Научная статья на тему 'Проблемы формирования маркетинговых стратегий региональных банков на рынке розничных финансовых услуг'

Проблемы формирования маркетинговых стратегий региональных банков на рынке розничных финансовых услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
616
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / КОНКУРЕНЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / ФИНАНСЫ / СУПЕРМАРКЕТ / БАНК / ИНТЕГРАЦИЯ / РЕГИОН / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родин Д. Я., Латынин Д. В.

В статье рассматриваются вопросы конкуренции на розничном рынке банковских услуг региона (на примере субъектов ЮФО). Проведенный анализ показывает сложившуюся тенденцию сокращения числа кредитно-финансовых институтов, отражает глубину происходящих трансформационных процессов по пути интеграции интересов различных субъектов финансового рынка, диверсификации банковского и небанковского кредитно-финансовых видов бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования маркетинговых стратегий региональных банков на рынке розничных финансовых услуг»

43 (85) - 2011

Банковский сектор

УДК 336. 663

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ БАНКОВ НА РЫНКЕ РОЗНИЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

Д. Я. РОДИН,

кандидат экономических наук, доцент кафедры денежного обращения и кредита Е-mail: [email protected]

Д. В. ЛАТЫНИН,

аспирант кафедры денежного обращения и кредита Е-mail: [email protected] Кубанский государственный аграрный университет

В статье рассматриваются вопросы конкуренции на розничном рынке банковских услуг региона (на примере субъектов ЮФО). Проведенный анализ показывает сложившуюся тенденцию сокращения числа кредитно-финансовых институтов, отражает глубину происходящих трансформационных процессов по пути интеграции интересов различных субъектов финансового рынка, диверсификации банковского и небанковского кредитно-финансовых видов бизнеса.

Ключевые слова: маркетинг, конкуренция, стратегия, финансы, супермаркет, банк, интеграция, регион, система.

Развитие национальной экономики, происходящее в условиях инновационной модернизации реальных и финансовых рынков, оказывает положительное воздействие на отечественную банковскую систему. Наряду с поступательным движением банковской системы наблюдается низкий уровень капи-

тализации ресурсной базы, узость ассортиментного ряда банковских продуктов и услуг, высокий уровень негативного воздействия банковских рисков. Отмеченные факторы определяют недостаточную конкурентоспособность отечественных финансово-кредитных институтов, их ограниченность в способности качественно удовлетворять финансовые потребности субъектов экономики в источниках поступательного развития бизнеса.

На современном этапе развития экономических отношений в свете преодоления последствий мирового финансового кризиса актуальной проблемой для большинства финансово-кредитных институтов является повышение их конкурентоспособности на занимаемых секторах финансового рынка. Развитие банковской системы России в условиях конкуренции связано с глубинными трансформационными процессами преобразования рынков производителей банковских продуктов и услуг в рынок потребителей. Это приводит к трансформации целевых

ориентиров системы банковского менеджмента, таких как модель добавленной экономической стоимости EVA, банковская маржа, уровень насыщенности банковскими услугами потребителей различных сегментов рынка.

При формировании системы целевых стратегических показателей развития банка целесообразно учитывать тот факт, что в настоящее время всеобъемлющим и системным количественным описанием экономических процессов, происходящих на макроэкономическом уровне, являются концептуальные решения в области развития банковского менеджмента. При этом реализация отмеченных процессов основывается, с одной стороны, на базовых концепциях банковского менеджмента (денежного потока, риска и доходности, агентских отношений, асимметричности информации, портфельного инвестирования), с другой стороны, на особенностях системы национальных счетов (группировка всех хозяйствующих субъектов по секторам, взаимосвязь общих и частных целей, методов формирования и оценки статей доходов и расходов различных типов институциональных единиц).

В условиях воздействия процессов глобализации финансовых рынков, предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), внедрение в банковский менеджмент принципов корпоративного управления позволит повысить уровень конкурентоспособности как отдельных финансово-кредитных институтов, так и отечественной банковской системы в целом. В этой связи выявление теоретических подходов к оценке степени конкурентоспособности финансово-кредитных институтов и разработка практических рекомендаций по совершенствованию маркетинговых стратегий коммерческих банков отечественной банковской системы способствуют обеспечению их устойчивого развития, совершенствованию методов управления ликвидностью, росту качества и расширения ассортиментного ряда предоставляемых банковских продуктов и услуг розничного и корпоративного направления деятельности банка. Эти позитивные тенденции способствуют как поступательному развитию страны по пути диверсификации и модернизации отечественной экономики, так и социальной значимости институтов финансового посредничества.

Развитие инновационной деятельности розничного направления банковского сектора позволит усилить позитивное воздействие на реальный сек-

тор экономики страны путем возможных комбинаций технологий и инструментов рынка, финансовых и банковских услуг, создания новых банковских продуктов, инновационных методов коммуникаций и дистрибуций, что в свою очередь позволит удовлетворить потребительский спрос существующих и потенциальных клиентов. Под финансовой услугой будем понимать деятельность, связанную с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. В свою очередь под банковской услугой - совокупность предоставляемых видов профессиональной деятельности банка для достижения клиентом желаемого результата, который максимально удовлетворяет его потребности.

Необходимо отметить, что проводимая регулятивная политика Банка России, совершенствование технологий бизнес-процессов и усложнение условий функционирования финансовых рынков вызывают необходимость пересмотра существующих стратегий позиционирования банковских кредитно-финансовых институтов на рынке банковского ритейла, а также формирования действенных механизмов эффективной реализации банковской политики в области коммуникаций и дистрибуций. Все это обусловливает необходимость изучения, исследования и осмысления теоретико-методологических подходов к системе формирования и эффективной реализации маркетинговой конкурентоспособной стратегии на розничном рынке банковских продуктов и услуг в условиях жесткой конкуренции.

Исследуя категориальный научный строй в области формирования маркетинговых конкурентоспособных стратегий на рынке банковского ритейла, авторы пришли к выводу о неоднозначной трактовке категории «конкуренция», связанной с пониманием ее сущностной природы. В процессе проведенного всестороннего анализа экономической категории «конкуренция» был сделан вывод, что конкуренция в банковской сфере имеет двуединую природу. С одной стороны, банковская конкуренция представляет диалектико-динамический процесс соперничества финансово-кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских услуг. С другой стороны, банковская конкуренция представляет среду, в которой функционируют банки и небанковские финансово-кредитные институты. Банковская конкуренция является мощным механизмом регулирования,

обеспечивающим эффективность функционирования банковской системы [4].

Сущность банковской конкуренции наиболее ярко отражается в конкурентоспособности банка на занимаемых секторах рынка.

В настоящее время продолжается активная дискуссия по поводу понимания сущности конкурентоспособности как экономической категории.

Исследования авторов относительно понимания экономической категории «конкурентоспособность» показали, что конкурентоспособность целесообразно рассматривать как на микро-, так и на макроуровнях. Авторское понимание конкурентоспособности на микроуровне выражается в оптимизации соотношения цены и качества банковских продуктов и услуг в рамках конкретного банка. Конкурентоспособность определяет способность эффективного функционирования в процессе ока-

Источник: составлено авторами.

Рис. 1. Субъектно-объектные связи основных элементов банковской системы страны, определяющих ее конкурентоспособность на макроуровне

зания услуг потребителям. На микроуровне банковская конкурентоспособность рассматривается в трех формах:

- функциональная характеризуется тем, что разные банковские продукты и услуги удовлетворяют одну и ту же потребность;

- видовая состоит в том, что банковский продукт или услуга с определенными потребительскими качествами удовлетворяет потребность клиента;

- межбанковская проявляется посредством разработки и проведения эффективной ценовой и продуктовой политики, направленной на преимущество в удовлетворении потребности существующих и потенциальных клиентов. Под конкурентоспособностью коммерческого

банка на макроуровне, как элемента банковской системы, понимается его стабильное, устойчивое развитие в динамично меняющейся рыночной среде

путем реализации общественных и корпоративных интересов. Реализация конкурентных преимуществ на макроуровне осуществляется через субъектно-объектные связи субъектов рынка банковских услуг (рис. 1).

Подверженность влиянию конкуренции для федеральных крупных, средних и мелких банков не равнозначна и проявляется в диспропорциональном положении банка, как в финансовом, так и социальном отношении с точки зрения реакции потребителей на конечный банковский продукт.

Процесс диверсификации финансового рынка в Российской Федерации развивается не эволюционно, а в условиях отраслевой трансформации.

Поиск оптимальных направлений диверсификации деятельности основных игроков финансового рынка актуализируется следующим:

- в структурообразующих отраслях российской экономики достигнут необходимый критический уровень специализации производства за счет высокой концентрации капитала и исторически сложились монопродуктные корпорации, в том числе и банковские институты;

- диверсификация финансовых, материальных и информационных потоков капитала является системообразующим методом оптимизации структурных преобразований в экономике в условиях повышения роли глобального капитала [4].

В свете предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию государственный регулятор в лице Банка России способствует усилению процессов слияний и поглощений, интеграции финансово-кредитных видов бизнеса. Эта политика направлена на защиту безопасности национальной банковской системы от риска потери суверенитета и независимости от иностранных игроков, обладающих более значительными финансовыми ресурсами и технологиями ведения бизнеса. Одним из перспективных направлений ведения банковского бизнеса является розничный рынок банковских продуктов и услуг, который после финансово-экономического кризиса имеет нереализованный потенциал восстановления и инновационного развития. Однако в регионах, где наибольший удельный вес занимают региональные мелкие и средние банки, остро встает вопрос конкурентоспособности региональных банковских структур на рынке банковского ритейла региона.

Анализируя рынок банковских продуктов и услуг Южного федерального округа (ЮФО) в период 2008-2011 гг., можно отметить высокую долю концентрации многообразия форм финансово-кредитных институтов. Несмотря на то, что общее количество банков в ЮФО планомерно сокращалось с 2008 г., уровень концентрации продолжал только расти (рис. 2).

Все это свидетельствует об увеличении конкуренции на рынке банковского ритейла. Вместе с тем уровень обеспеченности ЮФО банковскими услугами остается недостаточным (на уровне 61 %).

Проведенный факторный анализ позволил построить экономико-математическую модель в виде множественной линейной регрессии, описывающей зависимость совокупного индекса обеспеченности региона банковскими услугами от четырех предикторов:

У = - 0,04 + 0,21^ + 0,38Х2 + 0,18Х3 + 0,32Х4, (1) где У - совокупный индекс обеспеченности региона банковскими услугами;

Х1 - институциональная насыщенность банковскими услугами (по численности населения); Х2 - финансовая насыщенность банковскими услугами (по активам);

Х3 - финансовая насыщенность банковскими услугами (по объему кредитов); Х4 - индекс развития сберегательного дела (вклады на душу населения к доходам). Построенная регрессионная модель имеет большое практическое значение, что подтверждается весьма высоким коэффициентом множественной детерминации, равным 0,98. Высокий показатель критерия Фишера также свидетельствует о значимости полученной модели.

Для того чтобы сравнить относительный вклад каждой независимой переменной в значимость зависимой переменной без влияния свободного радикала, преобразуем уравнение (1), которое будет иметь вид

У = 0,318Х1 + 0,311Х2 + 0,220Х3 + 0,308Х4. (2)

01.04.2011

01.10.2010

01.10.2009

01.10.2008

0,29

0,295

0,265 0,27 0,275 0,28 0,285

Источник: рассчитано авторами по данным Банка России [1-3].

Рис. 2. Институциональная насыщенность рынка банковских услуг ЮФО филиалами кредитных организаций в 2008-2011 гг.

7х"

49

Таким образом, построенная экономико-математическая модель (2) отражает не только степень насыщенности Южного федерального округа банковскими услугами, но еще и уровень развития конкуренции на розничном рынке банковских услуг региона.

Для подтверждения диспропорциональности развития региональных банковских систем авторами был проведен анализ регионального кластера розничного рынка банковских услуг на примере Краснодарского края, который приведен в таблице. К региональному кластеру рынка банковских розничных продуктов и услуг Краснодарского края были отнесены банки, которые зарегистрированы на этой территории.

Банки регионального кластера Краснодарского края по основным видам розничных услуг - вкладам и кредитам, занимают незначительную долю рынка, по вкладам - 17 %, по кредитам - 8 %. Это связано с активной экспансией крупных федеральных банков - с государственным участием, с иностранным капиталом, частных банков. При этом коэффициент трансформации находится на незначительном уровне (17 %), что свидетельствует о преобладающей роли корпоративного кредитования, валютного и фондового направлений деятельности банков.

Анализ полученных результатов исследования развития региональных банковских систем на примере Краснодарского края свидетельствует о том, что на розничном рынке банковских услуг региона, как в сфере привлечения ресурсов, так и в сфере размещения преобладают филиалы крупных банков: банков с государственным участием, частных банков и иностранных банков.

В этой связи на региональном уровне финансового рынка местным банкам приходится вести жесткую конкурентную борьбу с крупными федеральными финансовыми институтами. Следовательно, наиболее остро встает вопрос эффективной конкуренции региональных банковских систем на розничном рынке банковских услуг. Этот тренд предполагает три основных вектора дальнейшего развития мелких и средних банков:

- консолидация банковского бизнеса за счет объединения активов и капиталов;

- расширение поля предоставляемых финансовых услуг за счет реализации синергетического эффекта взаимодействия банка с небанковскими финансово-кредитными институтами;

- увеличение эффективности ведения банковского бизнеса за счет разработки и внедрения

Характеристика каналов трансмиссии региональных банков Краснодарского края на рынке банковского ритейла региона (по состоянию на 01.01.2011)

Банк Кредиты, выданные физическим Доля розничного кредитного портфеля, % Вклады физических лиц, млн руб. Доля привлеченных денежных Коэффициент трансформации привлеченных денежных

лицам, млн руб. средств населения, % средств населения в розничные кредиты

«Первомайский» (ЗАО) 2 742 3,2 6 558 2,8 0,418

ОАО «Крайинвестбанк» 1 376 1,6 9 343 4 0,147

ОАО «ЮГ-Инвестбанк» 626 0,7 2 459 1 0,255

АКБ «Крыловский» (ОАО) 586 0,7 987 0,4 0,593

ООО «КБ «Кубанский универсальный банк» 410 0,5 394 0,2 0,104

КБ «Кубань Кредит» ООО 298 0,3 18 121 7,7 0,16

ЗАО Банк ЗЕНИТ Сочи 274 0,3 699 0,3 0,392

ООО «КБ «Финанс Бизнес Банк» 176 0,2 362 0,2 0,487

ЗАО «Банк Южной многоотраслевой 145 0,2 0 0 -

корпорации»

ЗАО «Кубаньторгбанк» 118 0,1 167 0,1 0,706

ОАО «АКБ «Кубаньбанк» 69 0,1 174 0,1 0,394

ОАО «Геленджик-Банк» 77 0,1 482 0,2 0,159

ООО КБ «Новопокровский» 32 0 276 0,1 0,117

ЗАО «Инвестиционный Банк Кубани» 5 0 0 0 -

Итого региональные банки 6 934 8 40 022 17 0,173

Итого региональная банковская 86 780 100 235 533 100 0,368

система

Источник: рассчитано авторами по данным Банка России [2].

д и

ы

н

<

Сц

н

и *

<

д ш о и о к и о н

д

ы

Сц

^

И

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д

о «

<

м о и д д

н «

Сц

<

маркетинговой конкурентоспособной стратегии на розничном рынке банковских продуктов

и услуг.

На основании проведенных исследований авторами доказано, что рост конкурентоспособности региональных банков, расширения ассортимента банковских продуктов и услуг целесообразно проводить за счет внедрения маркетинговой конкурентоспособной стратегии.

В ходе исследования авторы уточнили семантическое значение категории «маркетинговая конкурентоспособная стратегия банка», которая представляет собой вектор позитивного развития основных видов деятельности банка, преодолевая информационную асимметрию рынка, под воздействием регулятивных норм и правил Центрального Банка РФ и движущих сил конкурентной среды для удовлетворения как экономических интересов самого банка, так и потребностей государства, физических и юридических лиц. Для подтверждения этой позиции авторами составлена логическая структура построения маркетинговой конкурентоспособной стратегии, которая направлена на интеграцию интересов корпоративного и общественного уровня (рис. 3). Итоговым результативным показателем может выступать совокупный индекс насыщенности рынка банковскими услугами, который отражает степень насыщенности банковскими услугами в регионе, стране.

При разработке банковских инновационных продуктов и услуг, удовлетворяющих различные экономические потребности клиента, банки, как финансово-кредитные институты, формируют определенный тип своего финансового поведения на рынке, одним из

которых в условиях посткризисного развития является инновационное финансовое поведение.

При этом под инновационным финансовым поведением кредитных институтов будем понимать усилия банков, основанные на применении двуединого подхода к развитию инновационных процессов в финансовой сфере. Первый подход заключается во внедрении новых банковских продуктов на рынок

I

Устойчивое получение операционной прибыли финансово-кредитного института

ЦЕЛЬ

т

Обеспечение удовлетворенности населения банковскими услугами на рынке банковского ритейла

Увеличение стоимости банковского бизнеса

Задачи

Увеличение конкурентоспособности банка

Создание информационной базы оценки рынка банковских услуг

Совершенствование бизнес-процессов и технологий

Реализация социальной миссии путем предоставления качественных и доступных услуг населению, домохозяйствам

Разработка коммуникационной политики

Разработка ценовой политики и продуктового ряда

Анализ эффективности функционирования фронт-офисов

Принципы

Интегрированность в структуру управления банком. Активность.

Обеспечение коммерческой и социальной результативности банка в целом и отдельной бизнес-единицы. Соответствие стандартам корпоративного управления. Безубыточность.

Единство методологии и оценки управления конкурентоспособностью банка.

Предотвращение операционного риска отдельных бизнес-процессов.

Высокая информационно-технологическая обеспеченность

Реализация

Посредством формирования субъектно-объектных отношений оркестровки бизнес-процессов

Результативный признак

Совокупный индекс обеспеченности региона банковскими услугами; ЕУА

Источник: составлено авторами.

Рис. 3. Логическая структура построения маркетинговой конкурентоспособной стратегии на рынке банковского ритейла

51

финансовых услуг. Второй подход предусматривает применение нового инновационного сочетания существующих приемов, способов, методов и инструментов, позволяющих конструировать различные инновационные банковские продукты для получения банком дополнительных конкурентных преимуществ. Таким образом, можно констатировать, что финансовое поведение кредитно-финансовых институтов напрямую зависит от разработанной ими маркетинговой конкурентоспособной стратегии.

Одной из наиболее успешных маркетинговых конкурентоспособных стратегий на рынке финансовых и банковских услуг является стратегия финансового супермаркета. Такая стратегия предусматривает различные модели реализации поставленных целей.

Первая модель предусматривает владение различными направлениями финансового бизнеса одним владельцем. По такой модели достаточно эффективно развиваются многие финансовые группы, ярким примером которых являются ОАО «ФК Уралсиб», банк ВТБ (ОАО), ОАО АКБ «Росбанк», ФК «Открытие», финансово-промышленный консорциум «Альфа-Групп».

Такие финансовые супермаркеты эффективно функционируют на основе единого бренда холдинга финансово-кредитных институтов, существенной интеграции бизнеса и создания единого комплекса финансовых услуг. Однако вариант реализации стратегии посредством слияния банковских и небанковских финансово-кредитных институтов на розничном рынке банковских услуг лишает их самостоятельности в области принятия управленческих решений и контроля за эффективностью бизнес-процессов. Вместе с тем создание финансового супермаркета требует дополнительных затрат и инвестиционных вложений для формирования управляющей компании, дочерних структур, выстраивания между ними функциональных взаимосвязей. Оценка эффективности деятельности финансовой корпорации в целом и бизнес-единицы в частности, за счет роста операционной прибыли, роста стоимости банковского бизнеса, развития перекрестных продаж финансовых услуг, снижения издержек обращения, минимизация финансовых рисков за счет диверсификации различных видов деятельности.

Вторая модель реализации стратегии финансового супермаркета предусматривает наличие партнерских отношений различных собственников финансового бизнеса, которая позволяет осущест-

влять агентские продажи продуктов и услуг компании-партнера. К представителям такого пути развития можно отнести АКБ «Промсвязьбанк», ОАО «Сбербанк России». Несомненным преимуществом этой модели является самостоятельность в области принятия управленческих решений и контроля за эффективностью бизнес-процессов, возможность не ограничивать себя выбором только одного партнера или какой-то определенной группы партнеров, а также реализация своих продуктов и услуг через партнерскую сеть. Вместе с тем в качестве существенного недостатка такой модели можно отметить отсутствие единого бренда, который позитивно влиял бы на рост продаж всех партнеров. Необходимо отметить, что ни одну из существующих финансовых групп в России нельзя в полной мере назвать финансовым супермаркетом.

Для устранения отмеченных недостатков в реализации рассмотренных моделей стратегии финансового супермаркета и сохранения позитивных сторон авторы предлагают сформировать новые подходы к реализации функциональных и бизнес-процессов в управленческой системе банковского института. Новизна подходов заключается в синергии единого бренда, перекрестных продажах финансовых продуктов и услуг, партнерских отношений различных категорий собственников, выстраивания совместной филиальной сети. Формирование финансового супермаркета, по мнению авторов, заключается в создании комплексного направления «Розничный финансовый магазин», которое позволит наиболее эффективно использовать всевозможные преимущества по продвижению розничных финансовых продуктов и услуг и ведет к снижению частных и общественных издержек обращения (рис. 4).

Экономический смысл активизации деятельности банка на розничном рынке финансовых услуг заключается в формировании маркетинговой структуры, учредителями которой будут выступать заинтересованные мелкие и средние региональные банки, а также страховые компании, пенсионные фонды, лизинговые и факторинговые компании, брокерские фирмы. Целью деятельности этой структуры является интеграция интересов производителей и потребителей финансовых услуг в области удовлетворения их экономических потребностей. В результате этого процесса реализуется экономический эффект в форме:

- снижения издержек на развитие филиальной

сети;

Банковские кредитно-финансовые институты

- увеличения доли присутствия на рынке;

- сочетания стратегий лидерства в издержках и фокусирования продуктового ряда, позиционирования финансово-кредитных институтов на выделенном сегменте рынка;

- увеличения банковской прибыли за счет перекрестных продаж и диверсификации бизнеса;

- роста стоимости банковского бизнеса. При реализации предлагаемой модели особые требования предъявляются к месту расположения розничных магазинов супермаркета, которые должны находиться в местах с большой проходимостью потребителей - в торговых центрах, торгово-развлека-тельных центрах, транс-портно-логистических узлах. Месторасположение также должно иметь удобные подъездные пути. Во время проведения различного рода массовых мероприятий целесообразно размещать в непосредственной близости оперативные консалтинговые офисы.

Важным аспектом в успешном осуществлении предлагаемой модели реализации маркетинговой стратегии финансового супермаркета является создание банковского бренда. Именно создание позитивного имиджа финансового супермаркета позволит в дальнейшем выработать у клиентов привычку пользоваться услугами финансового супермаркета, которая будет способствовать построению долгосрочных взаимовыгодных отношений, а также привлечению новых клиентов.

Небанковские кредитно-финансовые

ИНСТИТУТЫ

1 Г

Розничный финансовый супермаркет

РЫНОК РОЗНИЧНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ

Источник: составлено авторами.

Рис. 4. Формирование розничного финансового супермаркета

Реализация стратегии финансового супермаркета институтами региональной банковской системы способствует расширению кредитного поля, снижению транзакционных издержек, увеличению ассортимента банковских продуктов и услуг, учитывает интересы как институтов кредитно-финансовой сферы, так и домохозяйств, частного сектора экономики. В конечном итоге это приведет к реализа-

ции социальной и коммерческой составляющей на рынке банковского ритейла.

Тем самым в условиях всевозрастающей конкуренции, вступления России в ВТО будет возникать новая конфигурация банковской системы, основанной на многообразии форм и институтов финансового посредничества. Эти финансовые институты составляют основное ядро финансового супермаркета. В результате третьей модели все это многообразие форм финансово-кредитных институтов будет не только эффективно конкурировать, но также будут учтены интересы как поставщиков, так и потребителей финансовых услуг. Данные преобразования будут только способствовать формированию и активному продвижению инновационного финансового поведения на рынке розничных финансовых услуг. Кроме того, такой инновационный клиенто-ориентированный механизм развития как розничного рынка банковских продуктов и

услуг, так и банковской системы страны поможет обеспечить укрепление доверия к ней со стороны инвесторов, кредиторов, клиентов и вкладчиков.

Список литературы

1. Бюллетень банковской статистики. Региональное приложение. 2010. № 1. URL: http://www. cbr.ru/publ/BBS/Bbsq1001r.pdf.

2. Бюллетень банковской статистики. 2011. № 2. URL: http://www.cbr.ru/publ/BBS/Bbs1102r. pdf.

3. Бюллетень банковской статистики № 4. 2011. URL: http://www.cbr.ru/publ/BBS/Bbs1104r. pdf.

4. Родин Д. Я. Формирование стратегий устойчивого развития коммерческих банков: проблемы теории и методологии. Краснодар: КубГАУ, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.