ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
ЕЛИСТРАТОВА Валентина Владимировна
Аннотация. В статье обосновывается организующая роль правовой системы Евразийского экономического союза в процессе конструирования эффективной интеграционной модели, рассматриваются отдельные аспекты ее становления. Делается вывод о том, что гибкая правовая политика Евразийского экономического союза обозначит четкие ориентиры позитивной правовой жизни общества в рамках новой межгосударственной структуры.
Annotation. The article grounds the organizing role of the legal system of the Eurasian Economic Union in the process of designing an effective integration model, and considers some aspects of its formation. It is concluded that flexible legal policy of the Eurasian Economic Union will indicate clear guidelines of positive legal life of society within the new interstate structure.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, евразийская интеграция, правовая система, правовая политика, судебная система, унификация, гармонизация, Европейский союз.
Keywords: the Eurasian Economic Union, Eurasian integration, legal system, legal policy, judicial system, unification, harmonization, the European Union.
В условиях глобализации и напряженной политической обстановки в мире отчетливо проявляется миссия нашей страны как естественного ядра объединяющих процессов. Евразийская доктрина позиционируется сегодня в качестве одного из принципов внешней политики современной России. Одним из направлений реализации этого принципа стал поиск оптимальных международно-правовых форм интеграционной политики России на постсоветском пространстве1.
Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС), который функционирует с 1 января 2015 г. в составе Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и к которому уже присоединились Армения и Киргизия, имеет историческое значение для будущего его государств-членов, а также стран, которые присоединятся в перспективе. Это межгосударственное объединение с достаточными потенциальными возможностями сможет на равных конкурировать и сотрудничать с остальными полюсами современного многополярного мира, что выводит наши страны на принципиально новый интеграционный уровень и пробуждает к жизни совершенно
1 См.: Скуратов Ю.И. Евразийская парадигма и некоторые проблемы интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств (СНГ) // Государство и право. 2015. № 2. С. 91.
иную геоэкономическую реальность XXI в.2 Неслучайно Г. Л. Мурадов охарактеризовал ЕАЭС как «цивилизационный ориентир»3.
На современном этапе особую научную и практическую значимость представляет разработка проблем формирования правовой системы ЕАЭС с целью создания механизма эффективного правового обеспечения деятельности новой наднациональной структуры на основе продуманной и обоснованной правовой политики с использованием правового опыта межгосударственных структур постсоветского пространства и Европейского союза. Поскольку правовая система выступает в качестве организующего начала правовой жизни общества, она играет ключевую роль и в интеграционных процессах. Если правовая жизнь ЕАЭС - уже объективная реальность, то его правовая система еще не сложилась, она находится в стадии формирования.
Именно научная категория «правовая система» способствует более масштабному исследованию всех правовых явлений в обществе через призму социальной ценности. Содержание, роль и место основных структурных элементов единой правовой системы ЕАЭС сле-
2 См.: Мансуров Т. А. ЕврАзЭС: от интеграционного сотрудничества к Евразийскому экономическому союзу // Международная жизнь. 2014. № 10. С. 33.
3 См.: Мурадов Г. Л. Кризис идентичности в Европе и на постсоветском пространстве: влияние на интеграционные процессы // Международная жизнь. 2014. № 1. С. 97.
16
Юридическая наука. 2016. № 2
дует рассматривать в их взаимосвязи, так как от устойчивости этих связей зависит целостность данной системы. Правовая система как комплексная категория, представляя совокупность юридических явлений и включая юридические средства, дает возможность «анализировать, оценивать всю правовую реальность в целостном виде, а не отдельные ее компонен-ты»4, к которым относятся, согласно наиболее распространенной точке зрения, объективное право, юридическая практика и господствующая правовая идеология5. Последняя как составляющая правовой системы находит выражение в праве и правовой культуре общества. В юридической науке имеет место и более широкое понимание правовой системы, в соответствии с которым к ее структурным элементам относят многие собственно правовые явления: всю совокупность правовых актов, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения, законность, ответственность, механизм правового регулирования, правосознание.
Современное состояние исследования проблем ЕАЭС характеризуется наличием работ по изучению только отдельных компонентов его правовой системы, что явно недостаточно для обеспечения положительной динамики интеграционных процессов. Системно-структурный подход к обозначенной проблематике призван обеспечить максимально глубокое понимание существующих в сфере евразийской интеграции реалий для оптимальной реализации ее целей и задач.
Без научного осмысления конкретных шагов по выстраиванию правовой системы ЕАЭС реализация его целей и задач, а также определение перспектив дальнейшего развития представляются невозможными. Правовая система «нацелена на упорядочение юридической жизни общества»6, обеспечивает ее относительную стабильность. Она придает правовой жизни
7
определенную структурную целостность , что
4 См.: Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004. С. 94.
5 См.: Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1995.
6 См.: Малько А.В. Правовая система и правовая жизнь: проблемы соотношения конкурирующих понятий // Правовая политика и правовая жизнь. 2014. № 2. С. 10.
7 См.: Шиянов В. А. Правовая система как организующее
начало правовой жизни общества // Политическая и правовая жизнь изменяющейся России : междунар. сб. науч. тр. / под ред.
Г.Н. Комковой, А.В. Малько. Вып. 1 : Проблемы качества и стратегии развития. Саратов, 2007. С. 76.
и обусловливает широкие потенциальные возможности в ходе дальнейшего развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС.
Формирование правовой системы ЕАЭС начинается с его правовой основы, поскольку правовые нормы являются ядром, системообразующим и цементирующим фактором правовой системы, так как выступают в качестве связующего звена для всех других ее компонентов. Таможенный союз, зона свободной торговли в рамках СНГ, единое экономическое пространство активно способствовали становлению реальной правовой основы для функционирования ЕАЭС. Они заложили нормативно-правовой фундамент для Договора о Евразийском экономическом союзе8.
При создании единой правовой системы ЕАЭС первичным звеном должно стать именно союзное законодательство как ведущий фактор в повышении качества правовой жизни. Правовая политика в сфере создания ЕАЭС направлена на формирование единой законодательной базы. Особое внимание необходимо уделить методологии формирования системы союзного законодательства. При построении современной системы правового регулирования следует отказаться от практики, ориентированной на принятие отдельных законов и перейти к методологии формирования системы законодательства, создать постоянно действующие механизмы общего характера, как дающие системные ориентиры для всего законодательства, так и обеспечивающие системность каждой стадии жизненного цикла законов9. Поскольку рассматриваемое межгосударственное объединение определяется как экономический союз, в первую очередь предполагается целый блок законов в сфере экономики. Здесь нужна строгая последовательность правотворческих шагов и четкая система действий. В основу союзного законодательства следует заложить стремление к оптимальному соотношению частных и публичных интересов.
Формирование единой правовой системы получит свое реальное воплощение в конкретных шагах государств-членов по унификации и гармонизации законодательства. Оптималь-
8 См.: Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
9 См.: Мазуренко А. П. Актуальные проблемы правотворческой политики в Российской Федерации // Правоведение. 2009. № 5. С. 153.
ные способы сближения права ориентированы на согласование государствами - членами ЕАЭС принципов правового регулирования на основе норм международного права, определение этапов, способов и совместных мер по развитию национальных законодательств, курса на выработку общих правовых позиций.
В процессе выстраивания единой правовой системы ЕАЭС следует особо подчеркнуть роль правовой политики и форм ее реализации. Правовая политика как феномен практики и, особо, как фактор формирования правовой системы ЕАЭС - достаточно гибкий процесс целенаправленной трансформации постоянно меняющихся социальных связей. Только с ее помощью возможно выстроить полноценную и эффективную правовую систему ЕАЭС, организовать формирующееся евразийское правовое пространство. Научное осмысление сложной и многогранной природы правовой системы ЕЭАС через призму правовой политики направлено на активное внедрение научных результатов в практическую деятельность наднациональных органов и иных управленческих структур рассматриваемой организации.
При формировании правовой системы ЕАЭС особое значение придается выявлению эффективных средств юридического обеспечения деятельности новой наднациональной структуры на основе продуманной правовой политики в сфере создания самостоятельной и полноценной судебной системы ЕАЭС, которая, будучи самостоятельной, сама является одной из составляющих общей правовой системы Союза. В рам-
ках судебно-правовой политики необходимо создать эффективные механизмы разрешения неизбежных споров и разногласий между государствами-членами, а также определить меры их ответственности в случае нарушения установленных норм и принципов, определяющих положительную динамику евразийских интеграционных процессов. При разработке данных вопросов представляется полезным анализ и использование опыта Суда Европейского союза.
Определяющую роль в становлении правовой системы ЕАЭС играет возрастающее взаимовлияние национального, международного и наднационального интеграционного права. Становление и развитие правовой системы ЕАЭС целесообразно осуществлять, подобно процессу становления правопорядка Европейского союза.
На современном этапе Концепция правовой политики ЕАЭС могла бы стать единой моделью правового развития евразийской интеграции, программой согласованных действий, способной обеспечить достижение ее целей и задач. Этот документ мог бы активно способствовать формированию правовой системы новой межгосударственной структуры.
Исследование проблем формирования правовой системы ЕЭАС направлено на расширение потенциальных возможностей конструирования оптимальной интеграционной модели, соответствующей целям и задачам евразийских объединительных процессов. Определение путей становления правовой системы и форм реализации правовой политики ЕАЭС обозначит четкие ориентиры позитивной правовой жизни общества.
Библиографический список
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Алексеев, С.С. Теория права. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1995.
3. Мазуренко, А.П. Актуальные проблемы правотворческой политики в Российской Федерации // Правоведение. - 2009. - № 5.
4. Малько, А.В. Правовая система и правовая жизнь: проблемы соотношения конкурирующих понятий // Правовая политика и правовая жизнь. - 2014. - № 2.
5. Мансуров, Т. А. ЕврАзЭС: от интеграционного сотрудничества к Евразийскому экономическому союзу // Международная жизнь. - 2014. - № 10.
6. Матузов, Н.И. Актуальные проблемы теории права. - Саратов, 2004.
7. Мурадов, Г.Л. Кризис идентичности в Европе и на постсоветском пространстве: влияние на интеграционные процессы // Международная жизнь. - 2014. - № 1.
8. Скуратов, Ю.И. Евразийская парадигма и некоторые проблемы интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств (СНГ) // Государство и право. - 2015. - № 2.
9. Шиянов, В.А. Правовая система как организующее начало правовой жизни общества // Политическая и правовая жизнь изменяющейся России : междунар. сб. науч. тр. / под ред. Г.Н. Ком-ковой, А.В. Малько. - Вып. 1 : Проблемы качества и стратегии развития. - Саратов, 2007.