МАМЕДБЕКОВА М.О., ГАЗИМАГОМЕДОВА П.К.
ПРОБЛЕМЫ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ПЕРИОД ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО СПАДА И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА МИГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В современном мире все страны осознали роль образования как базовой компоненты общества знаний в развитии государства. Однако сегодня доля населения, имеющего высшее образование, достаточно низка. Образование становится трансграничным и благодаря применению вузами наиболее развитых стран разнообразных способов продвижения за рубежом собственных учебных программ в традиционной форме, в первую очередь, путем создания представительств, филиалов. Россия, как и другие высокоразвитые страны, в минувшем десятилетии встала на путь развития транснационального образования.
MAMEDBEKOVA M.O, GAZMAGOMEDOVA Р.К.
PROBLEMS OF EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES IN DEMOGRAPHIC RECESSION AND ECONOMIC GROWTH OF MIGRATION IN MODERN RUSSIA
In the modern world all countries have realized a formation role as base components of a society of knowledge in state development. However today the share of the population having higher education, is low enough. Formation becomes trans-boundary and thanks to application by high schools of the most developed countries of various ways of advancement abroad own curriculums in the traditional form, first of all by creation of representations, branches. Russia, as well as other advanced countries, past decade has followed a way of development of transnational formation.
Ключевые слова: Экспорт, образование, миграция, услуги, рынок труда, проблемы, анализ, система, развитие, интернационализация, направления, гармонизация.
Keywords: Export, formation, migration, services, a labour market, problems, the analysis, system, development, internationalisation, directions, harmonization
Экспорт образовательных услуг - один из наиболее динамично развивающихся рынков в современном мире. На данный момент около 3 миллионов студентов ежегодно выезжают за рубеж для получения третичного образования (полного среднего или высшего профессионального образования). Лидерами рынка, занимающими более его трети, являются США и Великобритания. На долю же России приходится около 2% рынка.
Учебная миграция (УМ) - один из самых быстро развивающихся видов миграции: если в середине 80-х годов она оценивалась в Европе в 800 000 че-
ловек, а в 1990-х - более миллиона, в конце 20 века - 5 млн. человек, то к 2003 году уже превысила 2 социалистического лагеря и СНГ.
По данным ЮНЕСКО, в 1995/96 за границей обучалось 5589 российских студентов, а в 2000/2001 уже 6858 человек. В Германии - 3383, Франции (в государственных университетах) - 784, Великобритании - 497. Россия сама также привлекает студентов из разных стран, и число их растет.
Немного из истории: после спада в начале 1990-х гг. наблюдается повышение интереса к получению высшего и среднего специального образования в большинстве стран Содружества. Чем это было обусловлено, сложно сказать, но, возможно, одной из причин могла выступать надвигающаяся тогда безработица и закрытие в массовом количестве средних специальных профессиональных технических учебных заведений.
В 90-е годы российские вузы конкурировали между собой за импорт программ и преподавателей из-за рубежа, но это была конкуренция внутри страны. Но показателем развитости системы является экспорт (речь не идет об экспорте сырья), а это означает, что России необходимо начать экспортировать образовательные услуги и привлекать слушателей из-за рубежа. Также изменилась престижность специальностей, по которым молодежь хотела приобрести знания: если в середине прошедшего десятилетия наиболее популярными и востребованными считались специальности, связанные с экономикой, менеджментом и юриспруденцией, то теперь популярность среди абитуриентов приобретают инженерные специальности.
Для того чтобы российские вузы стали конкурентоспособными на мировом рынке образования, необходимо заниматься как экспортом, так и импортом. Если говорить об экспорте, то тут речь идет о привлечении ино -странных слушателей, экспорте образовательных программ за границу и развитии филиальной сети за рубежом. Импорт не менее важен для развития российских вузов, прежде всего, в виде привлечения иностранных преподавателей, программ, дипломов.
Происходящий в последние годы экономический рост, и особенно намечаемый в ближайшей перспективе, потребует дополнительного привлечения и использования ресурсов труда. Уже не первый год известны расчеты необходимой численности занятых в экономике России, в основу которых положены гипотезы удвоения ВВП и возможных темпов роста эффективности труда. Эти расчеты показали, что необходимая численность занятых превышает самый благоприятный вариант прогноза численности трудоспособного населения на 24,3 млн. человек.
Качественная структура дополнительного количества занятых должна обеспечить развитие обрабатывающих отраслей в реальном секторе экономики, в наукоемких отраслях специалистов инженерного и технологического профиля, рабочих специальностей. Дефицит именно такого состава трудовых ресурсов уже не первый год ощущается на российском рынке труда, что, безусловно, тормозит более динамичное развитие экономического роста, препятствует реализации более амбициозных и устойчивых темпов социально-
экономического развития Российского Федерации, потребует мощного вливания в отрасли экономики новых ресурсов труда, в первую очередь, квалифицированных работников.
Согласно статистике, наиболее активно предоставляют образовательные услуги Соединенные Штаты Америки, на долю США приходится примерно 20 % экспорта. На долю Великобритании приходится 15%, т.е. две страны занимают больше трети мирового образовательного рынка. С одной стороны, можно говорить, что это является следствием распространенности английского языка (почти половина цивилизованного населения земли говорит по-английски), а с другой стороны, такая экспансия англоговорящих стран на образовательный рынок может объясняться и высоким качеством образования.
Помимо количественной компенсации, миграционный прирост повлиял на улучшение демографической структуры населения и других качественных показателей состава населения - уровень образования, профессиональный состав. Мигранты имели более молодую возрастную структуру, более высокий образовательный и профессионально-квалификационный уровни, чем в среднем постоянное население России.
Косвенным свидетельством этого являются данные ежегодных выборочных Росстата по проблемам занятости населения, которые показывают, что удельный вес работников высшего, неполного высшего и среднего специального образования, в численности занятых, и среднего специального образования, в численности занятых, не только не сокращается, а ежегодно даже увеличивается.
Это означает, что Россия, имея колоссальные ресурсы одной из лучших развитых систем образования, может и должна представлять образовательные ресурсы молодым гражданам из других государств и даже стать реальным конкурентным ведущим мировым державам в этом направлении. Подготовленные на территории страны специалисты и рабочие из числа иностранных граждан могут, в первую очередь, увеличить численность необходимых в экономике страны трудовых ресурсов, а в перспективе пополнить численность граждан страны.
Здесь следует отметить, что вселение мигрантов в новый для них район связано с целым рядом демографических, социальных и экономических изменений. Мигранты становятся жителями района вселения, участвуют в воспроизводстве его населения, в освоении природных ресурсов, в развитии экономики и т.д. Мигранты прибывают в новый для них район, обладая опытом и знаниями, приобретенными в районах выхода, имея разветвленные родственные и имущественные связи и др. В новом районе все это или многое из этого надо приобретать. Для них главным в районе вселения является пройти стадию приживаемости. Приживаемость новоселов - это антипод интенсификации миграционной подвижности населения. Это третья, так называемая заключительная, стадия миграционного процесса, значение которой в миграционной практике послевоенного времени существенно возросло.
В настоящее время Россия занимает 9 место на мировом рынке экспорта образовательных услуг, тогда как СССР после США был вторым экспортером образовательных услуг. Сейчас признанными лидерами этого рынка являются: США (20%), Великобритания (15%), Германия (9%), Франция (8%), доля России составляет около 2% и, несмотря на увеличение общего количества иностранных студентов, доля России постепенно падает. Не мы становимся хуже, а наши конкуренты лучше.
Пока что вопрос о том, на какую численность иностранных учащихся возможно в будущем рассчитывать нашей стране, остается нерешенным. Поэтому традиционно наибольшую долю учащихся-иностранцев в российских учебных заведениях составляет молодежь из стран СНГ. К началу 21 века в российских государственных вузах по программе полного курса обучалось более 34 тыс. студентов граждан, стран Содружества, в том числе более 20 тыс. на дневных отделениях.
Сохранение единого образовательного пространства со странами Содружества должно в полной мере использоваться для преодоления социальной и этнонациональной напряженности, социального и культурного неравенства. Это может стать решающим условием обеспечения национальной безопасности России. Исключительно важным моментом в процессе дальнейшей интеграции экономик, культур и прочих аспектов социальной стабильности является преодоление языкового барьера между сближающимися сторонами (или хотя бы не отдаляющимися друг от друга). Образовательная система России может сыграть эту важнейшую роль в деле сохранения и развития русского языка как языка межнационального общения.
Выбор ориентиров для проведения Россией политики экспорта образовательных услуг в страны на среднесрочную перспективу должен базироваться на объективном учете возможностей, подготовленности, степени совпадения ценностных установок, интересов и ожиданий молодых граждан стран Содружества.
Необходима количественная и качественная оценка человеческого потенциала этих стран. Конец 20 века ознаменовался резким изменением системы ценностей, целевых ориентиров и критериев оценки общественного прогресса. В настоящее время человеческий потенциал, важной частью которого является величина накопленных знаний и умений, признается главной составляющей национального богатства и основной движущей силой экономического роста во всех странах СНГ.
В современных условиях вложения в человеческий капитал признаются наиболее эффективными по сравнению с другими их направлениями.
Рост интеллектуальной миграции отмечается во всем мире, и страны СНГ находятся в русле этого процесса. Стокер рассматривает учебную миграцию как специфический вид интеллектуальной миграции. В статистике она идет отдельным показателем и классифицируется как временная, т.к. учащиеся получают специальные визы (возможно с членами семей) и имеют ограничение по трудоустройству во время обучения.
Большая часть обучающихся из стран СНГ на Западе едет на магистерские программы и в аспирантуру. Это касается как гуманитариев, так и естественно-технических специальностей. Исследователи оценивают эмиграционный потенциал для российских студентов в 70%. Однако очень сложно понять реальные масштабы «утечки умов», и зависят ли они от страны выезда и в какой степени, поскольку данные собираются по небольшому количеству респондентов и в основном через Интернет.
Переход на Болонскую систему организации образования с взаимозачетами и модульной системой поощряет и стимулирует мобильность студентов во время процесса обучения, когда в течение 1-2 семестров они могут посещать курсы в других университетах разных стран. Многие вузы стран МНГ переходят на эту систему в последнее время. Поэтому вопрос о потерях от «утечки умов» с переходом на новую систему снова обсуждается в официальных кругах и СМИ.
Страны СНГ формально располагают мощной системой образования, всеобщее и обязательное образование дает основание для массового продолжения обучения в высших учебных заведениях, имеющихся практически во всех крупных городах. Исторические, экономические, психологические традиции, образовательные и трудовые связи стран СНГ и России обусловили интерес выпускников общеобразовательных школ стран СНГ к обучению в российских учебных заведениях.
Контингент потенциальных иммигрантов для привлечения их в российские учебные заведения зависит от демографической ситуации в странах Содружества, которая имеет как общие для всех стран, так и специфические для каждой страны черты. Также следует отметить, что в последнее пятнадцатилетие во всех странах СНГ (кроме Туркменистана) отмечалось падение темпов роста численности населения. Беларусь, Украина, Молдова, Российская Федерация вступили в полосу депопуляции, темпы которой из года в год ускоряются. Такая ситуация в основном определялась высокой смертностью населения этих стран. При этом в государствах, находящихся на третьем этапе демографического развития, где продолжает сохраняться относительно высокая рождаемость, обеспечивается расширенное воспроизводство населения благодаря молодой структуре населения. К этой группе относятся прежде всего государства Средней Азии. Тем самым в настоящее время наибольшее число зарубежных студентов составляют граждане Казахстана, Украины и Белоруссии, Узбекистана. Это пока что основной, к сожалению, потенциал дешевой рабочей силы в нашей стране.
Кроме того, такие факторы, как визовые, транспортные проблемы, правила регистрации неграждан России в крупных городах, криминально-психологическая ситуация и т.п. обуславливают сокращение масштабов учебной иммиграции в Россию. И это происходит на фоне того, что среди молодежи стран СНГ формируется устойчивое мнение, что возрастающие статусные, должностные, материальные притязания, адекватные рыночным реалиям, а также увеличивающиеся запросы в сфере потребления легче удов-
летворить, получая образование в российских учебных заведениях, предоставляющих своим выпускникам доступ к высоким социальным позициям, возможность достаточно быстро сделать карьеру в тех секторах экономики, которые находятся на подъеме.
Итак, в целом по странам СНГ демографические предпосылки увеличения контингента учебных материалов носят положительный характер. Однако осуществление этих предпосылок сталкивается с определенными трудностями.
Одна из новых проблем, возникших в период трансформации общества и ограничивающая реализацию потенциала учебных мигрантов, касается общеобразовательной подготовки молодежи в странах СНГ. Даже в случае увеличения численности детей школьного возраста, прием учащихся в общеобразовательные школы сокращается. Уменьшилось число школ, где преподавание ведется на русском языке. Обучение проводится на уровне, недостаточном для профессионального общения, а лишь удовлетворяющем бытовую потребность. Массовое сокращение объема преподавания русского языка в общеобразовательных школах в странах СНГ резко снижает шансы выпускников на успешную сдачу вступительных экзаменов в российские учебные заведения и затрудняет возможность усвоения предметов, преподаваемых на русском языке. Одной из проблем молодежи из социально-уязвимых групп населения является невозможность или трудность получения документов (паспортов), что выступает барьером при поступлении в учебное заведение или при выезде за границу для продолжения образования.
Анализ основных тенденций изменения ситуации с обучением граждан стран СНГ в российских вузах позволил сделать несколько предположений о возможном контингенте учебных мигрантов.
Для эффективного согласования интересов учебных заведений мигрантов из стран СНГ и российской системы высшего образования необходима реализация комплекса мероприятий, призванных способствовать привлечению иностранных студентов в российские учебные заведения.
С российской стороны эти меры должны обеспечить:
> доступность качественного образования, что предполагает гарантии обучения на современном лабораторном оборудовании, учебной литературе;
> обучение в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающихся в учебном заведении, их психологическую и физическую безопасность;
> создание системы доучебной адаптации студентов из зарубежных стран, включающую языковую подготовку и т.д.;
> совершенствование нормативно-правового регулирования условий привлечения иностранных студентов и обеспечения их прав как потребителей образовательных услуг.
При этом для выработки и обоснования мер экономического, правового и административного характера, способствующих расширению подготовки
специалистов из числа молодежи, проживающих в странах СНГ и Балтии, на базе российских высших учебных заведений необходимо получить дополнительную информацию, не содержащуюся в статистической отчетности и ни в одним их существующих источников.
Анализ проработанных нами источников, полученных в ходе опросов, позволяет сделать вывод о том, что уже в ближайшие годы Россия может принимать на обучение более 50 тыс. человек в год, но для этого потребуется решить ряд сложных проблем экономического, социального и правового порядка, среди которых наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие:
1. Корректировка действующих нормативно-правовых актов и разработка новых нормативных документов в области учебной миграции и образовательных услуг. В свою очередь, это потребует от российской стороны определенных гарантий их трудоустройства по специальности, для чего потребуется внедрение не только планов подготовки квалифицированных кадров и специальных программ.
Также необходимо кардинальное решение вопроса о налогообложении системы образования с существенными изменениями в гражданском бюджетном и налоговом законодательстве с четким разделением бюджетного финансирования и внебюджетных источников.
2. Анализ эффективности реализации межгосударственных соглашений о сотрудничестве в области образования, разработка и заключение новых соглашений с учетом перспектив сотрудничества в области экономики и социального развития государства. Это особенно важно в условиях, когда во многих новых независимых государствах становится затрудненным получение высшего и среднего специального образования на русском языке. Поэтому проведение согласованной образовательной политики дает возможность осуществить взаимный с государствами-участниками СНГ и Балтии поиск путей, которые могли бы привести к созданию единого образовательного пространства.
3. Разработка, принятие и реализация специальных федеральных и региональных программ по предоставлению образовательных услуг, в том числе по приему на полный курс обучения и на послевузовскую подготовку и переподготовку кадров. Этому процессу должны предшествовать или вестись параллельно разработка проблемно-ориентированных образовательных программ.
При этом следует отметить, что образовательная программа - товар, с которым учебные заведения выходят на рынок. Свои образовательные программы они предлагают как непосредственным потребителям - студентам и слушателям, - так и опосредованно через своих выпускников рынку труда и государственным органам.
Следует отметить, что для экспорта образовательных услуг ВУЗы должны пойти по пути интернационализации образования.
Изменения, происходящие на международном рынке образовательных услуг, свидетельствуют о том, что интернационализация становится неотъемлемым элементом стандартизации результатов образовательной деятельно -сти. Знания, полученные студентами в учебных заведения одной стороны, должны быть применены в других странах как для продолжения обучения, так и для профессиональной деятельности.
Поэтому для такого рода деятельности следует привлекать наиболее квалифицированный профессорско-преподавательский состав, а это, безусловно, активизирует разработку и продвижение транснациональных программ, повысит конкурентоспособность и экспорт образовательных услуг.
От международных они отличаются тем, что по содержанию являются стандартными программами конкретного учебного заведения, но реализуются за пределами родной страны без привлечения или с частичным привлечением местных специалистов, работающих под контролем учебного заведения, предлагающего программу.
При этом адаптация содержания и формата обучения и конкретными условиям страны, подбор и контроль местных преподавателей, взаимоотношения с местными ВУЗами, ценообразование таких программ, управление их качеством - вот лишь неполный перечень вопросов, с которыми сталкиваются учебные заведения, занимающиеся транснациональным образованием. Возможно предложение таких программ в формате дистанционного обучения, когда все студенты даже не переступают порог ВУЗа, а учатся каждый в своей стране.
Откладывать решение этих вопросов, на наш взгляд, уже нельзя: международная конкуренция стоит на пороге в лице зарубежных университетов, колледжей и школ бизнеса, рекрутирующих российских учащихся и предлагающих различные программы в России. Здесь следует определить не только, какие ниши образовательных услуг наиболее подходят государственным и негосударственным учебным заведениям - инженерная, экономическая или естественнонаучная, но и ориентацию на определенный сектор экономики. Таким образом, мы видим, что, по существу, рынок образовательных услуг, в том числе для мигрантов, плохо коррелируют с реальным сектором экономики.
Отсутствие возможностей эффективного прогнозирования изменения структуры рабочих мест в ряде отраслей экономики по причине недостаточных, а в ряде мест и полностью отсутствующих баз данных, отражающих спрос и предложение на рынке труда, привело к отрыву рынка образовательных услуг от реального сектора экономики. А это, в свою очередь, привело, как показывают проведенные исследования, к несоответствию профессиональных квалификационных параметров молодых специалистов требованиям работодателей, и в конечном счете молодые специалисты становятся безработными.
При этом России для успешной реализации себя как мирового экспортера образовательных услуг необходимо решить несколько ключевых задач:
> реорганизовать устаревшую систему отбора по квотам, введя единые экзамены за рубежом;
> отказаться от требования хорошего знания русского языка. Во-первых, следует начать формировать систему образования на английском языке, прежде всего на уровне магистратуры. Даже такие страны, как Испания и Франция, которые берегут национальные и языковые традиции, открывают программы на английском языке для привлечения иностранных слушателей. Во-вторых, для тех, кто плохо владеет или не владеет вообще русским языком ввести подготовительный год для обучающихся в магистратуре для изучения русского языка;
> следует изменить нормативные требования, не позволяющие зачислить студента на годовое или семестровое обучение. Сейчас в США очень популярна идея вешев1ег-аЬгоаё (обучение в течение семестра или года в другом вузе). Предполагается, что в ближайшие годы в США так будут учиться до 50% студентов;
> необходимо облегчить визовый режим как для иностранных преподавателей, так и для студентов. Качество образования напрямую зависит от преподавателей. К сожалению, наше миграционное законодательство относится к преподавателям-иностранцам, как к гастар-байтерам, в то время как во всех развитых странах процесс получения преподавательской визы сильно упрощен. При этом облегчение визового режима для преподавателей должно происходить не на взаимной основе, т.к. мы являемся заинтересованной стороной;
0 необходимо решить проблему безопасности и ксенофобии. Причем это касается не только таких городов, как Воронеж и Санкт-Петербург. Многие студенты, особенно выходцы из стран СНГ, боятся приезжать в Россию именно по этой причине;
0 решить проблему инфраструктуры вузов;
0 резко увеличить финансирование образования.
Обучение иностранных граждан может стать, по мнению экспертов ЮНЕСКО, одним из самых прибыльных видов экспорта XXI века. Образование в промышленно развитых странах все в большей мере развивается как экспортная отрасль. Например, в США оказание образовательных услуг иностранцам является пятой по значимости (размерам вклада в национальную экономику) статьей экспорта.
Для России расширение и углубление процессов интернационализации в самых различных сферах его деятельности является не только и не столько необходимостью следовать по пути интеграции российской системы высшего образования в европейскую и мировую образовательные системы, но и является обязательным условием его развития в постоянно активизирующейся конкурентной среде.
Следует отметить, что экспорт образовательных услуг и реализация международных образовательных проектов неразрывно связаны и фактиче -
ски определяются государственными геоэкономическими и геополитическими интересами. Стратегия развития РУДН предполагает реализацию указанных интересов за счет повышения качества образования, внедрения новых образовательных технологий, осуществления подготовки специалистов по наиболее востребованным современным рынком труда специальностям. При этом все перечисленные факторы находят свое отражение в процессе обучения в университете иностранных, а также российских граждан, в том числе в целевой подготовке высококвалифицированных кадров для субъектов Российской Федерации.
В современном мире все страны осознали роль образования как базовой компоненты общества знаний в развитии государства. Однако сегодня доля населения, имеющего высшее образование, достаточно низка. Даже в экономически развитых странах этот показатель немного превышает 20% (в среднем), в США - 31%. А в развивающихся странах граждане, имеющие высшее образование, составляют лишь 1-3% экономически активного населения. Очевидно, что решение проблемы повышения уровня образования, по крайней мере, в этих странах лежит области трансграничного образования.
Образование становится трансграничным и благодаря применению вузами наиболее развитых стран разнообразных способов продвижения за рубежом собственных учебных программ в традиционной форме, в первую очередь, путем создания представительств, филиалов и даже кампусов. Последствия этого феномена еще не исследованы, хотя его масштабы быстро возрастают. Развитие ТГО и рост международной академической мобильности позволяют рассматривать высшее образование не только как вид общественных услуг, но и как важный сегмент международной торговли.
Все это стало причиной рассмотрения ряда международно-правовых и организационных вопросов, вызываемых трансграничным образованием, на многочисленных конференциях, а также дебатов Всемирной торговой организации (ВТО). Дебаты в рамках ВТО и другие международные обсуждения по рассматриваемому поводу неизменно в центре внимания. Первое место в них занимают взаимоотношения между страной, экспортирующей свои образовательные услуги, и страной, которая принимает их на своей территории. По правилам ВТО, государства - члены организации - не должны создавать препятствий и искусственных преград для приема (импорта) на своей территории товаров и услуг, в том числе образовательных. Все разногласия, в свою очередь, вызывают необходимость партнерского поиска взаимоприемлемых решений возникающих разногласий, систематического учета деятельности институтов трансграничного образования и обеспечения качества предлагаемых ими услуг. Именно качество образовательных услуг, их реальная конкурентоспособность рассматриваются международными организациями как главные критерии участия в этом новом, быстрорастущем рынке.
Россия, как и другие высокоразвитые страны, в минувшем десятилетии встала на путь развития транснационального образования. Сделаны первые шаги, приобретен некоторый опыт. Имеются достижения и ошибки. Если
выражаться образно, то сегодня транснациональные образовательные услуги в обширном море российского образования предстают едва заметным течением, которое только-только обозначило себя. Очевидно, что имеются серьезные предпосылки для того, чтобы образовательные услуги из России были все шире и шире представлены за рубежом. Вероятно, одновременно программы отдельных зарубежных институтов транснационального образования, обладающих бесспорной репутацией, станут реальностью нашего образовательного пространства.
Хорошее настроение - это главный капитал молодого специалиста, вступающего на рынок труда. Страны переходной демократии все больше и больше вовлекаются в глобальный рынок труда, и поэтому потребность в специалистах наднационального уровня в них очень высока.
Учеба за рубежом для молодежи из стран СНГ становится все более обычным явлением. Этому способствует не только система стипендий как западных университетов, так и российских, но и развитие сотрудничества и взаимозачетов между университетами, развитие индустрии платного образования с его рекламой в СМИ. Как показали российские исследования, за высшим образованием едут лучшие - элита молодежи.
В настоящее время образовательные программы для граждан зарубежных стран реализуют около 20 российских вузов. Для обучения по этим программам базовым является русский язык. Разумеется, это предполагает преобладание обучаемых из стран СНГ. Но имеются примеры успешного продвижения российских образовательных программ в Израиле, Южной Корее, а также Китае, где сложился самый крупный рынок ТНО. Приходится констатировать скромный и все еще небесспорный характер достижений наших провайдеров транснационального образования в странах Болонского процесса. Но при должной настойчивости и активности эта ситуация может измениться по крайней мере в странах Восточной и Центральной Европы. Несомненный интерес для продвижения российских образовательных услуг представляют страны Южной Азии и отдельные страны Арабского Востока, например Сирия.
В настоящее время на территории самой России некоторым успехом пользуются программы Открытого университета. В наших университетах, в частности в Московском филиале Французского университетского колледжа, начали реализовываться программы зарубежных вузов.
При этом для адекватного использования возможностей образования в России необходимо:
1. Вести решительную борьбу с "фабриками дипломов" и недобросовестными провайдерами транснационального образования. Это следует осуществлять законодательными мерами, прежде всего посредством "защиты имени вуза" и его права на выдачу дипломов;
2. Полнее использовать весь инструментарий обеспечения качества в отношении провайдеров образовательных услуг;
3. Активнее использовать интернациональные определения и терминологию для транснационального образования. По крайней мере, национальная терминология должна быть максимально адаптирована к международной. Это будет способствовать созданию норм регулирования ТНО, отвечающим специфике самого явления;
4. Исследовать ТНО и проводить мониторинг его развития для принятия адекватных и координированных в международном масштабе действий;
5. Принимать участие в международных форумах по ТНО.
По данным Минобрнауки, на долю России приходится лишь 3% от общего числа обучающихся в мире иностранных граждан. При этом доля США составляет 22%, Великобритании - 12%, Германии - 9%, Франции - 8,8%, Австралии - 8,2%, Китая - 5%, Японии - 4,2%. Основными факторами, сдерживающими экспорт российских образовательных услуг, являются: несовершенство нормативно-правовой базы, слабое развитие социально-бытовых условий пребывания в РФ иностранных студентов, их медицинского обслуживания и безопасности, недостаточный уровень владения этими студентами русским языком и слабая отдача от информационно-рекламной работы. Важность такого направления экспорта российского образования, как обучение иностранцев в открываемых в странах ближнего и дальнего зарубежья филиалах вузов РФ. Так, в настоящее время только в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане и Украине действуют 37 филиалов, созданных 29-ю российскими вузами, среди которых МГУ имени Ломоносова, Российский госуниверситет нефти и газа имени Губкина, Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики, Российский новый университет. В этих филиалах обучается 25 тысяч человек. Отмечается, что доход России от экспорта образовательных услуг составляет 350 миллионов долларов. По его словам, в российских вузах обучается свыше 120 тысяч иностранных студентов как на коммерческой основе, так и за счет средств из федерального бюджета. Он отметил, что основной контингент обучающихся - это граждане содружества независимых государств (свыше 70 тысяч человек), стран Азии, Африки и Латинской Америки. Иностранцы учатся более чем в 650 вузах страны.
Считается, что в стране есть преподаватели и школы, которые готовы предложить конкурентоспособный продукт на рынке международного образования, но для этого потребуется предлагать его на иностранном языке, иметь хорошую инфраструктуру для приема студентов, активно использовать современные системы дистанционного обучения. Также, наряду с безусловной важностью дальнейшего совершенствования механизмов, повышающих эффективность расходования бюджетных средств в системе образования, необходимо создавать механизмы и стимулы инвестирования в нее частных и корпоративных средств. Создание подобных механизмов и стимулов будет не только способствовать улучшению общей финансово-экономической ситуации в системе образования, но и обеспечит условия для роста ее воспри-
имчивости к запросам общества и рынка труда, что, безусловно, позитивно повлияет на качество образовательного процесса.
Вместе с тем создание благоприятных правовых и экономических условий для частного инвестирования в образовательную сферу должно сопровождаться разработкой и внедрением механизмов защиты государственных и муниципальных образовательных учреждений от действий, направленных на их необоснованную приватизацию. Данное направление является обеспечивающим по отношению к вышезаявленным приоритетным направлениям.
В нынешних условиях назрела необходимость разработки и внедрения новых инструментов финансирования образования, которые должны формироваться в ходе общей бюджетной реформы.
В основу финансирования системы образования должен быть положен принцип «управление по результатам». Необходимо, чтобы любая финансируемая за счет бюджетных средств программа развития образовательной деятельности содержала четкий перечень индикаторов результативности. Применение индикативного управления результатами позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств.
Сложность системы, ее многофункциональный, многоцелевой характер делают неэффективным использование одного или небольшого числа инструментов бюджетного финансирования, обусловливают также необходимость использования различных финансовых инструментов, применяемых в единой системе и в оптимальном сочетании.
Использование системы инструментов позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на развитие образования. Таким образом, реализация приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на основе стратегического партнерства государства, общества и бизнеса позволит создать условия для эффективного включения образования в процессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.
_Литература_
1. Демографические перспективы России./Под ред. Академика Осипова Г.В. и проф. Рязанцева С.В. - М.: Эконом-Информ, 2008.
2. Зверев Н.И. Международный рынок образовательных услуг: виды деятельности, участники, оценка финансовых потоков, место России. Сб. информационно-аналитических и методических материалов "Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития". - Москва, 1999.
3. Пелихов Н.В. Региональные центры международного сотрудничества. Проблемы интеграции российских университетов в мировую систему об-
разования и науки с учетом региональных особенностей. Изд. ИМК. №2. -Ростов, 1995.
4. Миграция в зеркале стран СНГ (молодежный ракурс)/Под ред. И.Молодиковой. - М., 2006.
5. Лукичев Г.А. Транснациональное образование // Вестник РУДН. Серия Юридические науки. 2002. № 1.
6. The Recognition, Treatment, Experience and Implications of Transnational Education in Central Europe 2002-2003, report undertaken by Stephen Adam for the Hogskoleveket, Swedish National Agency for Higher Education. 2003, UK.
7. См: http://www.russianenic.ru/int/lisbon/3.html.