5.10. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
Сайфуллин Эдуард Валиевич, преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин. Уфимский юридический институт МВД России.
Султанов Урал Зайнуллович, старший преподаватель. Уфимский юридический институт МВД России. Полковник полиции.
Аннотация: В статье анализируются проблемы и ограничения на пути становления гражданского общества современной России, формы взаимодействия институтов современного российского государства и формирующихся институтов гражданского общества, рассматриваются перспективы решения указанных проблем.
Ключевые слова: гражданское общество, некоммерческие организации, неправительственные организации, политические партии, социальные процессы, политические процессы, государственные институты, политическая культура, политическое сознание, гражданский менталитет, гражданская культура, общественные объединения.
PROBLEMS OF FORMATION OF A CIVIL SOCIETY IN RUSSIA
Sayfallin E. V., lecturer, department of administrative and legal disciplines. The Ufa law institute of the MVD of Russia.
Sultanov U.Z., senior lecturer. The Ufa law institute of the MVD of Russia. Colonel of the police.
ychitel09 @mail. ru
Annotation: The article analyzes the problems and constraints for the development of civil society of modern Russia, the forms of interaction between the institutions of the modern Russian state and the emerging civil society institutions, are considered the prospects for resolving these problems.
Keywords: civil society, non-profit organizations, non-governmental organizations, political parties, social processes, political processes, state institutions, political culture, political consciousness, the civil mentality, civic culture, and civic associations.
Развитие демократии и становление институтов
гражданского общества находятся в тесной взаимосвязи: чем более развито гражданское общество, тем демократичнее государство. Так, предпосылками развития гражданского общества являются появление у граждан экономической самостоятельности и возрастание статуса человеческой личности.
В свое время Аристотель сформулировал концептуальные идеи о сущности гражданского
общества. Не употребляя понятие «гражданское тем не менее, обосновал его
общество», он, экономические, социальные, политические и юридические предпосылки1, которые актуальны и по сей день. Политическим показателем гражданского общества выступает наличие демократического режима осуществления власти, которому присущи правовые способы осуществления власти, демократические приемы воздействия на население, соблюдение свободы личности, защита прав граждан, участие народа и политических партий в управлении государством.
Демократия - это возможность совершенствовать общество, выявлять трудности и противоречия, обязательно в нем существующие, и успешно их преодолевать, тем самым универсальным механизмом гражданского общества выступает развитой политической системы негосударственных институтов. К
являющаяся строительства В стране нет в части ее тому же Россия
«страдает» дефицитом народного волеизъявления. Можно привести примеры, связанные с отстранением народа от прямого избрания глав исполнительной
власти субъектов РФ, отсутствием постоянной практики участия народа в обсуждении важнейших законопроектов, часто встречающиеся случай игнорирования со стороны исполнительной власти функции гражданских институтов и с рядом других аналогичных аспектов, т.е. фактически с определенным удалением широких народных масс от управления государством.
Юридическим показателем гражданского общества является наличие действенного механизма правового регулирования общественных отношений. В данном аспекте Россия также весьма далека от идеала.
Социально-экономическим показателем
гражданского общества является наличие среднего класса. На сегодняшний день трудно представить процентное соотношение среднего класса Российской Федерации, по ряду причин, основной из которых являются существенное расхождение в критериях выделения и количественных показателей в методиках исследования зарубежных и отечественных специалистов. По ряду данных, он составляет 23% от всего общества2. На этом аспекте остановимся более подробно, поскольку категория «средний класс» является исключительно важным компонентом строительства гражданского общества. Еще Аристотель особо пристальное внимание уделял среднему классу. Слишком богатых он называл наглецами и мерзавцами, а очень бедных -корабельной чернью. Крайняя нищета развращает так же, как и богатство: оба класса одинаково опасны для
Соколов А.Н. Юридическая практика как критерий
1 Шершеневич Г.Ф. История философии права. СПб.: эффективности управления обществом: Монография / Под ред.
Университет МВД России, 2001. С. 104. А.Н. Соколова и В.М. Бочарова. Калининград, 2008. С. 38.
существования государства. Граждане, живущие в достатке, положение которых занимает золотую середину между крайностями, служат на деле естественной основой, опорой государства3. По данным Росстата на II квартал 2011 года численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по России составила
19.5 млн., соответственно - 13,8% от общей
численности населения России. По сравнению с тем же периодом 2010 года число малоимущих увеличилось на 1,5 млн. В процентном соотношении, от общего количества населения России, это увеличение на 1,1%4. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в обществе.
Важной характеристикой гражданского общества является достижение высокого уровня самоорганизации общества. Гражданское общество -это основанная на самоорганизации система социально-экономических и политических отношений, функционирующих в правовом режиме социальной справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека как высшей ценности гражданского общества.
Основная проблема создания институтов гражданского общества заключается в отсутствии национальной сплоченности россиян. Национальный характер является одним из важнейших факторов для формирования гражданского общества, так как подавляющее большинство не разрешенных вопросов в социальном управлении связаны с ресурсом населения, территорий его проживания и вопросами социально-экономического развития.
По данным Федеральной службы государственной статистики, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2010 г. составляла 141,9 млн. человек, из которых 103,7 млн. человек (73%) - горожане, и 38,2 млн. человек (27 %) -сельские жители. Число россиян в 2009 г. увеличилось
10.5 тыс. человек, или на 0,01%. Прирост числа
жителей России наблюдается впервые с 1994 г. (за 2008 г. численность населения сократилась на 104,9 тыс. человек, или на 0,07%) и сложился как за счет существенно уменьшившейся естественной убыли, так и в результате увеличившегося миграционного прироста. За 6 месяцев 2010 г. численность населения России уменьшилась на 52,3 тыс. человек или на 0,04% (в январе-июне 2009 г. сокращение числа
россиян составляло 50,6 тыс. человек или 0,04%)5.
На сегодняшний день происходит в катастрофических масштабах депопуляция территории, которые ранее были обжитыми. Жители малых городов и сельских поселений ощущают не заинтересованность в них со стороны федеральной и региональной власти, которые пытаются реализовать политику социальных льгот,
имеющую по большей степени рекомендательный
характер. Все, что обещано государством и
3 Шершеневич Г.Ф. Указ.сочинение. С. 104.
4 Бедность в России продолжает распространяться. Интернет ресурс// http://www.epochtimes.ru/content/view/53056/83/
5 Современная демографическая ситуация в Российской
Федерации. Интернет ресурс. http://www.gks.ru
сформулировано в виде «помощь в выделении», «содействия переселению» и «содействие в предоставлении», на практике не срабатывает, поэтому выделение гражданам земельных участков, реальной помощи в трудоустройстве, предоставление беспроцентных ссуд, льготных кредитов и т.п. фактически не происходит.
Таким образом, более половины социальных льгот существует только на бумаге, так как их реализация поставлена в прямую зависимость от состояния платежеспособности бюджетов субъектов РФ. Подобное положение вещей не позволяет в надлежащей мере реализовать права и свободы граждан.
Россия имеет конкурентные преимущества по площади и богатствам недр, научно-техническому потенциалу и трудовым ресурсам. Однако последние два преимущества ежегодно теряются. Наиболее слабыми звеньями российской экономики являются мизерные государственные вложения в развитие образования, науки и здравоохранения, слабое государственное регулирование экономики, неразвитость систем управления на всех уровнях управленческой иерархии, неустойчивость банковской системы и др.6 За годы рыночных преобразований не приняты федеральные программы повышения конкурентоспособности страны. Провозглашенная Стратегия 2020, по сути пока является, лишь возможным сценарием социально экономического развития страны.
Финансируемые государством образовательные программы не востребованы российской экономикой: выпускники естественнонаучных и инженерных институтов и факультетов работают не по специальности или уезжают за границу. Низкий спрос российского рынка труда на российское образование ярче всего отражается в количественных оценках так называемой рентабельности инвестиций
в человеческий капитал. В отличие от развитых стран, где каждый дополнительный год образования при прочих равных характеристиках приводит к увеличению зарплаты на 10%, в России соответствующий показатель равен лишь 4-5%. Другими словами, неэффективность высшего образования дорого обходится российской экономике: производительность труда специалиста с пятилетним высшим образованием могла бы быть выше на четверть7.
В сложившейся ситуации происходит трансформация интересов граждан, вынужденных решать вопросы фактического выживания, которые решаются любыми путями, в том числе вопреки морально - нравственным нормам и тем более нормам права. Развивается ситуация где граждане начинают следовать правилу, пусть под разным предлогом, но уже с привычным результатом: каждый сам за себя. Тем самым
подрываются идей самоорганизация населения, интересы общества и государства в целом.
История России с точки зрения гражданского общества - это история борьбы власти с обществом, как бы ни парадоксально это не звучало. Плюрализм, независимость и гражданская активность в
Дмитриев Д., Гонка на грани вымирания, журнал «Тор-manager», 2007 г., № 6, с. 30
7 Гуриев С., Мифы экономики: Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики, М., «Альпина Бизнес Букс», 2006 г., с. 175-176.
большинстве случаев все еще рассматриваются государственной властью как негативные и опасные для ее существования факторы. В рамках консолидации государственной власти игнорируются любые самостоятельные проявления гражданской активности.
В открытых и демократичных обществах гражданские институты существуют независимо от того, противостоят ли государству или поддерживают его - это обычная среда, где протекает обычная жизнь людей. В таких условиях институты гражданского общества способны ограничивать притязания государства в отношении граждан и вместе с тем они способствуют стабильности государственной власти. Инфраструктуры такого рода существуют в странах, где создание гражданского общества происходило параллельно со становлением государства.
На сегодняшний день сформированы и действуют следующие представительства общественности в органах государственной власти: Общественная
палата Российской Федерации8, Советы при Президенте РФ9, общественные советы при органах исполнительной власти10, при государственных внебюджетных фондах11 и др. структурах. Однако вопросы формирования и деятельности указанных институтов остаются наиболее проблемными и по сегодняшний день
Возможно, на первых этапах необходимо было дать начальный импульс деятельности указанных представительств институтов гражданского общества и можно было согласиться с принципом персональных назначений в большинстве случаев одной трети членов палаты, которые в свою очередь определяют остальной состав членов данных коллегиальных органов12, но в дальнейшем требовалась разработка демократического механизма формирования Общественной палаты. В связи с этим, нам представляется, необходимым изменение принципов формирования и деятельности указанных институтов гражданского общества. Новые принципы заключаются в том, что данные представительства должны состоять не из физических лиц, а из представителей общественных объединений. Предполагается, что общественные советы должны формироваться общественностью, а не исполнительной властью. Только так возможно качественное решение
8 Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 03.05.2011) /Собрание законодательства РФ, 11.04.2005, № 15, ст. 1277.
9 См. например: Указ Президента РФ «О Совете при
Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека» от 01.02.2011 № 120 /Собрание законодательства РФ, 07.02.2011, № 6, ст. 852; Указ Президента РФ от 02.11.2007 № 1451 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления» /Собрание законодательства РФ, 05.11.2007, № 45, ст. 5462;
10 См. например: Указ Президента РФ «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» от 23.05.2011 № 668 /Собрание законодательства РФ, 30.05.2011, № 22, ст. 3154; Приказ Минобрнауки РФ «Об Общественном совете при Министерстве образования и науки Российской Федерации»от 28.12.2006 № 346 Бюллетень Минобрнауки РФ, № 3, 2007 и др.
11 См. например: Ст. 8 Федерального закона «Об
инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24.07.2002 № 111 -ФЗ (ред. от 11.07.2011)/ Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3028,
12 См. например: Ст. 8 Федерального закона «Об Общественной палате РФ» от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 03.05.2011) /Собрание законодательства РФ, 11.04.2005, № 15, ст. 1277.
поставленных задач, а именно общественная экспертиза и общественный контроль, развитие
общественной и некоммерческой деятельности, реализация общественно значимых проектов.
Гражданское общество в России не может быть привнесено и навязано извне, оно не может быть скопировано по примеру развитых западных демократий, которые также имеют свои проблемы развития. Проблем, стоящих перед институтами гражданского общества России много, и решаться они будут последовательно, поскольку объективно изменения возможны лишь в ситуации, когда
перемены происходят в течение достаточно
длительного исторического периода.
С учетом вышеизложенного важно рассмотреть вопрос о создании действенного механизма по формированию и развитию институтов гражданского общества, который должен включать себя:
- решение проблемы материально - технического обеспечения институтов гражданского общества. Важнейшим условием формирования гражданского общества является свобода, которая подразумевает и материальную независимость личности и институтов общества;
- институты представительств гражданского общества в органах власти должны формироваться общественностью, а не исполнительной властью;
- и учетом имеющегося опыта необходимо законодательно установить требования к организации взаимодействия власти и общественности, которые обеспечивали бы привлечение реально независимых и наиболее квалифицированных представителей некоммерческих организации и экспертов, гарантировали открытость дискуссии;
- создание системы негосударственного стимулирования граждан и общественных объединений привлеченных к реализации общественно значимых проектов;
- организация регулярных встреч представителей государственной власти с общественностью, направленных на совместное обсуждение проблемных ситуации;
- создание специальных информационных проектов в сети Интернет, СМИ, позволяющих населению объективно отслеживать деятельность Правительства и региональных властей, с целью объективного отслеживания социальноэкономической ситуации в стране;
- применение общественного мнения в оценке деятельности высших должностных лиц государственной службы.
Список литературы:
1. Федеральный закон РФ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24.07.2002 № 111 -ФЗ (ред. от
11.07.2011)/ Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3028.
2. Федеральный закон РФ «Об Общественной палате РФ» от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 03.05.2011) /Собрание законодательства РФ, 11.04.2005, № 15, ст. 1277.
3. Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от
03.05.2011) /Собрание законодательства РФ, 11.04.2005, № 15, ст. 1277.
4. Указ Президента РФ «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека» от 01.02.2011 № 120 /Собрание законодательства РФ, 07.02.2011, № 6, ст. 852.
5. Указ Президента РФ от 02.11.2007 № 1451 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного
самоуправления» /Собрание законодательства РФ,
05.11.2007, № 45, ст. 5462.
6. Указ Президента РФ «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» от 23.05.2011 № 668 /Собрание законодательства РФ, 30.05.2011, № 22, ст. 3154;
7. Приказ Минобрнауки РФ «Об Общественном совете при Министерстве образования и науки Российской Федерации»от 28.12.2006 N 346 Бюллетень Минобрнауки РФ", № 3, 2007.
8. Гуриев С., Мифы экономики: Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики, М., «Альпина Бизнес Букс», 2006 г.
9. Дмитриев Д., Гонка на грани вымирания, журнал «Top-manager», 2007 г., № 6.
10. Ладан Е.А. Тенденции формирования современной российской миграционной политики //Общество и право, 2010, № 5
11. Соколов А.Н. Юридическая практика как критерий эффективности управления обществом: Монография / Под ред. А.Н. Соколова и В.М. Бочарова. Калининград, 2008.
12. Шершеневич Г.Ф. История философии права. СПб.: Университет МВД России, 2001.
Reference list:
1. The federal law of the Russian Federation «About investment of means for financing of a memory part of labor pension in the Russian Federation» from 7/24/2002 № 111 -FZ (ред. From 7/11/2011) / Meeting of the legislation of the Russian Federation, 7/29/2002, № 30, item 3028.
2. The federal law of the Russian Federation «About Public chamber of the Russian Federation» from 4/4/2005 № 32-FZ (ред. From 5/3/2011) / meeting of the legislation of the Russian Federation, 4/11/2005, № 15, item 1277.
3. The federal law «About Public chamber of the Russian
Federation» from 4/4/2005 № 32-FZ (ред. From 5/3/2011) / meeting of the legislation of the Russian Federation,
4/11/2005, № 15, item 1277.
4. The decree of the President of the Russian Federation
«About Council at the President of the Russian Federation on development of a civil society and human rights» from 2/1/2011 № 120 / meeting of the legislation of the Russian Federation, 2/7/2011, № 6, item 852.
5. The decree of the President of the Russian Federation from
11/2/2007 № 1451 «About Council at the President of the Russian Federation on local government development» / meeting of the legislation of the Russian Federation,
11/5/2007, № 45, item 5462.
6. The decree of the President of the Russian Federation
«About social councils at the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and its territorial orga-nah» from 5/23/2011 № 668 / meeting of the legislation of the Russian Federation», 5/30/2011, № 22, item 3154;
7. The order of Minobrnauki of the Russian Federation «About Social council at the Ministry of Education and Science of the Russian Federation» from 12/28/2006 N 346 Bjulleten Minobrnauki of the Russian Federation», № 3, 2007.
8. Гуриев С, economy Myths: Errors and stereotypes which extend mass-media and politicians, М, «Alpina Business of Axle boxes», 2006
9. Dmitriev Д, Race on the verge of extinction, magazine «Top-manager», 2007, N 6.
10. E.A.tendenc's incense of formation of a modern Russian migratory policy//the Society and the right, 2010, № 5
11. Sokolov A.N.legal of an expert as criterion of management efficiency a society: the Monography / Under the editorship of
А.Н. Sokolov and V.M.Bocharova. Kaliningrad, 2008.
12. Shershenevich G. F. Legal philosophy history. SPb.: university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2001.
РЕЦЕНЗИЯ
Конституционные права и свободы человека и гражданина нуждаются в эффективных механизмах их реализации, без которых само существование и законодательное закрепление прав и свобод становится правовой фикцией. Эффективность решения проблем обеспечения прав и свобод человека и гражданина в России зависит не только от усилий государства, но и активизации деятельности формирующихся институтов гражданского общества, помогающих государственным органам власти разрешать самые сложные задачи в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Формирование гражданского общества и построение правового государства в России, безусловно, актуализируют вопросы осуществления общественного контроля во всех сферах государственной жизни. Однако приходится констатировать, в научной литературе пока ощущается дефицит публикаций о значимости, роли, сущности и содержании общественного контроля. И это при том, что в последнее время в разработку и реализацию государственной политики в сфере защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина все чаще вовлекаются институты гражданского общества .
Данная статья будет интересна широкому кругу читателей, изучающих вопросы становления и развития гражданского общества.
Работа изложена логично, грамотно, что позволило всесторонне осветить содержание данной проблемы.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что работа отвечает требованиям, к ней предъявляемым и может быть опубликована для всеобщего ознакомления.
Заведующий кафедрой
общепрофессиональных дисциплин
УЮИ МвД РФ к.с.н., доцент
В.И. Михайлов