ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
УДК 339.16.012.23:339.137 |J. f|. РЫЛОВ
Омский государственный технический университет
ПРОБЛЕМЫ
ФАЛЬСИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ. ВЛИЯНИЕ ФАЛЬСИФИКАЦИИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ФИРМ И ТЕРРИТОРИЙ_
Рассмотрены проблемы увеличения объемов фальсифицированной продукции различных видов, примеры фальсификации, меры ее предупреждения; проанализировано негативное влияние фальсификации на конкурентоспособность фирм и территорий.
Фальсификация (от позднелат. falsifico — подделываю), 1) злостное, преднамеренное искажение каких-либо данных; 2) изменение с корыстной целью вида или свойства предметов, помелка [1, с 1391]. Как следует из определения, фальсификация затрагивает как информацию, документы, ценные бумаги, так и изготавливаемые и реализуемые товары, имея целью путем подделки введение в заблуждение клиентов, нелегальное обогащение. Тем самым фальсификация наносит материальный и моральный ущерб не только потребителю, но и изготовителю качественной продукции, территории, на которой размещаются производитель и потребитель продукции.
Фальсификация продукции может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение по-
требительских свойств товара, или ухудшение его качества при сохранении наиболее характерных, но несущественных для его использования по назначению свойств. Понятие «фальсифицированные товары» иногда путают с понятиями «товары — заменители» (суррогаты, имитаторы) и «дефектныетовары». Это не случайно, так как заменители и дефектные товары широко используются для целей фальсификации, при этом потребителю умышленно предоставляется фальсифицированная информация [2, с. 21 ].
При фальсификации обычно подвергается подделке одна или несколько характеристик товара, что позволяет выделить несколько видов фальсификации: ассортиментная (видовая), качественная, количественная. стоимостная, информационная.
По словам эксперта Европейской Комиссии по борьбе с фальсификацией продукции К. Циммермана, «подделывается все, что продается». Анализ состояния фальсификации продукции на потребительских рынках различных стран приводится в ряде статей российских ученых [3, 4,5, 6].
Приведем фрагменты некоторых примеров: «По оценкам исследовательского центра Конгресса США, компании, производящие медикаменты, теряют 1 долл. из каждых трех, благодаря их повсеместным подделкам. Проблема приобретает глобальный масштаб. По данным Всемирной организации здравоохранения, 25% выявленных поддельных медицинских препаратов изготовлено в основных промыш-ленно развитых странах. Общие потери в химической и фармацевтической индустрии оцениваются в пределах 17 млрд долл. Развивающиеся страны имеют наибольший процент продаж поддельных медикаментов — в некоторых африканских странах этот показатель достигает 60%. В России отсутствуют статистические данные о количестве поддельных фармацевтических препаратов, продающихся через аптечную сеть, однако известно, что ежегодно Министерство здравоохранения и социальной политики изымает все большее количество нелицензирован-ных медицинских препаратов (темп ежегодного роста составляет 15 — 20%)» [3, с. 114-115]. Если в конце 90-х годов фармацевтические подделки в РФ составляли три процента в обороте лекарственных препаратов, то на 2003 г. эта цифра превышает 10%. Экономический ущерб от их реализации в 2002 г. составил 300 млн долл. Объем морального ущерба жизни и здоровью людей подсчитать невозможно. Найти настоящий источник подделки невозможно, т.к. на пути от изготовителя препарата до конечного потребителя находится огромное количество посредников. Производителей лекарственных средств в России около 700, крупных дистрибьюторов около семи тысяч, аптечных учреждений порядка 70 тысяч. Уследить за всеми Фармацевтическая инспекция Минздрава РФ, в которой работают два десятка человек, не в состоянии. Даже выявленные фальсификаторы остаются безнаказанными, т.к. в Уголовном кодексе отсутствует статья за изготовление и распространение фальшивых лекарств» [5, с. 41].
Сфера фальсификации и «деятельности» фальсификаторов практически охватывает все виды товаров как розничной, так и оптовой торговли. В статье проф. В.Г. Ларионова [3] приводятся данные по объемам фальшивой продукции продовольственных изделий, детского питания, алкогольной и безалкогольной продукции, кофе, детских игрушек. Приведем несколько примеров из этой статьи: «Поданным шведской фирмы Russ Thai Consulting Co., Ltd примерно две трети всей выпускаемой в РФ водки не соответствует требуемому стандарту качества, а за первые шесть лет с момента отмены государственной монополии на производство водки в РФ 240 тыс. чел. отравились с летальным исходом от употребления фальшивой водки и ликеро-водочных изделий. Поданным налоговой полиции РФ, казна от подпольного рынка алкоголя теряет порядка 1 млрд руб. ежемесячно, а доходы мафиозных водочных дельцов приближаются к 7 млрд долл. в год».
Для пресечения незаконной деятельности фальсификаторов пищевой продукции предусмотрен комплекс мер предупредительного и наказывающего характера. В состав предупредительных мер включены социальные (информация потребителей; разра-I ботка методов идентификации и выявление фальси-
фикации), административные (создание органов независимой экспертизы; усиление государственного контроля) и правоохранительные (разработка и использование законодательных актов). При обнаружении фальсифицированного товара первым действием проверяющих органов является его градация на две категории: опасный или безопасный товар. Опасный товар подлежит уничтожению под контролем государственных органов; безопасный товар проверяется на возможность его использования для пищевых целей человеком или животными. В соответствии с полученными выводами проводится его перемаркировка, уценка и выпуск в торговую сеть либо отправка на переработку для корма животным.
Одним из современных направлений борьбы с фальсификацией продукции становится широкое применение новых информационных технологий. За рубежом многие компании вкладывают в развитие информационной инфраструктуры до 10% от прибыли. Методология автоматической маркировки, идентификации, системной работы с базами данных позволяет отслеживать товарные потоки в режиме реального времени.
Консультант компании ASTI GROUP А. Полетаев в статье [8] привел результаты аналитического обзора современных средств защиты от подделок подакцизных товаров на примере алкогольной продукции. Защитные технологии условно можно разделить на группы: объявленные, сертифицированные и скрытые. Объявленная защита, информационной поддержкой которой служит реклама, предназначена для широкого контроля самим потребителем и является одной из основных. Сертифицированные средства маркировки товаров — это комплекс технических мер от фальсификации, технология применения и способ контроля которых известны только производителю продукции и/или владельцу товарной марки, составляют их коммерческую тайну. Скрытые методы защиты от подделок представляют собой совокупность скрытой от несанкционированного контроля информации и используются производителями для негласного контроля за товарооборотом фирменной продукции, атакже государственными органами при печати акцизных, специальных и идентификационных марок. Успех защиты алкоголя от фальсификации обеспечивают два принципа: системно-ситуационный подход к идентификации товаров и защите их от подделок (т.е. применение всех способов защиты в совокупности, постоянное их совершенствование и модификация в расчете на опытного фальсификатора), а также введение в действие таких видимых форм защиты, рассчитанных на крупносерийное производство, которые для нелегалов могут сопровождаться экономически неприемлемыми затратами.
Несмотря на усложнение форм защиты товаров от фальсификатов, очевидно, недостаточные меры наказания со стороны государства привели к процветанию сбыта суррогатной продукции. Сообщения СМИ говорят о тревожных цифрах: в РФ объем поддельной алкогольной продукции составляет одну треть общего объема продаж, встречается она и среди элитных сортов вин: грузинских и армянских коньяков, молдавских вин. В 2003 г. от интоксикации фальсифицированными алкогольными напитками врачи не смогли спасти около 40 тыс. россиян. Напрашивается вывод, что пора срочно ужесточить меры антикризисного менеджмента на государственном уровне, а именно ввести в Уголовный кодекс статьи, предусматривающие наказание за сбыт фальсифи-
ката и применять их по отношению к изготовителям и сбытовикам суррогатной продукции.
Одной из существенных предпосылок приобретения поддельных товаров для потребителей, как следует из работы [8], служит фальсификация товарных марок. Здесь соприкасаются две сферы подделок: самого товара и известной, популярной среди потребителей товарной марки, которая обеспечивает широкий сбыт фальсифицированного товара.
Товарные знаки можно с полным правом отнести к разряду ценных бумаг. Анализ фальсификации товарных марок и их последствий приведен в работах [4, 6]. Юридическое значение понятия «товарный знак» определено Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения», в соответствии с которым «товарный знак и знак обслуживания — это обозначения, способные отличить соответственно товары и услуги определенных юридических или физических лиц» [6, с. 124]. Торговая марка является символом, подтверждающим высокую репутацию фирмы. Ухудшение репутации торговой марки может привести к значительным убыткам, поэтому крупнейшие компании расходуют значительные средства на защиту этого нематериального, но очень ценного символа. Расходы на создание и защиту торговых марок рассматриваются как инвестиции. По отношению к подделкам товарных знаков, марок более применим термин «контрафакция», официально введенный в Таможенный кодекс РФ (2003 г.). Категория «контрафактные» отражает в первую очередь ту сторону товарного знака, на которую распространяются действия законов РФ об авторском праве, интеллектуальной собственности. В технологическом аспекте различают «подделку» и «имитацию» товарного знака. Подделка — копирование товарного знака без каких-либо измене? ний с помощью современных полиграфических средств и информационных технологий. Она позволяет нелегалам продвигать свою фальсифицированную продукцию без больших затрат, используя репутацию известной фирмы. Иногда масштабы подделок так велики, что приводят к банкротству предприятий. Так, компания Бои^або, производитель скатертей с провансальскими мотивами, вынуждена была прекратить свое существование из-за огромной массы фальсификатов скатертей, выпущенных под ее торговой маркой. По оценке Союза производителей Франции, который ведет наиболее активную борьбу с фальсификацией товаров и контрафакцией товарных марок (даже создал Музей контрафакции), подделки составляют 5-7% объема мировой торговли и ежегодно приносят Франции ущерб, составляющий 40 млрд франков и приводящий к сокращению 30 тыс. рабочих мест [4, с. 100-101].
В современных условиях более распространенным способом подделки товарного знака является его интеллектуальная имитация, под которой имеется в виду производство продукта под товарным знаком, схожим с другим, уже существующим и, как правило, заслужившим устойчивую репутацию потребителей. Приемов имитации достаточно много, начиная от простейших (пропуск или замена одной или нескольких букв в названии, изменение отдельных символов) до более сложных, когда имитаторы вводят свои более мелкие элементы в дополнение к известной товарной марке. Например, на этикетке колбасы крупным шрифтом нанесено название «Докторская», а ниже значительно более мелким шрифтом, на который потребитель не обращает внимания, дана приписка — «по-московски», «по-варшавски» и т.п. По-
пробовав такой продукт, потребитель поймет, что это совершенно другой продукт [6, с. 127-128].
В настоящее время в мире зарегистрировано около 5 млн товарных знаков, в РФ отмечается тенденция роста количества заявок, поступающих на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания в патентное ведомство РФ. Низкая эффективность выполнения товарным знаком защитной функции и расширение возможностей его контрафакции обусловлены причинами как объективного, так и субъективного характера. При разработке мер, направленных на вытеснение с рынка фальсифицированной и контрафактной продукции заинтересованным сторонам, владельцам торговых марок необходимо:
• формировать стратегию установления разумных цен; распространять среди потребителей и трейдеров пороговые уровни цен на товары, ниже которых цена соответствует поддельному товару;
« определять места и условия продажи марочного товара, давать информацию с выделением элементов, по которым можно оперативно отличить пода,ел-ку товара и знака от оригинала и др.;
• совершенствовать техническую сторону и юридическую процедуру регистрации товарного знака в патентном ведомстве России или других стран;
• исключить условия для местного протекционизма в регистрации «новых» товарных знаков;
• более четко и полно раскрыть признаки нарушения прав владельцев товарных знаков; изменить квалифицирующие признаки преступлений по действиям, направленным на введение в оборот фальсифицированной и контрафактной продукции;
• усилить меры административной и уголовной ответственности;
• стимулировать потребителя и содействовать ему в передаче информации о случаях контрафакции соответствующим органам, и др. [6, с. 130].
Охрана интеллектуальной собственности представляет огромную проблему для Китая, занимающего ведущие места среди производителей многих видов фальсифицированной продукции.
Иностранные компании, действующие в Китае и вынужденные охранять свою интеллектуальную собственность, должны расходовать на это определенные средства, объем которых зависит от размера компании, роли интеллектуальной собственности в бизнесе и типа нарушений прав. Одна из американских ТНК, считающая защиту интеллектуальной собственности основой своей деятельности в Китае, ежегодно расходует на это 500 тыс. долл. Существуют ТНК, ежегодно расходующие на охрану интеллектуальной собственности в Китае по 3 - 4 млн долл.
Охрана интеллектуальной собственности, осуществляемая иностранными компаниями, включает следующие меры:
• контроль за производственными мощностями и распределительной сетью в Китае, чтобы убедиться в отсутствии нелегального производства и поставок комплектующих для незаконных операций;
• разъяснение всем сотрудникам значения охраны интеллектуальной собственности и обучение их способам определения фальшивых продуктов;
• регистрация всех патентов, торговых марок и других объектов интеллектуальной собственности с целью обеспечения поддержки местных органов охраны интеллектуальной собственности в случае принятия мер против нарушителей этих прав;
• установление связи с сотрудниками, занимающимися охраной интеллектуальной собственности в государственных учреждениях;
Рис. Влияние ситуации на потребительском рынке товаров и услуг на уровень конкурентоспособности легального бизнеса и территорий.
• контроль за ценовой стратегией;
• применение производственных методов и технологий, трудно поддающихся копированию;
• осуществление контакта с потребителем: создание «горячей линии», по которой потребители могли бы сообщать о приобретении ими фальшивых товаров;
• информация через прессу о санкциях, которые налагает компания на нарушителей ее прав на интеллектуальную собственность;
• установление разумных цен, так как чрезмерно высокие цены являются стимулом для нарушителей;
• создание союзов с другими иностранными фирмами, производящими аналогичную продукцию и испытывающими проблемы с охраной интеллектуальной собственности, с целью лоббирования правительственных органов. Такие союзы могут прини-
I мать форму структурированных организаций, таких,
как Китайская коалиция против подделок (China Ап-ticounterfeiting Coalition), или существовать временно для решения конкретных проблем [4, с. 108-109].
Теоретически полностью защитить товары и ценные бумаги от подделки невозможно, поскольку «то, что один человек может сделать в интересах защиты, другой всегда сможет повторить в интересах фальсификации». Решение этой дилеммы только одно: фальсификация должна быть столь дорогой, чтобы ее осуществление лишало мошенника экономической выгоды. При этом наиболее распространенной системой защиты становится комбинация так называемых «открытых» (т.е. видимых невооруженным глазом) и «скрытых» технологий [7, с. 93 - 94].
Влияние распространения фальсифицированной и контрафактной продукции на снижение конкурентоспособности фирм и территорий, помимо выше
приведённых примеров, можно проиллюстрировать свежими данными. В работе [9] приведены сведения о возникших разногласиях между Индией и Россией на переговорах о вступлении России во Всемирную торговую организацию из-за больших объемов поддельных индийских чая, кофе, специй, производимых и сбываемых в России под товарными знаками индийских производителей. Недобросовестные российские предприниматели не только занимают солидную долю рынка, но и дискредитируют традиционные отрасли экономики Индии. Индийское правительство требует запретить производство лжеиндийских товаров в России, намерено начать расследование фактов контрабандного вывоза российскими компаниями из Индии сырья, из которого затем изготавливаются «индийские» товары (до 70% продающихся в России индийских чая и до 80% кофе фасуется на территории РФ). Индия возглавляет блок развивающихся стран в ВТО, а их в этой структуре большинство, поэтому нахождение компромисса по данному вопросу весьма актуально для РФ.
Еще один пример относится к ювелирной продукции, и информация статьи [10] также подтверждает негативное влияние поддельной продукции на конкурентоспособность легального бизнеса. По экспертным оценкам, лишь треть золотых изделий проходит процедуру государственного пробирного контроля. В основном приходится уцовать на «добросовестность» контрабандистов и изготовителей контрафактной продукции. С учетом «серого» откровенный криминал вытесняет узаконенный ювелирный бизнес с российского рынка. Признанные ювелирные предприятия России оказались на рынке в самом невыгодном положении, т.к. из-за обложения налогами и необходимости платить Пробирной палате страны за ее услуги их продукция неконкурентна (цена на серебряные изделия после прохождения ими контроля и клеймения в Пробирной палате увеличивается на 7,5%). Контрабандисты и нелегалы-фальсификаторы укрываются от всех налогов и сборов, а наказание, которое может быть предъявлено продавцам подделок, — от 3 до 15 минимальных размеров оплаты труда. Контрабандный ввоз и нелегальное изготовление ювелирных изделий имеют существенный отрицательный фактор нанесения вреда здоровью потребителей, т.к. в сплавах драгметаллов содержатся вредные примеси.
Подводя итоги проанализированной информации о состоянии дел на потребительском рынке России, ее регионов и муниципальных образований, можно сделать однозначный вывод, что помимо материального и морального ущерба фальсификация и контра-
факция продукции снижает конкурентоспособность легально функционирующего бизнеса и территорий (рис.). нейтрализации этого негативного влияния недобросовестности многочисленных предпринимателей РФ, следует, очевидно, ужесточить меры административного и уголовного наказания, используя для этого устоявшиеся нормы права развитых рыночных стран, методы контроля и наказания, которые они применяют по отношению к участникам сети изготовления и реализации фальсифицированной и контрафактной продукции.
Проведенный анализ и выводы актуальны для предприятий, территорий, в том числе для Омской области, где на рынках и в киосках часто реализуется такого рода продукция.
Библиографический список
1. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Сов. Энциклопедия, 1983.
2. Николаева М. А. и др. Идентификация и фальсификация пищевых продуктов. — М.: Экономика, 1996. — 108с.
3. Ларионов В. Г., Скрыпникова M. Н. Проблема фальсификации товарной продукции в России и за рубежом // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - №6. - С. 106-111:2001.-№ 1. -С.114-119.
4. Зубченко Л. А. Торговые марки и их фальсификация за рубежом// Маркетинг в России и за рубежом. — 2001,-№5. — С.97-109.
5. Елина П. Бесполезные таблетки // Социальная защита. — 2003. - №10. - С. 39-42.
6. Васильева!!. О., Нечушкина Е. А. Фальсификация и контрафакция товарных знаков // Маркетинг в России и за рубежом. -2005. - №1. - С. 124-130.
7. Ларионов В. Г., Скрыпникова M. Н. Как защититься от подделки (обзортехнологическихсредств защиты ценных бумаг, документов и фирменных товаров от фальсификации и подделки) // Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — №3. — С. 93-98.
8. Полетаев А. Защитимся от фальсификата // Современная торговля. - 2002. - №9. - С. 16-19.
9. Чичкин А. Индия протестует против подделок чая российскими компаниями//Российская бизнес-газета. — №32. — С. 8.
10. МахлинМ. Ювелирный рынок наводнен контрабандой и подделками//Российская бизнес-газета.-№32. — С. 8.
11. Рылов В. П. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие. - Омск: Изд-воОмГТУ, 2005. - 248 с.
РЫЛОВ Владимир Петрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры "Государственное и муниципальное управление".
Календарь конференций
Международная научная конференция Проблемы управленческого консультирования - 2006 24.05.2006-26.05.2006 Россия, Воронеж
Официальные языки: русский
Прием заявок и тезисов до 30.04.2006.
Адрес проведения: 394030 г. Воронеж, ул. К. Маркса, 67.