Научная статья на тему 'Проблемы формирования интернет-грамотности среди молодежи'

Проблемы формирования интернет-грамотности среди молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
271
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК / КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ / ДЕЗИНФОРМАЦИЯ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОЛОДЁЖЬ / САЙТ / КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕРНЕТ-БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ САЙТ / ИММУНИТЕТ / СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Негматова Шахзода, Орипов Хасан

В статье рассматриваются проблемы формирования интернет-грамотности среди молодёжи. В век бурного развития современных информационных технологий, роста информационных потоков и средств доставки информации молодёжь может получать необходимую информацию через различные источники. Молодёжь, составляющая большинство населения, любознательна, пытлива. К сожалению, не всегда молодёжь может получить через интернет позитивную информацию, часть информации подаётся в предвзятом виде, способна привести к нравственным деформациям, стремлению к проявлению насилия. Поэтому важно выработать новые подходы к защите интересов общества, государства, способствующие нравственному становлению молодёжи, её духовному росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Негматова Шахзода, Орипов Хасан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования интернет-грамотности среди молодежи»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Проблемы формирования интернет-грамотности среди молодежи Негматова Ш.1, Орипов Х.2

1Негматова Шахзода / Negmatova Shahzoda - кандидат философских наук, доцент; 2Орипов Хасан / Oripov Hasan - студент, кафедра национальной идеи, основ духовности и правового образования, факультет исторического направления, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы формирования интернет-грамотности среди молодёжи. В век бурного развития современных информационных технологий, роста информационных потоков и средств доставки информации молодёжь может получать необходимую информацию через различные источники. Молодёжь, составляющая большинство населения, любознательна, пытлива. К сожалению, не всегда молодёжь может получить через интернет позитивную информацию, часть информации подаётся в предвзятом виде, способна привести к нравственным деформациям, стремлению к проявлению насилия. Поэтому важно выработать новые подходы к защите интересов общества, государства, способствующие нравственному становлению молодёжи, её духовному росту.

Ключевые слова: интернет, глобальная сеть, социальные сети, информационный поток, культура общения, дезинформация, пользователь, информационные технологии, молодёжь, сайт, киберпреступность, духовность, воспитание, интернет-безопасность, национальный сайт, иммунитет, современные угрозы.

На сегодняшний день в модернизированной информационной сфере действия стали настолько интенсивными, настолько скоростными, что сейчас, как раньше, мы не можем с безразличием говорить о том, что это событие произошло где-то вдалеке и не касается нас, и что это не имеет ничего общего с нами. Не секрет, что народ или нация с таким отношением к происходящим событиям на сто лет отстанет от прогресса [1, с. 112].

В век высокоразвитых технологий вошёл в обиход термин «интернет». Смысл этого термина в толковом словаре узбекского языка растолковывается так: «интернет» - с английского языка, сеть, паутинная сеть, глобальная сеть, на узбекский язык излагается как глобальная компьютерная сеть, распространённая по всему миру через телефонные и волоконно-оптические линии связи, модемы и другое оборудование, подключенное с любым количеством компьютеров, которые могут обмениваться информацией по многочисленным сообществам [2, с. 218]. По другим источникам «интернет» (от латин. Inter- «меж» и net (work)- «сеть») - 1) (глобальные) и малые (локальные) компьютерные сети, соединяющие компьютеры по всему миру, международный обмен информацией в глобальной компьютерной сети; 2) разрешение задач по целому ряду вопросов, охват различной информации во всех сферах, и осуществления связи через дальние расстояния, электронной коммерции, дистанционного обучения, аудио, видео, телеобмен информацией, электронное средство связи, которое обобщает множество информации и новостей, осуществляет автоматическую обработку данных в соответствии с программой.

Интернет можно сравнить с огромным информационным рынком. На этом рынке мы можем найти для себя нужную информацию. В общем, интернет, экономя наше время и деньги, помогает нам быстро найти нужную информацию, сблизить расстояние, проводить онлайн-беседы, быстро и срочно быть в курсе всех событий, происходящих в мире, и другие возможности.

На сегодняшний день очень широко развиты социальные сети. Основная цель социальных сетей - это обеспечивать общение и обмен информацией среди пользователей. В частности, среди населения популярны такие социальные сети как

Одноклассники, Facebook, Мой мир, Вконтакте, Twitter, Youtube. Кроме этого также распространены такие массенжеры как Whats App, Telegram, Viber. Среди пользователей на сегодня из социальных сетей лидирует «Facebook», которая функционирует уже 10 лет. На сегодня число зарегистрированных на «Facebook» составляет 1,4 миллиарда пользователей. Далее в последовательности идут «Youtube», «Ozone», насчитывающий 623 миллиона китайских пользователей и «Weibo» с 503 миллионами пользователей, «Twitter», «Google+», «LinkedIn». Социальная сеть «Вконтакте» с 228 миллионами пользователей занимает 8 место [4].

Конечно, существование большого количества социальных сетей очень хорошо. Но у всего есть свои как положительные, так и отрицательные стороны. Наряду с удобствами и результативностью общения в сети, среди пользователей встречаются случаи времяпрепровождения и вхождение в безнравственные сайты, рост числа пользователей этими сайтами, что конечно огорчает. К сожалению, среди пользователей этих сайтов большинство составляет молодёжь. В таких социальных сетях пользователи не регистрируются своими именами, наяву неуважение друг к другу, противоречащие этикету фото, видео, аудио записи, лексикон. Также на сегодня среди пользователей сетей занимает место взаимообщение с помощью цифр. Например, вместо «ч» «4», вместо «ш» «w», вместо «они» «/» и прочие. Неправильные написания и замещения говорят о понижении грамотности среди пользователей. В течение нескольких лет среди социальных сетей идёт непрерывная конкуренция между двумя медиа-гигантами, это между «Facebook» и «Twitter»3ra два сайта настолько популяризовались, что кроме функции общения успели взять на себя и другие задачи. В частности, в сети «Facebook» функция кнопки «Like» превратилась в основной механизм составления различных рейтингов по оценке чего-нибудь и кого-нибудь в сфере общественности. Посредством нажатия кнопки «Like» пользователь предлагает со своей веб-страницы или с сайта «Facebook» просмотреть понравившуюся новость, заголовок, статью или представляет другого пользователя с сети и рекомендует знакомство другим (ввиду того, что ему понравилось). Согласно статистическим данным за день кнопка «Like» нажимается в миллиарды раз. В целом, сложилась такая тенденция, что актуальность и популярность какого-нибудь события или новости определяется тем, сколько раз нажата кнопка «Like».

Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов в отношении социальных сетей выражается следующим образом: « ... Наша молодёжь получает информацию не только в учебных заведениях, но и через радио, телевидение, прессу, через интернет, узнают различную информацию и новости. Поскольку мировое информационное поле расширяет свои границы, то в современных условиях мы не можем оградить сознание своих детей от этого, запрещать читать ту или иную информацию, создавать вокруг них глухую завесу, развивать их в одном направлении [1, c. 114]. Несомненно, это противоречит нашим нравственным устоям и требованиям современности. Мы поставили перед собой цель построения открытого демократического государства, и мы не свернём с этого пути».

К сожалению, на сегодня растёт число киберпреступности, аморальности и других видов преступности. И главным приоритетом в борьбе против такой преступности становится усовершенствование законов, защищающих права безопасного пользования интернетом. Так как XXI век - век информационных технологий, то возникает необходимость формирования информационной культуры. Интернет-культура - это культура общения, культура обмена и передачи информацией среди пользователей. Интернет-культура включает также в себя осознанный запрет на сайты, которые отрицательно влияют на психологию человека, сайты, распространяющие дезинформацию против существующего государственного строя, распространяющие экстремистическую, террористическую информацию, порнографические сайты. Усиление и распространение интернет-культуры среди молодёжи имеет очень важное значение. В мире разработано много законов, защищающих от нездорового информационного потока. Одной из важных и первостепенных проблем является необходимость защиты несовершеннолетних от противоправных действий с использованием сети Интернет. Постоянное развитие

38

Интернет-технологии и их широкое проникновение в общество ставит перед государством и обществом задачу поддержания эффективного комплекса мер по профилактике, предотвращению и преодолению последствий вредоносных действий в отношении несовершеннолетних, совершаемых с применением Интернета или информационно -коммуникационных технологий. Эффективное функционирование такого комплекса представляется возможным в условиях широкого вовлечения пользователей Интернета по принципу социально-ответственного «электронного гражданина» на основе общественно-государственного партнерства.

Например, Международная Конвенция по киберпреступлению, в «Декларации ЕС принципов саморегулирования в целях безопасности в интернете для несовершеннолетних» со стороны Парламентской ассамблеи Совета Европы разработаны рекомендации. В частности, в Постановлении Президента «О дополнительных мерах, направленных на осуществление государственной молодёжной политики в Республике Узбекистан» указано, что в Республике Узбекистан среди молодёжи запрещены демонстрация и распространение информации, пропагандирующих насилие, жестокость, порнографию и иные разрушающие идеологию действия. Тот факт, что основную часть пользователей глобальной сети, становящейся сильным идеологическим оружием, составляет молодое поколение, требует от всех нас дальнейшего усиления бдительности и осторожности, повышения культуры пользования интернетом. Действительно, ограждение молодежи от деструктивных идей, поступающих из интернета, формирование интернет-культуры, воспитание гармонично развитого поколения со здравым взглядом на жизнь являются одними из актуальных задач современности. Во всех регионах страны проводятся беседы и телепередачи, посвященные повышению качества национальных информационных ресурсов, усилению интереса молодежи к ним, формированию навыков безопасного пользования интернетом, нацеленые на предотвращение попадания юношей и девушек под влияние различной дезинформации в интернете, дальнейшее усиление их духовно-просветительского иммунитета против современных угроз, утверждение среди молодежи чувств любви к Родине, сопричастности к судьбе родной страны. Поэтому в образовательных учреждениях глубоко преподаются современные компьютерные технологии, создаются широкие использования для доступа к сети и сайтам национального сегмента, работникам интернет-кафе даются рекомендации по ограничению доступа к играм, оказывающим вредное воздействие на сознание и мышление молодежи.

Таким образом, в нашем государстве расширяются возможности предотвращения влияния потока агрессивной информации на молодёжь путём усиления законодательства и проводимых в стране духовно-воспитательных работ.

Литература

1. Каримов И. А. Высокая духовность - непобедимая сила. Изд-во «Маънавият», Т., 2008, с. 112, 114.

2. Толковый словарь узбекского языка. Издательство: «Узбекская национальная энциклопедия», Т., том 1, 2008, с. 218.

3. Идеологический взгляд на мир. Электронный курс обучения. Авт. коллектив: М. Курбанов, К. Назаров, Ш. Тураев, Х. Очилов. Т., 2010, с. 57.

4. [Электронный ресурс]: Социальные сети пользователей. Режим доступа: http://www.pressnews.uz/genre/ (дата обращения: 14.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.