Научная статья на тему 'Проблемы формализации оценки ценности продукции для покупателей'

Проблемы формализации оценки ценности продукции для покупателей Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
69
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
СТОИМОСТЬ / ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ЦЕННОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ КАЧЕСТВО / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА / THE COST / THE ADDED COST / VALUE / CONSUMER QUALITY / QUALITY INDICATORS

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Кретова Н. Н.

В статье рассматривается проблема определения оптимального качества продукции, методы планирования потребительского качества. Статья содержит подробное описание показателей оценки качества выпускаемой продукции и роли покупателей в этом процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS

In article the problem of definition of optimum quality of production, methods of planning of consumer quality is considered. Article contains the detailed description of indicators of an estimation of quality of let out production and a role of buyers in this process

Текст научной работы на тему «Проблемы формализации оценки ценности продукции для покупателей»

ПРОБЛЕМЫ ФОРМАЛИЗАЦИИ ОЦЕНКИ ЦЕННОСТИ ПРОДУКЦИИ

ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ Н.Н. Кретова, канд. экон. наук, доцент

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

В статье рассматривается проблема определения оптимального качества продукции, методы планирования потребительского качества. Статья содержит подробное описание показателей оценки качества выпускаемой продукции и роли покупателей в этом процессе

Терминология «добавленная стоимость» крайне популярна на постсоветском пространстве, что по мнению некоторых авторов скорее всего вызвано активным пропагандированием в прошлом учения К.Маркса и Ф.Энгельса.

Как можно видеть, речь идет о выгодах, полезности, преимуществах и т.д., но ни в коем случае ни о какой «стоимости». На русский язык дословно, с сохранением смысловой нагрузки, выражение added value перевести невозможно. Сам по себе продукт или услуга как набор кусков разных материалов или набор чьих-то действий никакого смысла для потребителя не имеют. Смысл для потребителя имеет ценность, которую несут в себе товары и услуги. Иначе говоря: любой продукт или услуга являются лишь носителями ценности, востребуемой потребителями.

По такому принципу организован весь бизнес на Западе. Именно поэтому на любом западном предприятии нет лишних работ, услуг, станков, людей или чего-то другого. Они при организации бизнеса исходят из того, что их продукция кому-то нужна. И тем, что и в каком количестве нужно потребителю, определяется производственная цепочка.

В этом главная проблема нашего постсоветского бизнеса. Ценностный подход, т.е. подход с точки зрения производства того, что нужно потребителю, в России практически отсутствует, а 90% предприятий используют традиционный плановый подход к организации производства: есть технологии и оборудование, есть издержки, есть норма прибыли, цена определяется от «себестоимости», выставляем нашу цену и ждем, что кто-то купит. Если не покупают, идем к властным органам с требованием «защитить отечественного товаропроизводителя», или разгоняем производство и отдаем высвободившиеся площади в аренду. 80% предприятий России терпят неудачи в конкурентной борьбе при запуске новых продуктов. Почему? Потому что они исходят из имеющихся у них (и их работников) пониманий рынка. Из того, что они могут сделать, а не из того, что у них хотят купить. Большинство предприятий России не понимают потребностей клиента.

По мнению специалистов, 85% маркетинговых исследований, проводимых в России, абсолютно бессмысленны, поскольку все они ориентируются на технологии и компетенции, которые есть у производителя, а не на то, чего хочет потребитель, и не на то,

что для него ценно. Практически все маркетинговые исследования имеют своей реальной целью подтверждение мнения руководства заказчика-производителя, а не аналитический и творческий процесс определения ценностей для потребителя.

Подавляющее большинство предприятий России обладают избыточными производственными мощностями (до 40%) и избыточными человеческими ресурсами (до 80%). Почему? Потому что они исходят из существующего опыта, компетенций и технологий, которые у них есть, но не из потребности реального потребителя в «какой-то там ценности».

Исходя из выше сказанного можно сделать следующие выводы

Производить ценность, а не продукт. Понять, что покупают и зачем покупают именно это. Любой продукт или услуга является всего-навсего носителем ценности.

Если нет собственных идей — скопируйте ценность. Используйте чужой опыт, но предварительно изучите и проверьте его — не все и не везде работает одинаково хорошо. Нужно помнить, что скопированная ценность всегда будет хуже оригинала. И помните, что копия всегда хуже оригинала.

Навяжите ценность, если у вас много денег. Создайте ценность. Помните, что потребностей не существует, пока не предложено средство для их удовлетворения. До тех пор пока мы не увидели рекламы, кариес и перхоть нас не беспокоили, хотя и были всегда. Все беспокойства начались только после того, как нам вдолбили это в голову. Большие бюджеты позволяют навязывать потребителю определенные продукты. Так появляются новые ценности, и люди начинают покупать доселе неизвестные продукты. [1]

Естественно, для того, чтобы ориентироваться на ценность, производить и продавать ценность, необходимо хоть каким-то образом ее формализовать, описать и смоделировать, о чем и поговорим дальше.

Относительный показатель качества продукции -отношение значения показателя качества продукции к соответствующему (то есть принятому за исходное) значению, выражается в безразмерных числах или процентах и вычисляется по формуле

где К1 - относительный показатель качества;

1 - значение единичного показателя качества оцениваемой продукции;

- значение единичного базового показателя качества.

При применении комплексного метода применяют комплексный показатель качества, который определяется путем сведения воедино отдельных показателей с помощью коэффициентов весомости каждого показателя. При этом может быть использована функциональная зависимость:

К = Дп,Ь),к) i = 1,2,3,........,П1,

где К - комплексный показатель качества продукции;

п - число учитываемых показателей;

Ь— коэффициент весомости ьго показателя качества;

к1 -1-й показатель качества (единичный или относительный).

Алгоритм расчета комплексного показателя качества приведен на рис. 2.5. Для определения номенклатуры показателей качества, коэффициентов весомости и вида функциональной зависимости f применяются опытно-статистические и экспертные методы.

Комплексный показатель качества продукции -это показатель, характеризующий несколько ее свойств. Например, КГ - коэффициент готовности

где Т - наработка изделия на отказ (показатель безотказности);

ТВ - среднее время восстановления (показатель ремонтопригодности), т.е. КГ характеризует два свойства изделия - безотказность и ремонтопригодность. В свою очередь

+ Т\г

ТЕ = Т0 _ ,

где ТО - среднее время, затрачиваемое на отыскание отказа;

ТУ - среднее время, необходимое для устранения отказа.

Интегральный показатель качества продукции -отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление.

где Э - суммарный полезный эффект от эксплуатации продукции (срок полезного использования холодильника, пробег грузового автомобиля в тонно-километрах за срок службы до капитального ремонта и т.д.);

ЗС - суммарные затраты на создание продукции (раз-

работка, изготовление, монтаж и другие единовременные затраты); ЗЭ - суммарные эксплуатационные затраты (техническое обслуживание, ремонт и другие текущие затраты);

1/И - удельные затраты на единицу эффекта.

Среди показателей качества имеются такие, которые невозможно выразить численными значениями (оттенки, запах, тембр и т.д.). Они определяются при помощи органов чувств (органолептически) и называются сенсорной характеристикой.

Оценка уровня качества продукции может производиться дифференциальным или комплексным методами. При применении дифференциального метода производится сопоставление единичных показателей качества новой продукции с идентичными базовыми показателями качества, а при комплексном -фактических комплексных показателей с базовыми комплексными показателями.

Числовые значения показателей качества устанавливаются с помощью объективных и субъективных методов. Объективные методы: измерительный, регистрационный и расчетный. Субъективные методы: органолептический, социологический и экспертный. Объективные методы базируются на применении технических измерительных средств, регистрации, подсчете событий, выполнении вычислений. Основа субъективных методов - анализ восприятия органов чувств человека, сбор и учет различных мнений, решения, принимаемые группой специалистов-экспертов.

ГОСТ 22851-77 устанавливает следующую номенклатуру основных 10 групп показателей качества по характеризуемым ими свойствам продукции:

1. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения.

В эту группу входят:

а) классификационные показатели, устанавливающие принадлежность изделий к классификационной группировке (классы автомобилей, точности приборов и т.д.);

б) функциональные (эксплуатационные), характеризующие полезный результат от эксплуатации изделий (быстродействие компьютера, производительность стана, точность измерительного прибора и т.д.);

в) конструктивные, дающие точное представление об основных проектно-конструкторских решениях изделий (двигатели дизельные, бензиновые, электрические и т.д.);

г) показатели состава и структуры, определяющие содержание в продукции химических элементов, их соединений (процентное содержание серы и золы в коксе и т.д.). Показатели этой группы играют основную роль в оценке уровня качества, они часто используются как критерии оптимизации и применяются совместно с другими видами показателей.

2. Показатели надежности характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

Безотказность - свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоторого времени или наработки.

Долговечность - свойство изделия сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта.

Ремонтопригодность - способность продукции подвергаться ремонту.

Сохраняемость - свойство изделий и продуктов сохранять исправное и пригодное к потреблению состояние в течение установленного в технической документации срока хранения и транспортирования, а также после него.

Например, показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию, не сопровождающемуся ее использованием или потреблением. Определяются экспериментальным, расчетным или экспертным методами. Например, показатель пригодности продукции к сохранению потребительских свойств при перевозках, он отражен в нормах естественной убыли для отдельных видов продукции (стекло, цемент и т.д.)

Кд =^100%

где Кд - доля продукции, сохраняющая в заданных пределах свои первоначальные свойства за время перевозок, %;

РП - количество продукции, погружаемое в транспортное средство; РВ - количество выгруженной продукции, сохранившей значения показателей качества в допустимых пределах.

3. Эргономические показатели характеризуют систему «человек - изделие» и учитывают комплекс свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах. К ним относятся гигиенические (освещенность, температура, давление, влажность), антропометрические (одежда, обувь, мебель, пульты управления) и психофизиологические (скоростные и силовые возможности, пороги слуха, зрения и т.п.).

Психофизиологические характеризуют приспособленность изделия к органам чувств человека.

Психологические характеризуют возможность восприятия и обработки различной информации.

Физиологические характеризуют допустимые физические нагрузки на различные органы человека.

4. Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершеннство производственного исполнения, стабильность товар-

ного вида (характеристики художественных стилей, оттенков, запахов, гармоничности и т.д.).

5. Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат материалов, времени и средств труда при технической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. Это показатели трудоемкости, материало- и фондоемкости, себестоимости изделий. Исчисляются как общие (суммарные) так и структурные, удельные, сравнительные или относительные показатели.

6. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.

Основные показатели унификации - коэффициенты применяемости, повторяемости, взаимной унификации для групп изделий, удельный вес оригинальных деталей (узлов). Стандартными являются все части продукции, выпускаемые по государственным и отраслевым стандартам.

7. Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в нашей стране и за рубежом (количество или удельный вес запатентованных или лицензированных деталей (узлов) и т.п.).

8. Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. Например: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду, вероятность выброса вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и использовании продукции, уровень ПДК.

9. Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее эксплуатации или потреблении безопасность человека. Они отражают требования к нормам и средствам защиты людей, находящихся в зоне возможной опасности при возникновении аварийной ситуации, и предусмотрены системой госстандартов по безопасности труда, а также международными стандартами.

10. Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции, учитываемые в интегральном показателе качества продукции (различные виды затрат, себестоимость, цена и пр.), при сопоставлении различных образцов продукции - технико-экономические показатели.

Выше представленные показатели являются традиционными. Как мы видим, не всегда при оценке качества продукции учитываются потребности покупателей.

Учет мнения покупателей в расчете показателей качества продукции.

Показатели качества Учет мнения покупателей в расчете показателя

Относительный показатель качества продукции + -

Комплексный метод +

Интегральный показатель качества продукции + -

Показатели назначения +

Показатели надежности +

Эргономические показатели +

Эстетические показатели +

Показатели технологичности -

Показатели стандартизации и унификации + -

Патентно-правовые показатели -

Экологические показатели + -

Показатели безопасности +

Экономические показатели + -

Итак, проблема оценки качества продукции с активным привлечением к ней покупателей со временем будет становиться все актуальнее. Данный вопрос требует не только теоретической проработки, но и активного исследования на практике.

Литература

1. http://www.directorinfo.ru

2. http://www.aup.ru/books/m93/2 2.htm

3. Ю.И. Ребрин Управление качеством: учеб. пособие / Ю.И. Ребрин. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 266 с.

® (4732) 43-76-67

Ключевые слова: стоимость, добавленная стоимость, ценность, потребительское качество, показатели качества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.