УДК 159.923.5; 378.4:37.032
ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Г. Е. Логинова
PROBLEMS OF HIGHER EDUCATION HUMANITARIZATION IN MODERN RUSSIA
G. E. Loginova
Цель данной статьи - проанализировать проблемы и роль гуманитарного образования в высшей школе, рассмотреть его значимость в повышении качества образования, в формировании конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда.
The purpose of the paper is to analyze the problem and the role of Humanitarian education in higher school, considering its importance in improving the quality of education and in shaping the competitiveness of university graduates in the labour market.
Ключевые слова: высшее образование, гуманизация, гуманитаризация, виртуальное общение, цифровые технологии.
Keywords: higher education, humanization, humanitarization, virtual communication, digital technology.
Анализ современной литературы показывает, что российская система образования, особенно высшего, существенно изменяется. Завершается этап экстенсивного развития, намечается переход к интенсивному развитию высшего образования. От радикальной, классической дидактической парадигмы образование должно перейти к инновационному, недирективному, гуманистическому. Его основными принципами являются: проектный характер образования, инноваци-онность обучения, интеграция гуманитарного и технического естественнонаучного знания, формирование информационно-образовательной среды вуза.
Начиная с 2000 г. в России идут непрерывные реформы системы образования: введен ЕГЭ, созданы национальные федеральные университеты, вводятся все новые ФГОСы, принят новый закон «Об образовании в РФ» (2015 г.), проводятся ежегодные монито-ринги и государственные аккредитации вузов, множество некачественных вузов закрывается или реформируется. Министерство образования и науки вводит все новые критерии в деятельность вузов и преподавателей, особое внимание уделяется развитию инженерного и дистанционного образования.
На деле это нередко приводит к бюрократизации и формализму, ведет к сокращению роли и значимости преподавателя в образовательной деятельности. Никто не отрицает важности применения цифровых технологий и интернета в образовательной деятельности. Современные технологии полезны и необходимы, но они - лишь инструменты. Единственным реально контролирующим учебную работу студента субъектом образовательной деятельности является преподаватель. В этом контексте ничто не заменит преподавателя. Он не только обучает, но и воспитывает, интел-лектуализирует и гуманизирует личность студента. Однако время реального общения преподавателя и студента в учебном процессе в новых вводимых учебных планах и рабочих планах существенно уменьшается. В технических университетах значительно сокращается объем фундаментальных общеобразовательных и гуманитарных дисциплин. Подобные нововведения недостаточно проработаны и могут не толь-
ко не принести пользы, но и привести к снижению качества образования.
В высшем образовании только два равноценных субъекта - преподаватель и студент. И именно в их реальном, «аудиторном» взаимодействии совершается образование личности студента как в профессиональном, так и в духовном, интеллектуальном плане. В этой связи, отмечая возрастающую роль интернета и других форм электронного виртуального общения в образовании, особенно дистанционного, необходимо корректно их использовать. Если в индивидуальном персонифицированном общении преподавателя со студентом они эффективны и необходимы, то в обезличенном неперсонифицированном виртуальном взаимодействии между абстрактным преподавателем и абстрактным студентом они могут быть просто бессмысленными. В этом случае дистанционное обучение может быть сведено к анонимному формальному обмену текстами в виртуальном пространстве. Разумеется, такой неидентифицированный, неперсонифи-цированный обмен текстами никакого смысла, ни обучающего, ни воспитательного не имеет.
Как отмечает М. Н. Гусарова: «Попытки реформирования системы высшего технического образования по пути создания инновационной и конкурентоспособной модели, отвечающей вызовам современной экономики и ориентированной на быстроменяющийся высокотехнологичный глобальный рынок, по сути, оказались незавершенными и непоследовательными. В итоге по-прежнему функционирует модель профессионального образования, характерная для индустриального общества. Исследователи определяют ее как модель «разового образования» из-за присущих ей черт стандартности и обезличенности обучающихся, ориентации на формальные критерии компетенций будущего молодого специалиста. Таким образом, до сих пор сохранилась направленность системы инженерно-технического образования на получение личностью определенной суммы знаний, навыков и умений, на основе которых возможно выполнение только узкопрофессиональных функций» [3].
Отсутствие глубоких «долгоиграющих»» профессиональных знаний, с одной стороны, и недостаточ-
Г. Е. Логинова 87
ная социальная зрелость, вызванная отсутствием должной гуманитарной подготовки, с другой, приводит выпускников вузов к целому ряду негативных последствий. Как отмечают социологи, около 50 % выпускников вузов не могут устроиться по полученной специальности, значительная часть работающих по специальности неудовлетворена своей профессией, многие вынуждены получать второе образование или переучиваться на различных курсах и т. д. [4].
Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости корректировки в реформировании системы высшего профессионального образования. Особенно важной является его гуманитаризация. При этом гуманитаризацию следует интерпретировать как предельно широкий, синтетический по своему содержанию процесс. Как отмечает А. Г. Антипьев: «Гуманизация и гуманитаризация образования хотя и не тождественные понятия, но очень близкие по своей сути. Гуманизация образования заключается не только в утверждении человечности в отношениях между субъектами этого процесса, но и в ориентации на общечеловеческие ценности: совесть, честь, порядочность, долг, ответственность, справедливость, сочувствие, милосердие и т. п. Гуманитарная образованность - это не просто какой-то освоенный объем гуманитарных знаний, это навыки и приемы работы с этими знаниями, их производство и воспроизводство» [1, с. 98].
Гуманитарная подготовка - это еще и искусство понимания людей и успешного общения с ними. Без этого выпускник вуза не может быть эффективным ни в профессиональной деятельности, ни в личной жизни. Сохраняя традиционную направленность, система образования должна повысить качество, т. е. рыночную конкурентоспособность выпускаемых специалистов. Она должна давать не только профессиональные знания и умения, но и осуществлять всестороннюю подготовку творческих личностей, новаторов будущей социальной реальности. Система высшего образования является основным институтом формирования "образа" - личности человека. При этом именно гуманитарные науки являются человекоформирую-щими. И в этом смысле образование не может быть негуманитарным. Соответственно, учитывая вышеизложенные проблемы в развитии современной высшей школы, сегодня должна резко возрасти и существенно измениться роль гуманитарного образования в техническом вузе [5].
Во-первых, гуманитаризация технического образования необходима, потому что именно изучение гуманитарных и социальных наук формирует личность будущего специалиста. Оно формирует мировоззрение, самосознание, духовные ориентиры личности, а значит непосредственно влияет на ее активность и поведение в социальной и профессиональной жизни. Неслучайно известные авторитеты в области профессиональной подготовки и бизнес-образования отмечают, что успешность профессиональной карьеры специалиста на 20 % зависит от профессиональных знаний; на 80 % - от социальных личностных качеств человека, от умения понимать других людей и навыков общения с ними. Однако именно этот гуманитарный аспект высшего образования недооценива-
ется в современном российской системе высшего образования [6]. Таким образом, сохраняя значение традиционных гуманитарных курсов: философии, социологии, политологии и т. д. - необходимо дополнить их прикладными гуманитарными дисциплинами, направленными на практическое развитие таких лично -стных качеств специалиста, как коммуникабельность, уверенность, инициативность, управленческие и другие навыки "рыночного" общения. Это могут быть: технология управления, этика делового общения, социальный менеджмент, самоменеджмент и т. п. Введение таких миникурсов и тренингов не займет значительного времени в учебном процессе, но может существенно повысить конкурентноспособность молодых специалистов.
Во-вторых, возрастает значение гуманизации методики и технологии самой образовательной деятельности. Здесь особенно актуальны следующие направления:
а) введение новых образовательных технологий;
б) гуманизация атмосферы и стиля преподавания всех учебных дисциплин;
в) индивидуализация образовательного процесса, т. е. индивидуализация взаимодействия преподавателя и студентов, направленная на формирование качеств, которые необходимы и для личности конкретного студента и для его будущей профессии.
В-третьих, необходимым направлением в деятельности технического вуза в контексте усиления его связи с региональным рынком образовательных услуг может стать организация маркетинговой службы и системы гибкой специализированной подготовки старшекурсников под заказ, крупных государственных и частных предприятий Кузбасса. Управление маркетингом - многогранный процесс, включающий наряду с оперативной, текущей управленческой работой и такие функции, как исследование рынка, оценка ситуации, предвидение, планирование, организация практической реализации намеченного, мотивация и контроль. Но основная по значимости среди них, несомненно, исследовательская функция. Только она позволяет решать две ключевые проблемы, ради которых делается вся аналитика маркетинга: найти выгодные для образовательного учреждения возможности сбыта его услуг. Маркетинговые службы, с одной стороны, будут способствовать трудоустройству и повышению конкурентоспособности выпускников вузов на региональном рынке труда, с другой стороны, они должны способствовать систематическому обновлению и пересмотру вузовских программ, введению новых специальностей.
В-четвертых, необходимо повысить престиж высшего образования в обществе. Образование не обеспечивает в глазах общества своего предназначения; общество не обеспечивает образование достойным финансированием. Но именно развитие образования -основное условие социально-экономического прогресса в обществе. В этом направлении также необходимы усилия специалистов гуманитарных наук.
Гуманитаризация образования предполагает непрерывность взаимообогащающей связи мировоззренческой, специальной и гуманитарной подготовки; формирование широкого общекультурного кругозора
на основе интеграции гуманитарных знаний с естественнонаучными. Гуманитаризация образования должна включать в себя гуманизацию и охватить сферу внеаудиторной жизни студентов, внутреннюю атмосферу студенческих коллективов, их быта, досуга, творческой деятельности; вовлечение студентов в творческую деятельность в студенческих объединениях, клубах, художественных студиях.
Гуманитаризация образования требует расширения и усиления влияния дисциплин гуманитарного цикла. Время от времени в современной научной литературе возникают дискуссии о соотношении воспитания и обучения, гуманитарного и профессионального в содержании учебных планов в технических вузах. На наш взгляд, в сравнительном плане эти споры показательны. Например, в европейских и американских университетах объем гуманитарных дисциплин в подготовке инженерных кадров составляет около 40 %. При этом обязательно присутствуют курсы по искусствам: поэзии, литературе, живописи и т. д. В наших технических вузах таких предметов значительно меньше и их объем в последние годы сокращается. На наш взгляд, это контрпродуктивная тенденция [5].
В теоретическом аспекте обучение и воспитание, гуманизация (как цель и результат гуманитаризации) и получение профессиональных знаний - две стороны единого процесса. Они взаимосвязаны и неразрывны. Еще Демокрит отмечал: «С воспитанием связано обучение. Сама способность стыдиться (совесть) приходит к человеку в процессе обучения» [6, с. 259]. Гуманитаризацию образования следует рассматривать, с одной стороны, как средство формирования у студен-
тов и будущих специалистов общечеловеческой культуры, с другой - как важный инструмент социализации и будущей профессиональной успешности студента. Без качественной профессионализации не может быть сформирован специалист, профессионал в своем деле. Однако без гуманитаризации не может быть сформирована полноценная личность, т. е. эффективный профессионал.
В заключение подчеркнем необходимость гуманизации современного образования. Гуманизация образовательного процесса является одной из его тенденций и представляет собой процесс, создающий благоприятные условия для развития личности в системе образования. Гуманизация обусловлена как диалектикой развития социума, так и внутренним развитием системы образования, поворотом к формированию личностной индивидуальности учащихся. Гуманизация выражается в усилении человекоформирую-щих функций образования, повышении его духовно-культурного потенциала, включает в себя изменения как в содержании, так и в технологии образовательной деятельности. Процесс гуманизации образования является многоаспектным, не сводимым только к его гуманитаризации. Последняя представляет собой одно из направлений гуманизации образования.
В контексте современных тенденций развития образования в России потребность гуманитарного образования актуализируется. В значительной степени именно от гуманитарной подготовки зависит как формирование инновационного потенциала молодых специалистов - выпускников вузов, так и их востребованность на рынке труда.
Литература
1. Антипьев А. Г. Гуманизация и гуманитаризация образования: состояние и проблемы // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 98 - 102.
2. Гусарова М. Н. Модернизация высшей технической школы в постсоветский период отечественной истории в контексте общемировых требований к инженерному образованию // Информационный гуманитарный портал Знание. Понимание. Умение. 2009. № 6. С. 8. Режим доступа: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2009/6/Gusaro-va_Modernization/
3. Демкин В. П., Можаева Г. В. Гуманитарное образование в информационном обществе // Гуманитарная информатика. № 1. Режим доступа: http://huminf.tsu.ru/e-jurnal/content/index.htm
4. Нечаев В. Д. О концепции современного гуманитарного образования // Высшее образование в России. 2011. № 3. С. 14 - 22.
5. Образование и наука на рубеже XXI века: проблемы перспективы развития // тезисы докладов III Академических чтений МАН Bill. Минск, 2013. 200 с.
6. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира: учебник для вузов. М.: Высшая школа,1999. 703 с.
Информация об авторах:
Логинова Галина Евгеньевна - кандидат философских наук, доцент кафедры «Истории, философии и социальных наук» Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева, [email protected]
Galina E. Loginova - Candidate of Philosophy, Assistant Professor at the Department of History, Philosophy and Social Sciences, Kuzbass State Technical University named after T. F. Gorbachev.
Статья поступила в редколлегию 21.09.2015 г.