей, М.: Изд-во ЮНИСЕФ: 208-243.
Калабихина И. Е., Ионцева С.В, Козлов В. А. (2010) Анализ моделей участия детей в процессах принятия решений по вопросам, затрагивающим интересы ребенка (на примере российских городов, присоединившихся к инициативе ЮНИСЕФ «Города, доброжелательные к детям»), М.: ЮНИСЕФ.
Калабихина И. Е., Зверева Н. В., Архангельский В. Н., Ионцева С. В., Бирюкова С., Землянская О., Егорова Е., Иванова Ю., Комарькова Д., Мошкович П., Силина М., Сус А., Тишин Д., Якушева Ю. (2009) Знание школьниками Москвы собственных прав и способов их защиты, М.: Уполномоченный по правам ребенка г. Москвы, ЮНИСЕФ.
Коблик Е. Г. (2010) Механизмы участия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в защите своих прав (проект «Голосребенка»), М.: Генезис. Мониторингнсид (2015a) Мониторинг реализации Национальной стратегии действий в интересах детей в Российской Федерации на 2012-2017 гг. Доступно по ссылке: М1р://мониторингнсид.рф/ (дата обращения: 15 июля 2015). Мониторингнсид (2015b) Нормативная база документов и методических материалов. Доступно по ссылке: М1р://мониторингнсид.рф/погтаИуе (дата обращения: 15 июля 2015).
Приказ Росстата (2012) Об утверждении системы индикаторов для мониторинга эффективности мероприятий по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы № 662 от 28 декабря 2012 г. Росстат (2015) Официальный сайт Росстата. Доступно по ссылке: https://clck.ru/ ABj7t (дата обращения: 15 июля 2015).
Росстат (2014) Данные Комплексного наблюдения условий жизни населения. Доступно по ссылке: https://clck.ru/ABj4j (дата обращения: 20 сентября 2016). Русакова М. М., Одинокова В. А., Захарова Ю. П. (2015) Благополучие и соблюдение прав детей-сирот: руководство по проведению опроса детей и отчет о пилотном исследовании, СПб.: Стеллит.
Фэйнштэйн К., О'Кейн К. (2011) Участие детей: Методические материалы, Мурманск: Фабрика рекламы.
Casas F. (2011) Subjective Social Indicators and Child and Adolescent Well-being. Child indicators Research, (4): 555-575.
Davies L., Kirkpatrick G. (2000) Children's Rights Alliance for England, London: Euri-dem Project.
Hart R. (1997) Children's Participation: The Theory and Practice of Involving Young Citizens in Community Development and Environmental Care, London: Earthscan. Lansdown G. (2011) Every Child's Right to be Heard: A resource guide on the UN Committee on the Rights of the Child General Comment No. 12, London: Save the Children. Miller J. (2008) Children as Change Agents: A review of child participation in periodic reporting on the Convention on the Rights of the Child, Ontario: World Vision. Save the Children (2010) Putting Children at the Centre: a practical guide to children's participation, London: Save the Children.
Shaw C., Brady L. M., Davey C. (2011) Guidelines for research with Children and young people, London: National Children's Bureau Research Centre.
Irina Kalabikhina Oksana Kuchmaeva
THE CHALLENGES AND FUTURE PROSPECTS FOR MONITORING CHILDREN'S PARTICIPATION IN THE NATIONAL STRATEGY FOR ACTION IN THE INTERESTS OF CHILDREN 2012-2017'
This article focuses on the creation of a new monitoring system and evaluates how the 'National Strategy for Action in the Interests of Children 2012-2017' has been implemented. This is the first time in Russia that a strategic document has emerged underlining the importance of children's participation. However, the current system of monitoring the National strategy does not contain any clarification of what criteria will be used to measure the success of the strategy. A review of reports from Russia's regions on the implementation of this National Strategy provides evidence that a rather formal approach has been employed. In terms of children's participation, the implementation of the National Strategy requires the development of conceptual provisions and using methods to trace the development process of children's participation in decision-making for authorities, as well as the employees of educational institutions. This paper offers a new method to monitor the involvement of children in decision-making, which is characterized by information sources, the main quantitative and qualitative indicators and benchmarks that measure how well the goals of the National Strategy are being achieved. This research also employed performance assessment to increase the participation of children in decisions affecting them, both in Russia and in other countries. This article is based on data from a project implemented by authors commissioned by UNICEF. Special attention is paid to children's participation at the level of educational institutions and municipalities. The article presents the results of several sample surveys, including those that provided information on involving children more in decision-making during school time. The definition of the indicators used in evaluation is based on data from official statistics, as well as interviews with experts and children. The monitoring system used in the National Strategy needs to be updated due to an expansion programme in official statistical reporting and reflection conducted in the framework of the monitoring sample surveys of children. The method proposed in this research takes into account the priorities that are the basis upon which the system of indicators and monitoring tools were built. These priorities include giving children the chance to express their opinions; allowing free access to information; establishing feedback mechanisms; addressing the needs of children in law and justice; providing children with access to economic resources; involving children in the construction of civil society; shedding light on the active political stances of children and the media; tracing the influence of children on the process of political decision-making; establishing child-headed households; and the development, collection and analysis of statistical data on children.
Keywords: National strategy, interests of children, indicators of children's participation, statistical monitoring, statistics on children
Irina Kalabikhina - doctor of Economics, Professor, Moscow State University, Moscow, Russian Federation. Email: [email protected]
Oksana Kuchmaeva - doctor of Economics, Professor, Higher School of Economics, Moscow, Russian Federation. Email: [email protected]
References
Alekseeva T. N., Kuchmaeva O. V., Petryakova O. L. (2011) Obespechenie prav detey, nakhodyashchikh-sya v trudnoy zhiznennoy situatsii: Sbornik materialov iz opyta raboty upolnomochennykh po pravam rebenka v sub"ektakh RossiyskoyFederatsii [Ensuring the Rights of Children in Difficult Life Situations: Proceedings from the Experience of the Commissioners for the Rights of Children in Subjects of the Russian Federation], Moscow: Institut sem'i i vospitaniya RAO.
Casas F. (2011) Subjective Social Indicators and Child and Adolescent Well-being. Child indicators Research, (4): 555-575.
Davies L., Kirkpatrick G. (2000) Children's Rights Alliance for England, London: Euridem Project. Feynshteyn K., O'Keyn K. (2011) Uchastie detey: Metodicheskie materialy [Children's Participation: Methodological Materials], Murmansk: Fabrika reklamy.
Hart R. (1997) Children's participation: The theory and practice of involving young citizens in community development and environmental care, London: Earthscan.
Kalabikhina I. E., Kuchmaeva O. V., Lukovitskaya E. G., Kozlov V. A., Davtyan M. D., Kalabikhina E. A., Churilova E. V. (2014) Metodicheskie rekomendatsiipo razvitiyu uchastiya detey v prinyatii resheniy, zatragivayushchikh ikh interesy, v munitsipal'nykh obrazovaniyakh [Methodological Recommendations for the Development of the Involvement of Children in Decisions Affecting them, in Municipalities], Moscow: Fond podderzhki detey, nakhodyashchikhsya v trudnoy zhiznennoy situatsii.
Kalabikhina I. E. (2011) Uchastie detey v prinyatii resheniy, zatragivayushchikh ikh interesy [The Participation of Children in Decisions Affecting Them]. Analizpolozheniya detey v Rossiyskoy Federatsii: na puti k obshchestvu ravnykh vozmozhnostey [An Analysis of the Situation of Children in the Russian Federation: Towards a Society of Equal Opportunities], Moscow: UNICEF: 208-243. Kalabikhina I. E., Iontseva S.V, Kozlov V. A. (2010) Analiz modeley uchastiya detey v protsessakhprinyatiya resheniy po voprosam, zatragivayushchim interesy rebenka (na primere rossiyskikh gorodov, prisoedinivs-hikhsya k initsiative YuNISEF 'Goroda, dobrozhelatel'nye kdetyam') [Analysis of Models of Child Participation in Decision-making Processes on Matters Affecting the Interests of the Child], Moscow: UNICEF. Kalabikhina I. E., Zvereva N. V., Arkhangelskiy V. N., Iontseva S. V., Biryukova S., Zemlyanskaya O., Egoro-va E., Ivanova Yu., Komarkova D., Moshkovich P., Silina M., Sus A., Tishin D., Yakusheva Yu. (2009) Znanie shkol'nikamiMoskvy sobstvennykhprav i sposobov ikh zashchity [Student's Knowledge of Moscow's Own Rights and Ways to Protect Them], Moscow: Upolnomochennyy po pravam rebenka g. Moskvy, UNICEF. Koblik E. G. (2010)Mekhanizmy uchastiyadetey-sirotidetey, ostavshikhsya bezpopecheniya roditeley, v zash-chite svoikhprav (proekt 'Golos rebenka') [Mechanisms for the Participation of Children-orphans and Children Left without Parental Care, Protection of their Rights (the project 'The voice of the child')], Moscow: Genezis. Lansdown G. (2011) Every Child's Right to be Heard: A Resource Guide on the UN Committee on the Rights of the Child General Comment No. 12, London: Save the Children.
Miller J. (2008) Children as Change Agents: A Review oof Child Participation in Periodic Reporting on the Convention on the Rights of the Child, Ontario: World Vision.
Monitoringnsid (2015a)Monitoring realizatsiiNatsional'noy strategii deystviy v interesakh detey v Rossiyskoy Federatsii na 2012—2017gg. [Monitoring the Implementation of the National Strategy for Actions in the Interests of Children in the Russian Federation 2012-2017]. Available at: http://M0HHT0pHHrHCHg.p$/ (accessed 15 July 2015).
Monitoringnsid (2015b) Normativnaya baza dokumentov i metodicheskikh materialov [Regulatory Framework Documents and Methodical Materials]. Available at: http://MOHHTopHHrHCHg.p$/normative (accessed 15 July .2015).
Prikaz Rosstata (2012) Ob utverzhdenii sistemy indikatorov dlja monitoringa jeffektivnosti meroprijatij po realizaciiNacional'nojstrategiidejstvij v interesah detej na 2012—2017gody [On the Establishment of a System of Indicators for the Monitoring of efficiency when Implementing the National Action Strategy for Children in 2012-2017] No. 662 from 28 December 2012.
Rosstat (2015) Ofitsial'nyy sayt Rosstata [The Official Website of Rosstat]. Available at: https://clck.ru/ ABj7t (accessed 15 July 2015).
Rusakova M. M., Odinokova V. A., Zakharova Yu.P. (2015) Blagopoluchie i soblyudenie prav detey-sirot: ru-kovodstvopoprovedeniyu oprosa detey i otchet o pilotnom issledovanii [The Welfare and Rights of Children-orphans: A Guide to Interviewing Children and a Report on the Pilot Study], St. Petersburg: Satellit. Save the Children (2010) Putting Children at the Centre: a Practical Guide to Children's Participation, London: Save the Children.
Shaw C., Brady L. M., Davey C. (2011) Guidelines for Research with Children and Young People, London: National Children's Bureau Research Centre.
Vasil'eva N.V., Kochnev S. V. (2013) Uchastie detey v prinyatii resheniy, zatragivayushchikh ikh interesy: opyt izmereniya [The Participation of Children in Decisions Affecting Them: The Experience of Measurement]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Bulletin of the Belgorod state University], 2 (145): 70-79.