Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. Том 2 (68). 2016 г. № 2. С. 94-100.
УДК334.012.64 32
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Кучерявенко С. А., Коннова А. В.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород,
Российская Федерация
E-mail: konnova anna. 95@yandex. ru
Актуальность темы обусловлена тем, что одной из основных задач современного развития национальной экономики является создание условий экономического роста, который во многом обеспечивается за счет экономической устойчивости предприятий малого и среднего бизнеса. В статье изучены и проанализированы проблемы, негативно влияющие на устойчивое развитие малого и среднего бизнеса (МСБ), выделены возможные последствия, а также предложены пути решения существующих проблем. Разработан комплекс мер, направленных на стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Ключевые слова: экономическая устойчивость, малый и средний бизнес (МСБ), государственная поддержка, устойчивое развитие.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях экономической турбулентности внешней среды предприятия малого и среднего бизнеса становятся все более эффективной формой предпринимательства. Несмотря на то, что его доля составляет около 20 %, малый и средний бизнес можно отнести к одному из приоритетных секторов экономики.
От успешного развития малого и среднего бизнеса во многом зависит экономическая стабильность как регионов, так и страны в целом. Ведь именно с МСБ связано появление новых рабочих мест, смягчение негативного влияния безработицы, повышение качества оказываемых услуг, формирование цивилизованных рыночных отношений, рост производства импортозамещающей продукции, что особенно важно на современном этапе. В то же время малый и средний бизнес является наиболее мобильным на рынке в изменяющейся обстановке по сравнению с крупными предприятиями. Однако существует ряд проблем, делающих предприятия МСБ уязвимыми в период кризиса, нестабильной экономической ситуации в стране, на сегодняшний момент имеющей место в России.
ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ
Одним из главнейших условий устойчивого развития малого и среднего бизнеса является достижение общности целей и интересов государства и субъектов МСБ.
На наш взгляд, на практике картина выглядит следующим образом (рис. 1).
94
Рис. 1. Интересы государства и субъектов малого и среднего бизнеса относительно совместного сотрудничества.
Только при условии совпадения целей и интересов государства и бизнеса государственная политика может быть эффективной. Кроме того, в государстве должна наблюдаться экономическая стабильность, так как при неустойчивой экономической ситуации покупатель будет ограничивать свои потребности и приобретать товары только первой необходимости, а потенциальные инвесторы будут минимизировать поток инвестиций в компании [1, с. 206].
Авторы статьи попытались систематизировать ключевые проблемы, с которыми сталкиваются предприятия малого и среднего бизнеса, с целью детального изучения и анализа, а также определения возможных последствий и разработки рационального управленческого решения.
В таблице 1 приведен SWOT-анализ предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, который позволил выявить сильные и слабые стороны, а также оценить внешние возможности и угрозы данных предприятий.
Таблица 1.
SWOT-анализ предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации
Сильные стороны Слабые стороны
+ создание новых рабочих мест; + небольшие первоначальные финансовые вложения; + создание новых видов продукции, ориентированных на индивидуальное потребление и соответствующих стандартам качества; + высокая степень специализации производства; + упрощенная система регистрации, налогообложения и управления; + большие возможности для быстрого принятия решений; + развитие и использование творческого потенциала работников, проявления личной инициативы; + оперативность и гибкость при изменениях предпочтений потребителей и рынка в целом; + осуществление активной инновационной деятельности; + наличие квалифицированного персонала, способного соответствовать скорости изменений на рынке. - отсутствие достаточного управленческого опыта при принятии решений; - несовершенство действующего налогового законодательства, негативно влияющего на деятельность субъектов малого и среднего бизнеса; - наличие административных барьеров и коррупции; - ограниченность финансовых вложений; - низкий уровень использования имеющихся производственных мощностей; - наличие неформальной занятости населения; - низкая оплата труда работников; отсутствие возможностей для повышения квалификации работников; - ограниченность или полное отсутствие доступа к кредитным ресурсам коммерческих банков; - медленное внедрение на предприятиях систем управления качеством; - низкий уровень кооперации с крупными предприятиями; - недостаточный уровень развития логистики предприятия.
Внешние возможности Внешние угрозы
+ создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса; + развитие научно-исследовательского и научно- образовательного потенциала; + формирование добросовестной конкурентной среды; + обеспечение прироста инвестиций в менее развитые и активно развивающиеся сегменты рынка; + расширение социальной основы рынка; + устранение законодательных изъянов, относящихся к регулированию сферы малого и среднего предпринимательства; + разработка и реализация комплексов мероприятий государства совместно с предприятиями малого и среднего бизнеса на различных уровнях для обеспечения развития экономики; + взаимодействие с общественными организациями, занимающимися помощью и защитой субъектов малого и среднего бизнеса; + возможность повышение квалификации сотрудников при активном сотрудничестве с образовательными учреждениями; + развитие информационно-аналитического освещения деятельности малого и среднего бизнеса; + активное взаимодействие с населением с целью изучения изменений в их потребностях. - нестабильность в системе поддержки предприятий малого и среднего бизнеса со стороны государства; - большое давление налоговой нагрузки; - неразвитость системы кредитования малого и среднего бизнеса в целях стратегического развития, низкий уровень микрокредитования; - высокий уровень конкуренции со стороны крупных предприятий; - ограниченный доступ к материальным ресурсам и инфраструктуре; - несовершенство действующего законодательства РФ относительно субъектов малого и среднего бизнеса; - низкий уровень вовлечения в систему государственных закупок; - неразвитая инфраструктура поддержки предпринимательства (бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых компаний); - низкий уровень развития организационной системы для реализации инвестиционных и инновационных проектов; - неразвитость добросовестной внутренней конкурентной среды; - ограничение доступа к информации государственных и муниципальных органов; - неопределенность экономической ситуации в стране.
Как показывает практика, из-за отсталости рыночных механизмов регулирования экономических субъектов в Российской Федерации очень слабо
96
развито саморегулирование малого бизнеса, то есть его поддержка со стороны крупных предприятий. Именно поэтому очень важно централизованное регулирование, предусматривающее меры по поддержке малого и среднего бизнеса со стороны государства [2].
По мнению авторов, государственная поддержка должна, прежде всего, формировать экономические и правовые условия, стимулировать МСБ для его саморазвития и конкурентоспособности. При этом необходимо соблюдать отраслевые, географические, национальные, исторические особенности и традиции [3, с. 141].
На ближайшую перспективу можно отметить следующие задачи в части государственной поддержки МСБ:
- обеспечение малым и средним предприятиям равных прав;
- минимизация разрыва между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании в условиях хозяйственных возможностей;
- создание равных возможностей для ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов;
- поддержка жизнеспособных хозяйственных структуры МСБ, деятельность которых совпадает с целями и направлениями государственной социально-экономической политики.
При этом МСБ в своей деятельности, естественно, должны опираться, прежде всего, на собственные силы, свои материальные и финансовые ресурсы
[4].
Как следствие, государственная поддержка не будет поощрять иждивенчество, так как еще встречаются случаи восприятия господдержки как основного источника повышения конкурентоспособности и роста рентабельности [5].
Считаем необходимым реализацию комплекса мер, направленных на стимулирование развития сектора малого и среднего предпринимательства, создание благоприятной среды для развития МСБ в Российской Федерации.
Г
л
снижение административных барьеров в деятельности субъектов МСБ
Л
снижение налоговой нагрузки на МСБ
V.
г
У
повышение доступности кредитных ресурсов
широкое вовлечение субъектов МСБ в с систему государственных закупок
-<
стимулирование экспортной деятельности субъектов МСБ
повышение доступности подключения субъектов МСБ к инженерным коммуникациям
У
•замена процедуры регистращш на процедуру приобретения патента; • ограшгчение числа проверок; •упрощение делопронзводствана микропр е дприят! их;
•дифференциация уровня административных штрафов в зависимости от категории субъектов предпринимательства и состава правонарушения;
•увеличение для юридических лиц размера критериев отнесения к субъектам МСБ; •распространение налоговых каникул на все 1Ш; •снижение размера платежей во внебюджетные фонды в первые два года деятельности; • снижение предельных ставок по ЕНВД и по упрощенной системе налогообложения.
• увеличение мака шаль но го размера мпкрозаима до 3 млн руб.;
•увеличение максимальны ого размера государственнойгарантш! до 10 млн руб.:
• предоставление возможности оформления и получения кредита через учреждения МФЦ.
•увеличение квоты размещения госзакуп оку "субъектов МСБ с 10 % до 30 %; •установление квоты заказов у субъектов МБ для госкомпашш, компашш с госучастием и госкорпораций.
•расширение видов субсидирования затрат экспортно ориентированных предприятий.
• отмена таможенного сбора за экспорт недорогих товаров;
• введение субсидий па сертификацию качества продукшпг российских предприятий в зарубежных странах
• повышение прозрачности прав ил и условии подключения к инженерным сетям;
•разработака формы типового договора о подключении; •предоставление возможности рассрочки платы за подключение;
* передача в аренду или собственность
неис пользуем о е государственное и муниципальное имущество.
Рис. 2. Комплекс мер, направленных на стимулирование развития сектора малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
98
ВЫВОДЫ
Таким образом, малое и среднее предпринимательство является неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Именно МСБ представляет собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играет значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. При этом малый и средний бизнес — самая динамичная форма предпринимательской деятельности, где постоянно и активно происходят процессы реорганизации, создания новых и отмирания неэффективных предприятий.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что активная государственная поддержка МСБ позволит минимизировать социальную напряженность, создать в этом секторе множество новых высокооплачиваемых рабочих мест, компенсировать нарастание безработицы в других секторах.
Государственная политика в области МСБ должна быть направлена на соблюдение национальных интересов России и на достижение социально-экономических целей текущего и перспективного этапов развития страны. Государственная поддержка МСБ является средством реализации этой политики.
Немаловажно развитие частной инициативы МСБ. В конткесте проводимых социально-экономических реформ в РФ оно стало общегосударственной доктриной, оснащенной четким механизмом реализации, со своими исполнительными, финансовыми и общественными органами и законодательной базой.
Малый бизнес имеет ярко выраженную региональную ориентацию и строит свою деятельность, исходя, прежде всего, из потребностей и возможностей насыщения местного рынка. Поэтому поддержка МСБ является важнейшей задачей субъектов Федерации и местных органов власти.
Несомненно, комплексная и эффективная реализация мероприятий государственной поддержки МСБ потребует проведения организационных преобразований, направленных на взаимодействие и координацию всех вовлечённых в эту работу органов власти и институциональных структур.
Наряду с этим необходимо обеспечить возможность активного участия авторитетных общероссийских, региональных и местных общественных объединений малого бизнеса в разработке и реализации мероприятий государственной поддержки МСБ.
Таким образом, текущая ситуация в секторе малого и среднего предпринимательства Российской Федерации требует принятия дополнительных мер, направленных на уменьшение рисков предпринимательской деятельности, привлечения инвестиций в экономику. Разработка и утверждение на федеральном уровне нормативных правовых актов, направленных на решение вышеуказанных проблем, будет способствовать дополнительному экономическому росту, улучшению деловой среды.
Реализация вышеперечисленных мероприятий направлена на достижение конечной цели — обеспечение устойчивого развития малого и среднего бизнеса.
Ведь стабильное и конкурентоспособное состояние малого и среднего бизнеса в рыночных условиях — это необходимое условие поддержания устойчивого социального и экономического положения в стране.
* Статья выполнена в рамках Гранта Президента МК-4882.2016.6 «Моделирование системы риск-менеджмента малого и среднего бизнеса в условиях повышенной турбулентности внешней среды»
Список литературы
1. Щетинина Е. Д., Кучерявенко С. А., Климова Т. Б., Коннова А. В. Система факторов и причин возникновения турбулентности как меры хаотичности и неопределенности развития экономики // Научный результат. 2016. № 7. С. 203-209.
2. Митякова О. И. Концепция устойчивого развития малых и средних предприятий [Электронный ресурс]. URL: https://doviewer.yandex.ru. (дата обращения: 28.07.2016).
3. Ропотан С. В. Факторы устойчивости развития предпринимательских структур // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 139-142.
4. Доклад Президенту РФ уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей,
2015 [Электронный ресурс]. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2015.html. (дата обращения: 30.07.2016).
5. Доклад Президенту РФ уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей,
2016 [Электронный ресурс]. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2016.html. (дата обращения: 03.08.2016).
Статья поступила в редакцию 26.09.2016
100