Научная статья на тему 'Проблемы формирования аттрактивного образа Чувашской Республики в контексте политического управления'

Проблемы формирования аттрактивного образа Чувашской Республики в контексте политического управления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
146
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА / НАЦИОНАЛИЗМ / ПРЕЗИДЕНТ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кирчанов Максим Валерьевич

Автор анализирует направления и пути формирования аттрактивного и позитивного политического образа Чувашской Республики в контексте политического управления. Особое внимание уделено особенностям и направлениям развития политического дискурса в Чувашии. Затрагиваются проблемы гражданского национализма и национализации политического режима Президента Николая Федорова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования аттрактивного образа Чувашской Республики в контексте политического управления»

УДК 323(470.344)

КИРЧАНОВМ.В. Проблемы формирования

аттрактивного образа Чувашской Республики в контексте политического управления

Автор анализирует направления и пути формирования аттрактивного и позитивного политического образа Чувашской Республики в контексте политического управления. Особое внимание уделено особенностям и направлениям развития политического дискурса в Чувашии. Затрагиваются проблемы гражданского национализма и национализации политического режима Президента Николая Федорова.

Ключевые слова: Чувашская Республика, национализм, президент Николай Федоров, политический дискурс.

На протяжении 1990-х годов Российская Федерация переживала процесс демократизации, который развивался и на региональном уровне, что обрело формы постепенной федерализации политического пространства. Процесс федерализации не всегда контролировался центром, что привело к значительным регионально-политическим диспропорциям и складыванию на территории России ряда политических регионов, среди которых особое место занимает Чувашия. Чувашская Республика была важным актором федерализации России и фрагментации российского политического пространства, хотя чувашские политические элиты предпочитают не акцентировать внимание на этой стороне новейшей политической истории республики. В 1990-2000-е годы национальные республики в составе РФ развивались в условиях как наличия местного национального (националистического) движения, так и стремления политических элит демонстрировать свою лояльность федеральному центру. Именно с последним фактором было связано и то, что в процессе выработки стратегий управления национальными республиками элиты формировали особый имидж своей рес-

публики, который играл роль продукта для внешнего (столичного) использования. Поэтому в центре авторского внимания в настоящей статье будут проблемы формирования аттрактивного образа ЧР в контексте политического управления.

До начала президентства В.В. Путина политический режим Н.В. Федорова не проявлял особого интереса ни к чувашской национальной культуре, ни к чувашскому национализму, позволив им развиваться самостоятельно, что проявлялось в виде эпизодических публикаций исследований чувашских интеллектуалов, посвященных проблемам истории и сохранения национальных традиций и идентичности1. Вероятно, следует принимать во внимание и некий пресловутый «русско-чувашский культурный симбиоз»2, о котором столь активно пишут сторонники ликвидации республик, созданных по этническому принципу. Анализируя чувашский политический опыт, во внимание следует принимать тот фактор, что Н. Федоров пришел к власти на том этапе, когда Россия переживала активный процесс федерализации3, сопровождавшийся фрагментацией политического пространства, отдаленные

результаты и последствия которого казались неясными. В отличие от президента Республики Татарстан М. Шаймиева Н.Ф. Федоров склонен позиционировать себя именно как российский политик, уделяя внимание модернизации в целом, но не делая акцента на ее национальных составляющих. В ранний период президентства (1994-1996) Н.В. Федоров предпринимал главным образом меры, призванные подчинить фрагментирован-ное политическое поле и выстроить новый политический дискурс. В этой ситуации первые меры первого чувашского президента вызвали недовольство со стороны радикальных националистов. Н.В. Федоров назначил на должность Премьер-министра этнического татарина Э. Абляки-мова. Кроме этого Представительство Чувашской Республики в Российской Федерации было преобразовано в Представительство Чувашской Республики при высших органах государственного управления РФ4. В этом сторонники этнического тренда в чувашском национализме усмотрели попытку понизить статус республики и провести ревизию своеобразного националистического возрождения начала 1990-х годов.

С другой стороны, Н.В. Федоров принадлежит к числу умеренных сторонников и защитников этнического федерализма, подобно представителям других политических сообществ в Российской Федерации, институционализированных по национальному принципу5, полагая, что «этнический фактор - "системный файл" для программы "Россия". Попытка удалить его - контрпродуктивна»6. Институционализа-ция региональных политических режимов, в том числе и в национальных республиках РФ, стала возможной в результате, по словам И. Бусыгиной и А. Захарова, проведения политики «эксклюзивных отношений с регионами и политического фаворитиз-ма»7 первым российским президентом. Определенные национальные тренды присутствуют в посланиях Н.В. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики. В своем первом Послании (1995 год) Н.В. Федоров поставил амбициозную цель смены имиджа Чувашии и чувашей,

указав на необходимость формирования новой привлекательной идентичности8. В Послании 1996 года в качестве одной из целей государственной политики Н.В. Федоров декларировал«возродить чувашскую землю»9.

В Послании 1997 года Н.В. Федоров акцентировал внимание на необходимости развития СМИ на чувашском языке, указывая на то, что Чувашская Республика принадлежит к числу тех субъектов РФ, где в 1990-е годы не произошел спад выпуска литературы на национальном языке. В Послании 1997 года Н.В. Федоров упомянул о необходимости сохранения творческого наследия Педера Хузангая10 - чувашского поэта и отца Атнера Хузангая - одного из лидеров чувашских националистов и последовательного критика политики Н.В. Федорова. В Послании 2005 года Н.В. Федоров акцентировал внимание на специфике и уникальности чувашской истории, подчеркивая, что «история чувашей без преувеличения великая хотя бы потому, что они стоически выдержали все мыслимые и немыслимые исторические испытания, выжили и сохранили себя, свой язык, свою самобытность и уникальность в условиях, когда за это же время исчезли сотни других народов на планете»11. В Послании 2006 года Н.В. Федоров указывал на необходимость более активного развития и сохранения национальной культуры12. В Послании 2000 года, полемизируя с национальными радикалами, Н.В. Федоров также обращался к проблемам восприятия чувашской истории: «Не так давно мы отметили 150-летие со дня рождения величайшего из чувашей, поэта и интернационалиста Ивана Яковлева. В этом году в ряду особенных событий мы отметим 130-летие выдающегося ученого, профессора Николая Ивановича Ашмари-на, автора уникального 17-томного словаря чувашского языка - THESAURUS LINGUAE TSCHUVASCHORUM. Он, русский по национальности, сделал для Чувашии в тысячи раз больше, чем иные сегодняшние деятели, называющие себя «истинными» чувашами. И примеры Ивана Яковлева или Николая Ашмарина весьма показательны. Вот у кого надо бы учиться и подлинному патриотизму, и интернационализму некоторым

нашим «радетелям» за родную нацию. К счастью для республики, для ее жителей, таких деятелей остается все меньше, потому что их поступки основаны не на действительных общественных проблемах, а на невежестве и голом политиканстве»13.

Относительно бесконфликтное на фоне политического противостояния центра и периферии, которая стремилась институционализироваться и выстроить равные и партнерские отношения с центром14, правление президента Н.В. Федорова в Чувашской Республике, культивирование образа Федорова как поборника демократии и защитника федерализма дали возможность некоторым исследователям писать о «феномене Федорова». Феномен чувашского президента возник в результате диспропорций в развитии российского федерализма, его трансформации в сторону, по терминологии М. Ур-нова, «стилистического федерализма»15. Политика чувашского президента действительно в значительной степени отличается от тех стратегий и тактик, которыми руководствуются лидеры ближайших к Чувашии тюркских республик - Башкортостана и Татарстана16. Федоров не декларирует себя как чувашский националист, система гуманитарного обслуживания националистического дискурса, возникшая на протяжении 1990-х годов в Чувашии, явно уступает аналогичным институциям, например, в Республике Татарстан, которая обладает не только собственной Академией наук, но и рядом академических институтов - истории, языка, литературы. Национальная Академия наук и искусств Чувашской Республики, Чувашский институт гуманитарных наук, факультет чувашской филологии в ЧГУ на фоне мощных татарских институций выглядят более чем скромно. С другой стороны, в Чувашии сформировалась уникальная разновидность регионального политического режима17.

На протяжении второй половины 1990-х и в 2000-е годы в Чувашии, подобно другим регионам РФ, протекали противоречивые процессы, одни из которых способствовали демократизации, а другие, наоборот, оказывали содействие росту авторитарных

тенденций. Режим Н. Федорова как форма функционирования власти на региональном (Чувашия как субъект РФ, регион) и национальном (Чувашская Республика как форма национального чувашского государства) уровнях подвергался национализации, а политический дискурс в республике становился более этнически маркированным18, хотя степень и глубина этой маркированности несравнимо меньше по сравнению с аналогичными феноменами в Татарстане. Режим Н.В. Федорова национализировался по мере изменения отношений между политическим центром и национальными регионами, что выразилось в стремлении московских элит найти способы разрешения проблем центра за счет принудительной интеграции регионов в единый политический канон. Н.В. Федоров вовсе не заинтересован в потере Чувашией статуса республики и тем более русификации, что приведет к кризису чувашской политической элиты, а также к исчезновению необходимости ее существования как таковой. Поэтому режим Н.В. Федорова был вынужден поддерживать чувашскую идентичность, культивируя тем самым и чувашский национализм. Эта поддержка в отличие, например, от Татарстана не была столь значительной, проявляясь периодически в связи с различными национально маркированными юбилеями - празднованием в 2006 году столетнего юбилея газеты «Хыпар» или торжествами 2008 года, связанными со столетием классического произведения чувашской литературы - поэмы К. Иванова «Нарспи». В этой ситуации на протяжении второй половины 1990-х и в 2000-е годы режим Н.В. Федорова подвергся постепенной национализации, сравнимой, например,с украинизацией режима Л. Кучмы в Украине, но в гораздо меньших масштабах. С другой стороны, природа «феномена Федорова», вероятно, лежит в сфере недоразвитости демократических институтов в Российской Федерации и тем, что политические авторы оказались не в состоянии действовать «в рамках тех институтов, которые принуждали бы их к согласию»19.

Режим Н.В. Федорова обрел значительную стабильность в силу того, что, с одной

стороны, местные элиты успешно сыграли на противоречиях процесса федерализации, а с другой - оказались в состоянии ослабить и фрагментировать националистический дискурс в Чувашии. Комментируя специфику развития политического пространства в национальном контексте субъектов Федерации, российский исследователь М. Губогло указывает на то, что на протяжении 1990-х годов национальная политика у правящих элит не ассоциировалась с процессами политического транзита20. Фактически ее проведение стало монополией местных элит, что привело к срастанию национального и политического дискурсов в регионах, где национальная мобилизация масс по инициативе элит и националистическое воображение местных интеллектуалов оказались наиболее мощными. Именно поэтому установление режима мягкого авторитаризма в Чувашской Республике стал возможен в результате непоследовательности политики демократизации в 1990-е годы. По мнению российского исследователя федерализма В.Р. Филиппова, успех режима Н.В. Федорова связан с тем, что «радикальные националистические партии и движения лишились большей части своих сторонников среди представителей массовых профессий. Кризис этноязыковой политики этнократов, деградация гуманитарного знания в республиках, интервенция западной массовой культуры привели в состояние апатии наиболее здравомыслящую часть гуманитарной интеллигенции, что также не способствовало росту числа убежденных национал-патриотов»21. В этой ситуации националисты, не связанные с политическими элитами, оказались не в состоянии контролировать националистический дискурс и монопольно определять его развитие.

Чувашский националистический дискурс второй половины 1990-х - 2000-х годов получал значительную финансовую, организационную и интеллектуальную поддержку в результате политики коммемора-ции - культивирования национальной идентичности и исторической памяти, приуроченной к тем или иным годовщинам и юбилеям. Политика коммеморации, сознательной политизации национальной памя-

ти стала реакцией властей на изменившиеся стратегии центра, который осознал, что ситуация, при которой «русские впервые вступили в систему горизонтальных межэтнических отношений»22, является препятствием для реализации экономического роста центра за счет политического и экономического ослабления субъектов Российской Федерации, в первую очередь тех, что были созданы по национальному признаку. Вторая половина 2000-х годов в Чувашской Республике прошла в условиях медленной национализации политического режима Н.В. Федорова, сближения властей с чувашскими националистами, уделения большего внимания чувашскому языку и культуре23, попыток интегрировать наиболее умеренных националистов в рамки политического дискурса. Начало сближению националистов и правящих элит было положено после смерти чувашского поэта Г. Айги, который писал на чувашском и русском языках, способствуя популяризации Чувашии в Западной Европе. Айги стал знаковой фигурой не только для культуры западного постмодернизма, но и для национально ориентированных чувашских интеллектуалов, которые склонны интерпретировать наследие поэта как доказательство принадлежности чувашской нации к западному культурному канону, в чем заметна латентная оппозиционность в отношении политики, проводимой режимом Н.В. Федорова. Вероятно, осознавая значимость Г. Айги для чувашских националистов и полагая, что невнимание со стороны властей позволит националистам превратить поэта в символ чувашского национализма, правящие элиты в Чувашии решили взять канонизацию под свой контроль. Президент Н. Федоров 27 марта 2006 года издал Указ24, который предусматривал издание собрания сочинений Г. Айги на чувашском и русском языках, а также (в духе советской политической традиции) присвоение имени поэта одной из улиц в Чебоксарах.

В 2006 году в Чувашской Республике отмечали столетие чувашской газеты «Хы-пар», что было шагом правящего режима в сторону чувашских националистов. Дабы перехватить инициативу, праздничные ме-

роприятия были инициированы указом президента Н.В. Федорова25, и в этой ситуации чувашские национально ориентированные интеллектуалы были вынуждены принять ту схему торжеств, которую предложили власти. С другой стороны, власти пошли на уступки, допустив на страницы официальных изданий чувашских националистов, о чем, например, свидетельствует издание сборника документов и материалов, посвященных развитию чувашской национальной печати. Часть статей для издания была написана чувашскими национально ориентированными авторами (например, А. Изоркиным26), которые подвергаются резкой критике со стороны академиков пропрезидентски настроенной Национальной Академии Наук и Искусств. Пространная статья А. Изоркина «Чгваш черелехен хыпарзисем» стала результатом изучения им истории чувашского националистического движения и представляет синтетическую версию серии статей27, посвященных лидерам чувашского национализма в прошлом. Вероятно, появление подобной публикации в официальном издании свидетельствует о том, что режим Н.В. Федорова в перспективе может подвергнуться национализации, а допущение исследователя, чьи работы отличаются доминированием националистического нар-ратива, указывает на то, что власти Чувашской Республики начали поиск возможных путей для начала диалога с чувашскими националистами с их возможной в будущем интеграцией в официальный политический дискурс. В такой ситуации на страницы официального издания проник националистический нарратив.

Решение о проведении торжеств, связанных со столетием поэмы К. Иванова, было принято в 2007 году. К тому времени политический режим президента Н.В. Федорова и сама фигура президента были излюбленными объектами для критики со стороны национально ориентированных чувашских интеллектуалов. Диапазон оценок и интерпретаций режима Н.В. Федорова в оппозиционной прессе и в Интернете варьировался от антинационального до авторитарного. Большинство представителей оппозиции были солидарны в

том, что Н.В. Федоров не проявляет должного внимания в отношении развития и сохранения чувашской культуры и идентичности. Стремясь ослабить накал критики, с одной стороны, и в надежде получить поддержку со стороны чувашских националистов на фоне изменившейся процедуры назначения глав субъектов Федерации, Н.В. Федоров пошел на организацию торжеств, что было в целом позитивно воспринято чувашскими националистами. В 2000-е годы политический дискурс в Чувашской Республике в значительной степени был приближен к российскому политическому дискурсу «вызов - ответ»28. Если на протяжении второй половины 1990-х годов политика президента Н. Федорова в отношении чувашского национализма была реакцией на рост национализма, который воспринимался негативно, и требования элит, которые стремились этот национальный ренессанс остановить, то в 2000-е годы политика сохранила свою реактивную природу, став ответом большинству населения республики, которое составляют чуваши.

Решение об организации юбилейных торжеств, связанных со столетием поэмы К. Иванова, было принято в июле 2007 года, а их организация была возложена на наиболее национально ориентированное министерство - Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики29. Реализуя это постановление, правительство и Министерство культуры организовали ряд мероприятий, символически важных для чувашских националистов: были организованы Дни чувашской культуры в Республике Башкортостан и в Ульяновской области. Культивируя позитивный образ Чувашии в Европе, было организовано издание поэмы на немецком языке в ФРГ30. Кроме этого вышло двуязычное, чувашское и русское, издание поэмы31, сопровожденное статьями, в которых доминировал национальный контент32. Кроме этого состоялся конкурс сочинений среди учащихся общеобразовательных учреждений по поэме К.В. Иванова «Нарспи» «... Закг зутг тенчере вгйли зук та этемрен...»33, научно-практические кон-

ференции «Поэма К.В. Иванова «Нарспи» - литературный памятник чувашского народа», «Поэма К.В. Иванова «Нарспи» -выдающееся произведение чувашской литературы». В целях популяризации чувашской идентичности среди молодежи были организованы показы классической оперы «Нарспи» (Г. Хирбю)34, мюзикла «Нарспи» (Н. Казаков), рок-оперы «Нарспи» (Л. Ро-динов, В. Яковлев).

Кроме этого в 2007 году власти Чувашской Республики попытались улучшить отношения с националистами, инициировав проведение торжеств, посвященных столетию со дня рождения Педера Хузангая35. В мероприятиях принял участие и президент Н. Федоров, который, подчеркивая новые тенденции в политике режима, часть своего выступления произнес на чувашском языке, а когда говорил по-русски цитировал чувашских авторов на языке оригинала36. В результате проведения подобных национально маркированных мероприятий политический режим Н.В. Федорова стремится улучшить свой имидж среди национально ориентированной части чувашского интеллектуального сообщества. Проблема состоит в том, что на протяжении 1990-х годов чувашский националистический дискурс развивался бесконтрольно, почти не получая поддержки со стороны чувашских властей, что привело к его постепенной радикализации. В этой ситуации мемориальные торжества не в состоянии примирить чувашские власти с чувашскими националистами, что не исключает дальнейшей этнизации и радикализации чувашского националистического дискурса. С другой стороны, радикализация этнических трендов маловероятна в условиях доминирования официального националистического дискурса.

Подводя итоги настоящей статьи, во внимание следует принимать ряд факторов, связанных с позиционированием аттрактивного политического образа Чувашской Республики. Чувашия на протяжении 1990-х годов пережила рост национального движения и институционализацию регионального политического режима. Чувашские элиты, несмотря на внешнее декларирование лояльности федеральному центру, активно ис-

пользовали умеренный чувашский национализм, интегрировав его в политический инструментарий управления республикой. Особенностью подобной модели развития было то, что национализм функционировал как воображаемая политическая идеология. Избранная чувашскими элитами политическая стратегия способствовала институцио-нализации гражданской идентичности в республике. Чувашский национализм демонстрирует достаточно высокий уровень политической культуры, в том числе - и культуры диалога, культуры политического участия. При этом перспективы развития чувашского национализма остаются достаточно неясными и неопределенными. Вероятно, в случае развития Российской Федерации в рамках демократической модели чувашские крайние националисты не получат политического шанса. Но тенденции постепенного сворачивания демократических институтов ведут к росту национализма. В этой ситуации возможна этнизация политического национализма в Чувашской Республике, несмотря на все усилия элит, направленные на формирование аттрактивного политического имиджа Чувашии как региона гражданского и межнационального мира.

1 См. эпизодические публикации 1990-х-начала 2000-х годов с выраженным национальным контентом: Родионов В.Г. Михаил Федоров: «Арзури» гнлантаргве. Шупашкар, 1999; Родионов В.Г. Игнатий Иванов. Пулта-рулгх портрече, зырнисем. Шупашкар, 2001.

2 Тишков В. Pro et contra этнического федерализма в России // Федерализм в России / Ред. Р. Хакимов. Казань, 2001. С. 31.

3 О развитии российского федерализма в 1990-е годы см.: Алферова Е.В. Судьба России - федерализм // Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. 1999. Вып. 4 (Современный федерализм: состояние и тенденции развития). С. 66-91; Аринин А.Н. Российская государственность и проблемы федерализма. М., 1997; Валентей С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. М., 1998; Российская Федерация и ее субъекты: проблемы гармонизации отношений / Ред. Н.А. Михалева. М., 1998; Федерализм и региональная политика. Проблемы России и зарубежный опыт / Ред. В.Е. Силеверстов. Новосибирск, 1995.

4 Указ Президента Чувашской Республики о назначении вице-президента Чувашской Республики Э. Аблякимова на пост Председателя

Кабинета Министров - Правительства Чувашской Республики // Советская Чувашия. - 1994. -25 января; Указ Президента Чувашской Республики о преобразовании Постоянного представительства Чувашской Республики в Российской Федерации в Представительство ЧР при высших органах государственного управления РФ // Советская Чувашия. 1994. 1 февраля.

5 О тенденциях развития российского федерализма в этой сфере см. подробнее: Му-хаметшин Ф. Федерализм в России: состояние и перспективы развития / Ф. Мухаметшин // Казанский федералист. 2002. № 1. С. 6 - 11.

6 http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./ 44956/184544

7 Бусыгина И., Захаров А. Sum ergo cogito. Политический мини-лексикон. М., 2006. С. 236

- 237.

8 Подробнее см.: Послание Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики.

1995 год. «Построим дорогу, ведущую к храму» // http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp? page=./2479/2695/13608

9 Подробнее см.: Послание Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики.

1996 год. «За судьбу Чувашии каждый в ответе!» // http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp? page=./2479/2695/2697

10 Подробнее см.: Послание Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики

- 1997 г. «Любя Чувашию - веря в Россию» // http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./ 2479/2695/2698

11 Подробнее см.: Послание Президента Чувашии Н. Федорова Госудаврственному Совету Чувашской Республики 2005 года «Великие свершения требуют великих замыслов» // http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./196/ 9920/9930/9932/9974

12 См.: Послание Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2006 года «Думать по-новому, работать творчески» // http:/ /gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./196/9920/ 12845/13171/13412

13 Подробнее см.: Послание Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики -2000 г. «Уверенно - в XXI век!» http://gov.cap.ru/ hierarhy_cap.asp?page=./196/513/527

14 О конфликтах в развитии российского федерализма см.: Васильева Т. Конституционный конфликт: противоречия Конституции Российской Федерации и конституции (устава) региона // Эволюция взаимоотношений центра и регионов: от конфликтов к поиску

согласия / Ред. Дж. Азраэл, Э. Паин, Н. Зуба-ревич. М., 1997. С. 52-74; СмирнягинЛ. Типология региональных конфликтов в современной России // Эволюция взаимоотношений центра и регионов: от конфликтов к поиску согласия / Ред. Дж. Азраэл, Э. Паин, Н. Зубаре-вич. М., 1997. С. 11-29.

15 Урнов М.Ю. Трансформация политического режима в России: содержание и возможные последствия // Демократия и федерализм в России / Ред. Ю.А. Красин, М.Х. Фарукшин. М., 2007. С. 102.

16 О Татарстане и Башкортостане в контексте российского федерализма см.: Бондарен-ко Е.А. Республика Татарстан: национальные отношения // Социс. 1999. № 11. С. 68-73; Нафиев С. Вопросы конституционно-правового статуса Республики Татарстан в решениях Конституционного суда // Казанский федералист. 2004. № 2. С. 67-70; Суверенный Татарстан. М., 1998. Т. 1. Суверенизация и движение к национально-культурной автономии. 280 с.; Суверенный Татарстан. М., 1998. Т. 2. Современный национализм татар. 292 с.; Суверенный Татарстан. М., 1998. Т. 3. Модель Татарстана. 304 с.; Хоменко В. «Договор РТ и РФ...» от 15 февраля 1994 год и экономическое развитие Татарстана // Казанский федералист. 2002. № 2. С. 12-20.

17 О региональных политических режимах см.: Кузьмин А.С., Мелвин Н.Дж., Нечаев В.Д. Региональные политические режимы в постсоветской России: опыт типологизации // Полис. 2002. № 3. С. 142-155; Федосов П.А., Валентей С.Д., Соловей В.Д., Любовный В.Я. Перспективы российского федерализма, федеральные округа, региональные политические режимы, муниципалитеты // Полис. 2002. № 4. С. 159-183.

18 О феномене этнизации политического дискурса см.: Филиппов В. Реформирование российской государственности: политизация этничности или деэтнизация политики // Казанский федералист. 2002. № 1. С. 17-35.

19 Przeworski A. A Democracy and Market. Political and Economic Reforms in Eastern Europe and Latin America. Cambridge, 1991. P. 39.

20 Губогло М. Новая этническая политика в России в XXI веке // Казанский федералист. 2004. № 1. С. 17.

21 См. подробнее: Филиппов В.Р. Чувашия девяностых. Этнополитический очерк. М., 2001. С. 8.

22 Паин Э. Между империей и нацией: модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России. М., 2004. С. 47.

23 Эта тенденция выразилась в том, что Чувашское книжное издательство (Чгваш ^неке издательстви) начало более активно издавать

литературу на чувашском языке, в том числе и публикации, которые отличались национальным контентом. См.: Родионов В.Г. Чгваш литератури. XVIII-XIX емерсем. Шупашкар, 2006. 463 с.; Родионов В.Г. Чгваш литератури. 1917-1930-меш зулсем. Шупашкар, 2008. 430 с.; Скворцов М.И. Социалг сгмахлгхгн выргс-ла-чгвашла словаре. Шупашкар, 2004. 222 с.; Чгваш литератури. Хрестамати / Хатерлекенесем В.Г. Родионов, Э.И. Родионова. Шупашкар, 2002. 431 с.; Чгваш халгх пултарулгхе. Истори халапесем / Ред. В.С. Григорьев. Шупашкар, 2008. 462 с.; Чгваш челхи. Энциклопеди словаре. Шупашкар, 2004. 223 с. Кроме этого русскоязычные издания так же стали более национально ориентированными. См.: Иванов В. Этническая география чувашского народа. Историческая динамика численности и особенности расселения. Чебоксары, 2005. 383 с.; История Чувашии в художественно-исторических образах (с древнейших времен до начала ХХ века) / Ред. В.Д. Данилов, Б.И. Павлов. Чебоксары, 2007. 255 с.

24 Распоряжение Президента Чувашской Республики «Об увековечении памяти и сохранении творческого наследия народного поэта Чувашской Республики Геннадия Айги», 27.03.2006 г. // http://gov.cap.ru/ijst4/iaw/ гесжрх?до^С=9&Ппк=9&ргеиИ=.&РКеу=Р_Л1Р^_Ю

25 Чгваш Республикин президенчен указе «Хыпар» хазатгн 100 зулхи юбилейе зинчен. 2004 зулхи раштав уйгхен 8-меше, № 132 // Чгвашсен перремеш хазаче «Хыпар» 19062006. Аса илясем, документсем / хатерлекенесем А.П. Леонтьев, И.М. Матросов. Шупашкар, 2006. С. 5.

26 Изоркин А. Чгваш черелехен хыпарзи-сем // Чгвашсен перремеш хазаче «Хыпар» 1906-2006. Аса илясем, документсем / хатерлекенесем А.П. Леонтьев, И.М. Матросов. Шупашкар, 2006. С. 165-192.

27 Изоркин А. Перремеш хазат // Хыпар.

1995. № 244; Изоркин А. Хазата пулгшнг талан-цевсем // Хыпар. 1996. № 7; Изоркин А. Иккемеш редактор // Хыпар. 1995. № 253; Изоркин А. Тгваттгмеш редактор // Хыпар.

1996. № 10; Изоркин А. Парижри корреспондент // Хыпар. 1996. № 12-13; Изоркин А. Пиллекмеш редактор // Хыпар. 1996. № 15.

28 О системе «вызов - ответ» или политической реакции правящих элит см. подробнее: Паин Э. Между империей и нацией: модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России. М., 2004. С. 48.

29 Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 июля 2007 года // Шр://доу.сар.ги/ЫегагЬ|у.азр?раде=./299/ 2899/423466/535891; см. также: Распоряжение Министерства культуры Чувашской Республики от 16 июля 2007 года «О плане мероприятий по подготовке и празднованию 100-летия со дня издания поэмы К.В. Иванова «Нарспи»» // http://gov.cap.ru/list4/law/rec.aspx? gov_id=12&pos=14&id=46097

30 http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./ 299/2899/423466/535891/536516

31 Иванов К. Нарспи. Чебоксары, 2008.

32 Хузангай А. Свет Нарспи // Иванов К. Нарспи. Чебоксары, 2008. С. 5-25; Хузангай А. Тайна «Нарспи» и чувашская культура ХХ века // Иванов К. Нарспи / К. Иванов. Чебоксары, 2008. С. 203-253.

33 Приказ № 777 от 16 мая 2008 года Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики «О проведении республиканского конкурса сочинений "...Закг зутг тенчере вгйли зук та этемрен..."» // ЬШр:// gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./94353/116882/ 139066/139070/435908/526579; Положение о республиканском конкурсе сочинений «.Закг зутг тeнчере вгйли зук та этемрен.». 16 мая 2008 года // http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./ 94353/116882/139066/139070/

34 http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./ 299/2899/233926/400466/401004

35 Распоряжение Министерства культуры Чувашской Республики «О проведении в 2007 году мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения Петра Хузангая», 21 июня 2006 г. / / http://gov.cap.ru/list4/law/rec.aspx?gov_id= 12&pos=19&id=35356; Постановление Министерства культуры Чувашской Республики «О проведении в 2007 году мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения Петра Ху-зангая», 11 августа 2006 г. // http://gov.cap.ru/ list4/law/rec.aspx?gov_id=12&link=12&preurl=. &FKey=F_JURL_I;

36 О метаморфозах и тенденциях в развитии политического языка в Чувашской Республике см.: Сильно и свободно звучащее слово Писателя и Учителя. Из выступления Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова на торжественном вечере, посвященном 100-летию со дня рождения народного поэта Чувашии П.П. Хузангая, 23 января 2007 г. // ЬЛ^р:/ /gov.cap.ru/list4/news/rec.aspx?gov_id = 49&link=&preurl=.&FKey=F_JURL_I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.