Научная статья на тему 'Проблемы эффективного развития регионального топливно-энергетического комплекса'

Проблемы эффективного развития регионального топливно-энергетического комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ТАРИФЫ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / СТРАТЕГИЯ ТЭК / НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР / ГАЗОВЫЙ ПОДКОМПЛЕКС / БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ / РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ / FUEL AND ENERGY COMPLEX / TARIFFS / PRICING / REGIONAL ECONOMY / REGIONAL POWER ENGINEERING / FUEL AND ENERGY COMPLEX STRATAGY / OIL AND GAS SECTOR / GAS SUBCOMPLEX / BASIC PRINCIPLES / SCIENTIFIC-AND-TECHNOLOGICAL POLICY / POWER POLICY / LISENCING / PROJECT EXPERTISE / FIELD DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хазипов Фарит Исламович

Рассмотрены методологические и теоретические аспекты повышения эффективности деятельности топливно-энергетического комплекса страны. Особенное внимание уделено деятельности газового подкомплекса ТЭК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE EFFECTIVE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL FUEL-ENERGY COMPLEX

Methodological and theoretical aspects of effectiveness raising of fuel and energy complex activity are considered in the article. Special attention is paid to gas subcomplex activity of fuel and energy complex.

Текст научной работы на тему «Проблемы эффективного развития регионального топливно-энергетического комплекса»

Ф.И. ХАЗИПОВ

ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, тарифы, ценообразование, региональная экономика, региональная энергетика, стратегия ТЭК, нефтегазовый сектор, газовый подкомплекс, базовые принципы, научно-техническая политика, энергетическая политика, лицензирование, экспертиза проектов, разработки месторождений.

Рассмотрены методологические и теоретические аспекты повышения эффективности деятельности топливно-энергетического комплекса страны. Особенное внимание уделено деятельности газового подкомплекса ТЭК.

F.I. HAZIPOV

PROBLEMS OF THE EFFECTIVE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL FUEL-ENERGY COMPLEX

Key words: fuel and energy complex, tariffs, pricing, regional economy, regional power engineering, fuel and energy complex stratagy, oil and gas sector, gas subcomplex, basic principles, scientific-and-technological policy, power policy, lisencing, project expertise, field development.

Methodological and theoretical aspects of effectiveness raising of fuel and energy complex activity are considered in the article. Special attention is paid to gas subcomplex activity of fuel and energy complex.

Уровень экономического развития России в условиях происходящих в стране институциональных изменений во многом предопределяется состоянием топливно-энергетического комплекса. Положение России в мировой системе хозяйствования также преимущественно обусловлено ее позициями в мировом топливно-энергетическом комплексе и на международных рынках сырьевой продукции. В настоящее время предприятия ТЭК обеспечивают выпуск свыше одной трети объемов промышленной продукции и до 40% финансовых поступлений в доход федерального бюджета. Около 50% совокупного объема экспортной валютной выручки поступает в страну за счет поставок энергоресурсов на внешние рынки.

Наиболее стабильно работающей во всем ТЭК России остается газодобывающая отрасль, что подтверждается более высокой долей использования природного газа в топливно-энергетическом балансе страны. Поскольку процесс добычи природного газа технологически менее сложный, газодобывающая отрасль меньше всего пострадала от разрушения хозяйственных связей. Все это обусловило рост объемов природного газа в общем потреблении первичных энергоресурсов. Приоритетность роли природного газа в топливноэнергетическом балансе и в экономике страны была обозначена в Программе Правительства РФ - «Основные направления энергетической политики и структурной перестройки ТЭК на период до 2010 года».

Опыт дорыночного функционирования газового подкомплекса свидетельствует о наличии огромных резервов в области эффективности, которая во многом предопределяется системой управления этой сферой хозяйствования на уровне предприятий и особенно регионов, где возникают и должны разрешаться наиболее глубокие противоречия. Выявление и преодоление возникающих противоречий требуют серьезных теоретических и методологических обоснований. В связи с этим возникла объективная необходимость исследования причин пока еще невысокой эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса, его газового подкомплекса, разработки основных направлений решения сложившихся и перспективных проблем.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), как известно, является важнейшей составной частью национальной экономики. Результаты деятельности нефтяной, газовой и других отраслей ТЭК чрезвычайно необходимы также для организации международного экономического сотрудничества, поддержания курса рубля и других макроэкономических показателей страны. Такая роль нефтегазового комплекса вызывает необходимость обеспечения ее стабильности и эффективности.

Наукой доказано, а практикой подтверждено, что по мере роста экономики увеличивается и сложность механизма управления предприятиями нефтегазового комплекса. Такая ситуация вынуждает менеджеров разных уровней сосредоточиться на ограниченном числе наиболее важных для этого бизнеса вопросов. В свою очередь, это побуждает разрабатывать и внедрять формализованные системы, отслеживающие основные показатели деятельности. Наиболее результативной из таких систем является управление результатами на основе ключевых показателей социально-экономической эффективности. Достоверная оценка эффективности функционирования нефтегазового комплекса, определение факторов и резервов ее повышения требуют выявления причинно-следственных связей, обоснования ряда концептуальных положений толкования категории «эффективность» во всех ее проявлениях.

Поскольку эффективность является целью и конечным результатом определенной деятельности, представляется, что определение ее величины целесообразно начинать с того, что является первопричиной, началом этой деятельности, - с управления. Одним из наиболее сложных методологических вопросов является определение эффекта управления. Как известно, эффект управления проявляется в том, что все элементы объекта управления приведены в действие и используются наиболее рационально в соответствии с их назначением. Он отражает количественно и качественно характеристики каждого элемента системы в целом.

До недавнего времени в отечественной науке и практике была широко распространена упрощенная трактовка категории «экономическая эффективность». В соответствии с ней эффективность представляла собой результативность какой-либо деятельности с учетом затрат на ее осуществление [2, с. 45]. Такое определение эффективности основано на простом сопоставлении результата с затратами на его получение в статическом или динамическом (нарастающим итогом) вариантах расчета. При этом предполагалось, что максимизация результатов достигается при заданных уровнях затрат, либо преследовалась цель минимизации затрат, необходимых для получения заданных результатов. Поэтому представление эффективности в виде отношения эффекта к затратам выражало в общем виде лишь количественную сторону эффективности при фиксированных условиях ее расчета.

ТЭК России всегда играл важную роль в экономике страны, поскольку одной из задач его функционирования является обеспечение населения и производства всеми видами энергии. Еще одной значимой задачей, характеризующей высокую роль ТЭК, служит обеспечение бюджета страны за счет экспорта энергоресурсов, в первую очередь нефти и газа. ТЭК России занимает второе место в мире (после США) по производству энергетических ресурсов и третье - по их внутреннему потреблению (после США и Китая) [1].

Особенностями развития ТЭК России являются большая протяженность транспортно-энергетических коммуникаций, что существенно влияет на стоимость энергии и эффективность ее использования потребителями. Газопроводная система РФ включает 149 тыс. км магистральных газопроводов общей производительностью 750 млрд куб. м в год, 235 компрессорных станций и 22 подземных хранилища газа с общим оборотом активного газа 52,5 млрд куб.м.

Следует отметить, что срок службы четвертой части газопроводов превысил 20 лет, а значительная часть газопроводов работает на пониженных давлениях с целью снижения вероятности аварий, причинами которых являются коррозия, нарушение норм и правил при строительстве и ремонте, механические повреждения и недостаточное качество труб. Более 30% газоперекачивающих агрегатов исчерпали свой проектный ресурс [6]. В этих условиях объяснимы высокие затраты на обслуживание и поддержание в рабочем состоянии устаревших технологий и изношенного оборудования. В отраслях ТЭК степень износа основных фондов превысила 50%, а в нефтепереработке 80%. К тому же ввод в действие новых производственных мощностей во всех отраслях ТЭК сократился в 2-4,5 раза по сравнению с уровнем начала 1990-х годов. В такой ситуации возрастает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф.

Повышают расходы энергии и размеры финансовых средств на надежное обеспечение тепловых нужд экономики суровые климатические условия. Территориальные диспропорции в производстве и потреблении энергоресурсов выражаются в том, что Западная Сибирь добывает более 90% природного газа и 60% нефти, Поволжский регион вырабатывает почти 60% основных нефтепродуктов России, при вдвое меньшей его доле в общероссийском их потреблении.

Велик дефицит инвестиционных ресурсов, сдерживающих развитие и модернизацию национальной экономики и ТЭК. В 90-е годы наряду с нефтью укрепилось лидирующее положение природного газа как основного источника налоговых и валютных поступлений. Одновременно возник ряд факторов, которые постепенно привели к ухудшению экономического состояния газовой промышленности. Основным из них стало замораживание цен на газ после дефолта 1998 г. и Указа Президента РФ от 1998 г., по которому цены на газ для потребителей, обеспечивающих оплату в денежной форме, были снижены на 50% [7]. Это создало ненормальный и как оказалось устойчивый диспаритет цен на топливо и энергию, существенно отличающихся от структуры цен мирового рынка. Вследствие этого исказилось соотношение цен конкурирующих энергоносителей: в 2001 г. средняя цена угля в России оказалась в 1,3 раза выше цены газа, а мазута - почти в 3 раза, хотя газ экономичнее и экологически чище, чем другие виды топлива [3].

В последнее десятилетие сложилась тенденция роста доли газа и нефтепродуктов во внутреннем потреблении первичных энергоресурсов и резкого сокращения производства и потребления угля. Деформация ценовых соотношений на взимозаменяемые энергоресурсы привела к ухудшению структуры спроса на топливно-энергетические ресурсы, характеризующейся чрезмерной ориентацией на газ, к монопольному, по существу, положению природного газа в производстве электрической и тепловой энергии. По нашему мнению, это может создать угрозу энергетической безопасности страны. Необходимым условием смягчения излишней ориентации страны на газ является выравнивание внутренних цен газа и угля по эффективности их потребления. Нормальным соотношением между ценой 1 т у.т. (у.т. - удельная теплота) газа и 1 т у.т. энергетического угля считается 1,6 : 1,0 [3]. Без установления ценового паритета меры по привлечению инвестиций в расширение добычи газа не приведут к повышению общей энергоэффективности народного хозяйства. Дополнительно добытые объемы газа только вытеснят из топливного баланса России соответствующие объемы угля и мазута.

Исследование показало, что в отраслях ТЭК сохраняются механизмы и условия хозяйствования, не адекватные принципам рыночной экономики. При этом выявляется ряд факторов, негативно влияющих на эффективное функ-

ционирование и развитие ТЭК. Основными препятствиями, сдерживающими развитие названного комплекса, можно считать:

- высокую степень износа основных фондов (более 50% в ТЭК, 45% - в нефтепеработке);

- сокращение ввода в действие новых производственных мощностей во всех отраслях ТЭК;

- инвестиционный фактор: дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование (при высоком инвестиционном потенциале отраслей ТЭК приток внешних инвестиций составляет менее 13% общего объема финансирования капитальных вложений, а 95% этих инвестиций приходится на нефтяную отрасль); рост затрат на освоение перспективной сырьевой базы добычи углеводородов, особенно в газовой отрасли;

- несоответствие производственного потенциала ТЭК мировому научнотехническому уровню. Доля добычи нефти за счет современных методов воздействия на пласт и доля продукции нефтепереработки, получаемой по технологиям, повышающим качество продукции, низка. Энергетическое оборудование, используемое в газовой и электроэнергетической отраслях, неэкономично. В России практически отсутствуют современные парогазовые установки, установки по очистке отходящих газов, крайне мало используются возобновляемые источники энергии, оборудование угольной промышленности устарело, недостаточно используется потенциал атомной энергетики [4];

- сохраняющаяся высокая нагрузка на окружающую среду, возрастание вероятности техногенных катастроф. Влияние ТЭК на окружающую среду остается высоким и отрицательным;

- неразвитость рыночных отношений и искаженная структура цен; отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного энергетического рынка, прозрачности хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий; деформация соотношения цен на взаимозаменяемые энергоресурсы и, как следствие, чрезмерная ориентация на газ и снижение доли угля в энергетическом балансе страны; незавершенность законодательства, учитывающего специфику функционирования предприятий ТЭК;

- высокая зависимость комплекса от внешних факторов, нефтегазового сектора и доходов государства - от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка.

Основными факторами, влияющими на развитие ТЭК в ближайшей перспективе, являются:

- состояние мировой экономической и энергетической конъюнктуры, степень интеграции в мировое энергетическое пространство;

- уровень развития минерально-сырьевой базы;

- формирование благоприятного инвестиционного климата с учетом совершенствования налогового, ценового и таможенного регулирования;

- формирование и использование экономических стимулов уменьшения воздействия топливно-энергетического комплекса на окружающую среду;

- масштабы использования научно-технических достижений в ТЭК и подготовка перехода к энергетике будущего.

Объективная необходимость достижения качественно нового состояния ТЭК предъявляет жесткие требования к выбору мер государственного регулирования и взаимной ответственности всех участников процесса, к оптимальному их сочетанию с рыночными механизмами, а также требует скорейшего преодоления пробелов в выборе и использовании критериев оценки эффективности ТЭК. Изменение критериев эффективности происходит в ходе институциональных преобразований в экономике, меняющих нормы взаимоотношений как между государством и бизнесом, так и в рамках последнего (между от-

дельными его представителями). Подчеркнем, что задача выбора и оптимизации этих норм не решается сама по себе фиксацией «рыночности» курса реформ. Нужна полная определенность в том, на формирование какой конкретно рыночной экономики направлены социально-экономические преобразования.

Дискуссии вокруг оценки эффективности ТЭК выявили весьма значительное расхождение позиций участвовавших в обсуждениях сторон; несовпадения в подходах обнаружились и во взглядах на преобразование других отраслей ТЭК. Эти различия связаны, прежде всего, с трактовками роли государства в экономике и соотношения между социальными и экономическими функциями бизнеса. Многие участники дискуссий правильно, думается, высказали неудовлетворенность отсутствием практики сочетания коммерческих и некоммерческих критериев в оценке деятельности ТЭК. Чаще всего учет некоммерческих требований к этому комплексу сводится к фиксации экологических ограничений на его функционирование, что, по нашему мнению, резко сужает, а порой искажает, роль и объем требований, предъявляемых к критериям оценки и практическому использованию их в анализе и прогнозировании развития ТЭК менеджерами всех уровней.

В связи с тем, что топливно-энергетический комплекс является одним из самых инвестиционноемких, представляет особый интерес исследование происходящих в нем инвестиционных процессов.

В период перехода экономики страны, каждого региона к рыночным отношениям различными научными и проектными организациями, отдельными учеными были разработаны методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования [5]. Эти рекомендации основываются на методологии, применяемой в современной международной практике, используются также подходы, выработанные при создании отечественных методик. Рекомендации содержат систему показателей, критериев и методов оценки эффективности инвестиционных проектов в процессе их разработки и реализации, применяемых на различных уровнях управления.

Реально сложившиеся на рубеже XXI в. экономические условия в России и требования, вытекающие из более глубокой интеграции российской экономики в мировую экономику, обусловили необходимость важнейшего направления - построения новой экономической модели взаимоотношений государства, хозяйствующих субъектов ТЭК и потребителей энергетических ресурсов. Целью и сутью такой модели, как представляется, является формирование оптимальных для общества и государства экономических взаимоотношений в топливно-энергетической сфере, осуществляемых посредством рыночных методов хозяйствования, государственной налоговой, ценовой, инвестиционной, научно-технической, внешнеэкономической и экологической политики, институциональных и структурных преобразований в сфере производства, транспорта и потребления энергоресурсов.

Хозяйствующими субъектами на энергетическом рынке выступают, преимущественно, не государственные унитарные предприятия, а акционерные компании с различной формой собственности. Для предприятий, работающих в демонополизированных секторах рынка, государство, в основном, формирует «Правила игры», а для предприятий в сфере естественно монополистической деятельности сохраняет меры непосредственно ценового, тарифного и других видов регулирования. При этом государство активно содействует развитию инфраструктуры энергетического рынка, диверсификации хозяйствующих субъектов, в том числе поддержки малого и среднего бизнеса, а также осуществляет контроль за деятельностью участников рынка в интересах всего общества в рамках действующего законодательства.

Весь комплекс мер экономического регулирования, который включает тарифную, ценовую, налоговую, таможенную, инвестиционную, антимонопольную и конкурентную политику, должен быть направлен на полное обеспечение прогнозируемого роста внутреннего и внешнего спроса на топливно-энергетические ресурсы.

В частности, структурная политика в сфере энергообеспечения будет проводиться с учетом специфики этой сферы и строиться исходя из необходимости совершенствования как структуры производства, передачи и потребления ТЭР (топливно-энергетических балансов страны и ее регионов), так и организационных структур (субъектов) энергетического сектора. Система налогообложения в сфере добычи органического топлива в перспективе будет ориентирована на рентный подход.

Особое внимание в Энергетической стратегии России до 2020 г. уделено созданию условий для конкуренции в таких сегментах газового рынка, как сбыт, добыча и хранение газа в подземных хранилищах. В перспективе это обеспечит снижение издержек, повышение эффективности и качества услуг, оказываемых субъектами рынка, благоприятный режим развития газовой отрасли за счет создания условий для реализации производственного и инвестиционного потенциала всех субъектов газового рынка, в том числе - независимых производителей газа.

Базовыми принципами и основными методами, предусмотренными Стратегией в области улучшения недропользования, являются:

- введение законодательной нормы, гарантирующей получение лицензии на добычу полезных ископаемых в случае открытия месторождения в рамках поисковой лицензии за счет собственных средств недропользователя;

- ограничение через лицензионное соглашение минимального и максимального уровня добычи нефти на каждом лицензионном участке;

- разработка и законодательное установление комплекса мер по ужесточению требований и условий выдачи лицензий (включая регламентацию сроков начала и осуществления разработки месторождений, механизм подтверждения финансовой состоятельности лицензиата, санкции за нарушение условий лицензирования и др.);

- организация системы государственной экспертизы проектной документации на разработку месторождений, обеспечение действенного контроля за эффективной разработкой месторождений;

- достижение наиболее полного извлечения углеводородного сырья, расширение использования новой техники и прогрессивных технологий, повышающих конечную нефтеотдачу пластов.

Основой научно-технической политики ТЭК станет:

- сохранение и развитие научно-технического потенциала, включая фундаментальную науку и прикладные разработки, модернизацию экспериментальной базы и системы научно-технической информации;

- создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности, направленной на коренное обновление производственно-технологической базы ТЭК, ресурсосбережение и улучшение потребительских свойств продукции ТЭК.

Одним из приоритетных направлений Стратегии являются повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития. Решение этой задачи позволит гарантировать устойчивое обеспечение населения и экономики страны энергоносителями при прогнозируемых темпах роста.

Литература

1. Байков Н. Мировое потребление и производство первичных энергоресурсов / Н. Байков, Г. Безмельницына // МЭиМО. 2003. № 5. С. 53-59.

2. Басаргин В.Ф. Институциональные изменения / В.Ф. Басаргин, Ю.В. Перевалов // Проблемы прогнозирования. 2000. № 5. С. 120-138.

3. Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика / М. Дерябина // Вопросы экономики. 2006. № 1. С. 102-121.

4. Евлапов Л. Экспертные оценки в управлении / Л. Евлапов, В. Кутузов. М.: Экономика,

1989.

5. Ерофеева В.А. Учет, информация, управление: приемы и обратные связи / В.А. Ерофеева. М.: Финансы и статистика, 1992. 192 с.

6. Топливо и энергетика России / под ред. А.М. Мастепанова. М.: Минэнерго, 2001. 457 с.

7. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по снижению цен на природный газ» от 25.07.1998. № 890 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 9. Ст. 1096.

ХАЗИПОВ ФАРИТ ИСЛАМОВИЧ родился в 1957 г. Окончил Башкирский сельскохозяйственный институт. Доцент Чувашского государственного университета. Автор 10 научных работ, в том числе одной монографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.