ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА К ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ
С.И. Репина, студент
Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юр. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11354
Аннотация. В современном законодательстве существует множество проблем, затрудняющих свободное участие малого и среднего предпринимательства в государственных закупках. Автором рассмотрены основные проблемы допуска и участия в государственных закупках данных субъектов, а также предложены возможные пути их решения.
Ключевые слова: государственная политика, закупочная деятельность, предпринимательство, субъект малого предпринимательства, государственные закупки, законодательное регулирование.
В настоящее время малое и среднее предпринимательство (МСП) становится основой экономически развитых стран, что требует со стороны государства значительной поддержки. В целях обеспечения благоприятных условий ведения бизнеса, государственная политика в России принимает направление на развитие субъектов МСП.
Роль МСП в организации государственных закупок очень важна, во-первых усиливается конкуренция в системе закупок, что повышает её продуктивность, во-вторых расширяется список МСП, и, в-третьих участие в закупочной деятельности благоприятно сказывается на развитии субъектов малого и среднего предпринимательства.
К субъектам МСП относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели. Юридические лица представлены коммерческими и некоммерческими организациями (потребительские кооперативы).
К коммерческим организациям, в соответствии с действующим законодательством относят:
- хозяйственные общества: Общество с ограниченной ответственностью (ООО), Акционерное общество (АО) - с 1 июля 2017 г.;
- хозяйственные партнерства;
- производственные кооперативы (артель);
- крестьянские (фермерские) хозяйства [3].
В соответствии с Законом №44-ФЗ[4], кроме муниципальных (областных, региональных) проектов содействия субъектам МСП, одним из значимых направлений становится увеличение допуска к контрактной системе в области закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, а кроме того к закупкам основных заказчиков, исполняющих закупочную деятельность в соответствии с Законом № 223-Ф3 [5].
В связи с этим Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, обязана поддерживать двухуровневый контроль в части обеспечения доступа субъектов МСП к закупкам крупнейших заказчиков, а именно, провести оценку соответствия заказчиков федерального уровня и мониторинг соответствия отдельных заказчиков федерального уровня, проводить оценку соответствия в отношении заказчиков регионального уровня.
Статья 30 Законом № 44-ФЗ определяет участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках следующим образом - заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого
предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок путем: проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей [4].
В соответствии с Законом № 223-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлена доля закупок у субъектов МСП в размере 18%, в том числе 10% по результатам закупок, осуществляемых только среди субъектов МСП, тем самым снижая уровень конкуренции на рынке [2, 5].
Такая квота на объем закупок у представителей малого и среднего бизнеса слишком мала, для того, чтобы выполнить план по росту доли субъектов СМП в ВВП до 20%. Если учитывать, что заказчики, работающие по Закону №44-ФЗ часто не выбирают порученную им квоту, а Закон №223-ФЗ лишь «рамочно» регулирует закупки у МСП, и заказчики самостоятельно устанавливают требования к содержанию, оформлению документации, то поучаствовать и выиграть в системе государственных закупок небольшому предприятию очень трудно.
Например, «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» при поддержке Минэкономразвития России оценило доступность закупок крупных заказчиков для субъектов МСП, проведя контрольные закупки. В одной из процедур объем заявки в бумажной форме превысил 470 листов, при том, что заказчик позиционировал закупку как электронную. Стоимость же участия на практике составила 5% от суммы закупок. В
другой процедуре заказчик установил безвозвратное обеспечение заявок в размере 6900 руб., что фактически стало платой
участника закупки за заключение договора [6].
Стоит заметить, что государство уже делает шаги навстречу малому бизнесу так с 2017 г. действуют следующие нововведения - специальные последствия.
С 1 января 2017 года предусматриваются специальные последствия нарушений законодательства об осуществлении закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Речь идет о таких нарушениях, как:
- невыполнение заказчиками обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в установленном объеме;
- размещение недостоверной информации о годовом объеме закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, включенной в отчет;
- не размещение отчета в единой информационной системе в сфере закупок.
Можно сделать вывод, что, участие субъектов МСП в системе закупок даёт возможность, сформировать условия для становления важнейшего сектора национальной экономики, также содействует созданию конкурентной среды, которая повышает продуктивность закупочной деятельности.
Организационные процессы в сфере государственных закупок далеко не совершенны, поэтому есть необходимость в их корректировании, внесении неких льгот, увеличению лояльности к субъектам МСП и обязательном присутствия контроля за исполнением норм законодательства.
Исходя из вышесказанного, считаем, важнейшими направлениями, обеспечивающим расширение доступа субъектов МСП к закупкам следующее:
- введение исчерпывающего перечня документов, которые заказчики вправе требовать в составе заявки от участников -субъектов МСП.
- увеличить квоту на государственные закупки по Закону №44-ФЗ у СМП мини-
мум до 20%, это даст дополнительный так как малый бизнес на стадии становле-толчок для развития малого бизнеса. ния обычно не обладает достаточным за-
- поднять годовой объем закупок това- пасом финансовых ресурсов для обеспече-ров, работ, услуг отдельными видами ния участия в торгах, закупки товара и юридических лиц у субъектов МСП по ожидания момента оплаты контракта за-прямым контрактам до 15%, такое пред- казчиком (обычно в течение 30 календар-ложение уже поступало от Минэкономраз- ных дней с момента исполнения постав-вития РФ. щиком своих обязательств). При этом
- ужесточить наказание заказчика за пользоваться услугами финансовых и кре-нарушение квоты по СМП. дитных организаций СМП не может из-за
- снизить стоимость участия СМП в высокой стоимости кредитов и сложности торгах в части обеспечения исполнения их оформления, так как собирается доста-контракта; точно большой пакет документов, включая
- предоставить более широкий спектр оборотно-сальдовые ведомости, бизнес-возможностей для получения авансовых план, финансовую отчетность. платежей субъектом МСП от заказчика,
Библиографический список
1. Паулов П.А. К вопросу о личном таможенном досмотре как форме таможенного контроля // Актуальные проблемы правоведения. - 2014. - № 3. - С. 45-48.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://rg.ru/2014/12/15/zakupkisite-dok.html (дата обращения 05.02.2016 г.).
3. Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции, действующей с 1 августа 2016 года). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902053196 (дата обращения 01.02.2016 г.).
4. Федеральный Закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ (с изменениями на 28 декабря 2016 года). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499011838 (дата обращения 05.02.2016 г.).
5. Федеральный Закон РФ от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (с изменениями на 28 декабря 2016 года). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902289896 (дата обращения 05.02.2016 г.).
6. Цуканов И. Что нового в Законе № 223-ФЗ: нормирование, банковские гарантии, перечень документов для МСП // Госзакупки.РУ. - 2016. - № 11. - С. 40-42.
PROBLEMS OF ACCESS OF SUBJECTS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS TO
GOVERNMENT PROCUREMENT
S.I. Repina, student
Supervisor: P.A. Paulov, candidate of legal sciences, associate professor Samara state university of economics (Russia, Samara)
Abstract. In modern legislation there are many problems that impede the free participation of small and medium business in public procurement. This article discusses the main problem of access and participation in government procurement of small and medium business and suggests possible ways to solve them.
Keywords: state policy, procurement, entrepreneurship, small business, government procurement, legislative regulation.