УДК 311.313:303.2
Т А. Бурцева ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД ЕЕ АКТИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ1
Аннотация. Проведено статистическое исследование рынка труда Калужской области в период реализации ее промышленной политики. Осуществлены актуализация и статистический анализ проблем формирования иразвитиярегионального рынка труда Калужской области. Оценено влияние новой промышленной политики Калужской области на развитие ее рынка труда. Разработаны модели прогноза численности занятых и числа вакантных рабочих мест в экономике Калужской области. Обоснована необходимость и возможность использования предлагаемых моделей для оценки прогнозной ситуации на рынке труда Калужской области.
Ключевые слова: региональный рынок труда, статистическое исследование, промышленная политикарегиона.
Ta^ana Burtceva PROBLEMS OF LABOR MARKET FORMING IN
KALUGA REGION IN THE PERIOD OF ITS ACTIVE INDUSTRIAL POLICY
Annotation. A statistical study of the labor market of the Kaluga region during realization of its industrial policy was conducted. The updating and the statistical analysis of the problems of formation and development of the regional labor market in Kaluga region are carried out. The influence of the new industrial policy of Kaluga region on the development of its labor market is estimated. The forecasting models of the number of occupied and vacant workplaces in the economy of Kaluga region are developed. The need and possibility of using the proposed models for an assessment of an expected situation in the labor market of Kaluga region are proved. Keywords: regional labor market, statistical research, industrial policy in the region.
Одной из основных задач управления отечественной экономикой в современных условиях является достижение стабильного экономического роста. В экономике регионов России наблюдается замедление его темпов, на 1,5 % сократился прирост совокупного регионального продукта за 2010-2012 гг. [5], прогноз роста валового внутреннего продукта (ВВП) России по данным Всемирного банка на 2014 г. составит 0,5 % [12]. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило прогноз роста российской экономики на 2014 г. с 1 % до 0,3 % [7]. Международный валютный фонд скорректировал прогноз роста ВВП России с 1,3 % до 0,2 % [8]. Центральный банк России прогнозирует рост ВВП - 0,4 % [9].
В России есть регионы, повысившие свою инвестиционную привлекательность, реализуя активную инвестиционную политику, что в результате положительно сказалось на показателях их экономического роста. В настоящее время Калужская область является регионом-лидером по росту объ-емов промышленного производства. По результатам 2013 г. среди регионов России область занимает ведущие позиции:
- 1-е место по ЦФО и России по объему отгруженной продукции обрабатывающих производств на душу населения;
- 1-е место по ЦФО по индексу промышленного производства;
- 1-е место в ЦФО по объему производства промышленной продукции на душу населения;
© Бурцева Т.А., 2014
1 Исследования проведены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Калужской области (проект № 14-12-40002а(р) «Проблемы формирования и развития регионального рынка труда в период реализации новой промышленной политики региона (на примере Калужской области)».
- 1-е место по ЦФО по объему инвестиций в основной капитал на душу населения;
- 2-е место по ЦФО и 3-е место по России по общему объему прямых иностранных инвестиций на душу населения;
- 2-е место по ЦФО и 7-е место по России по темпам роста реальных денежных доходов населения;
- 3-е место по ЦФО по темпам роста среднедушевых доходов населения;
- 3-е место по ЦФО по величине начисленной заработной платы.
Данные результаты, по мнению правительства области, были достигнуты благодаря реализации промышленной политики, основанной на привлечении иностранных инвестиций, вкладываемых в строительство новых предприятий. По данным с официального сайта Агентства регионального развития Калужской области, в 10 индустриальных парках области создается 27 421 рабочее место в 96 предприятиях-резидентах индустриальных парков, инвестиционные вложения составят более 162 млрд руб. [3]. По данным Правительства Калужской области, «экономический рост способствовал достижению максимально низкого за последние годы уровня регистрируемой безработицы. Сейчас он находится в пределах - 0,6-0,7 %» [4]. По данным Министерства труда, занятости и кадровой политики области рост численности трудовых ресурсов области составляет 0,7 % в год, а численности занятых в экономике - 1 % в год за 2010-2012 гг. Это в три раза превышает аналогичный среднероссийский показатель и в два раза показатель по ЦФО. Таким образом, проводимая промышленная политика оказывает положительное влияние на формирование и развитие рынка труда области.
Однако более детальный анализ показателей рынка труда области, проведенный на основе информации Росстата, показывает, что уровень общей безработицы составил в 2012 г. 4,3 %, что ниже ее уровня по России (5,5 %), но выше, чем по ЦФО (3,1 %). Рост уровня реальной заработной платы в 2013 г. составил 0,9 %, что ниже, чем по России (4,3 %) и по ЦФО (4,3 %) [5]. Таким образом, актуально проведение исследования процессов, происходящих на рынке труда инвестиционно привлекательного региона, и поиска путей решения выявленных проблем его развития.
Первой выявленной проблемой является рост дисбаланса спроса и предложения на рынке труда области, который подтверждается ростом коэффициента соотношения между показателями спроса и предложения более чем в два раза за 2010-2013 гг. с 1,4 раза до 3 раз.
Анализ динамики структуры трудовых ресурсов за 2007-2012 гг. показал, что происходит замещение трудоспособного населения трудовыми иностранными мигрантами (рост их доли в численности трудовых ресурсов области с 2 % до 5 %) и работающими пенсионерами (рост их доли с 8 % до 9 %). Из 489,6 тыс. чел., занятых в экономике области, 34 тыс. чел. официальные трудовые иностранные мигранты (7 %) [5]. Количество легальных мигрантов в Калужской области превысило 7 % от числа всех занятых жителей, что в 1,4 раза превышает норматив Международной организации труда и свидетельствует о росте уровнейрисков, связанных с социальной напряженностью врегионе. По числу трудовых иностранных мигрантов регион стал третьим в ЦФО после г. Москвы и Московской области.
По оценкам автора, значение коэффициента фондов интегрального балла социально-экономического развития муниципальных районов области (показателя, используемого для измерения уровня дифференциации объектов по изучаемому признаку) составляло 22 раза в 2006 г. и 14 раз в 2010 г. Это свидетельствует об улучшении ситуации в социально-экономическом развитии области, снижении различий между муниципальными районами по их социально-экономическому развитию [1, с. 328]. Однако значение коэффициента фондов по показателю уровня занятости населения в муниципальных районах области за исследуемый период выросло с 2,1 раза до 2,3 раза, а в 2013 г. оно составляет уже 2,9 раза. Различие по уровню средней заработной платы более чем в два раза на начало 2014 г. Таким образом, дифференциация локальных рынков труда, обусловленная диспропорция-
ми в экономическом развитии «северных» и «южных» территорий Калужской области, также становится проблемой развития рынка труда Калужской области.
По данным Министерства труда, занятости и кадровой политики области, приведенным на его официальном сайте, за период с января по октябрь 2014 г. по сравнению с январем-октябрем 2013 г. на 2,6 % сократилась численность граждан, обратившихся за предоставлением государственных услуг. Численность трудоустроенных граждан снизилась на 12,7 %, численность граждан, направленных на профессиональное обучение, сократилась на 19,2 %. Однако увеличилась на 6,2 % численность ищущих работу граждан, стоящих на учете, на 29,4 % выросло количество свободных рабочих мест и вакантных должностей. Таким образом, в области наблюдается недостаточная балансировка институтов, регулирующих проблемы занятости и безработицы в регионе, на реальные нужды региона.
По данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, которые проводятся Росстатом, численность работников, выезжающих на работу в другие регионы из Калужской области, выросла за 2006-2012 гг. на 36 % и составляет более 5 % от численности занятого населения области, что выше среднероссийского показателя (3 %) (18 место по России и 7 по ЦФО). 65 % из них трудоустраиваются в г. Москве и 30 % - в Московской области [2]. Сальдо трудовой миграции в области по последним данным отрицательное (-27 тыс. чел.), а по ЦФО - положительное (357,3 тыс. чел.). Ситуация с трудовой миграцией лучше в таких регионах ЦФО, как Костромская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Ярославская области и г. Москва.
Анализ изменения показателей реальной заработной платы за период реализации новой промышленной политики области показал, что рост реальной заработной платы составил 57 % (62 % для Московской области, 71 % для г. Москвы), т.е. 6,9 % в год (7,2 % для Московской области, 7,9 % для г. Москвы), а за 2000-2006 гг. 16 % в год (17 % для Московской области, 16 % для г. Москвы) [5]. По данным интернет-опроса выпускников высших учебных заведений Калужской области, проведенного автором в текущем году в социальных сетях, 57 % выпускников собираются работать в г. Москве, 41 % - в Калужской области. В рейтинге агентства «Эксперт РА» по созданию высокопроизводительных рабочих мест в регионах России Калужская область занимает 37 место в 2012 г. и 34 в 2011 г. По мнению его экспертов, «в регионе уже не создается много новых рабочих мест (по этому показателю область в 2012 г. заняла только 56-е место (около 16 тыс. рабочих мест), в 2011 г. - 51-е). Данные, наблюдаемые через СМИ и отраслевые мониторинга, показывают, что значительная часть инвестиционных проектов калужского автокластера прошла стадию бурного расширения, предприятия начали выходить на режим плановой работы, что не требует постоянного увеличения штата» [10]. Кроме того, «современные (в особенности сборочные) производства не создают много рабочих мест». Таким образом, рынок труда областиуступает свои позиции по привлекательности для ее жителей рынкам труда г. Москвы и Московской области, несмотря на создание новых рабочих мест [10].
Развитие на территории региона новых предприятий и модернизация производственных мощностей уже существующих предприятий обостряют дефицит рабочих кадров - в настоящее время доля вакансий для рабочих составляет более 75 % в общей потребности в рабочей силе. Рынок образовательных услуг оказался не готов оперативно реагировать на изменение спроса, что не позволило быстро решить проблему дефицита квалифицированных рабочих кадров в области. Доля численности выпускников учреждений начального профессионального образования имеет тенденцию к снижению, в то время как спрос на них неуклонно растет. В 2013 г. численность выпускников среднего профессионального образования практически равнялась заявленной потребности. Несмотря на то, что спрос на специалистов с высшим профессиональным образованием падает, в области в 2013 г. наблюдается лишь частичное удовлетворение потребности в данных специалистах - всего лишь на 55 %. Все это
подтверждает необходимость совершенствования системы планирования потребности в рабочей силе в регионе.
Для решения выявленных проблем «в регионе уже сегодня ведется активная работа по развитию целевой подготовки кадров, лицензируются востребованные профессии и специальности, реализуется программа модернизации образования» [6, с. 277]. В области создан и эффективно функционирует центр по подготовке и переподготовке кадров для автомобильной промышленности области, его основной целью является подготовка специалистов для ведущих предприятий автомобильной промышленности Калужской области, за четыре года выпущено 11 тыс. выпускников, обучающихся по дуальной системе обучения.
В целях регулирования объемов и профилей подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в системе профессионального образования, привлечения дополнительных трудовых ресурсов с 2010 г. в области формируется прогноз потребности в трудовых ресурсах на среднесрочную перспективу (пять лет) с учетом планов развития экономики региона и ситуации на рынке труда. Участие в прогнозе потребности в кадрах приняли 1100 организаций, расположенных на территории Калужской области. По его данным, заявленная прогнозная потребность в кадрах на ближайшие пять лет составит 60,3 тыс. работников, из которых 32,7 тыс. (54,2 %) - рабочие, 18,6 тыс. из которых -квалифицированные, 14,6 тыс. (24,2 %) - специалисты со средним профессиональным образованием, 13 тыс. (21,6 %) - специалисты с высшим профессиональным образованием. На замену выбывающих работников потребуется 47,9 тыс. чел. (79,4 %), на вновь создаваемые рабочие места - 12,4 тыс. чел. (20,6 %). В долевом соотношении потребность в рабочих будет стабильно расти - с 50,8 % в 2014 г. до 55,6 % в 2018 г., доля специалистов с высшим образованием сократится с 23,8 % до 21,1 %. В общем объеме потребности 23,8 % приходится на 2014 г., 19,9 % - на 2015 г., 19,3 % - на 2016 г., по 18,5 % - на 2017 и 2018 гг. соответственно.
Основными проблемами существующего механизма реализации прогноза потребности в рабочей силе в Калужской области являются низкая оперативность сбора информации и неполнота собранных сведений, так как предоставление работодателями информации носит рекомендательный характер. Для оптимизации работы по формированию прогноза потребности в кадрах на среднесрочную перспективу предлагаются следующие нормы.
1. Предоставить возможность самим работодателям в он-лайн режиме на подпортале Министерства труда, занятости и кадровой политики области вносить данные, что позволит ускорить процесс формирования прогноза и повысит его актуальность.
2. Разработать дополнительные формы отчетности, по которым представляются прогнозные данные, позволяющие предоставлять информацию в соответствии с общероссийским классификатором специальностей, что позволит формировать прогноз потребности в рабочей силе и в разрезе ук-рупненных групп специальностей и направлений подготовки. Сопоставление этих сведений с данными по выпуску учебных заведений профессионального образования позволит определять наличие или отсутствие баланса потребности региональной экономики в выпускниках учебных учреждений.
3. Реализовывать прогнозирование потребности в рабочей силе не только на основе нормативного прогноза, но и поискового прогноза с целью повышения его эффективности. Для реализации поискового прогноза необходима разработка инструментария прогнозирования на основе сущест-вующих статистических индикаторов, собираемых Федеральной службой государственной статистики России, поэтому предлагаются модели, позволяющие осуществлять прогноз числа вакантных рабочих мест в экономике Калужской области (модель 1) и численности занятых работников в экономике Калужской области (модель 2).
Модель 1. Эконометрическая модель в виде уравнения регрессии зависимости числа вакантных рабочих мест (У) от уровня общей безработицы (X) на рынке труда Калужской области: У=
1/(0,00025Х). Показатели надежности модели: Я2= 0,97, 1=20, Б=438, тест Спирмена (р=-0,38) не выявил гетероскедастичность остатков модели, а также 1,36<DW=1,46<2,64, что говорит об отсутствии автокорреляции остатков модели.
Таким образом, модель может считаться надежной (95 %) на уровне значимости 5 %. Прогнозирование на основе данной модели возможно, так как в качестве независимой переменной выбран индикатор, значения которого используются для мониторинга реализации государственной программы «Развитие рынка труда Калужской области», в которой есть прогнозные уровни до 2020 г. В результате определено прогнозное число вакантных рабочих мест в Калужской области в 2014-2020 гг.
Модель 2. Эконометрическая модель зависимости численности занятых в экономике Калужской области от численности занятых на ее локальных рынках труда:
У = 1496,350244 • 0,99945098 X! • 1,00153398X2 • 1,000493938X3 • 0,9994429171, (1)
где У - среднегодовая численность занятых в экономике по Калужской области; Х1 - среднегодовая численность занятых в экономике по г. Калуге; Х2 - среднегодовая численность занятых в экономике по г. Обнинску; Х3 - среднегодовая численность занятых в экономике по Боровскому муниципаль-ному району; 1 - период.
Показатели надежности модели: Я2= 0,8, Б-критерий = 9,26, что подтверждает надежность предлагаемой модели. Проверка остатков модели на наличие в них автокорреляции проводилась на основе коэффициента автокорреляции, она подтвердила ее отсутствие, что также позволило сделать вывод о надежности использования разработанной модели для прогнозирования численности занятых в экономике Калужской области.
Использование предлагаемых моделей позволит улучшить оперативность построения прогнозов численности занятых в экономике и числа вакантных мест в экономике Калужской области, что в целом положительно отразится на качестве документов стратегического планирования региона, в том числе на муниципальном уровне.
По данным министерства труда, занятости и кадровой политики Калужской области, в среднесрочной перспективе на территории Калужской области сохранится общая тенденция к сокращению доли населения трудоспособного возраста, усугубляющаяся стабильными отрицательными значениями показателя естественного прироста (в среднегодовом исчислении - 6,4 тыс. чел.). Среднегодовая численность населения в трудоспособном возрасте к 2020 г. при среднем варианте прогноза не превысит 532 тыс. чел., что на 58 тыс. чел. меньше, чем в 2013 г. Дефицит трудовых ресурсов частично будет восполняться за счет внешней трудовой миграции. На фоне роста экономики и сокращения предложения местных трудовых ресурсов ожидается плавное снижение общей и регистрируемой безработицы. В период с 2014 по 2020 г. снижение общей численности безработных составит в среднем порядка 0,8 тыс. чел. ежегодно. Среднегодовой темп снижения численности граждан, официально признаваемых безработными, не превысит 0,2 тыс. чел. Разница в объемах снижения численности обусловлена ограниченной конкурентоспособностью граждан, получающих статус безработного. Уровень регистрируемой безработицы стабилизируется и не превысит 0,5 %, общей -3,5 %.
При этом по мере повышения качества предоставляемых услуг в области содействия занятости населения не произойдет существенного падения численности граждан, обращающихся в органы службы занятости в целях поиска работы, в результате чего динамика снижения численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, замедлится. Дифференциация локальных рынков труда по такому показателю, как уровень регистрируемой безработицы, будет ослабевать [11].
Таким образом, переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития требует комплекса преобразований, важнейшим из которых является развитие человеческого потенциала. Значительную роль в этом играет решение вопроса по приведению содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда. В этой связи необходимо создание эффективно функционирующей системы прогнозирования потребности региональной экономики в кадрах в территориальном и квалификационном разрезах, а также системы учета рабочих мест в организациях, функционирующих на территории региона.
Калужская область как регион-лидер в реализации инновационного механизма развития региональной экономики через трансфер технологий, становится регионом, создающим современные механизмы трансформации регионального рынка труда, необходимые для решения проблем его формирования в условиях реализации активной промышленной политики.
Библиографический список
1. Бурцева Т.А. Нормативная модель статистической оценки эффективности управления развитием муниципального района // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 8. - С. 324-329. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-8-2012/economics/burtseva.pdf (дата обращения: 20.05.14).
2. Данные выборочных обследований населения по проблемам занятости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/migrac/mtm_2012.htm (дата обращения: 20.05.2014).
3. Инвестиционный портал Калужской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.investkaluga.com/o-kaluzhskoy-oblasti/promyshlennost-regiona/investproekty (дата обращения: 20.05.2014).
4. Отчет губернатора Анатолия Артамонова об основных результатах деятельности Правительства Калужской области в 2013 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vest-news.ru/article.php?id=58358 (дата обращения: 20.05.2014).
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/# (дата обращения: 10.10.2014).
6. Подковинская И. А. Практика прогнозирования потребности в трудовых ресурсах в Калужской области // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2011. - С. 272-277.
7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/366164 (дата обращения: 10.10.2014).
8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://argumenti.ru/economics/2014/07/354567 (дата обращения: 10.10.2014).
9. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=7093795 (дата обращения: 10.10.2014).
10. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.raexpert.ru/researches/regions/regions_work2013/ (дата обращения: 10.10.2014).
11. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.admoblkaluga.ru/sub/trud/analitika (дата обращения: 13.11.2014).
12. WB Lowers Projections for Global Economic Outlook, Urges Developing Countries to Double Down on Domestic Reforms [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.worldbank.org/en/news/press-release/2014/06/10/wb-lowers-projections-global-economic-outlook-developing-countries-domestic-reforms (да-таобращения: 10.06.2014).