^ШауЧНО.ТеХНИЧе£КИе«ВеДОМ2£ТИ«СПбГП|У.1..2212.ЭКОНОМИЧе£КИе«НаУКИ
дарство. Именно здесь оно должно осознать и вернуть себе «целеполагающую функцию». И только располагая всей этой информацией, отходя от идеологии либерального рыночного
фундаментализма со всеми его явно выраженными и молчаливыми императивами, можно говорить о форме большого созидательного проекта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Развитие российских регионов: новые теоретические и методологические подходы [Текст] / Институт проблем региональной экономики РАН; отв. ред. Е.Б. Костяновская. - СПб.: Наука, 2006 -618 с.
2. Топсахалова, Ф.М.-Г. Инновационные механизмы экономического развития депрессивного региона [Текст] / Ф.М.-Г. Топсахалова, К.В. Кириленко. - М.: Изд. дом «Академия естествознания», 2007. - 170 с.
3. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до
2010 года и дальнейшую перспективу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: шшш/Шиг.ги. - (Нормативно-правовая база. Федеральный уровень. 01.02.2005 г.).
4. Региональные проблемы переходной экономики: Вопросы теории и практики [Текст] / под ред. В.Г. Алиева. - М., 2002. - С. 3, 10, 80.
5. Рейман, Л.Д. Информационное общество [Текст] / Л.Д. Рейман // Экономика и управление. -2004. - № 1. - С. 14.
6. Авербух, Р.Н. Начала инновационной экономики [Текст] : учеб. пособие / Р.Н. Авербух, М.А. Гусаков, Е.М. Рогова. - СПб., 2002.
УДК 338.2
В.В. Фещенко, Н.Ю. Щеликова
ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
РОССИИ
Современные тенденции мирового развития предполагают рассмотрение проблем обеспечения высоких темпов экономического роста и уровня конкурентоспособности любой национальной экономики, прежде всего, с позиций организации и эффективного управления инновационными проектами. Особенно это актуально для России, поскольку она обладает уникальным инновационным потенциалом и вполне может претендовать на технологическое лидерство.
Развитие российской экономики должно базироваться не только на экстенсивном росте производства за счет эксплуатации природных ресурсов, но и на создании новых продуктов и услуг, на использовании инновационного по-
тенциала всех отраслей народного хозяйства. При этом эффективность и глубина инновационного потенциала определяются инвестиционной привлекательностью экономических сфер, где происходит создание нововведений, и способностью инновационной инфраструктуры обеспечивать эффективную трансформацию результатов научно-исследовательской деятельности в рыночные продукты и услуги.
Большинство отечественных и зарубежных исследователей в последнее время напрямую связывает успех развития инновационного потенциала с необходимостью построения национальных инновационных систем (НИС) и разработкой механизмов управления инновационными проектами. НИС проявляется как определен-
4
^еоретическиеосновыэкономикииуправлени^^
ная система структурных и инфраструктурных элементов и звеньев, тесно взаимосвязанных между собой, обеспечивающих условия и процессы возникновения, разработки, внедрения и распространения инноваций, пронизывающая социальную и экономическую системы страны, встроенная в них. В ее задачи входит интеграция разрозненных инновационных процессов и структур в единый эффективно действующий механизм посредством рыночных и административных регуляторов, прежде всего, на макроуровне.
К ключевым функциям НИС относятся:
1) формулирование инновационной политики;
2) обеспечение нормативно-законодательной базы; 3) идентификация и выбор приоритетов в области инноваций и научных исследований, разработок; 4) мобилизация и управление ресурсами; 5) осуществление научно-исследовательской деятельности; 6) создание человеческого капитала; 7) предоставление стимулов для развития инноваций; 8) поддержка новых (высокотехнологичных) отраслей промышленности и сферы услуг.
Инновационный проект как процесс осуществления инноваций - это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, в результате которых создается инновационный продукт.
В зависимости от социально-экономической и научной значимости инновационных проектов, обеспечивающих освоение и выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции, имеющей высокий потенциал рыночной реализации, необходимо использовать различные формы прямой государственной поддержки: прямое государственное целевое финансирование НИОКР; предоставление государственных субсидий на возмездной и безвозмездной основе; предоставление государственных кредитов на разработку и освоение (по низкой процентной ставке или беспроцентной) либо возмещение сумм выплат по процентам за кредит, предоставляемых коммерческими банками; предоставление государственных гарантий для привлечения кредитных
ресурсов частных кредитных учреждений; долевое финансирование стратегически важных для национальной экономики проектов.
Параллельно необходимо осуществить комплекс мер косвенного стимулирования научных исследований и разработок в государственном и частном секторах. В этих целях: пересмотреть Налоговый кодекс (часть 2) и ввести особый (льготный) режим налогообложения на прибыль путем установления более низких ставок (при этом снижение налога на прибыль тесно увязывать с достигнутым предприятиями уровнем инновационной активности); осуществить меры по стимулированию обновления быстро устаревающих не только физически, но и морально основных фондов и научного оборудования, используемых при проведении НИОКР, и разработать принципы их ускоренной амортизации; расширить льготы по налогу на добавленную стоимость для научных организаций и предприятий независимо от форм собственности; способствовать формированию рынка частного венчурного (рискового) капитала и других внебюджетных фондов как специфического рыночного финансового механизма поддержки перспективных направлений наукоемкого бизнеса; создать благоприятные условия для кредитных учреждений и страховых компаний, в том числе работающих в рамках корпоративных структур в целях финансирования инноваций и страхования кредитных рынков, связанных с освоением инновационной продукции; установить в зарубежных кредитных линиях квоты для закупки оборудования в целях реализации высокоэффективных НИОКР и инновационных проектов под гарантии государства, а также лицензий на высокоэффективные технологии, ноу-хау и программное обеспечение для разработки и освоения производства новейшей продукции; обеспечить внешнеэкономическую поддержку, предусматривающую создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами институциональных структур по выпуску отечественной наукоемкой продукции и реализации ее на внешнем рынке; интенсифицировать рекламную деятельность для отечественных инноваций за рубежом; продолжить
совершенствование выставочно-ярмарочной работы, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам.
В целях обеспечения эффективного использования государственных финансовых ресурсов, выделяемых на разработку и реализацию инновационных проектов, необходимо создать механизм многоуровневой научно-технической экспертизы, а также разработать методики оценки конкурентоспособности инновационных предприятий и оценки предпринимательского риска в инновационной деятельности.
Для расширения предложений на рынке научно-технической продукции следует осуществить: инвентаризацию научно-технических результатов и интеллектуальной собственности, созданной с участием государственного финансирования; разработку методов экономической оценки интеллектуальной собственности, в том числе научно-технических результатов; оценку интеллектуальной собственности и включение ее в состав нематериальных активов предприятий и организаций инновационной сферы; регистрацию инновационных разработок, продуктов и технологий с включением их в соответствующую общероссийскую базу данных; наладить учет статистической информации о рынке товаров и услуг.
Кроме указанных мер необходимо: повысить ответственность регионов за формирование региональной инновационной инфраструктуры и разработать типовые требования к рыночной инфраструктуре инновационной деятельности региона; осуществить реструктуризацию научно-технической сферы с учетом реальной инновационной активности научно-технических организаций и их фактически сложившейся специализации; интегрировать часть узкоспециализированных отраслевых научных и проектных организаций, ведущих научные исследования и разработки в интересах преимущественно одного заказчика, в единую научно-промышленную структуру; акционировать отраслевые научно-исследовательские и проектные организации, ведущие широкий профиль исследований, и передать принадлежащий государству контрольный пакет акций предприятиям, являющимся
заказчиками данной организации; реструктуризировать часть отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговые фирмы с развитой маркетинговой и коммерческой инфраструктурой с последующим их акционированием; создать на базе высших учебных заведений и институтов РАН, ведущих активную инновационную деятельность, современные институциональные структуры с участием малого бизнеса, такие как инновационно-технологические центры (технопарки), научные парки, инкубаторы бизнеса и др.; стимулировать кооперацию российских предприятий при разработке конкурентоспособной продукции; создать информационную инфраструктуру рынка научно-технической продукции.
С целью снижения инвестиционного риска необходимо обеспечить совершенствование нормативно-правовой базы рынка научно-технической продукции. Основными направлениями совершенствования законодательства в этой сфере являются: во-первых, правовая охрана интеллектуальной собственности; во-вторых, стимулирование процессов создания и использования объектов интеллектуальной собственности. Необходимо также сократить количество и размеры госпошлин за услуги патентных служб; в-третьих, пресечение неконтролируемой передачи отечественной научно-технической продукции за рубеж. В целом необходимо внести изменения и дополнения в следующие федеральные законы: «О науке и научно-технической политике», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об авторском праве и смежных с ним правах», «Патентный закон», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», «Об обязательном экземпляре документов», Гражданский кодекс РФ, Административный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.
Применение методов многоцелевой оптимизации позволяет сформировать систему критериев, которая характеризует совокупность полученных (или ожидаемых) результатов инноваций, создаваемых на базе различных элементов инновационной инфраструктуры. Эта система
4
^еоретическиеосновыэкономикииуправлени^^
критериев может быть использована как инструмент комплексной оценки полученных (или ожидаемых) результатов инвестиций в различные элементы инновационной инфраструктуры. В качестве основных компонентов (составляющих) указанной системы критериев можно выделить следующие: 1) научно-технический эффект (научно-техническая составляющая); 2) экономический эффект (экономическая составляющая); 3) социальный эффект (социальная составляющая); 4) экологический эффект (экологическая составляющая); 5) демографический эффект (демографическая составляющая).
Набор этих критериев зависит от оцениваемого объекта, количество их может варьироваться. Так, например, экономический результат вложений в инновационную инфраструктуру может оцениваться с использованием показателей динамики валового внутреннего продукта, капитализации предприятий и корпораций, производительности труда, снижения материало-и энергоемкости производства, совокупной рентабельности предприятий, налоговых поступлений и других показателей. Социальный
результат может оцениваться с использованием показателей изменения занятости, заработной платы и доходов населения, уровня и качества жизни; экологический результат - показателями уровней загрязнения окружающей среды, экологической нагрузки и др. Демографический результат может быть оценен показателями динамики рождаемости, смертности, средней продолжительности жизни, численности трудоспособного населения, изменения половозрастной структуры населения и т. п. Научно-технический результат могут представлять показатели доли высокотехнологической продукции в общем объеме произведенной продукции, доли российской высокотехнологической продукции на мировом рынке, количество созданных рабочих мест для работников высокой квалификации, средний возраст машин и оборудования и др. Каждый из указанных выше результатов может оцениваться также (полностью или частично) с помощью экспертных заключений.
Формирование НИС требует разработки механизма, позволяющего определять изменение эффективности работы научно-исследовательской
Внутренние факторы
Научные
Экономические
Организационные
Социальные
=я
и
к
с
е
ч
и
н и
и т
е с
Ер о
О н н ь л
ч е
у т
а «
н е
ь н
т
с
а
л
ю
О
к
и
о г н а
о к о
с р
е и
ч л
и у
м м
о и
н т
о с
к о
г
а о
м е т н ь л
с а
и р
С о м
и
«
и
н
е
н
л
о
с
ы
и
=я
ги о й О
л К
о н К
и
е
т
ь
н
е
и
о
р
ие рт
ес те о
ан
ияр
нт ен о
а с
Схема факторов повышения эффективности управления НИОКР
^ШаучнО-Технические>ведомости>СПбГПу1'>2012
организации (НИО). Эффективность использования интеллектуального капитала НИО можно определять синтезом динамической структуры воздействий с многофункциональной иерархической системой управления ее деятельностью. Чем выше мотивированность научного коллектива, тем оптимальнее организация и ход выполнения НИОКР.
На представленной здесь схеме факторов повышения эффективности управления ресурсами НИО прежде всего выделены факторы, влияние которых реализуется в рамках научной организации как самостоятельного объекта управления. Кроме того, большое значение имеют внешние факторы (в частности, федеральные органы исполнительной власти).
Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что основные механизмы управления инновационными проектами в процессе формирования национальной инновационной системы должны быть направлены на обеспечение более тесного сотрудничества и координации между элементами инновационной системы, формирование более благоприятной нормативно-правовой основы инновационной деятельности, усиление мобилизации и совершенствования распределения ресурсов внутри инновационной системы, повышение эффективности НИОКР, стимулирование более активного развития инновационной деятельности, поддержку развития новых (высокотехнологичных) отраслей промышленности и сферы услуг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент [Текст]: учебник / Р. А. Фатхутдинов. - 4-е изд. -М.: Бизнес-шк. «Интел-Синтез», 2007. - 624 с.
2. Гринев, В.Ф. Инновационный менеджмент [Текст]: учеб. пособие [Текст] / В.Ф. Гринев. - 2-е изд. -Киев: МАУП, 2008. - 152 с.
3. Балабанов, И.Т. Инновационный менеджмент [Текст] / И.Т. Балабанов. - СПб.: Питер, 2009. - 278 с.
4. Яковец, Ю.В. Эпохальные инновации XXI века [Текст] / Ю.В. Яковец. - М.: Экономика, 2004.
5. Kleincnecht, A. Innovations overcome the depression [Text] / A. Kleincnecht // Futures. - 2004. - Vol. 17, no. 2.
УДК 332.142.4
К.В. Хлебников
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ
Как всякий феномен федеративного государства, государственно-частное партнерство (ГЧП) в России, включая практику его нормативно-правового регулирования, сочетает в себе начала централизации и децентрализации, а также разграничения полномочий и организацию взаимодействия всех уровней публичного управления. Соответственно выстраивается и «вертикаль» практики ГЧП. Нельзя согласиться с мнением, что федеральный уровень ГЧП более важен
и продуктивен в силу того, что именно здесь реализуются стратегически наиболее важные инициативы ГЧП. Вертикаль отношений ГЧП -это внутренне согласованная система форм и инструментов ГЧП, имеющая нормативно-правовое и методическое единство, сбалансированно отражающая интересы как частного капитала, так и всех уровней публичного управления, т. е. государства в целом, соответствующих территорий и проживающего на них населения.