Научная статья на тему 'Проблемы детства: социокультурный и правовой аспекты'

Проблемы детства: социокультурный и правовой аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2202
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ДЕТСТВА / ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ / ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЕТСТВА / ПРАВА РЕБЕНКА / ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА / THE HISTORY OF CHILDHOOD / WITH THE CHILD / THE LEGAL CONCEPT OF CHILDHOOD / CHILD RIGHTS / PROTECTION OF CHILD RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Двуреченская Ольга Николаевна

Статья посвящена рассмотрению проблемы детства как комплексному феномену: историческому, социологическому, культурному, правовому. Исследован процесс становления правового статуса ребенка, признание прав детей как высшей ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE CHILDHOOD: SOCIOCULTURAL AND LAWFUL ASPECTS

The paper considers the problem of childhood as a complex phenomenon: historical, sociological, cultural, legal. The process of becoming legal status of the child's recognition of the rights of children as the highest value.

Текст научной работы на тему «Проблемы детства: социокультурный и правовой аспекты»

УДК 340

ПРОБЛЕМЫ ДЕТСТВА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ Двуреченская Ольга Николаевна,

заместитель директора по учебно-методической работе

Техникум права и экономики, г. Липецк, Россия dvurik@mail. ru

Статья посвящена рассмотрению проблемы детства как комплексному феномену: историческому, социологическому, культурному, правовому.

Исследован процесс становления правового статуса ребенка, признание прав детей как высшей ценности.

Ключевые слова: история детства; отношение к ребенку; правовая концепция детства; права ребенка; защита прав ребенка.

PROBLEMS OF THE CHILDHOOD: SOCIOCULTURAL AND LAWFUL ASPECTS Olga Dvurechenskaya,

deputy director for the educational methods work

Technical School of Law and Economics, Lipetsk, Russia

dvurik@mail. ru

The paper considers the problem of childhood as a complex phenomenon: historical, sociological, cultural, legal. The process of becoming legal status of the child's recognition of the rights of children as the highest value.

Keywords: the history of childhood; with the child; the legal concept of childhood; child rights; protection of child rights.

Мир детей - неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом, но в своем развитии общество не сразу пришло к пониманию того, что ребенок - полноценный член общества. Крупнейший исследователь детской психологии И.С. Кон писал: «Все народы по-своему заботятся, любят и выращивают потомство. Но от инстинктивной потребности в продолжении рода до индивидуальной любви к ребенку, благополучие которого становится смыслом и осью собственного существования родителей, - дистанция огромного размера»[1].

Детство, как сложное социокультурное явление, имеет свою историю. Проблема истории детства - одна из наиболее трудных в современном гуманитарном познании, так как в этой области невозможно проводить ни наблюдение, ни эксперимент. Этнографам хорошо известно, что памятники культуры, имеющие отношение к детям, бедны.

Проблемами истории детства занимались также психологи, педагоги, искусствоведы. Д.Б. Эльконин разрабатывая теорию исторического развития детства, связывает его с «развитием туда, с изменением характера его орудий»[2, с.32] Исследователь считает, что детство «возникло в животном мире на определенном этапе филогенеза - и чем выше был уровень развития животных того или иного вида, тем продолжительней было детство»[2, с.26]

Детство человека по сравнению с детством животных качественно преобразуется, изменяется в процессе исторического развития: «на ранних ступенях развития человеческого общества овладение ребенком орудиями труда происходит путем его непосредственного включения в производственный процесс. Ребенок осуществляет ту же деятельности, что и взрослые. Дети работают вместе со взрослыми и участвуют в производстве

как равноправные члены общества, выполняя серьезные общественные обязанности» [2, с.33]

Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактов было собрано для подтверждения этой идеи французским демографом и историком Филиппом Ариесом. Благодаря его работам интерес к истории детства в зарубежной педагогике и психологии значительно возрос, а исследования самого Ф. Ариеса признаны классическими.

Интерес к ребенку и само понятие детства практически отсутствовало до

XVIII века. В этой связи Ф. Ариес писал: «Это не значит, что детьми вообще пренебрегали и не заботились о них. Понятие детства не следует смешивать с любовью к детям: оно означает осознание специфической природы детства, того, что отличает ребенка от взрослого» [3].

Для первобытного, античного и средневекового общества характерна была двоякость в отношении к детям. Ребенок одновременно персонифицировался как невинное существо и воплощение природного зла. А главное - он как бы недочеловек, существо, лишенное разума: маленькие дети воспринимались как вещь (Уганда), ребенка признавали полноценным человеком только после совершения специальных обрядов (Древняя Япония), детей дискриминировали в похоронном обряде (Франция).

Ребенок в силу физической и умственной беспомощности часто становился объектом ритуального убийства - жетвоприношения. В качестве примера можно привести «идеальное» государство Платона, в котором уничтожали младенцев не только с телесными недостатками, но и рожденных от «худших родителей»[4,с.461]. Обычаи Спарты оправдывали смерть такого ребенка тем, что «жизнь не нужна ни ему самому, ни государству»[5]. Убийство ребенка не считалось тяжким преступлением.

Цицерон писал, что смерть ребенка нужно переносить «со спокойной душой», а Сенека считал разумным топить слабых и уродливых младенцев. Исследования русского фольклора позволяют обнаружить так называемые «смертные колыбельные», которые, вероятно, были одним из способов регулирования демографической ситуации древних: «либо приговором

слабому, больному, лишнему ребенку, либо средством испытания его на «живучесть», на волю к жизни»[6,с.36].

Право полновластно распоряжаться жизнью и смертью детей было отобрано у отцов только в конце IV века н.э. Инфантицид стали считать преступлением только при императоре Константине в 318 году, а к человекоубийству он был приравнен лишь в 374 году. Однако запрещение детоубийства еще не было признанием за ребенком прав на защиту.

В Средние века, как только ребенок мог обходиться без постоянной заботы своей матери, няньки или кормилицы, он принадлежал к миру взрослых. Слово «ребенок», не имело в языке своего современного смысла, который придается ему сейчас. Так, например, в Средневековой Германии слово «ребенок» было синонимом понятия «дурак»[7]. Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. В России в медицинской науке до XVIII века бытовало убеждение о ненужности лечить ребенка до 2-х лет, поскольку им еще распоряжается бог или природа [8].

Вот как описывает взаимоотношения родителей и детей в русской семье XVI и XVII веков Н.И. Костомаров: «Между родителями и детьми господствовал дух рабства, прикрытый ложной святостью патриархальных отношений. Покорность детей была более рабская, чем детская, и власть родителей над ними переходила в слепой деспотизм без нравственной силы. Чем благочестивее был родитель, тем суровее обращался с детьми, ибо церковные понятия предписывали ему быть, как можно строже. Слова почитались недостаточными, как бы убедительными они не были. Домострой запрещает даже смеяться и играть с ребенком»[9,с.115].

Принуждение детей к повиновению осуществлялось самим отцом с помощью домашних наказаний. Домострой рекомендует в этом случае «жезлом биеши его», «сокруши ему ребра»[10]. Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1649г. предписывало «бить их кнутом нещадно»[11].

Родители могли обратиться для наказания детей и к публичным властям. Дело при этом по существу не рассматривалось, и в суть обвинений никто не вникал. Достаточно было одной только жалобы родителей, чтобы приговорить детей к порке кнутом.

Родители имели право отдавать детей в холопство. Несмотря на осуждение церкви, практиковалось насильственное пострижение детей в монахи.

Бесправное, рабское положение детей было характерным явлением практически во всех странах мира. Дети подвергались всем наказаниям, включая смертную казнь и каторжные работы. В XVII веке английские тюрьмы были полны подростками 10—12-летнего возраста, а в знаменитой «Каролине» - Уголовно-судебном уложении короля Карла V (1532) — предусматривалась смертная казнь подросткам, совершившим значительные кражи и при отягчающих обстоятельствах [12].

И если средние века стали точкой отсчета становления прав человека как общемировой и общекультурной ценности, то прошло более трехсот лет, пока мировое сообщество не пришло к выводу, что будущее человечества, в конечном итоге, зависит от нравственного, духовного и физического развития детей, от понимания ими значимости прав и свобод личности, своего места и своей роли в социуме.

Безразличное отношение к детству, по мнению Ф. Ариеса, было прямым следствием демографической ситуации того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью.

Развитие общества привело к последующему изменению отношения к детям. Под влиянием нескольких поколений гуманистической пропаганды (Э. Роттердамский, Т. Элиот, Я.А. Коменский и другие) в конце 17- начале 18 века нравы постепенно смягчаются: телесные наказания становятся реже, появляется понятие о человеческом достоинстве ребенка, а позже - о его праве на более или менее самостоятельный выбор жизненного пути.

Например, согласно Соборному Уложению 1649 года, убийство сына или дочери каралось всего лишь годичным тюремным заключением, когда как детей, посягнувших на жизнь родителей, закон предписывал казнить «безо всякой пощады» [11,с.248]. Это неравенство было устранено в 1716 году, причем Петр 1 собственноручно приписал к слову «дитя» добавление «во младенчестве», ограждая тем самым жизнь новорожденных и грудных детей [13, с.118-119]. Реформы Петра I положили начало новому периоду в развитии семейного права, но особых изменений в положении детей не внесли. Правда, произошло некоторое смягчение власти родителей над детьми. Так, родители уже не вправе насильственно венчать своих детей или отдавать их в монастырь.

Отнесение «открытия детства» к строго определенному историческому периоду вызывает сомнения и возражения. Тем не менее, все ученые согласны с тем, что новое время, особенно XVII-XVIII вв., ознаменовалось появлением нового образа детства, ростом интереса к ребенку во всех сферах культуры, более четким различением, хронологически и содержательно, детского и взрослого миров и, наконец, признанием за детством автономной, самостоятельной социальной и психологической ценности. На основе гуманистического мировоззрения ребенок становится символом жизни, творчества, спасения. Акцентируется внимание на проблемах детского развития, воспитания, обучения с одной стороны, детского здоровья и борьбы с детской смертностью - в другой.

Впервые права детей как самоценный феномен были признаны во Франции в 1792 году в документе с символичным названием «Провозглашение прав ребенка». Через 17 лет Швеция предложила концепцию создания независимых органов для мониторинга деятельности правительства в области защиты прав личности [14,с.121]. «В прежние времена в Швеции, как и в большинстве стран мира, власть возложила всю ответственность за воспитание детей на родителей. Около 150 лет тому назад законодательство в Швеции предоставляло мужу право подвергать физическому наказанию свою жену, работников и детей»[15,с 1-2].

До середины XIX века ничего не было сделано, чтобы, учитывая возраст несовершеннолетних, отсутствие у них жизненного опыта, защитить их правовыми средствами от карающего меча правосудия.

Например, в США действовали законы, устанавливающие равную для несовершеннолетних и взрослых уголовную ответственность.

В конце XIX в. за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, но в тоже время за неосторожное убийство детей они подвергались менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы.

Постепенно возникает правовая концепция детства: ребенок - это личность, и его умение жить в обществе во многом определяется представлением ему возможности получить всестороннее развитие, проявить себя, свои способности [1, с.422].

Демократические преобразования, вызванные революциями в Европе в

XIX веке, создали предпосылки для общественного понимания и рассмотрения прав детей, их защиты от рабства, экономической эксплуатации, произвола родителей. В это время формируется правовой статус ребенка, когда с помощью законодательства об охране детства вводится запрет на детский труд. Возникает принципиальное иное

отношение к детям, которые достойны заботы и защиты, нуждаются в улучшении условий жизни.

Укреплению такой точки зрения способствовали сообщения о крайне тяжелых условиях жизни детей, о чем свидетельствовали высокая детская смертность, неадекватная охрана детей, отсутствие у них надлежащих возможностей для получения элементарного образования. Кроме того, неменьшую тревогу вызывала информация о детях подвергавшихся злоупотреблениям и эксплуатации в форме проституции или опасного труда, о детях, содержащихся в тюрьмах или оказавшихся в неблагоприятной ситуации, и о детях из числа беженцев или жертв вооруженного конфликта.

По словам В.В. Абраменковой «отношение к ребенку, детству в историческом контексте претерпело существенные изменения: путь от ребенка, как раба, которого можно было продать, к ребенку как цели патриархального брака; от ребенка - маленького взрослого - к ребенку как самостоятельной ценной в себе личности» [16].

Педагог П.Ф. Каптерев, выступая в 1906 году в Родительском кружке с докладом «Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей» образно отметил: «Дети не ослы, навьюченные грузом обязанностей, но личности, у которых, как и у взрослых личностей, обязанности идут наравне с правами. Поэтому к детям, даже самым маленьким, следует относиться с осмотрительностью, бережно, уважать в них человеческую личность и не нарушать права их» [17, с.232].

Рубеж XIX—XX веков ознаменовался тем, что в ряде европейских государств в общественную и политическую деятельность стали активно вовлекаться дети, были созданы первые детские демократические организации. В этот период размах детского правозащитного движения достиг такого уровня, что международная общественность стала называть

XX век веком ребенка.

Однако этим прогнозам не суждено было сбыться. XX век начался с войн и революций, следовавших одна за другой. Русско-японская война, революция 1905—1907 годов, первая мировая, а затем гражданская войны породили огромное количество детей, оставшихся без попечения родителей, сирот, беспризорность и безнадзорность.

Обстоятельства, связанные с империалистической и гражданской войнами, вызвали разрушение многих семей. Гибель родителей во время боевых действий или их потеря в обстановке эвакуации лишали сотни тысяч детей нормальных условий семейного воспитания [18, с.27]

Количество детей, нуждающихся в социальной помощи в Советской России, составляло 4-6 миллионов человек в 1921 году и 2,5-4 миллиона человек в 1923 году [19, с.39].

Губительные последствия Первой мировой войны в отношении гражданского населения и растущий интерес к проблеме защиты детей в большинстве стран Европы и Северной Америки вызвал необходимость Лиги Наций создать в 1919 г. Комитет детского благополучия, который рассматривал права детей в основном в контексте мер, которые нужно было принять в отношении беспризорных детей, детского рабства и торговли детьми, детского труда и проституции несовершеннолетних.

С этого момента начинается история правового закрепления прав несовершеннолетних в рамках международного права. Большую роль в разработке социальных стандартов защиты детей в этот период сыграли неправительственные организации, например, Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эглантайн Джебб.

Следующим шагом в становлении правового статуса детей стала Декларации о правах ребенка, которая была принята в 1923 г. Советом Международного союза спасения детей. В 1924 г. в Женеве Лига Наций на своей 5-й сессии приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка [20]. Это был первый документ

международно-правового характера в области охраны прав и интересов детей.

Декларация, состоящая из 5 принципов, сформулировала цели международно-правовой защиты детей:

- ребенку должна предоставляться возможность нормального развития, как материального, так и духовного;

- голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования;

- ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии;

- ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, и он должен быть огражден от всех форм эксплуатации;

- ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения.

В Декларации впервые подчеркивалось, что забота о детях и их защита не является больше исключительной обязанностью семьи, общества или даже отдельной страны — все человечество должно заботиться о благополучии детей.

Окончательно система международной защиты прав ребенка как важный элемент защиты прав человека сложилась после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации, в том числе и возрастной [21].

Таким образом, исторически понятие ребенка связывается с определенным социальным статусом несовершеннолетнего человека, вовлеченностью его в круг общечеловеческих, культурных, а позже, и правовых ценностей.

Долгое время дети не рассматривались как самостоятельные и полноценные члены общества. Интерес к детству возникает лишь на определенном этапе индивидуального и социального развития общества. А любые представления о необходимости защиты ребенка, в том числе и механизмы правовой защиты, отражают пройденный человечеством жизненный путь.

Литература

1. Кон И.С. Социологическая психология: избранные психологические труды.- Воронеж, 1999. - 156 с.

2. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1999. - 390

с.

3. Ариес Ф. Возрасты жизни //Философия и методология истории / Под ред. И.С.Кона. - М., 1977. - С.216-245.

4. Платон. Собрание сочинений в 3-х тт./ Перевод А.Н. Егунова. Т.2.-М., 1971. - С.461.

5. Плутарх. Моралии: Сочинения. - М.: ЭКСМО-Пресс, Xарьков: Фолио, 1999. - С.36.

6. Борисова Н.Е. Конституционные основы правового положения несовершеннолетних в Российской Федерации (Проблемы теории и практики): дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.02 : Москва, 2004. - 379 с.

7. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.

8. Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина VIII века. - Л., 1982. - 279 с.

9. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях// Исторические монографии и исследования. Т.19. - СПб, 1887. - С.115.

10. Домострой (Сильвестровская редакция). - СПб.: Наука, 1994. - 400 с.

11. Соборное уложение 1649 года / П.П. Епифанов, М.Н. Тихомиров. -М., Изд-во Моск. ун-та, 1961. - 342 с.

12. Российское законодательство X-XX веков. Т.1. - М., 1984. - с.118-

119.

13. Каролина. Уголовно-судебное уложение Карла V. /Пер, пред. и прим. Булатова С.Я - Алма-Ата, 1967. - 152 с.

14. Буданова Г.П. Права детей как концептуальная основа содержания деятельности уполномоченного по правам ребенка// Права ребенка. Институт уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации: опыт, проблемы, теоретические модели, нормативно-правовая база. - М., 2001. -с. 121.

15. The first anti-spanking law in the world. Historical background to the Swedish legislation. Radda Barnen. Swedish save the children. 1994.

16. Абраменкова В.В. Агиологическая психология детской святости// Вестник ПСТГУ VI: Педагогика. Психология. - 2007. - № 1. - с.118-145.

17. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М., 1992. - С.

704.

18. Гернет М.Н. Социально-правовая охрана детства. - М., 1923. - 269 с.

19. Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 6. - М., 1967.

20. Женевская Декларация 1924 года// Права человека. Сб. международных договоров. - М.: Международные отношения, 1991.

21. Всеобщая Декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)// Действующее международное право. Т. 2. - М., 1996.

Рецензент:

Ермаков В.Г., заведующий кафедрой конституционного и муниципального права ГОУ ВПО «Елецкий государственный университет» им. И.А. Бунина, доктор юридических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.