ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ - П РДЧ
ЛИТЕРАТУРА
1. Задеренко И. А., Алиева С. Б., Дробышев А. Ю., Азизян Р. И. Рецидивы рака слизистой полости рта и ротоглотки: клиника, диагностика, лечение // Клиницист. — 2013. — №1. — С. 48—54.
2. Пачес А. И. Опухоли головы и шеи. 4-е изд. — М.: Медицина, 2000.
3. Семин Д. Ю., Медведев В. С., Мардынский Ю. С., Гулидов И. А., Исаев П. А., Раджапова М. У., Дербугов Д. Н., Полькин В. В. Комплексное лечение опухолей орофарингеальной зоны // Радиация и риск. — 2010. — №4 (19). — С. 72—79.
4. Задеренко И. А., Дробышев А. Ю., Азизян Р. И., Алиева С. Б. Результаты лечения логорегионарных рецидивов плоскоклеточного рака слизистой оболочки полости рта и ротоглотки // Российский онкологический журнал. — 2014. — №1. — С. 20—25.
5. Fu K. K., Pajak T. F., Trotti A., Jones C. U., Spencer S. A., Phillips T. L., Garden A. S., Ridge J. A., Cooper J. S., Ang K. K. A Radiation Therapy Oncology Group (RTOG) phase III randomized study to compare hyperfractionation and two variants of accelerated fractionation to standard fractionation radiotherapy for head and neck squamous cell carcinomas: first report of RTOG 9003 // Int. J. Radiat. Oncol. Biol. Phys. — 2000, Aug 1. — 48 (1). — P. 7—16.
6. Раджапова М. У., Гулидов И. А., Мардынский И. С., Семин Д. Ю., Медведев В. С., Иванова И. С. Сравнительная оценка разнофрак-ционной лучевой и химиолучевой терапии больных раком слизистой оболочки полости рта и ротоглотки по критерию «эффективность-токсичность» // Российский онкологический журнал. — 2012. — №1. — С. 4—7.
7. Колычева Е. В., Джабаров Ф. Р. Непосредственная эффективность химиолучевого лечения местно-распространенного лечения рака носоглотки // Сибирский онкологический журнал. — 2009. — №1. — С. 101—102.
8. Толмачева Е. А. Способ лечения нерезектабельного рака поджелудочной железы. — Патент на изобретение RUS 2234962 30.07.2002.
9. Столбовой А. В., Залялов И. Ф. Радиобиологические модели и клиническая радиационная онкология // Онкология. Журнал им. П. А. Герцена. — 2016. — №6. — С. 88—96.
10. Виноградов В. М., Коврижкина Т. А., Акимов А. А. Расчет биологически изоэффективных доз при дистанционной лучевой терапии. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, 1997. — С. 30.
АВТОРСКАЯ СПРАВКА
ГБУ РО «Онкодиспансер», г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected].
Джабаров Фархад Расимович — доктор медицинских наук, заведующий отделением радиотерапии.
Толмачева Екатерина Александровна — кандидат медицинских наук, врач-радиотерапевт отделения радиотерапии.
Кострубина Ирина Леонидовна — врач-радиотерапевт отделения радиотерапии.
Гольдшмидт Петр Рудольфович — заместитель главного врача по организационно-методической работе и лекарственному
обеспечению.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. В. Иванов
Аннотация. В статье представлены результаты исследования, проведенного в ГБУ РО «Дезинфекционная станция», посвященного отношению врачей-слушателей к дистанционному обучению. Важность такого исследования обусловлена возрастанием потребности в подготовке врачей
гигиенического профиля и внедрением новых форм обучения, позволяющих сократить очную часть подготовки.
Ключевые слова: дистанционное обучение, подготовка врачей гигиенического профиля.
PROBLEMS AND PROSPECTS OF DISTANCE EDUCATION
A. V. Ivanov
Annotation. The article presents the results of a study conducted in GBU RO "Disinfection station" on the attitude of medical students to distance learning. The importance of such a study is due to the
increasing need for training of hygienic doctors and the introduction of new forms of education that reduce the full-time part of the training.
Keywords: distance learning, training of hygienic profile doctors.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одной из основных задач модернизации отечественного здравоохранения является обеспечение подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного профессионального образования. Оптимальной формой непрерывного профессионального образования является сочетание дистанционного обучения, системы накопления образовательных кредитов, с традиционными его формами (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, сертификация и аттестация медицинского персонала).
Впервые в России словосочетание «дистанционное образование» (ДО) появилось в конце XX века, когда специалисты в области компьютерных технологий разрабатывали первые программные продукты, позволяющие осуществлять взаимодействие между студентами и преподавателями на расстоянии [1]. После принятия концепции создания и развития системы ДО в 1992 году
в нескольких крупных вузах страны были внедрены первые прототипы систем ДО. Однако, в отличие от мировых технологий, в России уровень компьютеризации был настолько мал, что электронное образование скорее являлось дистанционным видом заочного обучения.
На сегодняшний день в мире электронное образование используется повсеместно. Например, в США уже более 90% вузов и школ, а также компаний, имеющих численность более тысячи — полутора тысяч человек, используют эту форму обучения [2]. По сравнению с ситуацией в мире, развитие рынка электронного обучения в России, по оценкам специалистов, отстает на 5—7 лет.
Образовательный рынок ДО в России оценивается сегодня в 4,5 млн обучающихся в год, из которых 2 млн человек приходится на переподготовку.
ДО позволяет решить проблему передачи добытых человечеством интеллектуальных и духовных ценностей путем погружения обучаемого в открытую
www.akvarel2002.ru
образовательную среду (обучение в идеале будет достигаться всей мощью средств масс-медиа) [3]. Роль учителя сведется при этом к роли путеводителя в море знаний, упакованных в информационной среде, к роли консультанта, интерпретатора этих знаний. Для достижения такого уровня ДО потребуется комплекс технологий:
• обучение по учебно-методическим комплектам и заданиям (кейс-технология с использованием печатных материалов и электронных носителей);
• кейсо-тьюторская классическая модель ДО с учетом профессионально подготовленных преподавателей (тьюторов) в периферийных центрах;
• телекоммуникационная модель в режиме офлайн, в том числе с параллельным использованием кейс-технологии. Данная модель предполагает ведение архива, тестирующей системы, базы данных, библиотеки и диспетчеризации почты;
• телекоммуникационная модель в режиме онлайн (с параллельным использованием кейс-технологии), основанная на протоколах http, ftp, gopher и др., позволяющих организовать интерактивные технологии обучения;
• поддержка информационной среды по теле-ирадиоканалам и др.
Проблема последипломной подготовки врачей-дезин-фектологов обусловлена тем, что впервые в отечественной системе здравоохранения возникла потребность в профессиональной переподготовке большого отряда врачей, работающих в учреждениях дезинфекционного профиля. Согласно Государственному образовательному стандарту, продолжительность переподготовки врача-дезинфектолога составляет 4 месяца. По вполне понятным причинам отрыв от постоянного места работы всегда является сложной проблемой как для руководителя учреждения, принявшего решение о подготовке такого специалиста, так и для самого врача, которому предстоит длительное обучение, не только требующее изменения привычных стереотипов, но и сопровождающееся материальными затратами. Последнее обстоятельство будет выдвигаться на первый план все чаще, так как в современных экономических условиях, когда растет доля платных медицинских услуг, пребывание на цикле усовершенствования даже в течение одной недели может негативно сказаться на заработной плате врача, откомандированного на обучение.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Исследование проведено с 2015 по 2019 год в ГБУ РО «Дезинфекционная станция». В нем приняли участие 29 слушателей циклов повышения квалификации, в том числе 9 врачей бюджетного учреждения и 20 врачей — сотрудников других организаций, осуществляющих дезинфекционную деятельность (4 мужчин и 25 женщин), в возрасте от 29 до 65 лет (средний возраст — 47 лет). Все врачи, зачисленные на циклы, пять лет назад проходили профессиональную переподготовку по дезинфектологии и во время анкетирования работали по данной специальности. Среди участников исследования двое были иногородними.
Для достижения поставленной цели была разработана анкета, включающая 10 вопросов, касающихся отношения слушателей к ДО и возможности его технической реализации. Часть вопросов была открытого типа — для получения информации о причинах желания или нежелания
использовать данный принцип обучения в будущем (табл. 1). Статистическая обработка включала расчет процентных показателей. Поскольку количество наблюдений было относительно небольшим, использование аналитических методов оценки не представлялось возможным.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
По данным анкетирования:
• 60% участников готовы работать самостоятельно с предоставленными материалами в рамках дистанционного компонента обучения;
• 25% слушателей считают, что оптимальной формой является непрерывное профессиональное образование, где возможно сочетание системы накопления образовательных кредитов, дистанционного обучения
с традиционными его формами (тематическое и общее усовершенствование, профессиональная переподготовка). Достоинством такого подхода является сокращение учебных часов подготовки с отрывом от работы или обучение без отрыва от работы, что снижает организационную и экономическую нагрузку на лечебное учреждение и врача, и одновременно приводит к улучшению качества его образования;
• ни один из опрошенных не согласен
с сокращением его продолжительности до одной недели в год;
• 15% слушателей ответили, что у них нет технических возможностей для реализации ДО. На деле число таких слушателей было значительно больше, как показали ответы на вопросы о возможности использовать персональный компьютер и выход в интернет. Так, использовать электронный вид коммуникации через интернет могут только 50% респондентов,
а имеют компьютер для работы с материалами на электронных носителях только 40% опрошенных.
Анализ результатов, полученных в процессе анкетирования, выявил следующее.
1. Одно из основных преимуществ электронного обучения — экономия времени. У обучающихся и преподавателя отсутствует необходимость присутствовать очно на лекциях и тестах, добираясь до места их проведения. Время обучения с помощью ДО меньше на 30—40%.
2. Огромное преимущество ДО — сокращение затрат. Происходит оптимизация затрат на переезде сотрудников, проживании, аренде залов и оплате расходов бизнес-тренеров. Стоимость услуги электронного обучения дешевле прочих форм образования на 40—45%.
3. Для обучающихся с помощью ДО — это возможность обеспечения обучения в любое время, вне независимости от преподавателя.
4. По сравнению с очными формами обучения, скорость запоминания учебного материала выше на 10—20%.
5. Другие достоинства ДО — легкость актуализации учебного материала, прозрачность процесса обучения, быстрая доступность статистики для анализа и возможность просмотра видеолекций неограниченное количество раз.
6. Основной недостаток ДО — это проблема идентификации личности обучаемого. Отсутствует 100%-ная гарантия, что именно этот слушатель отвечает на вопросы теста. Для устранения этой проблемы существует несколько вариантов решений, которые необходимо использовать в комплексе:
№5 (69) • 2019
www.akvarel2002.ru
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ - п рдч —
Таблица 1
АНКЕТА УЧАСТНИКА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
№п/п ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ
I. Общая информация
1. Ф. И. О.
2. Ваша должность (с указанием структурного подразделения)
3. Даты прохождения курса обучения и время занятий
4. Название курса
II. Оценочная информация
NN9 п/п ВОПРОСЫ Балл оценки, от 1 (низший) до 5 (высший) Дополнительная информация
1. Какую форму обучения Вы бы выбрали в качестве получения дополнительного образования
а) очная
б) заочная
в) дистанционная
г) НМО
2. Как Вы относитесь к дистанционному обучению в качестве вспомогательного способа обучения
3. Как Вы относитесь к дистанционному обучению в качестве основного способа обучения
4. Каковы Ваши возможности использовать персональный компьютер и выход в интернет
5. Ваша оценка доступности преподнесения новой информации
6. Ваша оценка степени информативности и полноты курса обучения
7. Ваша оценка экономии времени при следующих формах обучения
а) очная
б) заочная
в) дистанционная
г) НМО
8. Ваша оценка пользы знаний, приобретенных за время данного курса обучения
9. Ваша оценка оптимизации затрат на обучение при следующих формах обучения
а) очная
б) заочная
в) дистанционная
г) НМО
10. Ваша оценка уровня мотивации при следующих формах обучения
а) очная
б) заочная
в) дистанционная
г) НМО
• ввод уникального логина и пароля в систему, статический 1Р-адрес;
• использование идентификации отпечатков пальцев или сетчатки глаза;
• настройка системы тестирования на мониторинг временных интервалов на ответ, то есть
если слушатель отвечает слишком быстро на сложнейшие вопросы, система подаст сигнал о возможных нарушениях;
• тестирование обучающегося под видеоконтролем преподавателя.
7. Другой недостаток ДО — отсутствие мотивации извне и недостаток контроля, характерного для очного обучения. Наибольший эффект от обучения с помощью ДО способны извлечь те обучающиеся, кто имеет высокую внутреннюю мотивацию. Кроме того, грамотное построение электронного курса по системе Джона Келлера подразумевает создание у обучаемого мотивации на дальнейшее прохождение курса. Однако чем длиннее во времени учебный курс, тем сложнее удерживать внимание обучающегося.
8. При электронном обучении фактически отсутствует обратная связь между преподавателем и слушателями (если не используется вариант интерактивного вебина-ра), нет живого общения, поэтому электронное обучение имеет определенные ограничения в применении. Например, оно не подходит для развития навыков работы в команде, уверенности и коммуникабельности.
Как показало исследование, отношение врачей-де-зинфектологов к внедрению ДО нельзя назвать однозначным. Значительное число слушателей не имеет опыта и возможности работы с компьютером. У многих нет такой возможности ни дома, ни на работе. Однако более серьезные препятствия к внедрению дистанционной формы обучения кроются в ответах на вопрос анкеты о возможности сокращения очной части обучения. Более половины респондентов хотели бы учиться очно, несмотря на то, что прошли профессиональную переподготовку по дезинфектологии. Вероятно, в какой-то степени это свидетельствует о недостаточном уровне знаний и навыков, полученных в течение четырех месяцев обучения, а также о небольшом опыте работы в общей практике. Во всяком случае, это серьезный повод для размышления о возможности сокращения очной части программы профессиональной переподготовки.
ВЫВОДЫ
Существует несколько причин, почему ДО воспринимается слушателями без особого восторга:
1. Оно устраняет такие косвенные преимущества очного обучения, как командировка в другой, часто более крупный город при устранении каждодневной ответственности за ведение дезинфекционных работ. Финансовые потери от прекращения хозрасчетной де-
ятельности, если они существуют, компенсируются внеочередным «отпуском». Соответственно, для успеха ДО подобные «преимущества» очного обучения должны быть ослаблены.
2. ДО воспринимается как более сложное по ряду причин — от плохого владения компьютерной техникой до нежелания работать самостоятельно на занятиях. Очное обучение, основанное на лекциях и обычно завершающееся зачетом или экзаменом с минимальной вероятностью провала, не предъявляет больших требований к обучающимся. В противоположность этому ДО требует самообразования, и простого присутствия на занятиях недостаточно. Соответственно, если очное обучение начнет двигаться в сторону интерактивности и большей требовательности, популярность ДО также начнет возрастать.
3. Слушатели питают недоверие к электронным средствам коммуникации. Последнее связано с предположением о том, что в интернете может публиковаться кто хочет, а учебные учреждения находятся под строгим контролем и предлагают наиболее качественное образование. Первое в какой-то мере справедливо (однако «кто угодно» не сможет подготовить полномасштабный курс ДО), второе явно является преувеличением. Успех ДО во многом зависит от изменения степени доверия слушателей к электронным публикациям и признания их равными опубликованным в журналах и книгах.
4. У слушателей существует страх перед техническими средствами обучения. Крайне небольшое количество слушателей умеет пользоваться компьютерами и интернетом. Для устранения этого страха необходимо проводить курсы компьютерной грамоты, способствовать внедрению компьютеров на рабочем месте и напоминать слушателям, что ДО — это не обязательно компьютеры, интернет и телеконференции.
5. ДО не позволяет овладеть мануальными навыками. Многие врачи считают, что для работы в новой специальности им не хватает мануальных навыков, ибо теоретически всю медицину они изучили еще в институте. Если слушателям будет показана важность теоретических знаний, постоянного обновления их и поиска новой информации (которую компьютеры резко облегчают), ДО покажется более привлекательным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, результаты анкетирования выявили наличие препятствий, с которыми преподаватели могут столкнуться при внедрении дистанционных форм обучения. Мы рассмотрели лишь часть проблемы, связанной с новыми образовательными технологиями. Как показало наше исследование, при их внедрении очень важно учитывать и мнение тех, на кого они ориентированы. В противном случае хорошие начинания могут не привести к желаемому результату и лишь дискредитируют метод.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кошелев И. А. Дистанционное образование в системе современного здравоохранения: реальность и перспективы // Медицинский альманах. - 2010. - №1 (10). - С. 51.
2. Иванюшина В. А., Александров Д. А., Мусабиров И. А. Структура академической мотивации // Вопросы образования. — 2016. — №4. — С. 229—247.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
АВТОРСКАЯ СПРАВКА
Иванов Анатолий Викторович — доцент, кандидат медицинских наук, главный врач ГБУ РО «Дезинфекционная станция», г. Ростов-на-Дону; e-mail: [email protected].
www.akvarel2002.ru