Юридические науки
№ 9. - 2016
УДК 342
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ УКРЕПЛЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ
П.В. Сабанин, ТиНАО ФГКУ УВО ГУ МВД России по г. Москве (Москва, Россия)
Аннотация. В статье рассматривается вопрос выдачи предписания о соблюдении установленных требований инженерно-технической укрепленности объектов и об обеспечении безопасности граждан, причины способствующие возникновения трудностей у подразделений полиции, в реализации данных полномочий.
Ключевые слова: предписание, государственный контроль, вневедомственная охрана полиции, инженерно-техническая укрепленность.
PROB LEMS OF STATE CONTROL OVER STATE ENGINEERING AND TECHNICAL PROTECTION OBJECTS
Abstract. The article discusses the issue of regulations on compliance with the established requirements engineering and technical protection of facilities and of ensuring the safety of citizens, contributing causes of difficulties of the police units in the implementation of these powers.
Keywords: order, state control, private security police, engineering and technical protection.
В настоящее время правоохранительные органы Российской федерации претерпевают структурные изменения, создаются и упраздняются целые ведомства, перераспределяются обязанности и их права. Под данную реформу попала и одна из старейших служб органов внутренних дел как вневедомственная охрана, созданная в системе МВД СССР в середине XX века и сохранившаяся в милиции МВД России, а затем в полиции. Подразделения вневедомственной охраны полиции в 2016 году перешли в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации [1]. Несмотря на солидный возраст и, казалось бы, сформированный и отточенный годами алгоритм работы в деятельности вневедомственной охраны прослеживается проблемные вопросы. Один из них-касается реализации данных ей полномочий, а именно выдачи руководителям и должностным лицам организаций, объекты которых охраняются полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а в соответствии с законодательством Российской Федерации - руководителям и должностным лицам иных организаций предписания о соблюдении установленных требований инженерно-технической укреп-ленности объектов и об обеспечении безопасности граждан, в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7.02.2011 № 3-ФЭ «О полиции». Данные полномочия закреплены в Уставах федеральных государственных казённых учреждений подразделений вневедомственной охраны по соответствующим субъектам Российской Федерации (например, [8]), а также в пункте 12 Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утверждённой приказом МВД России от 17 января 2006 года № 19.Проблема состоит в том, что порядок выдачи данных предписанийнорма-
тивно-правовым актом МВД России не регламентирован. В связи с этим возникает у сотрудников полиции проблема в реализации данных прав.
После перехода в 2016 году подразделений вневедомственной охраны в структуру войск национальной гвардии Российской Федерации из МВД России данный правовой пробел также пока никак не урегулирован. Для рассмотрения этого вопроса необходимо провести анализ имеющихся правовых актов затрагивающих данную проблематику.
В настоящее время имеется ряд подзаконных актов МВД России, направленных на реализацию полномочий подразделений вневедомственной охраны полиции и регламентирующих порядок выполнения возложенных на них обязанностей, так основными нормативно-правовыми актами в этой области являются: приказ МВД России от 16.07.2012 № 689 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений вневедомственной охраны территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по обеспечению охраны объектов, квартир и мест хранения имущества граждан с помощью технических средств охраны», приказ МВД России от 7.05.2014 № 410 «Вопросы организации охраны объектов подлежащих обязательной охране полиции» и приказ МВД России от 21.09.2015 № 900 "Об утверждении Наставления по организации деятельности строевых подразделений вневедомственной охраны полиции". Ни в одном из данных документов нет утвержденного порядка выдачи предписания и его формы.
В имеющихся Методических рекомендациях «О порядке обследования объектов, квартир и МХИГ принимаемых под централизованную охрану (Р 78.36.031-2013) в предлагаемой форме Акта обследования (технического осмотра) состояния ТСО и инженерно-технической укрепленности объекта, есть только раздел «Предложения комиссии» в котором указываются мероприятия по инженерно-технической укрепленности и технической оснащенности средствами охраны которые нужно провести, но сама формулировка «предложение комиссии», не носит обязательный характер. Более того, если рассматривать выдачу предписаний как неотъемлемую часть полномочий полиции в рамках государственного контроля (надзора), то возникает вопрос, почему этот вид деятельности никак не урегулирован в соответствии с федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственно контроля (надзора) и муниципального контроля». В статье 1 данного закона нет ни ограничений, ни запрета применения его в части касающейся контроля за соблюдением установленных требований инженерно-технической укрепленности объектов и об обеспечении безопасности граждан.
Надо отметить, что само предписание является методом административного права, и по своей сути возлагает прямую юридическую обязанность на субъект права совершать те
V V V г-ч
или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой. В связи с этим выдача предписания о соблюдении установленных требований инженерно-технической укреплен-ности объектов и об обеспечении безопасности граждан является видом госконтроля.
Необходимо отметить, что пунктом 9 части 3 статьи 1 в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ внесены изменения, которые касаются деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, но это никак не касаются напрямую подразделений вневедомственной охраны, так как согласно части 2 и 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" это разные полномочия.Войскам национальной гвардии Российской Федерации даны полномочия выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в ходе
№ 9. - 2016
осуществления своих полномочий нарушений требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии (эти полномочия выполняются не в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).Реализациями этих полномочий занимаются войсковые подразделения национальной гвардии Российской Федерации [7].
Далее анализируя Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ можно отметить, что в соответствии с пунктом 17 части 3.1 статьи 1 данного федерального закона его требования не распространяются на полномочия по контролю за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов. Понятие антитеррористическая защищенность раскрыто в пункте 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», под данным термином понимается «состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта». Определение и данный закон не дает расшифровку понятия защищенность объекта. В соответствии пунктом 7 Правил разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 1244, меры по инженерно-технической защите объекта являются одними из компонентов антитеррористической защищенности, наряду с такими как физическая защита и пожарная безопасность. В правовых актах МВД Россииинженерно-техническая укрепленность объекта рассматривается как совокупность мероприятий, которые направлены на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий. Данные мероприятия обеспечивают необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам [10; 11].Следовательно, самостоятельные проверки инженерно-технической защищенности не равно контролю за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов, которая может проводиться только межведомственной комиссией, должностными лицами компетентными каждый в своей области безопасности. Только данная комиссия может определить необходимость и уровень соответствия имеющихся мер по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности объекта.
В соответствии с вышесказанным по аналогии с реализованными правами полиции в части касающейся выдачи предписаний в ходе инспектирования подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны (регламентировано, также в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»), можно сделать вывод, что предписания о соблюдении установленных требований инженерно-технической укрепленности объектов могут быть выданы только в порядке, не противоречащем требованиям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Можно надеяться, что данный правовой пробел будет устранен
А V V V V
Федеральной службой войск национальной гвардии, иначе данные полномочия так и останутся только на бумаге.
Литература:
1. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 // Справочно-правовая система "Консультант Плюс".
2. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2005. — 800 с.
3. Батычко В.Т. Административное право: Конспект лекций. - Таганрог: ТТИ ЮФУ,
2008.
4. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ // Справочно-правовая система "Консультант Плюс".
5. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственно контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ // Справочно-правовая система "Консультант Плюс".
6. О полиции: Федеральный закон от 7.02.2011 № З-ФЗ // Справочно-правовая система "Консультант Плюс".
7. Об утверждении Единого типового устава органа управления соединения и воинской части войск национальной гвардии Российской Федерации: приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 25.07.2016 № 46 (Зарегистрирован в Минюсте России 17.08.2016 № 43273) // Официальный сайт Правительства РФ. URL:publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201608180010?index=5&rangeSize=1 (дата обращения: 12.08.2016).
8. Об утверждении Устава федерального государственного казенного учреждения управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калужской области: приказ МВД России от 05.05.2012 № 450 // Официальный сайт МВД России. URL: 40.мвд.рф^оситепМ6780795 (дата обращения: 12.08.2016).
9. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (вместе с "Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений"): приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 // Справочно-правовая система "Консультант Плюс"..
10. О порядке обследования объектов, квартир и МХИГ, принимаемых под охрану: Методические рекомендации (Р 78.36.031-2013). - М.: НИЦ «Охрана», 2013. - 51 с.
11. РД 78. 36.003-2002. Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств // Официальный сайт МВД России. URL:40.мвд.рф/document/6780795 (дата обращения: 12.08.2016).
References:
1. Voprosy Federal'noj sluzhby vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federa-cii: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 05.04.2016 № 157 // Spravochno-pravovaja sistema "Konsul'tant Pljus".
2. Bahrah D.N., Rossijskij B.V., Starilov Ju.N. Administrativnoe pravo: Uchebnik dlja vuzov. — 2-e izd., izm. i dop. — M.: Norma, 2005. — 800 s.
3. Batychko V.T. Administrativnoe pravo: Konspekt lekcij. - Taganrog: TTI JuFU, 2008.
4. O vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 03.07.2016 № 226-FZ // Spravochno-pravovaja sistema "Konsul'tant Pljus".
5. O zashhite prav juridicheskih lic i individual'nyh predprinimatelej pri osushhestvlenii gosudarstvenno kontrolja (nadzora) i municipal'nogo kontrolja: Fede-ral'nyj zakon ot 26.12.2008 № 294-FZ // Spravochno-pravovaja sistema "Konsul'tant Pljus".
6. O policii: Federal'nyj zakon ot 7.02.2011 № 3-FZ // Spravochno-pravovaja sistema "Konsul'tant Pljus".
7. Ob utverzhdenii Edinogo tipovogo ustava organa upravlenija soedinenija i voin-skoj chasti vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii: prikaz Federal'noj sluzhby vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii ot 25.07.2016 № 46 (Zaregistrirovan v Minjuste Rossii 17.08.2016 № 43273) // Oficial'nyj sajt Pravitel'stva RF. URL:publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201608180010?index=5&rangeSize=1 (data obrashhenija: 12.08.2016).
8. Ob utverzhdenii Ustava federal'nogo gosudarstvennogo kazennogo uchrezhdenija upravlenie vnevedomstvennoj ohrany Upravlenija Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii po Kaluzhskoj oblasti: prikaz MVD Rossii ot 05.05.2012 № 450 // Oficial'nyj sajt MVD Rossii. URL: 40.mvd.rf/document/6780795 (data obrashhenija: 12.08.2016).
9. O dejatel'nosti organov vnutrennih del po preduprezhdeniju prestuplenij (vme-ste s "Instrukciej o dejatel'nosti organov vnutrennih del po preduprezhdeniju prestup-lenij"): prikaz MVD Rossii ot 17.01.2006 № 19 // Spravochno-pravovaja sistema "Konsul'tant Pljus"..
10. O porjadke obsledovanija ob#ektov, kvartir i MHIG, prinimaemyh pod ohranu: Metodicheskie rekomendacii (R 78.36.031-2013). - M.: NIC «Ohrana», 2013. - 51 s.
11. RD 78. 36.003-2002. Inzhenerno-tehnicheskaja ukreplennost'. Tehnicheskie sredstva ohrany. Trebovanija i normy proektirovanija po zashhite ob#ektov ot prestupnyh posjagatel'stv //
Oficial'nyj sajt MVD Rossii. URL40.mvd.rf/document/6780795 (data obrashhenija: 12.08.2016).
— • —
Сведения об авторе
Павел Валерьевич Сабанин, начальник центра оперативного управления, МОВО по ТиНАО ФГКУ УВО ГУ МВД России по г. Москве (Москва, Россия).