УДК 332.02
О.Ю. Невзоров*
ПРОБЛЕМЫ И ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ
В статье рассматриваются проблемы устойчивого развития корпораций машиностроения на примере ОАО «АВТОВАЗ». Выделены внешние и внутренние факторы, влияющие на финансовую устойчивость корпорации. Проведен SWOT-анализ деятельности ОАО «АВТОВАЗ», сделаны выводы о перспективах корпорации.
Ключевые слова: государственный заказ, корпорация, машиностроение, устойчивое развитие.
В России региональная экономика, нацеленная на модернизацию и диверсификацию на уровне организаций, позволяет рассматривать финансовую устойчивость корпорации как объект управления, от уровня которой зависят воспроизводственные процессы микроэкономики. Основу промышленного потенциала Самарской области составляют высокотехнологичное машиностроение и химическое производство [1]. Системообразующей корпорацией в области машиностроения является ОАО «АВТОВАЗ», а в химическом производстве — ОАО «То-льяттиазот», и от того, насколько корпорации будут устойчивыми, зависит состояние промышленности региона в целом.
ОАО «АВТОВАЗ» является корпорацией и в отличие от структуры управления других организаций возглавляется президентом. Наряду с этим, в исследуемых корпорациях функционируют дирекции по различным направлениям, возглавляемые вице-президентами, что не характерно для организаций. В свою очередь, каждая дирекция корпораций имеет свою разветвленную структуру, состоящую из центров, управлений, отделов, что также является отличительной их чертой.
Для ОАО «АВТОВАЗ» характерен корпоративный тип управления, так как права собственности и управленческие полномочия разделены, т. е. управление осуществляется профессиональными менеджерами, работающими по найму.
В соответствии с разработанным методическим подходом к проведению диагностики финансовой устойчивости корпорации на первом этапе необходимо исследовать внутренние и внешние факторы, влияющие на финансовую устойчивость корпораций [2].
Одним из внутренних факторов, влияющих на финансовую устойчивость корпорации, является качество корпоративного управления, оценкой которого занимаются крупнейшие рейтинговые агентства. Рейтинг качества корпоративного управления ОАО «АВТОВАЗ» представлен в таблице 1.
По итогам 2009 г. ОАО «АВТОВАЗ» был присвоен рейтинг, соответствующий развитой практике корпоративного управления. Причинами, оказавшими положительное воздействие на уровень рейтинговой оценки ОАО «АВТОВАЗ», послужили утверждение советом директоров новой редакции Кодекса корпоративного поведения ОАО «АВТОВАЗ», соответствие информационной политики корпора-
* © Невзоров О.Ю., 2014
Невзоров Олег Юрьевич ([email protected]), кафедра экономики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Таблица 1
Рейтинг качества корпоративного управления
Год Рейтинг качества корпоративного управления Название рейтинга
2009 7 -
2010 8 I
2011 8+ I
2012 8+ -
2013 8+ -
ции основным принципам обеспечения прав акционеров на получение информации о корпорации, заложенным в «Положении об информационной политике ОАО «АВТОВАЗ». Кроме того, выполнялось требование по защите информации, составляющей коммерческую и служебную тайну, а также осуществлялся контроль за использованием инсайдерской информации. В 2009 г. ОАО «АВТОВАЗ» были выполнены все установленные законодательством требования о раскрытии информации. В частности, корпорация опубликовала отчеты о финансовохозяй-ственной деятельности, предоставила информацию о существенных фактах и оперативно размещала соответствующую информацию на ленте новостей информационных агентств и корпоративном сайте ОАО «АВТОВАЗ» [3].
В качестве факторов, ограничивающих рейтинговую оценку, выделены недостаточное количество очных заседаний совета директоров и отсутствие формализованной минимальной доли чистой прибыли, которая направляется на выплату дивидендов.
В 2010 г. качество корпоративного управления ОАО «АВТОВАЗ» соответствовало передовой практике корпоративного управления (уровень «8»). Причиной повышения рейтинга послужило соответствие принципам корпоративного управления, закрепленным в Кодексе корпоративного поведения. ОАО «АВТОВАЗ» рассматривает систему корпоративного управления как инструмент защиты прав и соблюдения интересов своих акционеров. Корпорацией были созданы комитеты совета директоров по аудиту, по кадрам и вознаграждениям, по бюджету, по реструктуризации, по стратегии, способствующие повышению эффективности работы совета директоров.
Качество корпоративного управления ОАО «АВТОВАЗ» в 2011-2013 гг. возросло до уровня «8+», но по-прежнему соответствовало передовой практике корпоративного управления. Основным обстоятельством улучшения качества послужило проведение активных мероприятий по совершенствованию системы внутреннего контроля (СВК) за финансово-хозяйственной деятельностью. Был актуализирован и введен в действие новый стандарт корпорации «Внутренний контроль в ОАО «АВТОВАЗ»». Службе внутреннего контроля и аудита в соответствии с Кодексом корпоративного поведения делегированы полномочия по контролю за соблюдением процедур внутреннего контроля за финансовохозяйственной деятельностью корпорации. В этой связи следует отметить, что комплекс мероприятий в области качества корпоративного управления, который был внедрен в деятельность корпорации, оказал положительный эффект на инвестиционную привлекательность, конкурентоспособность и уровень финансовой устойчивости корпорации.
В результате внедрения ОАО «АВТОВАЗ» продуктовых инноваций, инновационных технологий разработки автомобиля, технологических инноваций в 2010 г. доля
выручки от продаж новой продукции в общей выручке от продажи товаров составила 5 %, в 2011 и 2012 гг. — выросла, соответственно, на 34 и 12 %, что является положительной тенденцией. Объем экспорта продукции на протяжении 2011-2012 гг. наблюдался на уровне 10-12 %, производительность труда в результате повышения технологического уровня производства возросла в 2011 г. на 8 %, в 2012 г. по сравнению с 2011 г. — на 2 %. Инновационные процессы ОАО «АВТОВАЗ» реализуются с участием вузов и научных организаций, в результате чего объем финансирования НИОКР, выполненных по заказам корпорации в 2010 г., составил 7,4 млн руб., в 2011 г. размер финансирования вырос в 2 раза и составил 14,8 млн руб., а в 2012 г. увеличился до 20 млн руб. Выполнение программы инновационного развития способствует достижению целей по качеству, срокам вывода на рынок и рентабельности продукции, поддержанию устойчивой конкурентоспособности бренда LADA в долгосрочной перспективе и повышению уровня финансовой устойчивости корпорации.
Альтернативным источником финансирования деятельности корпорации, более дешевым, чем кредиты, является эмиссия облигационных займов. Привлечение инвестиций за счет эмиссии облигаций, осуществляемое ОАО «АВТОВАЗ», позволило корпорации реализовать инновационные и технологические направления развития по обновлению модельного ряда выпускаемой продукции, повысить качество продукции, конкурентоспособность корпорации, расширить рынки сбыта. Тем не менее в последние годы эмиссионная политика ОАО «АВТОВАЗ» не получила должного развития в области политики привлечения инвестиций путем выпуска облигационных займов, что сказалось на показателях финансовой устойчивости этой корпорации.
На финансовую устойчивость активно оказывают влияние факторы внешнего рынка. Замедление основных макроэкономических показателей, в том числе снижение роста реальных денежных доходов населения, объема денежной базы может оказать отрицательное влияние (снижение продаж автомобилей LADA) на финансовую деятельность ОАО «АВТОВАЗ» в целом и на его финансовую устойчивость в частности. Увеличение предложения новых моделей автомобилей иностранных марок бюджетного ценового сегмента также вызовет рост доли их рынка [4].
Поддержка дилерских центров LADA при реализации автомобилей этой марки в кредит будет способствовать стабилизации продаж автомобилей LADA, ужесточение условий кредитования дилеров и конечных потребителей со стороны банков приведет к снижению темпов роста продаж автомобилей LADA. Для предотвращения влияния данного внешнего фактора необходимо: расширять географию поставок автомобилей LADA; осуществлять рекламно-коммуникационную поддержку дилерских центров LADA при реализации автомобилей LADA в кредит; обеспечивать доступность получения кредита со стороны государства для дилеров и конечных потребителей; развивать корпоративную программу кредитования [2].
Вступление России в ВТО влечет за собой, прежде всего, негативные последствия для автомобильной отрасли. Снижение уровня таможенных пошлин при вступлении в ВТО ведет, во-первых, к росту доли подержанных автомобилей в структуре автоимпорта до 25-30 % в 2015 г. Вступление России в ВТО вызвало рост доли продаж подержанных автомобилей иностранных марок, что негативно сказывается на объемах продаж автомобилей LADA. Для минимизации влияния данного фактора ОАО «АВТОВАЗ» следует повышать конкурентоспособность своих автомобилей, вести подготовку производства новых автомобилей, в том числе на платформе альянса «Renault — Nissan», а также взаимодействовать с органами государственной власти в области внедрения программ по защите отечественных автопроизводителей [3].
Рост цен на мировых и внутренних рынках на материалы, сырье и комплектующие обусловил увеличение затрат в средневзвешенной оценке по 2011 г. на закупку товарно-материальных ценностей (ТМЦ) для производства автомобилей LADA. Благодаря постоянной работе по сдерживанию цен на поставляемую продукцию в рамках программы снижения затрат на закупки в ходе переговоров с поставщиками комплектующих удалось достичь значительного снижения цен. Таким образом, увеличение цен по металлам и другим материалам на конец 2011 г. (относительно декабря 2010 г.) составило 12,5 %. По номенклатуре комплектующих изделий уровень цен декабря 2011 г. относительно декабря 2010 г. вырос на 5,53 %, в 2012 г. цены на металлы и материалы снизились на 3,73 % относительно декабря 2011 г.
Важнейшим аспектом деятельности ОАО «АВТОВАЗ» является работа с поставщиками по повышению качества поставляемых ТМЦ. В 2011 г. к работе по улучшению качества закупаемых автокомпонентов и повышению уровня изделий поставщиков автокомпонентов привлечена совместная структура ОАО «АВТОВАЗ» и Renault по качеству и развитию поставщиков (CSQSD), введен в действие стандарт предприятия «Применение процедуры управления качеством новой продукции альянса Renault-Nissan (ANPQP) в ОАО «АВТОВАЗ».
Однако по отношению к аналогичным предприятиям, работающим в данной отрасли, ОАО «АВТОВАЗ» имеет слабые стороны в финансовой деятельности.
Для определения как внутренних, так и внешних факторов, влияющих на устойчивое развитие ОАО «АВТОВАЗ», воспользуемся методом SWOT-анализа, позволяющим провести оценку среды, в которой функционирует исследуемая корпорация (табл. 2) [4].
Таблица 2
Результаты SWOT-анализа деятельности ОАО «АВТОВАЗ»
Сильные стороны Слабые стороны
- ОАО "АВТОВАЗ" является лидером российского рынка легковых автомобилей; - Развивающаяся дилерская сеть на внутреннем рынке; - Государственная поддержка автомобильного рынка» - Осуществление поставок автомобилей и сборочных комплектов на внешний рынок - Зависимость от заемных источников; - Непостоянство денежного потока из-за большой дебиторской задолженности; - Недостаточная ликвидность баланса; - Неудовлетворительные показатели платежеспособности и финансовой устойчивости
Угрозы Возможности
- Поставки некачественных комплектующих изделий; - Повреждения экспортируемой товарной продукции; - Приостановка деятельности при выходе из строя оборудования; - Повышения цен на сырье, материалы, комплектующие изделия; - Увеличение предложения новых моделей автомобилей иностранных марок бюджетного ценового сегмента; - Создание на территории РФ заводов-конкурентов; - Рост курсов иностранных валют по отношению к российскому рублю - Лидерство на рынке производства автомобилей; - Улучшение модельного ряда; - Техническое развитие и НИОКР; - Расширение дилерской сети; - Увеличение объемов продаж автомобилей и сборочных комплектов на внешний рынок; - Производство автомобилей нижнего ценового сегмента на основе разработки и внедрении новых технологий
Сильной позицией ОАО «АВТОВАЗ» является лидирование на российском рынке продаж легковых автомобилей среди российских производителей аналогичной продукции. Удельный вес продаж автомобилей LADA в 2012-2013 гг. составил 19,4 и 17,4%, соответственно, в то время как доля реализованной продукции всех российских брендов была равна 20,8 и 18,5%, соответственно.
Дилерская сеть ОАО «АВТОВАЗ» - это достаточно развитая структура на внутреннем рынке, состоящая из 379 предприятий, включающих в себя 417 дилерских точек, что позволяет реализовывать больший объем легковых автомобилей на всей территории Российской Федерации. Безусловно, данный аспект является сильной стороной в деятельности исследуемой корпорации и положительно влияет на финансовую устойчивость ОАО «АВТОВАЗ».
Государство заинтересовано в развитии отечественного автомобильного рынка и оказывает государственную поддержку ОАО «АВТОВАЗ». Одной из самых эффективных мер государственной поддержки автомобильного рынка в 2010-2011 гг. стала программа утилизации автомобилей старше 10 лет, которая послужила толчком роста авторынка после затянувшегося кризиса. В результате реализации данной программы ОАО «АВТОВАЗ» смогло нарастить объемы производства и обеспечило поставщикам гарантированный заказ на 2010-2011 гг. При этом наблюдается рост поставок автомобилей по государственному заказу, в частности для Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерствам здравоохранения и социального развития, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям. ОАО «АВТОВАЗ» так же получил государственный заказ на разработку и производство гибридного автомобиля, в котором будут использованы передовые технологии и инновации [4].
Таким образом, корпорации ОАО «АВТОВАЗ» с целью повышения финансовой устойчивости с учетом влияния факторов внутренней и внешней среды и сохранения конкурентных преимуществ на рынке рекомендуется сформировать стратегию устойчивого развития. Реализация стратегии такой позволит достичь уровня, необходимого для обеспечения финансовой устойчивости корпораций.
Библиографический список
1. Балабанов В. С., Михель В. С. Методологические подходы к созданию финансовой стратегии корпорации / / Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2012. № 32. С. 6-16.
2. Бочарова И.Ю. Корпоративное управление. М.: ИНФРА-М, 2012. 368 с.
3. Невзоров О.Ю. Фактор прозрачности информации о госзакупках в региональной экономике // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 4(115). С. 99-105.
4. Тюкавкин Н.М. Стратегические направления развития рынка в России // Проблемы современной экономики. 2008. № 1. С. 78.
5. Тюкавкин Н.М. Вопросы объединения предприятий России // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. 2008. № 1 (39)
References
1. Balabanov V.S. Methodological approaches to the creation of financial strategy of a corporation. Uchenye zapiski Rossiiskoi akademii predprinimatel'stva [Bulletin of the Russian Academy of Entrepreneurship], 2012, no.32, pp. 6-16 [in Russian]
2. Bocharova I. Yu. Corporate management. M., INFRA-M, 2012, 368 p. [in Russian]
no.32, pp. 6-16 [in Russian]
3. Nevzorov O.Yu. Factor of transparency of information on public procurement in the regional economics. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], no.4 (115), 2014, pp. 99-105 [in Russian].
84
BecmHUK CaMlY. 2014. № 8 (119)
4. Tyukavkin N.M. Transaction expenses, proprietary rights and contractual relationships. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2014, no. 158—163 [in Russian]
5. Tyukavkin NM Questions of a business combination Russia // Vestnik . Samar . state . ehkon. Univ . Samara , 2008. № 1 (39)
O.Yu. Nevzorov*
PROBLEMS AND FACTORS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF ENGINEERING COMPANIES
The article deals with the problems of sustainable development of corporations of engineering companies on the example of «AVTOVAZ». External and internal factors affecting the financial stability of the corporation are singled out. A SWOT-analysis of an activity of OAO «AVTOVAZ» is carried out, conclusions about the prospects of the corporation are made.
Key words: state order, corporation, engineering, sustainable development.
* Nevzorov Oleg Yurievich ([email protected]), Department of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.