Научная статья на тему 'Проблемы долгосрочного прогнозирования социально-экономического и геополитического развития России'

Проблемы долгосрочного прогнозирования социально-экономического и геополитического развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1062
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ОПОРНЫЙ РЕГИОН / ПРОГНОЗ / СЦЕНАРИЙ / ГЕОПОЛИТИКА / SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT / STRONG-HOLD REGION / FORECAST / SCENARIO / GEOPOLITICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самаруха Алексей Викторович

Обсуждаются вопросы прогнозирования социально-экономического развития России и международного сообщества. Рассмотрены основные миро-системные риски и угрозы. Произведено сравнение различных сценариев мирового геополитического развития, на основе прогнозов развития стран-лидеров. Сделан вывод о том, что в следующие 20 лет геополитические глобальные изменения повлекут увеличение расходов бюджета на международные отношения, поддержание обороноспособности, на цели обеспечения финансовой устойчивости и эколого-техногенной безопасности. Определены условия устойчивого и динамичного развития регионов и России в целом, основой которого должно являться снижение социально-экономической дифференциации населения, формирование массового среднего класса, борьба с бедностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самаруха Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LONG-TERM FORECASTING OF SOCIAL-ECONOMIC AND GEOPOLITIC DEVELOPMENT OF RUSSIA

The issues of forecasting social-conomic development of Russia and international community are discussed. Basic risks and threats to the world system are explored. Different scenarios of the global geopolitical development are compared on a basis of forecasting the development of the leading countries. It is concluded that the next 20 years of geopolitical global changes will lead to increased budget expenses related to international relations, sustained military defense capacity, maintained financial stability and ecological and anthropogenic security. Conditions for stable and dynamic development of Russia's territories, and Russia itself, are defined. The leveling-out of social-economic differentiation, establishment of a broad middle class, fighting poverty -are the baise for such development.

Текст научной работы на тему «Проблемы долгосрочного прогнозирования социально-экономического и геополитического развития России»

A.B. САМАРУХА

ансамблей локальных цивилизаций изучает Ю.В. Яковец. Общий для всех авторов вывод состоит в признании сохранения разнообразия основным законом прогрессивного развития человечества.

Унификация культур является, по большому эволюционному счету, не прогрессом, а регрессом. Те, кто сопротивляется ей и отвергает лозунг «открытого общества», поддерживает тем самым высокие принципы культурного многообразия на нашей планете. Сохранение устойчивой национально-цивили-зационной идентичности необходимо потому, что только при этом условии народ способен перенести любые испытания и лишения, лю-

бой натиск враждебной ему силы. И напротив, даже при наличии относительного материального благополучия народ деградирует и погибает, если поражен его центральный культурный нерв — сознание своей идентичности и исторического призвания.

Примечания

1 Бродель Ф. Цивилизация как длительная временная протяженность // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. М., 1999. С. 228.

2 Цит. по: Рукавишников В. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М., 2000. С. 113.

3 Там же. С. 292.

A.B. САМАРУХА

кандидат экономических наук

ПРОБЛЕМЫ ДОЛГОСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ*

В настоящее время в стране проводится серьезная работа по нескольким основным направлениям: 1) объективная оценка существующего социально-экономического положения в регионе; 2) оценка ресурсной базы региона; 3) разработка приоритетных направлений развития экономики региона на долгосрочный период, как правило, не меньше, чем до 2020 года; 4) разработка программы, с разработкой и обоснованием механизмов поэтапного выполнения конкретных задач, нацеленных на достижение прогнозных показателей (индикаторов).

Существующие долгосрочные сценарии социально-экономического развития России противоречивы и строятся либо на сырьевой направленности экономики, либо на инновационном пути развития, что делает процесс прогнозирования на порядок сложнее. Динамика развития информационных, производственных, финансовых, и всех других технологий позволяет утверждать, что в современной мировой экономике возможны резкие изменения экономических и,

соответственно, социальных ситуаций как в отдельных странах, так и в их отдельных территориальных административных образованиях (регионах). Стремительные изменения возможны, как в следствии научно-технического прорыва и перехода на новые технологии и энергоресурсы, так и в следствии воздействия любых других глобальных факторов (природные катаклизмы, отказ энергетической, телекоммуникационной и др. систем, терроризм, геополитические конфронтации и т.д.).

В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения, что экономика России и, соответственно, экономика российских регионов и прежде всего «локомотивов» — опорных регионов должна носить не только сырьевой характер, но и в кратчайшие сроки перейти и в дальнейшем стать в большей степени инновационной. Только в этом случае российское общество будет наилучшим способом защищено от негативного воздействия мировой экономики, тем более процесс вступления России в ВТО во многом предрешен.

* Печатается при поддержке проекта ФБ-10: «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ» (РНП.2.1.3.1419), выполняемый в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, № гос. регистрации 01.2.006 06902.

Как правило, в прогнозах социально-экономического развития региона, широко учитываются и применяются материалы существующих международных, федеральных и местных действующих и заявленных программ развития, относящихся к данному региону, тогда как макроэкономические, международные и миро-системные1 прогнозы развития мирового сообщества и угрозы глобальных мировых экологических, продовольственных, террористических, территориальных (глобальная проблема разной плотности заселения и перенаселения в отдельных мировых регионах) и др. проблем, почему-то; не получают должного рассмотрения и учета. Во многих странах мира существует недостаток питьевой воды, при этом не получают должной оценки водные ресурсы, которые необходимо разрабатывать уже сейчас, развивать технологии переработки, что бы через 10—15 лет на мировом и внутреннем рынках реализовывать готовую продукцию. При разработке долгосрочных прогнозов, необходимо учитывать настоящее состояние и, что еще важнее, предпочтения, тяготения, стремления участников международных отношений относительно друг друга на ближайшие 10—15 лет, и уже сегодня возможно грамотное выстраивание стратегически важных отношений, в том числе на уровне регионов.

Интересное видение мировой геополитической расстановки сил в 2025 году предлагает главный научный сотрудник факультета социологии Йельского университета (США) И. Валлерстайн, представленное в статье «Геополитические миро-системные изменения: 1945—2025 годы». По мнению американского социолога, который в своей статье достаточно подробным образом изложил ретроспективный анализ и прогноз геополитической картины мира, исследуемый период с 1945 г. до 2025 г. следует разделить на 3 этапа: 1945—начало 1970-х годов; начало 1970-х-2000 год; 2000-2025 год. Хотя обоснования выделения именно таких этапов изменения геополитической картины мира и описание присущих характеристик и событий имеет спорный, неоднозначный характер. Нельзя не согласиться с основными выводами исследования геополитической мировой обстановки в период с 1945 по 2000 гг. и с видением и прогнозом, с учетом выявленных тенденций, геополитических миро-системных

изменений в период с 2000 по 2025 гг. Однако, весь прогноз в целом может показаться фантастичным.

Так в статье прогнозируется что к 2025 г. ядерная гонка вооружения примет масштабный характер. Кроме того, что предрекается появление более 20 новых ядерных держав, так же «...страны, свернувшие ядерные разработки в 1970-2000 гг., вновь запустят свои ядерные программы, и это удержит многие страны мира от военных вторжений и сделает значительно более опасными последствия подобных агрессий»2.

Мировая финансовая система, по мнению И. Валлерстайна, постепенно перейдет на многовалютную основу, при этом «.евро и иена станут чаще использоваться для операций на финансовых и товарных рынках»3, а кроме этого «.снижение влияния доллара в мировой экономике усугубит проблемы США с выплатой накопившегося государственного долга и, возможно, приведет к снижению уровня жизни населения в Соединенных Штатах»4.

Для России особенно важно участвовать и контролировать ход изменений происходящих прежде всего в двух регионах мира, характеризующихся изменчивостью политической ситуации: Европа и Юго-Восточная Азия. События, происходящие в данных мировых регионах сегодня, существенно преобразят геополитическую картину мира будущего.

В Европе в самый активный период с 2000 по 2005 гг. произошло два несомненно важных геополитических события. Во-первых, европейские «киты» Франция, и Германия и другие европейские государства официально выступили против вторжения американских войск в Ирак, на фоне чего страны Европы укрепили политические отношения с Россией, и образовалась геополитическая ось «Париж-Берлин-Москва»5.

Во-вторых, провал проекта по введению общеевропейской конституции, против чего проголосовали большинство населения Франции и Нидерландов, что так же можно характеризовать как «сохранение независимости Европы от США»6.

Эти геополитические события помешали созданию сплоченной и независимой Европы, так как США в свою очередь усилил влияние на мелкие разрозненные европейские страны, в основном Центральной и Восточной Европы. Так же не ясно — перспектива создания в

дальнейшем Европейско-Российского геополитического союза.

Сценарий развития геополитических взаимоотношений стран Юго-Восточной Азии не похож на европейский. В данном регионе мира процесс объединения геополитических усилий передовых стран (Китай, Корея, Япония) еще более сложен чем в Европе, однако выгодность такого объединения должна сыграть весомую роль. И «...если все помехи будут устранены, страны Юго-Восточной Азии объединятся в одну из самых влиятельных сил триады — Северной Америки, Европы и Восточной Азии. Более того, если это объединение все-таки произойдет, то им, возможно, удастся привлечь в свой лагерь Соединенные Штаты в качестве «опытного политического игрока» и «младшего партнера». Не о такой роли сейчас мечтает правительство Буша, но, видимо, к 2025 г. для США это будет самый привлекательный вариант»7.

Не однозначна и не достаточно заметно выделяется роль России в глобальных геополитических процессах, при этом активное (со средними и крупными финансовыми вливаниями) участие страны в мировых событиях, в некоторых направлениях замедляет внутренний социально-экономический рост (как это было в годы «холодной войны»), а с другой стороны геополитическое маневрирование всегда нацелено на будущее и, прежде всего, на всех этапах развития человечества должно служить интересам мирового сообщества в целом, учитывая интересы населения всех стран.

Исходя из рассмотрения основных направлений развития геополитической картины мира можно констатировать: следующие 20 лет геополитические миро-системные изменения повлекут увеличение расходов бюджета на международные отношения, поддержание обороноспособности, на цели обеспечения финансовой устойчивости и эколого-техно-генной безопасности. При этом, внутренние сценарии социально-экономического развития России так же не однозначны.

В данном страновом аспекте очень интересно выглядят выводы, представленные А.Р. Белоусовым в статье «Сценарии экономического развития России на пятнадцатилетнюю перспективу»8. Прогноз разбит на 4 этапа: 2005-2008 гг.; 2009-2012 гг.; 2013-2016 гг.; 2017-2020 гг., так как 2007-2008 гг., 2011-2012 гг., 2015-2017 гг.,

2020 г. По оценкам многих аналитиков эти годы являются знаковыми (переломными), так же они близки к пятилеткам: 2005, 2010, 2015, 2020 гг. Предложенное А.Р. Белоусо-вым достаточно полное и объективное отражение перспектив развития экономики страны выдвигает несколько возможных сценариев экономического развития, с учетом изменения мировой геополитической и экономической ситуации:

- сценарий броска в глобализацию;

- сценарий энергетического аутизма;

- сценарий сверхиндустриальной модернизации;

- сценарий экономического изоляционизма.

При рассмотрении сценариев выявляются негативные и позитивные факторы, воздействующие на социально-экономическое развитие общества, данная вариативность определяет параметры представления прогнозных данных в виде индикаторов роста отдельных показателей. Как правило, это — инерционный, ин-вестиционый и стратегический сценарии. При этом, факторы, определяющие протекание того или иного этапа в соответствии со значением индикаторов — как «позитивное», могут нести негативное воздействие. И в обратную сторону, в ситуации, когда показатели не удовлетворяют значению индикаторов, может произойти крупный катаклизм или возможно научно-технический прорыв, что перевернет качественную оценку, не зависимо от значений индикаторов.

Рассмотрение четырех предлагаемых А.Р. Белоусовым сценариев приводит автора к основному выводу: «Консервация сложившейся экспортно-сырьевой модели, сопряженной с присутствием России на узких сегментах мировых рынков, в долгосрочной перспективе может привести к потере экономической и политической субъектности, вытеснению страны на периферию мирового развития и нарастанию социального и демографического кризиса»9. Можно согласиться и дополнить данное утверждение — только при грамотном сочетании сырьевой и инновационной моделей социально-экономического развития России и в частности ее опорных регионов.

Исследование долгосрочной перспективы развития позволяет выявить основные риски предстоящего периода: 1. 2007-2008 гг.:

- критическое нарастание социальной напряженности;

- снижение доли консолидированной социальной поддержки со стороны государства;

- начало структурных изменений экономики России после вхождения в ВТО;

2. 2011-2012 гг.:

- усиление давления на российскую экономику со стороны институционально реформируемого мирового хозяйства;

- изменение макроэкономической ситуации, связанное с нестабильностью финансовой устойчивости экономики России;

- исчерпание и существенное подорожание ресурсов сложившегося техногенного развития в ряде структурообразующих отраслей экономики (оборонно-промышленный комплекс, электроэнергетика и транспорт, сельское хозяйство);

- сокращение трудовых ресурсов и обострение проблемы пенсионного обеспечения;

- ухудшение состояния жилищного фонда, связанное с повышением доли ветхого и аварийного жилья, деградация жилищно-коммунального хозяйства;

- обострение проблемы ухудшения здоровья населения в связи с распространением социальных, новых вирусных и экологических заболеваний.

3. 2015-2017 гг.:

- снижение эффективности и отставание существующих механизмов государственного управления от требований современности;

- технологическое отставание, связанное с непредотвращением утечки интеллектуальных ресурсов России в первой половине следующего десятилетия;

- исчерпание рентабельных эксплуатируемых запасов нефти и ряда цветных металлов;

- формирование территориального пояса застойной бедности;

- взрыв социальной напряженности.

4. 2020 г.:

- ко всем вышеперечисленным рискам в их различной степени проявления прибавятся глобальные риски глобальных эколого-техно-генных, климатических и международно-террористических и военных катастроф;

- кроме того, большую вероятность получит риск одностороннего научно-технического и, как следствие, экономического прорыва одного из государств, что поставит массу вопросов о дальнейшем развитии международного сообщества.

Необходимо отметить, что у России имеются серьезные конкурентные преимущества — энергетический, научно-исследовательский, транспортный, сельскохозяйственный, военный, кадровый, сырьевой потенциал, которые позволяют надеяться на реализацию оптимистичных прогнозов социально-экономического развития и достижение при этом показателей, соответствующих индикаторам стратегического (оптимального) сценария развития. Такой ход событий возможен при сочетании грамотной политики управления государством, его регионами и муниципальными образованиями всех уровней в рамках стабильного прогрессивного развития на основе обеспечения высокой инвестиционной привлекательности, применения инновационного потенциала, проведения информатизации общества, развития высоких технологий с целью повышения международной конкурентоспособности.

Если данному позитивному процессу не помешает реализация одного или нескольких, вышеперечисленных, серьезных рисков, то стране удастся реализовать инвестиционный прогноз развития. В случае «удачи», при реализации научно-технического прорыва становится возможным выполнение стратегического прогноза, основных показателей которого по отдельным демографическим и социальным индикаторам необходимо достигать и при инвестиционном сценарии. Инерционный прогноз, как правило, готовится на основе тенденций социально-экономического развития, рассчитанных на основе объективного ретроспективного исследования социально-экономического состояния региона и не имеет научного интереса с точки зрения долгосрочного прогнозирования, т.к. ровное инерционное прогрессивное или регрессивное развитие не возможно в условиях постоянно изменяющегося рынка. Индикативные показатели инерционного прогнозного значения необходимы в большей степени для оценки существующего положения дел и краткосрочных перспектив.

Сравнение 4-х сценариев, предложенных А.Р. Белоусовым, и трех сценариев (инерционный, инвестиционный и стратегический), широко используемых в методах экономического прогнозирования, выявляет соответствие стратегического и сценария сверхиндустриальной модернизации. Динамичное, опережающее развитие мировых «центров силы», т.е.

выход на траекторию долговременного роста в 6-7% в год, предполагает реализацию двух условий по сценарию «сверхиндустриальной модернизации»: капитализацию имеющихся конкурентных преимуществ (потенциалов) на основе реализации долгосрочных проектов; модернизацию производств, ориентированных на массовые рынки, на основе капитализации доходов, получаемых от капитализации преимуществ.

Реализация стратегического сценария, по самым скромным оценкам, в течении 15 лет (2006-2020 гг.) потребует вложений в экономику России в объеме 4,2 трлн дол. США (в ценах 2005 г.), из которых 650 млрд дол. США — иностранные инвестиции, направляемые на модернизацию и развитие основных фондов.

В любом другом случае экономический рост не достигает требуемых параметров. Капитализация преимуществ без модернизации массовых производств (сценарий «бросок в глобализацию») приведет к избыточной социальной и экономической поляризации и снижению темпов роста во второй половине следующего десятилетия менее чем до 5% в год. Попытка модернизации массовых производств без капитализации преимуществ с помощью протекционизма закрытости внутренних рынков (сценарий «экономический изоляционизм») приведет вначале к подде-

ржанию высоких темпов роста — а затем к их резкому снижению вследствие технологического отставания.

Важнейшим условием и основой устойчивого и динамичного развития является снижение социально-экономической дифференциации населения, формирование массового среднего класса, борьба с бедностью, что конечно не возможно осуществить за 15-летний срок, но максимально эффективно необходимо стараться выполнять постоянно. Это позволит обеспечить рост жилищного строительства и модернизацию социальной инфраструктуры, включая коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение, и смягчить воздействие негативных медико-демографических тенденций.

Примечания

1 Валлерстайн И. Геополитические миро-системные изменения: 1945-2025 годы: пер.с англ. // Вопросы экономики. 2006. № 4. С. 67-83.

2 Там же. С. 81-82.

3 Там же. С. 82.

4 Там же.

5 Там же.

6 Там же.

7 Там же.

8 Белоусов А.Р. Сценарии экономического развития России на пятнадцатилетнюю перспективу // Проблемы прогнозирования. 2006. № 1 (94) С. 3-52.

9 Там же. С. 51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.