• выбирать направления деятельности, которые помогают предприятию достичь поставленных целей;
• выстраивать причинно-следственные цепочки для произошедших и будущих событий.
Задача методических подходов состоит в обосновании методов, инструментария принятия эффективных решений; выборе эффективных направлений развития экономики предприятия и т. д.
Выводы
Нуждаются в разработке вопросы развития крупных машиностроительных корпоративных структур, их роль в развитии малого бизнеса, становление кластеров, технологических платформ и другие актуальные вопросы современности. Однако какую бы проблему мы не рассматривали, нужно придерживаться постулата Майкла Портера: конкурентоспособность в определенной отрасли является результатом слияния практики управления и моделей организации, наиболее предпочтительных для данной страны, и источников конкурентных преимуществ данной отрасли.[3]
Литература
1. Грузинов В.П. Экономика предприятия (предпринимательская): Учебник для вузов.- 2-е изд., перераб. и доп..- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 795с.
2. Черемных О.С., Черемных С.В. Стратегический корпоративный реинжиниринг. М. Финансы и статистика 2005 - с. 301-302
3. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. - М.: «Вильямс», 2000, с.188
Проблемы государственно-частного партнерства в области промышленности Российской Федерации
д.э.н. проф. Яковенко Г.В., к.э.н. доц. Боронников Д.А., Номоконов А.Н., Яковенко А.Г.
МГТУ «МАМИ» 8 (495) 223-05-23 доб. 1510, [email protected]
Аннотация. в статье рассмотрены возможности использования концессии на территории РФ. Определены основные проблемы, с которыми встречается применение данной формы сотрудничества бизнеса и государства и предложены направления по снижению остроты выявленных проблем.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, концессия, права собственности, права владения, концессионное соглашение. Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ 11 02 00314а.
Актуальность развития государственно-частного партнерства Вследствие сильного упадка государственного сектора экономики в 90-х годах развитие и модернизация комплексов отраслей производственной инфраструктуры, принадлежащих государству (электроэнергетика, автомобильные и железные дороги, порты, аэропорты, трубопроводный транспорт, коммунальное хозяйство и т. д.), заметно снизились.
На данный момент многие государственные объекты, не приносящие доходов (социально значимые, транспортная инфраструктура, портовые зоны и т.д.), находятся в состоянии сильного износа или недееспособности. Такая ситуация в инфраструктуре приводит:
• к частым техногенным авариям и катастрофам;
• к неэффективному использованию имеющихся ресурсов;
• к снижению уровня жизни граждан РФ.
На примере безопасности дорожного движения видно, насколько сильно изношены автомобильные дороги. По официальным данным, нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию соответствует всего 37% федеральных, 24% территориальных и не более 15% муниципальных автодорог. Каждый четвертый километр дорог требует ре-
конструкции. Только 85% протяженности дорожной сети оснащены дорожными знаками, из которых 40% не отвечают требованиям стандартов, у 80% светофорных объектов истекли сроки эксплуатации. Неудовлетворительные дорожные условия сопутствовали совершению каждого шестого ДТП.
Ежегодно в России совершается более 220 тыс. дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), в результате которых умирают и получают ранения более 300 тыс. человек. Ежедневно погибают 2-3 ребенка и 50-60 получают увечья. Уровень смертности при ДТП по сравнению с зарубежными странами остается крайне высоким. Во Франции на 1 млн. легковых автомобилей приходится 177 погибших, в России - 1328. Ежегодный ущерб от происшествий на дорогах, по экспертным оценкам, составляет около 2,5% ВВП страны [5].
Для решения большинства транспортных проблем, связанных с износом, модернизацией, развитием автомобильных дорог, требуется значительное увеличение текущих расходов, выделяемых на эти цели в настоящие время.
Понятие ГЧП в форме концессии
Мировая практика показывает, что одним из эффективных механизмом решения данных проблем является государственно-частное партнерства (ГЧП) в форме концессии. Концессия (лат. «concession») в буквальном смысле означает уступку права собственности или права пользования ею.
В рамках ГЧП смысл концессии можно переформулировать как отношения между государством и муниципальными образованиями, имеющими исключительные права на объекты, виды деятельности, с одной стороны, и частными лицами, временно наделяющимися этими правами, с другой стороны, возникающие после заключения концессионного договора, позволяющего создавать новое имущество, существенно улучшать качество использования существующего, сократить расходы и затраты административного характера на эти цели, а также наполнять федеральный и муниципальный бюджеты средствами от налоговых и других выплат в ходе реализации договора концессии.
В российском законодательстве заключения концессионных соглашений стало возможным после принятия Федерального закона от 21 июня 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Концессионное соглашение является одной из форм привлечения инвестиций в экономику, которое используется многими странами на практике. В Российской Федерации в условиях постоянной нехватки инвестиционных ресурсов применение такого экономического механизма привлечения средств могло бы дать значительные выгоды и обеспечить приток в сферу строительства и/или хозяйственной эксплуатации объектов государственной инфраструктуры долгосрочных инвестиций.
Особую актуальность имеет применение концессионных соглашений в сфере дорожного строительства, которое требует значительных инвестиционных вложений. При этом должно (обязательно) сохраняться право государственной собственности на дороги общего пользования. В этой ситуации концессионные соглашения являются практически единственным возможным механизмом привлечения инвестора. Концессионные соглашения позволяют окупить затраты инвестора на ремонт существующих или строительство новых дорог без потери государством контроля в этой области.
Обзор мировой практики в области ГЧП
За последние 15-20 лет использование концессионных соглашений в сфере экономической и социальной инфраструктуре стало частым явлением как в промышленно развитых странах, так и в странах с переходной экономикой и развивающихся странах. Эти изменения объясняются тем, что современные государства меняют свои стратегические направления и формы своего участия в экономике и общественной жизни.
Во-первых, стратегия многих современных государств заключается в привлечении потенциала частного сектора к развитию сфер экономики, ранее составляющих безраздельную
Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. монополию законной власти и государства.
Во-вторых, современные государства поняли необходимость разгрузить себя от части публичных функций, передав их частному сектору, получив в результате возможность уделять достаточное внимание новым функциям, появляющимся у любого социального государства в эпоху глобализации общественной жизни.
В-третьих, меры, принимаемые при ГЧП в форме концессии, позволяют заметно снизить давление на бюджеты любого уровня в результате передачи значительной части рисков, связанных с выполнением концессионного соглашения частному сектору.
В-четвертых, в результате конкурсного отбора предполагаемых участников концессионного соглашения повышаются качественные стандарты, особенно в монопольных отраслях.
В-пятых, в результате привлечения частных управленческих сил (менеджерского корпуса), искушенных в предпринимательском искусстве и рыночных отношениях, в экономических и социальных функциях, государства преодолевают стабильную неэффективность многих объектов государственной инфраструктуры.
Основные преимущества ГЧП
1. Уменьшение финансовых обязательств муниципальных образований при реализации проектов ГЧП.
2. Привлечение дополнительных инвестиций в регионы с помощью реализации проектов ГЧП.
3. Формирование конкурентной среды в традиционно-монопольных отраслях экономики.
4. Повышение государственных гарантий за счет увеличения ответственности частного сектора вследствие вложения им существенных средств в предмет концессии, а именно -приобретения требуемых материалов, найма работников и т. д.
5. Увеличение количества рабочих мест на территории муниципального образования на время строительства, реконструкции и эксплуатации объектов государственного назначения.
Основные проблемы внедрения ГЧП
1. На данный момент отсутствует административное регулирование со стороны государства отношений между концессионером и потребителем для установления минимальных гарантий и контроля исполнения концессионером взятых на себя обязательств.
2. Отсутствует ясность в механизмах тарифного регулирования контрактных требований.
3. Не разработан регламент подготовки концессионного соглашения.
4. Существует недостаток в подготовленных кадрах и наработанной практики.
5. Не разработан механизм, обеспечивающий прозрачность процедур и четкость процесса принятия решений при выборе концедента (Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование).
Предложения по внедрению ГЧП
1. Уточнить ответственность и полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с целью упрощения порядка и сокращения сроков согласования инвестиционных проектов.
2. Системно урегулировать все вопросы, связанные с ГЧП; на основе анализа зарубежного и отечественного опыта ГЧП в инвестиционной сфере разработать концепцию ГЧП в Российской Федерации. Обеспечить приоритетное рассмотрение проектов федеральных законов, регулирующих функционирование и финансирование проектов ГЧП.
Выводы
Необходимо рассмотреть вопрос о внесении в законодательные акты Российской Федерации ряда изменений и дополнений, направленных на доработку норм о концессионных соглашениях. В частности, путем:
• введения в гражданский кодекс норм о концессиях;
• введения в законодательство норм о концессионных соглашениях, финансовых гарантиях инвестора-концессионера, включая права на возмещение потерь, на адекватную оценку затрат, на прибыльность;
• исключения возможностей ущемления прав концессионера перед концедентом (в частности, в вопросах прекращения договора);
• упрощения механизма заключения концессионных соглашений (в частности, путем закрепления в законе процедурных норм прямого действия, исключающих произвол властей и вводящих конкуренцию концессионеров);
• уточнения ряда положений налогового кодекса, направленных на более четкую регламентацию вопросов налогообложения в процессе деятельности, в том числе на создание концессионерам более благоприятного налогового режима и обеспечение ряда финансовых льгот и гарантий участникам концессионных соглашений;
• введения норм об общественных слушаниях по условиям заключения концессий и о ходе их реализации с целью защиты публичного интереса.
Литература
1. Информационно-аналитические материалы аналитического управления аппарата Совета Федерации. 2009 г.
2. Материалы «круглого стола» на тему «Вопросы практики применения Федерального закона № 115 от 21 июля 2005 года «О концессионных соглашениях» в Совете Федерации. 2009 г.
3. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора. Издательство «Наука», 2005 г.
4. Российский экономический журнал. Издательство «Финансы и статистика» 9-10, 2007 г.
5. http://pda.iam.duma.gov.ru/node/1/3075
Роль промышленных корпораций в инновационном бизнесе
д.э.н. проф. Грибанич В.М.
Дипломатическая академия МИД РФ 8(499) 940-13-58 -2
Аннотация. В статье рассмотрена инновационная активность промышленных корпораций, их роль в появлении на рынке новых продуктов и технологий, место в инновационном бизнесе.
Ключевые слова: инновационная политика, инновационный проект, инновационная деятельность промышленных корпораций, интернационализация инновационной деятельности.
На протяжении 200 лет основой научно-технического прогресса в мире была промышленность. Наука находилась на ремесленной и мануфактурной стадиях своего развития и органически и тесно не была связана с производством.
Научно-техническая революция послевоенных десятилетий превратила науку в индустрию открытий, когда изобретения и новинки стали продуктом труда крупных коллективов научных работников, лабораторий, институтов. В сфере НИОКР работают сотни тысяч ученых. Если раньше техника обладала безусловным приоритетом над наукой, то ныне его приобрела наука. Именно она дает мощный стимул к дальнейшему прогрессу техники и производства в целом.
Современная мирохозяйственная система характеризуется необходимостью постоянного роста производительности в условиях ограниченности ресурсов. Повышение эффективности использования ресурсов достигается за счет непрекращающейся инновационной деятельности в различных секторах и на различных структурных уровнях экономики стран, ре-