ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ МСФО В СИСТЕМУ РОССИЙСКОГО БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
А.Ф. Мялкина
В статье представлен ряд проблем, препятствующих процессу интеграции и последующего применения Международных стандартов учета и финансовой отчетности (МСФО), рассматриваются важнейшие принципы и правила отражения в учете и представления в отчетности основных элементов, устанавливаемых российскими и международными стандартами. В статье раскрывается современный этап интеграции МСФО в национальные системы учета, предполагающий выбор одной из двух стратегий. Первая заключается в принятии МСФО в качестве национальных стандартов или устранении различий между национальными стандартами и МСФО. Второй вариант стратегии по внедрению МСФО предполагает существование двух видов учета (учет в соответствии с МСФО и учет для целей исчисления налоговой базы по различным налогам) при условии определения на уровне законодательства круга компаний, обязанных составлять отчетность по МСФО.
Ключевые слова: международные стандарты учета и финансовой отчетности (МСФО), бухгалтерский учет, финансовая отчетность.
За последние годы в области бухгалтерского учета и отчетности произошли значительные изменения, связанные с его реформированием. Приведение системы российского бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) предполагалось еще в 1998 г. Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), предусматривающая реформирование бухгалтерского учета в срок до 2000 г. Очевидно, что финансовый кризис 1998 г. не позволил довести данное начинание до конца в намеченные сроки.
Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО был установлен широкий комплекс мероприятий по ее практической реализации, начиная с разработки нормативной базы и мер по повышению квалификации специалистов по бухгалтерскому учету и заканчивая организацией международного сотрудничества. В феврале 1998 г. был открыт Международный центр реформы бухгалтерского учета (МЦРБУ), координирующий предоставление международной технической помощи для специальной Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Правильность избранного ранее курса подтверждается Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на
среднесрочную перспективу, утвержденную приказом Министерства финансов РФ от 1 июня 2004 г., предполагающей, что переход на МСФО должен происходить постепенно с учетом возможностей и готовности профессиональной среды, а так же органов государственной власти.
Так, в период с 2004 по 2007 г. наблюдался переход на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, в частности финансовых организаций, ОАО и иных организаций, имеющих публично размещаемые и обращающиеся ценные бумаги, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам.
В период 2008-2010 гг. планируется обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признанным стандартам.
Россия, ставя задачу реформирования бухгалтерского учета, должна добиться того, чтобы бухгалтерская информация могла быть использована не только на внутреннем рынке, но и на международном. Процессы глобализации, интернационализации экономических, политических и общественных отношений постепенно приводят к созданию мирового рынка, для которого не существует
национальных границ. Создаются и успешно действуют транснациональные корпорации, имеющие предприятия в различных странах мира. Европейские страны формируют единое экономическое пространство.
Идея международных стандартов финансовой отчетности явилась следствием интернационализации и глобализации экономики, начавшейся еще в 1960-х гг. МСФО возникли как результат поиска общего экономического языка, в первую очередь для транснациональных компаний. Сводить воедино отчетности, составленные по национальным стандартам, дочерних компаний, расположенных в разных странах, оказалось задачей не из легких. Стандарты стали применяться не только внутри транснациональных корпораций, но и в отдельных компаниях, работающих в разных странах мира, с тем, чтобы сделать отчетность более понятной для инвесторов.
Число транснациональных корпораций, публикующих финансовую отчетность в соответствии с МСФО, постоянно растет. В России такую отчетность составляют многие финансово-кредитные учреждения, акционерные общества «Газпром», «ЕЭС России», «Авто ВАЗ», «Транснефть», «Северсталь» и др.
Реформирование бухгалтерского учета в России вызвано развитием рыночных отношений, взаимосвязей с иностранными инвесторами и инвестициями, с увеличением объема товарных и расчетных отношений. Современная ситуация в российской экономике характеризуется возрастанием потребности предприятий в инвестиционных ресурсах. Достоверная информация об организациях интересна не только отечественным, но и зарубежным инвесторам, готовым к вложению капитала на территории России.
Цель перехода на МСФО - повышение качества и информативности отчетности, которое является актуальным для всех пользователей и в первую очередь - для банков, оценивающих на основе отчетности финансовое положение заемщиков. В связи с этим бухгалтерская информация должна быть ориентирована на международные стандарты, т. е. она должна быть достаточной, уместной, необходимой и понятной иностранным пользователям для анализа, контроля и управления с их стороны своими вложениями.
Сама идея возникновения МСФО родилась в связи с необходимостью создания инструмента защиты интересов пользователей, вступающих прямо или косвенно в экономические отношения с отчитывающейся организацией. Для них вложения в организацию во всех формах (от кредитов до участия в акционерном капитале) являются средством извлечения дохода из собственного финансового капитала. Принятие МСФО позволит инвесторам и другим заинтересованным пользователям сравнивать сходные данные и обеспечит надлежащий уровень прозрачности и доверия к финансовой отчетности российских организаций.
Состав и порядок формирования финансовых отчетов организаций определяются потребностями заинтересованных пользователей. Исторически на свободном рынке капиталов разных стран доминировали определенные группы пользователей, что предопределило возникновение различий в системах бухгалтерского учета и отчетности. Различия увеличивались и трансформировались в модели бухгалтерского учета, которые чаще всего классифицируют по территориальному признаку (англо-американская, континентальная (европейская), южно-американская, исламская). Действующие международные стандарты бухгалтерского учета используются в разных странах по-разному, так как в основе каждого лежат национальные системы бухгалтерского учета, но с применением некоторых или большинства международных стандартов.
К настоящему времени в рамках реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности разработаны и действуют 20 ПБУ. Большинство из них составлены в соответствии с требованиями международных стандартов. Эта база позволяет каждой организации выполнить задачу, поставленную в правительственной Программе - обеспечить заинтересованных пользователей, в первую очередь инвесторов, полезной и достоверной информацией, гармонизированной с международными требованиями.
Хотя процесс сближения российских и международных стандартов отчетности идет не первый год, но до логического конца еще далеко. Безусловно, нельзя не отметить оп-
ределенный разрыв между новациями, вводимыми в действующие нормативные документы, и бухгалтерским учетом на практике. Определенные категории, такие как, например, условные факты хозяйственной жизни (ПБУ 8/01), уже давно закреплены в нормативных документах, однако на практике играют весьма незначимую роль.
Вместе с тем некоторые аспекты международной практики учета прочно закрепились в российской бухгалтерии. Так, например, для каждого российского бухгалтера сейчас совершенно естественно и понятно звучит то, что продажи должны быть отражены в учете по «методу начисления», согласно которому результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены и выплачены. Применение этого метода означает, что на каждую отчетную дату производится начисление соответствующих доходов и расходов компании.
Отнюдь не все международные стандарты имеют приближенные российские аналоги в виде ПБУ. Отечественных аналогов не нашлось у 17 международных стандартов из 36 действующих в настоящее время. Отметим те из них, которые могли бы быть наиболее широко использованы в условиях российской действительности. Это МСФО 1 «Первое применение МСФО», МСФО 3 «Объединения бизнеса», МСФО 27 «Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность», МСФО 28 «Инвестиции в ассоциированные компании», МСФО 36 «Обесценение активов», МСФО 17 «Аренда», МСФО 19 «Вознаграждения работникам» и ряд других.
Современный этап интеграции МСФО в национальные системы учета предполагает выбор одной из двух стратегий. Первая заключается в принятии МСФО в качестве национальных стандартов или устранении различий между национальными стандартами и МСФО. Второй вариант стратегии по внедрению МСФО предполагает существование двух видов учета (учет в соответствии с МСФО и учет для целей исчисления налоговой базы по различным налогам) при условии определения на уровне законодательства круга компаний, обязанных составлять отчетность по МСФО. В то же время налоговый учет ведут все компании без исключения.
Необходимость составлять финансовую отчетность по международным стандартам возникает в первую очередь у предприятий, работающих с иностранными банками и инвесторами, которые могут рассчитывать на снижение процентной ставки при привлечении финансирования, поскольку инвестор в этом случае способен объективно оценить риски, закладываемые в ставку по кредиту.
Другая причина, по которой предприятия уже сейчас составляют отчетность по МСФО, -требование владельца бизнеса. Ведь собственник бизнеса всегда стремится создать такой инструмент, который позволял бы ему принимать реальное положение дел на предприятии, а МСФО дают возможность объективно оценить финансовое положение компании.
Еще один плюс применения МСФО -использование полученной информации в управленческих целях. Как правило, при рассмотрении вопроса о том, как должен быть организован управленческий учет, зачастую принимается решение строить его на основе принципов МСФО. Долгое время считалось, что отчетность по МСФО требуется российским банкам и компаниям лишь для ее предоставления внешним пользователям, но сейчас многие руководители осознают, что такая финансовая отчетность необходима им для более эффективного управления своей организацией. Нет необходимости заново создавать принципы и правила учета многих хозяйственных операций, поскольку МСФО и их интерпретации упрощают проблему регламентации и ведения учета.
Переход на международные стандарты финансовой отчетности нельзя рассматривать как единственную цель реформирования. В действительности реформа должна быть гораздо глубже и заключаться в построении эффективной надстройки над новым типом хозяйственных отношений в России. В итоге должна быть создана среда, обеспечивающая формирование полезной и объективной информации о финансовом положении и результатах деятельности компании.
Переход на международные стандарты -это длительный процесс перестройки менталитета всех лиц, участвующих в хозяйственном обороте. Для его успешного осуществления необходим целый комплекс взаимосвязанных мероприятий, в связи с чем, есте-
ственно, возникают многочисленные сложности.
Анализ опыта применения МСФО в нашей стране позволяет выделить ряд проблем, препятствующих процессу интеграции и последующего применения МСФО.
Одной из проблем при массовом внедрении МСФО станет кадровая, так как МСФО значительно сложнее российских правил бухгалтерского учета и требуют от финансистов большей профессиональной подготовки и знаний. Очевидно, что в ближайшей перспективе современному бухгалтеру предстоит не только овладеть теоретическими знаниями, но и приобрести практические навыки по вопросам подготовки финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО.
На текущий момент Минфином России аттестовано около 30 тысяч аудиторов, часть которых могут консультировать компании, составляющие отчетность по МСФО. Тем не менее, основную работу в этом направлении должен вести персонал компании, но в настоящее время в большинстве российских банков и компаний нет специалистов, имеющих необходимую квалификацию в области МСФО и опыт работы по составлению отчетности.
Как правило, такие сотрудники стоят достаточно дорого, и не каждая организация может позволить себе их нанять, что в свою очередь должно мотивировать предприятия самостоятельно обучать специалистов. Но отсюда вытекает вторая проблема - несистематизированный подход к образованию в области международных стандартов, а так же дефицит квалифицированного преподавательского состава.
Другая важная проблема - постоянное обновление МСФО. В последние годы МСФО претерпевают серьезные концептуальные изменения, отслеживать которые -задача нелегкая даже для самых профессиональных бухгалтеров. Официальный язык МСФО - английский. К сожалению, быстро научить российских бухгалтеров английскому языку невозможно, поэтому для осуществления технических переводов текстов МСФО и их своевременного обновления необходимо создать специальный орган. При этом важно так организовать работу, чтобы измененные стандарты вовремя доходили до
пользователей и не задерживались на этапах рассмотрения и утверждения.
Следует также отметить, что одно из требований, предъявляемых к финансовой отчетности, - оперативность представления информации. К сожалению, сейчас на подготовку отчетности по международным стандартам у предприятий уходит слишком много времени и данные теряют свою актуальность. Так, большинство российских компаний, опубликовавших свою отчетность по МСФО или ГААП США, раскрыли эту информацию более чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Очевидно, что финансовую информацию, поступающую с таким опозданием, трудно назвать актуальной.
Решить вопрос оперативности подготовки отчетности по МСФО можно за счет автоматизации учета, внедрив на предприятия информационную систему, которая позволит вести российский и международный учет параллельно, тем самым позволив сэкономить массу времени. Существует мнение, что для ведения параллельного учета требуются специалисты, обязанностью которых является ведение учета по МСФО. Однако наиболее рациональной представляется такая организация работы, при которой каждый работник бухгалтерии, ведущий учетные записи по российским стандартам, также отвечает за записи, формируемые в соответствии с МСФО. Поскольку форматы отчетности по российским стандартам и международным достаточно близки, процесс формирования целесообразно поручить одному сотруднику или группе сотрудников. При этом специалист, составляющий отчетность по МСФО должен не формально следовать предписаниям нормативных документов, а оценивать и интерпретировать факты хозяйственной жизни таким образом, чтобы отражать их в бухгалтерском учете и отчетности в соответствии с их экономическим содержанием.
Вопрос автоматизации составления отчетности по МСФО можно решать по-разному. Самый распространенный и дешевый вариант - трансформация российской отчетности с помощью Excel. Трансформация (restatement) - это процесс подготовки отчетов по МСФО на заданную дату путем внесения корректировок в статьи российской отчетности для приведения их в соответствие
с требованиями международных стандартов. Трансформация по своей сути - это перегруппировка учетных данных фирмы в другой бухгалтерский стандарт. Единого стандарта трансформации не существует и большинство компаний имеет свою методологию. Этот метод имеет свои недостатки и достоинства. К его достоинствам можно отнести простоту и наглядность, невысокие финансовые и временные затраты на подготовку отчетности, однако качество последней определяется преимущественно квалификацией специалистов. Более того, для многопрофильной компании достаточно сложно выявить все необходимые трансформационные корректировки, обусловленные спецификой хозяйственной деятельности, что приводит к целому ряду рисков, например риску неполноты и др.
Одним из главных препятствий на пути внедрения остается ориентация бухгалтерского учета на требования налоговых органов. Процесс интеграции МСФО проходил бы значительно быстрее, если бы было устранено основное расхождение: отчетность предприятия по МСФО должна удовлетворять интересы собственников, а в России отчетность должна соответствовать требованиям законодательства. Зачастую руководители предприятий опасаются, что в результате внедрения и перехода на предельно прозрачную финансовую отчетность у них не останется резерва для ухода от налогообложения. Решением данной проблемы могла бы стать полная отмена российских стандартов бухгалтерского учета и замены их на МСФО, но при этом необходимо учесть интересы государства. Это можно сделать, доработав требования к ведению налогового учета. В итоге в компании будут формироваться две отчетности: по международным стандартам для налоговых органов. Такой подход позволит сократить затраты на ведение разных видов учета. Однако подобный вариант развития событий не для всех предприятий приемлем. Очевидно, что компаниям необходимо предоставить право выбора учетной системы, что позволит сделать переход на международные стандарты не таким болезненным.
Действующие правила учета, закрепленные в российских нормативных документах, на сегодняшний день содержат целый ряд отличий от положений международных
стандартов финансовой отчетности, и, прежде всего, это касается правил оценки активов и пассивов компании.
Так, например МСФО 36 «Обесценение активов» определяет требования к процедуре тестирования долгосрочных активов на обесценение. Его цель - с максимальной осмотрительностью оценить отраженные в балансе активы и не допустить превышения остаточной стоимости, по которой они отражаются в балансе над суммой возмещения, за которую принимается наибольший из двух показателей: чистая продажная цена и ценность от использования актива. При этом под чистой продажной ценой понимается сумма, получаемая от реализации актива при совершении сделки между независимыми друг от друга, хорошо осведомленными, желающими совершить такую сделку сторонами, за вычетом затрат на выбытие актива. Под ценностью от использования - текущая дисконтированная стоимость предполагаемых (оценочных) будущих поступлений и платежей денежных средств, ожидаемых от непрерывного продолжающегося использования актива и от его выбытия в конце срока полезной службы.
К сожалению, в лексиконе и практике российских бухгалтеров просто отсутствуют эти понятия, равно как и, например, понятие «генерирующие единицы». Надо отметить, определение, данное по этому поводу в МСФО 36, довольно расплывчато. На примере оно выглядит более понятно. Допустим, имеется у компании актив (например, гудвилл), который самостоятельно доходов не приносит, а может делать это лишь посредством других активов. Поскольку денежных потоков такой актив сам не создает, оценить его возмещаемую стоимость для проведения переоценки сложно. В этом случае МСФО 36 рекомендует определить минимальную идентифицируемую группу активов, в составе которой гудвилл приносит доход независимо от прочих активов или их групп. Это и будет генерирующая единица. При наличии признаков возможного обесценения единицы сумму возмещения за нее нужно сравнить с ее же балансовой стоимостью и убыток пропорционально вычесть из балансовых стоимостей активов, эту самую единицу формирующих.
Соответственно, международная финансовая отчетность дает более объективную
оценку финансового состояния фирмы, нежели российская. На практике МСФО 36 регламентирует более сложные вопросы оценки активов по их стоимости возмещения. В действительности, наибольшую трудность представляет определение всех приведенных выше показателей.
Если попробовать в максимально сжатой форме сформулировать сущность международных стандартов финансовой отчетности, можно выделить ряд основополагающих принципов. МСФО базируется на трех главных концепциях: справедливой стоимости, приоритета экономического содержания над правовой формой и прозрачности. Основополагающая категория современной версии МСФО - оценка по справедливой стоимости. Суть концепции справедливой стоимости состоит в том, чтобы дать пользователю информацию о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия исходя из его реально существующей цены. Она пока еще не стала единственно возможной, но значение ее постоянно возрастает и такие показатели, как историческая стоимость и себестоимость в качестве общепризнанных оценок финансовых ресурсов вытесняются.
Оценка финансового положения фирмы предполагает выявление не столько вложенного в нее капитала, сколько ее оценку. Инвестор должен хорошо представлять реальную стоимость котируемых ценных бумаг, что возможно только при оценке по справедливым, т. е. текущим рыночным ценам. Этот подход имеет большую значимость, так как позволяет ответить на вопрос: «Сколько стоит мой бизнес сегодня?» Примером может служить корректировка стоимости основных средств на инфляционную составляющую. Для этого потребуется анализ бюджетов и прогнозов, утвержденных руководством, оценка денежных поступлений и платежей, возникающих в связи с продолжающимся использованием основного средства и его окончательным выбытием, наконец, технический анализ объекта. Результатом такого анализа может быть списание основных средств, длительное время не находящих применения на предприятии, и прочих «неликвидов».
В российском учете, как известно, показывается лишь остаточная стоимость. Как следствие этого, ряд объектов при примене-
нии этой оценки может потерять часть своей балансовой стоимости, к тому же привести к злоупотреблениям. Если прибегнуть к справедливой стоимости, то, особенно при сговоре, оценка может быть чрезвычайно занижена, и ценности могут быть проданы почти даром. Возможны случаи другого сговора, когда цены будут вздуты и возникнет целая цепь «откатов». При неадекватном завышении стоимости активов бухгалтерский учет и финансовая отчетность теряют способность предупреждать банкротство. В этом вопросе злоупотребления возможны только при недобросовестном применении правил при использовании любых стандартов. Российские положения в этом отношении предоставляют куда более широкие «возможности», так как гораздо хуже согласованы между собой по сравнению с МСФО.
Одним из принципов, являющихся обязательными в МСФО, но не всегда применяемых в российской системе учета, является приоритет содержания перед формой. При этом следует сказать, что именно реализация данного принципа на практике является залогом реального перехода к международным стандартам учета. Главное отличие МСФО от российской практики заключается в том, что в нашей стране юридическая форма важнее содержания, а международная практика требует руководствоваться принципами, но не правилами.
Согласно концепции приоритета экономического содержания над правовой формой, не столь важно, в какую правовую форму облечен тот или иной факт хозяйственной деятельности, важно, что он представляет с экономической точки зрения. Российская бухгалтерия исходит из единства между экономическим содержанием и правовой формой, а подчас даже приоритета правовой формы над экономическим содержанием. Так, порядок подготовки отчетности по российским стандартам бухгалтерского учета основан на исполнении инструктивных положений и требований регулирующих органов. Российский учет отводит бухгалтеру роль исполнителя законов, постановлений, писем, инструкций. Согласно ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из
правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Юридическая ориентация учета, безусловно, объединяет бухгалтерскую информацию. Пользователям отчетности необходимо знать не только о юридическом содержании отражаемых фактов хозяйственной жизни, но и об их экономическом смысле для деятельности компании. Однако данный недостаток присущ финансовому, официальному бухгалтерскому учету. При формировании системы управленческого учета компании, то есть в ситуации, когда мы не ограничены не только предписаниями нормативных документов, но даже и возможностями двойной записи, мы можем строить методологию учета, закладывая в основу экономический смысл фактов хозяйственной жизни. Так, например, в управленческом учете, мы можем исчислять, каков финансовый результат, полученный от существования долгов предприятия за счет фактора временной ценности денег, составлять отчетность о реальном объеме активов компании, приносящих ей прибыль и т. д. и т. п.
Таким образом, лозунг МСФО о свободе профессионального суждения бухгалтера и определении этим суждением методологии учета в России сегодня может получить реальное воплощение скорее не в финансовом, а в управленческом учете.
В соответствии с концепцией прозрачности в отчетности по МСФО должен быть раскрыт достаточно большой объем информации о деятельности предприятия. Причем таким образом, чтобы заострить внимание пользователей на всех существенных деталях работы организации. В российском бухучете подобных требований существенно меньше, более того, нормативные акты, обязывающие раскрывать информацию, например, сведения о «связанных сторонах» или об «условных фактах хозяйственной деятельности», практически игнорируются.
Следует отметить, что в МСФО не предусмотрено допущение имущественной обособленности организации, согласно которому активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций. Практическая реализация этого допущения на отечественных предприятиях приводит к
тому, что при отражении активов в бухгалтерском учете юридическая форма превалирует над экономическим содержанием. Например, организация в коммерческих целях приобрела здание и начала пользоваться им, извлекая экономические выгоды, однако государственная регистрация здания еще не осуществлена. В соответствии с российским законодательством данный объект учета нельзя отнести к основным средствам, и до ввода его в эксплуатацию он должен числиться в составе вложений во внеоборотные активы. Не допускается в данном случае и начисление амортизации и, как следствие этого, искажается информация о реальной стоимости активов, а также о расходах организации, что негативно сказывается на достоверности представляемой финансовой отчетности. МСФО позволяют избежать подобных несоответствий.
Все сказанное свидетельствует о том, что составление отчетности по МСФО дает возможность более реально видеть финансовое состояние предприятия и проявлять значительно большую самостоятельность в принятии решений.
Одной из проблем внедрения МСФО является придание международным стандартам правового статуса. Правовые проблемы внедрения МСФО, прежде всего, связаны с отсутствием органа, регулирующего процесс внедрения МСФО, с законодательным признанием МСФО, с отсутствием подробного руководства по применению МСФО и др. С одной стороны, необходимо своевременно адаптировать новые термины МСФО в российскую юридическую терминологию. С другой стороны, для того чтобы избежать морального устаревания отечественных стандартов, в процессе их разработки Минфину необходимо параллельно отслеживать все текущие проекты МСФО.
Стандарты не имеют силы нормативных актов, носят рекомендательный характер и поэтому не могут быть инкорпорированы в российскую правовую систему в силу ст. 15 Конституции РФ, допускающей применение только общепризнанных принципов и норм международного права.
Большим препятствием к сближению национальных стандартов с МСФО является и трудное восприятие концепции МСФО, в основе которой лежит профессиональное су-
ждение. Новым моментом в работе для отечественного бухгалтера станет необходимость формулирования профессионального суждения, являющегося основанием для отражения операций в бухгалтерском учете. В этой ситуации бухгалтер должен определить как в отчетности идентифицировать, оценить и признать объект, какую информацию и в каком объеме об объекте раскрыть, что весьма трудно реализовать, поскольку долгие годы неукоснительно соблюдались законодательные предписания и требования. Применительно к финансовой отчетности неопределенность может быть связана с отсутствием однозначных требований и правил в МСФО, неясностью всех деталей свершившегося факта хозяйственной жизни. В МСФО решающее значение при регулировании бухгалтерского учета придается не столько нормативным документам, сколько профессиональным суждениям.
Следует отметить, что МСФО предусматривают образование достаточно больших резервов с целью предупреждения рисков. Формирование скрытых резервов естественно приводит к уменьшению прибыли и дивидендов, что значительно ухудшает финансовые результаты хозяйствующих субъектов. Собственники заинтересованы не в уменьшении налогов, а в увеличении прибыли (дивидендов), а больше всего в повышении биржевой стоимости акций. В экономически развитых странах свободные средства держат в ценных бумагах, курс которых зависит от величины исчисляемой прибыли. Отсюда предполагаемой ценностью компании становятся ее потенциальные возможности. В результате. отчетность формируется, прежде всего, в интересах не действительных, а возможных собственников, а ее цель сводится к необходимости оправдать их ожидания. Очевидно, что в неразвитой рыночной экономике бухгалтер прячет прибыль, в развитой - взвинчивает ее, прибегая даже к фальсификации.
Безусловно, переход на МСФО является положительным моментом для развития экономики страны, но далеко не все предприятия к данному переходу так однозначно готовы. Часто в поисках преимуществ и, особенно, при желании продавать свои акции за рубежом многие организации хотят внедрять МСФО и вести параллельный учет: по
МСФО и в соответствии с ПБУ. Кроме того, организации обязаны вести налоговый учет. Стоимость ведения этих учетов возрастает, а вместе с ней увеличиваются хозяйственные риски.
Следовательно, именно государство
должно взять на себя роль инициатора процесса перехода на МСФО. Страна заинтересована в привлечении инвестиций в российскую экономику, но для этого нужно повышать прозрачность российского бизнеса, в том числе посредством внедрения стандартов, понятных западным инвесторам. Если процесс не контролировать на государственном уровне, то предприятия будут переходить на новые стандарты учета только в случае крайней необходимости, что будет существенно тормозить привлечение денег в российскую экономику.
В среднем для перехода на международные стандарты финансовой отчетности российским предприятиям потребуется 10-15 лет, т. к. изначально процесс внедрения МСФО нужно будет отработать на крупных предприятиях и холдингах, после чего учесть возникшие сложности и ошибки и уже этот опыт применять к небольшим компаниям.
Таким образом, предстоит еще много сделать для того, чтобы Россия полностью перешла на международную практику ведения учета и составления отчетности и важность этого перехода была осознана как на уровне властей, так и среди бизнеса и бухгалтерского сообщества. Ведь одним из приоритетных направлений требований МСФО всегда являлась оценка финансовой устойчивости компании и предупреждение ее несостоятельности. Российский бухгалтерский учет исторически не ставил перед собой подобных задач, поэтому для государственных органов, контролирующих процессы несостоятельности и финансового оздоровления предприятий, приоритет МСФО неоспорим. Если правила российских стандартов будут приведены в соответствие с правилами МСФО, то финансовая отчетность российских организаций станет гораздо полезней для этих органов, так как у них наблюдается существенное совпадение целей с целями тех категорий пользователей, под которые изначально создавались МСФО.
Очевидно, можно сделать вывод о том, что на отношение к МСФО влияют в первую
очередь уровень осведомленности и опыт практического применения международных стандартов и, конечно, немаловажно то, как оценивается эффект от внедрения модного западного чуда.
Сомнений не может быть, МСФО должны быть и будут, и тому не помеха их необязательность для применения у нас в стране или отсутствие соответствующего законодательства, расхождения в терминологии, нехватка учебных материалов и специалистов, преподавательского состава и др.
1. Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
2. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).
3. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная постановлением Правительства РФ № 283 от 06.03.98 г.
4. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденная приказом Министерства финансов РФ № 180 от 01.07.2004 г.
5. Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности. М., 2006.
6. Рожнова О.В. Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. М., 2005.
7. Вахрушина М.А., Мельникова Л.А., Пласко-ва Н.С. Международные стандарты учета и финансовой отчетности / под ред. М.А. Вах-рушиной. М., 2005.
Поступила в редакцию 26.02.2008 г.
Myalkina A.F. Problems and perspectives of ISA integration into the system of the Russian accounting system. The article deals with a number of problems, blocking the process of IAS integration and its subsequent application, the most important principles and rules of reflecting in accounting and presenting m statements of basic elements, established by Russian and international standards are considered. The article describes the modern period of IAS integration into the national accounting systems, suggesting a choice between two strategies. The first one consists in adopting IAS as a national standard or eliminating differences between national standards and IAS. The second strategy of IAS introduction suggests existence of two types of accounting (accounting in accordance with IAS and taxable basis accounting for various types of taxes), provided that there exists a number of companies that in accordance with the regulation requirements are obliged to draw up IAS statements.
Key words: International Accounting Standards (IAS), accounting, financial statements.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
М.Ю.Сухова
В статье исследуются причины, тормозящие развитие малого предпринимательства. Основные из них автор определяет как: недостаточный спрос на внешнем рынке; высокая конкуренция на рынке со стороны зарубежных предприятий; высокий процент коммерческого кредита; отсутствие или несовершенство необходимой нормативно-правовой базы; высокая конкуренция на рынке со стороны отечественных предприятий; недостаточный спрос на внутреннем рынке; высокий уровень налогообложения и др.
Ключевые слова: малый бизнес, предприятие, конкуренция.
Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений,
именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должны стать основой социальной реструктуризации общества,
обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические,