ПРОБЛЕМы ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ
ВыПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАзОВАНИЯ
Ж.В. Драгунова,
заместитель директора ГБОУ НПО МО Профессиональное училище № 9 по воспитательной работе;
Д.Г. Крайнюченко,
научный сотрудник Отдела маркетинга профессионального образования Центра развития профессионального образования ГБОУ ВПО МО Академии социального управления;
В.Д. Потапов,
директор ГБОУ НПО МО Профессиональное училище № 9;
М.Ф. Фридман,
кандидат педагогических наук, начальник Центра развития профессионального образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена проблеме избыточной социализации и последующей ресоциализации и ее преодолению путем учреждения региональной системы образовательных бизнес-инкубаторов.
Ключевые слова: социализация, чрезмерная социализация, ресоциализация, региональный бизнес-инкубатор, организационная социализация, трудоустройство
FORMATION PROBLEMS OF REGIONAL MODEL OF SOCIO-LABOR ADAPTATION OF GRADUATES OF ESTABLISHMENTS OF PROFESSIONAL EDUCATION
J.V. Dragunova,
the deputy director of GBOUNPO MO Professionalnoye school No. 9 on educational work
D.G. Kraynyuchenko,
research associate of Department of marketing of professional education of the Center of development ofprofessional education of GBOU VPO MO of Academy of social management
V.D. Potapov,
director of GBOU NPO MO Professionalnoye school No. 9
M.F. Friedman,
candidate ofpedagogical sciences, chief of the Center of development ofprofessional education of GBOU VPO MO «Academy of social management»
Annotation. Article is devoted to a problem of superfluous socialization and the subsequent resotsializatsiya and its overcoming by establishment of regional system of educational business incubators. Article is intended as for experts in the field of pedagogics, and for laymen.
Keywords: socialization, excessive socialization, resotsializatsiya, regional business incubator, organizational socialization, employment
№ 10 I 2012
Вестник Московского университета МВД России
261
Социальные изменения, происходящие в России в последние годы, затронули все сферы жизни. С одной стороны, они являются результатом целенаправленных реформ, проводимых в нашей стране, с другой стороны, трансформация социальных структур выступает следствием естественного процесса становления новых форм социальных отношений. Реформированию подверглось большинство социальных институтов: здравоохранение, армия, государственная служба и др. Существенные изменения произошли и в системе образования.
Оказавшись в новых социально-экономических и политических условиях, выпускники образовательных учреждений столкнулись с массой проблем. Проблема трудоустройства всегда являлась актуальной проблемой молодого специалиста вне плановой экономики. Наличие диплома вроде бы и позволяет молодому специалисту приступить к профессиональной деятельности, успешное выполнение которой зависит не только от приобретенных в образовательном учреждении знаний, но и практических навыков.
В то же время существуют экономические и политические кризисы, кризисы перепроизводства, невостребованность отдельных групп профессий и специальностей, слишком разборчивые работодатели и прочее, что может вытолкнуть молодого специалиста с его индивидуальной траектории профессионального роста в другие сферы, где чаще всего он будет являться статистом, а не творцом, если вовремя и качественно не сменит профессиональную ориентированность.
Знания, интеллект, культура, образованность, практические способности и компетентность — показатели профессионального и, в первую очередь, карьерного развития личности молодого специалиста. Современное общество испытывает потребность в конкурентоспособных специалистах, востребованных на рынке труда и успевающих за его динамичным развитием.
Профессиональная успешность будущего специалиста зависит не только от его способностей, личностных качеств, мотиваций и ценностей, но и от их соответствия выбранной специальности, от сформированной уже в вузе способности выстраивать стратегии и тактики гибкой ориентации в профессиональной среде. В условиях высокой динамики рабочей среды человек становится субъектом карьеры, который сам и только сам определяет вектор профессионального и должностного развития.
Как показывает практика, подавляющее большинство специалистов развиваются по четырём направлениям (с разной долей успешности):
— как исследователи (те, которые больше всего тяготеют к научным и методическим разработкам),
— как предприниматели (те, которые нацелены на собственный бизнес),
— как руководители (те, которые чувствуют в себе силы и стремления управлять производственными процессами),
— как рационализаторы (те, которые активно внедряют инновационные технологии, основанные на собственных наблюдениях и опытно- экспериментальной деятельности).
Исходя из этого, требуется, очевидно, закрепить законодательно процесс государственной поддержки молодых исследователей, предпринимателей, менеджеров (руководителей) и рационализаторов таким образом, чтобы карьерная траектория личности была бы логичным продолжением ее образовательной траектории.
Как факт, перед образовательными учреждениями стоит много задач и проблем, но как показала практика, неожиданно возникла проблема чрезмерной социализации. Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Логическое следствие чрезмерной социализации — возникает задача постоянной ресоциализации — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых.
В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. Вследствие частой пары «социа-лизация-ресоциализация» у многих молодых специалистов наблюдаются депрессии, угнетенные состояния, расстройства психики. Создание системы региональных образовательных бизнес-инкубаторов должно полностью снять проблему образовательной ресоциалицации и зачастую шоковой организационной социализации.
Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимые для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих колле г.
Известно, что социализация в образовательных учреждениях, в значительной степени, вытеснила профессиональную подготовку в ходе реализации программ профессионального образования. Указанный тезис убедительно иллюстрирует гистограмма, отражающая результаты опроса работодателей, выполненного статистическим подразделением ведущего кадрового агентства страны1.
Исходя из предлагаемой гистограммы, следует заключить, что единственное, чем довольны работодатели, является коммуникативная компетентность выпускников, которая большей частью формируется в подростковом возрасте в школе, а не в учреждении профессионального образования, где она получает дополнительное развитие, обусловленное адаптацией к принципиально иным образовательной и производственной социокультурным средам.
262
Вестник Московского университета МВД России
№ 10 / 2012
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Рис.1. Изучение удовлетворённости работодателей отдельными профессионально значимыми качествами молодых специалистов
Причинами сложившейся ситуации можно считать и низкое качество профессионального образования, и отсутствие мер по социально-трудовой адаптации молодых специалистов, и недостаточное внимание к их интеграции в производство (стажировкам).
Вероятно, решение указанной проблемы возможно посредством программно-целевого регионального подхода через создание системы региональных образовательных бизнес-инкубаторов, со множеством региональных стажировочных площадок, страховок региональных предпринимательско-управленческих рисков и т.п.
В настоящее время по российскому законодательству бизнес-инкубатор — это организация, решающая задачи поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей. Следует продолжить законодательную инициативу по организации региональных образовательных бизнес-инкубаторов и перейти к идее сплочения образования и бизнеса и при двухсторонней одновременной поддержке проектов как со стороны бизнеса, так и со стороны государства.
Создание системы региональных образовательных бизнес-инкубаторов будет способствовать скорейшей реализации комплекса мер по повышению собственной мотивации молодых специалистов к профессиональному росту и самосовершенствованию в каждом отдельно взятом регионе.
Такой подход должен вдохнуть новую жизненную энергию в угасающие образовательные учреждения, позволит им теснее сплотиться в единый региональный образовательный организм, отвечающий всем требованиям современности и ближайшего будущего, поднимет в разы образовательный и науч-
но-производственный как потенциал, так и престиж региона, возможно произойдет еще большая специализация регионов по своим основным профилям.
В результате принятия данного подхода в жизнь, грамотного его законодательного и исполнительно -го воплощения, ожидается привлечение молодых специалистов к работе в науке и на производстве, развитие молодёжного предпринимательства, кадровое обновление управленческого корпуса за счёт перспективной молодёжи. Оценка эффективности внедряемого законопроекта будет проводиться в рамках мониторинга по показателям, среди которых: рост численности защищающихся аспирантов, количество внедрённых инноваций в производственную практику, доля молодых руководителей на предприятиях и в организациях региона, процент субъектов молодёжного предпринимательства и др.
Список литературы Мигачева М.В. Сущность и особенности профессиональной социализации молодых специалистов в период трансформации. Вестник СамГУ. — 2007. — № 1
Топилина, Е.С. Особенности социализации молодого поколения в современной России. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. №3 — 140 с.
Тхостов А.Ш., Сурнов К. г. Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации: обратная сторона социализации. Психологический журнал.
— М.: Издательство Института Психологии, 2005.
— Т. 26. — № 6 (ноябрь-декабрь).
Модернизация социальной структуры российского общества. Отв. ред. Голенкова З. Т. — М.: Институт социологии РАН, 2008. — 287 с.
1 Данные приводятся по материалам исследований, опубликованных на сайте www.hh.ru
№ 10 / 2012
Вестник Московского университета МВД России
263