2013
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА
№ 198
УДК 656.7.052
ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ
Э.П. ГАГЛОЕВ
Статья представлена доктором технических наук, профессором Нечаевым Е.Е.
В статье рассматриваются проблемы функционирования системы управления воздушным движением. Дается определение системе управления воздушным движением. Автор указывает на недостатки организации обслуживания воздушного движения на площади маневрирования аэропорта, особое внимание уделяется персоналу обслуживания воздушного движения и рубежам передачи управления.
Ключевые слова: аэропорт, движение воздушных судов, аэродром, управление воздушным движением.
Термин «система» возникает при изучении процессов управления и обработки информации в крупных технических комплексах с автоматизированным управлением. В системах решаются технические и экономические задачи при широком использовании автоматики и телемеханики, радиоэлектроники и электротехники, вычислительных комплексов математического, программного и информационного обеспечения. Система состоит из большого числа взаимно связанных элементов, взаимодействующих между собой в процессе функционирования, для обеспечения достижения определенной цели.
Исходя из вышеуказанного, система управления воздушным движением (УВД) представляет собой систему, обеспечивающую планомерную, безопасную и экономическую деятельность по выгодному использованию рабочей площади аэропорта и воздушного пространства, и предназначенная для обязательного обеспечения безопасности полетов воздушных судов. Система УВД характеризуется скоротечностью процессов и невозможностью их остановки. В связи с этим, возникает вопрос о необходимости системного (комплексного) подхода при решении вопросов организации деятельности системы УВД.
К системе УВД относятся совокупность технических средств навигации, УВД, связи и посадки, структура воздушного пространства, метеорологические и другие виды обеспечения полетов, правила и процедуры планирования использования воздушного пространства, потоков воздушного движения и непосредственного обслуживания воздушного движения.
Кроме того, для обеспечения деятельности системы УВД в Наставлении по производству полетов (НПП ГА - 1995 г.) в главе 4 были изложены следующие службы и виды обеспечения полетов:
- штурманское обеспечение;
- аэронавигационное обеспечение;
- метеорологическое обеспечение;
- аэродромное обеспечение;
- инженерно-авиационное обеспечение;
- электротехническое обеспечение;
- радиотехническое обеспечение;
- поисково-спасательное обеспечение;
- медицинское обеспечение;
- орнитологическое обеспечение;
- режимно-охранное обеспечение;
- обеспечение полетов службой перевозок;
- обеспечение оперативного управления производством (рис. 1).
Согласно основам политики Российской Федерации в области деятельности гражданской авиации, реструктуризация отрасли гражданской авиации в соответствии со стоящими перед ними задачами, а также потребностями и экономическими возможностями государства, модернизация системы управления воздушного движения, обеспечение рациональной загрузки производственных мощностей аэропортов являются приоритетными направлениями. В таких условиях, в вопросах обеспечения деятельности системы УВД, а также в организации взаимодействия служб УВД со службами обеспечения полетов, ведущее место принадлежит службе движения. Отказы наземного оборудования и различных систем воздушных судов создают значительные сложности в деятельности служб движения. Безопасность полетов не может быть обеспечена без хорошо организованных мероприятий по повышению уровня квалификации персонала служб, обеспечивающих полеты, а также четкой работой служб движения, в том числе и по взаимодействию со службами обеспечения полетов.
В результате структурных перестроек и реформ отрасли гражданской авиации в системе регулирования хозяйственной деятельности авиапредприятий и организаций произошли структурные изменения, созданы организации, осуществляющие деятельность по организационному обеспечению полетов, диспетчерский пункт обеспечения вылета «Деливери», подразделение управления движением на перронах аэродрома и др. [1]. Реструктуризация и модернизация системы авиатранспортной системы продолжается и в настоящее время. Таким образом, с появлением новых структурных элементов в авиатранспортной системе появляется необходимость определения их места в структуре системы, определения специфики их деятельности, разработки нормативных документов, регулирующих их деятельность, и организации взаимодействия. Здесь необходимо учесть, что организацию взаимодействия необходимо в первую очередь осуществить с целью решения вопросов, вытекающих из специфики деятельности службы УВД. Схема организации взаимодействия системы УВД со службами обеспечения полетов представлена на рис. 2.
Рис. 1. Схема взаимодействия служб авиатранспортной системы
Рис. 2. Взаимодействие системы УВД в условиях реструктуризации
Служба УВД - одна из основных служб авиапредприятия, от которой во многом зависит обеспечение главных качеств функционирования системы УВД: безопасности, регулярности и экономичности. В организации функционирования авиатранспортной системы необходимо учесть значение деятельности службы УВД, как структурного звена системы. Служба УВД по выполняемым функциональным задачам в авиатранспортной системе является централизованным звеном. Для этого любые вопросы совершенствования организации взаимодействия служб связаны с поиском оптимальных методов организации деятельности службы УВД.
Особое место в организации функционирования системы УВД, а также в совершенствовании деятельности авиатранспортной системы занимает квалификация персонала. Высокие темпы развития авиационной техники предъявляют повышенные требования к авиационному персоналу. К авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения. Лица из числа авиационного персонала гражданской авиации допускаются к деятельности при наличии сертификата (свидетельства) [2]. К выполнению функциональных обязанностей диспетчера УВД не допускаются лица, не имеющие при себе действующего свидетельства. Диспетчеры УВД осуществляют деятельность по обслуживанию воздушного движения в пределах квалификационных отметок и отметок о допуске к работе на конкретном диспетчерском пункте (секторе) обслуживания воздушного движения, внесенных в установленном порядке в свидетельство диспетчера УВД, а также установленного срока его действия и при наличии действующего медицинского заключения о признании годным к работе диспетчером УВД, кроме случаев, когда сфера деятельности диспетчера УВД ограничена выполнением функциональных обязанностей, не требующих медицинского заключения о признании годным к работе диспетчером УВД.
В целях поддержания надлежащего уровня знаний для обеспечения безопасности полетов при обслуживании воздушного движения, диспетчеры УВД должны пройти курсы повышения квалификации по специальности один раз в три года [3]. Диспетчер УВД должен иметь навыки действовать не только в штатных ситуациях, а также в оговоренных особых случаях, но и в непредвиденной обстановке. Диспетчер УВД в условиях неопределенности, должен уметь адекватно оценивать ситуацию и оперативно принимать решение.
В связи с выходом Приказа №128 от 31.07.2009 г. «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации (ФАП-128)»», в некоторых аэропортах созданы диспетчерские пункты управления движением воздушных судов на перроне [4]. При наличии специализированного подразделения аэропортового комплекса по управлению движением на перроне аэропорта, функции по управле-
нию движением воздушного судна на перроне могут осуществляться указанным подразделением.
Функции по управлению движением воздушного судна на площади маневрирования аэродрома осуществляются органом обслуживания воздушного движения (ОВД). На основании указанных правил (ФАП-128) в редакции Приказа Минтранса РФ №263 от 22.11.2010 г.:
- перрон - определенная площадь аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки (высадки) пассажиров, погрузки (выгрузки) грузов и почты, заправки, стоянки и технического обслуживания;
- площадь маневрирования - часть аэродрома, исключая перрон (стоянку), предназначенная для взлета, посадки и руления воздушных судов.
На площади маневрирования осуществляются следующие виды движения:
- при взлете - движение на взлетно-посадочной полосе (ВПП) с ускорением (разбег);
- при посадке - движение на ВПП с торможением;
- движение на рулежных дорожках при выруливании для взлета и после посадки и освобождения ВПП для дальнейшего движения на место стоянки (руление).
Руление — термин, касающийся движения воздушного судна по земле, означает перемещение воздушного судна под действием тяги собственных двигателей. Кроме того, движение воздушного судна осуществляется на перроне и на площади маневрирования путем буксировки. Буксировка воздушного судна - перемещение (ВС) по поверхности под давлением внешнего источника (тягача).
Обслуживание воздушного движения - система согласованных действий по обеспечению полётов летательных аппаратов, целью которой являются предотвращение столкновений между ними (а при движении по площади аэродрома, кроме того, - с препятствиями на этой площади), поддержание порядка и ускорение движения в потоке летательного аппарата, обеспечение экипажей информацией, необходимой для выполнения полёта, а также извещение органов поисково-спасательного обеспечения о летательных аппаратах, терпящих бедствие.
Исходя из требований ФАП-128, движение на перроне может осуществляться только путем буксировки. Движение воздушного судна на тяге собственных двигателей (руление) на перроне исключено. Таким образом, организация движения воздушных судов на перроне на тяге собственных двигателей противоречит воздушному законодательству (ФАП-128).
Обслуживание воздушного движения производится органом ОВД в определенной зоне ответственности с определенными рубежами приема (передачи) управления. Согласно ФАП-128, рубеж передачи, установленный на маршруте руления или на траектории полета воздушного судна, на котором обслуживание движения воздушного судна передается от одного органа другому. Для каждого диспетчерского органа обслуживания устанавливаются границы зон ответственности с учетом технических возможностей, используемых органом обслуживания воздушным движением (ОВД), средств радиотехнического обеспечения полетов. Обслуживание воздушного движения воздушных судов, выполняющих полеты в конкретной части воздушного пространства, а также движение воздушных судов на площади маневрирования аэродрома осуществляется только одним органом ОВД [5]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что орган обслуживания воздушного движения должен иметь рубеж приема (передачи) управления воздушного движения только с другим органом ОВД. Следовательно, орган управления воздушным движением на перроне, имеющий рубежи приема-передачи управления движения с органом ОВД, является органом обслуживания воздушным движением, а перрон, в таком случае, частью площади маневрирования.
Другая проблема - это проблема профессиональной подготовки персонала, осуществляющего обслуживание воздушного движения (руление) на перроне. Отсутствие квалификационных требований по сертификации, персонал по рулению ВС на перроне не проходит повышение квалификации, не проходит процедуру продления срока действия свидетельства (свидетельства диспетчера УВД или иного свидетельства). На персонал, осуществляющий руление
воздушных судов на перроне, требование Приказа №216 Минтранса РФ от 26.11.2009 г. «Федеральные авиационные правила. Требования к диспетчерам УВД и парашютистам-инструкторам», не распространяется. Таким образом, диспетчерский состав, осуществляющий обслуживание движения воздушных судов (ВС) (руление) на перроне, выведен за штат авиационного персонала, диспетчерский пункт управления воздушным движением воздушных судов («Руление») выведен из службы движения и превратился в службу обеспечения полетов «Перрон». Тем не менее, ребуется более детальная оценка организации деятельности руления на перронах аэродрома, выявление и устранение несоответствий в документах, регулирующих деятельность по рулению на перронах, и для этого необходимо проведение дополнительных исследований в данной области.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаглоев Э.П., Юркин Ю.А. Задачи диспетчера по использованию воздушного пространства в авиакомпаниях Российской Федерации.
2. Воздушный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 06.12.2011 года).
3. ФАП. Требования к диспетчерам УВД и парашютистам-инструкторам: Приказ Минтранса РФ № 216 от 26.11.2009 г.
4. Никулин А.О. Особенности организации руления воздушных судов на перронах и площади маневрирования международного аэропорта «Шереметьево» // Научный Вестник МГТУ ГА. - 2010. - № 159(9).
5. ФАП. Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации: Приказ Минтранса РФ № 128 от 31.07.2009 г.
THE PROBLEM OF THE FUNCTIONING OF THE AIR TRAFFIC CONTROL SYSTEM
Gagloev E.P.
The problems of the functioning of the system of air traffic control are considered in this article. The definition of ATC system is also given here. The author points to shortcomings in the organization of air traffic services on the maneuvering area of the airport, special attention is paid to the personnel of air traffic services and borders of transfer of control.
Key words: airport, movement of aircraft, aerodrome, air traffic control.
Сведения об авторе
Гаглоев Эмзар Пореевич, 1965 г.р., окончил Академию ГА (1991), соискатель кафедры УВД МГТУ ГА, автор 9 научных работ, область научных интересов - организация взаимодействия служб УВД со службами обеспечения полетов.