Педагогика
УДК 796
доктор педагогических наук, профессор Клименко Татьяна Константиновна
ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет» (г. Чита); ассистент Люлицина Анастасия Александровна
ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет» (г. Чита)
ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье раскрываются основные проблемы физического воспитания в условиях инклюзивного образования и предлагаются возможные способы решения.
Ключевые слова: физическое воспитание, урок, инклюзия, дети с ограниченными возможностями, физическая культура школьников, толерантность.
Annotation. The article reveals the main problems of physical education in an inclusive education and suggests possible solutions.
Keywords: Physical education, lesson, inclusion, children with disabilities, physical education of students, tolerance.
Введение. Физическое воспитание привлекает различные типы людей, здоровых и больных, тем, которым необходимо укрепление здоровья, физическая и социальная реабилитации и адаптация. Для данного типа людей создание основ физической и духовной культуры личности, улучшение физического здоровья рассматривается как система ценностей для реализации здорового образа жизни. Особенно актуален вопрос повышения роли физического воспитания в связи со снижением уровня здоровья и физической гипоактивностью людей.
В настоящее время большинство современных родителей здоровых детей отвергают включение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные школы и отрицательно реагируют на инклюзии. У учащихся по мере взросления показатели уровня эмпатии и толерантности к людям с особыми потребностями понижаются, это говорит о том, что среди школьников устанавливаются понятия «инвалид» и «не инвалид», вне зависимости от того, что учителя проводят классные часы доброты, «уроки толерантности» и средства массовых информаций активно транслируют программы на темы «инклюзии» и «интеграции».
Наше мнение заключается в том, что продолжительное время дети с ограниченными возможностями здоровья были забыты обществом и замкнуты в особом социуме, это как раз и повлекло такую реакцию к ним.
При поиске решений этой проблемы невозможно найти единственный правильный вариант, включая родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Потому не для всех инклюзивное образование будет являться правильным вариантом при выборе решения проблемы. Например, детям с аутистическим расстройством, сложно включиться в любое общество, будь это общеобразовательная школа или специальное коррекционное учреждение. Это объясняется тем что у данной категории детей нарушено социальное взаимодействие и обоюдная коммуникация. Исходя из этого, в данном случае таким детям требуется поиск иного способа включения в общество.
В общеобразовательной школе физическое воспитание и образование в целом адаптировано для здоровых детей и в ней работают обычные учителя. В специальных коррекционных школах различных видов работа как раз направлена на детей с особыми потребностями. Интеграция внедряет особого ребенка в обычное образование, средствами адаптации и реабилитации. А инклюзия меняет систему образования, принимая ребенка таким, какой он есть. Существует несколько форм реализации данного вида образования: очное посещение учащимся с ограниченными возможностями, дистанционное обучение и обучение на дому.
Результат внедрения инклюзивного образования зависит от педагогических кадров, которые смогут создать необходимое взаимодействие со всеми субъектами образовательной среды, имеют глубокие знания психологических и возрастных особенностей детей с различными заболеваниями и расстройствами, высоко мотивированы для выполнения своей профессиональной деятельности и понимающих социальную значимость совей профессии.
Изложение основного материала статьи. Согласно п.2 ст.79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование детей с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляться в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам [8]. Для этого, в частности, в школах для совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья должны создаваться специальные условия [1-5, 7, 8]. Для сферы адаптивной физической культуры и для организации инклюзивного физического воспитания детей с ОВЗ необходимо использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов [8], в том числе специального спортивного оборудования и инвентаря [6, 9, 10], технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг физкультурного помощника, оказывающего обучающимся необходимую помощь, обеспечение доступа в здания школы, в том числе в спортивные залы и на игровые площадки и др. условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [10].
Для определения дальнейших действий решения проблемы физического воспитания в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, также для увеличения количественных и качественных показателей проведения и организации уроков физического воспитания в школе, было осуществлено анкетирование среди учителей школ и родителей. Всего участвовали 80 заинтересованных лиц, из них 36 человек - родители, 24 человека - учителя-предметники и 20 человек -учителя физической культуры.
К физическому воспитанию в целом основная масса родителей (85 %), имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, относятся положительно. В графе «безразлично» и «скорее положительно» отметили 15% участников анкетирования.
Положительное отношение детей к физическому воспитанию было отмечено у 30 % родителей и «скорее положительно, чем отрицательно» указали 18,2 %. Но в тоже время половина опрошенных считают, что их дети неодобрительно реагируют на занятиях физической культурой, «отрицательно» ответили 35 %, «с большой осторожностью» отметили 16,8 %.
На очень важный вопрос анкеты «Вы желаете, чтобы Ваш ребенок посещал уроки физического воспитания вместе со всеми детьми?» - 65,8% отметили «да» и «скорее да, чем нет» - 34,2 %. С точки зрения родителей, главным рычагом, необходимым для формирования у ребенка мотивации к занятиям физической культурой и оказание должного влияния должны быть сами родители. На очередной вопрос анкеты «Кто в значительной мере должен формировать положительные мотивы к физическому воспитанию?» 72,5 % родителей указали себя, затем 18,5 % учителя физической культуры и 9 % отмечено другие члены семьи. Одновременно с этим родители не разделили мнения, что другие категории лиц способны мотивировать их детей к положительному и осознанному отношению к занятиям физической культурой.
Большинство родители считают, что для занятий физической культурой ребенку требуется помощь, инициатива и постоянное наблюдение. В то время как 34,9 % имеют мнение, что лишний контроль будет препятствовать их детям. Доказательством этого представляют собой ответы на вопрос анкеты «Необходимо ли проведение бесед с вашим ребенком о постоянных занятиях физической культурой?». «Необходимо» ответили 72,5 % родителей, «нет необходимости» отметили 17,5 % и 10 % ответили «не знаю».
В необходимости психологической помощи на уроках физической культуры уверены большая часть родителей (65 %). Четверть участвовавших в опросе отмечают, что их ребенок не нуждается в данной помощи, 10 % не имеют однозначного ответа. В вопросе значения совместной работы учителей школы и родителей для увеличения потребности ребенка к занятиям физической культурой, половина родителей отводит значительную роль. Треть (33,3) считают такую работу второстепенным звеном, остальные (16,7) не принимают это во внимание.
Основная часть родителей (85,7 %) хотела бы согласовывать с учителем физической культуры организацию занятий со своим ребенком вне учебного процесса, во время его отдыха. Но в тоже время 14,3 % опрошенных не считает это необходимым.
Значительное большинство родителей имеют желание участвовать в разработке адаптированной индивидуальной программы занятий по физической культуре для своего ребенка, 20 % такого желания не имеют. Наряду с этим родители уверены в том, чтобы и х дети занимались различными видами двигательной деятельности. Плавание является ведущим средством физического воспитания по предпочтениям родителей. 80 % родителей ответили, что дома делают зарядку с ребенком, и только 20 % ходят в бассейн.
Вероятно, низкий уровень знаний о средствах, методах и формах физического воспитания (в том числе адаптивного физического воспитания) является показателем того, что лишь 20 % родителей считают комплексное физическое воспитание действенным средством предупреждения, коррекции и устранения у детей недостатков в их физическом развитии. Большая часть имеет противоположное мнение - 58,5 %, полагаясь на современную медицину. Не имеют ответа на данный вопрос 21,5 % участников анкетирования. По результатам опроса 25 % считают, что урок физической культуры является важным средством и формой не только компенсации психофизических нарушений, но и социальной адаптации ребенка к жизни. При этом, 75% родителей не уверены в этом, и сомневаются.
Анализ анкетирования родителей, имеющих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, показывает, что в целом родители хотят, чтобы их дети посещали уроки физической культуры вместе со здоровыми детьми. Большая часть хотели бы согласовывать с учителем физической культуры активную работу и отдых, а также готовы принимать активное участие в разработке адаптированной индивидуальной программы занятий по физической культуре со своим ребенком. Многие родители готовы к взаимодействию с учителями школы, для определенной мотивации и формирования у ребенка потребности в занятиях физической культурой.
Подобного рода опрос по этой проблеме, в форме анкетирования, был проведен среди учителей физической культуры. Отмечено, что часть учителей физической культуры, в основном не задаются вопросом - о сопровождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в школе, и не знают, кто этим должен заниматься (40%). В некоторых школах эту работу делает классный руководитель или учитель (30 %), либо психолог (логопед-дефектолог) (20%). Часть учителей (10%) указали, что в их школах дети с ограниченными возможностями здоровья перемешаются самостоятельно.
На сегодняшний день наблюдается недостаточный уровень готовности учителей физической культуры к профессиональной деятельности в классе, где учится ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Анализ анкетных данных показывает, что у 40 % опрошенных имеется опыт работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, и у 60% такой опыт отсутствует. Только лишь 10% опрошенных отметили то, что они бы могли осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья на уроке физической культуры, часть педагогов ответили - «скорее - да, чем нет» (70%), 20% -«скорее - нет, чем да».
Для решения проблемы инклюзивного физического воспитания необходимо совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки в сфере адаптивного физического воспитания для учителей физической культуры.
В вопросе «Что необходимо для улучшения качества работы с детьми, имеющими отклонение в развитии, в условиях инклюзии на уроках физической культуры?» учителя ставят на первое место получение новых знаний, освоение определенных методик и технологий проведения уроков физической культуры здоровых детей совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Далее по значимости они указали на необходимость модернизации материально-технического обеспечения учебного процесса и школы, затем - нормативно-правовое обеспечение, разработку адаптированных программ обучения детей и их учебно-методическое обеспечение, в том числе разработка специальных оздоровительных программ. Кроме того, респонденты включили необходимость организации в школе психологической поддержки таким детям и их родителям, а также учителям. Существенный пункт, на который указали педагоги - это психологическая подготовка здорового контингента детей и их родителей к присутствию рядом с ними детей с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из имеющихся различных видов отклонений у детей, посещающих школу, учителям был задан вопрос - «Какие группы детей с ограниченными возможностями здоровья, вызывают у вас наибольшие трудности при совместном обучении?». Учителя физической культуры по степени сложности в работе
распределили детей с ограниченными возможностями здоровья на восемь групп. На первом месте оказались дети с нарушением зрения, на втором - с нарушением слуха, на третьем - дети с нарушением речи. Учащиеся с задержкой психического развития отнесены на четвертое место. На пятом месте - дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, на шестом - с нарушениями интеллекта, на седьмом - с нарушениями общения и на восьмом дети, развитые выше нормы (продвинутые).
Наряду с трудностями, с которыми встречается коллектив школы в организации совместных занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья физической культурой, учителя отмечают и позитивные изменения, которые способствуют решению проблемы. Для примера, в ряде школ, для реализации идеи совместного образования детей с отклонениями в развитии, имеются: высококвалифицированные команды специалистов; имеется специальное техническое оборудование; специальные учебно-методические материалы; в условиях массовой школы оборудована доступная среда; присутствует психологическая готовность детской популяции и психологическая готовность родителей здоровых детей к совместному образовательному процессу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
На вопрос, какая помощь необходима учителям в первую очередь для реализации инклюзивного подхода в своей профессиональной деятельности, учителя указали в порядке значимости: в рекомендациях для педагогов по профилактике и преодолению школьной не успешности ребенка с ограниченными возможностями здоровья; в расширении компетентности в области адаптивной физкультуры; методик защиты своего психологического здоровья, как фактора эмоционального благополучия учащихся; в знаниях по составлению индивидуальных учебных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья; в разработке системы объективных оценок уровня знаний, умений и навыков, продвижения и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья; в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с нарушениями в общеобразовательной школе; в рекомендациях по психолого-педагогической помощи семьям с ребенком с ограниченными возможностями здоровья; в технологиях по организации уроков в инклюзивном классе; в организации внеурочной деятельности учеников инклюзивного класса; в методиках формирования дружеских отношений в инклюзивном коллективе; расширении знаний и технологий в области преодоления негативного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и к их родителям со стороны других учеников и родителей; в знаниях по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья; в индивидуальных консультациях логопедов, дефектологов, тифлопедагогов, сурдопедагогов, психологов, медицинских специалистов (невролога, ортопеда и др.).
Наиболее эффективные формы взаимодействия со специалистами инклюзивного образования, учителя физической культуры выбирают: мастер-классы, круглые столы, семинары; индивидуальные консультации дефектолога, психолога, логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, учителя начальной школы, учителя-предметника, невролога, ортопеда. Абсолютное большинство опрошенных (100%) считают наиболее эффективной формой мастер-классы, при этом 40% указали на все вышеперечисленные формы сотрудничества.
Выводы. Таким образом, проблема физического воспитания в условиях инклюзивного образования в школе, с детьми - инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, для учителей физической культуры квалифицируется комплексом задач, требующих быстрого и четкого реагирования в соответствии с поступающими запросами к учителям, детей и родителей со стороны входящих в систему «обычной школы» детей детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, с одной стороны, и принятию необходимых мер по обеспечению школы научно-обоснованными рекомендациями со стороны специалистов инклюзивного образования по мягкому включению детей детьми с ограниченными возможностями здоровья в физкультурно-образовательный и адаптивно-спортивный мир школы - с другой. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что многие учителя нуждаются в помощи разработки системы оценок уровня знаний, умений и навыков, продвижения и развития ребенка детьми с ограниченными возможностями здоровья. Большая часть учителей физической культуры полагают, что их проблема состоит в недостаточном уровне профессиональной подготовленности в сфере адаптивного физического воспитания. По их мнению, необходимо расширить формы переподготовки по повышению имеющихся и формированию новых компетентностей учителей физической культуры в сфере не только адаптивной физической культуры и инклюзивного физического воспитания детей детьми с ограниченными возможностями здоровья, но и в целом во всей сфере инклюзивного образования.
Литература:
1. Аксенов, А.В. Инклюзивное физическое воспитание детей младшего школьного возраста / А.В. Аксенов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 3 (133). С. 17-21
2. Дорошенко, Т.Н. Формы работы с родителями в условиях инклюзивного образования / Т.Н. Дорошенко // в сборнике: Инклюзивное образование: теория и практика сборник материалов международной научно-практической конференции. 2016. С. 565-571.
3. Золоткова Е.В. Региональная модель комплексного сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации / Е.В. Золоткова, М.И. Малышева // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 5-2. С. 339-343.
4. Казакова, Л.А. Организация доступной воспитательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании / Л.А. Казакова // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2016. № 1 (3). С. 524-529.
5. Корнев, А.В. Анализ развития системы образования детей-инвалидов на примере образовательных организаций ивановской области / А.В. Корнев, Д.М. Правдов, В.С. Макеева, Ж.Ю. Чайка // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2016. Т. 15. № 3 (136). С. 160-169.
6. Приказ Министерство образования и науки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Министерстве Юстиции России 03.02.2015 N 35847) // http://www.pravo.gov.ru 06.02.2015 (дата обращения: 10.10.2016).
7. Салимова Ф.М. Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях / Ф.М. Салимова // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 4 (31). С. 156-163.
8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53
9. Шайкевич, М.В. Педагогическое сопровождение обучения, воспитания и развития детей-инвалидов в обычной школе / М.В. Шайкевич, О.В. Еремкина // Человеческий капитал. 2016. № 3 (87). С. 113-115.
10. Шустикова, М.Г. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в российской федерации / М.Г. Шустикова, Т.А. Анбрехт // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 2-5. С. 130-132.
Педагогика
УДК: 373.5
старший преподаватель Конышева Юлия Романовна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Осокина Нина Константиновна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород) ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ
Аннотация. Данная статья посвещена вопросу совершенствования навыков аудирования на основе использования видеоматериалов.
Ключевые слова: аудирование, видеоматериалы, иностранный язык, мотивация.
An^taUm. This article is devoted to the issue of developing listening comprehension skills based on the usage of video materials.
Keywords: listening comprehension, video materials, foreign language, motivation.
Введение. Аудирование - сложный, специфический вид внутренней речевой деятельности, который в процессе обучения должен иметь выход во внешний план [2, с. 11]. Практика ведущих методистов и педагогов показывает, что наибольшее количество проблем и неудач у учащихся связано именно с аудированием, поскольку его процессы в реальном общении (к выходу на которое и должен быть направлен процесс обучения языком) практически необратимы [4, с. 238]. На сегодняшний день способом контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции учащихся 11 классов выступает всё более усложняющийся Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по английскому языку, одним из важнейших разделов которого является именно раздел «Аудирование».
Таким образом, проблема понимания иноязычной речи на слух все еще остается одной из самых актуальных. Методистами не раз подчеркивалась важность повышения значимости аудирования в современном учебном процессе, привлекая в этих целях технические средства обучения, репрезентирующие аутентичный контекст жизнедеятельности носителей изучаемого языка, в том числе и сверстников российских школьников [3]. Постоянно возрастающие мощность и универсальность компьютеров открывают новые возможности преподавания и обучения, позволяют преподавателям расширять набор применяемых методов обучения [5].
Изложение основного материала статьи. В ходе опытно-практической работы, нами была предпринята попытка обосновать эффективность и целесообразность использования видеоматериалов на уроках английского языка с целью совершенствования навыков аудирования, а также повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка и снятия некоторых трудностей восприятия иноязычной речи на слух.
Опытно-практическая работа включала в себя три этапа:
1. констатирующий/подготовительный этап;
2. формирующий этап;
3. контрольный этап.
В 5 классе было проведено 10 уроков, на трех из которых осуществлялась непосредственная работа по обучению учащихся аудированию с использованием видеоматериалов. Английский язык в 5 классе изучается четвертый год, на его изучение отведено три урока в неделю. Класс был поделен на две подгруппы: первая подгруппа включала 10 человек, состав второй подгруппы составлял 12 человек. Опытно-практическая работа осуществлялась на базе первой подгруппы из 10 человек.
На подготовительном (констатирующем) этапе мы осуществили две цели:
1) анализ действующего УМК «Starlight» для 5 класса на наличие заданий и упражнений, направленных на развитие навыка аудирования и наличие дополнительных видеоматериалов к данному курсу;
2) выявление исходного уровня владения навыком аудирования учащимися 5 класса.
Итак, при достижении первой цели мы выяснили, что учащиеся 5 класса занимаются по УМК «Starlight», автор К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова и др. [1]. Данный учебно-методический комплекс предназначен для общеобразовательных школ и рекомендован ФГОС нового поколения, так как полностью соответствуют стандарту [6]. Также, УМК соответствует обязательному минимуму содержания образования и рассчитан на базисный учебный план (три часа в неделю).
Учебник для 5 класса состоит из модуля starter и 6 основных модулей. Во время осуществления опытно-практической работы был освоен модуль 3 «Day after day».
Важно отметить, что каждый урок сопровождается различными аудиозаписями. Они содержат новую лексику, диалоги, песни и упражнения. Весь аудируемый материал направлен на понимание детьми иностранной речи на слух, на развитие правильного произношения отдельных звуков английского языка, интонации, лучшего усвоения и запоминания материала.
В целом, авторы УМК «Starlight» уделяют аудированию достаточно внимания. Для развития навыка аудирования используются различные тексты и упражнения, сопровожденные аудиозаписями. Однако, зачастую учащиеся устают от использования учебника на уроках, последовательного выполнения заданий, прослушивания искусственных речевых ситуаций. Здесь на помощь преподавателю могут прийти видеоматериалы, способствующие лучшему восприятию темы, более полному раскрытию лингвистических и экстралингвистических особенностей говорящего, содействующие активному обсуждению увиденного и услышанного.