Научная статья на тему 'Проблемы формирования аудиальной культуры: к вопросу о содержании музыкально-профессионального образования'

Проблемы формирования аудиальной культуры: к вопросу о содержании музыкально-профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
136
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION / АУДИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / AUDIO CULTURE / АУДИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / AUDIO DEVELOPMENT / АУДИАЛЬНАЯ СРЕДА / AUDIO ENVIRONMENT / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / MUSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Казакова Светлана Викторовна

В статье ставится проблема развития профессиональной компетентности студентов будущих учителей музыки. Акцентируется внимание на формировании аудиальной культуры школьников. Обосновывается необходимость введения образовательного курса для студентов будущих педагогов, в основе которого лежит понимание специфики аудиальной культуры и способов ее освоения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing Listening Culture in Students

The paper deals with the problem of development of professional competence of future teachers of music, emphasizing the formation of the culture of listening in schoolchildren and explaining the necessity of reading such a course to students.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования аудиальной культуры: к вопросу о содержании музыкально-профессионального образования»

КОНСУЛЬТАЦИИ

УДК 14.35.07

С. В. Казакова

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АУДИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ: К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье ставится проблема развития профессиональной компетентности студентов - будущих учителей музыки. Акцентируется внимание на формировании аудиальной культуры школьников. Обосновывается необходимость введения образовательного курса для студентов - будущих педагогов, в основе которого лежит понимание специфики аудиальной культуры и способов ее освоения.

Ключевые слова: профессиональное музыкальное образование, аудиальная культура, аудиальное развитие, аудиальная среда, музыкальная культура.

Abstract. The paper deals with the problem of development of professional competence of future teachers of music, emphasizing the formation of the culture of listening in schoolchildren and explaining the necessity of reading such a course to students.

Index terms: professional music education, audio culture, audio development, audio environment, musical culture.

Модернизация отечественного образования выдвигает новые требования ко всем специалистам, в том числе и в сфере музыкального образования. В связи с вхождением России в Болонский процесс необходимо изменение содержания образования в соответствии с новыми требованиями: компетентностного подхода к подготовке специалистов (уровня бакалавров или магистров), реализации вариативности и междисципли-нарности на основе индивидуально-ориентированной технологии образовательного процесса. Для профессионального музыкального образования это актуальная задача, поскольку уровень подготовки учителей музыки не всегда отвечает современным запросам.

В соответствии с современными подходами в системе профессиональной подготовки учителя музыки встает насущная необходимость коррекции содержания образовательных программ, чтобы они могли шире и полнее представить поле музыкальной культуры и возможности вхождения в нее детей и юношества.

Главная задача музыкального образования в школе состоит в том, чтобы приобщить детей к музыкальной культуре. Это предполагает пони-

мание школьниками языка музыкального искусства и владение навыками общения на этом языке, развитое музыкальное сознание и устойчивый музыкально-познавательный интерес, приобщение к мировым музыкальным ценностям и активное стремление обогащать собственный художественный опыт.

Чаще всего знакомство с музыкой у детей происходит стихийно. Музыка сопровождает человека постоянно. Однако поток музыкальной информации часто им не контролируется и не осознается. Музыка, в силу своей разнохарактерности и многообразия, минуя сознание, непосредственно воздействует на подсознательные и бессознательные процессы, влияет на психику и соматику детей, она способна как гармонизировать, так и усилить негативные проявления личности.

Формирование музыкальной культуры детей младшего школьного возраста возможно при условии целенаправленной и систематической работы учителя музыки. Он способен ввести ребенка в мир звуков, научить его слушать, слышать и понимать себя и окружающих людей.

Современная педагогика музыкального образования обладает широким потенциалом музыкального развития, образования и воспитания школьников. Однако становление музыкальной культуры учащихся невозможно без формирования их аудиальной культуры. На наш взгляд, совершенствование содержания профессиональной подготовки учителя музыки на уровне бакалавриата (4-летней профессиональной подготовки) следует начинать со знакомства с феноменом аудиальной культуры и способами, формами и методами ее формирования у школьников.

Решение задач формирования аудиальной культуры учащихся вызывает острую потребность в подготовке специалистов высокой квалификации. Знание закономерностей аудиального развития детей и умение организовать учебный процесс так, чтобы ребенок научился слушать, слышать и понимать окружающий мир и себя в этом мире, чтобы взаимодействие ребенка с музыкой состоялось на более высоком уровне, являются важнейшими показателями профессионального мастерства учителя. Это может быть рассмотрено как важнейшая компетенция современного учителя музыки, зависящая, в свою очередь, от теоретической и практической профессиональной подготовки.

Теоретическая часть подготовки будущих учителей музыки к формированию аудиальной культуры школьников, на наш взгляд, должна включать следующие компоненты.

1. Знакомство студентов с современными подходами в музыкальном образовании: гносеологическим, аксиологическим, акмеологическим, дея-тельностным и др.

2. Знакомство с предпосылками возникновения аудиальной культуры как педагогической категории и определение понятия «аудиальная культура».

3. Выявление структуры и содержания данного педагогического явления: основных структурных элементов (интеллектуального, эмоционального, ценностного); сущностных характеристик-критериев (эмоциональной отзывчивости как первой реакции ребенка на звуковой мир; степени владения мыслительными операциями, которые позволяют не только воспринимать, но и осмысливать звуковую среду; ценностного отношения к звуковой сфере окружающего мира); функций аудиальной культуры (челове-котворческой, адаптационной, коммуникативной, информационной, зна-ково-семиотической, социализирующей, преобразующей, трансляционной).

4. Соотношение понятий: 1) культура (в широком смысле) - совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми, 2) аудиальная культура - совокупность материальных и духовных ценностей, связанных с восприятием, порождением, переработкой и передачей звуковой информации, 3) музыкальная культура (в широком смысле) - совокупность накопленных обществом ценностей музыкального искусства, а также деятельность людей и соответствующих учреждениях по созданию, хранению, воспроизведению, распространению и использованию этих ценностей (А. И. Сохор, В. С. Цуккерман).

5. Определение места аудиальной культуры в системе общей культуры личности: аудиальная культура как компонент культуры, шире - музыкальной культуры и речевой культуры. Она связана с восприятием и осмыслением всего спектра звуков (природных, бытовых, речевых, музыкальных и т. д.). Это более фундаментальный уровень, без которого не могут развиваться музыкальные способности ребенка.

6. Выделение основных компонентов аудиальной культуры. Аудиальная культура - интегрированное качество личности, в основе которого лежит способность человека воспринимать, интерпретировать и передавать шумовую, звуковую и музыкальную информацию. Из трех компонентов звуковой информации, лежащей в основе аудиальной культуры личности, - звук, речь, музыка, - наиболее значимым является звук, который входит в состав слова и музыки и выступает как универсальное средство общения между людьми, способ познания себя и мира, постижения окружающей звуковой среды, важной составляющей которой является музыкальное искусство.

7. Выявление взаимосвязи понятий «аудиальное развитие», в основе которого лежит способность всех живых существ, в том числе и человека, принимать и перерабатывать звуковые сигналы из внешней среды, а также адекватно реагировать на них; «аудиальная среда», под которой понимается целостное аудиальное поле, окружающее индивида и определен-

ным образом воспринимаемое и интерпретируемое им; «аудиальная культура», которая рассматривается как культура восприятия, осмысления и интерпретации звуковой среды.

Профессиональная компетентность учителя предполагает использование знаний из разных областей наук. Назовем те из них, какие необходимы учителям музыки для формирования аудиальной культуры учащихся.

Физика (раздел «акустика» - учение о звуке). С точки зрения физики, звук есть колебательные движения частиц упругой среды. Физическая акустика разграничивает звуковые параметры в соответствии с принятой системой общенаучных физических представлений о движении, энергии, пространстве, времени, массе, упругости, скорости и т. д. К основным физическим характеристикам звука физики относят частоту и интенсивность колебания. Исходя из выше представленных физических параметров звуки подразделяются на высокие и низкие, громкие и тихие, продолжительные и короткие, слышимые и неслышимые, музыкальные и немузыкальные. Знания из области физики дают студентам общее представление о звуке, позволяют дифференцированно подойти к шумам и звукам окружающей действительности, познать акустические основы музыки.

Биология, в частности биоакустика, которая изучает проблему восприятия звуков и их значение в мире животных. К наиболее известным подходам классификации звуковых сигналов, издаваемых и воспринимаемых животными, можно отнести функциональный подход, экологофунк-циональный подход и классификацию, построенную с точки зрения синтаксиса свойства последовательности звука (А. И. Константинов, А. С. Мальчевский, А. И. Мовчан, А. В. Панин, Г. Темброк). В соответствии с данными подходами предполагается, что звуки в жизни животных выполняют следующие функции: уведомляют о видовой или половой принадлежности партнеров, сообщают о возрасте и состоянии здоровья животного, предупреждают особей о неблагоприятных изменениях во внешней среде, уведомляют о занятости территории и т. д., т. е. помогают ориентироваться в пространстве, добывать пищу, увеличивать популяцию, реагировать на опасность, осуществлять простейшую коммуникацию. Сведения из области биоакустики помогут студентам сконцентрировать свое внимание на значимости шумов и звуков в мире живой природы; уяснить, что проявление звуковой активности у животных связано с процессом их адаптации и выживания. То есть, как и в человеческом обществе, в мире животных звуки имеют определенную «ценность».

Анатомия и физиология слуха, изучающие особенности строения слухового аппарата человека и механизмы звукового восприятия. Аудиальная система человека представляет комплекс органов-рецепторов,

воспринимающих звуковую энергию и преобразующих ее в нервный импульс. Благодаря этому человек воспринимает сложные колебания давления как звуки. Владение информацией из области анатомии и физиологии слуха позволяет студентам уяснить специфику человеческого звуко-восприятия, найти зависимость между строением аудиальной системы и возможностью «принятия» или «непринятия» звуковых сигналов.

Психология (раздел «психоакустика»), которая исследует законы звукового воздействия на человека. В отличие от физической акустики психоакустика изучает свойства звука, представляющие ценность в речи, в музыке, в восприятии различных звуков, с которыми человек встречается в природе, в быту: громкость, высоту, тембр, длительность (продолжительность), пространственную локализацию (В. А. Вахромеев, Е. В. На-зайкинский, С. Л. Рубинштейн и др.). В зависимости от частоты колебания звуки делятся на слышимые и неслышимые человеком. Несмотря на то, что некоторые звуки (инфразвуки, ультразвуки, гиперзвуки) не входят в границы диапазона слышимых звуков, это не значит, что прекращается их физическое и физиологическое воздействие на человека. Оставаясь вне поля слышания, инфразвуки, например, являются причиной неосознанного страха, беспокойства, раздражения, усталости.

Сонология, в основе которой лежит комплексное, всестороннее изучение звука как физического и психического феномена, а также как явления культуры и искусства (Дж. Михайлов). Комплексный подход к феномену звука позволяет исследовать его свойства как моделирующего механизма, отражающего многообразные процессы, происходящие в эволюции природы, развития человеческих обществ, акцентировать внимание на ценности звука для жизни человека.

Музыкальная психология. При изучении студентами данной науки следует обратить внимание на дифференциацию традиционно используемых понятий «восприятие», «музыкальное восприятие», «восприятие музыки». Под восприятием большинство ученых-психологов понимают процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств (А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев). «Восприятие музыки» - это, прежде всего, восприятие звуковых сигналов как нечто слышимое и действующее на органы чувств (Е. В. Назайкинский). «Музыкальное восприятие» - прочувствованное и осознанное восприятие, направленное на постижение тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности (Б. В. Асафьев, В. К. Белобородова, Е. Н. Назайкинский, Б. М. Теплов) [7].

Данные вопросы до сих пор не учитывались в должной мере в профессиональной подготовке учителя музыки.

Глубокого изучения требует вопрос, связанный с интонационной природой музыки как специфического свойства, отличающего музыку от других видов искусств. Под интонацией большинство ученых-музыкантов понимает полиэлементное образование, где темброво-артикуляционные, громкостные, ритмические, темповые, звуковысотные параметры взаимодействуют друг с другом в устремленности к одному смыслу (Б. В. Асафьев, В. В. Медушевский, Е. А. Ручьевская) [8].

Важным является вопрос, связанный с информационной природой музыкального звука: «звук содержится в информации, и информация содержится в звуке» (Е. В. Назайкинский) [6]. Особенно значима семиотическая интерпретация музыкального языка (В. В. Медушевский, С. М. Мальцев и др.) [4].

С условиями аудиального развития детей как искусства слушать, слышать и понимать самого себя, окружающих людей, окружающий шумовой, звуковой и музыкальный мир, можно познакомиться в трудах А. Ф. Лобовой [2].

Воспитание профессиональной компетентности предполагает операционально-методический аспект: овладение наиболее эффективными методами работы по аудиальному развитию детей, формированию их ау-диальной культуры. К традиционным относятся методы

• музыкального обобщения, размышления о музыке (Д. Б. Кабалевский);

• установления ассоциативных связей между музыкальными и зрительными образами, метод слуховой наглядности (Л. В. Горюнова);

• пластического моделирования (А. А. Пиличяускас);

• создания художественного контекста (Д. Б. Кабалевский);

• музыкальной импровизации (Н. А. Ветлугина, Г. С. Ригина);

• сопереживания (Н. А. Ветлугина, А. А. Мелик-Пашаев).

Современные методы включают

• метод моделирования художественно-творческого процесса (Л. В. Школяр);

• методы мелодического, ритмического, тембрового, вербального, пластического, графического фантазирования (А. Ф. Лобова) и др.

К авторским методам формирования аудиальной культуры школьников можно отнести методы

• «включения» в звуковую среду;

• звуковой импровизации;

• звукового сотворчества;

• гармонизации окружающей звуковой среды.

Важной стороной деятельности учителя музыки, позволяющей изучить способности каждого ученика и проследить динамику их развития, является педагогическая диагностика. Следовательно, необходимо позна-

комить будущих педагогов в области музыкального образования с основными принципами (объективности, систематичности, наглядности), формами и методами контроля за формированием аудиальной культуры младших школьников, этапами проведения контрольной проверки (к ним относятся предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль), современными методами диагностики, правилами разработки тестов и составления контрольных заданий, условиями проведения тестирования и использования теста в разных видах контроля, способами обработки результатов тестирования [9].

Практическая часть подготовки будущих специалистов должна включать анализ содержания современных программ и методик по музыке с позиций возможностей каждой из них формирования аудиальной культуры школьников. К ним относятся:

1) программа по музыке для 1-4-х классов, разработанная Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, направленная на осознание младшими школьниками роли музыки в повседневной жизни человека вообще, в своей собственной жизни и постижение своеобразия выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека [5];

2) программа по музыке для 1-го класса И. В. Кадобновой, В. О. Усаче-вой, Л. В. Школяр, в которой раскрываются безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни [10];

3) программа по музыке для детей 4-6 лет И. П. Манаковой и Н. Г. Сал-миной, в которой реализуется семиотический подход к анализу различных видов искусства, включая музыку («формирование адекватного восприятия музыкального произведения возможно только через овладение музыкой как семиотической системой» [3, с. 5]);

4) программа «Музыка на основе взаимодействия искусств» Н. Г. Та-гильцевой, главной задачей которой является воспитание эмоциональной культуры первоклассников через дифференцирование основных эмоциональных состояний ребенка, выявление формальной и содержательной общности музыки с различными видами искусства и жизнью, сравнение жизненных эмоций с художественными [11].

Несмотря на значимость вышеперечисленных программ в области формирования отдельных сторон аудиальной культуры, следует заметить, что в основе каждой из них лежит стремление приобщить учащихся к звуковой культуре человечества через музыкальное искусство, т. е. каждая из них ориентирована прежде всего на воспитание музыкальной культуры личности. Мы полагаем, что начинать работу по формированию аудиальной культуры школьника следует с постепенного постижения ребенком звуков окружающего мира, а именно шумов и звуков, которые

можно услышать дома или в школе; шумов и звуков города; шумов и звуков сельской местности, шумов и звуков природы; шумов и звуков, которые могут выразить чувства и мысли человека (сигнальные, речевые, музыкальные) и др. Эти и другие блоки были включены в основу авторской программы по формированию аудиальной культуры младших школьников, главная цель которой - «научить ребенка слушать и слышать не только музыку, но и себя и окружающий мир» [2, с. 37].

Таким образом, предлагаемый нами путь - знакомство с таким явлением, как аудиальная культура, и обучение студентов способам ее формирования - способен решить поставленную задачу коррекции содержания музыкального профессионального образования, а введение подобного учебного курса в подготовку бакалавров музыкального образования станет одним из шагов, реализующих принципы Болонского процесса.

Литература

1. Кармин А. С. Основы культурологи: морфология культуры. СПб.: Лань, 1997.

2. Лобова А. Ф. Теория и практика музыкального воспитания в начальной школе: учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002.

3. Манакова И. П. Дети. Мир звуков. Музыка. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991.

4. Махлина С. Семиотика культуры и искусства. СПб.: Композитор, 2003. 340с.

5. Музыка: 1-4 кл.: метод. пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. М.: Просвещение, 2004.

6. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988.

7. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.

8. Орлова Е. М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. М.: Музыка, 1984.

9. Педагогическое тестирование: метод. разработка / сост. А. В. Мальцев. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998.

10. Программа по музыке для общеобразовательной школы: 1-е классы / И. В. Кадобнова, В. О. Усачева, Л. В. Школяр. М.: Просвещение, 2004.

11. Тагильцева Н. Г. Воспитание эмоциональной культуры первоклассников на уроках музыки: метод. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.