Научная статья на тему 'Проблемы государственно-частного партнерства в области промышленности Российской Федерации'

Проблемы государственно-частного партнерства в области промышленности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНЦЕССИЯ / ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ / ПРАВА ВЛАДЕНИЯ / КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / CONCESSIONS / PROPERTY RIGHTS / CONCESSION AGREEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковенко Г. В., Боронников Д. А., Номоконов А. Н., Яковенко А. Г.

В статье рассмотрены возможности использования концессии на территории РФ. Определены основные проблемы, с которыми встречается применение данной формы сотрудничества бизнеса и государства и предложены направления по снижению остроты выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of public-private partnership in the field of industry in the Russian Federation

The paper considers the possibility of using concessions in Russia. The main problems encountered by the use of this form of cooperation between business andgovernment and offered direction to alleviate the problems are identified.

Текст научной работы на тему «Проблемы государственно-частного партнерства в области промышленности Российской Федерации»

• выбирать направления деятельности, которые помогают предприятию достичь поставленных целей;

• выстраивать причинно-следственные цепочки для произошедших и будущих событий.

Задача методических подходов состоит в обосновании методов, инструментария принятия эффективных решений; выборе эффективных направлений развития экономики предприятия и т. д.

Выводы

Нуждаются в разработке вопросы развития крупных машиностроительных корпоративных структур, их роль в развитии малого бизнеса, становление кластеров, технологических платформ и другие актуальные вопросы современности. Однако какую бы проблему мы не рассматривали, нужно придерживаться постулата Майкла Портера: конкурентоспособность в определенной отрасли является результатом слияния практики управления и моделей организации, наиболее предпочтительных для данной страны, и источников конкурентных преимуществ данной отрасли.[3]

Литература

1. Грузинов В.П. Экономика предприятия (предпринимательская): Учебник для вузов.- 2-е изд., перераб. и доп..- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 795с.

2. Черемных О.С., Черемных С.В. Стратегический корпоративный реинжиниринг. М. Финансы и статистика 2005 - с. 301-302

3. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. - М.: «Вильямс», 2000, с.188

Проблемы государственно-частного партнерства в области промышленности Российской Федерации

д.э.н. проф. Яковенко Г.В., к.э.н. доц. Боронников Д.А., Номоконов А.Н., Яковенко А.Г.

МГТУ «МАМИ» 8 (495) 223-05-23 доб. 1510, [email protected]

Аннотация. в статье рассмотрены возможности использования концессии на территории РФ. Определены основные проблемы, с которыми встречается применение данной формы сотрудничества бизнеса и государства и предложены направления по снижению остроты выявленных проблем.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, концессия, права собственности, права владения, концессионное соглашение. Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ 11 02 00314а.

Актуальность развития государственно-частного партнерства Вследствие сильного упадка государственного сектора экономики в 90-х годах развитие и модернизация комплексов отраслей производственной инфраструктуры, принадлежащих государству (электроэнергетика, автомобильные и железные дороги, порты, аэропорты, трубопроводный транспорт, коммунальное хозяйство и т. д.), заметно снизились.

На данный момент многие государственные объекты, не приносящие доходов (социально значимые, транспортная инфраструктура, портовые зоны и т.д.), находятся в состоянии сильного износа или недееспособности. Такая ситуация в инфраструктуре приводит:

• к частым техногенным авариям и катастрофам;

• к неэффективному использованию имеющихся ресурсов;

• к снижению уровня жизни граждан РФ.

На примере безопасности дорожного движения видно, насколько сильно изношены автомобильные дороги. По официальным данным, нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию соответствует всего 37% федеральных, 24% территориальных и не более 15% муниципальных автодорог. Каждый четвертый километр дорог требует ре-

конструкции. Только 85% протяженности дорожной сети оснащены дорожными знаками, из которых 40% не отвечают требованиям стандартов, у 80% светофорных объектов истекли сроки эксплуатации. Неудовлетворительные дорожные условия сопутствовали совершению каждого шестого ДТП.

Ежегодно в России совершается более 220 тыс. дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), в результате которых умирают и получают ранения более 300 тыс. человек. Ежедневно погибают 2-3 ребенка и 50-60 получают увечья. Уровень смертности при ДТП по сравнению с зарубежными странами остается крайне высоким. Во Франции на 1 млн. легковых автомобилей приходится 177 погибших, в России - 1328. Ежегодный ущерб от происшествий на дорогах, по экспертным оценкам, составляет около 2,5% ВВП страны [5].

Для решения большинства транспортных проблем, связанных с износом, модернизацией, развитием автомобильных дорог, требуется значительное увеличение текущих расходов, выделяемых на эти цели в настоящие время.

Понятие ГЧП в форме концессии

Мировая практика показывает, что одним из эффективных механизмом решения данных проблем является государственно-частное партнерства (ГЧП) в форме концессии. Концессия (лат. «concession») в буквальном смысле означает уступку права собственности или права пользования ею.

В рамках ГЧП смысл концессии можно переформулировать как отношения между государством и муниципальными образованиями, имеющими исключительные права на объекты, виды деятельности, с одной стороны, и частными лицами, временно наделяющимися этими правами, с другой стороны, возникающие после заключения концессионного договора, позволяющего создавать новое имущество, существенно улучшать качество использования существующего, сократить расходы и затраты административного характера на эти цели, а также наполнять федеральный и муниципальный бюджеты средствами от налоговых и других выплат в ходе реализации договора концессии.

В российском законодательстве заключения концессионных соглашений стало возможным после принятия Федерального закона от 21 июня 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Концессионное соглашение является одной из форм привлечения инвестиций в экономику, которое используется многими странами на практике. В Российской Федерации в условиях постоянной нехватки инвестиционных ресурсов применение такого экономического механизма привлечения средств могло бы дать значительные выгоды и обеспечить приток в сферу строительства и/или хозяйственной эксплуатации объектов государственной инфраструктуры долгосрочных инвестиций.

Особую актуальность имеет применение концессионных соглашений в сфере дорожного строительства, которое требует значительных инвестиционных вложений. При этом должно (обязательно) сохраняться право государственной собственности на дороги общего пользования. В этой ситуации концессионные соглашения являются практически единственным возможным механизмом привлечения инвестора. Концессионные соглашения позволяют окупить затраты инвестора на ремонт существующих или строительство новых дорог без потери государством контроля в этой области.

Обзор мировой практики в области ГЧП

За последние 15-20 лет использование концессионных соглашений в сфере экономической и социальной инфраструктуре стало частым явлением как в промышленно развитых странах, так и в странах с переходной экономикой и развивающихся странах. Эти изменения объясняются тем, что современные государства меняют свои стратегические направления и формы своего участия в экономике и общественной жизни.

Во-первых, стратегия многих современных государств заключается в привлечении потенциала частного сектора к развитию сфер экономики, ранее составляющих безраздельную

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. монополию законной власти и государства.

Во-вторых, современные государства поняли необходимость разгрузить себя от части публичных функций, передав их частному сектору, получив в результате возможность уделять достаточное внимание новым функциям, появляющимся у любого социального государства в эпоху глобализации общественной жизни.

В-третьих, меры, принимаемые при ГЧП в форме концессии, позволяют заметно снизить давление на бюджеты любого уровня в результате передачи значительной части рисков, связанных с выполнением концессионного соглашения частному сектору.

В-четвертых, в результате конкурсного отбора предполагаемых участников концессионного соглашения повышаются качественные стандарты, особенно в монопольных отраслях.

В-пятых, в результате привлечения частных управленческих сил (менеджерского корпуса), искушенных в предпринимательском искусстве и рыночных отношениях, в экономических и социальных функциях, государства преодолевают стабильную неэффективность многих объектов государственной инфраструктуры.

Основные преимущества ГЧП

1. Уменьшение финансовых обязательств муниципальных образований при реализации проектов ГЧП.

2. Привлечение дополнительных инвестиций в регионы с помощью реализации проектов ГЧП.

3. Формирование конкурентной среды в традиционно-монопольных отраслях экономики.

4. Повышение государственных гарантий за счет увеличения ответственности частного сектора вследствие вложения им существенных средств в предмет концессии, а именно -приобретения требуемых материалов, найма работников и т. д.

5. Увеличение количества рабочих мест на территории муниципального образования на время строительства, реконструкции и эксплуатации объектов государственного назначения.

Основные проблемы внедрения ГЧП

1. На данный момент отсутствует административное регулирование со стороны государства отношений между концессионером и потребителем для установления минимальных гарантий и контроля исполнения концессионером взятых на себя обязательств.

2. Отсутствует ясность в механизмах тарифного регулирования контрактных требований.

3. Не разработан регламент подготовки концессионного соглашения.

4. Существует недостаток в подготовленных кадрах и наработанной практики.

5. Не разработан механизм, обеспечивающий прозрачность процедур и четкость процесса принятия решений при выборе концедента (Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование).

Предложения по внедрению ГЧП

1. Уточнить ответственность и полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с целью упрощения порядка и сокращения сроков согласования инвестиционных проектов.

2. Системно урегулировать все вопросы, связанные с ГЧП; на основе анализа зарубежного и отечественного опыта ГЧП в инвестиционной сфере разработать концепцию ГЧП в Российской Федерации. Обеспечить приоритетное рассмотрение проектов федеральных законов, регулирующих функционирование и финансирование проектов ГЧП.

Выводы

Необходимо рассмотреть вопрос о внесении в законодательные акты Российской Федерации ряда изменений и дополнений, направленных на доработку норм о концессионных соглашениях. В частности, путем:

• введения в гражданский кодекс норм о концессиях;

• введения в законодательство норм о концессионных соглашениях, финансовых гарантиях инвестора-концессионера, включая права на возмещение потерь, на адекватную оценку затрат, на прибыльность;

• исключения возможностей ущемления прав концессионера перед концедентом (в частности, в вопросах прекращения договора);

• упрощения механизма заключения концессионных соглашений (в частности, путем закрепления в законе процедурных норм прямого действия, исключающих произвол властей и вводящих конкуренцию концессионеров);

• уточнения ряда положений налогового кодекса, направленных на более четкую регламентацию вопросов налогообложения в процессе деятельности, в том числе на создание концессионерам более благоприятного налогового режима и обеспечение ряда финансовых льгот и гарантий участникам концессионных соглашений;

• введения норм об общественных слушаниях по условиям заключения концессий и о ходе их реализации с целью защиты публичного интереса.

Литература

1. Информационно-аналитические материалы аналитического управления аппарата Совета Федерации. 2009 г.

2. Материалы «круглого стола» на тему «Вопросы практики применения Федерального закона № 115 от 21 июля 2005 года «О концессионных соглашениях» в Совете Федерации. 2009 г.

3. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора. Издательство «Наука», 2005 г.

4. Российский экономический журнал. Издательство «Финансы и статистика» 9-10, 2007 г.

5. http://pda.iam.duma.gov.ru/node/1/3075

Роль промышленных корпораций в инновационном бизнесе

д.э.н. проф. Грибанич В.М.

Дипломатическая академия МИД РФ 8(499) 940-13-58 -2

Аннотация. В статье рассмотрена инновационная активность промышленных корпораций, их роль в появлении на рынке новых продуктов и технологий, место в инновационном бизнесе.

Ключевые слова: инновационная политика, инновационный проект, инновационная деятельность промышленных корпораций, интернационализация инновационной деятельности.

На протяжении 200 лет основой научно-технического прогресса в мире была промышленность. Наука находилась на ремесленной и мануфактурной стадиях своего развития и органически и тесно не была связана с производством.

Научно-техническая революция послевоенных десятилетий превратила науку в индустрию открытий, когда изобретения и новинки стали продуктом труда крупных коллективов научных работников, лабораторий, институтов. В сфере НИОКР работают сотни тысяч ученых. Если раньше техника обладала безусловным приоритетом над наукой, то ныне его приобрела наука. Именно она дает мощный стимул к дальнейшему прогрессу техники и производства в целом.

Современная мирохозяйственная система характеризуется необходимостью постоянного роста производительности в условиях ограниченности ресурсов. Повышение эффективности использования ресурсов достигается за счет непрекращающейся инновационной деятельности в различных секторах и на различных структурных уровнях экономики стран, ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.