ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Сергеев А.С., Цой В.К., Селедцова О.В., Царик Г.Н.
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
В 1999 году в лечебно-профилактических учреждениях Кемеровской области началось внедрение многоуровневой системы оказания медицинской помощи, включающей амбулаторно-поликлинические учреждения, дневные стационары лечебно-профилактических учреждений, подразделения интенсивного лечения, долечивания, стационары на дому, этапы медико-социальной помощи, хосписы. В рамках реализации программы модернизации здравоохранения Кемеровской области в 2011 году планируется осуществить дальнейшее развитие многоуровневой системы организации медицинской помощи путем формирования парагоспитальной службы. Создание парагоспитальной службы предусматривает оптимизацию деятельности отделения краткосрочного пребывания (коррекции неотложных состояний), формирование службы маршрутизации, службы доставки, патронажной службы, совершенствование деятельности амбулаторно-поликлинического звена. При разработке модели парагоспитальной службы предусматривается коррекция медико-экономических стандартов, обеспечивающих предоставление пациентам на каждом этапе оказания парагоспитальной помощи минимально необходимый объем медицинской, оздоровительной или реабилитационной помощи в рамках программы госгарантий, исключив при этом возможность перепотребления или недостаточного предоставления медицинских услуг. Создание парагоспитальной службы позволит определить реальную потребность населения в медицинской помощи, повысит эффективность использования ресурсов здравоохранения и качество оказания медицинской помощи, оптимизирует работу амбулаторно-поликлинического звена, снизит социальную напряженность в обществе. В условиях крупных многопрофильных больниц ожидаемый экономический эффект за год составит около 1 млн. руб.
Ключевые слова: промышленный потенциал; общественное здоровье; программа модернизации; ожидаемые результаты.
Sergeev A.S., Tsoi V.K., Seledtsova O.V., Tsarik G.N.
Department of Health of the Kemerovo region
CHALLENGES AHD PROSPECTS IN FURTHER DEVELOPMENT CARE ORGANISATION
In 1999 health care providing institutions in the Kemerovo region commenced implementation of a multilevel health care system that includes: outpatient clinics, day care units in health care providing institutions, intensive care units, follow-up care units, hospitals at home, stages of health and social care, hospices. Further developing a multilevel system for health care organization by foundation of a parahospital service is designed to be implemented in the framework of a programme for health care modernization in the Kemerovo region in 2011. Setting up a parahospital service includes: optimization of activities in the departments for a short-stay (management of emergency conditions), creation of routing service, patients transporting service, hospital liaison health visitor service, and improvement of outpatient work. The development of a parahospital service model includes correcting medical and economic standarts that will render patients necessary minimum of medical, health-improving and rehabilitation care in the framework of the state guarantees programme, it eliminating the possibility of overconsumption and lack of health care services. Parahospital service will determine the real needs of the population in health care, increase efficiency of health care resources and quality of rendering health care services, optimize the work of an outpatient sector, reduce social tension in society. In large multitype hospitals the expected economic effect will amount about 1 million rubles.
Key words: health care modernization; the development of a multi-stage system; setting up a parahospital service.
С 1987 года в Кемеровской области началось реформирование системы здравоохранения. Разработанный в Кузбассе новый хозяйственный механизм способствовал внедрению в отрасль перспективных методов управления, планирования и финансирования.
За четыре года преобразований в области было сокращено свыше 5 тыс. больничных коек. Однако продолжительность ожидания госпитализации не увеличилась, так как повысился спрос за направление на стационарное лечение, оптимизацию сроков и качество лечения. Более чем в четыре раза сократилось
количество обоснованных жалоб пациентов. Аналогичные результаты были получены в Куйбышевской (Самарской) области, Набережных Челнах и других территориях России, где осуществлялось внедрение указанной модели. К сожалению, это не стало общей практикой.
Новый хозяйственный механизм показал, что государственная система здравоохранения имеет большой потенциал реформирования и может быть существенно улучшена.
28 июня 1991 года принимается Закон «О медицинском страховании граждан РСФСР», который должен был обеспечить дополнительное финансирование здравоохранения и гарантировать гражданам получение медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования при возникновении страхового случая.
Установленные размеры финансирования отрасли за счет средств обязательного медицинского стра-
Корреспонденцию адресовать:
ЦАРИК Галина Николаевна,
650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 22а,
ГОУ ВПО «КемГМА Росздрава».
Тел.: раб. 8(3842)54-04-49; моб. +7-903-907-12-96. E-mail: [email protected]
ОКОшщна Medicine
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
хования и бюджетов всех уровней, в силу разразившегося экономического кризиса и неэффективного использования ресурсов, не смогли полностью обеспечить население бесплатными медицинскими услугами. Что способствовало возникновению диспропорций в предоставлении бесплатной медицинской помощи, распространению платных медицинских услуг, теневой их оплаты, росту социальной напряженности в обществе, и обусловило острую необходимость поиска путей выхода отрасли из кризиса.
В 1995 году в Кузбассе принимается Закон «Об охране здоровья населения Кемеровской области». В соответствии с указанным документом, на территории Кузбасса, начиная с 1995 года, формируется система стратегического планирования. Осуществляется разработка и реализация программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, позволяющая установить соответствие между объемами финансирования и объемами бесплатной медицинской помощи.
Сложившаяся к этому времени система оказания амбулаторной и стационарной помощи не способствовала эффективному использованию ресурсов отрасли. Больничная койка в стационаре выполняла многофункциональную нагрузку. В зависимости от состояния пациента проводились реанимационные мероприятия, интенсивная терапия, восстановительное лечение, оказывалась медико-социальная помощь.
При существующей в то время системе финансирования, это был самый затратный способ использования госпитальной базы.
Согласно «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации», утвержденной приказом МЗ РФ № 374 от 17.12.97 г. «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации», в целях повышения эффективности использования ресурсов здравоохранения, планировалась реорганизация стационарной помощи. Что позволяло сократить длительность госпитального этапа и перераспределить часть объема помощи из стационарного сектора в амбулаторный. Для чего предусматривалось распределение больничных коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса, с обеспечением его непрерывности на всех этапах лечения и развития стационарозамещающих технологий в поликлиниках.
При этом особое значение приобретало четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи, а также между различными типами медицинских учреждений.
В 1999 году в лечебно-профилактических учреждениях Кемеровской области началось внедрение многоуровневой системы оказания медицинской помощи.
Многоуровневая (многоэтапная) система медицинского обслуживания включала следующие этапы (уровни):
- амбулаторно-поликлинический (поликлиника, общие врачебные практики);
- дневные стационары лечебно-профилактических учреждений;
- стационары (отделения, этапы) интенсивного лечения;
- стационары (отделения, этапы) долечивания с круглосуточным пребыванием пациентов;
- стационары на дому;
- стационары (отделения, этапы) медико-социальной помощи, хосписы.
При реформировании системы оказания медицинской помощи незыблемыми оставались принципы:
- всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их дохода и места жительства;
- профилактическая направленность;
- эффективность функционирования системы оказания медицинской помощи;
- единство науки и практики;
- активное участие населения в решении вопросов здравоохранения.
Важная роль в обеспечении эффективного использования ресурсов здравоохранения и формировании оптимальной системы организации медицинской помощи в рамках программы госгарантий отводилась экспертной оценке и определению маршрутов движения пациентов для пребывания на вышеперечисленных этапах.
На основании экспертной оценки и определения потребности пациентов в медицинской помощи, с учетом этапов лечения, устанавливался объем медицинской помощи в рамках программы госгарантий, рассчитывалась фактическая стоимость программы и формировались планы-задания для медицинских организаций.
В целях обеспечения качества медицинской помощи:
- разрабатывались и внедрялись стандарты медицинских технологий и формулярные списки медикаментов;
- разрабатывались требования и критерии оценки деятельности лечебно-профилактических учреждений (стандартов материально-технического оснащения различных типов лечебно-профилактических учреждений);
- проводились циклы повышения квалификации медперсонала (с использованием образовательных программ непрерывного обучения и квалифика-
Сведения об авторах:
СЕРГЕЕВАлексей Станиславович, заместитель Губернатора Кемеровской области по вопросам социальной политики, г. Кемерово, Россия. ЦОЙ Валерий Константинович, начальник Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области, г. Кемерово, Россия. СЕЛЕДЦОВА Ольга Васильевна, первый заместитель начальника Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области, г. Кемерово, Россия.
ЦАРИК Галина Николаевна, доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и медицинской информатики, ГОУ ВПО «КемГМА Росздрава», г. Кемерово, Россия.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ционных тестов для определения уровня подготовки специалистов).
Внедрение многоуровневой системы оказания медицинской помощи предусматривало приведение в соответствие плану-заданию материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений с учетом этапности оказания медицинской помощи.
В январе 2003 года результаты внедрения многоуровневой (многоэтапной) системы оказания медицинской помощи были представлены в Министерство здравоохранения и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. 12 февраля 2003 года Министерство здравоохранения и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования утвердили методические рекомендации № 2003/33 по организации и экономическому обоснованию многоэтапной дифференцированной стационарной медицинской помощи населению в рамках программы госгарантий.
В результате внедрения многоэтапной системы медицинского обслуживания и системы управления обеспечением качества медицинской помощи дефицит программы государственных гарантий удалось сократить более чем на 15 %.
Определенное значение для решения современных проблем здравоохранения имеет определение реальной потребности населения в медицинской помощи. Определение потребности основывается на анализе состояния здоровья населения, который предполагает использование данных за последние 5-10 лет с последующим прогнозированием на трех-пятилетний период. Затем изучаются сложившаяся система организации медицинской помощи и сформировавшиеся потоки пациентов, уровень госпитализации, структура госпитализированной заболеваемости, продолжительность стационарного лечения. После чего планируются объемы амбулаторной и стационарной помощи с использованием расчетных показателей по формированию и экономическому обоснованию программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В целях решения задач, поставленных Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным 20 апреля 2010 года в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации, по рекомендации Минздравсоцразвития России совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области разработал Программу модернизации здравоохранения Кемеровской области на 2011-2012 годы.
Цель программы: улучшение демографической ситуации, повышение продолжительности и качества жизни кузбассовцев путем улучшения качества и обес-
печения доступности медицинской помощи населению. В рамках программы модернизации планируется:
- укрепление материально-технической базы медицинских учреждений;
- внедрение современных информационных систем в здравоохранение;
- внедрение стандартов оказания медицинской помощи.
Мероприятия программы предусматривают модернизацию здравоохранения по важнейшим профилям заболеваний, оказывающих наибольшее влияние на величину показателя смертности населения. По мнению Министра здравоохранения и социального развития Т.А. Голиковой, модернизацию следует понимать как создание условий для равного доступа каждого россиянина к качественной медицинской помощи в том регионе, в котором он проживает. Поэтому совершенствование системы организации медицинской помощи является важнейшей составляющей развития отечественного здравоохранения.
В рамках реализации программы модернизации здравоохранения Кемеровской области в 2011 году планируется осуществить дальнейшее развитие многоуровневой системы организации медицинской помощи путем формирования парагоспитальной службы. Формирование парагоспитальной службы предусматривает оптимизацию деятельности отделения краткосрочного пребывания (коррекции неотложных состояний), создание службы маршрутизации, службы доставки, патронажной службы, совершенствование деятельности амбулаторно-поликлинического звена.
При разработке модели парагоспитальной службы предусматривается создание технологии формирования медико-экономических стандартов, обеспечивающих предоставление пациентам на каждом этапе оказания парагоспитальной помощи минимально-необходимого объема медицинской, оздоровительной или реабилитационной помощи в рамках программы госгарантий, исключив при этом возможность пере-потребления или недостаточного предоставления медицинских услуг.
Важная роль в процессе совершенствования организации медицинской помощи отводится внедрению современных информационных систем и подготовке медицинских кадров.
В соответствии с рекомендациями Департамента охраны здоровья населения, в Кемеровской государственной медицинской академии пересмотрена программа подготовки специалистов по общественному здоровью, здравоохранению и медицинской информатике. Планируется создать 30 рабочих мест для обучения студентов и слушателей факультета последипломной подготовки современным информационным технологиям (ведение учетно-отчетной документации,
Information about authors:
SERGEEV Aleksey Stanislavovich, Deputy Governor of the Kemerovo region for social policy, Kemerovo, Russia.
TSOY Valeriy Konstantinovich, Head of Department for healthcare of population of the Kemerovo region, Kemerovo, Russia.
SELEDTSOVA Olga Vasilyevna, First Deputy of Head of Department for healthcare of population of the Kemerovo region, Kemerovo, Russia. TSARIK Galina Nikolaevna, doctor of medical sciences, professor, the head of department of public health and public health services, Kemerovo State Medical Academy, Kemerovo, Russia.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
электронных версий историй болезни, амбулаторных карт, использование информационно-справочных терминалов, пакетов прикладных программ в целях доказательной медицины и установления причинно-следственных связей). В настоящее время на базе Кемеровской государственной медицинской академии проведена серия семинаров для заведующих кафедрами, руководителей научно-исследовательскими работами, аспирантов и ординаторов по использованию пакетов прикладных программ.
Ожидаемые результаты. Создание парагоспиталь-ной службы позволит определить реальную потребность населения в медицинской помощи, повысит эффективность использования ресурсов здравоохранения и качество оказания медицинской помощи, оптимизирует работу амбулаторно-поликлинического звена, снизит социальную напряженность в обществе. В условиях крупных многопрофильных больниц ожидаемый экономический эффект за год составит около 1 млн. рублей.