Научная статья на тему 'Проблемы формирования толерантности у учащихся общих средних учебных заведений Республики Узбекистан'

Проблемы формирования толерантности у учащихся общих средних учебных заведений Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования толерантности у учащихся общих средних учебных заведений Республики Узбекистан»

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ОБЩИХ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН З.Р. Кадырова А. Д. Шарипов

Необходимость постановки проблемы формирования толерантного сознания у учащейся молодежи исходит не только из её актуализации в масштабах регионов и отдельных стран, но и её глобализации. Это нашло своё отражение в принятой в 1995 г. на 28 сессии ЮНЕСКО «Декларации принципов толерантности», призывающей страны-члены ООН на государственном уровне осуществлять меры по формированию толерантного сознания и поведения.

В формировании толерантности основополагающую роль призвано играть общее среднее образование как важный этап непрерывного образования. С сожалением, следует отметить, что до сих пор, насколько нам известно, отсутствуют специальные учебные пособия по формированию толерантного сознания у учащейся молодежи на стадии общего среднего образования, которые были бы подготовлены совместными усилиями специалистов разных стран, в частности стран СНГ. В России разработана определенная концепция решения этой проблемы в контексте высшего образования (Черепанова Е. С. «Толерантность в высшей школе»). Полагаем, что настало время самым серьёзным образом совместными усилиями разработать такие учебные пособия и для общей средней школы.

В целом, толерантность рассматривается как ценность и социальная норма гражданского общества, которая, находит своё концентрированное выражение в формировании толерантного сознания членов этого общества. Актуальной и насущной представляется задача в полной мере задействовать систему непрерывного образования в решении задач формирования установок толерантного поведения у подрастающих поколений. Составной частью содержания процесса непрерывного образования является воспитание у учащихся учреждений общего среднего образования основ духовности и нравственности. В соответствии с этим, на наш взгляд, на этом этапе непрерывного образования следует ставить и решать задачу формирования основ толерантного сознания у учащейся молодёжи общеобразовательных школ. Хотелось бы отметить некоторые особенности формирования основ толерантного сознания на данном этапе.

469

Одной из таких особенностей является соответствующее эффективное усвоение многовековых традиций толерантности разных народов, в том числе народов стран Центральной Азии и в частности - Узбекистана, которые нашли своё концентрированное и концептуальное выражение в богатейшем общественно-философском наследии народов этих стран.

Общественно-философское наследие мыслителей наших народов имеет особое значение с точки зрения поставленной проблемы, поскольку оно связано с их стремлением раскрыть подлинную сущность исламской религии, её роль в развитии толерантных традиций, и в этом контексте, её место среди других религий и религиозных верований. Выдающиеся мыслители прошлого стремились доказать, что ислам, будучи направлен на духовно-нравственное совершенствование человека, не противостоял столь радикально другим религиям, как это пытались доказать исламские фундаменталисты и экстремисты. В частности, Фараби выдвигает следующее концептуальное обоснование общечеловеческих и национальных особенностей религии, в том числе ислама: «Одна группа или один народ может представить вещи в подражательных образах иными, чем другая группа или другой народ. Вот почему различные добродетельные народы могут иметь различные религии, хотя все они верят в одно и то же счастье». В этом плане ещё более повышаются возможности религии, в том числе ислама, выполнить функцию одного из стабилизирующих и гармонизирующих факторов в ходе формирования толерантного гражданского общества. Фараби видит сущность религии в «достижении счастья для всех людей».

Беруни, как и Фараби, отводил религии важное место в духовном формировании личности, её толерантности: «.. .религия обязывает к справедливости, равенству, пресечению несправедливости желательным для самого себя, а также к оказанию помощи притесняемому». В данном случае Беруни уже указывает на конкретно-содержательные проявления духовного мира человека в контексте толерантности. Многие мыслители прошлого исходили из идеи о праве народов, отдельных личностей избирать для себя религию, исходя из особенностей и обстоятельств жизни.

Само понимание великими мыслителями сущности общественной жизни противостоит идее насилия и тесно связано с утверждением необходимости духовного совершенства человека, его активной жизненной позиции в контексте толерантности. Беруни выступал против национальной и религиозной ограниченности, розни, которые мешают установлению мирных взаимоотношений между народами, социальными

470

группами, отдельными людьми. Он осуждал тех, кто считал, что «земля - это их земля, люди - представители только их народа, цари - только их правители, религия - только их вера, наука - только та, что у них имеется». Подобные убеждения он называл глупостью. Здесь слова Беруни по существу противостоят ряду идейно-духовных установок современного международного терроризма, в том числе религиозного, претендующего на свою исключительность, на некое преимущественное право перед другими народами или отдельными людьми.

Толерантность, открытость народов нашего региона, в том числе узбекского, убедительно подтверждается на примере многообразной деятельности Академии Маъмуна в Хорезме, которая оставила яркий след в истории мировой науки, культуры, в частности, мусульманской. Толерантная сущность деятельности Академии Маъмуна в Хорезме, 1000-летие которой по инициативе Президента И. Каримова было отпраздновано в 2006 г. в международном масштабе, нашла свое выражение в религиозной, научной, духовно-культурной толерантности.

Алишер Навои - один из выдающихся представителей общественнофилософской мысли - в своих произведениях большое внимание уделял проблемам формирования толерантности. В основе его интерпретации этих проблем лежало положение: «Если ты человек, не считай человеком того, кто не заботится о благе народа». Его воззрения на толерантность нашли свое воплощение в идее любви общечеловеческой, общерелигиозной и даже космической масштабности.

В целом, взгляды на толерантность многих мыслителей прошлого нашли свое обобщающее выражение в следующем замечательном высказывании Фараби: «Город, в котором объединение людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье, делается добродетельным городом, а общество, где люди помогают друг другу в целях достижения счастья, есть добродетельное общество. Народ, все города которого помогают друг другу в целях достижения счастья, есть добродетельный народ. Таким же образом вся земля станет добродетельной, если народы будут помог ать друг другу для достижения счастья».

Для формирования толерантности у учащейся молодежи важна позиция учительского корпуса. Принцип толерантности должен творчески применяться во взаимоотношениях преподавателя и учащегося, что особенно важно на данном этапе образовательного процесса. Творческое использование принципа толерантности в процессе обучения становится залогом эффективности образования. Толерантность предусматривает предотвращение конфликтов на начальной стадии их развития, либо

471

сведения к минимуму причины их порождающие, путём установления диалога. Принцип диалога, неразрывно связанный с принципом толерантности, является не только средством обучения, но и его целью.

Процесса формирования толерантности у учащихся опирается на следующие положения: (а) разработка программы формирования основ толерантного сознания у учащихся общеобразовательных школ в соответствии с особенностями форм и методов учебно-воспитательного процесса (при этом исходить из необходимости гармонизации общечеловеческих, национальных и региональных ценностей); (6) учёт возрастных особенностей учащихся; (в) всемерное использование в соответствующих формах богатого потенциала общественно-философского наследия разных народов по проблемам толерантности; (г) широко освещать позитивный опыт разных стран, в том числе стран СНГ по реализации толерантности в её различных проявлениях; (д) разработать специальные педагогические технологии формирования толерантности у учащейся молодежи общеобразовательных школ; (е) предусмотреть повышение правовой грамотности, связанной с формированием толерантности учащейся молодежи с учётом их возрастных особенностей.

472

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.