Научная статья на тему 'Проблемы эффективности управления сложными социально экономическими и организационными системами'

Проблемы эффективности управления сложными социально экономическими и организационными системами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы эффективности управления сложными социально экономическими и организационными системами»

 Проблемы эффективности управления сложными социально-экономическими и организационными системами1

И.В. Прангишвили |

директор Института проблем управления им. В.А. Трапезникова Российской академии наук

«Золотое сечение» и индекс человеческой веры

Оказывается, при сильной вере2 число людей, выбирающих правильное решение, соответствует величине «золотого сечения» (62 процента). Когда вера людей слабая, то вероятность правильного выбора близка к 50 процентам.

Исследования показывают, что народные референдумы не являются выражением свободного выбора населения, так как фактически выбор населения больше предопределяется формулировкой вопроса. С другой стороны, у населения и у среднего избирателя нет четкой информации по существу проблемы, поэтому их решение больше основывается на определенной вере, нежели чем на реальном понимании проблемы.

Анализ различных референдумов в США и Швейцарии показал, что всюду медиана распределения голосов, набранных победившими, равна 62 процентам, и локальный максимум расположен в области «золотого сечения». Феномен равенства медианы 62 процентам является серьезным аргументом для выражения свободного выбора населения.

Мягкое резонансное управление

Второй научный метод, применение которого способствует повышению эффективности управления, - это мягкое резона-

нсное управление, позволяющее переводить управляемую систему из одного качественного состояния в другое минимальными усилиями или слабым внешним сигналом за малое время и при минимальных затратах ресурсов (финансовых, энергетических и т. п.). При мягком резонансном управлении система доводится до критической точки («точки кристаллизации»), то есть до момента, когда проявляются собственные или внутренние тенденции развития сложной системы. Система подталкивается в направлении этих тенденций небольшими внешними усилиями и переходит в другое, более прогрессивное состояние3.

Главные задачи - слабым резонансным воздействием подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных для объекта путей развития, обеспечить самоуправление и самоподдерживаемое развитие.

Некоторые действия человека обречены на провал и не приводят к успеху, поскольку не согласованы с внутренними тенденциями развития сложных систем. Слабое управляющее воздействие должно быть не только энергетически, но и топологически правильно организовано. Резонансное влияние - это влияние пространственно распределенное.

Мягкое резонансное управление позволяет многократно сократить время и мощность управляемых сигналов и генериро-

1 Окончание. Начало см. // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2006. № 11.

2 Лефевр В.А. Решения, основанные на вере. М.: Институт психологии Российской академии наук; Инквартра, 1998.

3 Прангишвили И.В. Энтропийные и другие системные закономерности, вопросы управления сложными системами. М.: Наука, 2003.

вать желаемые и реализуемые структуры в сложных системах. Мягкое резонансное управление системой условно можно сравнить с уколом, сделанным больному в нужное время и в нужное место, чтобы при использовании минимальной дозы лекарства вывести больного из трудного состояния.

Мягкое резонансное управление часто уподобляется спусковому, или триггерному, механизму. Однако чтобы он смог перевести систему в другое состояние, сама система должна находиться в состоянии внутреннего напряжения. В зависимости от того, насколько велико это напряжение, требуется различный уровень спускового механизма (уровень задания механизма управления): чем напряженнее система, тем меньший уровень этого механизма достаточен для освобождения внутренней энергии системы и ее преобразования.

Очень велика роль спускового (триггерного) механизма в социальных системах. Так, например, собравшись в большом количестве, люди нередко утрачивают способность контролировать себя и часто превращаются в толпу, поддающуюся триггерному воздействию. Многие крупные события, включая революции, оказывались проявлением действия неких спусковых механизмов.

Синергетика показывает, как можно многократно сократить время и требуемые усилия и генерировать посредством резонансного управления желаемые и реализуемые структуры в сложной системе. Мягкое резонансное управление используют передовые отечественные и зарубежные фирмы и корпорации. Недавние бескровные революции в Киеве, Тбилиси и Киргизии также осуществились по технологии мягкого резонансного управления: коррупция и клановость довели государственную и политическую системы до критической точки, и далее за счет небольших усилий система перешла из одного качественного состояния в другое. Мягкое резонансное управление предпочтительно применять в экономике, социальных и организационных системах, однако в российских системах такое управление используется слабо.

Когнитивный анализ и управление

Третий научный метод - когнитивный анализ и управление - опирается на качественные модели систем с учетом непрерывно меняющейся внешней среды (политической, экономической, психологической и т. п.). Когнитивный анализ и управление особенно полезны для плохо формализуемых задач и систем, которые часто встречаются на практике.

Когнитивный анализ способен выявлять позитивные и негативные для развития объекта управления тенденции во внешней среде. При этом, учитывая опасности, риски, возможности, шансы и т. п., можно достичь намеченных целей при минимуме затрат.

Когнитивное моделирование и анализ систем различной природы (социальных, организационных, военных, экологических, политических) позволяют приближенно оценить результаты достижения цели.

Математическим аппаратом когнитивного анализа и эффективного когнитивного управления являются знаковые графы с весами, учитывающими десятки и сотни необходимых параметров и позволяющими получить на поставленные вопросы качественный, а не количественный ответ, например: лучше, хуже, больше, меньше, положительный, отрицательный. Когнитивный метод опирается на лингвистический (семантический, содержательный) анализ событий для определения главных факторов, представленных в виде вершин графа, которые в прямом или обратном направлении связаны с другими его вершинами. Далее нужная вершина «запускается» импульсом, граф «раскручивается», и мы получаем ответ, например, на вопросы: что будет, если увеличить заработную плату и пенсии в 2 раза, каким при этом будет уровень инфляции. Можно решить и обратную задачу: что нужно сделать для того, чтобы получить нужный результат. Когнитивный анализ и управление можно использовать для повышения эффективности управления при решении задач из области экономики, социальной, организационной безопасности, реформирования жилищно-коммунального

хозяйства, здравоохранения, образования и других областей.

Рефлексивное управление

Четвертый научный метод - рефлексивное управление - представляет собой методологию управления противником и определяется как способ передачи противнику специально подготовленной информации с тем, чтобы склонить его принять невыгодное для него решение.

Цель рефлексивного управления - вынуждать противника принимать ошибочное решение и предпринимать определенное действие, которое ведет противника к поражению. Рефлексивное управление часто использует различные средства манипуляции и введения противника в заблуждение. Теория рефлексивного управления возникла много раньше, чем похожие на этот метод информационные войны. Известно, что рефлексивное управление, как и информационное оружие, представляет собой управление противником и используется при различных типах конфликтов в социальных, военных и бизнес-процессах. Рефлексивное управление осуществляет информационное воздействие и представляет интеллектуальный подход к информационной войне, обеспечивает отключение внимания противника или конкурента, давление, предполагает умышленную передачу противнику такой информации, которая заставит противостоящую сторону принимать неверные решения.

Стратегическое управление также имеет рефлексивный характер. Рефлексивное управление должно быть искусством мягкого управления, самоуправления и самоконтроля.

Рефлексивное управление имело место и во время холодной войны между СССР и Западом, когда СССР пытался влиять на американское восприятие ядерного баланса. Целью операции было убедить Запад, что возможности советских ракет больше, чем это было на самом деле, и именно для этого на демонстрациях 1 мая и 7 ноября в Москве на Красной площади демонстрировали макеты межконтинентальных баллистических ракет. Рефлексивное управление

является информационным оружием, и для достижения военных целей оно более важно, чем любое традиционное оружие. Сегодня суть войны с противником в основном сводится к противоборству интеллектов. Противника надо побеждать прежде всего нетрадиционными интеллектуальными и рефлексивными методами, а не традиционным оружием.

Системный подход и системный эффект в управлении

Пятый научный метод - это системный (целостный) подход и системный эффект в управлении. Важным недостатком современного управления сложными системами является отсутствие системного (целостного) подхода в управлении и, соответственно, отсутствие системного эффекта при управлении системами. Для понимания системного подхода нужно помнить, что отдельные части системы (подсистемы) настолько сильно взаимосвязаны множеством прямых и обратных связей, что изменение одной из них может повлечь значительное изменение в других частях системы. Поэтому, когда в системе выделяются отдельные части и они исследуются как более простые, чем система в целом, часто не работает метод декомпозиции системы, чтобы получить системный эффект при управлении.

Ранее проведение реформ или выполнение федеральных целевых программ в России не давали системный эффект. Дело в том, что получить необходимый системный эффект и обеспечить синергизм при реализации тех или иных проектов можно только в том случае, когда все воздействующие факторы усиливают друг друга. Возможно, при выполнении этого условия реализация планируемых Президентом нашей страны национальных программ даст необходимый эффект.

Наконец, отметим один из главных системных факторов, способствующих существенному подъему науки, культуры, экономики и эффективности управления в сложных системах.

Известно, что только вследствие больших свершений и наличия впечатляющих

идей, которые вдохновляют людей на великие подвиги, происходит подъем науки, культуры, образования, появляются новые творения и новые имена в науке, музыке, поэзии, кино, театре. За последние 15 лет из-за отсутствия впечатляющих идей и больших свершений (подобных поднятию целины, строительству БАМА и других великих строек коммунизма) не появилось ни одного великого произведения в литературе, кино, музыке. Не появились и новые великие имена ни в технике, ни в литературе, ни в кино, ни в музыке. Не появились и крупные авиаконструкторы, равные Туполеву, Илюшину, Микояну, Сухому. Несмотря на то, что идеи социалистической революции и коммунизма были утопичными, однако они вдохновляли народ на такие великие подвиги и свершения, как, например, победа над фашизмом.

Будущее России

В настоящее время имеются различные прогнозы развития нашей страны, и образ будущей России видится по-разному. Существуют как позитивный, так и негативный прогнозы развития нашего государства.

В России поощряют тех и платят тем, кто любым способом доказывает, что сейчас в России все хорошо и будет еще лучше, а в США, наоборот, платят тем, кто предсказывает риски для России, причем больше платят тем, кто предсказывает более страшные риски.

В России пока отсутствуют согласие по поводу базовых ценностей и успехов реформ, а также способность к компромиссам на уровне здравого смысла.

Сегодня Запад модернизируется в постиндустриальную экономику, постепенно ликвидирует отжившую индустрию и переходит к наукоемким высокотехнологичным информационным и биотехнологиям, транснациональной экономике, виртуальной финансовой экономике, то есть к фазе, когда потоки финансовых и интеллектуальных капиталов преобладают над потоками товаров. В постиндустриальной экономической фазе интеллектуальный продукт побежда-

ет продукт индустриальный, лидеры интеллектуального труда накапливают немыслимое богатство интеллектуального труда, и стоимость интеллектуального капитала становится намного больше основных фондов.

Современная Россия оказалась в глобальном мире, но не в глобальной экономике, в капитализме, но не в цивилизованном. Наша страна должна войти в глобальную экономику с помощью прорывных технологий и конкурентоспособных товаров и завоевать свою нишу на глобальном рынке.

В условиях глобализации у развитых стран возникает много преимуществ, и разрыв между богатыми и бедными странами становится нарастающим и непреодолимым. Отказ от глобализации возможен, но это приведет к отсталости и зависимости.

Будущее России представляется неясным из-за того, что, с одной стороны, на ее долю приходится огромная 12-процентная территория Земли, заселенная только 2 процентами мирового населения, и, с другой стороны, отсутствуют какая бы то ни было объединяющая народы идея, коллективные представления, коллективные надежды. Страна расколота. Жадность, присущая богатым россиянам, не может быть объединяющей идеей. Поэтому для России капитализм не является объединяющим.

Россия не приспособлена жить без национальной цели, без света впереди, без национальной перспективы. Поэтому российская властная элита должна предложить привлекательный для народа образ будущего страны и мобилизовать народ на свершения ради воплощения этого образа. Однако сегодня одну часть существующей властной элиты (особенно в кабинете министров) составляют рьяные либералы, отрицающие вмешательство государства в дела экономики и рынка, другую часть властной элиты представляют сторонники государственного регулирования (например Министр сельского хозяйства Гордеев А.В.), третья часть ждет приказа от Президента Российской Федерации, а четвертая - просто делит государственное имущество.

В настоящее время существуют два варианта развития России:

• раскол или расчленение страны на ряд независимых государств;

• сохранение целостности страны.

Важное значение для развития России

имеют следующие факты:

1) резкое превышение смертности над рождаемостью (в нашей стране ежегодно умирает почти миллион человек);

2) все уменьшающаяся численность населения Урала, Сибири и Дальнего Востока и перспективы заселения этих территорий китайскими иммигрантами с последующим отделением от России.

В Китае в случае осуществления «зеленой» революции 500 миллионов крестьян окажутся лишними в своей стране и начнут расселяться прежде всего на территориях Сибири, Дальнего Востока и Урала. Если в России не будут разработаны программы заселения Сибири и Дальнего Востока, их технологического обновления, создания технополисов, университетов и другие программы, то мы можем потерять 2/3 территории нашей страны4.

Если ситуация не изменится к лучшему, если мы не признаем факта существования опасности, грозящей с Юга, Запада, Востока, если мы не признаем, что ситуация в стране сложная, то не сможем выйти из кризиса, и Россия распадется. Сегодня российская власть утверждает, что все более-менее нормально, но нужно еще немного подтянуться, и все будет хорошо. Если власть не пересмотрит свою политику, народ полностью перестанет ей верить.

Известно, что в России идея справедливости - самая привлекательная, самая мощная, самая действенная.

Большое социальное неравенство, существующее в России, опасно и грозит социальным взрывом. Когда 10 процентов богатых имеют в 30-40 раз больше богатств, чем 10 процентов бедных, создается революционная ситуация и нарастает большое социальное недовольство.

Западная Европа не приемлет современную Россию как часть Европы, поэтому наша страна вряд ли станет частью натовской системы и Европейского союза (ЕС), вследствие чего ей придется создавать собственную очень дорогую оборонную мощь.

Ориентироваться на Китай России тоже опасно. Сближение России с Китаем посредством «Шанхайской шестерки», которая в 10 раз больше России по населению и в 2 раза больше по объему внутреннего валового продукта (ВВП), небезопасно, так как такая страна может задушить в своих объятиях любого партнера5.

По-видимому, российское будущее состоит в сохранении целостности и суверенности страны, преодолении демографической катастрофы и сохранении народа, освоении Сибири и Дальнего Востока, развитии здравоохранения, образования, культуры и науки и повышении качества жизни населения, укреплении позиций России в мире и самоуважении народа.

США опасаются, что в случае конфликта между США и Китаем Китай надавит на Россию, и Россия многое уступит. Тогда Китай сможет получить доступ к стратегическим энергоресурсам и 80 процентов российского энергопотенциала за Уралом окажутся в зоне стратегических интересов Китая6.

США могут сказать России: «Если вы не хотите воевать с Китаем на нашей стороне, тогда отдайте нам ракетные установки и все, что размещено на вашей территории, примыкающей к Китаю. Вы же деградируете, катитесь в пропасть, и мы не хотим вас отдавать Китаю». Тогда вся ракетная система поступит под прямой контроль США, на территорию России войдут чужие войска и «оседлают» наши ракетные и ядерные установки7.

Если США учатся управлять хаосом, сначала создавая его, то в России практически отсутствует эффективное управление, и мы просто сползаем в хаос.

4 Уткин А. Реставрация будущего России // Периодический сборник «Главная тема». 2005. Июль - август.

5 Там же.

6 Кургинян С. Консервация катастрофы // Периодический сборник «Главная тема». 2005. Июль - август.

7 Там же.

Инерционная тенденция абсолютно энт-ропийна. Все процессы во всех секторах общества идут в энтропийном направлении. Какие-то попытки оживить общественное движение могли бы дать определенный эффект, но именно в силу энтропийности процесса все превращается в симулякры8.

Сегодня положение России проблематично, а продолжение инерционного развития событий опасно. Смысл Руси следует искать в национально-религиозных корнях. Историческая миссия русских заключается в борьбе с антихристом до последнего дыхания9.

Проект возможного расчленения России на несколько независимых частей

Проект возможного расчленения России является самым опасным. Он реализуется планомерно в весьма сложных для России внутренних и внешних обстоятельствах и, если не остановить «расчленителей», то довольно скоро российское государство может перестать существовать.

В наши дни главным способом бескровной смены существующей власти и режима представляется «мягкий резонансный» вариант управления для смены власти «по воле народа», без кровопролития. В арсенале средств бескровной смены власти и режима главное место занимает «промывка мозгов» народу, чтобы создать настрой и организовать условия для такой смены власти. Различные общественные организации США и ЕС выступают в роли организаторов и оказывают финансовую помощь для бескровной смены власти и режима. При этом необходимо вызвать недовольство населения именно тогда, когда можно обвинить власть в фальсификации президентских или парламентских выборов.

Руководитель Администрации Президента Российской Федерации Д. Медведев публично призывает российскую элиту не допустить развала страны, так как проект

расчленения России находится в стадии реализации. По-видимому, статья Д. Медведева в журнале «Комментарии» своеобразно сигнализирует «расчленителям» о том, что власть знает об их планах, поэтому не следует предпринимать каких-либо действий в этом направлении.

Заинтересованные в расчленении России круги, ведут работу по подготовке расчленения государства. Проект развала России предусматривает не просто смену режима и власти, а фундаментальное переустройство России, сопровождающееся расчленением страны на несколько частей, несколько административно-территориальных образований.

Расчленение России отвечает сегодняшним планам США и ЕС, поскольку в этом случае они получат возможность полного контроля над российскими стратегическими природными ресурсами и военными объектами.

В связи с этим существует большая вероятность того, что в ближайшем будущем эти страны начнут реализовывать процесс развала России, который, по-видимому, начнется с Северного Кавказа. Развал или расчленение России может стать крупнейшим стратегическим и геополитическим прорывом Запада в XXI век.

С ликвидацией России как мощного государства устраняется преграда на пути к полному контролю над миром, при этом с сильным и прагматичным Китаем Вашингтон и Брюссель договорятся10. Западу будет гораздо удобнее пользоваться богатыми российскими сырьевыми ресурсами, если вместо единой страны возникнет несколько административно-территориальных образований. После развала и раздела страны Запад соберет членов «новых суверенных государств» и скажет, что такого государства, как Россия, с собственной армией, военной и ракетной мощью больше не существует, поэтому сосредотачивайтесь на своих внутренних проблемах и выполняйте

8 Федотова В. Сценарии российского будущего как отражение того, какой мы хотим видеть Россию // Периодический сборник «Главная тема». 2005. Июль - август.

9 Там же.

10 Владимирский И. Заметки о развале // Экономические стратегии. 2005. № 5-6 (39-40).

программу демократизации, а без этого западные инвесторы к вам не придут. Помогать «налаживать управление» и «продвигать демократию» на новых администра-тивно-территоральных образованиях придут либо вооруженные силы Америки, либо коалиционные силы всей Европы, что будет крахом для России11.

Ключевая роль в сохранении целостности России принадлежит Президенту Российской Федерации В.В. Путину, против которого ведется психологическая война. При всех позитивных качествах В. Путина у него не достаточно мощи, чтобы не дать развалить Россию. К тому же сегодня в России наблюдается очень низкая эффективность управления, что равносильно отсутствию управления. В стране - системный кризис управления. Напомним, что в стране реализуется лишь 5 процентов даже президентских указов и распоряжений. Кроме того, крайне незначителен процент выполнения поставленных Президентом задач. Одной причиной является брак при подготовке решений, другой - нежелание чиновников-бю-рократов довести до реализации не совсем четкие и не входящие в их личные интересы поручения Президента в условиях некоторой неопределенности как ситуации в стране, так и принятия решений.

В современной России есть президент и политическая элита, но нет своего экономического лидера, как Дэн Сяопин или Людвиг Эрхард. Также нет ни экономической элиты, ни собственной стратегии разумного экономического роста.

В нашей стране нет системы бюрократической или чиновничьей власти, которая не зависит от того, кто возглавляет парламент, как, например, в Англии и Японии. Сегодня в России в принципе имеется конституционно-монархическая система власти, но гораздо более жесткая, чем где бы то ни было в Европе162. Президент (лидер) страны обладает очень большими полномочиями. Центром власти является один человек.

Наихудший (но возможный) сценарий будущего России - движение в сторону рас-

пада, а наилучший - использование имеющихся возможностей реальной экономики для развития и укрепления союза с Белоруссией, Казахстаном и Украиной.

В России традиционный капитализм прививается плохо, ей необходимо интеллектуальное лидерство в мире

Причины плохого развития капитализма в России одни видят в малоприспособленной к капитализму православной этике в отличие от наиболее приспособленной к капитализму протестантской этики, другие - в непредприимчивости русских, третьи - в бессеребрянничестве русской души. Однако капитализм, существовавший в дореволюционной России, показал, что у русских в полной степени имеются как свойства предприимчивости, так и умение организовать свою деятельность в больших масштабах и способность стремиться к личному обогащению. Однако эти три черты плохо склеиваются, или интегрируются, в целую систему капитализма как рационально организованной эксплуатации человека ради достижения личной выгоды. Разрыв в сознании россиян проходит между коллективной организацией и индивидуальным обогащением, их капиталистическая смычка представляется русскому человеку несправедливой. В качестве нравственной, справедливой и приемлемой считается деятельность во имя государства, общины, религии, но не для индивидуума. В России рациональная эксплуатация большого числа людей оказывается возможной лишь в обертке некапиталистической идеологии, когда имеются некорыстные мотивировки своей деятельности типа решения общенациональных задач или служения людям.

Для нашей страны было и остается необходимым формирование национального плана развития и идеологии частного предпринимательства для извлечения максимальной прибыли и рационального хозяйствования. Современная российская экономика в значительной степени основа-

11 Там же.

12 Лебедев Р. История: 15 лет провала // Экономические стратегии. 2005. № 5-6 (39-40).

на на эксплуатации и сверхэксплуатации большинства людей для личной выгоды немногих граждан. В российской экономике обогащение отдельных лиц оправдывается не идеей труда и личного таланта, а успехами в авантюре и обмане этих людей. Это происходит оттого, что сегодня трудно найти богатого человека, который откровенно рассказал бы, каким образом он сколотил свое огромное состояние, где и как работал, что изобрел, в какой банк положил огромные суммы денег, чтобы набежали огромные проценты, или в каком казино и выиграл их. Нет таких людей, которые могли бы внятно объяснить, откуда у них появились такие огромные деньги за такой короткий период. Наряду с этим отметим, что существующие стихийная свобода российского рынка и конкуренция, ориентированные на прибыль, ведут к серьезным отрицательным последствиям и для экономики, и для общества в целом. Возникают монополисты и олигархи, игнорируются социальные проблемы общества, создаются благоприятные условия для разгула коррупции. Для социальной ориентации рыночного хозяйства необходимо укрепить роль государства как инструмента для регулирования рынка в правильном направлении с целью развития общества.

Известно, что если нет частного сектора, то нет и конкуренции. Если нет конкуренции, то не может быть свободного рынка и эффективной экономики. А без конкуренции в политике не может быть демократии. Чтобы создать свободную конкуренцию государство должно в равной степени заботиться как о государственном, так и о частном секторе, а в частном секторе - особенно заботиться о малом и среднем бизнесе.

Сегодня в России мало чем можно гордиться. Для того чтобы не уронить собственное достоинство, люди приводят примеры, как правило, из российской истории либо из недавнего советского прошлого. Гордиться тем, что Россия - нищая страна, торгующая сырьем, тем, что люди получают за свой труд нищенскую зарплату, и тем, что более 30 процентов населения относятся к нищим и сверхбедным, нельзя. Вместо того чтобы бороться с главной на-

пастью России - бедностью и чрезмерным воровством и коррупцией, власти предлагают народу патриотические суррогаты типа «Россия - наше отечество». К сожалению, у страны нет политики и долгосрочной идеологии, которая могла бы вдохновить и одухотворить нацию.

С каждым годом в российском обществе нарастает недовольство существующим социально-экономическим положением. Когда государство не может ответить на вопрос, куда идет Россия, не может объяснить людям, ради чего они работают и страдают, почему так плохо живут, тогда, чтобы снять нарастающее в обществе недовольство, приходится искать мифических врагов и направлять общественную энергию на борьбу с ними.

Сегодня в России нет явно обозначенных властью крупномасштабных задач, крупномасштабных проектов, для решения которых нужны усилия всей страны, ее научный, экономический, ресурсный, профессиональный и человеческий потенциал. Отсутствие крупномасштабных задач и проектов, государственных заказов тормозит развитие экономики, науки, образования и социальной сферы. Необходимо найти те приоритетные области науки и техники, в которых Россия будет признанным мировым лидером и продукция которых будет конкурентоспособной на мировом рынке. Такие приоритетные области и сферы необходимо находить, выделять и всячески поддерживать, перебрасывая на них ресурсы из других областей и сфер. Если это военная авиация, ракеты, космос или биология, то надо объявить их приоритетными и найти ресурсы для их развития и создания конкурентоспособных продуктов на мировом рынке.

Россия может обеспечить интеллектуальное лидерство в мире. Для этого необходимо разработать комплекс мер, направленных на то, чтобы российская интеллектуальная продукция (знание, ноу-хау), стала главным российским капиталом в экономике и стоила много больше, чем основные фонды. Практическим воплощением интеллектуального лидерства должно стать лидерство научно-техническое в определенных областях и сферах. Сомнительно, чтобы Россия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стала лидером в таких областях, как электроника, коммуникационные средства, информатика, сельское хозяйство или автомобильная промышленность. В этих отраслях настолько утеряны позиции, что вряд ли можно что-то изменить. Надо найти такие области науки, развивая которые наша страна еще может занять лидирующие позиции в мире. Чтобы обеспечить прорыв на мировой конкурентный рынок наукоемкой высокотехнологичной продукции, надо бросить все ресурсы именно на развитие таких областей. Только в этом случае с учетом наших сырьевых способностей на мировом рынке Россия сможет выйти из создавшегося кризиса. Если мы хотим покупать лучшую зарубежную продукцию, надо самим экспортировать на мировой рынок собственную лучшую продукцию, а не только сырье.

Очевидно, что все главные ресурсы страны должны быть направлены на обеспечение российского интеллектуального мирового лидерства, а для этого необходимы эффективные механизмы управления научно-техническим прогрессом и экономикой в целом. Для обеспечения будущего России в XXI веке эффективное управление российским быстрорастущим и мощным стабилиза-

ционным фондом (в 2006 году он составил 60 миллиардов долларов) также является первоочередной задачей правильного социально-экономического развития страны.

Напомним, что за рубежом индикатором устойчивого развития общества является индекс развития человеческого потенциала. Этот показатель используется Организацией Объединенных Наций в ежегодных докладах при анализе социально-экономического положения в отдельных странах и в мире в целом. Индекс развития человеческого потенциала как бы оценивает качество жизни людей и учитывает среднюю продолжительность жизни населения, ВВП, приходящегося на душу населения, и достигнутого уровня образования. Этот показатель можно использовать для оценки эффективности управления различными реформами, проводимыми в России в последние 15 лет, и показать, насколько неэффективными оказались эти реформы. В настоящее время управленческие решения, принимаемые на разных уровнях иерархии, оказываются малоэффективными и не обеспечивают национальную безопасность - продовольственную, промышленную, экологическую, биологическую, оборонную и т. п.

ФЕДЕРАЛЫЮЕ АГЕНТСТВО КАДАСТРА ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ___________УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР «ЗЕМЛЯ»___________________

Приглашают принять участие в практическом консультационном семинаре 13-16 февраля 2007 года

ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПРИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И МЕЖЕВАНИИ ЗЕМЕЛЬ

• земельный участок как объект недвижимости: возникновение, прекращение и ограничение прав

• правовой режим различных категорий земель. Отнесение земель к категориям, перевод из одной категории в другую

• нормативные документы по организации землеустроительных работ при инвентаризации и межевании земель; их применение в современных условиях

• комментарии к новым федеральным законам от 30.06.2006 № 93-Ф3 и от 17.04.2006 № 53-Ф3

• современные технологии проведения землеустроительных работ

• подготовка материалов и данных для кадастрового учета и регистрации прав на земельные участки и сделок с ними

• правовое регулирование технического учета объектов градостроительной деятельности, техническая инвентаризация таких объектов и аккредитация осуществляющих ее организаций

• лицензирование геодезической и картографической деятельности

• контрольно-надзорная деятельность за использованием природных ресурсов

• судебно-арбитражная практика рассмотрения земельных споров

ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ И ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

тел./факс: (495) 436-0521,436-9027,436-0325 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.