ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ
Нефёдова Наталья Владимировна
руководитель управления по защите прав детей Павлодарской области,
Республика Казахстан, г. Павлодар E-mail: nnw76@mail.ru
FORMATION AND DEVELOPMENT ISSUES OF SOCIAL COMPETENCE
OF SCHOOL-AGE YOUTH
Nefedova NataliaVladimirovna
head ofPavlodar regional Department for the Protection ofchildren's rights,
Republic of Kazakhstan , Pavlodar
АННОТАЦИЯ
Большинство молодежных организаций занимаются такими вопросами как здоровый образ жизни, трудовое, патриотическое, гражданское, правовое, нравственное, эстетическое воспитание. Социально-ориентированных молодежных организаций, современных мероприятий, интересных для молодежи, очень мало. В предлагаемой статье анализу подвергается проблема формирования социальной компетентности школьной молодежи. В процессе изучения теоретического материала по данному вопросу, предпринята попытка уточнить само понятие социальной компетентности, его структуру, компоненты. Представлены базисные составляющие социальной компетенции.
ABSTRACT
Most of the youth organizations deal with such issues as healthy lifestyle, labor, patriotic, civic, legal, moral and aesthetic education. The general amount of socially-oriented youth organizations or interesting to young people modern activities is very small. In the present article we analyze the problem of formation of social competence of school-age youth. During the study of theoretical material on the subject, an attempt to clarify the notion of social competence, structure and its components has been taken. Therefore the basic components of social competence are presented to the reader's view.
Ключевые слова: молодежные организации; социальная компетентность; школьная молодежь; социально значимая деятельность; социальные знания; социальные умения; личностные характеристики; способности.
Keywords: youth organizations; social competence; school-age youth; socially significant activity; social knowledge; social skills; personality characteristics; abilities.
В последнее время особый интерес вызывают вопросы формирования общекультурных компетенций, главной составляющей которых является социальная компетенция как интегральное качество, которое обеспечивает позитивное влияние на межличностные отношения в обществе.
В профессиональном образовании Европейского сообщества особое значение придается формированию «ключевых компетенций», которыми являются:
• компетентность социальная (ответственность за свои поступки, выработка решения и его реализация, толерантность к людям разных национальностей и религиям, учет собственных интересов с потребностями общества);
• компетенция коммуникативная (способность общаться устно и письменно на различных языках, а также на языке компьютерного программирования);
• компетенция социально-информационная (информационная грамотность технологиями и критическая оценка социальной информации, распространяемой средствами массовой информации);
• компетенция когнитивная (персональная) (постоянное повышение образовательного уровня, потребность в реализации личностного потенциала и в актуализации, способность овладевать новыми знаниями и умениями самостоятельно, саморазвитие);
• компетенции межкультурные;
• компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
• компетенция специальная (самостоятельное выполнение профессиональных действий, оценка результатов личного труда).
Привлечение молодежи различных субкультур в социально значимую деятельность по реализации региональных проектов является проблемой, так как молодежь стремится к преодолению зависимости от взрослых, к полной свободе. Молодежные организации и в России, и в Казахстане есть, действуют, ведут интересную, разнообразную работу, однако их деятельность не направлена на формирование социальных компетенций. В основном молодежные организации занимаются общепринятыми понятиями: здоровый образ жизни, трудовое, патриотическое, гражданское, правовое, нравственное, эстетическое воспитание. Социально-ориентированных молодежных организаций, современных мероприятий, интересных для молодежи, очень мало.
Вопросам формирования и развития социальной компетентности уделяется много внимания как зарубежными, так и отечественными авторами. Одни авторы (Дж. Равен, О.В. Бондаревская) социальную компетентность трактуют как владение эмоциональными, когнитивными, моторными способами поведения, которые в различных ситуациях приводят к выгодному соотношению положительных и отрицательных последствий. Другие авторы (Х. Шредер, М. Форверг) отмечают, что в структуре социальной компетентности участвуют такие черты личности, как: решимость на создание социальных отношений, коммуникабельность, способность убеждения и внушения, «Я-концепция», влиятельность» [3].
Г.Э. Белицкая социальную компетентность трактует как наивысший уровень социальной активности личности — освоение и развитие социальной действительности, достигаемый в ходе деятельности, общения. По В.Н. Кунициной социальная компетентность понимается как система знаний о себе, о социальной действительности, система сложных социальных знаний, умений, навыков взаимодействия, способов поведения в различных социальных ситуациях, позволяющих приспосабливаться, принимать решение, извлекать
максимальную возможность из обстоятельств дела. Е.В. Коблянская видит социальную компетентность как понимание отношения «Я»-общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры в своей деятельности. По мнению В.В. Цветкова социальную компетентность следует рассматривать с позиции теории социальных ролей: «социальная компетентность — это социально-педагогическая категория, обозначающая интегративное качество личности, позволяюшее индивиду активно взаимодействовать с социумом, выполнять различные социальные роли, устанавливать контакты с различными группами и индивидами, участвовать в социально-значимых проектах». Г.И. Сивкова социальную компетентность понимает как наличие «твердого» поведения, реализующегося посредством автоматизированных навыков, позволяющих личности гибко менять поведение в зависимости от сложившейся ситуации. В работах В.Г. Ромека, в состав социальной компетентности включается возможность гибко менять стратегию поведения человека с учетом широкого (социальные условия, нормы) и узкого (особенности социальной ситуации) контекстов деятельности [4].
Социальная компетентность — детерминированная категория, и её структура включает три составляющих:
1. социально-личностную;
2. социально-деятельностную;
3. социально-профессиональную компетенции.
В структуру социальной компетенции входят следующие компоненты: знания, умения, навыки, личностные характеристики (качества личности), а также способности, которые формируются вышеназванными составляющими. Обобщая мнения различных авторов, мы отмечаем, что социальная компетентность — это комплекс свойств личности, на основе указанной структуры знаний, умений, навыков и освоенных социальных норм и ценностных ориентиров, позволяющий достигнуть высокого уровня подготовленности к деятельности и к жизни в обществе, благотворно взаимодействовать с социальной средой.
По мнению Е.В. Бондаревской можно выделить три основные группы компетентностей:
1. относящиеся к самому себе как личности, субъекту жизнедеятельности;
2. относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
3. относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее формах и типах [1].
Е.В. Бондаревская утверждает, что все компетентности формируются в социуме, следовательно, они социальны по содержанию и проявляются в нем. И.А. Зимняя отмечает, что ключевые компетентности — это обобщенные компетентности, которые обеспечивают естественную жизнедеятельность в социуме; учебные и профессиональные компетентности — формируются и проявляются в разных видах деятельности человека; социальные (в узком смысле слова) компетентности, характеризующие взаимодействие человека с обществом, социумом, другими людьми. При этом автор выделяет пять собственно социальных компетентностей: гражданственности, здоровьесбережения, общения, социального взаимодействия, информационной грамотности [2].
Проанализировав исследования вышеназванных авторов, нами сформулировано следующее понимание социальной компетентности: это комплекс социальных знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления социальной действительности, личностно-социальных характеристик, уровень сформированности которых дает возможность выстраивать свое поведение, учитывая особенности социальной ситуации и плодотворно выполняя свою социальную роль.
В исследованиях многих авторов (Г.Э. Белицкая, А.В. Брушлинский А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, Е.В. Коблянская, С.Н. Краснокутская, А.Б. Куклина, В.Н. Куницина, О.П. Николаев У. Пфингстен, В.Г. Ромек, Н.А. Рототаева, Г.И. Сивкова, Ю.Г. Татур, Р. Хинтч и др.) отмечено, что структура социальной компетентности включает компоненты когнитивного характера (представлять, понимать, анализировать), а также социальные умения
и навыки (деятельностная составляющая), социальные и психологические характеристики личности.
В Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assesment, PISA), уровень знаний, получаемых школьниками общеобразовательных школ разных стран и степень их подготовленности определяется как активное включение в жизнь общества. При этом параллельно с предметными знаниями, умениями и навыками оценивается уровень сформированности социальных и личностных характеристик. Среди них — креативность, толерантность, уверенность в себе в условиях неопределенности, адаптивность, ответственность, нацеленность на результат. Основной структурной составляющей социальной компетентности человека являются социальные и личностные характеристики. Их включение в структуру социальной компетентности придает личностный характер другим составляющим социальной компетентности — социальным знаниям и умениям.
Таким образом, в современном образовании формирование и развитие социальной компетентности не носит научно обоснованного и целенаправленного характера. Её проявление часто зависит от различных факторов, а именно, от уровня владения школьниками социальными знаниями, умениями, навыками, от личностных оснований социальной компетентности, от социально-личностных характеристик, которые у каждого человека сформированы по-разному. Социальные и личностные характеристики, социальные знания и умения в условиях системы образования не получают должного развития. Одной из причин такого положения является отсутствие в учреждении образования возможности создавать контекст будущей социальной жизни и деятельности учащихся. Именно в данном контексте следует создавать новое содержание образования, в котором обучение и воспитание, являющиеся основными составляющими образовательного процесса, определяются посредством контекста будущей социальной действительности, с которой столкнутся, а иногда уже и сталкиваются нынешние учащиеся.
В таблице 1 представлены базисные составляющие социальной компетенции.
Таблица 1.
Структурные компоненты социальной компетенции
Структурные компоненты социальной компетенции
Социальные Социальные Личностные Способности
знания умения характеристики
Уметь адресовать конструктивное
свое общение, взаимодействие
предложить свою с различными
помощь, привлечь людьми;
внимание поддерживать
собеседника, Организованность, общение;
Знать проявить настойчивость, принимать и
особенности заинтересованност активность, понимать точку
поведения ь к собеседнику, целеустремленность зрения партнера
людей эмпатировать ему, , (встать на
(вербального и уметь вступать в креативность, позицию
невербального) контакт и любознательность, другого);
, понимать поддерживать его, саморазвитие, сопереживание в
суть принимать точку принципиальность, общении;
высказывания, зрения наблюдательность, определение
а также собеседника, корпоративность, психологическог
проблемы уметь коммуникабельност о состояния
других людей. ориентироваться в ь, толерантность, партнера,
Знать способы социальной жизнелюбие, ситуацию и
поиска ситуации, готовность к условия
необходимой аргументировать сотрудничеству, общения;
информацию и свое мнение, не пластичность, построение
добиваться допускать и гуманность, своего общения с
точных решать справедливость, учетом данных
данных, путем конфликтные порядочность, условий;
конкретных ситуации честность, внимательное
вопросов конструктивно, уверенность в себе, отношение к
разрешать ответственно саморегуляция, собеседнику;
спорные относиться к решительность, формулирование
ситуации своим поступкам и ответственность, своих мыслей и
высказываниям, самостоятельность высказывание
уметь толерантно своей точки
относится к людям зрения;
уметь доказывать контроль своего
и отстаивать свою поведения;
точку зрения доведение
начатого дела до конца
Все вышеперечисленные социальные знания, умения, способности и личностные характеристики должны формироваться и проявляться в готовности и способности молодого человека действовать в рамках законодательства своего государства, что, в свою очередь, основывается на знаниях права и опыте правового поведения.
Список литературы:
1. Бондаревская О.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: монография. Ростов н/Д., 2000. — 236 с.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34—42.
3. Мачехина О.Н. Формирование социальной компетентности старшеклассников на основе проектно-контекстного подхода в современном образовательном процессе // Преподавание истории в школе. Спецвыпуск. № 5, апрель 2007. — С. 15—19.
4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с анг. М., 2002. — 198 с.
5. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. — 2004. — № 4. — С. 138—143.
6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностью ориентированной парадигмы образования // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 60.