Научная статья на тему 'Проблемы гармонизации базового образования российского инженерно-технического персонала гражданской авиации с европейскими требованиями'

Проблемы гармонизации базового образования российского инженерно-технического персонала гражданской авиации с европейскими требованиями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ / ГАРМОНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / АВИОНИКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Сергей Викторович

Рассмотрено состояние российского парка воздушных судов, в котором всё больший удельный вес имеют самолеты зарубежного производства. Для обслуживания таких ВС требуется инженерно-технический персонал, который прошел обучение в соответствии с международными требованиями. В статье изложены проблемы гармонизации базового образования и намечены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF BASIC EDUCATION HARMONIZATION OF THE RUSSIAN CIVIL AVIATION INGINEERING PERSONNEL WITH THE EUROPEAN REQUIREMENTS

The condition of the Russian park of aircrafts in which greater relative density planes of foreign manufacture have all is considered. For service such ВС the engineering personnel who was trained according to the international rules is required. The problems of harmonization of basic education are stated in the article and ways of their decision are proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы гармонизации базового образования российского инженерно-технического персонала гражданской авиации с европейскими требованиями»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Авиационные электросистемы и авионика

УДК 629.735

ПРОБЛЕМЫ ГАРМОНИЗАЦИИ БАЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ С ЕВРОПЕЙСКИМИ ТРЕБОВАНИЯМИ

С.В. КУЗНЕЦОВ

Рассмотрено состояние российского парка воздушных судов, в котором всё больший удельный вес имеют самолеты зарубежного производства. Для обслуживания таких ВС требуется инженерно-технический персонал, который прошел обучение в соответствии с международными требованиями. В статье изложены проблемы гармонизации базового образования и намечены пути их решения.

Ключевые слова: инженерно-технический персонал, гармонизация образования, авионика, федеральные авиационные правила

Ключевым вопросом развития отечественной гражданской авиации является обновление парка воздушных судов (ВС) российских авиакомпаний конкурентоспособной отечественной авиационной техникой [1], оснащенной современной авионикой.

Российский парк включает воздушные суда разных поколений. Устаревшие воздушные суда составляют более 60% реестрового парка магистральных и региональных самолетов и вертолетов, они существенно отстают от зарубежных аналогов по технико-экономическим характеристикам, а также по системе послепродажного обслуживания, что отражается в наличии значительной части простаивающего парка и низкой интенсивности эксплуатации действующих воздушных судов.

Из парка коммерческих магистральных и региональных воздушных судов, имеющего в своем составе около 2500 единиц техники, только около 50 самолетов российского производства нового поколения. Численность парка воздушных судов иностранного производства составляет более 400 единиц, однако на них выполняется более 50% объема перевозок пассажиров.

Среди приоритетных задач по обеспечению устойчивой и эффективной работы в области воздушного транспорта и организации воздушного движения названы программы подготовки авиационного персонала и укрепление материальной базы авиационных учебных заведений.

В 2008 году началась реорганизация учебных заведений гражданской авиации. Согласно распоряжениям Правительства Российской Федерации создаются три образовательных комплекса: при Московском государственном техническом университете гражданской авиации, Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации, Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации.

Для нормального функционирования этих комплексов поставлена задача обновить и пополнить их парк воздушных судов и тренажеров.

Пути решения кадровой проблемы, повышения качества подготовки авиационных специалистов, оснащения учебных заведений авиационной техникой и тренажерами рассмотрены в декабре 2008 года на Коллегии Росавиации, посвященной совершенствованию системы подготовки кадров гражданской авиации на период до 2015 года. В соответствии с решениями Коллегии разработан План основных мероприятий совершенствования подготовки кадров на период до 2015 года, который в настоящее время реализуется.

Дефицит современных ВС одинаково остро ощущается как в учебных заведениях, так и в авиакомпаниях. Авиапарк крупнейших авиакомпаний России:

"Аэрофлот" (не включая дочерние компании) 84 самолета: Airbus A319 - 11; Airbus A320 - 19; Airbus A321 - 10; Boeing 767-300ER - 11; Ту-154М - 27; Ил-96-300 - 6.

ГТК "Россия" 69 самолетов: Airbus A319 - 5; Airbus A320 - 2; Boeing 737-500 - 5; Boeing 767-300ER - 2; Ил-18 - 3; Ил-62М - 9; Ил-86 - 4; Ту-mA - 4; Ту-154Б - 7; Ту-154М - 18; Ту-214 - 3; Як-40 - 7.

"Трансаэро" 37 самолетов: Boeing 737-300 - 2; Boeing 737-400 - 5; Boeing 737-500 - 8; Boeing 747-200 - 6; Boeing 747-300 - 3; Boeing 747-400 - 1; Boeing 767-200 - 3; Boeing 767-300 -8; Boeing 777-200 - 1; Ту-214 - 2.

S7 Airlines (Сибирь) 69 самолетов: Airbus A310-200 - 5; Airbus A310-300 - 2; Airbus A319-100 - 17; Airbus A320-200 - 4; Boeing 737-500 - 2; Boeing 767-300 - 1; Ил-86 - 4; Ту-154М - 22.

Как видно, в этом парке всё больше преобладают самолеты зарубежного производства. Состояние и прогноз оснащения авионикой парка магистральных пассажирских самолетов российских авиакомпаний был приведен в [7], и этот прогноз за последние 7 лет во многом подтвердился.

Как было отмечено в [2], для совершенствования подготовки авиационного персонала предусматривается разработка соответствующих предложений долгосрочного характера, которые будут включены в Федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы". При этом будет обеспечено введение Федеральных авиационных правил, соответствующих современным требованиям международных стандартов в части подготовки авиационного персонала и выдачи им свидетельств.

Федеральные авиационные правила, регламентирующие подготовку авиационного персонала, должны учитывать современные подходы к профессиональной подготовке. Это исключит отставание профессиональной подготовки авиационного персонала от уровня развития авиационной техники и технологий.

В Европе с 2003 года решение задач сертификации ВС и их компонентов, а также регламентацией их технической эксплуатации возложено на Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA). Именно эта организация занимается разработкой и сопровождением соответствующих авиационных правил (она сменила комитет JAA).

На рис. 1 показана структура основных документов EASA в области сертификации и поддержания летной годности воздушных судов.

Основными документами EASA в области сертификации ВС, а также их компонентов являются следующие:

Часть 21 - Сертификатные спецификации:

CS Definitions - определения и аббревиатуры, применяемые в спецификациях;

CS-22 - безмоторные ВС;

CS-23- легкие и легкомоторные ВС;

CS-25- ВС транспортной категории;

CS-27- легкие вертолеты;

CS-29- тяжелые вертолеты;

CS-E- авиадвигатели;

CS-P- винты;

CS-AWO- всепогодные режимы посадки, взлета и ухода на второй круг;

CS-APU- вспомогательные силовые установки;

CS-TSO- техническая документация;

CS-VLA- сверхлегкие самолеты.

Основными документами EASA в области поддержания летной годности ВС, а также в отношении организаций по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) и подготовка инженерно-технического персонала, вовлеченного в решение этих задач, являются следующие правила:

часть М (part М) - требования по поддержанию летной годности;

часть 145 (part 145) - требования к организациям по техническому обслуживанию и ремонту;

часть 66 (part 66) - требования к инженерно-техническому персоналу, сертифицирующему ТОиР ВС;

часть 147 (part 147) - требования к образовательным учреждениям, осуществляющим подготовку инженерно-технического персонала для ТОиР ВС.

Basic Regulation

(ЕС) No 216/2008

Implementing rules

Regulation No 170!П«3

For the airworthiness and environmental certification of aircraft art! related products, parts and appliances, as well as Гог the certification of design and production organisations.

Part 21

/ Acceptable means of compliance (AMC) / Guidance material (GM)

Airworthiness codes

Implementing rules

Certification specifications

Regulation No ZWVIQQ3

On the continuing airworthiness of aircraft and aeronautical products, parts and appliances, and on the approval of organisations and personnel involved in these tasks.

Acceptable means of compliance {AMC) Guidance Material (GM)

/ Part M - Continuing Airworthiness

/ Part-145-Maintenance Organisations Approvals

/ Part-66 - Certifying staff

/ Part-147 - Training organisations requirements

Рис. 1. Структура основных документов БАБА в области сертификации и поддержания летной годности воздушных судов

Документом AMC-20 определяются требования к методам оценки соответствия по летной годности изделий и составных частей.

В настоящее время существуют российские аналоги европейских правил CS-25 (АП-25) и EASA Part 145 (ФАП-145).

Проблемам гармонизации с международными правилами подготовки и переподготовки инженерно-технического персонала России были посвящены следующие работы [3-6, 8, 9].

Новые концепция и методология подготовки и переподготовки инженерно-технического состава гражданской авиации по авионике современных типов ВС изложены в [6]. В статьях [8, 9] автор показал, как отражаются в проектах ФАП-66 и ФАП-147, а также в методах оценки соответствия концепция подготовки и переподготовки инженерно-технического персонала по авионике.

К сожалению, до настоящего времени российские ФАП-66 и ФАП-147 - аналоги европейских Part 66 и Part 147 - в действие не вступили.

Согласно Part 66 базовое обучение инженерно-технического персонала должно осуществляться в соответствии с приведенными в табл. 1 учебными модулями.

Эти модули должны быть основой базового обучения российского инженерно-технического персонала для обеспечения гармонизации и признания нашего образования за рубежом, а также для возможности продолжения образования персонала по типам ВС, что является обязательным

для последующего допуска к самостоятельному техническому обслуживанию самолетов зарубежного производства. После завершения обучения по каждому из учебных модулей должны быть сданы экзамены, приведенные в табл. 2 и 3.

Соблюдение международных требований при получении базового образования инженернотехнического персонала позволит российским специалистам после обучения типу ВС и соответствующей стажировки в эксплуатационном предприятии, соответствующем требованиям EASA Part 145, получить лицензию международного образца и осуществлять самостоятельное ТОиР ВС зарубежного производства.

Таблица 1

Учебные модули по EASA Part 66

Содержание учебного модуля А и В1 для самолета с А и В1 для вертолета с В2

турбинным двигателем (двигателями) поршневым двигателем (двигателями) турбинным двигателем (двигателями) поршневым двигателем (двигателями) авио- ника

1. Математика + + + + +

2. Физика + + + + +

3. Основы электротехники + + + + +

4. Основы электроники + + + + +

5. Цифровая техника и электронные приборные системы + + + + +

6. Материалы и металлические изделия + + + + +

7. Практика ТОиР + + + + +

8. Основы аэродинамики + + + + +

9. Человеческий фактор + + + + +

10. Авиационное законодательство + + + + +

11а. Аэродинамика, конструкция и системы самолета с газотурбинными двигателями +

11 б. Аэродинамика, конструкция и системы самолета с поршневыми двигателями +

12. Аэродинамика, конструкция и системы вертолета + +

13. Аэродинамика, конструкция и системы воздушного судна +

14 Тяга +

15. Газотурбинные двигатели + +

16. Поршневые двигатели + +

17. Винты + +

Таблица 2

Экзамены для категории специальности В1 (механик)

Учебный модуль для категории В1 Количество вопросов Время на ответ

1. Математика 30 40 минут

2. Физика 50 65 минут

3. Основы электротехники 50 65 минут

4. Основы электроники 20 25 минут

5. Цифровая техника и электронные приборные системы 40 50 минут

6. Материалы и металлические изделия 70 90 минут

7. Практика ТОиР 80+2 эссэ 100 минут+40 минут

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Основы аэродинамики 20 25 минут

9. Человеческий фактор 20+1 эссэ 25 минут+20 минут

10 Авиационное законодательство 40+1 эссэ 50 минут+20 минут

11. Аэродинамика, конструкция и системы самолета 130 165 минут

15. Газотурбинные двигатели 90 115 минут

Всего 640+4 эссэ 815 минут+80 минут (около 15 часов)

Таблица 3

Экзамены для категории специальности В2 (авионик)

Учебный модуль для категории В2 Количество вопросов Время на ответ

1. Математика 30 40 минут

2. Физика 50 65 минут

3. Основы электротехники 50 65 минут

4. Основы электроники 40 50 минут

5. Цифровая техника и электронные приборные системы 70 90 минут

6. Материалы и металлические изделия 60 75 минут

7. Практика ТОиР 60+2 эссэ 75 минут+40 минут

8. Основы аэродинамики 20 25 минут

9. Человеческий фактор 20+1 эссэ 25 минут+20 минут

10 Авиационное законодательство 40+1 эссэ 50 минут+20 минут

13. Аэродинамика, конструкция и системы ВС 130 165 минут

14. Тяга 25 30 минут

Всего 595+4 эссэ 755 минут+80 минут (около 14 часов)

ЛИТЕРАТУРА

1. Основные итоги деятельности транспортного комплекса в 2008 году. Материалы расширенной Коллегии Минтранса РФ. - М.: Министерство транспорта РФ, март 2009.

2. Курзенков Г.К. Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации в 2008 году. Доклад на Межведомственной комиссии по безопасности полетов 26 марта 2009 г.

3. Кузнецов С.В. Проблемы гармонизации подготовки и переподготовки ИТС ГА России и мирового сообщества // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Общество, экономика, образование, №10, 1998. - С. 83-90.

4. Кузнецов С.В., Зыль В.П. Проблемы подготовки инженерно-технического персонала для технической эксплуатации авионики. В сб. тезисов докладов МНТК «Проблемы развития систем аэронавигационного обслуживания и авионики воздушных судов». - Киев, КМУГА, 1998.

5. Кузнецов С.В. Проблемы подготовки инженерно-технического персонала для обслуживания нового поколения отечественных и зарубежных ВС. В сб. тезисов докладов МНТК “Современные научно-технические проблемы ГА”. - М.: МГТУ ГА, 1996.

6. Кузнецов С.В., Зыль В.П. Новые концепция и методология подготовки и переподготовки инженернотехнического состава гражданской авиации по авионике современных типов ВС // Научный Вестник МГТУ ГА серия Авионика, №3, 1998. - С. 27-36.

7. Кузнецов С.В., Зыль В.П. Состояние и прогноз оснащения авионикой парка магистральных пассажирских самолетов российских авиакомпаний // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Авионика, №48, 2002.

8. Кузнецов С.В. Об отражении в проектах Федеральных авиационных правил концепции подготовки и переподготовки инженерно-технического персонала гражданской авиации по авионике. Часть 1 // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Авионика, №48, 2002. - С. 10-17.

9. Кузнецов С.В. Об отражении в проектах Федеральных авиационных правил концепции подготовки и переподготовки инженерно-технического персонала гражданской авиации по авионике. Часть 2 // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Авионика и электротехника, №71, 2003. - С. 97-104.

THE PROBLEMS OF BASIC EDUCATION HARMONIZATION OF THE RUSSIAN CIVIL AVIATION INGINEERING PERSONNEL WITH THE EUROPEAN REQUIREMENTS

Kuznetsov S.V.

The condition of the Russian park of aircrafts in which greater relative density planes of foreign manufacture have all is considered. For service such ВС the engineering personnel who was trained according to the international rules is required. The problems of harmonization of basic education are stated in the article and ways of their decision are proposed.

Сведения об авторе

Кузнецов Сергей Викторович, 1954 г.р., окончил МИИГА (1977) и МГУ (1980), член-корреспондент Академии наук авиации и воздухоплавания, доктор технических наук, профессор кафедры технической эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов МГТУ ГА, автор более 200 научных работ, область научных интересов - техническая эксплуатация авионики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.