КОНФЛИКТУ ЦИВИЛИЗАЦИЙ - НЕТ! ДИАЛОГУ И КУЛЬТУРНОМУ ОБМЕНУ МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ - ДА!
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ: ИДЕОЛОГИЯ, ПОЛИТИКА, КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ
Сченснович В.И.* ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ
Б01: 10.31249/пшш/2023.04.01
Для цитирования: Сченснович В.Н. Проблемы и перспективы миграционных процессов в России // Россия и мусульманский мир : научно-информационный журнал. 2023. № 4 (330). Б01: 10.31249/пшш/2023.04.01
Аннотация. В статье анализируются сферы трудовой деятельности мигрантов-мусульман в России, показаны проблемы, с которыми они сталкиваются в период СВО и западных санкций. Преимущественное внимание уделено образованию и квалификации мигрантов. Намечены также проблемы и перспективы образовательной миграции. Рассмотрены типология миграции, ее государственное регулирование, отношение мусульманских религиозных организаций к адаптации и интеграции мигрантов в принимающее российское общество.
Ключевые слова: Россия; Таджикистан; Казахстан; Киргизия; Узбекистан; трудовая миграция; образовательная миграция; миграционные потоки; трудоустройство; высокая и низкая квалификация мигрантов; регулирование миграции; адаптация и интеграция мигрантов; отношение местного населения к мигрантам; мечети и молельные дома; просветительское влияние духовенства; миграция в период пандемии СОУЮ-19, западных санкций и СВО на Украине.
* Сченснович В.Н., ведущий редактор ред. журналов «Россия и мусульманский мир» на рус. и англ. яз., ИНИОН РАН, e-mail: [email protected]
Введение
На нынешнем этапе в связи с напряженной международной обстановкой, ростом терроризма и экстремизма проблемы безопасности занимают главенствующее место. Это нашло отражение в изменениях миграционной политики в странах СНГ и ЕАЭС. Концепция государственной миграционной политики РФ, принятая в 2018 г., подверглась существенной переработке, ее приоритеты несколько изменились.
В статье кандидата экономических наук Т.А. Сапуновой (Институт цифровой экономики и управления бизнес-процессами, Академия маркетинга и социально-информационных технологий -ИМСИТ, г. Краснодар) и студентки 3 курса бакалавриата Д.И. Поляковой (ИМСИТ, г. Краснодар) рассмотрены миграционные процессы России в период пандемии и экономических санкций [18]. Различные геополитические процессы на международной арене, а также отсутствие социальной стабильности; всё это в комплексе негативно повлияло на приток иностранных граждан на территорию РФ.
По мнению многих аналитиков, причиной отказа от въезда в Россию для некоторых граждан стало общее политическое напряжение, реакция недружественных стран на проведение Россией СВО, уход производств, привлекающих иностранную рабочую силу. Причиной также стали невыплаты зарплат и сокращения, которые в связи с санкционным кризисом приобрели массовый характер. Мигранты приезжали в Россию несмотря на пандемию СОУГО-19. Сейчас же «отток иностранной рабочей силы наблюдается в РФ впервые за последние 10 лет» [18, с. 219]. После начала мобилизации, а мигранты в России тоже под нее попадают, если имеют российское гражданство, тенденция «на выезд» только обострилась. Риторика по отношению к мигрантам в России стала более жесткой, по настоянию членов Совбеза в последнее время она изменилась. Увеличение прироста миграции в Россию может произойти с прекращением СВО, но на это не стоит рассчитывать раньше 2024 г. Последние данные, по убеждению авторов, позволяют предполагать, что отрицательный прирост миграции в России может сохранить свое влияние в 2023 г., если ситуация в мире не изменится. Что же касается внутренней миграции, она оказалась на минимальном уровне за последние десять лет.
В период демографического кризиса мигранты являются важным трудовым ресурсом. Разработка государственных мер по
их привлечению, по мысли Н.П. Купрещенко и Е.А. Федотовой, должна стоять на первом плане, чтобы снизить последствия убыли коренного населения страны [10]. В настоящее время, полагают авторы, России необходим иммиграционный прирост на 300350 тыс. человек. Причиной тому является СВО России на территории Украины, объявленная 21 сентября 2022 г. Принятие в состав РФ четырех территорий - ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей - означает появление новых субъектов хозяйствования, которым потребуются дополнительные трудовые ресурсы.
Концепция государственной
миграционной политики РФ
В настоящее время в Концепции государственной миграционной политики на период 2019-2025 гг. в значительной степени изменилась трактовка ее цели. Приоритетным направлением стал подход к миграционной политике как инструменту решения социально-экономических и демографических проблем. На первое место вышли вопросы совершенствования механизмов, которые обеспечивают миграционный прирост (в рамках реализации программы привлечения соотечественников и трудовых мигрантов). Второе место отдано задаче создания условий для адаптации к условиям жизни в России иностранных граждан, испытывающих сложности в адаптации, обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада. Третья задача - обеспечение отечественной промышленности, образования и науки квалифицированными кадрами за счет внутренней и внешней миграции. Немалое внимание в Концепции уделено вопросам национальной безопасности, выявлению, пресечению и профилактике нарушений миграционного законодательства.
Рассматривая эволюцию миграционной политики РФ в ХХ1 в., кандидат философских К.В. Аршин [3] отмечает, что события 2014-2015 гг. (обострение ситуации на Украине и в Сирии) привели к масштабному прибытию вынужденных мигрантов на территорию России. По неофициальным данным, по состоянию на 2017 г. в РФ находилось более 1 млн украинцев, прибывших в экстренном порядке в Россию из юго-восточных областей Украины. Федеральным органам исполнительной власти было предписано содействовать добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Для граждан Украины в 2017 г. упростили процедуру отказа от украинского гражданства.
Тенденции и перспективы развития
миграционных потоков в РФ
Кандидат исторических наук В.В. Комаровский (ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова), оценивая влияние политических катаклизмов последнего времени на масштабы миграции в Россию, приходит к выводу о высокой степени устойчивости и жизнеспособности сложившейся миграционной системы в рамках СНГ. Однако многие устоявшиеся представления о миграционных процессах, по мысли ученого, сегодня теряют однозначность. Относительно «чистые» миграционные потоки недавнего прошлого «перемешиваются, становятся гетерогенными, классические принимающие страны, как и страны-доноры, все заметнее приобретают транзитный характер, либо балансируют между приемом контингентов внешних мигрантов и оттоком эмигрантов и т.п.» [8, с. 42].
Значительный объем миграций в настоящее время приходится на долю РФ - основного потребителя иностранной рабочей силы (ИРС) из стран СНГ. Важными показателями уровня спроса на конкретные категории ИРС выступают визовая трудовая миграция, ее масштабы и структура спроса. Динамика визовой миграции за последние десятилетия отражает ее планомерное снижение. Текущая потребность российского рынка труда в ИРС определяется не столько привлечением недостающих квалифицированных кадров, а стремлением к снижению издержек на оплату труда за счет использования малоквалифицированных трудовых мигрантов из ряда безвизовых стран постсоветского пространства. При этом даже в самых трудоемких секторах экономики формируется понимание неизбежности подготовки необходимых контингентов квалифицированных кадров как за счет российской молодежи, так и трудовых мигрантов в рамках организованного набора [8].
На миграционную ситуацию оказывают существенное влияние и межгосударственные конфликты последнего времени. Даже в условиях противостояния и конфликта связи между странами-донорами и потребителями не прекращаются. По данным ООН, на Украину и Казахстан приходится наибольший миграционный пул выходцев. На Узбекистан, Беларусь, Азербайджан и Молдову - от 2 до 1 млн выходцев из других стран. Для остальных стран объем мигрантов снижается.
Поскольку в настоящее время отечественная миграционная политика колеблется между предложениями привлекать как можно большее число трудовых мигрантов и требованиями
максимально ограничить их присутствие, анализ динамики и структуры национальных потоков миграции призван способствовать выработке эффективных инструментов регулирования притока ИРС, «отбора и отсева востребованных и избыточных категорий трудовых мигрантов» [8, с. 53].
Концепция миграционной политики России
и перспективы иммиграции
В 2022 г. решением Совбеза было принято внести изменения в Концепцию государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 гг. Миграционная политика в геополитических и экономических интересах российского общества и государства должна исключать резкие колебания численности внешних трудовых мигрантов. Интеграционное взаимодействие СНГ и ЕАЭС способствует развитию общего рынка труда, учет которого необходимо отразить в российских законах и административных актах. Доктор экономических наук, профессор Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ А.А. Ткаченко [18], оценивая новые направления российской миграционной политики в рамках СНГ и ЕАЭС, делает вывод, что изменения в институциональной базе СНГ требуют аналогичных изменений от стран ЕАЭС и модификации Договора о Евразийском экономическом союзе. По мысли исследователя, проблемы регулирования внешней трудовой миграции во многом проистекают из-за недооценки роли международного «арбитра» - Международной организации труда (МОТ) и ее конвенций по вопросам миграции. Для российского рынка труда структура иммиграции в Россию из государств, входящих в ЕАЭС, и стран СНГ претерпела заметные изменения всего за 10 лет. Сократилось количество иммигрантов из Узбекистана, а доля приезжих из Таджикистана в 2021 г. резко выросла и составила почти 1/3 всех мигрантов. После образования ЕАЭС увеличилось число иммигрантов из Армении и Киргизии, а доли Беларуси и Казахстана уменьшились.
В конце 2010 - начале 2020-х годов происходит ускорение интеграционных начал в институциональной деятельности СНГ в области занятости и рынка труда. Намечаемые изменения в российской стратегии на основе Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 гг., подчеркивает автор, не должны привести к системному сбою в потенциалах стран ЕАЭС
по обеспечению социальных интересов мигрантов и их семей и устойчивости национальных экономик, особенно зависящих от денежных переводов мигрантов. По его убеждению, односторонние решения российской стороны в отношении свободной миграции на пространстве ЕАЭС могут навредить «взаимодействию организационных структур ЕЭК и национальных правительств, складывающемуся интеграционному потенциалу, культуре и приоритетам как принимающих стран, так и стран выхода мигрантов» [18. с. 36].
Проблемы миграции
в приграничных регионах России
Кандидат исторических наук А.А. Авдашкин (Челябинский гос. ун-т) рассматривает миграцию населения в российско-казахстанском приграничье на примере Южного Урала [1 ]. Основу среднеазиатской миграции в регион составляло русскоязычное население приграничных районов Казахстана (русские, татары, украинцы, немцы). Две волны миграции - «вынужденная» в 1990-е годы и более «прагматичная» 2000-2019 гг. - способствовали притоку в регион молодого населения. Миграционные потоки позитивно сказались на Челябинской области, позволяя восполнить демографические потери экономически активным населением. Челябинск воспринимался как «трамплин» для закрепления в России. В скором времени в приоритете стали другие, более успешные города или страны дальнего зарубежья.
В рамках проекта РФФИ «Международная миграция в приграничных регионах России: модели поведения населения и социально-экономические эффекты для развития территорий» ученые Института демографических исследований ФНИСЦ РАН (ИДИ ФНИСЦ РАН) в 2022 г. совершили экспедицию в Северную Осетию, Кабардино-Балкарию, Ингушетию, Ставропольский край, Краснодарский край и Республику Абхазия [16]. Экспедиция установила следующие формы международной приграничной миграции между регионами РФ и стран Южного Кавказа: туризм и рекреационная миграция - перемещения жителей приграничных регионов через границу с целью туризма и отдыха; коммерческая миграция - перемещения бизнесменов и коммерсантов с целью торговли; родственная миграция - перемещения жителей приграничных регионов через границу для посещения родственников, проживающих на сопредельной территории другого государства [16].
Влияние миграции на трансформацию
этнического состава населения РФ
Результаты учета этнической структуры коренного населения и мигрантов, а также эффективности системы адаптации и интеграции иммигрантов в регионах России представили С.В. Рязанцев, В.Ю. Леденева (ФНИСЦ РАН) и С.Н. Мищук (РУДН). Опрос экспертов подтвердил статистические данные об увеличении этнокультурного разнообразия в регионах России [17]. В процессе адаптации и интеграции мигрантов большое значение приобретают владение русским языком, востребованной в регионе специальностью, знание российского законодательства. Поток иммигрантов в Россию в этнодемографическом и социокультурном отношении неоднородный. При разработке мероприятий по адаптации мигрантов необходимо учитывать особенности культурного, этнического, религиозного поведения. Эти особенности зависят от background мигрантов, страны их исхода, этнических корней, национальных традиций и религиозных устоев. Для мигрантов важно адаптироваться в новом для них пространстве с возможным последующим включением в него на равноправных с местными жителями основаниях.
В целом миграция оценивается экспертами положительно, но необходим баланс с учетом интересов страны и местного населения. В то же время, прослеживается тенденция негативного отношения к мигрантам в обществе, и, скорее всего, это связано с «накопительным эффектом», вследствие которого возникают социальная напряженность и межэтнические конфликты. По мнению экспертов, при формировании региональных целевых программ по адаптации и интеграции мигрантов необходимо решать проблемы доступа мигрантов к востребованной ими информации, инфраструктуре, ресурсам, в противном случае мигранты будут интегрироваться в анклав или в свое этническое сообщество. Большинство экспертов считают, что в случае трудной жизненной ситуации мигранты обратятся за помощью к соотечественникам (22 человека), родственникам (15 человек) или к лидерам диаспоры (9 человек). Отсутствие информации о распределении населения, мигрантов, исходя из их этнической идентичности, ограничивает управленческие функции в сфере регулирования этнических процессов. Необходимо наличие постоянного источника информации об этнической ситуации в стране и регионах.
Приезжие из Средней Азии, подчеркивает А.А. Авдашкин, «слабо защищены от дискриминации, проживают изолированно, составляя группу мигрантов, наименее интегрированных в общество» [2]. Сокращение численности населения, особенно в азиатской части страны, ставит вопрос об источниках восполнения дефицита рабочей силы. Компенсировать нарастающую убыль возможно, по убеждению автора, только за счет миграции. «Среднеазиатское направление на ближайшие годы является одним из приоритетных, несмотря на сокращение миграционного притока» [2].
Типология миграции
Внешняя трудовая миграция в России подразделяется на две категории: безвизовую и визовую. В Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г. отмечено, что с 2015 г. временная трудовая деятельность в России осуществляется по трем «страновым» критериям: 1) максимальные преференции отданы мигрантам из стран ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия); 2) к мигрантам из стран СНГ, не входящих в ЕАЭС (Азербайджан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан), применяются правила «патентирования»; 3) мигрантам из остальных государств для осуществления временной трудовой деятельности нужно получать визу или патент (разрешение) на работу. Согласно официальны данным МВД РФ, необходимые документы из них имеют около 36%. Очевидно, что не оформившие документы мигранты занимаются временной трудовой деятельностью нелегально.
Большинство мигрантов становятся нелегалами по комплексу причин. Мигранты, как правило, плохо понимают русский язык и не знают российское трудовое законодательство, сведения о котором они порой получают от знакомых и родственников или в социальных сетях, эти данные часто недостоверны. К тому же для оформления документов у мигрантов всего 30 дней. Чтобы ускорить процесс, они часто обращаются к сомнительным посредникам, занимающимся мошенничеством. По прошествии 30 дней некоторые работодатели сами переводят мигрантов на нелегальное положение, имея возможность манипуляции такими работниками и в ряде случаев не выплачивая им заработную плату [12].
Необходимо учитывать, что значительная часть мигрантов не ориентирована на интеграцию, нередко они не принимают нормы жизни и традиции России. Причину этого социологи видят в высокой степени анклавизации, когда у приезжих нет потребности
общаться с местным населением. А горожане не чувствуют себя в безопасности рядом с такими «анклавами». Эксперты часто отмечают незаинтересованность местного населения в интеграции мигрантов. Поскольку интеграция предполагает межэтнический диалог между принимающим сообществом и мигрантами, лучшей средой для такого диалога, подчеркивает О.В. Кульбачевская, являются образовательные учреждения [9].
В.Ю. Леденева и Б.Т. Бегасилов [11], характеризуя процессы вовлечения мигрантов в социокультурную и языковую среду принимающего сообщества, оценивают роль диаспор в формировании религиозной идентичности мигрантов. Основным механизмом адаптации мигрантов-мусульман в России служат клановые, родственные и национальные связи, когда они делают выбор в пользу этнического сообщества. Трудовая миграция стала почвой для развития транснациональных религиозных сетей. Проблемы трудоустройства мигрантов часто решаются именно религиозными сетями.
Координировать работу по адаптации мигрантов в России могут советы по взаимодействию с религиозными организациями, централизованные религиозные организации, общественные национальные сообщества. Мусульмане-мигранты, большинство которых находится в крупных российских городах, из-за нехватки мечетей, молельных домов оказываются вне сферы влияния представителей мусульманского духовенства. В то время как, убеждена Т.С. Пронина, «просветительское влияние духовенства, ориентированное на культивирование общероссийской идентичности, могло бы способствовать адаптации и препятствовать тенденциям сегрегации мигрантских сообществ» [15, с. 238]. Это мнение разделяет С. А. Водопетов [4]. Интеграция мигрантов в социокультурные рамки российского общества возможна, считает он, если не допускать появления «обособленных агломераций, не стремящихся к внедрению в гражданские институты России», следует ввести тест на знание русского языка при трудоустройстве. Чтобы решить эти задачи, необходимо обновить концепцию миграционной политики РФ «для приведения ее в соответствие с текущими вызовами» [3].
Квалификация в России
мигрантов из государств Средней Азии
Доктор социологических наук В.И. Мукомель [13] (г. Москва) рассматривает особенности занятости на российском рынке труда трудовых мигрантов из Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.
Большинство трудовых мигрантов из этих стран имеют среднюю квалификацию (84,3%), высоквалифицированные трудовые мигранты (ВКМ) составляют 12,1%, а низкоквалифицированные - 3,6%. Учитывая неопределенность перспектив возвращения ВКМ из других государств постсоветского пространства на российский рынок труда, В.И. Мукомель прогнозирует: «В ближайшие годы мигрант-ские ниши труда высокой квалификации будут заполняться из основных стран-доноров - государств Средней Азии» [13, с. 201].
Внешняя миграция населения Казахстана
Миграционный процесс в Казахстане отмечен перемещением населения в другие страны. Причем из Казахстана мигрируют преимущественно люди с высшим образованием. Кроме того, важным трендом в республике является образовательная миграция. Каждый десятый казахстанский студент получает высшее образование за границей. Потенциал «невозвратной миграции» молодых людей, выехавших из стран региона на работу или учебу, - 30-35% с тенденцией к росту. Образовательная миграция расценивается ими как «трамплин для последующей эмиграции из страны» [21].
Образовательная миграция в России и Киргизии
Р.Г. Фёдоров (Посольство РФ в Киргизии) поднимает общие вопросы развития образовательной миграции в России [20]. Россия сегодня является активной участницей мировой образовательной миграции и входит в число стран-лидеров по количеству иностранных студентов. Наибольшее количество студентов-мигрантов в российских университетах из стран ЕАЭС и региона Центральной Азии. Стимулом к развитию образовательной миграции в РФ и формированию системы привлечения и подготовки иностранных граждан в российских университетах послужило введение квоты на обучение студентов из-за рубежа за счет средств федерального бюджета. В 2021 г. Федеральный проект «Россия - привлекательная для учебы и работы страна» (2021) переформатировал подходы к развитию образовательной миграции. В нем сделан акцент на поддержку талантливых иностранных студентов и реализацию программ адаптации студентов в России. Приоритет сместился от резкого увеличения количества иностранных студентов к созданию
благоприятных условий для их пребывания как гарантии повышения интереса среди образованных мигрантов к России. Согласно паспорту проекта, к 2024 г. не менее 8,5 тыс. талантливых иностранных студентов будут ежегодно получать грантовую поддержку и не менее 20 тыс. иностранных студентов останутся жить и работать в России.
Автор рассматривает вопрос формирования потоков международной образовательной миграции в России на примере Киргизии. В соответствии с Планом приема иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, на обучение в образовательные организации в рамках квоты, установленной Правительством РФ, на 2022/2023 уч. год выделено 500 мест. Особую роль в сохранении интереса к российскому образованию со стороны граждан Киргизии является поддержание их уровня владения русским языком, являющимся в Киргизии официальным [20, с. 187].
Россия на регулярной основе оказывает организационно-методическую и финансовую поддержку деятельности Киргизско-Российского Славянского университета, который занимает одну из лидирующих позиций по качеству предоставляемых образовательных услуг среди вузов республики.
Решающую роль в процессе интеграции молодых иммигрантов, по мысли Т.С. Прониной, играет образование, которое позволяет адаптироваться в принимающем обществе самим учащимся, но через них оказывает влияние и на родителей [13]. Наибольшие опасения у европейцев с точки зрения интеграции вызывают мигранты-мусульмане. Из-за всплеска радикализации мусульман, террористических актов, демонстративных манифестаций своей религии в иной культурной среде, в европейских политических дискурсах все чаще встречаются заявления о кризисе ислама. Среди исследователей сформировалось понимание, что необходимо пристально изучать связь между исламом и процессами адаптации и интеграции мигрантов-мусульман.
Для современного образования на первом месте стоит не религиозная принадлежность школьника, а его психологическое состояние, способности, таланты, проблемы и чаяния. В методологическом плане предмет о религиях должен быть встроен в гуманистическую парадигму: в формате заинтересованного обсуждения рассматривать вопросы, которые волнуют учащихся, привлекая для этого наследие религиозных традиций. С точки зрения успешной интеграции мигрантов, для которых религия очень важна, все большее обоснование получает педагогическая стратегия:
при уважении различий индивидуальных прав воспринимать учащихся не как членов религиозных групп, а как субъектов демократических прав [14].
Заключение
В 2022 г. Росстат засвидетельствовал снижение въезжающих на территорию РФ иностранных граждан. Россия могла прийти к отрицательному сальдо миграции, если бы не присоединение ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Ученые-демографы делают прогнозы и считают, что 2023 год из-за конфликтов на политической арене будет первым с отрицательным сальдо миграции. Для прогноза потребностей отечественного рынка труда в иностранной рабочей силе необходимо совершенствование системы планирования масштабов привлечения трудовых мигрантов востребованного профессионально-квалификационного профиля. Эксперты понимают, что без учета российскими законами необходимости интеграционного взаимодействия СНГ и ЕАЭС невозможно развивать рынок труда этих стран.
Опросы экспертов подтвердили статистические данные об увеличении этнокультурного разнообразия в регионах России. Изменения происходят из-за реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. В процессе адаптации и интеграции мигрантов первостепенное значение имеют владение русским языком и знание законодательства России.
Особое место для мигрантов занимает образовательная миграция. Она рассматривается большой частью молодежи из стран Центральной Азии как возможность для последующей эмиграции. Поднимая проблему религиозного образования в школе, эксперты утверждают, что демократические права учащихся должны иметь приоритет перед религиозным многообразием.
Литература
1. Авдашкин А.А. Миграции в российско-казахстанском приграничье (на примере Южного Урала) // Журнал фронтийных исследований. 2022. Т. 7. № 3. С. 118-139.
2. Авдашкин А.А. Миграция из Таджикистана в регионы азиатской части России: современная ситуация и риски // Вестник Омского ун-та. 2021. С. 143-151.
3. Аршин К.В. Миграционная политика России в 2010-е годы: проблемы и перспективы // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9. № 3 (35). С. 125-136.
4. Водопетов С.А. Миграционные процессы как фактор обеспечения демографической безопасности Российской Федерации // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 5. С. 22-25.
5. Исакулов Ш.Н. Проблемы и возможности эффективного регулирования внешней трудовой миграции в Республике Узбекистан // Народонаселение.
2021. Т. 24. № 4. С. 161-174.
6. Комаровский В.В. Проблемы регулирования трудовой миграции в современной России // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. № 3. С. 105-110.
7. Комаровский В.В. Россия и СНГ: динамика миграционных потоков // Россия и новые государства Евразии. 2020. № 2 (47). С. 151-170.
8. Комаровский В.В. Современные миграционные потоки на постсоветском пространстве. Социально-трудовые исследования. 2023. № 1 (50). С. 41-53.
9. Кульбачевская О.В. Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в России: к вопросу о межкультурном взаимодействии // Вестник антропологии. 2020. № 4 (52). С. 136-152.
10. Купрещенко Н.П., Федотова Е.А. Влияние миграционных процессов на экономику регионов России в современных условиях // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 1. С. 298-304.
11. Леденева В.Ю., Бегасилов Б.Т. Влияние религиозного фактора на процессы интеграции мигрантов-мусульман в России // Вопросы управления. 2021. № 1(68). С. 118-130.
12. Михайлова О.В., БурдаМ.А., Гришин О.Е. Государственная миграционная политика России: актуальные вопросы внешней трудовой миграции // Этно-социум и межнациональная культура. 2020. № 4 (142). С. 9-15.
13. Мукомель В.И. Высококвалифицированные мигранты из государств Средней Азии в России // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9. № 4. С. 186-204.
14. Пронина Т.С. Влияние религиозного образовании на интеграцию (им) мигрантов // сб. XXII Царскосельские чтения. Год педагога и наставника. Материалы международной научной конференции. В 2-х т. Под общей ред. Л.М. Кобриной. Санкт-Петербург. 2023. С. 39-41.
15. Пронина Т.С. Миграция в современной России и религиозный фактор // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2020. № 3. С. 225-240.
16. Рязанцев С.В., Вазиров З.К., Медведь В.А., Очирова Г.Н., Рязанцев Н.С. Научная экспедиция сотрудников ИДИ ФНИСЦ РАН по изучению миграции в Кавказском приграничье России // ДЕМИС. Демографические исследования.
2022. Т. 2. № 3. С. 165-180.
17. Рязанцев С.В., Леденева В.Ю., Мищук С.Н. Влияние миграции на трансформацию этнического состава населения России: тенденции и подходы к политике адаптации мигрантов // Журн. Сибирского федерального ун-та. Гуманитарные науки, 2023. № 16 (1). С. 104-116.
18. Сапунова Т.А., Полякова Д.И. Миграционные процессы в Российской Федерации в период пандемии и экономических санкций // Вестник академии знаний. 2023. № 55 (2). С. 217-221.
19. Ткаченко А.А. Миграционные интересы и устремления стран СНГ. Социально-трудовые исследования. 2023. № 51 (2). С. 27-37.
20. Фёдоров Р.Г. Инсттуциональные и организационно-финансовые основы развития образовательной миграции в России // Вестник КРСУ. 2023. Т. 23. № 3 Политология / Politology. С. 181-188.
21. Чуланова З.К. Внешняя миграция населения Казахстана за годы независимости // The Scientific Heritage. 2021. № 76-2 (76). С. 37-45.
Статья поступила в редакцию 04.09.2023. Принята к публикации 19.09.2023.
Schensnovich V.N.
Problems and Prospects
of Migration Processes in Russia
Valentina N. Schensnovich
Research Associate, Publishing Department of the Journals "Rossiya i Musulmanskiy Mir" & "Russia and the Moslem World", INION RAN,
e-mail: [email protected]
Abstract. The article examines employment of Muslim migrants in Russia, discussing the problems they face during the SMO and Western sanctions. Special attention is paid to the education and qualifications of migrants. Problems and future of educational migration are also outlined. The article also considers typology and state regulation of migration, as well as the attitude of Muslim religious organizations to the adaptation and integration of migrants into Russian society.
Keywords: Russia; Tajikistan; Kazakhstan; Kyrgyzstan; Uzbekistan; work migration; educational migration; migration flows; employment; qualification of migrants; regulation of migration; adaptation and integration of migrants; attitude of the local population towards migrants; mosques and houses of worship; educational influence of the clergy; migration during the COVID-19pandemic, Western sanctions and the SMO.