Научная статья на тему 'Проблемы государственной поддержки малого предпринимательства в России'

Проблемы государственной поддержки малого предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5084
579
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВО / ЭКОНОМИКА / РЫНОК / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / SMALL BUSINESS / STATE / ECONOMY / MARKET / SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щеглов Вадим Юрьевич, Скворцов Алексей Олегович

Актуальность и цели. Развитие малого бизнеса в России является одной из главных задач, которые ставит руководство нашей страны. Актуальность изучения вопроса малого бизнеса объясняется тем, что он занимает существенное место в экономической и социальной структуре общества, является одним из главных факторов, которые формируют ВВП страны. Цель работы рассмотреть проблемы государственной поддержки малого бизнеса в России и пути их решения. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа законодательных актов РФ, в которых рассматриваются различные виды поддержки форм малого предпринимательства. Особое место в исследовании занимают данные по деятельности субъектов малого предпринимательства. Методологический потенциал включает методы экономического и статистического анализа, которые позволяют сопоставить различные меры поддержки малого бизнеса со стороны государства. Результаты. Исследованы проблемы развития малого бизнеса, проанализированы основные препятствия, с которыми сталкивается малый бизнес на настоящем этапе, рассмотрены основные меры поддержки малого бизнеса со стороны государства. Предложены меры по улучшению среды для ведения малого бизнеса в России. Выводы. Одной из главных проблем, с которой сталкивается малый бизнес в России, является недостаточная поддержка со стороны государства. Часто предприниматели отказываются от помощи государства из-за больших административных барьеров при получении мер государственной поддержки. Для увеличения количества малых предприятий в стране необходимо создать правовую среду, обеспечивающую экономическую выгоду, предоставить государственные гарантии малым предприятиям при получении кредитов, ослабить некоторые контрольные функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF STATE SUPPORT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

Background. The development of small business in Russia is one of the main tasks set by the leadership of our country. The relevance of studying the issue of small business is that it takes a significant place in the economic and social structure which is one of the main factors that comprise the GDP of the country. The aim of this work is to examine the problems of small business in Russia and offer their solutions. Materials and methods. Implementation of the research tasks was achieved on the basis of the analysis of legislative acts of the Russian Federation which deals with different types of support forms of small business. A special place in this study is the data on activities of small businesses. Methodological potential includes methods of economic and statistical analysis that enables to produce and to compare various measures of small business support from the state. Results. The problems of small business development has reviewed the main obstacles faced by small businesses, considered various measures of small business support from the state. Conclusions. One of the main problems faced by small business in Russia is the support from the state. Often business refuse government assistance because of large administrative barriers they encounter in obtaining government support measures. To increase the number of small businesses needed to create a favorable legal environment, to provide state guarantees to small businesses in obtaining loans as well as to loosen some control functions.

Текст научной работы на тему «Проблемы государственной поддержки малого предпринимательства в России»

УДК 338.246: 336.2

DOI 10.21685/2309-2874-2018-1-4

В. Ю. Щеглов, А. О. Скворцов

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Аннотация.

Актуальность и цели. Развитие малого бизнеса в России является одной из главных задач, которые ставит руководство нашей страны. Актуальность изучения вопроса малого бизнеса объясняется тем, что он занимает существенное место в экономической и социальной структуре общества, является одним из главных факторов, которые формируют ВВП страны. Цель работы - рассмотреть проблемы государственной поддержки малого бизнеса в России и пути их решения.

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа законодательных актов РФ, в которых рассматриваются различные виды поддержки форм малого предпринимательства. Особое место в исследовании занимают данные по деятельности субъектов малого предпринимательства. Методологический потенциал включает методы экономического и статистического анализа, которые позволяют сопоставить различные меры поддержки малого бизнеса со стороны государства.

Результаты. Исследованы проблемы развития малого бизнеса, проанализированы основные препятствия, с которыми сталкивается малый бизнес на настоящем этапе, рассмотрены основные меры поддержки малого бизнеса со стороны государства. Предложены меры по улучшению среды для ведения малого бизнеса в России.

Выводы. Одной из главных проблем, с которой сталкивается малый бизнес в России, является недостаточная поддержка со стороны государства. Часто предприниматели отказываются от помощи государства из-за больших административных барьеров при получении мер государственной поддержки. Для увеличения количества малых предприятий в стране необходимо создать правовую среду, обеспечивающую экономическую выгоду, предоставить государственные гарантии малым предприятиям при получении кредитов, ослабить некоторые контрольные функции.

Ключевые слова: малый бизнес, государство, экономика, рынок, государственная поддержка.

V. Yu. Shcheglov, A. O. Skvortsov

PROBLEMS OF STATE SUPPORT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

Abstract.

Background. The development of small business in Russia is one of the main tasks set by the leadership of our country. The relevance of studying the issue of small business is that it takes a significant place in the economic and social structure which is one of the main factors that comprise the GDP of the country. The aim of

© 2018 Щеглов В. Ю., Скворцов А. О. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

this work is to examine the problems of small business in Russia and offer their solutions.

Materials and methods. Implementation of the research tasks was achieved on the basis of the analysis of legislative acts of the Russian Federation which deals with different types of support forms of small business. A special place in this study is the data on activities of small businesses. Methodological potential includes methods of economic and statistical analysis that enables to produce and to compare various measures of small business support from the state.

Results. The problems of small business development has reviewed the main obstacles faced by small businesses, considered various measures of small business support from the state.

Conclusions. One of the main problems faced by small business in Russia is the support from the state. Often business refuse government assistance because of large administrative barriers they encounter in obtaining government support measures. To increase the number of small businesses needed to create a favorable legal environment, to provide state guarantees to small businesses in obtaining loans as well as to loosen some control functions.

Key words: small business, state, economy, market, support

Малый бизнес определяет содержание экономических условий, бeз кoторыx невозможна высокая эффективность рынка [1]. Малое предпринимательство нуждается в постоянной поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Для нормальной жизнедеятельности малого предпринимательства необходима широкая правовая среда.

Большую роль в развитии малого предпринимательства сыграл ФЗ от 16.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства Российской Федерации» [2]. Настоящий федеральный закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Настоящий федеральный закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Настоящий федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации в отношении всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности [3].

Для большинства западных стран уровень развития малого предпринимательства отражает уровень развития экономики и деловой активности населения. Анализ состояния и деятельности предприятий данного сектора экономики является важным аспектом при определении уровня развития страны. Для оценки деятельности субъектов МП в РФ использовались следующие показатели: количество зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения; среднесписочная численность занятых на малых предприятиях; оборот малых предприятий; инвестиции в основной капитал. Рассмотрим подробнее каждый из указанных показателей [2].

Количество зарегистрированных малых предприятий в первом полугодии 2014 г. в целом по РФ составило 235,5 тыс. единиц, что представлено в табл. 1 [4, 5].

Таблица 1

Деятельность малых предприятий (без микропредприятий) в I полугодии 2016 г.

Субъекты РФ Число предприятий, тысяч Численность работников списочного состава (без внешних совместителей), тыс. человек Оборот, млн руб. Инвестиции в основной капитал, млн руб.

Российская Федерация 172 830 5 043 368 8 138 678 834 143 593 981

Южный федеральный округ 51 294 1 430 842 3 195 978 205 41 314 527

Северо -Кавказкий федеральный округ 26 060 627 785 955 977 087 6 528 830

Приволжский федеральный округ 12 837 446 996 616 502 562 16 152 630

Уральский федеральный округ 3357 117 920 150 246 095 10 819 724

Сибирский федеральный округ 34 906 1 070 201 1 378 805 060 39 536 168

Дальневосточный федеральный округ 14 460 408 185 634 427 358 5 320 525

Буквально каждая компания, стоящая у истоков своей деятельности, нуждается в устойчивой материальной базе. Именно от нее зависит успешное процветание бизнеса, а также его дальнейшее развитие.

Для успешной экономической деятельности участникам, т.е. субъектам малого предпринимательства, должна быть оказана значительная социальная и экономическая поддержка со стороны правительства России.

В результате сочетания государственной поддержки малого предпринимательства с деятельностью органов государственного регулирования государство должно:

- пересмотреть систему использования внебюджетных фондов;

- вовлечь в сферу малого бизнеса как можно больше технологий привлечения средств;

- ознакомить предпринимателей с новыми методами заимствования;

- изменить нормативно-правовую базу, сделав ее более понятной и доступной предпринимателям;

- своевременно исправлять федеральные и региональные законодательные и нормативно-правовые акты, ориентируясь на условия современной экономики.

В состав государственной поддержки входят разного рода направления, методы, элементы, принципы и инструменты. Тем не менее в системе государственной поддержки прослеживается ряд вопросов и недостатков, что требует улучшения, так как форма малого предпринимательства имеет далеко не последнее место в экономике государства.

Одной из главных проблем малого бизнеса в Российской Федерации является недоработка налоговой системы: несовершенство налоговых режимов, сложность регистрации, юридическое оформление, недостаток производственных помещений и оборудования, несовершенство кредитования малого бизнеса, сложность, что в конечном итоге приводит к теневому кредитованию. Установление высоких налоговых ставок влечет за собой негативные последствия, а именно, уход предприятий в теневую экономику. Незаманчивым малый бизнес для кредиторов делают слишком высокая доля риска и непостоянство на рынке; невысокий потенциал организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей; недостаток квалифицированных специалистов. Требуются разработанная системная методология малого предпринимательства и особое отношение государства к малому бизнесу.

Таблица 2

Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Пензенской области

Сведения Всего Юридические Индивидуальные

лица предприниматели

Всего 46 848 16 137 30 711

Имеющие признак «вновь созданные» 6 968 2 149 4 819

Представившие сведения о производимой субъектом МСП продукции 1 1 0

Микропредприятия 44 638 14 442 30 196

Имеющие признак «вновь созданные» 6 968 2 149 4 819

Участвующие 0 0 0

в программах партнерства

Представившие сведения

о производимой субъектом МСП продукции 0 0 0

Малые предприятия 2 107 1 597 510

Представившие сведения

о производимой субъектом МСП продукции 1 1 0

Средние предприятия 103 98 5

Имеющие признак 0 0 0

«вновь созданные»

Участвующие 0 0 0

в программах партнерства

Представившие сведения

о производимой субъектом 0 0 0

МСП продукции

На сегодня исходя из данных проблем государство придерживается следующих путей решения: улучшение нормативно-правовой базы функционирования малого предпринимательства с целью создания благоприятных

условий для малого бизнеса; модернизация процесса регистрации: осуществление регистрации должно происходить в одном регистрационном ведомстве с ограниченным сроком, в пределах десяти дней; стимулирование кооперации малого и крупного бизнеса. Предстоит улучшить поддержку кредитования малого предпринимательства; следует укрепить взаимодействие малых и крупных фирм; образовать кредитные союзы. В настоящее время это единственный финансовый институт, который для большего числа малых предприятий решает проблему доступа к кредиту.

Действенной государственной поддержкой страхования малого сектора экономики будет реализация следующих мер: построение выгодной правовой среды, предоставление государственных гарантий при индивидуальном обеспечении страхования малых предприятий, также формирование и развитие обществ взаимного страхования для того, чтобы, во-первых, возместить пробел страховых услуг для малых предприятий, во-вторых, динамично использовать интересы и капиталы действующих малых предприятий; развитие банка данных по каждому предприятию независимо от формы хозяйствования для того, чтобы оценить уровень привлекательности каких-либо инвестиций.

Содержанием банка данных должна быть бизнес-карта, которая в дальнейшем может стать ключом информации о данных возможностях и условиях инвестирования в образование новых предпринимательских подразделений в каждом регионе, о неэксплуатируемых производственных мощностях, о транспортной системе, объектах незавершенного строительства, свободных трудовых и сырьевых ресурсах, развитии технопарковых и инкубационных структур, взаимосвязи налоговой службы и кредитных учреждений.

Государству необходимо ослабить некоторые функции, в частности, контрольные и административные, стимулировать предпринимательскую деятельность, защищать собственность, права и безопасность предпринимателей.

Следует развивать инфраструктуру для оказания поддержки малому предпринимательству, формировать систему предоставления консультационных услуг разного характера, улучшать систему обучения и повышать квалификацию каждого предпринимателя. В дальнейшем это приведет к стабильности функционирования не только конкретно малого предпринимательства, но и всего бизнеса в стране.

Библиографический список

1. Скворцова, В. А. Микроэкономика : учеб. пособие /В. А Скворцова, И. Е. Медушевская, А. О. Скворцов ; под ред. В. А. Скворцовой. - Пенза, 2015. -310 с.

2. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон № 83-ФЗ от 16.06.1995 // Российская газета. - 1995. - № 117.

3. Волкова-Гончарова, Т. А. Современная оценка экономического и налогового потенциала малого предпринимательства: региональный аспект / Т. А. Волкова-Гончарова. - М. : Логос, 2013. - 39 с.

4. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. - URL: http://smb.gov.ru/

5. Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/

References

1. Skvortsova V. A., Medushevskaya I. E., Skvortsov A. O. Mikroekonomika: ucheb. posobie [Microeconomics: teaching aid]. Penza, 2015, 310 p.

2. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper]. 1995, no. 117.

3. Volkova-Goncharova T. A. Sovremennaya otsenka ekonomicheskogo i nalogovogo po-tentsiala malogo predprinimatel'stva: regional'nyy aspekt [Modern assessment of the economic and tax potential of small businesses: a regional aspect]. Moscow: Logos, 2013, 39 p.

4. Federal'nyy portal malogo i srednego predprinimatel'stva [Federal portal of small and medium enterprises]. Available at: http://smb.gov.ru/

5. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal State Statistics Service]. Available at: http://www.gks.ru/

Щеглов Вадим Юрьевич

старший преподаватель, кафедра менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: [email protected]

Скворцов Алексей Олегович кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: [email protected]

Shcheglov Vadim Yur'evich Senior lecturer, sub-department of management and economic security, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Skvortsov Aleksey Olegovich Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of economic theory and international relations, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

УДК 338.246: 336.2 Щеглов, В. Ю.

Проблемы государственной поддержки малого предпринимательства в России / В. Ю. Щеглов, А. О. Скворцов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2018. - № 1 (7). -С. 31-36. - БОТ 10.21685/2309-2874-2018-1-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.